Евгений Малинин. "Драконье горе"
На моей книжной полке книги этого автора стоят обособленно. Я не ставлю их в один ряд с теми, которые мне безоговорочно нравятся, ибо, не задумываясь, могу назвать то, что в произведениях этого автора меня не привлекает. А вот если говорить о достоинствах, то тут же начинаю задумываться, и с ходу даже назвать их не получается. Обычно подобная характеристика подходит тем книгам, которые либо обмениваю на книжном рынке, либо отдаю в библиотеку, т.е. оставлять их у себя нет никакого желания. Однако «Братство конца» и «Шут королевы Кины» нет-нет, но берусь перечитывать. Чем-то они все-таки цепляют. А вот чем именно сформулировать не получается. Поэтому и говорю про эту обособленность.
Похоже, что такая же судьба ждет и новую книгу этого автора: «Драконье горе».
С первого же взгляда бросаются повторы ходов, присущие не только предыдущим произведениям Малинина, но и очень многим книгам-фэнтази: Попав в некий другой мир, главный герой, во-первых, сразу же становится очень крутым магом – у него есть и сила, и знания, причем, эти знания берутся практически из ниоткуда. В «Братстве конца» источником этих знаний служат интуиция и небольшая помощь волшебной книги. В новой книге опять-таки вовсю проявляется просто сказочная интуиция, плюс небольшую роль играет чудодейственный напиток. Просто непонятно – откуда же идут эти знания. А во-вторых, с самого начала герой получает супермощные артефакты, которые помогают ему: например, в «Шуте королевы Кины» это черные кольца, которые усиливают магический жезл, в новой книге такими артефактами являются доспехи и оружие «Черного рыцаря». Лежали эти доспехи, никто их не мог взять, а вот приходит не-пойми-кто-не-понятно-откуда и хозяева за просто так отдают ему в пользование сей могучий артефакт.
Еще чертой, общей для книг Е.Малинина, является наличие веселых спутников у главного героя. В дилогии про Кинию это актер Паша, изображающий хоббита Фродо, и карлик-шут. В «Драконьем горе» это парочка мышей-переростков. Все эти персонажи вносят в повестввание долю иронии и делают его более легким для восприятия.
Также, если продолжать сравнивать тетралогию «Проклятие Аримана», дилогию «Братство конца» и «Шут королевы Кины» и новую книгу, то везде одинаково изображен процесс магических манипуляций. На мой взгляд нарисовано красиво и изящно. Причем одинаково во всех книгах.
Что ж, эти общие черты - ходы стандартные и шаблонные, однако это не мешает читателю их принять: шаблонно? ну и пусть, поверим на слово, зато интересно.
Итак, история такова: пошел журналист провинциального городка искать пропавшего знакомого, да и попал в другой мир. И опять хочется отметить черту всех книг Малинина: попадая в другой мир, его герои преспокойно воспринимают данный факт – ну, это же так обыденно и привычно попадать в другие миры
А мир этот сказочный. Живут в нем, как сказано в аннотации, «драконы, оборотни, фэйри… все, кто угодно, - кроме людей!» Да-да, людей в этом мире нет, есть сквоты - полностью похожие на людей, только души человеческой у них нет. И есть в этом мире предсказание, что когда-нибудь сквоты обретут души и станут венцом творения в этом мире – людьми. И будет им доступна великая магия, и смогут они творить великие чудеса. Но вот нет у них пока душ.
Зато есть группка благородных лордов, которые жутко хотят заполучить себе такие души и стать «человеками». Однако для них это не цель, а всего лишь средство. Раз говорится, что став человеком, обретешь доступ к могуществу магии, то как же не стремиться к этому могуществу? Ведь могущество значит власть.
И вот тут уже видно отличие «Драконьего горя» от предыдущих книг Малинина. Если предыдущие можно назвать описанием приключений: пошел-увидел-натворил, то в этой же книге автор ставит вопрос о том, что наличие души определяется все-таки делами, здесь прослеживается нить идеи: ответственности за свои поступки, кто ты: человек или сквот? Кстати, обратите внимание, что название тех, у кого нет души, автор сделал созвучным слову «скот».
Хотя справедливости ради стоит вспомнить, что уже в «Шуте королевы Кины» в конце книги тоже присутствует попытка рассказывать не только о приключениях, но и ввести идею: помните – мальчик ставший призраком, говорит: мы сами выбирали идти или же остаться. Однако, там это был небольшой штришок, здесь же с подобным вопросом герою приходится сталкиваться постоянно:
«Вся эта история (история человечества и Земли – прим. ЕА), как на незыблемом основании стояла на ЛОРДЕ! НА ПОВЕЛИТЕЛЕ! Даже сейчас, в самых наших распредемократических странах, лорд, выбранный народом, творил практически, что хотел, и ни один закон не позволял спросить с него за содеянное!
Так, может быть, иначе нельзя?... Может быть, это единственно возможный способ человеческого существования?! Но как же тогда наша человеческая душа, которая способна творить любое волшебство?! Или не любое?! А может быть, у нас вовсе и нет души, и мы не люди, а… сквоты! Барон Торонт (насильник и подлец – прим. ЕА) мечтает иметь душу, но он хотя бы знает, что у него ее нет! А наши «бароны», наши «лорды», спикеры и президенты – они имеют души?!»
Не знаю: специально автор не стал делать героя излишне благородным или нет, но и в череде добрых поступков Владимира встречается нелицеприятное действие, когда он закабаляет ланнан ши, служащую советником у принца. Как угодно можно его оправдывать, но он превратил ее в своего раба, подчинил и держит силой, заставляя служить себе.
Может быть это только мое восприятие, а может быть это сделано намеренно.
Итак, можно сказать, что Е.Малинин в новой книге использовал старые свои шаблоны, но использовал их также умело, как и в предыдущих книгах. Также, как уже было отмечено, он теперь не только повествует о приключениях, в новой книге уделяется внимание вопросу: а что же говорит о наличии у человека души?
Если вы возьмете почитать эту книгу, по меньшей мере, прекрасно проведете время. А может быть, вам захочется и перечитать ее.
Сюжет: 7/10
Оригинальность: 6/10
Магия: 7/10
Общая оценка: 8/10
Хранитель Joda
20.10.2004