Интервью с Алексеем Андреевым
Уважаемые пользователи и гости RENDER.RU, сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с интересным 2D-художником Алексеем Андреевым. В интервью Алексей расскажет нам о своем творческом пути, над каким проектами ему больше всего нравится работать и поведает ещё немало интересного.
RENDER.RU: Здравствуйте, Алексей! Благодарны Вам за выделенное время! Для начала расскажите, откуда Вы родом, где живёте сейчас, кем работаете?
Алексей: Здравствуйте, мне очень приятно внимание столь авторитетного издания.
Я родился в небольшом городе Чудово, что в ста километрах от Санкт-Петербурга. Мне повезло с тем, что в Чудово есть художественная школа, причем очень хорошая, мне повезло с учителем. Александр Подберезский — отличный график, прекрасный преподаватель и лидер музыкальной группы — не просто научил нас рисовать, а постарался привить хороший художественный вкус, не ограничиваясь визуальными искусствами. Мы, выпускники художественной школы, до сих пор дружим. Недавно встречались на открытии его персональной выставки в Питере. Один из его учеников сейчас — технический директор студии «Мельница».
Затем — Новгородский госуниверситет, кафедра архитектуры и дизайна. Там меня на 3 курсе по счастью позвали участвовать в одном мультимедийном образовательном проекте. Это был 1993 год — мне пришлось, наверное, одному и первых в городе, изучать программы векторной и растровой графики (тогда это были PhotoPlus и Corel 3), и трехмерного моделирования — 3D Studio под DOS. На 386 машинах, вспомнить страшно! Такого рода знания были, конечно, огромным преимуществом, меня оставили преподавать на кафедре. Я учил студентов основам композиции и графического дизайна. Конечно, сам я на тот момент мало что в этом понимал, пришлось в авральном режиме изучать необходимую информацию. А студенты мгновенно считывают любой твой пробел в знаниях. Потому те два года были для меня тяжелыми, но очень полезными, я понял, что преподавание — это лучший способ обучения.
Но такая работа отнимала слишком много сил, а мне хотелось заниматься творчеством. К тому моменту я уже довольно много успел нарисовать, провел пару персональных выставок. Я немного поработал в местной газете и типографии, и уехал в Питер.
Здесь довольно долго я работал в разных рекламных агентствах — больших и не очень — на должности арт-директора и руководителя дизайн-студии, не получая, впрочем, полного удовлетворения от моей работы, связанной с управлением и рекламой. В 2005 году мне позвонил Георгий Данелия и пригласил на работу художником-постановщиком фонов в его анимационном проекте «Ку! Кин-Дза-Дза!». С этого момента в мою жизнь вошло понятие концепт-арта. Учиться новому, как обычно, пришлось в режиме реального времени, с нулевым опытом. Но с коллективом и творческой атмосферой очень повезло, кино мы сделали (хотя теперь, глядя на результат, я понимаю, что три четверти артов перерисовал бы заново).
Сейчас я — фрилансер, занимаюсь иллюстрациями и концепт-артом, работаю в кинопроектах, и просто делаю творческие работы.
RENDER.RU: Когда Вы поняли, что быть художником – Ваше призвание? Что повлияло на выбор профессии?
Алексей: Передо мной, по большому счету, никогда не стояло выбора, какая область жизни для меня интересна, в этом смысле я — счастливый человек. Я рисовал сколько себя помню. Дело было в деталях. Арт или графический дизайн? Я довольно долго не мог окончательно решить для себя этот вопрос — тут работают, по-видимому, разные участки головного мозга, и очень полезно время от времени переключаться. Сейчас в основном занимаюсь артом, но мне по-прежнему интересна айдентика, и время от времени я беру соответствующие проекты в работу.
RENDER.RU: Давно ли Вы пришли к CG? Какие впечатления произвело на Вас цифровое рисование? Помимо цифровой живописи, Вы также занимаетесь станковой графикой. Занимаетесь ли Вы эстампом (печатной графикой)? Как много времени отнимают занятия станковой графикой в отличие от CG?
