Перейти на главную страницу форума
Логин:
Пароль:
Запомнить  
Забыли пароль?
Регистрация »
 
Январь-февраль 2004. Статьи. Конкурс

Январь-февраль 2004. Статьи. Конкурс

   Версия для печати
 
Автор Предыдущая тема Темы Следующая тема  
Кубикус
Мастер Слова


Russia
1788 сообщений
Послано - 08 Янв 2004 :  17:43:06  Показать инфо об авторе  Посетить страницу Кубикус Посмотреть читательский профиль
Как следует из названия, администрация Форума размещает здесь конкурсные статьи!

Линнел
Хранитель


Russia
663 сообщений
Послано - 20 Фвр 2004 :  14:53:57  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Линнел Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение
№1
«Вампирские хроники» Энн Райс: еще раз про любовь?

Я не знаю, как быть и что мне делать с собой!
Ну, дайте же мне!
Хоть кто-нибудь...
Свою любовь!
«Дискотека «Авария»

Закройте глаза и попробуйте представить себя в очень необычной ситуации: Вы – вампир, ХVШ века рождения, пробывший в состоянии летаргического сна 55 лет. Вы воскресли благодаря оглушительным звукам музыки репетирующей над вашей покоящейся под землей головой любительской готик-рок группы. И все это происходит в одном из мегаполисов одной великой страны. Вас ожидает вихрь новых впечатлений, Вы познаете этот новый мир. И что же открывается Вашему жадному взору?

...С незапамятных времен присущие всем крупным городам мира бедность и нищета практически исчезли…
Едва ли теперь можно было увидеть, как падает где-нибудь на аллее парка и умирает от голода бедный иммигрант. Не было больше трущоб, где в одной комнатушке спали по семь-восемь человек…
Нищих, калек, сирот и неизлечимо больных людей осталось так мало, что казалось, будто на этих бесконечных улицах их нет вовсе… Даже у спавших на скамейках парков и на автобусных остановках пьяниц и сумасшедших всегда были еда, чистая одежда и даже радиоприемники.
…Это был мир наивности и невинности, сытости и изобилия. Встречавшиеся в прошлом практически на каждом шагу воры и разбойники теперь почти исчезли…
(Энн Райс «Вампир Лестат»)

Что? Вы спрашиваете, в какой счастливом году безмерно далекого светлого будущего проснулись? Приготовьтесь: Вы в Америке 1984г.
Не верите? О, как глубоко отравила Вас, советского вампира, коммунистическая пропаганда! Перед Вами – общество равных возможностей, земной рай для смертных, «рай для героев», который воспевал несравненный Оззи Осборн, и Вы… не верите в него? Вы неожиданно вспомнили, что есть и «ад для дураков», и что за «обладание разного рода изящными безделушками», которые в этом раю доступны всем простым американцам, нужно платить? А чтобы заработать деньги, нужно иметь образование, которое без денег не получишь, и прочие замкнутые порочные круги капиталистического общества? Мда… И о чем Вы только думаете? Забудьте! Все это пропаганда! И потом, конкретно у Вас же нет проблем с деньгами: ведь Вы – вампир, и вам все позволено!
Просто примите, как должное: Америка – Великая Страна и начнем. Итак…
Добрый вечер! Я – вампир Лестат!

Когда-то он был чудовищем с лицом красавца – Тома Круза с белокурыми кудрями, - но безжалостным и циничным убийцей, хоть и способным глубоко страдать, но превыше всего ставившим свои желания. Но это было давно, ещё в «Интервью с вампиром» (1974г.), где озлобленный и влюбленный в него автор книги – Луи нагромоздил горы лжи.
Теперь Лестат излучает свет; он пьет лишь кровь преступников, оберегает доверившихся ему людей от других вампиров; как Базаров, отрицает все и вся, идущее от вампиров и нарушает все известные законы Тьмы во имя человечности и просто для развлечения. И он по-прежнему любит. Любит своих братьев-вампиров: Луи, Армана, Габриэль, Мариуса страстно, пламенно, откровенно чувственной любовью. Но, впрочем, именно такова она и есть – любовь вампиров, против которой не могут устоять ни они сами, ни смертные, случайно оказавшиеся в радиусе ее поражения.

О, любовь – вселенская движущая сила! Она – начало и конец, альфа и омега, во имя любви обаятельнейшие и прекраснейшие трупы-кровопийцы сжимают в страстных объятиях бессмертные тела друг друга и хрупкие тела смертных. И тогда размываются границы между добром и злом, любовью и ненавистью, палачом и жертвой (этот характерный признак постмодернистской литературы был уже неоднократно отмечен в романах Райс), и вампир, по венам которого струится твоя жизнь, в этот последний миг тебя… любит? Ох, простите, оговорка. Он «занимается с тобой любовью».

