Сергей Садов

Дорогие друзья!
Последние пять лет отечественная фантастика переживает невиданный подъем. Пожалуй, по объемам продаж мы уже вплотную приблизились к зарубежным авторам. А ведь когда-то только заморское имя на обложке могло вызвать более менее значительный интерес читателей. Теперь же наблюдается почти противоположная ситуация. Наши фантасты мгновенно расправили крылья и стали публиковать очень качественную фантастику. Существует даже риск захлебнуться в потоке новых имен. Думаю, автора, интервью с которым мы сегодня предлагаем, особо представлять не нужно. Несмотря на то, что у него не так много опубликованных книг, он уже должен быть вам известен, так как именно в Интернете его произведения (особенно те, которые еще не изданы в бумажном формате) получили широкое распространение и вызвали массу очень положительных отзывов.
В канун двухлетней годовщины Архивов Кубикуса, Сергей Садов, автор великолепной трилогии "Рыцарь Ордена", любезно согласился ответить на некоторые вопросы. Итак:

Сергей, здравствуйте!
Здравствуйте.

1. Кто вы по профессии?
Программист. Сейчас работаю администратором БД.

2. В каком городе постоянно живете?
Самара.

3. С чего начиналась ваша литературная деятельность? Я имею в виду, почему вдруг вы решили сесть и написать роман, повесть, рассказ? Что послужило толчком?
Ой, сейчас и не вспомнить. Первые рассказы я начал писать еще в школе. Во 2 классе написал рассказ «Электрощитовая» вот это был анекдот. Суть в том, что все, кто попадал в эту самую электрощитовую превращались в непонятно что. Подробности сейчас уже и не помню. Давно это было. Потом была сказка «Митраковскрак» (название выговаривать не советую я сам не сразу научилсяJ). Непонятно почему, но название мне это жутко нравилось, хотя сестра постоянно над ним смеялась. Главный герой в сказке был Дима, который боролся с разной нечестью – Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным. У меня в тетради даже сохранилось начало.

4. Что было первым написанным вами произведением и о чем оно?
Первым написанным? Или первые попытки? У меня очень долго не получалось закончить свои книги, как вышло, например с «Митраковскраком». Если же считать первой книгой, то это была «Странник во времени». Начал я его писать еще в школе классе в восьмом. Получилось не очень. Записал четыре тетрадки и бросил. Вернулся к ней уже в институте, когда мне принесли старую раздолбанную пишущую машинку годов 50-х выпуска. Ну я и решил попробовать (не пропадать же добру? что стоит пылиться? :) написать ту книгу заново. Писать оказалось гораздо проще, чем от руки. И неожиданно быстрее. Так что «Странник во времени» и первая книга «Рыцаря Ордена» набраны именно на той старой машинке. А дальше уже появился комп.

5. Ваш писательский стаж?
Странника закончил в 97. Шесть лет, значит.

6. Вы получали специальное литературное образование? Может быть, посещали какие-то курсы или семинары?
Нет. Никакого литературного образования и семинаров. Я же ведь когда начинал писать совершенно не думал о том, что книги кому-то понравятся, а, тем более, что их издадут.

7. Вы состоите в каких-либо писательских организациях? Каких? Что вам дает членство в этих организациях?
Не состоял, не привлекался, не был :).


8. Вы пишете только фантастику? Не пробовали ли себя в других жанрах, например детективном?
Детективы писать пробовал, но не получилось. Писал сказки, но это было в школе. Хотя сказки ведь, это почти фентези.

9. Что для вас было легче писать фэнтези или научную фантастику?
Фентези, конечно, проще. В фентези я сам устанавливаю законы мира, а в фантастике приходится придерживаться определенных рамок, стараясь, чтобы ничего не выходило за рамки здравого смысла.

10. Откуда вы черпаете сюжеты?
Из головы. Или каких-то прочитанных и понравившихся книг. Тут трудно объяснить. Вот понравилась книга, а голове родился сюжет, который навеян только что прочитанным. Как было, например, с «Рыцарем Ордена». А вот Эзергиля и Альену я выдумал сам. Просто сидел, писал про Солдата Ивана Федоровича и тут возник вото этот сюжет. А почему бы не написать когда главные герой не человек, а черт? И тут же сюжет выстроился. Меня эта идея так захватила, что я даже отложил предыдущую книгу, чего никогда не делал. Возможно, озарение свыше J.

