Сергей Лукьяненко. О “Спектре”, “Дозорах” и не только

“..Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!..” А. и Б. Стругацкие, “Пикник на обочине” Далеко не все фантастические произведения имеют счастливый конец. Почему-то мне всегда казалось, что это неправильно. Наверно, причина в том, что, следуя за полётом фантазии автора, доверяешь ему, и, когда после прочтения очередной книги с тоской смотришь в окно и понимаешь, что философские проблемы, в ней поднятые, имеют огромное значение, а авторский замысел раскрыт до конца, чувствуешь, как это верно, хочется тихо выть и лезть на стену. Вены, что ли, вскрыть, раз уж всё равно жить незачем? Но фантастика – не жанр философского эссе о мрачных судьбах мира. И если книга задаёт вопросы, отвечает на них и всё же оставляет место для дискуссии, если сюжет её динамичен, оригинальна авторская идея или найдено нетрадиционное решение – всё это ещё не делает фантастическое произведение хорошим. Что же главное? Авторский стиль, одарённость, чувство юмора? Есть такая категория книг. Ты не согласен с автором, герои тебе неприятны, а читаешь – не оторваться. В таких случаях обычно говорят о “стиле”. И верно, стиль. Понятный и приятный мне, человеку, считающему непревзойденным авторитетом в отечественной фантастике Стругацких. Нет-нет, я не намекаю на подражание, но всё же... Косвенным подтверждением тому были названия частей “Ночного дозора” и лёгкие намёки вроде “вертолёта с винтом на холостом ходу”. Хорошо, когда можешь себе позволить улыбку в сторону мэтра, и тебе ничего за это не будет! Приятно, когда начинают называть лидером отечественной фантастики в тридцать четыре года. Собственно, мысль написать рецензию у меня возникла после посещения официального сайта Сергея Лукьяненко на rusf.ru (куда меня завели поиски сайта журнала “Если”), а после – форума для читателей СЛ, как они его там называют. Сергей Васильевич, Вам можно только позавидовать и поздравить с такими читателями: внимательными, понимающими, интеллигентными и восторженными. Для них Сергей Лукьяненко – мэтр, Иной, почти божество, один из них... Читатели... Когда-то давно Иван Антонович Ефремов поблагодарил читателя-медика, обратившего внимание на то, что в “Сердце Змеи” после изменения способа введения в организм хирургического инструмента схема человеческого желудочно-кишечного тракта получилась перевёрнутой. “Наверно, тут был десяток штреков, к поверхности ведущих, и у каждого сейчас работала бригада сапёров. Бросали вниз пакеты со взрывчаткой...” “...Мы попали в самую гущу взрывов. Наверное, рядом, проходила штольня, через которую и бросали вниз динамит” С. Лукьяненко, “Близится утро” Поймите правильно, мне ясно, что детали – не главное в подробной картине мира, где железо более редко, чем золото, ад – Вечный Холод, а Искупитель сам приговорил себя к Столбу-распятию. Просто немного режет слух такое вольное обращение с горнопроходческими терминами. Штрек – горизонтальная горная выработка, не имеющая выхода на дневную поверхность. Да и штольня – горизонтальная выработка. Трудно по ним что-либо скинуть вниз... мелочь, верно? А неприятно. Это просто к вопросу о непогрешимости мэтров и отношении к критике. Впрочем, искать недочёты у Лукьяненко – это уже хороший тон в сети. Даже сайты специальные есть… И недавно прочитанный “Спектр” почти никому не принёс разочарования. Восторженные девушки говорят о дивных философских “историях Мартина”. Что может быть приятнее для писателя, чем дать себе возможность поупражняться в зарисовках на свободную тему? А, чтобы не быть заподозренным в “красивости”, попутно вложить одну из них в уста Чужого с когтистыми лапами и приплюснутой головой и признать её неудачной. Что вы, разве это я такой романтик? И на общем благоприятном фоне сглаживается не очень удачная и несколько наивная любовная линия. Наверно, было более естественным её отсутствие, как в “Звёздах – холодных игрушках”, разве повредило бы это основному замыслу? Ну, а “Пограничное время” уже вызвало на форумах массовые дискуссии тинэйджеров и не только, возомнивших себя Иными: “Я – Тёмный, я – Светлый...”. Наверно, приятно упиваться своим всемогуществом, иллюзорным, правда, но что поделаешь? Нашли себе поклонники “Сейлормун” новый плацдарм. Игры... Вот только “Дозоры” действительно провоцируют на дискуссии. И, если раньше они вызывали у меня острое чувство противоречия и желание высказать кому-нибудь, что все эти Иные ничем не отличаются по оптическим свойствам и на самом деле – нечто вроде инопланетных захватчиков, то “Пограничное время” меня с ними примирило. Похоже, автор и сам пришёл к мысли, что с позиции людей нет разницы между Тёмными и Светлыми, а вот есть такая в мире “Иная автономная область”, живёт независимо и семейные свои проблемы решает: отцы, матери, потерянные дети... Ещё бы в судьбы хозяев Земли – людей и мира не лезли, совсем бы хорошо было. Что ж, если сам Автор говорит, что его главная книга, его Голубая Папка ещё не появилась на свет, то... будем ждать! Ведь что ни говори, а книги Сергея Васильевича Лукьяненко – настоящая фантастика. И в конце каждой из них главных героев ждёт... счастье?

Хранитель Линнел
30.07.2003