Советский, российский, израильский ученый-астрофизик, кандидат физико-математических наук. Родился в г. Баку, в 1967 году окончил физический факультет Азербайджанского государственного университета; работал в Шемахинской астрофизической обсерватории, где занимался вопросами релятивистской астрофизики, затем в 1979-м перешел на работу в Институт физики АН АзССР в Баку, где работал старшим научным сотрудником. Название его кандидатской диссертации – «Наблюдательные свойства нейтронных звезд» – уже дает повод полагать о том, что это человек серьезный. Добавим к этому, что он напрочь отрицает внеземное происхождение НЛО, не верит в контакты с пришельцами, а всякое непонятное явление объясняет физическими законами.
С одной стороны – автор более 60 научных работ в области релятивистской физики (в частности, в материале 1968 года предсказал существование рентгеновских пульсаров, открытых в 1971 году) и пяти книг по специальности. С другой – писатель-фантаст, написавший несколько сотен фантастических и детективных рассказов, повестей, романов. На его счету также разработка «Шкалы оценок научно-фантастических идей» («Фантазия-2»), созданной вместе с Г. Альтовым для оценки новизны, убедительности и художественной ценности НФ идей. Эта шкала стала одной из глав его книги «Удивительный мир фантазии» (первоначально называлась «Наука фантазировать»). Он также является автором работ по истории НФ.
С детства интересовался астрономией и фантастикой. Свое первое фантастическое произведение – рассказ «Икария Альфа» – написал в 1959 году, будучи учеником 9 класса бакинской школы №1. Через год появляется второй его рассказ – «Тропой отважных». В этом же году он заканчивает школу. Его рассказы появляются в печати лишь через шесть лет, в 1966 году. Первые три рассказа этого периода были написаны в соавторстве с Р. Леонидовым: «Престиж Небесной империи», «Несколько поправок к Платону» и «Третья сторона медали». С этим автором он позже написал в 1971 году еще один рассказ – «Только один старт», а также повесть «Суд», увидевшую свет в 1989 году.
Далее последовали все новые и новые произведения. Основой его рассказов, как правило, являются «три кита» – астрофизика, борьба за мир и… несчастная любовь. Почти все его произведения отражают профессию автора, многие герои сами являются астрономами: Вадим («Сегодня, завтра и всегда»), Дмитрий («Звено в цепи»), Мирон («Стрельба из лука»), Сергей («Далекая песня Арктура») и др. Вообще, главную роль в творчестве Амнуэля играют открытия, как, например, в рассказе «Третья сторона медали», где художник обнаруживает на Марсе послания далекой цивилизации.
Часть рассказов Амнуэля связана несколькими общими героями и выстраивается в мини-цикл «Победители Вселенной», основная тема которого – покорение просторов Вселенной и разгадка ее тайн нетрадиционными способами. Одна идея автора кочует по всем этим произведениям – это некий генератор Кедрина, который увеличивает скорость света в 15 раз, очень сложный механизм, позволяющий открыть новые, недоступные горизонты в необъятном космическом пространстве («Летящий Орел», «Странник», «Крутизна»).
Немало произведений написано о контактах с представителями иной разумной жизни. А зачастую разумной оказывается сама планета («И услышал голос», «Сегодня, завтра и всегда») или, даже Вселенная («20000000000 лет спустя», «Бомба замедленного действия»). Еще одна немаловажная тема для писателя – ядерное противостояние сверхдержав и борьба за сохранение мира («20000000000 лет спустя», «Звено в цепи», «Бомба замедленного действия»).
А насчет несчастной любви?..
Время от времени в произведениях Амнуэля герои очень страдают от этого «душевного недуга» или оказываются непонятыми и брошенными («Звено в цепи», «Невиновен!», «Стрельба из лука» и др.).
В 1990 году Павел Амнуэль эмигрирует в Израиль, где теперь носит свое настоящее имя – Песах. Живет в столице страны Иерусалиме. В течение трех лет работал в Тель-Авивском университете, где занимался исследование эволюции планетарных туманностей, а с 1995 года – профессиональный журналист. Является одним из создателей израильского НФ журнала на русском языке «Миры» (здесь был опубликован и первый роман писателя «Люди Кода».), первый номер которого вышел в 1995 году. Являлся также редактором еженедельников «Час пик» и «Черная маска» (приложение к детективному журналу «Magazine»), в 1997-2001 гг. – главный редактор журнала «Алеф», в настоящее время – редактор газеты «Время».
По признанию самого автора, «после репатриации в Израиль написал больше, чем за все предыдущие десятилетия». И теперь Амнуэль больше внимания уделяет духовности человека, его ответственности перед близкими и окружающей действительностью. Для этого он в полной мере использует религиозные мотивы – Второе пришествие, Мессия и прочее.
