Из справочника "Русская фантастика XX века в именах и лицах". Под
редакцией М.И.Мещеряковой. (М.: МегаТрон, 1998)
ЛАРИОНОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (р. 1935)
Вся жизнь О. Ларионовой тесно связана с Ленинградом (С.-Петербургом): здесь она родилась, училась, окончила физический факультет ЛГУ (по образованию - физик), некоторое время работала инженером в ЦНИИ металлургии и сварки, а в 1967 г. окончательно и бесповоротно стала профессиональным писателем.
Ее литературный дебют состоялся в 1964 г. рассказом Киска , а вскоре появилось и первое крупное произведение писательницы, принесшее ей большую известность - роман Леопард с вершины Килиманджаро (1965). В основе лежал оригинальный сюжет: непредусмотренный эффект приводит к тому, что на Землю возвращается звездолет, несущий на борту записи о датах смертей всех живущих на Земле. Люди оказываются перед испытанием, требующим от них нравственной высоты и духовной стойкости. Подобный оборот достаточно характерен для творческой манеры Л.: писательница любит строить свои произведения по принципу опредмеченного парадокса. .
С 1966 по 1968 г. Л. активно публиковала по несколько произведений в год. Итог данному периоду подвел сборник Остров мужества (1971 г.) Дальнейшие годы оказались крайне неблагоприятны для фантастики: ее мало издавали, подвергали жесткой цензуре; поэтому неудивительно, что писательнице, вплоть до начала восьмидесятых, удавалось пробиться только в журналы. И все же в 1981 г. Л. сумела выпустить второй авторский сборник Сказка королей в Лениздате. Через два года за ним последовало московское молодогвардейское издание - Знаки Зодиака .
В 1985 г. Л. опубликовала первую повесть из одноименной трилогии под названием Соната моря , а в 1987 г. за это произведение ей была вручена премия Аэлита , присуждаемая за лучшую книгу года. Полностью трилогия, озаглавленная на сей раз как Лабиринт для троглодитов , увидела свет в 1991 г. Тогда же появился итоговый по восьмидесятым годам авторский сборник Формула контакта .
Вскоре после Сонаты моря , в 1988 г. Л. начала писать стилизованную космическую оперу - повесть Чакра Кентавра . Задумывалась она как литературная шутка, своеобразная пародия; получилось же произведение цельное, многозначное, философски насыщенное. Повесть вызвала восторг читателей, открытый конец давал возможность продолжения, и все же оно появилось по разным причинам только в 1996 г. Чакра Кентавра и Делла-Уэлла , объединенные, образовали роман и получили название Венценосный Крэг .
Творчество Л. практически не подвержено веяниям литературной моды: предпочитает обходиться без мистики и ужасов, не склонна писать многотомные эпопеи, сохраняет верность космической теме. Герои ее произведений - легко узнаваемые люди, в жизни которых есть и трагическое, и комическое. Причем, автор много пишет о любви, ее многоликости, многогранности, неоднозначной связи с моралью: Почему на свете существует убеждение, что любовью можно оправдать все злодеяние, глупость, кощунство?.. ( Картель ). Любят герои Л. иногда мучительно, вплоть до самоуничтожения, иногда - скрытно и, на первый взгляд, буднично, но всегда это чувство оказывается той лакмусовой бумажкой , которая позволяет проявиться душевной сущности каждого.
В фантастике Л. активно ощущается женское присутствие, которое можно расценивать как программное для писательницы: Любое дело без женщин - обязательно гадость. Вот война. Вот полиция. Вот политика... ( Сказка королей ). Женские персонажи ее произведений овеяны романтикой и наделены особой прозорливостью - именно они умеют прозревать суть, легко, не задумываясь, отделяя важное от неважного, бытийное от бытового.
Авторской манере Л. свойственно сочетание возвышенного и подчеркнуто приземленного, сентиментального и насмешливого. Даже в самых лирических своих произведениях писательница не позволяет читателям расслабиться , настроившись на определенный лад: Приснись на новом месте жених невесте... Приснился птеродактиль ( Соната моря ).
Фантастику Л. можно назвать традиционной, отличающейся от прочих наличием сказочно-притчевой основы, естественно сочетающейся с научно-фантастической надстройкой . Не случайно именно ей принадлежит уникальный в русской литературе цикл рассказов-повестей по мотивам картин Чурлениса . Сама писательница склонна иронизировать по этому поводу: Ольга Николаевна, да что вы? У вас же типичная сайнс фикшн, какие тут к черту ангелы? Ах, да не придирайтесь, пожалуйста, ангел тут никакой роли не играет, просто мне нужен некто всеведущий, но отнюдь не всемогущий - взгляд со стороны. Так что оставьте его в покое - пусть поглядит ( Лгать до рассвета ).
О писательнице и ее творчестве:
Черных В. Ольга Ларионова: Сказки королевы // О.Ларионова Сотворение
миров. - Ниж.Новгород, 1995.
Паншин С. Вид с вершины Килиманджаро // О.Ларионова Венценосный крэг. - М., 1996.
Аннотация: Это - легенда остранной и прекрасной планете Джаспер. О планете гордых лордов, бьющихся на мечах - и посылающих космические корабли к дальним мирам чужих звезд. О планете, где грядущее читают в магических картах, а роботов зовут сервами. О планете, где на королевских турнирах сражаются лазерными дезинторами, собирают рыцарские отряды для космических путешествий - и свято блюдут древний Договор с мудрыми птицами крэгами. Ибо без зрения крэга всякий человек этой планеты - слеп. Ибо лишь глазами крэгов видят обитатели Джаспера окружающий их мир. Вот только - что они видят?..
Аннотация:
Мир блистательных рыцарей, властвующих над Вселенной. Мир, который все еще пребывает под властью мудрых, но коварных Крэгов. Мир, объединяющий множество планет и множество космических рас. Мир, который столкнулся с цивилизацией Земли - и после этого не может остаться прежним...
Аннотация издательства:
Перед вами долгожданный новый роман Ольги Ларионовой из цикла о противостоянии людей и крэгов. Космическая сага о планете блистательных рыцарей, властвующих над Вселенной. О мире, который все еще пребывает под властью мудрых, но коварных крэгов. Мир, объединяющий множество планет и множество космических рас. Мир, который столкнулся с цивилизацией Земли — и после этого не может остаться прежним...
Аннотация:
"Вверх по крутому склону карабкался леопард. Он был уже мёртв, но он всё ещё полз, движимый той неукротимой волей к жизни, которой наделил его человек взамен попраного инстинкта смерти"
Как жили бы люди, знай точно дату собственной смерти?
Как?
Возможно, ТАК, как написано об этом в трагическом, горьком и безукоризненно красивом романе "Леопард с вершины Килиманджаро" — романе, по праву считающемся одной из вершин творчества Ольги Ларионовой.