Послано - 10 Мая 2007 : 22:03:22
posadnik С табуретки своего годового институтского педстажа... :) В общем, я с Вами соглашусь в отношении адекватности выбранной Крапивиным методики работы с детьми. По сути, велосипеда-то он не изобрел: вспомните, например, Марию Монтессори... Макаренко... да хоть Льва Толстого! :) И наверное, я Вас просто неверно понял: мне показалось, Вы осуждаете процедуру "отсечения" - а ведь она происходит естественным образом, по мере социализации индивида и освоения им новых ролей, которые окружающая действительность расторопливо подсовывает прямо под нос... Однако, выпуск из старших классов "в большую жизнь" отнюдь не означает того, что мы не будем тепло вспоминать школьные годы, учителей... а они - нас. ;) Об этом верно написали. Если "Каравелла" делает людей добрее, учит их человечности, а не "азам выживания в волчьей норе" - то слава Богу.
Возвращаясь же к творчеству Крапивина - с чего Вы взяли, что он адресует свои произведения только и исключительно детям? Нет, в самом деле: Вы правда считаете, что "великовозрастным балбесам" читать Крапивина будет совсем неинтересно? Мне кажется, тематика любого его произведения, а уж тем более, произведений 90х - взрослым как минимум не чужда.
Послано - 19 Июня 2007 : 20:41:36
Вот написал по поводу книги Крапивина "Ампула Грина". Что-то вроде рецензии :)
Для Владислава Крапивина фантастика всегда была в первую очередь методом, допущением, выразительным средством - иными словами, той связующей нитью, на которую нанизывалась идейная составляющая сюжета. В этом смысле, "Ампула Грина" является очень "выпуклой", здесь контраст между острой социально-политической проблематикой на грани антиутопии и чудесами Великого Кристалла отчетлив и резок.
Обе грани сюжетного повествования переплетены в книге очень тесно. До тошноты мерзкая реальность Империи с такими знакомыми беседами о "чистке рядов", мере полезности каждого на благо системы и элитарности меньшинства - сменяется иной: светлой, доброй, сказочной атмосферой городка Инска. Здесь люди не запирают двери по ночам, доверяют друг другу и не обманывают этого доверия. Они открыты и всегда готовы помочь... и самое нехорошее, что можно увидеть в этом городе - надпись на заборе "Регент - пиписька", сделанную детьми... Заслуженную надпись.
Но автор не дает раствориться в светлой, умиротворяющей атмосфере Инска до конца. С курсанта Валерия, сбежавшего в Инск из столицы Империи, повествование переключается на подростка Грина - мальчика, рано потерявшего обоих родителей (отца - по вине все той же Империи) и отданного в детский дом. Благодаря тому, что повествование ведется от лица самого Грина, реальность Империи окрашивается совсем уж черными красками. Боль, грязь, унижение - и стойкое, упорное стремление сохранить в себе что-то важное, что-то, оставшееся от прошлой счастливой жизни - эти противоречия раздирают Грина, но ему удается удержаться, не потерять самого себя - и по мере возможности, спасти еще хоть кого-нибудь.
Грин тоже попадает в Инск и, подобно Валерию, проникается особой атмосферой этого города, забывая о том, что окружало его совсем недавно. Город будто бы сам стремится помочь Грину - но даже магия Кристалла не всесильна.
Город с трудом сдерживает натиск извне: на него "наступает" Новозаторск, Имперские ультра-радикалы запускают самые разнообразные устройства слежения, людям вводятся смертельные инъекции... Впрочем, Содружество Вольных Городов все равно выстоит. И все будет хорошо, так или иначе...
Напоследок хотелось бы заострить внимание на самом важном и непростом моменте. Многие критикуют позднего Крапивина за то, что его герои стали эгоцентричными, "они уже не помогают другим, они спасают себя". "Ампула Грина" как никакая другая книга Крапивина опровергает этот тезис. Тот же Грин еще находясь в детдоме пытается помочь другим детям, и потом искренне пытается спасти всю Империю. И в итоге жертвует собой не просто ради другого - а ради того, кто действительно способен дать что-то значимое всему человечеству, на что-то открыть глаза, как-то помочь...