На его счету не только несколько романов и повестей («День последний – день первый», «Люди Кода» и др.), но и около 200 рассказов, события в которых в основном происходят в Израиле XXI века (иногда в «альтернативном»). Сюда же входит и большая серия рассказов об израильском аналоге лемовского Ийона Тихого – Ионе Шекете («шекет» с иврита – «тихий»), разбитого на восемь циклов.
Кроме фантастики, Амнуэль пишет детективы (несколько романов, повестей и больше двух сотен рассказов). В течение четырех лет в газете «Вести-Иерусалим» печатался цикл детективных рассказов «Расследования Бориса Берковича», число которых выросло до 200. Сейчас все эти новеллы объединены в шесть больших частей.
Герой повести так определяет суть основной идеи: "В сущности человек семимерен, хотя и не подозревает об этом. И в нефиксируемых измерениях каждый связан со всеми остальными... И потому любое ваше действие здесь, в трехмерном пространстве, совершенно неизбежно ведет к неким действиям в остальных измерениях...
Человек живет во всех измерениях сразу, не понимая этого...
Если умрет ваше трехмерное тело, то остальные измерения не обязательно...
Если отрубить несколько ног у сороконожки, остальные живут, насекомое даже и не заметит, что чего-то лишилось... Конечно, если вынуть мозг, то...
Но я не уверен, что именно наш трехмерный мозг реально управляет существом по имени человек. Может быть, то главное, что движет нами, - наш истинный разум, он в тех измерениях, которые мы не воспринимаем, а мозг - так себе, вроде передаточного центра от многомерия к трехмерию"...
Сюжетная линия повести - борьба главного героя, живущего в Москве восьмидесятых годов ХХ века, с его врагом, которая происходит в нескольких измерениях его сущности. В конце концов герой понимает, что боролся по сути с самим собой - с одной из сторон собственного "я".
В нескольких измерениях он погибает, в некоторых остается жить, в частности, в том, где он является человеком на планете Земля.
Герой повести - астрофизик, живущий в Москве в начале девяностых годов. Он считает себя обычным человеком, "мягкотелым интеллигентом", но однажды оказывается в ситуации, когда должен сделать выбор, касающийся существования всей Вселенной, поскольку именно он является Богом - высшим существом, создавшим 20 миллиардов лет назад нашу Вселенную.
Сейчас не обладает прежней силой, он уже не всемогущ, но может с помощью Мессии совершить одно решающее действие - повернуть развитие вспять: к Началу. И попытаться все сделать заново. Решение принято, и Вселенная начинает сжиматься, а люди на Земле исчезают один за другим. Дни создания Вселенной идут вспять. Сначала день шестой - день создания человека. Когда на Земле не остается людей, наступает день пятый - день творения животных. Потом день четвертый... Третий...
Первый. Вселенная опять является хаосом, и дух Божий - дух героя повести - носится над бездной.
Теперь он должен решить, какой намерен создать следующую Вселенную. Свободной от противоречий нашего мира? От тьмы и света, добра и зла?
Герой повести занимается в годы перестройки исследованием предсказаний научных открытий. Одно открытие он сделал сам еще в юношеские годы, и оно изменило всю его жизнь.
Суть открытия в том, что человек приобретает способность жить одновременно в нескольких мирах: видит один мир, слышит другой, а физически тело живет в третьем.
В результате возникает сильнейший стресс, связанный с невозможностью синхронизации ощущений.
Научно-фантастическая идея повести достаточно точно выражена во внутреннем монологе Петрашевского:
"Я назвал эту связь третьей сигнальной системой. Первая сигнальная - наши чувства, ощущения, то, чем мы осознаем этот мир. Вторая сигнальная - речь, то, чем мы связаны с себе подобными. И третья - то, что объединяет нас, разумных, живущих во всех мыслимых и немыслимых измерениях мира.
Человек не может жить без первой сигнальной системы - он будет слеп, глух, не будет осязать, обонять, останется камнем. И без второй сигнальной он тоже не проживет - без общения с себе подобными. И, конечно, без третьей - хотя общение это и проходит вне сознания. Таковы уж законы природы"...
«Повесть написана как продолжение известной повести А.и Б.Стругацких «Жук в муравейнике». Автор вовсе не стремился воспроизвести «один к одному» мир братьев Стругацких, описанный в «Жуке». Пытаясь сохранить стиль, присущий братьям Стругацким, я хотел показать, как могли бы развиваться события, учитывая, что со времени написания «Жука» прошли три десятка лет. Наверняка сами братья Стругацкие, если бы им довелось, сейчас написали бы свою повесть иначе...» Примечание автора
Действие романа происходит в начале XXI века в Израиле. Герою романа удается расшифровать истинный код, содержащийся в тексте Ветхого завета. Этот Код оказывается ничем иным, как записанной словами программой генетической перестройки человека, поэтапного превращения человека Земли в человека Вселенского, которому открываются особые миры. Герой романа сам ставит решающий эксперимент: выделяет из текста главный Код, запускающий генетическую перестройку организма. После этого он делает следующий шаг: убеждает своего знакомого стать Мессией - иными словами, сыграть эту роль, чтобы донести Код до всего человечества. Так начинается Исход - люди Кода покидают Землю, обладая способностью к мгновенному перемещению в пространстве-времени. Процесс Исхода сопровождается острыми конфликтами как на Земле, так и на других мирах. Не все человечество восприняло Код; в результате оно раскололось на две части - людей Кода и тех, кого не затронули генетические изменения. Человечество меняется, но сохраняются лучшие его качества - такие, например, как способность любить. Именно любовь позволяет главным героям романа преодолеть все трудности и стать основателями нового человечесва.
