Библиотека
Подбор книг
Каталог Ф&Ф
Кубики
Клемент Хол
Биография
(30 мая 1922 – 29 октября 2003)
Американский автор, псевдоним астронома и ученого-химика Гарри Клемента Стаббса (Harry Clement Stubbs). Родился в г. Сомервилль (шт. Массачусетс) в семье бухгалтера Гарри Кларенса Стаббса (Harry Clarence Stubbs) и Мэрджори Уайт (Marjorie White). Детство писателя прошло в Большом Бостоне, где он посещал школы в Арлингтоне и Кэмбридже. Затем закончил технический колледж Ринджа (Rindge Tech) в 1939 году.
Учился в Гарвардском Университете (Кэмбридж, Массачусетс), который заканчивает в 1943 г. с дипломом астронома. Во время Второй Мировой Войны в марте 1944-го вступает в армейский воздушный вспомогательный корпус в Нью-Йорке, где вскоре получает звание лейтенанта, а затем имел 35 боевых вылетов на бомбардировщике Б-52 в составе 8-го воздушного флота США, имеет награды.
После окончания войны в 1946 году в Бостонском Университете (Boston University) защищает диссертацию по педагогике и получает степень магистра, а затем еще защищает диссертацию и по химии в бостонском Колледже Симмонса (Simmons College). Работал техническим инструктором в ВВС США, преподавал химию в военной академии в Милтоне (штат Массачусетс), а также работал инструктором сил спец. назначения на базе в штате Нью-Мексико. С 1953 года – в резерве ВВС США, а в 1976 году был уволен в запас в звании полковника. Поселился в Милтоне и в течение сорока лет вплоть до 1987 года работал учителем (два года в средней школе и 38 лет в Милтонской академии). Женился в 1952 году на Мэри Элизабет Майерс (Mary Elizabeth Myers).
Интерес к фантастике у него возник в 1930 году и был навеян популярной серией комиксов о Баке Роджерсе (Buck Rogers), а затем отец, которому надоело отвечать на водопад вопросов своего отпрыска, принес ему из библиотеки две книги – «Астрономию» и роман Жюля Верна «Путешествие на Луну». Затем Стаббс начал сам пробовать писать и в июне 1942 года в журнале «Astounding Science Fiction» состоялась его первая публикация – фантастический рассказ «Доказательство».
Основная тема творчества Клемента – «фантастика идеи», т.е. сюжет большинства его произведений строится вокруг какой-нибудь научно обоснованной гипотезы. Самое известное произведение писателя – роман «Экспедиция «Тяготение» (1953), являющийся началом трилогия «Месклиниты». В книге действие происходит на очень холодной планете Месклин имеющей форму диска с силой тяготения от 3 до 700g на полюсах. Но даже и в такой жестоком мире живут разумные существа – маленькие мисклиниты, которые помогают людям выжить в этом мире. Предваряет этот цикл псевдонаучная работа Х. Клемента «Мир-волчок» (1953), в которой автор подробно моделирует мир Месклина. К этой трилогии также примыкают два рассказа: «Демонстрация лекции» (1973) и «Должно быть сообщено» (1999).
Герои романа «Половина жизни» (1999) путешествуют к лунам Сатурна, надеясь там найти разгадку участившихся на Земле случаев смертельных заболеваний. А действие последнего романа Хола Клемента «Шум» (2003) происходит на планете двойной звезды Каиньи, сплошь покрытой океаном глубиной в 1700 миль. Переселенцы состоят в основном из жителей Полинезии, но этот мир отнюдь не тропический рай. Постоянные цунами, города на плавучих островах, распространившиеся пираты, делают этот имр далеким от спокойствия.
Хол Клемент написал порядка двух десятков фантастических книг и около пятидесяти повестей и рассказов, а 1 мая 1999 года на торжественном банкете по поводу вручения премий «Небьюла» в Питтсбурге, ему было присвоено очень почетное звание «Великий Мастер». Кроме фантастики под своим именем пишет научные статьи, а с 1972 года под псевдонимом Джордж Ричард (George Richard) рисовал картины на тему научной фантастики и астрономии. В последние годы постоянно проживал в г. Милтон (штат Массачусетс) вместе со своей женой Мэри, двумя сыновьями Джорджем Клементом и Ричардом Майерсом, дочкой Кристиной Хенсел и внуком Джексоном Клементом Стаббсом, и где утром 29 октября 2003 года скончался во сне и был похоронен 1 декабря на местном кладбище.
