Борис Невский: "Сергей Лукьяненко «Кваzи» — достойная замена дозорной серии"

Сергей Лукьяненко «Кваzи» — достойная замена дозорной серии

Роман

Жанр: постапокалиптический детектив
Художник: Е. Ферез
Издательство: АСТ, 2016
Серия: «Книги Сергея Лукьяненко»
352 стр., 60 000 экз.
Похоже на:
Айзек Азимов «Стальные пещеры»
кинофраншиза «Нация пришельцев»

Мэтр российской фантастики Сергей Лукьяненко сочинил роман о зомби — точнее, о постапокалиптическом мире, возникшем после нашествия живых мертвецов, меньшая часть которых переродилась в разумных и бессмертных мутантов-кваzи. Что ж, тема эта для одного из ведущих отечественных фантастов достаточно оригинальная. И было весьма любопытно узнать: удастся ли Лукьяненко вдохнуть новую жизнь в эту вдоль и поперёк изгрызенную другими авторами идею?

И да, и нет. Лукьяненко не был бы собой, если б не попытался привнести в роман злободневное содержание. Мир «Кваzи» в самых разных аспектах перекликается с современной жизнью, есть даже прямые параллели с некоторыми реальными событиями и людьми. Ну а ряд проблем, стоящих перед героями, возвышают роман над обычным «зомбятником», позволяя числить его по ведомству привычной для автора социальной фантастики. С другой стороны, каким-либо идейным или сюжетным новаторством в романе и не пахнет. Всё это уже было, было, было… Общество «после зомби-катастрофы», где часть живых мертвецов сохраняет разум с помощью определённой диеты и благодаря этому способно к сотрудничеству с людьми? Роман Айзека Мариона «Тепло наших тел» и телесериал «Я — зомби». История полицейского-человека, получившего напарника из «нелюдей», которых он ненавидит? «Стальные пещеры» Азимова или фильмы серии «Нация пришельцев». Главный герой — мужчина среднего возраста с душераздирающим прошлым и неустойчивым настоящим? Антон Городецкий, мы вас узнали! Даже базовая сюжетная схема, отдельные повороты и сцены нового романа временами едва ли не буквально повторяют аналогичные элементы тех же «Дозоров». Впрочем, самоповторы, наверное, сложно отнести к заимствованиям. Скорее, это продолжение разработки уже привычных для автора тем и приёмов. Ну, имеет право…

В общем, особой новизной «Кваzи» похвастать не может. Однако леший с ним, с новаторством. Главное, что книгу по-настоящему интересно читать!

Сложно остановиться, пока не перелистнёшь финальную страницу, — а сразу же после финала хочется продолжения!

В конце концов, Сергей Лукьяненко был и остаётся просто хорошим писателем. Да, мир романа более чем условен, сюжет вторичен, а все эти шпионские игрища, несмотря на их якобы глобальную сверхважность, смотрятся детским писком на лужайке. Однако книга читается влёт! И очень сложно остановиться, пока не перелистнёшь финальную страницу. Причём сразу же после финала хочется продолжения! Прямо «кваzи»-зависимость какая-то возникает…

Похоже, Лукьяненко действительно может, наконец, оставить изъезженную вдоль и поперёк «дозорную» тему позади. «Кваzи» и его возможные (хотелось бы, чтобы вероятные!) сиквелы вполне способны заполнить собой эту нишу — крепко сбитых, ладно сшитых и по-настоящему увлекательных детективно-фантастических романов с лёгким налётом социальной НФ.

Итог: качественно написанная детективная драма в необязательном зомби-антураже. Несмотря на эфемерную социальность, вещь абсолютно развлекательная, но при этом весьма неглупая. Хорошая замена полностью исчерпавшей себя «дозорной» серии.

Путешествие продолжается?

Говорят, что на создание «Кваzи» автора воодушевил несостоявшийся телесериал компании 1147 MEDIA под названием «Грешники» — гибрид художественного кино и реалити-шоу. К тому же новая книга Лукьяненко изначально рассчитана на телепостановку. Сюжет структурирован так, что каждая глава соответствует отдельному эпизоду возможного сериала. Так что весьма вероятно, что одним романом экскурс автора в зомби-мир не ограничится.

Сергей Лукьяненко «Кваzи» — достойная замена дозорной серии
Удачно
  • увлекательность
  • динамичность
  • качественный стиль
Неудачно
  • вторичность
  • условность бэкграунда
  • эфемерная социальность

Борис Невский
15.08.2016