Дэвид Брин родился 6 октября 1950 года в Глендейле, одном из районов Большого Лос-Анджелеса. После окончания школы будущий писатель учился в Университете штата Калифорния (в близлежащем Сан-Диего), а потом в знаменитом Калифорнийском технологическом институте (Калтехе), который и закончил с дипломом астронома. После этого Брин защитил в своей "альма-матер" магистерскую диссертацию, а затем и докторскую. До этого успел поработать во флагмане аэрокосмической индустрии - фирме "Хьюз Эйркрафт", консультантом НАСА, да еще прочитать курс физики в родном университете и в одном из местных колледжей.
Чуть позже он повторно вернулся в университет, но на сей раз обучал студентов не физике и не астрономии: уже известный писатель Дэвид Брин вел здесь творческие мастерские по литературе.
"Остепененным" ученым Дэвид Брин стал в 1981 году, но уже за год до того он дебютировал в научной фантастике, а в 1983-м выпустил второй роман, принесший ему славу и признание. Этот роман окончательно определил дальнейший жизненный путь Брина.
Он ворвался в научную фантастику на редкость стремительно и неудержимо. Дебютировав в 1980 году романом "Нырнувший в Солнце", новичок за считанные годы выдвинулся в лидеры "твердой" НФ. По опросу, проведенному в 1988 году журналом "Локус", Дэвин Брин был назван читателями "лучшим автором научной фантастики 1980-х годов".
Первый роман Брина был принят читателями и критиками неплохо - но и только; многие познакомились с дебютом писателя задним числом, вдохновившись чтением продолжения - уже упомянутого романа "Начинается звездный прилив" (1983), собравшего внушительный урожай премий: "Хьюго", "Небьюла", премия журнала "Локус"... Следующий роман, завершивший трилогию "Война цивилизаторов" (1987) также принес автору премии "Хьюго" и "Локус".
Первый и второй (пока, несомненно, лучший) романы из серии о Восхождении обещали многое. Придуманная Брином схема "обустройства" галактики поражала сложностью и продуманностью, что выгодно отличало его мир от примитивных "космических опер" многих коллег.
Во-первых, не одна обитаемая галактика, а целых пять cоюзов разумных рас. Во-вторых, все они были некогда "засеяны" разумной жизнью, а таинственный сеятель - сверхраса Прародителей удалилась неведомо куда (как и положено всем этим Хайнам и Странникам), однако оставила приглядывать за молодыми цивилизациями-несмышленышами пять рас-наставников (Patron Lines), по одной на каждую галактику. В обязанности Наставников входит помощь "местным" разумным расам в их медленном и трудоемком карабкании по цивилизационной лестнице.
Это Восхождение (Uplift) и составляет тайный план неведомых Прародителей, своего рода галактический Высший Закон, какие-либо отклонения от коего не допускаются и своевременно пресекаются...
В-третьих, земная цивилизация усомнилась в благих намерениях Плана. Дело в том, что у землян не было "своего" Наставника (а значит, и покровителя), и их не очень жаловали в обитаемом космосе - как всяких выскочек. Кроме того, землянам разрешили "возвысить" шимпанзе и дельфинов, но дальше поумневшие шимпанзе начали втихую "возвышать" и другие виды обезьян, и... события начали приобретать необратимый характер. План неведомых первых Прародителей оказался под угрозой. А опыт общения с иными космическими расами показывал, что обитаемая Вселенная напоминает собой средневековый феодальный раздрай наподобие того, когда монарх умирает или отправляется в долгий поход, после чего в стране начинается бесконечная драка влиятельных кланов, каждый из которых считает, что именно на него возложена обязанность следить за исполнением Закона. Это, в-четвертых. В-пятых, единственное, что может сохранить пусть зыбкий, но мир в пяти галактиках, это проникновение в полумифическую вселенскую библиотеку Прародителей - Галактический Институт (нечто вроде азимовского Основания), где аккумулирована вся известная мудрость Вселенной. В-шестых, самодеятельность землян вызывает беспокойство у Наставников - и в воздухе (точнее, в безводушном пространстве) пахнет грозой, назревает галактическая война. В-седьмых, экипаж земного космического корабля состоит не только из людей: им помогают те самые разумные дельфины, чьи образы, кстати, по живости и убедительности соперничают с образами людей. Есть еще "в-восьмых", "в-девятых", "в-десятых"...
