Борис Невский: "Сергей Лукьяненко «Кваzи» — достойная замена дозорной серии"
Сергей Лукьяненко «Кваzи» — достойная замена дозорной серии
Роман
Жанр: постапокалиптический детектив
Художник: Е. Ферез
Издательство: АСТ, 2016
Серия: «Книги Сергея Лукьяненко»
352 стр., 60 000 экз.
Похоже на:
Айзек Азимов «Стальные пещеры»
кинофраншиза «Нация пришельцев»
Мэтр российской фантастики Сергей Лукьяненко сочинил роман о зомби — точнее, о постапокалиптическом мире, возникшем после нашествия живых мертвецов, меньшая часть которых переродилась в разумных и бессмертных мутантов-кваzи. Что ж, тема эта для одного из ведущих отечественных фантастов достаточно оригинальная. И было весьма любопытно узнать: удастся ли Лукьяненко вдохнуть новую жизнь в эту вдоль и поперёк изгрызенную другими авторами идею?
И да, и нет. Лукьяненко не был бы собой, если б не попытался привнести в роман злободневное содержание. Мир «Кваzи» в самых разных аспектах перекликается с современной жизнью, есть даже прямые параллели с некоторыми реальными событиями и людьми. Ну а ряд проблем, стоящих перед героями, возвышают роман над обычным «зомбятником», позволяя числить его по ведомству привычной для автора социальной фантастики. С другой стороны, каким-либо идейным или сюжетным новаторством в романе и не пахнет. Всё это уже было, было, было… Общество «после зомби-катастрофы», где часть живых мертвецов сохраняет разум с помощью определённой диеты и благодаря этому способно к сотрудничеству с людьми? Роман Айзека Мариона «Тепло наших тел» и телесериал «Я — зомби». История полицейского-человека, получившего напарника из «нелюдей», которых он ненавидит? «Стальные пещеры» Азимова или фильмы серии «Нация пришельцев». Главный герой — мужчина среднего возраста с душераздирающим прошлым и неустойчивым настоящим? Антон Городецкий, мы вас узнали! Даже базовая сюжетная схема, отдельные повороты и сцены нового романа временами едва ли не буквально повторяют аналогичные элементы тех же «Дозоров». Впрочем, самоповторы, наверное, сложно отнести к заимствованиям. Скорее, это продолжение разработки уже привычных для автора тем и приёмов. Ну, имеет право…
В общем, особой новизной «Кваzи» похвастать не может. Однако леший с ним, с новаторством. Главное, что книгу по-настоящему интересно читать!
Сложно остановиться, пока не перелистнёшь финальную страницу, — а сразу же после финала хочется продолжения!
В конце концов, Сергей Лукьяненко был и остаётся просто хорошим писателем. Да, мир романа более чем условен, сюжет вторичен, а все эти шпионские игрища, несмотря на их якобы глобальную сверхважность, смотрятся детским писком на лужайке. Однако книга читается влёт! И очень сложно остановиться, пока не перелистнёшь финальную страницу. Причём сразу же после финала хочется продолжения! Прямо «кваzи»-зависимость какая-то возникает…
Похоже, Лукьяненко действительно может, наконец, оставить изъезженную вдоль и поперёк «дозорную» тему позади. «Кваzи» и его возможные (хотелось бы, чтобы вероятные!) сиквелы вполне способны заполнить собой эту нишу — крепко сбитых, ладно сшитых и по-настоящему увлекательных детективно-фантастических романов с лёгким налётом социальной НФ.
Путешествие продолжается?
Говорят, что на создание «Кваzи» автора воодушевил несостоявшийся телесериал компании 1147 MEDIA под названием «Грешники» — гибрид художественного кино и реалити-шоу. К тому же новая книга Лукьяненко изначально рассчитана на телепостановку. Сюжет структурирован так, что каждая глава соответствует отдельному эпизоду возможного сериала. Так что весьма вероятно, что одним романом экскурс автора в зомби-мир не ограничится.
- увлекательность
- динамичность
- качественный стиль
- вторичность
- условность бэкграунда
- эфемерная социальность
Борис Невский
15.08.2016