Евгений Иванович Филенко родился 7 февраля 1954 года в Перми. Отец - Иван Федорович, профессиональный военный, в годы войны полковой разведчик, вышел на пенсию в звании подполковника. Мать - урожденная Анна Маркеловна Бунькова (09.1926--16.08.1998), домохозяйка. Младший из трех детей - старшие брат и сестра. Учился в специализированной английской школе № 77 в Перми. Окончил экономический факультет Пермского государственного университета в 1976 по специальности "экономическая кибернетика", работал программистом в отделе АСУП Пермского моторостроительного завода им. Свердлова, в НПО "Парма", ВЦ облуправления Промстройбанка СССР, позже - МП "Информбанк", в АКБ "Кредит ФД", агентстве недвижимости "Тимур", издательстве "Стрелец". В 1993 организовал издательство "Бегемот", выпустившее "Галактического Консула". Женат дважды, на Наталье Викторовне Белоус (1976) - сын Александр (1978), развод в 1982, на Елене Леонидовне Лекомцевой (1984) - сын Игорь (1986). В школе писал тексты капустников, юмористическую пьесу о Фантомасе, киносценарий-пародию "Тайна кормовой свеклы". В 10 классе организовал ВИА "Кентавры", в университете - ВИА "Рапсоды". Писал музыку и стихи для всех оригинальных песен ансамблей, музыку и некоторые песни к мюзиклу, поставленному по пьесе Е. Юрандота "Обратная связь". Руководил эстрадным оркестром пермского Дома культуры строителей (1976-77), ансамблем "Аэроплан" (1978-79), пел в кафе "Молодежное" (1979). В 1979-80 гг. занимался каратэ в одной из первых в Перми школ, особых спортивных успехов до разгона школ каратэ в СССР не достиг, но следы не поверхностного знакомства с боевыми искусствами заметны во многих произведениях Филенко. На восприятие фантастики Филенко оказали сильное влияние кроме обычного для 60-х набора произведений книги украинских авторов, которые он читал во время пребывания у деда на Украине, - В. Владко, Ю. Герасименко и др. Дебютировал рассказом "Космический десант" (1964). Первые рассказы построены на реалиях мира Полдня Стругацких. Как все фантасты его поколения, Филенко испытывал трудности с публикацией, но из-за раннего дебюта этих трудностей пришлось на его долю больше других. Активно сотрудничал в пермском КЛФ "Рифей" со дня основания, член правления. Участник Пермского семинара КЛФ (1981), "Аэлит-83, 89, 90", "Волгакона-91", "Интерпресскона-95", "Интерпресскона-97". Автор картотеки сюжетов всех основных произведений НФ, изданных в СССР примерно до начала 80-х. Был членом литературного объединения при Пермской организации СП РСФСР. Участник семинара творческой молодежи (Пермь, 1983). Участник II Малеевского семинара молодых фантастов и приключенцев (1983), семинара в Дубултах (1988). Член ВТО, участник Ялтинских семинаров 1990, 1991. Печатался в газетах Перми, журналах, сборниках "Поиск". Из газетных публикаций в среде пермских любителей Ф широко обсуждался отрывок из повести "Прикосновение" (1979, полностью не опубликована). Обратило на себя внимание первое крупное произведение Филенко, опубликованное в книжном виде, повесть "Эпицентр" (1987) из цикла "Галактический Консул" (вошла во 2-ю кн.). Сборник "Сага о Тимофееве" (1988), объединивший рассказы, написанные с конца 70-х гг., стал первой книгой молодого автора, со времени первой публикации которого прошло 24 года. Для его выпуска понадобился развал советской системы, названный перестройкой, участие Д. Биленкина, С. Гансовского, З. Юрьева и специальное решение Совета по приключенческой и научно-фантастической литературе при СП СССР. Цикл произведений о приключениях студента-историка Виктора Тимофеева вобрал как традицию рассказов об изобретателях (пример - Гэллегеровский цикл Г. Каттнера, герой которого недаром появляется в "Саге" в рассказе "Заграничный чародей"), так и недавние студенческие воспоминания автора. Реалии, знакомые любому студенту 60-80-х гг., обеспечили в соединении с непритязательным юмором неожиданно широкую популярность цикла у любителей фантастики и его сравнительно широкую известность несмотря на провинциальность издания. Сборник "Звездное эхо" (1988) оказался первой центральной публикацией. В него вошли произведения как старые - рассказ "Совершенно, то есть абсолютно невероятная история" был напечатан в самодеятельном журнале "Бегемот" (тоже, кстати, вызвавшем переполох в школе своей несанкционированностью, аллюзии к Булгакову вряд ли были уловлены) десятиклассником, - так и написанные только