"Берег динозавров" Кит Ломер (Кейт Лаумер)

Хранитель НикитА:

Вещь довольно интересная. Читается легко, на одном дыхании – возможно, в этом не малая заслуга переводчика. Но здесь вы не найдете ничего нового. Путешествия во времени – это, как мне кажется, наиболее «изученный» писателями-фантастами вопрос или проблема – называйте как хотите, все зависит от того, как вы воспринимаете теорию путешествия во времени – как неосуществимую фантазию или как вполне достижимую цель.
Ничего нового – ни в сюжете, н в терминологии. Если пересказать содержание романа в нескольких словах, то получится следующее: люди научились путешествовать в прошлое, начали это использовать в своих целях, что повлекло определенные изменения «относительного будущего» (в данном случае будущее – любая точка во времени, до которой было совершено то или иное вмешательство). Поэтому были созданы патрули времени (этот термин не из «Берега», но, тем не менее, он довольно точен и понятен). Темпоральные взрывы, Чистка времени, Временной Прорыв и даже Карг – не правда ли, знакомые слова?
Не оригинальна в «Береге» и вплетенная в сюжет любовная тема. Она похожа на Его возлюбленную, оставленную в далеком прошлом, Он, естественно, влюбляется в Нее, а злые дяденьки потом используют сложившуюся ситуацию в своих целях.
Сюжет развивается по принципу «матрешки наоборот». Действие происходит как бы в рамках сначала ограниченного пространства, и как только кажется, что все вокруг изучено и понято, находится дверь и мы из самой маленькой матрешки пробираемся в ту, что побольше. Изучена вторая – открывается дверь в третью и т.д. Можно провести другой пример – конусовидная спирать, перевернутая вверх основанием. Из самой нижней точки, двигаясь по кругу, мы поднимаемся все выше, расширяя постепенно познания о времени и пространстве.
Финал не был для меня неожиданным. Что-то подобное я и ожидала, правда, в мои предположения не входила смерть любимой женщины главного героя. То, что он не совсем человек – было уже понятно после прочтения первых страниц десяти.
Не до конца проработана психологическая линия. Хотя, это еще слабо сказано. Она чуть-чуть, поверхностно затронута Ломером, и в любом случае, недостаточно. Слишком проста. Это сплошные штампы и не производит впечатления. Говоря это, имею ввиду сбор Рэвелом информации о шести измерениях с помощью стрессовых ситуаций: смерть от радиации, холода, жары, воды и проч.
Какой-то особой философии не увидела. Да, была пара интересных моментов, которые я взяла лично себе на заметку, но чтобы они заставили меня задуматься… Нет.
Но, несмотря на все эти недостатки, недоработки, советую прочитать «Берег динозавров» и тем, кто только начал увлекаться фантастической литературой, и тем, кто уже считает себя специалистом в этом жанре.
По моей пятибалльной шкале «Берег» тянет на 4 с минусом. Хотя это, как мне сказал уважаемый Wren, в своем роде «классика», но выше оценки поставить не могу, потому что есть произведения, намного превосходящие это.

Хранитель Wren:

Охо -хо. Никита отпрепарировала мою любимую книгу. :):):)
Ничего особенного в ней, конечно, нет. Кейт Лаумер - один из тех писаталей, кого недолюбливает критика, кому не вручаются премии, но кого любят читатели. В первый раз я прочитал эту книгу лет 15 назад, с тех пор иногда перечитываю. Почему? Трудно сказать. В книге присутствует полный набор всех известных фантастике штампов, кроме, пожалуй, инопланетян ;) Но, посмотрите, как мастерски они использованы! Нет стыков, один штамп плавно переходит в другой. Вы когда -нибудь видели вместе такое количество болванок вместе, подогнанных столь виртуозно, что все кажется единым целым? Написанная в начале 70-х, если не ошибаюсь, в 1972, книга стилизована под золотой век космической оперы 30-40 годов. Здесь и комиксность сюжета, простота языка наряду с использованием специфической терминологии, психологическая плоскость персонажей (Никита правильно отметила это).
Сюжет - классическая спираль, погоня за собственным хвостом, матрешка, Никита абсолютно права. Только матрешка наоборот. По мере раскручивания сюжета на него наслаивается новое знание, новая информация поступает к нам настолько неожиданно, что поначалу это ошарашивает и вызывает недоумение. Личины главного героя открываются одна за одной, но каждая - мгновенно - один момент! Сюжетные линии переплетаются в причудливый клубок временных парадоксов. Мелла - земная девушка 30-х годов, бесстрашный темпоральный агент темпоральной станции, стареющая, прожившая бесцельную жизнь во временном пузыре, умирающая от пыток карга. Бесконечные встречи с самим собой, подчеркивающие бессмысленность человеческих стремлений подчинить время. И путешествия главного героя, путешествия, у которых, казалось, нет никакой цели. (Кстати, вы заметили, сколько раз он использовал свой темпоральный привод, который можно использовать один раз?;) Помните сцену на умирающей Земле? Намеренная или нет недоработка? ) И конец - конец счастливый, но в тоже время показывающий тщетность человеческих стремлений изменить время. Изменив его, ты будешь уничтожен! И "бессмысленная награда" в конце! Жизнь, человеческая жизнь в награду! Подумайте над противоречием.
Никита, а разве Мелла умерла? Она умирала много раз,но ведь этого не было! Существует только "дотемпоральный мир", в котором Мелла всегда была жива! А все остальное - это мираж, которого никогда не существовало. Подумай над концом с этой точки зрения.
Заключение - ностальгия по Золотому веку фантастики, который, увы, никогда не повторится. Но все нужно читать в первый раз вовремя. Времена "Берега динозавров" прошли и никогда не вернуться. Остались лишь воспоминания. Воспоминания о былом величии...
Кстати, рекомендую серию рассказов о Ретифе - космическом дипломате. Искрометный юмор, едкая пародия на дипломатию и дипломатов, кем, собственно и являлся Лаумер. По настоящему забавно и поучительно. :)

Хранитель НикитА, Хранитель Wren
20.01.2004