Дейв Дункан. Седьмой меч

Начало цикла более, чем тривиальное – некто Вальтер Чарльз Смит умирает от болезни и его сознание оказывается в другом мире, в теле паломника Шонсу. Не правда ли, подобное начало уже встречалось нам неоднократно, начиная с цикла Берроуза «Марсиане» и заканчивая «Гроном» Злотникова! Необычно другое – никогда раньше мы не знакомились с героем, до того, как в него вселится дух из другого мира. А здесь мы встречаем Шонсу, когда он приходит в храм Богини, терзаемый демоном Уоллисмитом! Приходит инкогнито, будучи воином 7 ранга, просить жрецов провести процедуру изгнания. Во всем этом чувствуется рука Богини, тем более, что престарелый жрец 7 ранга Хонакура только утром в очередной раз молил Ее прислать Воина. И именно Хонакура волей Богини первым встречает Шонсу… [quote] …Воин и в самом деле был огромен - стоя на коленях, он был почти одного роста со старым жрецом. Среди воинов таких немного: скорость для них важнее, чем сила. Если этот человек еще и ловок, то он может быть действительно страшен, но с другой стороны - он Седьмой, а это, как говорят, уже и есть самое страшное… …Глаза, полные силы... пылающие гневом, глаза Несущего Гибель... Но сейчас Хонакура видел в этих глазах - боль, страх, подавленность….[/quote] Нужно отметить, что Дункан придумал очень интересный во всех отношениях мир: в географическом, политическом, социальном и религиозном. Его Мир – это богиня-река, замыкающаяся неведомым образом сама на себе, по берегам которой расположены 14 городов. 7 во внутреннем круге и 7 во внешнем. Вообще, почти во всех произведениях Дэйва Дункана рассматриваются взаимоотношения Божеств и людей. Причем его Боги вполне реальные существа, воздействующие на материальный мир. Как люди, но обладающие большим могуществом в своем воздействии и управлении Миром. Эта трилогия не стала исключением. Понимание сущности Богини, ее устремлений, также важно для оценки данной трилогии, как и понимание характеров Шонсу, Хонакуры, Нанджи. Физически Богиня воплотилась в реке, а так как река является главной транспортной артерией Мира, то и все перемещения кораблей происходят согласно Ее воле. Один и тот же путь ты можешь проплыть за день, а можешь и за неделю. Богиня может являться людям в том или ином обличии. Может говорить с ними, может принести удачу, может наслать кару, может явить Чудо. Пожалуй, только благодаря этим романам, я осознал тонкую взаимосвязь обращения к Богу, веры и дарованного Чуда. Мир кажется не очень большим, но от этого, и вследствие мастерски описанных деталей, он воспринимается удивительно реальным. В Мире присутствует деление на касты. Например, существуют касты жрецов, ткачей, писцов, воинов и т.д. Внутри касты делятся на ранги, которых по счету – 7. Каждому рангу соответствует свой цвет и свое обращение. Поэтому, ранг можно определить не только по количеству выклейменных на лбу знаков, но и по цвету одежды. Отношения всех категорий граждан между собой, между кастами, знания тонкостей профессии, и даже знания о Мире, включая географию, строго регламентируются сводами правил, которые из-за отсутствия письменности запоминаются в виде стихотворных куплетов – сутр. Примечательно то, что, чем выше у тебя ранг, к тем более широким знаниям ты имеешь допуск. Иногда знания высших ступеней могут даже опровергать знания низших ступеней! Отсюда ясно, что лица, достигшие 7 ранга, являются высочайшими профессионалами в своей области. Именно они обладают наибольшим уважением и властью в Мире. Такая система строгих правил и клятв хороша в поддержании неизменности существования, но есть у нее и недостатки, ибо затруднено всякое развитие, так как развитие подразумевает появление новых элементов, которые не могут быть объяснены существующими сутрами. Тем более что те, кто способен и имеет право пойти вперед, – люди 7 ранга и так обладают практически всеми благами Мира, и им незачем что-то менять. Низшие же ранги связаны клятвами. Каста воинов занимает особое положение в Мире. По уровню влияния одна лишь каста жрецов может сравниться с ней. Воин – это солдат, и полицейский, и судья, и многое другое. Яркость описания в цикле философии и кодекса воина может превзойти только "Путь меча" Олди. Воины седьмого ранга воспринимаются как полубоги. Что же заставило Шонсу, воина 7 ранга, прийти в храм в одежде Безымянного, тем самым немыслимо унижаясь??? …Во время изгнания демона Шонсу умер, и состоялся переход Уолли Смита в Мир иной. Хонакуре пришлось задействовать все рычаги своего немыслимого тайного влияния, чтобы скрыть потерявшего сознание Шонсу от Правителя - продажного воина-Седьмого. Велико же было потрясение жреца, когда Шонсу заявил, что он на самом деле не воин, а Уолли Смит. И также сильно был потрясен