Информация:
Архив фантастики
Автобиография
Романы
Дилогия «Игла» (The Needle Series):
1949 – Игла (Needle) // журнал «Astounding Science Fiction», май – июнь
То же: 1950 – издательство «Doubleday»
То же: 1957 – Под названием «Из космоса» (From Outer Space) – издательство «Avon»
То же: 1961 – издательство «Victor Gollacz» (Великобритания)
1978 – Через ушко иглы (Through the Eye of a Needle) – издательство «Ballantine Del Rey»
Трилогия «Месклиниты» (The Mesklinite Series):
1953 – Экспедиция «Тяготение» (Mission of Gravity) // журнал «Astounding Science Fiction», апрель – июль
То же: 1954 – издательство «Doubleday»
То же: 1964 – издательство «Penguin» (Великобритания)
1958 – У критической точки (Close to Critical) // журнал «Astounding Science Fiction», май – июль
То же: 1964 – издательство «Ballantine»
То же: 1966 – издательство «Penguin» (Великобритания)
1970 – Звездный свет (Starlight) // журнал «Analog», июнь – сентябрь
То же: 1971 – издательство «Ballantine»
1951 – Ледяной мир (Iceworld) // журнал «Astounding Science Fiction», октябрь – декабрь
То же: 1953 – издательство «Gnome Press»
1956 – Бродяги в космосе (The Ranger Boys in Space) – роман для подростков – издательство «L. C. Page»
1957 – Огненный цикл (Cycle of Fire) – издательство «Ballantine»
То же: 1964 – издательство «Victor Gollacz» (Великобритания)
1967 – Сверху – океан (Ocean on Top) // журнал «Миры «Иф» (Worlds of If), октябрь - декабрь
То же: 1973 – издательство «DAW»
То же: 1976 – издательство «Sphere» (Великобритания)
1980 – Азотный осадок (The Nitrogen Fix) – издательство «Ace»
1987 – Спокойная река (Still River) – издательство «Ballantine Del Rey»
То же: 1988 – издательство «Sphere» (Великобритания)
1993 – Вселенная Айзека: Ископаемое (Isaac’s Universe: Fossil) – книга из межавторской серии «Вселенная Айзека» (Isaac’s Universe) – издательство «DAW»
1999 – Половина жизни (Half Life) – издательство «Tor» – в 1994-95 гг. печатался в виде четырех отдельных повестей: «Вылазка» (Sortie), «Колония» (Settlement), «Близкая сейсмическая опасность» (Seismic Sidetrack) и «Сравнение (Simile)
2003 – Шум (Noise) – издательство «Tor»
Сборники
1965 – Туземцы космоса (Natives of Space) – издательство «Ballantine»
Необоснованное предположение (Assumption Unjustified)
Техническая ошибка (Technical Error)
Препятствие (Impediment)
1969 – Малые изменения (Small Changes) – издательство «Doubleday»
То же: 1969 – издательство «Robert Hale» (Великобритания)
То же: 1969 – под названием «Космическая плеть» (Space Lash) – издательство «Dell»
Пыльная тряпка (Dust Rag)
Веснушка (Sunspot)
Необыкновенное чувство (Uncommon Sense)
Падение Трои (Trojan Fall)
Несгораемый (Fireproof)
Гало (Halo)
Звезда-подкидыш (The Foundling Stars)
Дождевая капля (Raindrop)
Механик (The Mechanic)
1979 – Лучшее Хола Клемента (The Best of Hal Clement) – издательство «Ballantine Del Rey»
Лестер дель Рей. Хол Клемент: Рационалист (Hal Clement: Rationalist by Lester del Rey)
Препятствие (Impediment)
Техническая ошибка (Technical Error)
Необыкновенное чувство (Uncommon Sense)
Необоснованное предположение (Assumption Unjustified)
Ответ (Answer)
Пыльная тряпка (Dust Rag)
Вздутие (Bulge)
Неуместный для дара (Mistaken for Granted)
Вопрос греха (A Question of Guilt)
Застрявший с этим (Stuck With It)
1987 – Внутреннее чутье (Intuit) – сборник из 4 рассказов о Лэйрде Каннингеме, выпущенный для конвента «CactusCon» общества NASFiC, где Хол Клемент был почетным гостем – издательство «NESFA Press», тиражом в 800 экземпляров, из которых 225 – пронумерованы
Пол Андерсон. Предисловие (Introduction by Poul Anderson)
Интуиция: Проводник, нуждающийся в управлении: Предисловие автора (Intuition: The Guide Who Needs Steering)
Необыкновенное чувство (Uncommon Sense)
Последовательная жизнь (The Logical Life)
Застрявший с этим (Stuck With It)
Символический статус (Status Symbol)
2002 – Мрачная планета (Heavy Planet)
Экспедиция «Тяготение» (Mission of Gravity): Роман
Низина (Under): Рассказ
Предисловие к «Демонстрации лекции» (Introduction to Lecture Demonstration)
Демонстрация лекции (Lecture Demonstration): Короткая повесть
Звездный свет (Starlight): Роман