Другой герой - Май - мечтает о храме-шаре, который висел бы в воздухе и был равно доступен каждому. Этот храм должен объединить всех людей, аккумулируя в себе самое лучшее, самое чистое, что есть в человеческих душах...
Но самое главное - то, что пронизывает всю книгу на некоем "надсюжетном" уровне - это каждодневный подвиг многих и многих, совершающих трудное паломничество к Пирамидам - устройствам, благодаря которым можно выравнивать ход времени, приводить в порядок само Мироздание. Если ранее, в книге "Лето кончится не скоро", Крапивин "доверял" подобное единицам, то здесь он словно бы призывает как можно большее количество людей нести эту ношу. Потому что только совместными усилиями можно чего-то добиться, что-то изменить к лучшему.
Таким образом, единственная трагедия позднего Крапивина состоит в том, что мир чудесного, доброго и чистого, когда-то ранее практически незримо соединяясь с нашей повседневной жизнью, теперь от нее настолько далек, что может показаться неестественным.
И тем не менее, он есть. И во многом благодаря тому, что мы храним в себе эти частички Чуда и несем эту тяжелую ношу, мир продолжает существовать.
Послано - 02 Июля 2007 : 22:26:52
Не понимаю... Для Владислава Крапивина … герои Крапивина… в мире Крапивина… опять Крапивин и снова Крапивин… А где же Читатель?
"Ампулу Грина" я читала целый месяц, не дочитала 62 страницы и чувствую себя героем, …, нет, пожалуй, ГЕРОЕМ! (Ой, не подумайте, что я читаю по слогам.)
Не понимаю стиль Крапивина – этот корявый "почерк" фразосложения. Да с любой страницы: "Кажется, учуял в незнакомом парне …" (и это мальчик о мальчике!), "Я крепко держал его про себя, потому что оно было для меня дорогое, изо всех сил" (что "изо всех сил", дорогое?). Ползешь, ползешь от фразы к фразе, да язык уж сломан.
Не принимаю и осуждаю наличие "нелитературной" лексики на страницах произведения. Пример? - приводить противно. Да не обеднел бы характер Мерцалова и без этого рода словечек. Если уже литература (детская!) не может обойтись без них … о какой культуре можно говорить?
Не понимаю время действа. Сегодня? Вчера? Часть действий героев - во "время стройки" капитализма, сегодня? Часть историй героев - во время стройки социализма, вчера? Где же больше зла, жестокости, какой же мир: вчера, сегодня, завтра – вдруг окрасили черные цвета? А раньше-то как, светлый и яркий мир детства "по заказу партии"? А теперь у детей "тяжелые ноши", изнуряющие, изо дня в день … и это выбор детей. Неужели, неужели это идеал, это реальность, к которой надо стремиться, на которую надо равняться?
Не разделяю видение мира, точнее, деление мира на "своих" и "чужих"; мы – хорошие, они – плохие. Это избито, это, в первую очередь, НЕПРАВДА.
"Великий Кристалл", "тяжелая ноша", "пески", "храм", "шар", "инъекция", какая-то физика, сон, явь - все это будто кошмар, кошмар, кошмар!
"Рекомендуется к прочтению"? – только не мною. Сложно и муторно – вот приговор.
Tairis А Вы, оказывается, обманщик! С Вашей "легкой руки" "Ампулу Грина" я читала в марте, а Вы только в мае.
Насколько я понял из Вашего, весьма эмоционального, поста, "Ампула Грина" - первый опыт знакомства с писателем? В таком случае такая реакция -
Цитата: "Великий Кристалл", "тяжелая ноша", "пески", "храм", "шар", "инъекция", какая-то физика, сон, явь, …, - все это будто кошмар, кошмар, кошмар!
закономерна. Да, безусловно, "въезжать" в подобную терминологию и, если хотите, философию, с последней книги трудно, было бы более логично знакомство с серией ВК начинать с "Выстрела с монитора", "Гуси, гуси..." и т.д.
