Джоан Виндж «Снежная королева»
СТО ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА Джоан Виндж «Снежная королева», 1980 Joan D. Vinge “The Snow Queen”, 1980 Каждая эпоха имеет свои, неповторимые черты, по которым очень легко отли-чить один временной промежуток от другого. Только одна эпоха сияет неизмери-мо ярче, а другая превращается лишь в череду черно-белых фотографий. Иногда я думаю о том, какой временной отрезок прошлого, двадцатого, века останется в памяти потомков? И почему-то всегда склоняюсь к 50-60 годам. Ибо трудно, ка-жется, найти время, более противоречивое в веке минувшем, время, в которое менялись не только устои самого общества, но и ломался привычный уклад жизни, время, когда зародились росточки тех нравственных свобод, без которых немыс-лима современная жизнь. Но есть, мне кажется, еще один десяток лет, который достоин внимания в ве-ке двадцатом. Это – годы восьмидесятые. Это время декаданса, время, когда, ка-залось все застыло и уснуло мертвым сном, но это время, на котором, как на бази-се стоит современная эпоха, ибо все, кто живет сейчас и изменяет этот мир, вы-шли из небытия 80-х. Американская писательница Джоан Виндж практически неизвестна у нас в стране. Было лишь несколько спорадических изданий в начале 90-х и выпущен-ный издательством «Терра» целиком цикл о юноше-телепате по имени Кот. Одна-ко, издания эти прошли практически незамеченными. И вот теперь издательство «АСТ» в своей «Золотой библиотеке фантастики» переиздало самый известный, удостоенный премии «Хьюго», роман Виндж «Снежная королева». К счастью, изда-ло в переводе 1994 года, и этой датой, надо понимать, объясняется очень прилич-ное качество текста, в отличие от других книг серии. …На планете Тиамат, которая вращается вокруг двойной звезды, Смена Вре-мен Года происходит один раз в 150 лет. Когда-нибудь, через неисчислимое коли-чество лет, эту звездную систему поглотит черная дыра, а пока она всего лишь изменила орбиту Тиамата. И всего лишь (какая ирония!) предопределила судьбу группы земных переселенцев, прилетевших сюда на заре освоения человеком космоса. Вселенная «Снежной королевы» – это вселенная власти Гегемонии – великой Тирании, погрязшей в кастовых предрассудках, жалкое подобие свободного со-дружества миров, построенное на обломках Старой Империи. Великое государст-во людей кануло в Лету тысячелетия назад и оставило после себя погрузившийся в варварство мир и удивительную машину – биологический суперкомпьютер, объе-диняющий тысячи людей на разных планетах, которые обладают возможностью доступа к огромному банку данных Старой Империи. События книга разворачиваются вокруг одного очень важного события в жизни планеты Тиамат – Смены Времен Года. Ариенрод, Королева Зимы, всеми силами пытается изменить существующий порядок вещей и остаться у власти Ле-том. Ей противостоят многовековые устои Тиамата и Гегемония, не допускающая на Тиамат новые технологии… «Снежная королева» Джоан Виндж, безусловно, - один из самых ярких камней в диадеме мировой фантастики. Нетривиальный сюжет, объемные персонажи, практически безупречное литературное исполнение, умело расставленные соци-альные акценты – это несомненные достоинства книги. Противостояние Ариенрод и ее двойника-антипода Мун – одно из самых удачных психологических противо-поставлений людских характеров. Быть может, оно не такое яркое, как человече-ские противостояния в романах того же Питера Гамильтона, Буджолд или Карда. Но есть в противостоянии Ариенрод и Мун то, что придает неповторимое очаро-вание истории – это отсутствие ненависти между двумя сторонами конфликта. И это объясняется отнюдь не генетической идентичностью героинь. Напротив, Виндж всячески подчеркивает индивидуальность женских характеров, которые объединяет лишь одно – стремление к совершенству, к познанию, попытка выйти за пределы означенного им судьбою круга. Не может быть настоящей ненависти между людьми, которые стремятся к одной цели, пусть и разными путями. Может быть неодобрение пути, но всегда будет понимание важности цели, которое при-ведет к прощению. На шестьсот страниц текста я насчитал рекордно малое количество узловых персонажей – всего лишь около десятка вместе с главными героями. Казалось бы, при таком соотношении текста и фигур, характеры должны быть раскрыты пол-но, но, к сожалению, этого не произошло. Я был немного разочарован, читая по-следние главы книги, когда главные герои начинали устраивать маленький ду-шевный стриптиз перед остальными в духе фантастических произведений 40-50-х годов и американских комиксов – «посмотрите, на самом деле я совсем не такой, каким вы меня представляли на протяжении всей книги». От автора, который придумал такую замечательную (я не кривлю душой) историю, и обладающего та-ким писательским талантом, каким обладает Джоан Виндж, я ожидал большего. Мне остались непонятными метаморфозы, происходившие со Спарксом, хотя Виндж усердно на протяжении всей книги пыталась подвести твердое основание под шатающуюся логику истории возлюбленного Мун. Абсолютно нелогичны по-ступки другого узлового персонажа – инспектора Джеруши. Так и хочется крик-нуть: «Не верю!». Ее нравственным терзаниям и попыткам оправдать собственные поступки посвящена добрая четверть книги. Однако, несмотря на старания авто-ра, характер Джеруши – один из самых слабых в книге. Напротив, очень удались характеры инспектора Гундалину, робота Поллукса, его хозяйки Тор, Зведного Быка Герне, Фейт. Очень сложно сказать, почему все получилось подобным обра-зом. Почему характеры, которым уделялось большее внимание автора, не удались. Не буду гадать. Но на одно любопытное совпадение я не могу не указать. Я знаком с другим циклом Джоан Виндж о телепате Коте. Так вот, самое интересное, это же явление в полной мере наблюдается и там. Вот так, постепенно, мы подобрались к главному, на мой взгляд, недостатку романа. Несмотря на удачный сюжет и качественное техническое исполнение, «Снежная королева» Виндж лишена того же, чего была лишена Снежная Королева Андерсена – эмоций, сердца и души. Удивительное дело, но книга женщины-писателя практически безэмоциональна… Нет, конечно, эмоции у героев есть, на страницах бушует огонь страстей – любовь, предательство, верность, коварство. Но за этими декорациями не видно главного – не видно души человека, написав-шего роман. Как будто он написан самой Снежной Королевой. Я не зря в начале статьи вспомнил о 80-х годах. В романе Джоан Виндж как в зеркале отражается эпоха, в которую была написана эта книга. Эти особенности заметны в характерах героев, отражающих чаяния молодого поколения, пытаю-щегося быть индивидуальным в сером мире, стремящегося к лучшему будущему. Это видно и по сюжету, в котором общество восстает из ада безвременья, как Фе-никс, возрождающийся из плодородного пепла исчезнувших Империй. Читая эту книгу, я постоянно вижу перед глазами одну и ту же картину – ри-сунок одного из западных художников, работающих в жанре научной фантасти-ки. …Бесконечное поле космодрома, упирающееся в небо. Чужое солнце дает жизнь пробивающейся сквозь трещины в древних бетонных плитах неземной траве; искореженные остовы некогда могучих кораблей забытых звездных дер-жав. И молодая девушка со стильной стрижкой, одетая по моде начала 80-х годов. Ее глазами молодость смотрит на деяния давно минувших эпох, пытаясь понять, принять, простить… © Александр Крапивников, сентябрь 2003.
Хранитель Wren
09.09.2003