Перебор? Дело вкуса... Уже на последнем романе первой трилогии можно откровенно заскучать, поскольку количественное увеличение сюжетных линий не сопровождалось новым качеством: цикл Брина уверенно выруливал на конвейерный сериал - другое дело, что сериал, в отличие от многих, высококачественный. Вторая трилогия о Восхождении - "Риф света" (1995), "Берег бесконечности" (1996), "Галс неба" (1997) - оказалась явно слабее предыдущей, хотя большинство читателей ее приняли, о чем свидетельствуют впечатляющие тиражи...
К счастью, писатель не зациклился на своей беспроигрышной эпопее и в промежутке между двумя трилогиями приятно удивил романами совершенно иного толка. Этот поворот в творчестве Брина и знаменует собой истинное Восхождение автора, результат которого пока однозначно предсказать трудно, но сам факт "отрыва" от золотоносного конвейера говорит о многом...
Вспомнить хотя бы роман "Почтальон" (1985), переписанный из одноименной повести. Можно отметить, что произведение Брина послужило приятным напоминанием о полузабытом: о том, что и научной фантастике не чужда художественность, подлинная страсть, дум высокое стремление - и все такое прочее.
К теме глобальной катастрофы Брин возвращается в своем самом "футурологическом" романе "Земля" (1990), написанном, несомненно, под влиянием "Остановки на Занзибаре" Джона Браннера. Это тщательно продуманная и до деталей выписанная панорама земной жизни через полстолетия - не во всем, на мой взгляд, удачная, но серьезная и художественно правдивая. В романе затейливо переплетены катастрофы естественные и рукотворные - созданная в лаборатории микро-"черная дыра" вырвалась наружу, ну, а что касается засоренной, превращенной в помойку планеты, то это уже никакая и не фантастика. Это вполне вписывается в разделяемые Брином концепции Геи - планеты как живого организма, философские идеи Пьера Тейяра де Шардена, нашего Вернадского, а в научной фантастике - Олафа Стэплдона.
Говоря о такой важной социальной функции научной фантастики, как предупреждение, Брин заметил: "Я - часть этой культуры. Критичность - единственная известная вакцина против социальной ошибки. И если так называемая "литература основного потока", тем более, кино, телевидение и прочие масс-медиа уже заражены вирусами ошибок, то мы, писатели-фантасты, являемся, пожалуй, единственными антителами, образующими иммунную систему. Мы помогаем созданию лучшего мира, но делаем это по-своему - предотвращая худшие из возможных ошибок. Самые выдающиеся произведения научной фантастики - это почти всегда "самопредотвращенные" пророчества. "Доктор Стрейнджлав" помог предотвратить третью мировую войну. "1984" зарядил нас аргументами против тоталитаризма. "Капитал" Маркса - одна из величайших научно-фантастических книг всех времен - помогла реформировать нашу систему, которую автор этого произведения полагал абсолютно нереформируемой".
Контрастом всем перечисленным книгам, особенно двум последним, предельно серьезным, служит более легкий, даже несколько игривый роман Брина "Дело практики" (1984). Забавная, хотя логически убедительная и изящно написанная история современного ученого, попавшего в некий параллельный мир, где правит магия (или местная наука, кажущаяся магией), вызывает в памяти целую вереницу литературных ассоциаций - циклы Спрэга де Кампа и Флетчера Прэтта, Пирса Энтони, Кристофера Сташеффа. К счастью, в отличие от них, Брину хватило чувства меры, и он не стал растягивать шутку на очередной сериал.