Мир-волчок (Whirligig World): Статья
Приложение к статье «Мир-волчок» (Addendum to Whirligig World)
Повести и рассказы
1942 – Доказательство (Proof) // журнал «Astounding Science Fiction»
1942 – Препятствие (Impediment) // журнал «Astounding Science Fiction», август
1942 – Аллея спасения (Avenue of Escape) // журнал «Astounding Science Fiction», ноябрь
1943 – Позиция (Attitude) // журнал «Astounding Science Fiction», сентябрь
1944 – Техническая ошибка (Technical Error) // журнал «Astounding Science Fiction», январь
1944 – Падение Трои (Trojan Fall) // журнал «Astounding Science Fiction», июнь
1945 – Необыкновенное чувство (Uncommon Sense) // журнал «Astounding Science Fiction», сентябрь
1946 – Холодный фронт (Cold Front) // журнал «Astounding Science Fiction», июль
1946 – Необоснованное предположение (Assumption Unjustified) // журнал «Astounding Science Fiction», октябрь
1947 – Ответ (Answer) // журнал «Astounding Science Fiction», апрель
1949 – Несгораемый (Fireproof) // журнал «Astounding Science Fiction», март
1952 – Гало (Halo) // журнал «Astounding Science Fiction», октябрь
1953 – Грунт (Ground) // журнал «Science Fiction Adventures», декабрь
1953 – Критический фактор (Critical Factor) // антология «Звездные научно-фантастические рассказы. Вып.2» (Star Science Fiction Stories #2) – ред. Фредерик Пол (Frederik Pohl)
1956 – Пыльная тряпка (Dust Rag) // журнал «Astounding Science Fiction», сентябрь
1957 – Планета для разбоя (Planet for Plunder) // журнал «Satellite», февраль
То же: 1972 – под названием «Падение планеты» (Planetfall) // антология «Странное завтра» (Strange Tomorrows) – ред. Роберт Хоскинсин (Robert Hoskinsin)
1960 – Лунный лишайник (The Lunar Lichen) // журнал «Future», февраль
1960 – Веснушка (Sunspot) // журнал «Analog», ноябрь
1963 – Зеленый мир (Green World) // журнал «Worlds of If», май
1963 – Горячая планета (Hot Planet) // журнал «Galaxy», август
1965 – Дождевая капля (Raindrop) // журнал «Worlds of If», май
1966 – Звезда-подкидыш (The Foundling Stars) // журнал «Worlds of If», август
1966 – Механик (The Mechanic) // журнал «Analog», сентябрь
1968 – Вздутие (Bulge) // журнал «Worlds of If», сентябрь
1973 – Демонстрация лекции (Lecture Demonstration) // антология «Поразительная: Мемориальная антология Джона В. Кэмпбелла» – ред. Гарри Гаррисон (Harry Harryson)
1974 – Неуместный для дара (Mistaken for Granted) // журнал «Worlds of If», февраль
1974 – Последовательная жизнь (The Logical Life) // антология «Звездный. Вып.1» (Stellar #1) – ред. Джуди-Линн дель Рей (Judy-Lynn del Rey)
1976 – Застрявший с этим (Stuck With It) // антология «Звездный. Вып.2» (Stellar #2) – ред. Джуди-Линн дель Рей (Judy-Lynn del Rey)
1976 – Длинная линия (Long Line) // антология «Быстрее света» (Faster Than Light) – ред. Джеральд У. Пэйдж (Gerald W. Page)
1976 – Вопрос греха (A Question of Guilt) // Лучшие истории ужаса года: Серия 4 (The Year's Best Horror Stories: Series IV) – ред. Джеральд У. Пэйдж (Gerald W. Page)
1978 – Приправа (Seasoning) // журнал «Isaac Asimov’s Science Fiction Magazine», сентябрь
1985 – Вторые мысли (Second Thoughts) / в соавт. с Полом Андерсоном (Poul Anderson), Томасом М. Дишем (Thomas M. Disch), Ларри Нивеном (Larry Niven) и Фредериком Полом (Frederik Pohl) // антология «Медея: Мир Харлана» (Medea: Harlan’s World) – ред. Харлан Эллисон (Harlan Ellison)
1989 – Пятно (Blot) // антология «Друзья Основания» (Foundation’s Friends) – ред. Мартин Х. Гринберг (Martin H. Greenberg)
1991 – Стадии в хаосе (Phases in Chaos) // антология «Вселенная Айзека. Том 2: Стадии в хаосе» (Isaac’s Universe Volume Two: Phases in Chaos) – ред. Мартин Х. Гринберг (Martin H. Greenberg)
1992 – Направление глазного яблока (Eyeball Vectors) // антология «Вселенная Айзека. Том 3: Неестественная дипломатия» (Isaac’s Universe Volume Three: Unnatural Diplomacy) – ред. Мартин Х. Гринберг (Martin H. Greenberg)
1994 – Вылазка (Sortie) // журнал «Суровая хозяйка» (Harsh Mistress) – весна-лето
1994 – Колония (Settlement) // журнал «Абсолютная величина» (Absolute Magnitude), осень-зима
1995 – Близкая сейсмическая опасность (Seismic Sidetrack) // журнал «Абсолютная величина» (Absolute Magnitude), весна