Алексей: Хотя я довольно рано изучил графические пакеты и был, видимо, одним из первых российский художников с собственным сайтом — мне его сделали в 1997 году — рисовал я по-прежнему традиционными способами. Я получил образование как художник-график и работал в разных графических техниках, в основном карандаш и тушь-перо. Но таким способом не получалось полностью реализовать свои творческие задачи. И только в процессе работы над «Кин-Дза-Дзой» я наконец понял, что нашел, похоже, свою технику. Дело в том, что в самом высокотехнологичном виде искусства технология влияет на творческий процесс менее всего, как бы парадоксально это не звучало. В традиционных видах искусства влияние технологии для меня было подавляющим, ограничивающим свободу — это и вынужденная стилизация в графике, это и длительный период высыхания красок в масляной живописи. В офорте вообще ты очень смутно представляешь, что получится в итоге. Кроме того, масляная живопись требует отдельной мастерской, занятия офортом тоже, да и кислота вредна для здоровья. Очень много разнообразной мороки, отвлекающей от выполнения творческих задач. Если я не вижу сразу результата своей работы, то мгновенный снимок сознания просто не получится. Здесь же я просто беру стилус, вожу им по своему вакому и сразу, здесь и сейчас, наблюдаю результат. В Adobe Photoshop технология мне не видна вообще, я могу не обращать на нее внимания, и для меня это - максимально подходящая, практически идеальная техника.
Когда я размышляю об этом, то прихожу к выводу об одной интересной тенденции. Технология приводит к тому, то расстояние между творцом и его творением постепенно сокращается, творчество становится все более интуитивным. Мне очень интересно наблюдать за развитием интерфейсов мозг-компьютер, за появлением средств рисования и скульптинга в виртуальных средах, за разработками бионических протезов. Думаю, что скоро наступит время, когда мы сможем простым усилием воли визуализировать свои внутренние миры. Вообще, мне нравится наблюдать за тем, как наступает будущее.
RENDER.RU: Алексей, довольно сложно оторваться от просмотра Ваших работ. Чем Вы вдохновляетесь? Откуда обычно черпаете идеи?
Алексей: Когда я отвечаю на этот вопрос, то всегда привожу мою любимую цитату из «Силы безмолвия» Карлоса Кастанеды - "В свои путешествия в сновидении он пускался подобно дикому зверю, крадущемуся за добычей... посещал своего рода свалку бесконечности и копировал увиденные там вещи, назначения и происхождения которых мог и не знать". У меня довольно специфическое понимание творчества и творческих задач. Наиболее точно их можно сформулировать, если опять же обратиться к инструментарию Кастанеды: творчество для меня — это поиск и фиксация определенных состояний точки сборки, определенных состояний осознания — детских, пограничных, снов и т.д. Каждому известно, что в детстве и юности трава была зеленее, а небо выше. Я нашел для себя способ возвращаться в эти детские состояния чистого восприятия, быть тем, кто воспринимает эти миры. Просто так вернуться в то состояние конечно невозможно, существует огромный багаж накопленного за все это время сознательного и, что важнее, бессознательного опыта, который и обрамляет эти пейзажи сюрреалистическими деталями. Я трачу на рисование несколько больше времени, чем нужно, именно потому, что периодически просто останавливаюсь и смотрю на то, что удалось перенести на холст. В этот момент я нахожусь там, в этом мире. В этом трюке заключена суть и причина того, чем я занимаюсь. А то, что в результате получается собственно картинка, является приятным (надеюсь) дополнением к этому переживанию. Все мои работы предназначены для меня. А тот факт, что они кажутся близкими кому-то еще, до сих пор не перестает меня удивлять.
Кроме того, я использую различные техники. В первую очередь, это осознанные сновидения, licid dream. В последние годы существование этой разновидности фазы парадоксального сна наконец-то признали ученые, и сейчас в различных лабораториях по всему миру активно ведутся исследования. Осознанные сны — это прекрасный виртуальный аттракцион с полным погружением, глубиной и яркостью ощущений, сравнимыми с обычным состоянием бодрствования, и практически неограниченными возможностями. Говорить об этом явлении можно очень долго, поэтому всех интересующихся отсылаю к книгам Стивена Лабержа — первого ученого-исследователя ОС.
RENDER.RU: Вы поработали над самыми различными проектами. В Вашем списке есть и полнометражный анимационный фильм, и сериалы, многочисленные обложки книг и журналов. Над чем Вам нравится работать больше всего? Над чем хотелось бы поработать в будущем?
Алексей: Больше всего нравится работать над фильмами по любимым писателям. По счастью, такие проекты есть. И ZONA, вдохновленная книгами Стругацких, и ULTRADROME по мотивам Лавкрафта. Одна студия в Екатеринбурге собирается снимать «Непобедимого» Лема с использованием моих картинок. Печаль в том, что кинопроекты редко доходят до стадии производства. Сейчас я участвую в пяти таких проектах — но шансов, что что-то из этого будет осуществлено, увы, мало. Кинобизнес, как я успел понять, штука очень непредсказуемая. Тем не менее, сам факт работы, того, что можно делать арты, придумать мир и пожить в этом мире, примерить его на себя, уже доставляет массу удовольствия. А в будущем хотелось бы, помимо умных и красивых фильмов, поучаствовать в разработке хороших атмосферных игр.
