Успенский М.Г. «Белый хрен в конопляном поле»

Кончалась эпоха магии, со скрежетом зубовным уступая место науке и прогрессу. М. Успенский «БХВКП» Михаил Успенский - мэтр отечественной юмористической фантастики, дебютировал в уже далеком 1967 году со стихов. Но стихами в “детстве” балуются все, а куда выведет кривая дальше – большой вопрос. Его вывело в разговорный жанр, для представителей которого он начал писать монологи в 80-х. Известность среди поклонников фантастики получает с романа “Чугунный всадник”, а далее… “Там, где нас нет” – 4 отечественных премии и история, разросшаяся до трилогии. “Змеиное молоко” из времени учеников Стругацких – Интерпресскон-97. Работа с одним из лучших отечественных фантастов (ИМХО и не только) Андреем Лазарчуком над двумя романами, (еще один на стадии ТЗ). И наконец, Михаил Глебович дописался до АБС-премии за свой скромный труд. Еще следует упомянуть о знаменитом богатыре Жихаре, герое трилогии о нем самом (Там, где нас нет, Время оно, Кого за смертью посылать). Что сделал Успенский? Собрал легенды, сказки, былины, мифы, эпосы и прочую фантастическую дребедень, да и давай глумиться. Глумился с особой жестокостью на протяжении трех книг. Было действительно весело, но у всего есть конец, и пришлось оставить легендарного богатыря. После этой трилогии было совершенно неясно, что Успенский может еще предложить читателям на этом поле. Оказалось, что есть еще мысли и слова, и слов этих немало. Автор взял уже знакомый нам мир, только шагнул сквозь время вперед. На дворе излет эпохи рыцарства, конец магии и начало научного обоснования окружающей действительности. Сын шорника становится мужицким королем, образованного Жихарем государства. В детстве, мальчик поступил по совести со старцем, и тот напророчил ему корону, что и сбывается к началу второй части. Правда, не повезло Стремглавке, влюбился он в эльфийскую принцессу, и это определило дальнейшее мрачное развитие событий; только старец напророчил еще и человечеству счастливый конец. В своем отрочестве, спас Стремглавка наследника французского престола от верной гибели и нажил себе, да и всему миру, врага - нового Мироеда. Назревает заговор темных эльфов, мечтающих о мировом господстве. Не вдаваясь в дальнейшие подробности и упорядочивание сюжета, замечу, что сюжет имеется и довольно крепкий. Единственное разочарование - это отпущенное на домыслы читателю решение ключевого (кто убил Лору Палмер?) вопроса. Простим, ведь книга писалась не как сюжетная, а как юмористическая. В приемах, которыми Успенский добывает улыбки и смех читателей, никаких революционных преобразований нет. Первое, это коверкание, или, если угодно, обыгрывание реальных имен и названий. Смешно получается редко, но удовольствие получаешь от простого угадывания, (а о чем это он сейчас?). Второе - приписывание прошлому свойств настоящего или помещение в ту реальность персонажей из нашего времени. Никаких янки при дворе, просто автор находит аналогию в прошлом или придумывает эту аналогию, пожалуй самая благодатная для шуток почва. Читать про приключения в средневековье Сорокина, Фоменко, братвы действительно весело. Ну и третьим явно выраженным способом становится смех над прошлым со знанием настоящего. Вообще, я не встречал людей, кто считал бы время, потраченное на тексты Успенского, проведенным зря, поэтому, если вы уже знакомы с его творчеством – берите смело, планка не опустилась. Если же вы еще не читали произведение этого автора, то попробуйте, АБС-премию дают не каждому.

Хранитель Лёлик
02.09.2003