что - в реалиях и духовном климате 80-х гг. Роман "Шествие динозавров" (1991) принадлежит к жанру "временной оперы" и является развитием идей и антитезой к роману А. и Б. Стругацких "Трудно быть богом" (1964). Грандиозный эксперимент над историей, который ставят наши потомки, используя погибший континент и древнюю империю Опайлзигг, подозрительно напоминает не так давно закончившийся период нашей собственной истории. Примечательно, что все имена собственные и специфическая лексика в романе получены Ф. с использованием написанной им программы-генератора "рыбьих языков". Opus Magnum Ф. до сих пор - роман "Галактический Консул" (публ. нач. в 1984-87, 1 кн., 1994, 2-3 кн. 1999). Многоплановая утопия, ГК является одновременно и романом воспитания в классическом смысле, и романом открытия - герой проникает в скрытую природу мира и открывает свое место в ходе вещей. Мир романа напоминает мир Полдня поздних Стругацких -- за внешним благополучием скрывается бездна проблем, благостное на первый взгляд Галактическое Содружество кипит противоречиями, на Земле под корочкой идиллии зреет нарыв ксенофобии и милитаризма, идет борьба против сайентистского авантюризма, а над всем невидимая тень неведомых и мощных сил, игрушкой которых кажется главный герой - космический исследователь, добровольный звездный каторжник-плоддер, галактический дипломат Константин Кратов. Продолжение первой книги имеет долгую историю. Отдельные части публиковались еще раньше в периодике, однако в процессе дописывания Филенко существенно изменял и дополнял первоначальный замысел, в результате ГК является одним из самых объемных и светлых, несмотря на глубину и трагичность противоречий галактического сообщества, романов о будущем в НФ 90-х. В номинации "Интерпресскона-95" первая книга ГК заняла 5-е место, опередив К. Булычева, Г. Олди, В. Крапивина, но уступив С. Логинову, А. Лазарчуку, Ю. Брайдеру & Н. Чадовичу и М. Успенскому. Издание ГК 1994 г. продавалось в 3 вариантах суперобложек: оригинальном - серии "Мир фантастики" издательства "Алетейа", где он первоначально готовился к выпуску, обложке "Северо-Восток" и суперобложке, подготовленной фирмой "Алгос", которая продавала остатки тиража. В мире ГК происходит действие нескольких повестей и рассказов Филенко, в частности, первого его крупного опубликованного произведения -- повести "Бездна" (1973), как и остающихся пока ненаписанными "Космических робинзонад", из которых напечатана повесть "Дарю вам этот мир" (1990). Рассказ "Космический десант" был инсценирован на Пермском телевидении (1965) режиссером К.А. Березовским, "Ловушка для падающих звезд" - на Пермском радио (1984). Не опубликован роман "Гигаполис" - пессимистический триллер близкого будущего с элементами литературы ужасов, большое количество рассказов, 2-я и 3-я книги "Галактического консула". Видимо, навсегда утрачен текст повести "Операция "Бумеранг", входившей в "Сагу о Тимофееве", но исключенной оттуда из-за сравнительной слабости сюжета - Тимофеев выявляет доцента-пришельца, использовавшего антенну студенческой коротковолновой радиостанции для организации своей телепортации на родину, куда за ним следует также искусно маскировавшийся под тупого доцента представитель компетентных органов. Говоря о Филенко, С. Гансовский высказал вместе с тем аналитическую оценку фантастики всего поколения фантастов 80-х: "Плоть его прозы такова, что, не нарушая общей спокойной тональности в изображении сегодняшнего мирного дня, она доказывает вместе с тем, что и сейчас (может быть, как никогда за последние десять-пятнадцать лет) драма решения не отменяется, поиск самореализации насущен, общественное действие необходимо. Отсюда возникает то важное, что способно давать искусство, - нравственная матрица, которую читатель, закрывший последнюю страницу, сможет впоследствии приложить к ситуациям иного масштаба и иного толка". Это тем более относится к последующим произведениям Филенко. Бесспорна принадлежность Филенко к так называемой "пермской волне" (термин впервые употреблен В.И. Бугровым) - группе авторов, преимущественно дебютировавших в 80-е гг. и объединявшихся вокруг КЛФ "Рифей" и сборника "Поиск". Произведения Филенко переведены на английский, венгерский.
В номинации “Интерпресскона-95” первая книга ГК заняла 5-е место, опередив К. Булычева, Г. Олди, В. Крапивина, но уступив С. Логинову, А. Лазарчуку, Ю. Брайдеру & Н. Чадовичу и М. Успенскому...