11. Когда вы пишете, то предварительно составляете план ключевых моментов повествования и с самого начала знаете, чем все закончится, или книга рождается "по ходу" и конец вам неведом, пока до него не дойдет дело?
Никогда никаких планов не составляю. Для меня это бессмысленное занятие. В те редкие моменты, когда я что-то пытался планировать в книге все пошло наперекосяк, с планом ничего не совпало. Те моменты, которые я выделил как главные, оказались второстепенными, а второстепенные вдруг стали главными. Я просто представляю начало и конец книги. А все что между дописывается по ходу действия. В Рыцаре Ордене, например, эпизод с мечом Судьбы планировался мной как второстепенный и не играющей никакой роли. А вот многое из того, что я планировал в книгу даже не попало. Я просто обдумываю многие моменты книги. Например, когда иду на работу или с нее. Если что-то мне понравилось, я тут же записываю мысли в тетрадь. А там попадут они в книгу или нет. Почти всегда попадают, но бывают исключения.

12. Кто является самым первым читателем ваших книг?
Друзья.

13. Общая черта ваших романов – их значительный объем. С чем это связано?
С тем, что я не люблю рассказы. Когда рассказ очень хороший, цепляет, то очень сильно жалеешь, что он уже закончился. Не успел толком окунуться в мир, а уже все закончилось. Поэтому я крайне редко читал рассказы.

14. Не кажется ли вам, что большая часть ваших произведений чересчур глобальны? Практически во всех происходит та или иная перестройка мира.
Это не специально получается. Честное слово J. Но почему-то проблемы личности всегда получают такой вот глобальный характер.

15. Будет ли издаваться "Дело о неприкаянной душе" ? Очень понравилось, хочется дать почитать другим.
Я еще никакому издательству эту книгу не предлагал. А уж будет издаваться или нет не от меня зависит.

16. На вашем сайте, на форуме разгорелся спор о продолжении Рыцаря. Как вы относитесь к возможности продолжения?
Не очень хорошо, хотя, должен признаться, мысли по продолжению есть.
17. Все ваши произведения случаются в уникальной вселенной, есть ли идеи использовать одну вселенную в разных произведениях?
Я еще слишком мало написал, чтобы объединять что-то. В будущем кто знает что получиться. Я вот думаю не продолжить ли книгу «Цена победы» уже от лица Велсы и ее конфликт с родными. Но тут как получится.

18. На какую возрастную категорию прежде всего рассчитаны ваши книги?
Ну ту, которая будет читать :). Кому это все интересно.

19. Несмотря на легкость повествования, в ваших книгах, как правило, затрагиваются моральные вопросы. Чему вы придаете большее значение, на что рассчитываете прежде всего, чтобы ваша книга развлекала или наводила на мысли?
Каждый находит в книге то, что ищет. Кто хочет отдохнуть – тот просто прочитает, надеюсь книга поднимет настроение. Кто хочет не просто развлечься, надеюсь найдет над чем подумать.

20. Откуда вы берете информацию для своих книг, описывая специфические вопросы? Консультируетесь в справочниках и энциклопедиях или у живых специалистов? Как глубоко вы изучаете суть вопроса?
В основном из инета. Иногда беседую со специалистами или из литературы. Описание изготовления меча в «Цене победы» я взял из инета. Заодно узнал много интересного об истории булата. Как его открывали заново.

21. 13 ноября нашему форуму исполняется 2 года. Что вы хотели бы ему пожелать? В чем вы видите его отличие от других подобных ресурсов или никакого отличия нет?
Чтобы всегда на форуме было много интересных людей. А вот в чем отличие сразу сказать даже трудно. Я бы сказал, что у вас уютней, чем на большинстве других аналогичных ресурсов. Какая-то домашняя обстановка.

22. Что вы думаете о читательском профиле, разработанном на нашем сайте? Пользуетесь ли вы им?
Вообще-то я редко пользуюсь профилями, поэтому мне тяжело сравнивать. Не знаю уж почему так. Наверное, лень матушка :).

23. Чтение какой литературы вас привлекает больше всего?
Интересной :). Я разные книги читаю. И профессиональные, по истории, фантастические, фентези, философия. Все зависит от настроения. Я вообще человек настроения.