Цитата: Не понимаю стиль Крапивина – этот корявый "почерк" фразосложения. Да с любой страницы: "Кажется, учуял в незнакомом парне …" (и это мальчик о мальчике!), "Я крепко держал его про себя, потому что оно было для меня дорогое, изо всех сил" (что "изо всех сил", дорогое?). Ползешь, ползешь от фразы к фразе, да язык уж сломан.
Ну, если выхватывать слова из контекста, то у любого автора можно найти непонятное "фразосложение". Забавно, что Вас задело, как мальчик отзывается о другом мальчике. Неужто девочкам виднее, как правильно мальчикам изъясняться? ))))))))) ИМХО: "корявый почерк" - это не про Крапивина, ссылок давать не буду, их слишком много.
Цитата: Не принимаю и осуждаю наличие "нелитературной" лексики на страницах произведения. Пример? - приводить противно. Да не обеднел бы характер Мерцалова и без этого рода словечек. Если уже литература (детская!) не может обойтись без них … о какой культуре можно говорить?
Интересно, что именно Вы подразумеваете под "нелитературными" словечками? Интереса ради пролистал книгу: ну, кретин, ну, мерзавец, ну, заср... (с тремя точками). Каков герой - таков и лексикон, ничего повергающего в ужас я не наблюдаю. По нонешним временам, так и вовсе образец культурной речи. Кстати, кто Вам сказал, что "Ампула Грина" - детская литература? Откуда взялся этот ярлык? Да, Крапивин пишет о детях, но и о взрослых - тоже. Книга, которая есть у меня, издана в серии "Русская фантастика" - надеюсь, Вы не собираетесь всю серию впихнуть в прокрустово ложе "детлита"?
Цитата: Не понимаю время действа. Сегодня? Вчера? Часть действий героев - во "время стройки" капитализма, сегодня? Часть историй героев - во время стройки социализма, вчера? Где же больше зла, жестокости, какой же мир: вчера, сегодня, завтра – вдруг окрасили черные цвета? А раньше-то как, светлый и яркий мир детства "по заказу партии"? А теперь у детей "тяжелые ноши", изнуряющие, изо дня в день …; и это выбор детей. Неужели, Неужели это идеал, это реальность, к которой надо стремиться, на которую надо равняться?
Капитализм, социализм, заказы партии - это все штампы, постарайтесь отойти от них. Не берусь говорить за автора, но, как мне кажется, он видит идеал в отсутствии равнодушия, как у детей, так и у взрослых. А когда уходит равнодушие, появляется определенная ответственность, которая, как Вы сами понимаете, может быть разной. Время действа? Всегда, никогда или иногда - в зависимости от условий повествования.
Цитата: Не разделяю видение мира, точнее, деление мира на "своих" и "чужих"; мы – хорошие, они – плохие. Это избито, это, в первую очередь, НЕПРАВДА.
Свои и чужие есть всегда, тут все зависит от угла зрения.
Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить.
Цитата: "Ампула Грина" - первый опыт знакомства с писателем?
Опыт не первый и даже не второй - а то бы не удивлялась, не была бы на форуме.
Цитата: было бы более логично знакомство с серией ВК начинать с "Выстрела с монитора", "Гуси, гуси..." и т.д.
Как это "более логично" ?? - берешь любую книжку любого автора - и читаешь. А если "Выстрел монитора" или "Гуси, гуси..." - аналогичное, читать, правда, не хочется.
Цитата: "корявый почерк" - это не про Крапивина, ссылок давать не буду, их слишком много
Даже интересно, какие тут могут быть ссылки ?? "бескорявые" ?? :)))
Цитата: Каков герой - таков и лексикон, ничего повергающего в ужас я не наблюдаю. По нонешним временам, так и вовсе образец культурной речи.
Ужас - это встретить подобное на страницах культурной книги культурного автора (неужели я ошибаюсь и насчет автора?)
Цитата: Время действа? Всегда, никогда или иногда
И где же будущее, прекрасно ли оно (всегда, никогда или иногда) ?? Вопрос в том, во что верить ??
Цитата: Опыт не первый и даже не второй - а то бы не удивлялась, не была бы на форуме.