RENDER.RU: Алексей, Вы давно организовываете персональные выставки. Много ли подводных камней в организации подобных мероприятий? Что должен знать человек, решивший впервые организовать персональную выставку?
Алексей: Я избалован онлайн-продвижением, поэтому все, что касается выставочной деятельности в оффлайне, кажется мне громоздким и неэффективным. Я конечно понимаю, что такая точка зрения во многом ошибочна, что выставки — это совершенно особенная атмосфера, встречи и общение, и люди предпочитают именно таким образом контактировать с художественными произведениями. Но количество усилий, затрачиваемых на организацию выставки, совершенно несопоставимо для меня с эффектом, который такая выставка производит. К тому же, я полный профан в составлении экспозиции — к этому нужен отдельный талант и компетенции, которых у меня нет. В этом, кстати, одна из причин того, почему у меня относительно немного выставок. Я соглашаюсь на проведение выставки только на определенных условиях — если организатор берет на себя все вопросы, связанные с оформлением и развеской экспозиции, как получилось, например, в питерских «Эрарте», «Арт-Музе» и «Валенсии», и в Варшаве. Выставка для меня — это, в первую очередь, возможность путешествовать и общаться, заводить новых друзей и изучать жизнь.
Так что человек, решивший впервые организовать персональную выставку, должен отдавать себе отчет в том, что это довольно серьезная и затратная процедура. Если не удастся заинтересовать галерею настолько, что она согласится выставить вас за собственный счет, то надо платить за аренду. Если галерея не будет заниматься оформлением, нужно будет делать все самому или привлекать друзей. Составление экспозиции — отдельная головная боль. И, наконец, самое главное. С какой целью выставка организуется? Возможно, что для галочки в резюме, тогда вопрос снимается. Но, все же, скорее всего для того, чтобы максимальное количество людей смогло познакомиться с вашим творчеством, в идеале таких людей, которые смогли бы приобрести ваши работы и продвигать вас в дальнейшем. А теперь задайте себе вопрос — а много ли посетителей вы сможете привлечь на выставку? И каких именно? Каковы ваши возможности в продвижении? Ваши друзья и родственники и так, скорее всего, знают и любят то, что вы делаете. Безусловно, им будет приятно. Но — что дальше?
Конечно же, я не претендую здесь на истину в последней инстанции, и опираюсь только на собственный опыт, к тому же я лентяй. Но я рекомендовал бы, в первую очередь, использовать средства онлайн продвижения — профессиональные ресурсы. Я убедился и продолжаю постоянно убеждаться в их эффективности. А когда вас заметят и заинтересуются, выставляться будет гораздо проще.
RENDER.RU: Сталкивались ли вы с профессиональным выгоранием? Можете сказать с высоты своего опыта, как «лечиться» или избежать этой проблемы?
Алексей: Да, сталкивался. Причем сталкивался относительно недавно. В моем случае это было связано с тем, что лет примерно 15 я занимался одной и той же работой, руководил дизайн-студией в агентстве — брифовки, траффик-менеджмент, совещания, защиты проектов в режиме постоянного стресса и жестких дедлайнов. Но причина была не в сложности работы, конечно (наоборот, сложная работа отвлекала от поисков причин). А причина была в том, что, судя по всему, я занимался не своим делом. К пониманию такой простой вещи часто приходится идти очень долго, многие годы, но в какой-то момент смутное ощущение оформилось в четкую мысль. И хотя в моем случае зона комфорта выглядела не слишком-то комфортно, в один прекрасный день нужно было принять решение уйти из агентства и делать то, что мне нравится — рисовать картинки. Руководство отнеслось с пониманием — сейчас мы дружим и общаемся. Возможно, выгорание может случиться и в моем нынешнем статусе — но, если честно, мне очень сложно представить себе такую ситуацию. Так что, если хотите избежать этой проблемы, постарайтесь делать то, что любите делать. Это вообще полезно для здоровья.
RENDER.RU: Ваше отношение к фрилансу? Готовы работать в этом направлении или считаете, что полноценно творить можно только в составе студии, в хорошем творческом коллективе?