24. Судя по всему, вы довольно активно читаете отечественных фантастов, а как насчет зарубежных? Чему вы отдаете предпочтение: научной фантастике или фэнтези?
Мне больше нравятся наши авторы. Зарубежные очень хорошо прорабатывают мир, в котором действуют герои, детали, а вот сами люди, их мотивация зачастую остается непонятной. Почему-то взаимоотношению людей зарубежные авторы уделяют очень мало внимания. А меня привлекает именно взаимоотношения. У наших же мир может быть слеплен кое-как, но вот люди выведены хорошо. Да и психология людей как-то ближе. Из иностранных же мне нравятся либо чисто развлекательные авторы: Асприн, Тертдлав. Либо старые Азимов, Шекли. Либо те немногие, кто больше описывает людей, чем окружающую обстановку Буджолд.
Предпочтений же я не отдаю никакому жанру. Мне главное, чтобы книга была интересной, а фантастика она или фентези не так уж и важно.


25. Вы поддерживаете какие-либо отношения с писателями-фантастами? Если не секрет с кем?
Не очень много. Из публикующихся с Виктором Исьемини, а из тех, кто ни разу не публиковался, но кого назвал бы писателем (даже Писателем) с Иларом Эльтеррус (это псевдоним, как понятно). Не сочтите за рекламу, но у меня на странице размещена ссылка на его сайт – Мир Девятимечья. Но из его там только незаконченный роман, который я бы не советовал читать людям со слабой психикой.

26. Если бы вас высадили на необитаемом острове, где вы проживете до конца жизни без притока свежей литературы и предложили взять с собой 10 собраний сочинений любых авторов фантастики, причем если автор еще пишет, то его книги бы пополнялись у вас, кого бы вы взяли?
А какие не возьми все всё равно быстро надоедят и пойдут книги на растопку :). Так что я постарался бы взять самые скучнейшие книги, чтобы надолго хватило. А вот если бы пополнялись (типа, волшебство, да?)… Лукьяненко, Буджолд, Свержин, Щеглов, Вартанов, Злотников, Громыко. Это из известных. Не отказался бы от книг Исьемини. И уж точно хотел бы дочитать до конца «Серебряный ветер» Илара.
Из не фантастики предпочел бы взять нечто типа: «Как построить плот», «Как построить дом» :).

27. Как вы относитесь к женщинам-фантастам? Не кажется ли вам, что они привносят в повествование чересчур много чувств в отношения между героями в ущерб сюжету? Так что речь начинает идти не о фантастическом романе, а о любовном фантастическом романе?
Есть, конечно. Вообще, я не очень много читал фантастики, написанной женщинами. Но вот Буджолд и Громыко Ольга пишут замечательно. Возможно, у них и есть много чувств между героями, но на фоне всей книги это как-то не бросается в глаза. По крайне мере мне это не мешала, как у других.

28. Какие ваши книги изданы? Есть ли какая договоренность с издательствами по поводу дальнейших изданий?
Изданы две книги: «Цена победы» и «Горе победителям». Обе книги в издательстве АСТ. По поводу дальнейших изданий никаких договоров нет.

29. Что вы думаете о распространении книг в Интернете? Ваших книг?
Интернет позволил познакомиться с творчеством очень многих авторов, о которых без него я бы просто не узнал. Вообще, для молодых авторов эта неплохая возможность заявить о себе. А также узнать что о твоих книгах думают другие люди. Так что нет, я не против распространения своих книг. Даже рад. Ведь чем на больших ресурсах их разместят, значит, тем большим спросом пользуются мои книги.

30. Вы можете как-то прокомментировать ситуацию с KM.RU, который попытался стать монополистом в сфере электронных библиотек, активно нападая на другие ресурсы, и ввести плату за пользование книгами?
Я только понаслышке слышал о той ситуации. Многих подробностей просто не знаю. Ну, если хотят, то флаг им в руки, барабан на шею и вперед по линии партии. Все равно ведь ничего у них не получится. Интернет слишком большой, чтобы его кто-то мог контролировать. Мои книги ведь тоже у них есть, а разрешения на размещение их у себя они не спрашивали. Если уж хотят придать себе видимость законности, то пусть будут хотя бы последовательны. В любом случае шуму много – толку мало.

Хранитель Белый
12.11.2003