Библиотека
Подбор книг
Каталог Ф&Ф
Кубики
Браннер Джон
Биография
Из энциклопедии фантастики под ред. Вл.Гакова: «Браннер (Brunner), Джон (Киллиан Хьюстон) (1934-1995). Английский прозаик, один из ведущих представителей британской “Новой Волны”. Родился в графстве Оксфордшир, служил в королевских ВВС, работал в различных фирмах и издательствах; с 1958 г. - профессиональный писатель. Печататься начал с 17 лет, писал детективы, реалистическую прозу, поэзию; дебютировал в НФ романом “Галактический шторм” [Galactic Storm] (1951 - под псевдонимом Джилл Хант). Начиная с 1958 г., Браннер активно включился в Движение за ядерное разоружение, позже отразив этот период жизни в автобиографическом романе “Дни марша” [The Days of March] (1988). В последние годы жизни второй раз женился на китаянке Ли Ютан (познакомившись с ней по переписке). Умер от сердечного приступа во время Всемирной конвенции в Глазго (Шотландия).
Обилие в творчестве Браннера трафаретной приключенческой НФ и “космических опер” выгодно оттеняется отдельными серьезными и стилистически виртуозными романами, ставшими классикой жанра и укрепившими репутацию автора как одного из лидеров НФ 1970-х гг. В ранних романах - “Распутница Аргуса” [The Wanton of Argus] (1953 - под псевдонимом Килиан Хьюстон Браннер; др. - “Ловкач пространства-времени” [The Space Time Juggler], “Алтарь на Асконеле” [The Altar on Asconel] (1965); вместе с рассказом и статьей объединены в сборник “Межзвездная империя” [Interstellar Empire] (1976); "Небесное убежище" [Sanctuary in the Sky] (1960), и др. - Браннер не поднялся выше рядовой “космической оперы” с ее обязательными клише: упадком Галактической федерации, варварством на ее периферии, теплящейся надежды на авантюристов-одиночек и мутантов, способных возродить былую мощь цивилизации. Земной колонии на планете Заратустра, покинутой ее обитателями накануне превращения местного светила в сверхновую, посвящена серия романов: “Мир изгоев” [Castaways' World] (1963; доп. 1974 - “Полимат” [Polymath]), “Секретный агент Земли” [Secret Agent of Terra] (1962; доп. 1969 - “Мстители Каррига” [Avengers of Karrig]; рус. 1995 - “Мстители Каррига”), “Циклопщики” [The Repairmen of Cyclops] (1965; испр. 1981); объединены в одном томе - “Жертвы новой” [Victims of the Nova] (1989). В романе “Атлантическая гадость” [The Atlantic Abomination] (1960) инопланетное чудовище просыпается после долгого сна на дне океана (тема, особенно продуктивно эксплуатировавшаяся в кинофантастике).
В этот период значительно интереснее представлен Браннер - новеллист, его ранние рассказы включены в сборник “Будущего у этого ремесла нет” [No Future in It] (1962); выделяется заглавная новелла (195.; рус.1981; 1981). История последнего человека на Земле, астронавта, вернувшегося домой, когда вся жизнь на планете уничтожена в результате космического катаклизма, достигает в рассказе “Два на два” (1956) почти библейской патетики. Герой психологической новеллы “Спаси меня от друзей” (1962) - телепат, просидевший жизнь взаперти (но и в безопасности); совершив побег на свободу, он обнаруживает, что она ему враждебна и дискомфортна. “Задачка для космонавта” (1955) - пример изящной детективной НФ; “Заключение о состоянии лунной поверхности” (1960; рус. 1983; др. - “Отчет о природе лунной поверхности”) - острая сатира на темы экологии и методов научной дискуссии (“доказывающей”, что Луна сделана из зеленого сыра); “Очень богата” (1963) - образец современной “готики”, мрачная история богатой женщины, пытающейся “оживить” мертвого возлюбленного.
Творчество Браннера выходит на новый уровень с публикацией романа “Цельный человек” [The Whole Man] (1958-59; 1964; др. - “Телепат” [Telepathist]); его герой, искалеченный социальный изгой, обладающий способностью к телепатии, преодолевает отчуждение и находит себе место в обществе, изобретая новую форму искусства - “ментальные концерты”. Тайнам психики посвящен и роман “Зыбучий песок” [Quicksand] (1967), в котором пациенткой героя-психиатра становится беглянка из будущего-антиутопии.