Алексей: Я не так давно перешел на фриланс в чистом виде, это случилось меньше года назад. Но нынешнее состояние мне определенно нравится больше, чем работа в студии. И дело не только в смене вида деятельности. Я ощутил совершенно конкретные преимущества удаленной работы. Они очевидны, но, тем не менее: - плюс 2 часа ежедневно, которые раньше тратил на транспорт, - свободный график, в бассейне по утрам практически пусто :), могу работать ночью, когда никто и ничто не мешает сосредоточиться. Это очень важно для меня — возможность сосредоточиться. В офисе для меня она была практически недоступной роскошью. А это значит, что я не мог выдавать полноценный продукт. Кроме того, теперь можно не обсуждать новости! Огромный поток информационного мусора проходит мимо меня, я не знаю о том, что происходит в стране и мире (иногда поглядывая, впрочем, на курс доллара). Вернулось совсем было забытое ощущение жизни без стресса.
Конечно же, необходимо постоянно развиваться, а развитие происходит прежде всего в результате общения с коллегами. Казалось бы, офис для этого подходит более всего. Но вот что я заметил — за последние месяцы я изучил столько нового софта, приемов, направлений, тенденций и т.д., сколько мне не снилось за все годы работы в агентстве. А если есть друзья в отрасли, то расстояние общению не помеха. Мы устраиваем видеоконференции, расшариваем друг для друга экраны, устраиваем импровизированные мастер-классы, делимся опытом.
Я слышал, что фрилансеры сталкиваются с проблемой организации своей работы. Ко мне это по счастью не относится — когда привык организовывать от 6 до 13 человек, с собственной загрузкой справиться особого труда не составляет.
Так что могу сказать, что, если ситуация кардинально не изменится, то я предпочел бы работать в качестве фрилансера.
Но жизнь научила меня не судить других по себе — у каждого свой жизненный контекст, характер и мотивация, у каждого свои «за» и свои «против».
RENDER.RU: Какой из своих проектов вы бы могли назвать самым сложным для вас?
Если говорить о творческих проектах, то их сложность с лихвой компенсировалась их интересностью, поэтому каких-то серьезных проблем тут я даже и вспомнить не могу. На «Кин-Дза-Дзе» работалось очень легко — моя стилистика, идеология и эстетика выросла не в последнюю очередь на оригинальном фильме 1986 года, поэтому мне вообще не пришлось подстраиваться, я просто делал все, что считал нужным, а Георгий Николаевич это принимал. Или не принимал. Вообще, мне, как правило, предлагают проекты, уже посмотрев на мои работы, предлагают те темы, которые мне интересны и которые у меня выходят лучше. Это сильно облегчает жизнь.
А сложнее всего мне было, когда меня впервые назначили на должность артдира и начальника дизайнеров. - Попробуй, другого шанса не будет, - сказали мне. Я попробовал. В результате весь первый год своего руководства я пребывал в состоянии круглосуточного стресса. Потом как-то втянулся, но — далее см. выше :) Нет хуже должности, чем должность мелкого начальника. Избегайте ее по возможности.
RENDER.RU: Чем бы хотели заняться в долгосрочной перспективе, скажем через 5-10 лет?
Алексей: Сейчас я активно изучаю программы трехмерного моделирования. Когда-то был 3D Studio, потом 3DS Max, я пользовался им для решения очень ограниченного круга задач, в основном презентационного характера, и не заметил революции, которая случилась здесь за последние несколько лет. Появилось несколько совершенно принципиальных для меня вещей, а именно PBR, физически корректный рендеринг и шейдинг, текстурирование кистями без мучений с UV развертками, HDRI прямо во вьюпорте, прекрасные интуитивно настраиваемые материалы, наконец, скульптинг. Кроме того, интерфейс стал гораздо человечнее. В результате, как и в случае с Digital Painting, у меня появилась возможность прямо здесь и сейчас, с практически мгновенной обратной связью, видеть результат своей работы.
Я ознакомился с несколькими программами, остановил свой выбор на 3d Coat и Blender, для моих задач по иллюстрированию и концепт-арту этого набора, судя по всему, будет вполне достаточно. Интерфейс Blender оказался неожиданно очень удобным, гораздо удобнее того же 3DS Max. В нем можно работать очень быстро, используя хоткеи. В 3D Coat можно быть просто художником, не думая о технологии. Я бы сравнил работу в 3DS Max с офортом, а в 3D Coat — с Photoshop по удобству для меня и возможности видеть конечный результат. Кроме того, 3D Coat стоит совсем недорого, за Blender вообще не просят денег.
Сейчас я делаю первые робкие попытки создания артов с использованием этого софта, но надеюсь в ближайшем будущем прокачать свои способности.