Для полноты картины следует упомянуть написанный в соавторстве с Бенфордом почти "производственный" роман "Сердце кометы" (1986), выход которого совпал с пиком ажиотажа вокруг кометы Галлея, а также сравнительно недавно вышедшие романы "Штучная работа" и "Время славы". Хотя Брин писал и произведения малой формы, а один из рассказов, "Хрустальные сферы" (1984), даже принес автору очередную премию "Хьюго", в сознании критиков и читателей он, в целом, остается автором многотомной интеллигентной "космической оперы", нескольких заметных одиночных романов и... В интервью, данном журналу "Локус", Дэвид Брин поделился творческими планами: "Что выпущу в ближайшее время? Вы знаете, когда наследники покойного Айзека Азимова предложили мне написать один из романов-продолжений к серии об Основании, я поначалу ответил отказом. Но мой друг Грег Бенфорд объяснил мне, что научная фантастика - это всегда своего рода беседа с читателем и с самим собой. И я сдался, поскольку меня тоже захватила идея Грега рассматривать азимовское Основание как дружеский ужин за круглым столом, за которым неторопливо - вот уже полвека - писатели-фантасты обсуждают судьбу человечества..."
Вл. ГАКОВ
Информация:
http://www.rusf.ru/esli/rubr/litportr/es1098ga.htm
Нашла: Инквизитор El.
Библиография
(Книжные издания)
1. “Нырнувший в Солнце” (Sundiver, 1980).
2. “Начинается звездный прилив” (Startide Rising, 1983).
3. “Дело практики” (The Practice Effect, 1984).
4. “Почтальон” (The Postman, 1985).
5. Сб. “Река времени” (The River of Time, 1986).
6. В соавторстве с Грегори Бенфордом — “Сердце кометы” (Heart of the Comet, 1986).
7. Сб. “Земной клан” (Earthclan, 1987). Объединение NNo.l и 2.
8. “Война цивилизаторов” (The Uplift War, 1987).
9. “Дошкольный период доктора Пака” (Dr. Pak's PreSchool, 1989).
10. В соавторстве с Томасом Койпером — “Внеземная цивилизация” (Extraterrestrial Civilization, 1989). Научно-популярная книга.
11. “Земля” (Earth, 1990).
12. “Штучная работа” (Piecework, 1991).
13. “Время славы” (Glory Season, 1993).
14. Сб. “Чуждость” (Otherness, 1994).
15. “Риф света” (Brightness Reef, 1995).
16. “Берег бесконечности” (Infinity's Shore, 1996).
17. “Глас неба” (Heaven's Reach, 1998).
18. “Прозрачное общество” (Transparent Society, 1998). Научно-популярная книга.
19. “Триумф Основания” (Foundation's Triumph, 1999).
20. “Тайные Основания” (Secret Foundations, 1999).
Первая книга Брина о Вселенной Пяти Галактик - и одновременно дебют молодого автора в фантастике. История о том, как молодая человеческая раса, занимающая одном из самых низких мест в галактической иерархии, не желая быть погребённой под миллионолетней мудростью Библиотеки, организовывает собственные научные исследования таинственных обитателей фотосферы Солнца. Однако далеко не все Галакты желают человеческому клану успеха...
Вторая книга серии "Возвышение". Космолет Землян - Люди, (дель)Фины и Шимп(анзе)находят в космосе кладбище кораблей древней цивилизации Предтеч. Другие галактические цивилизации заинтересованы в этой находке. Начинается охота за носителями эксклюзивной информации. Неплохой фантастический роман. Хранитель Кубикус.
На отдалённом форпосте человечества - планете Гарт, заселённой преимущественно неошимпами и людьми, настают тяжёлые времена. Открытия, сделанные дельфиньим экипажем "Стремительного", побуждают Галактов оккупировать все человеческие колонии. Эта участь не обходит Гарт стороной. Результатом вторжения клана гуксу-губру становится пленение или уничтожение почти всех людей. Кажется, всё уже потеряно... но шимпы, с помощью союзников Земли - тимбрими - в очередной раз доказывают верность своим патронам. Хранитель Andrew.
Первая книга второй трилогии о мире Возвышения. Планета Джиджо оказалась уникальной даже по меркам Пяти Галактик. Её расположение и физические условия пространства привели к тому, что на протяжении двух тысячелетий сразу семь групп сунеров (незаконных поселенцев на невозделанных планетах) разных рас выбрали её в качестве своего дома. Седьмыми по счёту прибыли люди, породив последнюю волну внутрипланетных войн. Прошло время, все войны завершились миром, и на Джиджо образовалась устойчивая и многообразная культура, основанная на шатком межрасовом равновесии - и на исповедовании "Тропы Избавления" - универсального пути к дикости и невежеству, предразумности. Но в мирную и тихую жизнь сунеров вмешивается действительность: дельфиний экипаж "Стремительного" выбрал именно эту планету для того, чтобы спрятаться от Галактов. К сожалению, безуспешно...