Ну, мало ли, все бывает. Раз не в первый и не во второй, то тем более странно. Впрочем, на всех не угодишь.
Цитата: Как это "более логично" ?? - берешь любую книжку любого автора - и читаешь. А если "Выстрел монитора" или "Гуси, гуси..." - аналогичное, читать, правда, не хочется.
Ну, знаете, это из разряда - беру многосерийный фильм, смотрю последнюю серию, а потом пишу разгромный пасквиль о том, что фильм непонятен. Начинать всегда следует с начала, Вы не согласны? Если нет, то, боюсь, мы с Вами не поймем друг друга. Каждая из книг Крапивина, в принципе, является самостоятельным произведением, я ничего не имею против такой точки зрения. Но есть произведения, написанные в рамках целого цикла (в данном случае - цикл Великого Кристалла), и объяснять в каждом труде то, что было объяснено ранее, - по меньшей мере нелепо. Ваши нападки, уж извините, безосновательны.
Цитата: Даже интересно, какие тут могут быть ссылки ?? "бескорявые" ?? :)))
Безусловно. Почерк и стиль Крапивина нельзя назвать корявым ни в коей мере.
Цитата: Ужас - это встретить подобное на страницах культурной книги культурного автора (неужели я ошибаюсь и насчет автора?)
Знаете, это, на мой взгляд, ханжеская точка зрения - культурный писатель, дескать, не имеет права употреблять в своих книгах выражения ругательного характера. ИМХО - это бред чистой воды. Что за политика двойных станадртов? Под таким соусом можно обвинить в некультурности почти что кого угодно - от Булгакова до Гашека, от Гоголя до Пушкина, было бы желание. Между прочим, ручаюсь, что Вы одной из первых выскажетесь по поводу неправдоподобности, если вместо ругани в соответствующем месте писатель напишет розово-сопливое "ай-я-яй" или "нехороший мальчик". Приведу цитату, которая в полной мере выражает мое отношение к данной теме. Прошу прощения за длинну, но так уж она звучит:
Цитата: - Ох, мать-перемать… Извините, святой отец. - Да расслабься ты, наконец! - рявкнул капеллан. - Что я, по-твоему, не человек? Тоже могу… э-э… Выразиться, когда надо. Сказано же: "Крепкое словцо, вовремя и к месту произнесенное, облегчает душу. Частая ругань лишает ругательство смысла. Примечание: ругань не сделает карты хорошими, а ветер попутным". - Это из Писания? - благоговейно млея, спросил лейтенант. - Это из Джека Лондона… Сынок! - процедил капеллан.
О. Дивов, "Саботажник"
Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить.
Цитата: Но есть произведения, написанные в рамках целого цикла (в данном случае - цикл Великого Кристалла), и объяснять в каждом труде то, что было объяснено ранее, - по меньшей мере нелепо.
А читатель, выходит, пророк; и должен разгадывать одна эта книга или из целого цикла ?? Где же на ней написано ??
А насчет остального - Вы меня насмешили! :))) очень-очень насмешили :))) Что касается "от Булгакова до Гашека, от Гоголя до Пушкина" - как-то "некультурность" в глаза не бросается, все-все к месту (хотя о Гашеке такого не скажу - это, вообще, "отдельная история")
Terminator А цитатку "бескорявья", хотя бы одну, - приведите; интересно, какой он, образец ?? ;-)
Цитата: Когда мне на на ногу падает утюг, то я говорю не "Я помню чудное мгновенье", а "Уй, б.."!" (Дмитрий Быков)
Вероятно, САНЯ говорит именно "Я помню чудное мгновенье" и ждет того же от других (Хотя бы в литературе). Terminator, согласна с Вами по поводу
Цитата: "корявый почерк" - это не про Крапивина
. Кстати сказать, крапивинский подчерк довольно узнаваем, как будто встретился с уже привычным и книги читаются легко (ИМХО), но, как видно из поста САНИ не для всех... Что касается
Цитата: Каждая из книг Крапивина, в принципе, является самостоятельным произведением, я ничего не имею против такой точки зрения. Но есть произведения, написанные в рамках целого цикла (в данном случае - цикл Великого Кристалла), и объяснять в каждом труде то, что было объяснено ранее, - по меньшей мере нелепо. Ваши нападки, уж извините, безосновательны.