И, конечно, буду продолжать учиться рисовать.
RENDER.RU: Ваше отношение к критике? Чем отличается критика соотечественников от критики зарубежных коллег? Есть мнение, что у нас люди более «придирчивы».
Алексей: Я бы не говорил о придирчивости. Думаю, тут дело, скорее, не в содержании, а в форме. У меня сложилось впечатление, что западные коллеги и комментаторы выражают мнение в более сдержанной форме, не позволяют себе резкого тона, зачастую свойственного нашим соотечественникам. С другой стороны, когда мы говорим о зарубежных коллегах, кого мы имеем ввиду? Они же все совершенно разные. Французы, например, очень похожи на нас — в том числе в деловой переписке, не тратят лишнее время на вежливые обороты. А если еще немного подумать — то различия между мной и Джейн, Senior Storyboard Artist из Лос-Анжелеса, родившейся в Гонконге, исчезающе малы по сравнению с различиями между мной и Колей, охранником, моим соседом по лестничной клетке.
Конечно же, я ненавижу критику. Она страшно портит мне настроение. Особенно конструктивная. Я очень переживаю, долго не могу найти себе места. Меня выбивает из рабочего графика. Но потом приходится работать над собой, исправляться, подтягивать слабые места. А еще через какое-то время, когда все исправишь, начинаешь испытывать чувство благодарности к негодяю. А потом все повторяется снова.
RENDER.RU: Качественный отдых, это один из важнейших компонентов творческой натуры, одни путешествуют, другие прыгают с парашюта, а кто-то вообще уезжает на дачу и отключает мобильный. Как любите проводить свободное время вы, есть ли хобби?
Алексей: Так получилось, что мне интересно учиться. Чему-то такому, чего вообще не было в моей жизни. Получать новый опыт. В результате откатал сезон на мотоцикле, получил сертификат дайвера, неожиданно для себя перевел на русский книгу по философии сознания (это оказалось самым простым способом ее прочитать). В результате — куча новых впечатлений и знакомых. А еще можно сказать, что мое хобби — это чтение научно-популярной литературы. Мои герои — это ученые. Специалисты по квантовой механике, суперсимметрии и теории струн, космологи, нейробиологи, эволюционные биологи, этологи — люди, открывающие нам красоту нашей Вселенной. Ну и конечно, семья. Дочка растет, ходит в художественную школу, очень любит рисовать. Очень здорово, когда есть общие интересы и темы для разговоров с ребенком.
RENDER.RU: Если бы не художником, то кем бы стали, какой вид деятельности вас привлекает достаточно сильно, что бы посвятить этому жизнь?
Алексей: Если, конечно, не принимать во внимание полное у меня отсутствие соответствующих способностей, то, на мой взгляд, наиболее достойное человеческих существ занятие — это наука.
RENDER.RU: Ваш прогноз для отечественной CG индустрии на ближайшие 5 лет? Кто-то уже учит английский и посматривает зарубежные вакансии, а кто-то более чем уверен, что все у нас будет хорошо, начиная с з/п и заканчиваю все большим числом интересных и качественных проектов, какое ваше мнение на этот счет?
Алексей: Наверное, я не тот человек, который может выступать компетентным экспертом по этому вопросу — я не настолько в теме. Если же судить исключительно по моему опыту и ощущениям (они касаются только кино и немного телесериалов), то могу сказать следующее. Я работаю как с российскими, так и с зарубежными проектами. За последний год проектов у меня не стало меньше. Ни зарубежных, ни российских. Наоборот, их количество увеличивается. Кроме того, я вижу усиливающийся интерес к Sci-Fi со стороны отечественных киношников, что меня лично не может не радовать. Не знаю, что будет дальше, но пока что в этом вопросе я, как ни странно, оптимист.
RENDER.RU: Что посоветуете начинающим художникам?
Алексей: Когда я учился в начальной школе, то в классе был не самым талантливым художником. Просто больше всех любил рисовать. И со временем понял, что желание важнее способностей. Так что, если вы действительно хотите рисовать — просто продолжайте это делать, продолжайте без оглядки на окружающих. Окружение, кстати, тоже очень важно — постарайтесь найти единомышленников. Мне очень не хватало людей, разделяющих мои ценности, довольно долго — до окончания университета. И последнее. Я понимаю, что если перестану учиться, мозг сразу начнет деградировать. Так что и себе, и всем желаю в течение всей жизни поддерживать в себе это состояние открытости новым знаниям и опыту.