Во 2-й половине 1960-х гг. Браннер все больше концентрирует внимание на социальных проблемах. В виртуозно “разыгранной” притче-игре, вызывающей аналогии с Л.Кэрроллом, - романе “Квадраты шахматного города” [The Squares of the City] (1965; рус. 1984) - вымышленная латиноамериканская страна превращена в тоталитарную антиутопию с помощью подсознательного внушения ее гражданам чувства “лояльности” (через обычную телесеть). Шахматы в этом обществе претендуют на роль идеологии и государственной религии, и все персонажи, включая главного героя, сами того не зная, своими поступками повторяют ход реальной шахматной партии 1892 г., разыгрываемой диктатором и его политическим противником. Астроархеологи в романе “Полный закат” [Total Eclipse] (1974) изучают мертвые цивилизации; пример вымерших разумных китообразных с далекой планеты наводит на неприятные аналогии с Землей. В “черной комедии” об Америке близкого будущего, “Зазубренная орбита” [The Jugged Orbit] (1969; Британская премия НФ-71), разгул преступности привел к тому, что все граждане постоянно вооружены с ног до головы, а каждый дом буквально превращен в крепость; в позднем романе “Дети грома” [Children of Thunder] (1989) Браннер пишет о росте преступности среди подростков, на сей раз в Англии 1990-х гг., без тени юмора. Другие значительные романы этого периода: “Двоись, двоись” [Double Double] (1969) и “Драматурги с Йана” [The Dramaturges of Yan] (1971).
Славу и целый урожай премий (в США, Великобритании, Франции) принес Браннеру экспериментальный авангардистский роман-коллаж “Остановка на Занзибаре” [Stand on Zanzibar] (1968; “Хьюго”-69; Британская премия НФ-70). Это беспрецедентная по объему (к тому времени - самый длинный НФ роман) и прихотливая мозаика перенаселенного, взрывоопасного мира близкого будущего, его нравов, социологии и политики; четыре независимых плана, каждый из которых может считаться самостоятельной сюжетной линией и читаться по отдельности, умело организованы в один из самых ярких “футурологических” романов современной НФ. Литературную технику Браннер позаимствовал у американского писателя и поэта Джона Дос Пассоса, а основные идеи (в частности, “глобальной деревни”) - у канадского социолога Маршалла Маклюэна; применив их впервые в жанре НФ, Браннер создал своего рода эталон “высоколитературной фантастики”, во многом стимулировав эксперименты своих коллег из “Новой Волны”. Двумя другими “створками” апокалипсического триптиха Браннера стали романы - “Воззрели агнцы горе” [The Sheep Look Up] (1972), “Оседлавший волну шока” [The Shockwave Rider] (1975) (парафраз названия знаменитой книги Э.Тоффлера “Футуршок”); в первом впечатляюще изображен экологический конец света, во втором - информационная антиутопия, в которой личность становится рабом средств массовой информации и компьютерных банков данных.
Эта трилогия пока остается вершиной творчества Браннера. Из последних произведений можно отметить цикл новелл “Тигель времени” [A Crucible of Time] (1983), рассказывающих о становлении инопланетной цивилизации, от ранних научных открытий до технологической зрелости; иной мир, со своей экологией и историей, исследован автором с тщательностью и фантазией, достойными Ф.Херберта или Д.Блиша. Также вызвали интерес роман “Лабиринт звезд” [A Maze of Stars](1991) и повесть “Дело об ухе художника” [A Case of Painter's Ear](1987 - в ант.; 1991).
Новые рассказы Браннера представлены в сборниках: “Вон из моего мозга” [Out of My Mind] (1967), “Не перед временем” [Not Before Time] (1968), “Лучшее Джона Браннера” [The Best of John Brunner] (1988) и др. Рассказ “Иуда” (1967; рус. 1988; 1990) - трагическая история “богоборца” в будущем, где люди буквально поклоняются Машине; “Отчёт No.2 Всегалактического Объединения Потребителей: двухламповый автоматический исполнитель желаний” (1966; рус.1982) - сатирическое руководство для будущих покупателей.
На русский язык переведены также: “Бессердечный безумец” (1970; рус. 1988), “Бюллетень фактов No.6” (1965; рус.1971; др. - “Преступление Мервина Грея”), “Вас никто не убивал” (1965; рус.1992), “Затруднения с кредитом” (1985; рус. 1990), “Легкий выход” (19.; рус.1992).