, то вероятнее всего следовало бы вставить хотя бы в аннотации, что данное произведение из серии "Великий кристалл" и "Безлюдные пространства" для тех, кто не знает этих серий, и мог бы их прочитать сначала (или не читать вовсе, если фантастика Крапивина им не интересна).
САНЯ, Вы меня удивляете, право слово,
Цитата: А цитатку "бескорявья", хотя бы одну, - приведите; интересно, какой он, образец ?? ;-)
Вы что собираетесь потом с ней сравнивать все остальные фразы произведения? Да Вам не позавидуешь! А вообще захотелось тоже что-то вроде рецензии на данную книгу составить.
Отредактировано - Verander on 11 Jul 2007 19:03:07
Послано - 11 Июля 2007 : 22:39:58
Рискну всё же процитировать Крапивина - практически наугад, из одного из самых любимых его произведений. :) Кстати, цитату взял с портала, на который выше дана ссылка ;)
Цитата:Фонтан стоял посреди поляны, окруженной старыми березами. Это был круглый каменный бассейн. Посреди бассейна торчала сложенная из булыжников горка, а на ней темнели фигурки двух бронзовых мальчишек. Один, вытянувшись в струнку, поднял согнутый лук с нацеленной в зенит стрелой. Другой сидел у его ног и держал запасные стрелы. Оба смотрели вверх. «Сколько лет они в этом саду... – подумал Яр. – Вечные ровесники всех мальчишек, которые здесь играли и будут играть... А там в последний раз их не было. И сада не было, и цирка...» Фонтан работал в четверть силы. Из тонкой трубки-стрелы выбивалась небольшая струйка, и вода стекала по мальчишечьим рукам и плечам (на плечах лежали зеленые полоски медной окиси). На внутренней стороне бассейна выплевывали водяные жгутики озорные детские рожицы, тоже отлитые из бронзы. В бассейне вода слегка рябила, но сквозь нее хорошо различалось бетонное дно. Яр заметил дрожащий блеск нескольких белых и желтых монеток.
Честно говоря, можно было взять любое другое произведение Крапивина... :) Вот из "Ампулы" (налистал совершенно наугад):
Цитата:Лыш натянул на голое тело безрукавку. Постоял, подумал. Взял из кармана щепотку песка, высыпал на клеенку стола. Здесь же лежала и тряпица, в которой принесли завернутый шар. Лыш очень осторожно взял белым лоскутком скользкую тяжесть, придвинул ее вплотную к песку. Шар теперь был совершенно прозрачным. Его выпуклая масса, будто очень толстая лупа, увеличила песчинки до размера камушков для рогатки. И стало видно, что это не только крупинки кварца и других минералов (бурых и красноватых). Здесь были обломки ракушек, а иногда и крохотные целые раковины — плоские, шипастые, завитые. Ясно, что когда-то на месте Песков царствовало море... А еще было время, когда в Песках стояли города. По крайней мере, Лыш различил крупинки мрамора, у которых одна сторона была очень ровной, словно это обломки гладкой стены. Показалось даже, что видны значки, похожие на незнакомые буквы. Конечно, трудно было поверить, что строители стали бы украшать мрамор микроскопическими письменами, но... кому ведомы тайны древних миров...
Я даже не могу представить, как можно было обвинить Крапивина в "корявости" языка. Честно.
Вы меня опередили. Самое интересное - я тоже хотел взять цитаты из "Голубятни..." и "Ампулы...". Совпало, однако.
САНЯ
Цитата: А читатель, выходит, пророк; и должен разгадывать одна эта книга или из целого цикла ?? Где же на ней написано ??