Уолли, когда понял, что он не в больнице, мечется в бреду, а в неведомом Мире. Впрочем, и тот, и другой сходу нашли иные, более приемлемые для каждого объяснения случившемуся. Хонакура - в силу опыта прожитых лет, обладая острым умом, привыкший осторожно относиться к чужим высказываниям. А Уолли – из-за воспитанного в нашем мире рационального мировоззрения. Следуя традиционной логике подобных книг, можно предположить, что Уолли-Шонсу посомневается немного, но потом бросит это безнадежное занятие и пойдет делать свое дело: крушить врагов и любить женщин. Нет! Вначале Богиня проводит его сквозь укоренный курс адаптации к новой реальности, буквально силой вбив в него веру и послушание (что ж, это самый быстрый и действенный метод). Затем она даровала ему знания и воинское умение настоящего Шонсу. Наконец, в виде малопонятной стихотворной шарады выдает задание. Если перевести суть задания с языка фэнтези на язык русский (сказочный диалект), то получиться "Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что". И Шонсу пошел... Опять сюжет принимает знакомые очертания. Намечается квест. А во всяком квесте у Героя непременно есть спутники. Обычно они присоединяются по очереди во время похода, но Дункан замыслил иное. Команда формируется, так сказать, на месте. И каждый ее участник – ярчайшая личность (иного и ожидать трудно). Отмечу только, что впечатляют не их боевые качества, а потрясающе прорисованные психологические портреты. Возможно, из-за такой четкости персонажи выглядят немного неестественными, как выглядит неестественным чересчур правильное произношение в устах иностранца, но, по-моему, на это у автора были свои причины. О них я скажу далее. Кто же помог Шонсу исполнить волю Богини? Жрец 7 ранга Хонакура. [quote] …Сам же Хонакура никогда не отличался ростом, а с годами и вовсе высох, ссутулился, облысел и потерял зубы. Младшие жрецы за глаза называли его Мудрой Обезьяной, и это смешило старика. А в таком возрасте уже мало что смешит. В мрачные безмолвные ночные часы он чувствует, как его усталые кости трутся о постель, и тайно молит, чтобы Она поскорее освободила его от бремени старости и позволила начать все сначала…[/quote] Воин 2 ранга Нанджи. [quote] …У этого мальчика была светлая кожа и удивительно рыжие, почти медные, волосы. На его лице читались те же удивление и испуг, что и у остальных, но когда все начали отступать, он остался на месте… …Его меч - убожество, желтая юбка застирана до дыр, на ботинках - заплаты, но губы его сжаты с безнадежной решимостью. Уолли был озадачен. Он хотел всего лишь найти себе секунданта для дуэли, а ему попался идеалист, который скорее умрет, чем совершит нечестный поступок…[/quote] Рабыня Джа. [quote] …По обычаю на ней было только короткое черное платье, волосы ее не доходили до плеч, но с первого взгляда было ясно, что в этих жилах течет здоровая крестьянская кровь - девушка оказалась высокой и крепкой, с крупными, но приятными чертами лица; знак раба - черная полоса - проходила ото лба до линии губ…[/quote] Брат Нанджи – Катанджи [quote] …невысокий и смуглый, с темными вьющимися волосами и беспокойным взглядом; даже общество двух Седьмых совершенно не смутило его…[/quote] Каждый из спутников Шонсу заслуживает отдельного рассказа. Как Шонсу менялся во время своей миссии, так и они менялись, постепенно закаливаясь в горниле испытаний и помогая приблизиться к выполнению основной Цели. Каждый обладал своим Талантом, который он поставил на службу Шонсу… и Богине. И каждый обязательно будет в итоге вознагражден тем, к чему стремился всю жизнь. Найдет свое счастье и Шонсу… [quote] …Другие получат честь и славу, но ты - любовь Людей. И когда ты наконец умрешь, в окружении детей своих внуков, множество людей будут стоять у тебя под окнами, и Мир заплачет… [/quote] Мир "Седьмого меча" пронизан символами. Главные герои - тоже символы. Богиня – это Судьба. Хонакура – Мудрость. Шонсу – Прогресс. Джа – Смирение. Нанджи – Честь. Катанджи – Хитрость. Вот почему автор так четко очертил рамки их характеров. Ведь это были воплощенные сущности. Взаимоотношения героев, их столкновения, споры и примирения можно воспринять как отношения между собой и окружающим миром соответствующих понятий. Автору прекрасно удалось совместить серьезные вещи с приключенческим сюжетом. Дункан завлекает хитросплетением пророчеств, поисками лазеек между правилами, решением диллем выбора между честью и бесчестием, долгом, необходимостью и желанием, смирением и тщеславием, верностью клятве и верностью дружбе. До сих пор не могу понять, как можно назвать автора такой отличнейшей трилогии – скучным??? Интерес 10/10 Оригинальность 10/10 Логичность 10/10 Серьезность 9/10 Меч/магия 95/5

Хранитель Белый
27.05.2003