Редкие примеры фэнтези в творчестве Браннера ограничиваются романами - “Брат драконам, приятель совам” [Brother to Dragons, Companion to Owls] (1985), “Кричащие тени” [The Gaudy Shadows] (1960; доп. 1970), а также циклом расказов “Путешественник в черном” [The Traveller in Black] (1971;доп. 1986 - “Все о Путешественнике в черном” [The Compleat Traveller in Black])...» (с) svenlib.sandy.ru
1 произведение в серии Межгалактическая империя
3можно почитать
1 голосa
- Создано: 1965
- Форма: Роман-эпопея
Аннотация издательства Романы английского фантаста Джона Браннера о межгалактической империи принадлежат к числу наиболее интересных произведений автора о далеком будущем. Восстановление справедливой власти на планетах межгалактической империи — главная тема этих трех романов. Как победить неизвестное существо, влияние которого парализует психику населения? Как в одиночку пройти через лабиринты опасностей, чтобы, спасаясь от преследования, стать правителем планеты? Как в хитросплетении интриг не отдать планету на разорение мошенникам и злодеям?
Оригинальное название: The Man from the Big Dark
2 произведение в серии Межгалактическая империя
2читать необязательно
3 голосов
- Создано: 1958
- Форма: Роман-эпопея
Аннотация издательства Романы английского фантаста Джона Браннера о межгалактической империи принадлежат к числу наиболее интересных произведений автора о далеком будущем. Восстановление справедливой власти на планетах межгалактической империи - главная тема этих трех романов. Как победить неизвестное существо, влияние которого парализует психику населения? Как в одиночку пройти через лабиринты опасностей, чтобы, спасаясь от преследования, стать правителем планеты? Как в хитросплетении интриг не отдать планету на разорение мошенникам и злодеям?
Оригинальное название: The Wanton of Argus
3 произведение в серии Межгалактическая империя
3можно почитать
1 голосa
- Создано: 1963
- Форма: Роман-эпопея
Аннотация издательства Романы английского фантаста Джона Браннера о межгалактической империи принадлежат к числу наиболее интересных произведений автора о далеком будущем. Восстановление справедливой власти на планетах межгалактической империи - главная тема этих трех романов. Как победить неизвестное существо, влияние которого парализует психику населения? Как в одиночку пройти через лабиринты опасностей, чтобы, спасаясь от преследования, стать правителем планеты? Как в хитросплетении интриг не отдать планету на разорение мошенникам и злодеям?
Оригинальное название: Time without number
4читать желательно
1 голосa
- Жанр: Научная фантастика, Темпоральная фантастика.
В 1988 году Испанская империя празднует 400-летний юбилей великой победы. Земляне все еще не вышли в космос, зато свободно путешествуют во времени. В самый разгар праздника сотрудник испанского "Патруля Времени" вынужден заняться расследованием таинственного преступления.
Оригинальное название: Stand on Zanzibar
4,25читать желательно
4 голосов
- Создано: 1968
- Премии: ХЬЮГО (1969)
- Примечание: награжден “Hugo”-1969; “British Science Fiction Award”-1970 и “Prix Apollo”-1973; номинировался на “Nebula”-1969, “Locus”-1976 (11 место в категории “all time novel”), “Locus”-1987 (16 место в категории “all time sf novel”) и “Locus”-1998 (20 место в категории “sf novel (before 1990)”)
Аннотация издательства: Слишком много людей на Земле XXI века. Слишком много компьютеров, наркотиков, психоделических культур, продажных политиков, фанатичных ученых... Слишком много боли, беды, преступлений... Надвигается КАТАСТРОФА. А может, она УЖЕ ПРИШЛА?.. Если на каждого чувака выделить по клочку земли один на два фута, все человечество станет бок о бок на 640 квадратных милях - территории острова Занзибар.
- Жанр: Юмористическая
- Форма: Рассказ
5читать обязательно
1 голосa
- Создано: 1965
- Форма: Роман
Научно - фантастический роман прогрессивного английского писателя, президента Европейского коммитета писателей - фантастов, посвящен использованию средств коммуникации для воздействия на подсознание человека.
Приключенческая фантастика. Действие происходит на впавшей в варварство планете. Основной сюжет - поиски древнего звездолета. Отличное чтиво для отдыха: быстро читается и быстро забывается. Хранитель АММ
Сколько раз приходилось слабым существам, населявшим этот мир, бежать от гнева Руаха и его сородичей? Не стоило даже вспоминать и подсчитывать все эти случаи. Но теперь ему, Руаху, хозяину тысячи жизней, самому приходилось спасаться от ужасающей ярости слепой стихии, которой невозможно было противостоять..
Аннотация издательства: Знание есть главнейшее оружие. Обычно люди говорят, что мы сражаемся во тьме. Но что это за сражение, если ты не знаешь ни врага, ни почему он вдруг стал твоим врагом? И все это нам просто необходимо выяснить.