Прошу прощения, не Вы ли несколькими постами ранее утверждали, что уже знакомы с творчеством Крапивина? В таком случае, должны были знать о том, что есть у него такой цикл про ВК. Впрочем, допускаю, что он, как и любая (весьма обширная) информация о нем, все же прошли мимо Вас. То, что на книге не написано о ее принадлежности к означенному циклу, - да, прокол, но претензия эта, скорее, к издателю, ведь непосредственно оформление романа лежит на нем, как думаете?
Цитата: А насчет остального - Вы меня насмешили! :))) очень-очень насмешили :)))
Ну вот и ладушки. Хорошее настроение радует само по себе.
Цитата: Что касается "от Булгакова до Гашека, от Гоголя до Пушкина" - как-то "некультурность" в глаза не бросается, все-все к месту (хотя о Гашеке такого не скажу - это, вообще, "отдельная история")
Там к все-все к месту, а тут, надо думать, все-все не к месту? Угу, как же. Вы просто (не знаю, сознательно или нет?) упустили продолжение этой моей фразы - "было бы желание". ИМХО у Вас просто возникло такое желание, вот и все. Далее развивать эту тему не вижу смысла, по-моему, все уже сказано.
ЗЫ Если у Вас желание не пропало, приведу еще одну цитату - из одного весьма любимого мной произведения:
Цитата: Купола не было. Вместо него — небо. Высокое, густо-черное, как в середине августовской ночи. С россыпью переливчатых далеких звезд. Далеких — но по-разному. Одни виднелись просто далеко, другие — в страшной космической глубине. Некоторые, казалось, вот-вот взорвутся от избытка своего белого или голубого света. Но таких было не очень много. Больше — просто ярких. И не очень яркие были. И совсем крошечные искорки, они еле проклевывались сквозь великое пространство космоса. А всех вместе — громадное множество. Кое-где клочками светлого дыма висели звездные туманности... – Но мы же под землей... — тихо, потерянно сказала Люся. – Ну... мы-то да... А храм уходит вверх. Сама видишь, какая высота. – Но сейчас же день... В окна-щели по-прежнему сочился неясный свет очень далекого отраженного солнца. А над этими окнами — чернота ночи и праздничный блеск созвездий.
В.П. Крапивин, "Крик петуха"
Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить.
Цитата: Прошу прощения, не Вы ли несколькими постами ранее утверждали, что уже знакомы с творчеством Крапивина?
Моя фраза "опыт не первый и даже не второй" - третьим предполагала именно "Ампулу Грина". :) Четвертым, видимо, будет "Голубятня ..." и пятым "Крик петуха" (или наоборот) - люблю читать книги, о которых много говорят. :)
Цитата: Там к все-все к месту, а тут, надо думать, все-все не к месту? Угу, как же. Вы просто (не знаю, сознательно или нет?) упустили продолжение этой моей фразы - "было бы желание". ИМХО у Вас просто возникло такое желание, вот и все. Далее развивать эту тему не вижу смысла, по-моему, все уже сказано.
И действительно, "было бы желание" я совершенно не заметила. А что касается "дальше развивать эту тему не вижу смысла" - Вы меня удивили! - "Нелитературных" словечек в данном произведении не больше десятка - а сколько о них написано в Ваших постах! Тема-то грошовая ... Да, возникло такое желание, вот и все.
А вот о ГЛАВНОМ, что интересовало меня (ЧУВСТВА читателей и Ваши тоже), Вы ничего не сказали! Отделалиь - "отбросьте штампы, писатель пишет о (бес)равнодушии, ответственности". Вот это и есть "школьные штампы": что хотел сказать и о чем пишет писатель. Чувста, идеалы, разуменья, образцы - Эту тему интересно и продолжить. Или у Вас имеется лишь голая логика?
Terminator, Tairis,
Пооткрывала разные книги Крапивина - нормальный слог, за исключением "Ампулы Грина"! И Ваша цитата, Tairis, тому лишь подтверждение - если к концу абзаца уже совсем не помнишь, что было в начале, никакой связи ...; по восемь-десять раз разбирать одни и теже строки (а так и приходилось) - это совершенно не нормально.