На Джиджо всё смешалось... Заключаются новые и распадаются старые союзы, происходят трагедии и празднуются победы. И нельзя угадать, сможет ли спастись "Стремительный" из расставленной ему ловушки. Джиллиан Баскин, возглавляющая корабль, в последней отчаянной задумке теряет многое, но многое и приобретает. Мощный, накалённый и не лишённый изящности стиль повествования, обилие героев и богатство событий... но до конца ещё очень далеко.
Хранитель Andrew.
Аннотация издательства:
Академия родилась не на Терминусе. Она родилась в самом центре Империи, на Тренторе, в день, когда блестящее выступление Гэри Селдона в суде переломило ход событий, направив его по проложенным психоисторией рельсам.
Вот точка отсчета, факт. Но, кроме факта, всегда хочется подробностей...
Подробно о Гэри Селдоне решили рассказать три ведущих американских фантаста. О его прошлом выпало поведать Грегори Бенфорду, о настоящем - Грегу Виру, о будущем - Дэвиду Брину.
Распад великой Галактической Империи, захватывающие путешествия по виртуальным мирам, встречи с роботами-еретиками и полубезумным менталиком невероятной силы и другие невероятные приключения на просторах Вселенной, созданной талантом великого Айзека Азимова!
Примечание:Номинировался на “Hugo”-2003 (2 место), “Campbell Memorial Award”-2003 (2 место), “Locus”-2003 (2 место), вошел в шотлист “Arthur C. Clarke Award”-2003.
Добавить отзыв
Добавить к профилю
Аннотация автора: Возьмите понятие големов - временных людей из глины (не клонов!) - и теперь вообразите ближайшее будущее, когда создавать их сможет каждый. С помощью “домашнего копировального устройства” вы дублируете ваши воспоминания - возможно даже подлинный отпечаток вашей души - и на выходе получаете дубликат, готовый исполнять ваши поручения, посещать ваши занятия или делать за вас тяжелую работу. Затем, в конце дня, вы сгружаете себе воспоминания голема. Как гражданин этого ближайшего будущего, вы дублировали себя невообразимо огромное количество раз и принимаете как должное то, что бываете порой оригиналом, а порой копией. Вы распараллеливаете свою жизнь, посылая дорогих “големов изучения” в библиотеки, в то время как дешевые модели прибирают в доме, а ваше подлинное тело тренируется в спортзале. Две трети населения Земли составляют временные копии, сделанные из глины. Люди, кажется, даже приспособились к этому новому образу жизни, но потом...
Аннотация издательства:
Шестнадцать лет прошло с тех пор, как на Земле произошла атомная катастрофа. Позади остались Трехлетняя ядерная Зима, годы скитаний, эпидемий и голода. Теперь, вопреки анархии, вопреки варварству и жестокости нового века, начинается возрождение американской цивилизации из постъядерных руин. Лидером объединения становится Гордон Кранц – человек, называющий себя Почтальоном. Страна вновь обретет мир и единство, но прежде Гордону и его соратникам предстоит кровавая война с армией холнистов – отпетых головорезов, «мастеров выживания»...
Связь с посланным за пределы Солнечной системы челноком с колонистами на борту была утеряна вследствие гибели экипажа: челнок наткнулся на Сферу, окружавшую нашу систему, и пробил ее, взорвавшись. Защитную оболочку имела не только наша система, но и многие другие. Все попытки контакта приводили к гибели кораблей. Пропуская сигналы и излучение, Сферы отвергали любое проникновение снаружи. Казалось, что потенциал человечества исчерпан. Случайно на одну из баз возвращается автоматический разведчик, запущенный много веков назад с Земли, с новыми данными. Срочно снаряжается экспедиция — последняя надежда. Мало кто верит в успех… SeaBreeze