1995 – Сравнение (Simile) // журнал «Абсолютная величина» (Absolute Magnitude), лето
1998 – О, натуральный! (Oh, Natural) // журнал «Абсолютная величина» (Absolute Magnitude), весна
1998 – Выборы (Options) // сборник «Светила на кромке» (Lampson the Brow) – ред. Джеймс Кэхилл (James Cahill)
1999 – Изменение ставки (Exchange Rate)
1999 – Должно быть сообщено (TBA)
2000 – Низина (Under) // журнал «Analog», январь – [Первая публикация в 1997 году]
Роман о том, как земляне изучали необычную планету. У неё огромная масса и дикая скорость вращения вокруг оси, поэтому планета по форме очень сплющена (диаметр по экватору в 2 раза больше расстояния между полюсами, во как!), на экваторе сила тяжести в 3 раза больше земной, а на полюсах - в 700 раз. Теперь представьте себе, что за разумные существа живут на такой планете...
Аннотация издательства: "Пагноуз" потерпел крушение именно в том месте, что и было задумано — там, где в водах океана за несколько месяцев исчезли его лучшие друзья — Берт, Джои, Мари... Только повторив их путь он сможет составить объективный отчет Совету по энергии. А может — даже встретит пропавших друзей...
Аннотация издательства: Две чуждые расы жили под одним солнцем, живя в содружестве более совершенном, чем когда-либо известном в Галактике. Вместе расы стали одной, каждая происходила из другой, что делало каждую более великой, чем своя собственная индивидуальность. Хозяин и симбионт жили вместе, делились вместе, два тела в одном. Каждая раса была симбионтом, аморфной, способной войти в тело другой. А затем один симбионт стал преступником, и раса не могла успокоиться, пока преступник не будет выслежен. Но преступник мог прятаться в любом живом существе, а на Земле было более двух миллионов людей.
Аннотация издательства: Салман Кен согласился на просьбу полицейского помочь обнаружить источник нового наркотика. Устроившись к наркоторговцу, Кен вынужден работать не только на космическом корабле, но и совершить высадку на планете, источнике наркотика. Эту планету нельзя назвать иначе, чем ледяным адом...
Хол Клемент (1922-2003) – признанный классик американской научной фантастики XX столетия, в 1998 г. удостоенный Ассоциацией американских писателей-фантастов звания Великого Мастера. Но прежде всего этот писатель – знаменитый «творец миров». Фантаст, чье кредо – придумать «совершенно невероятный», но при этом совершенно логично построенный мир. Придумать его природу, его законы, его обитателей. Придумать – и дать ход событиям... Перед вами – лучшее из творческого наследия писателя.
Планета Абьермен вращается вокруг красного карлика Тиира, который сам вращается вокруг голубого гиганта Аррена. Орбиты очень вытянутые – почти кометные. Раз в 60 земных лет при приближении к Аррену резко изменяется климат (с умеренного на жаркий), потом еще через такое же время – обратный скачок. Поэтому на планете существуют попеременно две расы: «холодная» и «горячая». «Холодные» – человекообразные: глаза выдвигаются в любую сторону; фотографическая память; табу на огонь; техника – планеры, арбалеты. «Горячие» – звездообразные тела на шести иглах-щупальцах; видят только ультразвуковые волны; знают электро- и радиотехнику; хорошие химики и строители. При скачке климата одна из рас полностью умирает, а из спор, находившихся в их телах, рождаются особи другой расы. Таким образом, одна раса нужна другой для воспроизводства (но это не дети и родители). Уходящая раса оставляет в подходящем месте планеты Учителей, которые контролируют развитие другой расы, передают накопленные предыдущими поколениями знания. Главное, что аборигены могут перенять у людей их метод мышления (научный): эксперимент и анализ. Мышление абьерманцев до этого определялось только суммой заложенных знаний, фактов.
В галактике есть где спрятаться. Сто биллионов солнц и сто тысяч световых лет пространства это чудовищный стог сена, в котором теряется такая микроскопическая иголочка, как человек или даже целая планета. Снимок Млечного Пути или, еще лучше, трехмерная проекция такой фотографии, может дать хоть какое-то представлении о состоянии того, перед кем стоит задача прочесать этот лабиринт.