... В мире ГК происходит действие нескольких повестей и рассказов Филенко, в частности, первого его крупного опубликованного произведения - повести “Бездна” (1973), как и остающихся пока в основном ненаписанными “Галактических робинзонад”, из которых напечатана лишь повесть “Дарю вам этот мир” (1990). В цикл входит известная по несанкционированным сетевым публикациям повесть “Мужчина и женщина на планете озер” (1984?), представляющая пока лишь черновой вариант...
Цикл награжден премией “Большой Зилант”-2003. (с) svenlib.sandy.ru
Аннотация издательства:
Северин Мороз. Подросток, который вырос как ОБЫЧНЫЙ земной мальчишка, даже не подозревая, КТО ОН в действительности...
Эхайн. Усыновленный землянкой представитель гуманоидной расы Эхайнор - самых жестоких противников человечества.
Долгие годы Департамент оборонных проектов ПРОСТО СЛЕДИЛ за Северином - но теперь его пытаются ИСПОЛЬЗОВАТЬ в сложной и опасной игре с эхайнами. Кем предстоит ему стать? Героем - или марионеткой? Ответ на это, похоже, знает только ксенолог Константин Кратов, более известный как Галактический консул.
Многоплановая утопия, ГК является одновременно и романом воспитания в классическом смысле, и романом открытия - герой проникает в скрытую природу мира и открывает свое место в ходе вещей. Мир романа напоминает мир Полдня поздних Стругацких -- за внешним благополучием скрывается бездна проблем, благостное на первый взгляд Галактическое Содружество кипит противоречиями, на Земле под корочкой идиллии зреет нарыв ксенофобии и милитаризма, идет борьба против сайентистского авантюризма, а над всем невидимая тень неведомых и мощных сил, игрушкой которых кажется главный герой - космический исследователь, добровольный звездный каторжник-плоддер, галактический дипломат Константин Кратов.
Тяжелы будни простого ксенолога третьего класса Константина Кратова, прозванного Галактическим консулом. Ему приходится брать на себя самые сложные проблемы. Ведь кто же еще, если не он, такой мудрый и сильный? Нужно добиться торговых отношений с одной очень маленькой, но гордой расой, так обращайтесь к Галактическому консулу. Там где мудрые ксенологи бились годы, Константин решает проблему за час с небольшим. Нужно понять, почему эти злые птицы не хотят пускать корабли на свою планету. При этом злобно грозят сбить любой корабль, сошедший с орбиты. Тоже все проблемы к Кратову. Тут часом не обошлось, понадобились сутки, но и то хлеб, ведь остальные бились над этим три месяца. Вот так с легко решает Кратов проблемы не только с чужаками, но и с людьми. Зато со своими проблемами ему справится не так просто. Каталог рецензий РЕЗОНАНС
пангалактическое сообщество переживает очередной кризис понимания. На сей раз оно столкнулось с агрессивной, не идущей ни на какие контакты цивилизацией, психологически, кажется, совершенно чуждой всем тем нормам, на основе которых создавалось Братство. Дикари, всего несколько столетий тому назад вышедшие в космос, уничтожают орбитальные станции и грузовые корабли, стерилизуют поверхность обитаемых планет, занимаются террором на оживленных трассах... А главное и самое удивительное - никак не мотивируют свои поступки. Война как "продолжение политики иными средствами" здесь явно ни при чем, в результате своих действий агрессоры ничего не выигрывают, а напротив, многое теряют: союзников, партнеров, уважение со стороны других рас... Это кровопролитие ради кровопролития, бессмысленное и необъяснимое. Галактическое Братство, и в первую очередь - Земная конфедерация, ставшая главной мишенью, оказывается перед сложным выбором: либо жесткими силовыми методами подавить противника, попутно уничтожив при этом множество мирных граждан, либо продолжить попытки разобраться в логике его действий, тем самым потакая террористам. Да, Братство способно одним движением раздавить зарвавшихся новичков, но это значит сделать гигантский шаг назад, от дружбы и взаимного доверия цивилизаций Братства к праву сильного. Естественно, Константин Кратов, один из ведущих галактических дипломатов, не может остаться в стороне от этого конфликта. Василий Владимирский
Аннотация издательства: Легко ли быть богом? Отстраненно наблюдать за жизнью чужого мира, заведомо обреченного на гибель? Фиксировать подробности кровопролитных сражений и дворцовых интриг, не пытаясь встать, на ту или иную сторону, не делая выбор между добром и злом? Главный герой романа Евгения Филенко, извлеченный из нашего времени потомками и направленный в качестве наблюдателя в далекое прошлое, на легендарный материк, которому вскоре предстоит сгинуть в океанской пучине, стоит перед трудным выбором. Ему придется решить: остаться ли бесстрастным наблюдателем или выступить против жестоких древних богов, заранее зная, что даже победа не принесет спасение жителям обреченного острова. Тем более что, сделав выбор, герой вынужден будет следовать ему до конца...