Олег Овчинников, "Семь грехов радуги"
Из одноимённой книги: СПб.: Азбука-классика, 2004. – 448 с. – (Правила боя)
Кто из нас не мечтал о том, чтобы мир как-нибудь однажды стал чистым, добрым и справедливым, свободным от грязи, двуличия и боли, сознательно приносимой одними людьми другим. Мечтали – скажете вы – и по большей части будете правы, говоря об этом в прошедшем времени. Но есть и такие, кто с гордостью возразит, что и сейчас следует этой мечте.
Как мне кажется, Олег Овчинников как раз из последних. В своём романе «Семь грехов радуги» он выводит основные принципы созданного им наглядного греховедения: согрешил человек – и результат налицо, точнее на лице и прочих частях тела. А чтобы не путать один грех с другим, вводится цветовая дифференциация: фиолетовый – пустословие, синий – ложь и обман, голубой – равнодушие… И главные герои – молодые и трогательно любящие друг друга супруги – по ходу повествования проходят весь спектр грехов вплоть до красного – убийства, приобретая при этом навыки жизни в новой, ещё необычной для них обстановке полной открытости действий и помыслов.
Впрочем, это я забегаю вперед. А начинается роман довольно буднично: веб-дизайнер Саша и его жена Маришка, работающая на радиостанции ночным ди-джеем, совершенно случайно попадают вместо запланированного концерта на проповедь одной из сект, где абсолютно атипичный проповедник предлагает забредшей публике выделить и очертить границы того, что может считаться грехом в современной жизни. Таких грехов находят семь, и каждому из них присваивается один из цветов спектра.
А уже после проповеди начинаются странные события – все, кто на ней присутствовал (да и вообще все, кто общался как с проповедником, так и с людьми, бывшими на проповеди) начинают менять цвет кожи в строгом соответствии с цветогреховой таблицей… Эпидемия!
А спасение здесь только одно: извиниться, покаяться перед тем человеком, кого твой грех задевает непосредственно, перед кем ты согрешил, причём покаяться обязательно искренне, от всего сердца – иначе не получится, иначе не добиться возвращения естественного цвета…
К пониманию всего этого наши герои приходят опытным путём, методом проб и ошибок они пытаются разобраться в окружающем их хаосе цветоперемен (цвета грехов, как оказалось, могут ещё и смешиваться, производя совершенно немыслимые сочетания). И у них получается, в первую очередь, благодаря любви друг к другу – любви, проходящей сквозным мотивом по страницам романа.
Ещё одна составляющая книги – юмор. Доброе, самоироничное подтрунивание Саши над собой и окружающим миром в собственной интерпретации заставляет неоднократно улыбнуться. А уж некоторые сцены из серии «будни веб-дизайнера» вызывают ощутимое чувство узнавания, равно как узнаются многие реальные места Москвы и особенности быта МГУшной общаги…
«Семь грехов…» нельзя считать новой Библией, это скорее взгляд на проблему под новым углом, с точки зрения простого, не отягощённого философией современного человека. Да и сам список грехов, со слов проповедника-самаритянина, далеко не полон: в нём ещё нет места «медленным самоубийцам» (алкоголикам и наркоманам), да и многому другому.
Овчинников сумел оставить множество вопросов за рамками книги, закончив её в преддверии глобальных событий и заставив читателя домысливать остальное. К примеру: что же будет потом, когда вся Земля будет охвачена цветогреховой эпидемией? Тот же добрый проповедник не случайно чурается, когда его называют самаритянином, он с большим удовольствием будет зваться данайцем, ибо понимает что за дар он несёт в этот мир…
Человечество пластично. Даже слишком пластично. Оно уже научилось жить и смиряться со многими неприятными вещами – смирится и с тем, что грехи каждого отображаются на лице. И будет жить дальше… В самом человечестве такие как Саша или Маришка – скорее редкость, исключение. Большинство очень даже комфортно себя чувствует среди самых жутких грешников – на их фоне собственные грехи кажутся ничтожными. И стоит только толпе таких «цветогрешников» собраться в одном месте, как любой человек с нормальным цветом кожи станет для них, иным, чуждым, олицетворением противника, врага. А значит… незачем избегать прегрешений, незачем искать прощения и искупления. И так удобно. Тем более, что вокруг – такие же, как и ты…
В реальности книги не предвидится общество людей нормального естественного цвета. Такого цвета могут быть лишь младенцы. А нас ждёт общество ярко-черного телесного цвета – с вкраплениями его разных оттенков – и это вне зависимости от расы, национальности и возраста человека. Почему чёрного? Всё просто: смешайте яркие цвета радуги – и что вы получите? Вы получите нас таких, каковы мы есть.
Оценки по семибалльной шкале:
Общее впечатление – 6,5
Оригинальность / самостоятельность / неординарность – 6,5
Логичность / последовательность / завершённость – 6
Смысловое содержание / идейность / наполненность – 6,5
Писательский талант / мастерство / умение – 6
Эмоциональность / выраженность автора / вложение себя – 6,5
Хранитель Andrew
30.06.2004