Следователь московской милиции, расследуя трагедию, произошедшую во время пикника, приходит к выводу о существовании целой серии совершенно необъяснимых случаев, когда в Москве происходили события, не имевшие никакой причины - ни естественной, ни криминальной.
В каждом случае удается лишь выявить присутствие поблизости одного и того же человека - некоего математика, сотрудника научного института. Открытие, сделанное героем повести, казалось бы, чисто математическое и к реальности не имеет отношения.
На самом же деле именно это открытие позволит людям с помощью минимальных усилий изменить окружающий мир. Естественно, как и всякое открытие, его можно использовать во зло...
Фантастический детектив. Пилот погибает в летящем самолете от выстрела, сделанного в упор. Но в самолете больше никого не было. Как разрешить эту загадку?
Аннотация издательства: “Странные приключения Иона Шекета” - патрульного времени, галактического путешественника, выпускника загадочного Оккультного университета, несостоявшегося межпланетного дипломата - и, наконец, просто ХОЮШЕГО ЧЕЛОВЕКА! Приключения научно-фантастического, эзотерического, фэнтезийного и ОТКРОВЕННО ИРОНИЧЕСКОГО порядка! Самая забавная, озорная и точная пародия на “Звездные дневники Ийона Тихого”, какая только может быть! Жанна д`Арк - и дворцовые интриги Атлантиды... Прелести галактической политики - и забытые страницы звездных войн... Похождения в мире духов - и в мирах “альтернативной истории”! В общем, ЭТО - НЕОПИСУЕМО!
Роман состоит из трех частей, действие каждой из которых разворачивается в трех принципиально различных мирах. Первая часть романа "Ладонь дьявола" переносит читателя в Москву 2074 года. Герой романа, детектив Аркадий Винокур, работник частного сыскного агентства, расследует странную смерть ученого-биолога.
Похоже, будто чья-то раскаленная ладонь коснулась лица этого человека, оставив свой отпечаток. Убийство происходит в запертой комнате, и герой романа проводит немало времени, встречаясь с сослуживцами и другими знакомыми погибшего и пытаясь обнаружить хотя бы мотив этого преступления.
Во второй части романа "Та, кто ждет" действие переносится в мир, куда попадают люди, умершие на Земле. Это Вторая Вселенная, где материя и дух играют равнозначную роль в структуре мироздания и эволюции. Любая идея может быть материализована, а равно любой материальный предмет может быть обращен в идею. Винокур ищет в этом мире единственного человека, который может прояснить ему суть его собственного предназначения, а также помочь наконец в раскрытии совершенных им на Земле преступлений.
Третья часть романа "Orbis tertis" переносит читателя во Вселенную, где оказываются Винокур и девять членов его "команды" после гибели в мире-2.
Третья Вселенная - мир без материи, где существуют только идеи без какого бы то ни было их материального содержания. Винокур и его друзья становятся первыми, кто создает в Третьем мире материальную твердь, небо, воду, Солнце.
И только теперь, когда герои прошли три принципиально различных мира, выясняется причина происходивших событий.
Фпнтастические рассказы Амнуэля являются классикой советской НФ, "отличаются умом и сообразительностью", им не чужды идейность и психологичность. Актуальны по сю пору, а может, тем более, актуальны. OLEGZK
"В блоках памяти компьютеров Штейнберговского института альтернативной истории можно найти массу любопытного. Сотрудники очень настороженно относятся к посетителям, и они правы. Обычно сюда приходят люди, которые хотят узнать, как могла бы повернуться их жизнь, если бы они в свое время не совершили поступка, который на самом деле совершили. Немногие верят в то, что миры, в которых они поступили когда-то иначе, существуют реально. Им кажется, что все это - игра воображения. Но почему бы и не поиграть - все кажется таким реальным! <...>
Я понимаю, конечно, что на самом деле альтернативных миров бесконечное множество. И в одном из них некий историк Павел Амнуэль сидит перед компьютером и злорадно улыбается, представляя себе мои мучительные раздумья. Он-то знает истину. Кто-то из них знает истину наверняка.
А может этот "кто-то" - я сам?"