Майкл Скотт Роэн. Цикл “Спираль”

Следующим вечером, в мягких летних сумерках, мы вынуждены были притормозить на загруженном перекрестке кольцевой дороги в Лидсе. Я сидел как мешок - очень утомленный, иссушенный, неспособный к творчеству. Но пока я ждал, я взглянул на небо, как глядел в детстве, как делал это в детстве. Приближаясь к моему родному городу Эдинбургу со стороны южных холмов, вы видите широкий эстуарий, залив Ферт-оф-Форт, раскинувшийся перед вами в бесконечной последовательности бухт и островов; и как когда-то в детстве, я видел в облаках одни и те же образы. Я видел там, в теплых тенях приближающегося заката сверкание синего моря, растянувшегося между архипелагом серо-черных облачных островов, слегка окрашенных окаймляющими пляжами из сверкающего золота.
Я мог представить корабль, плывущий среди них к бесконечности, к островам света и смеха, говоря словами старой песни с Гебридских островов - корабль с командой из бессмертных, среди которых один самый обыкновенный человек. Может, это будет вон тот усталый парень, сидящий в машине впереди моей; но его ждут открытия, о себе и других, и собственная предначертанная судьба.

Именно так со слов автора и появилась на свет Спираль – чудесная реальность, обволакивающая нашу с вами привычную. Сотканный из материализовавшихся мифов, легенд и литературных выдумок мир, проникнуть на просторы которого дано не всякому. Но уж если вам это удалось, и вы не погибли в первый же вечер, а также умудрились не забыть про него утром, то он надолго поселится в вашем сердце. Обычно, путь сюда открывается людям романтичным, способным поверить в чудо и оттого появление в этом месте Стивена Фишера, особы сугубо практичной, поначалу удивляет. Однако, именно ему, самому обычному человеку, предстоит стать главным героем саги и, изменившись под воздействием этого необычного мира, заодно и изменить сам мир.
До закрытия серии “Элита” Азбука успела издать первые три книги Спирали: “Преследуя восход”, “Полуденные врата” и “Облачные замки”, что хотя и не охватывают весь сериал (похоже, окончания в “элитном” оформлении дождаться нам не суждено), но разрабатывают вполне завершенный сюжет. Так в “Восходе” – перед нами обычный человек, втянутый в самую гущу завертевшихся вокруг событий с надеждой наполнить свою пустую жизнь, а к окончанию “Замков” он становится абсолютным властелином своей судьбы, а заодно и судьбы европейской цивилизации. При этом каждый роман решает и локальную задачу.
Так в “Преследуя восход” вскрывается духовная пустота, стоящая за фасадом внешнего благополучия. Пустота, которую можно заполнить из внешнего источника, создав послушную копию человека, марионетку или другими словами – зомби. Именно с последователями культа Вуду Стивен вступает в схватку. Поначалу за девушку, а в результате, за право самостоятельно управлять своим телом. В “Полуденных вратах” речь идет о древнем культе другого острова – Бали. Проблема взаимодействия прошлого и будущего. Вымывание имеющегося культурного слоя и замена его наносным, подчас не слишком привлекательным и, безусловно, второсортным, как плата за прогресс. Эта часть цикла необычно тем, что герой, по сути, выступает в роли разрушителя, отрицательного персонажа. Но происходит это от незнания традиций и уклада жизни той земли, которую он от всего сердца спешит спасти. ”Облачные замки”, вопреки названию, приземляют нас на территории Европы и отрабатывают легенду о Граале. О том, как порой обманчива бывает внешняя оболочка, а слишком развитое воображение может настолько исказить реальный образ, что судьба целого континента будет висеть буквально на волоске.
Роэн писал свои романы по схожему и на первый взгляд примитивному сценарию. Герой, парочка очень сильных друзей, очень-очень сильный нежданный помощник, непомерно сильный враг, которого герой одолевает, благородя помощи некой мистической силы. Обязательно в повествовании фигурирует девушка героя. Каждый раз – новая. Повествование обязательно достигает своего пика точнехонько к последней главе, в которой герой выигрывает нокдауном. При этом Роэн умудряется не свести рассказ к уже давно и не им придуманным штампам. Его герой и не герой вовсе, а какой-то закомплексованный неврастеник, что большую часть каждой книги рассуждает о своей нелегкой судьбе и судьбе мира. И это не повод для шуток (с юмором весьма туго), а в меру пафосное чтиво, чему способствует и нехарактерно густой для обычного фэнтези язык и глубина проработки философии созданного мира. Словно и не книгу читаешь, а путешествуешь среди красочных полотен Айвазовского или Босха. По чьим именно, зависит от части.

Хранитель Лёлик
15.10.2004