Цитата: Прошу прощения, не Вы ли несколькими постами ранее утверждали, что уже знакомы с творчеством Крапивина? --------------------------------------------------------------------------------
Моя фраза "опыт не первый и даже не второй" - третьим предполагала именно "Ампулу Грина". :)
Если "Ампула Грина" - действительно третья прочитанная (недочитанная ) Вами книга Крапивина, то употребление слова "даже" не совсем уместно. В данном контексте оно предполагает, что книг автора Вы прочли... ну, хотя бы штук 5-6. Но, раз это третий Ваш опыт знакомства с творчеством Крапивина (а если первые две, прочитанные книги были не фантастика, а скажем "Мальчик со шпагой" или "Оруженосец Кашка"...)то становится очевидным, что Вам незнакома теория Великого Кристалла и Безлюдных пространств, что и вызывает ряд трудностей при прочтении Ампулы.
Цитата: и пятым "Крик петуха"
А может все-таки начать знакомство с Великим Кристалом с "Выстрел с Монитора", "Гуси-гуси га га га.." Зачем опять наступать на те же грабли, что с Ампулой?
Цитата: Чувста, идеалы, разуменья, образцы - Эту тему интересно и продолжить.
Давайте продолжим. Тем более, что логика должна тоже на чем-то базироваться.
Отредактировано - Verander on 18 Июля 2007 20:26:22
Цитата: А вот о ГЛАВНОМ, что интересовало меня (ЧУВСТВА читателей и Ваши тоже), Вы ничего не сказали! Отделалиь - "отбросьте штампы, писатель пишет о (бес)равнодушии, ответственности". Вот это и есть "школьные штампы": что хотел сказать и о чем пишет писатель. Чувста, идеалы, разуменья, образцы - Эту тему интересно и продолжить. Или у Вас имеется лишь голая логика?
Предлагаете отбросить логику и сосредоточиться на чувствах? Хм, это кажется типично женский подход к оценке ситуаций? Отделываться от Вас я не собирался, просто ответил на Ваш вопрос так, как увидел на него ответ. Мыслью растекаться не стал, это не всегда полезно. Простите, но я не совсем понимаю, о чем именно Вы хотите поговорить? Какие именно "чувста, идеалы, разуменья, образцы" в творчестве писателя Вам интересны и кажутся заслуживающими обсуждения?
Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить.
Послано - 03 Авг 2007 : 07:36:47
Terminator, может быть... Как символ планеты. Если она саме в форме шара, конечно. А то ведь у Крапивина планеты и в виде бутылок бывают... Еще была версия, что шар - совершенная фигура, от центра до любой точки на поверхности расстояние одинаковое... В теории. А на практике это не подтверждается, а в природе вообще не видно одинаково ровных шаров...Да и сделать такой ровненький сложно.
Послано - 03 Ноябр 2007 : 23:34:28
Недавно прочитала "Стражу лопухастых островов". В целом понравилось, но вот конец показался какой-то слишком сказочный, что-ли.
Послано - 09 Ноябр 2007 : 12:07:27
Verander, мне так не показалось. На фоне общей сказочной атмосферы, окружающей буквально со второй страницы произведения, все выглядит вполне логично. Ведь в сказках всегда добро побеждает зло
Selena-x, а какие именно вещи показались политизированными? Вроде все последние читала, политики нет вовсе...
Вот, например, в конце 90х выходил у него "Бронзовый мальчик" - отличная вещь, хотя и там уже чуть-чуть начала ощущаться политика: пару страниц про путч 91-го и про то, как нехорошая власть вообще. Ладно, это дело я пролистала и наслаждалась потом жизнью и отношениями героев, дружбой, взрослением - тем, за что люблю прежнего Крапивина. Недавно на "южноамериканском прииске" обнаружила продолжение "Бронзового мальчика", название не помню. И что же? Чуть ли не с первых страниц - про чечню, про обиды, которые чинятся "морской команде" то ли со стороны местной администрации, то ли повязанных с нею же "бизнесменов в законе". В общем, файл этот я быстро закрыла с чувством огромного разочарования. Если мне захочется почитать криминальную хронику или мемуары парней, служивших в Чечне, то я знаю, где найти это в сети. Но когда открываешь книгу, имя автора которой вызывает светлые воспоминания детства и натыкаешься на эту муть, да еще описанную как-то неправдоподобно-наивно... Мне было очень неприятно. Причем данный случай не единственный. Я пробовала читать еще около пятка последних его книг - аналогичное впечатление.
Послано - 23 Марта 2009 : 19:03:11
Яна,Selena-x, я позволю себе привести тут свою старенькую рецензию:
Сначала о деревьях, т.е. о хорошем. Оно есть. Немного - но есть. Прежде всего - выдернутый из контекста "кошачий мюзикл" ( именно описание мюзикла, а не уличного представления ). Прелесть. И ещё несколько эпизодов, например - поход Гвидона и Инки по болоту. Вот, собственно и всё. Дальше - лес, т.е. плохое. Всё перечислять не буду, ограничусь наиболее гнетущим. Во-первых, гротескный характер персонажей, равно как положительных и отрицательных. Скажем, тот же Молочный выглядит не человеком, а, скорее, пришельцем из какого-то другого мира, манекеном. Но если в Голубятне, романе фантастическом, манекены вполне логичны, то в реалистическом романе Дагги-Тиц Молочный выглядит откровенной натяжкой. Самое простое, самое примитивное решение объявить своих врагов - НЕ людьми. Со всеми вытекающими последствиями. Или Инки - гротескно несчастный ребёнок. У него нет отца, у него совершенно неадекватная мама, у него нет друзей ( кроме Полянки ), у него ничего нет... Кроме ходиков, мухи, и двойняшек-акробашек. Эта гротескность неизбежно порождает функциональность, картонность. Я не могу совчувствовать картонной кукле. Если, скажем, того же Горьку Валохина чисто по человечески жалко: нормальный парень, за чтоему такое невезение, то Смок изначально воспринимается как Пьеро в комеди д-ра Барабаса: он выходит на сцену исключитеьно для того, чтобы его били палкой, давали подзатыльники и пинали. И реакции на внешний мир у Инки так же гротескно неадекватные. Психоз вокруг коробка с мухой - это страшно. Мне сквозь эту сцену видится кольчугинский инцидент. Потому что у его злодеев и Инки есть одна общая черта: радикальное смещение жизненых ценностей. Если ребёнок не понимает, что из-за коробка с мухой НЕЛЬЗЯ бросаться с кулаками на учителя, то где гарантия, что он завтра не найдёт причину, по которой можно бросить человека в Вечный Огонь. А брошеное педсовету "Чтобы вы сдохли!" - разве не его жестокое эхо прозвучало в зале суда: "Вы чего делаете, сволочи?!" Я вовсе не хочу сказать, что подросший Инки обязательно кого-то убьёт. Но его реакция на внешние раздражители для нормального человека не предсказуема и очень агрессивна. Я совершенно не уверен, что какой-то вроде невинный поступок обычного человека не заденет Инки настолько, что произойдут очень серьёзные последствия. Вообще, тут интереснейшая паралель с повестью Юрия Солоневича Лучшие из лучших напрашивается, вот только, боюсь, вряд ли кто-то, кроме меня, прочел обе книги. Во-вторых, удручающее количество самоповторов. Да, про Крапивина ещё лет 20 назад говорили, что он всё время пишет одну и ту же книгу, но в Дагги-Тиц это опять жеприняло какой-то гротескный размах. Всё время ловишь себя на том, что это я уже читал. В-третьих, некоторые описания выглядят неудачной стилизацией под Крапивина. Впервые это резануло меня в Ампуле Грина, но там был один эпизод, а в Дагги-Тиц ловил себя на ощущении фальши несколько раз. В-четвёртых, ритуальные наезды на людей в форме и расшаркивание перед благороднейшими и честнейшими журналистами...
В общем - итог: первоначальное мнение подтверждено. Если бы этот текст вышел из-под клавитатуры ортодоксального и обделённого талантом подражателя Крапивину, я бы был совершенно не удивлён. А так - отстаётся только горестно удивляться.
Я - отдельная история! Причем альтернативная и крипто одновременно.