Энн Райс – новатор жанра, это бесспорно. И это отчетливо и логично изложено, допустим, в «Энциклопедии вампиров» Дж. Г. Мэлтона. Как и положено в энциклопедии, там все кратко. Ну, а если более развернуто…
Итак, вампиры Райс, во-первых гомоэротичны. И я предвижу возмущенные восклицания девушек, в чью душу навеки запал трепетный образ Лестата: «Они бисексуальны!». Это не так. Лишь юный, прекрасный, золото- (темно-, платиново-, каштаново-)кудрый красавец вызовет в вампире настолько неистовое желание, что его кровь вольется в жертву… простите, возлюбленного… и наполнит его… прежде чем перейти к тому, чем именно наполнит, просто приведу для доказательства самые колоритные влюбленные пары «мастер-творение» в «Хрониках»: Лестат-Луи-Дэвид, Мариус-Арман, Арман-Дэниел. Как из любого хорошего правила, здесь есть одно исключение – Витторио, который вот уже пятьсот лет живет в гармоничном союзе с Урсулой, девушкой-вампиром, и отрицает «шайку вампиров из Нового Орлеана». Устоял бы от против неотразимого Лестата при личной встрече? Лично я свято верю в Витторио! :)Я не беру в расчет Клодию, Сибель, Бенджи и т.д. Это не отклонения от правила, если вдуматься – это просто подарки вампира-создателя. Ибо, как было сказано выше, «во имя любви». К этой любви я ещё вернусь, а пока поясню, почему употреблен термин «гомоэротичны».

Тут работает второе нововведение Райс: ее вампиры, при всей их сексапильности, не способны реализовать свои желания физически. Точнее, способны, но не применением «того органа, в котором у нас больше нет необходимости», а укусом. И это единственно возможный вариант. То, что они при этом испытывают, не поддается описанию словами, и, разумеется, смертные реагируют на это соответственно. В момент укуса в лучших традициях любовных романов они пылают, у них твердеет все, что только способно затвердеть от такой страсти и прочее по тексту. И они сами стремятся испытать это, они добровольно подставляют свои нежные шеи… и тут опять не повезло романтичным читательницам романов о красавцах-вампирах: девушка, жаждущая любви вампира – почти идеальная жертва, но для бессмертия не годится. И девочке-тинейджеру, упивающейся книжкой о Лестате, лежащей на столике у её кровати, вечной любви не видать как своих ушей.

Ну, а теперь, собственно, об этой вечной любви. Такой, как она описана у Энн Райс.
Послушайте романтическую историю.
В прекрасной Венеции в эпоху Леонардо, Микеланджело и Рафаэля жил никому не известный Мастер. Он любил Боттичелли, восхищался этим печальным творцом, многие из прекрасных работ которого закончили свой путь, брошенные в очищающие костры борьбы с пороком и роскошью Савонаролы рукой самого же Сандро Боттичелли. Но кроме этого, Мастер творил сам. Его картины потрясали реализмом, фотографичностью таких деталей, как, к примеру, мраморные плиты пола, а в целом были написаны в стиле Андреа Мантеньи. То есть: реализм лиц, нимбы ангелов из литого золота, тусклый колорит… В Венеции, чья школа живописи славилась колористикой. Здорово. Ладно, оставим эту маленькую деталь на совести автора романа. Тем более что история не о живописи, а о любви. Итак, однажды вечером Мастер забрел в бордель и увидел там недавно привезенного из дальних стран мальчика. Заплаканное кареглазое чудо. «Я знаю, ты – Христос» - сказало чудо на неведомом русском языке. И понял Мастер, что полюбил.
Он купил мальчика. Думаете, он одел и накормил его, окружил заботой, связался с родными (а мальчик не был сиротой), а потом вернул его родителям, которые уже оплакивали его, сделав счастливой все семью? Ошибаетесь. Кареглазое чудо ожидали бассейн с лепестками роз в компании Мастера, а после – его широкая постель. А попытки душевных терзаний под взглядами родных византийских (древнерусских) иконописных ликов прервала кровь Мастера, которую он, не вдаваясь в тонкости психологических мучений мальчика, просто влил в него. А ведь мы помним, что для смертного кровь вампира – наркотик, которому нет равных. А мальчик был всего лишь смертным, в отличие от Мастера – древнего вампира. И мальчик стал материалом, из которого Мастер решил сделать Адепта Вампиризма, согласно своему какому-то так и не прояснившемуся до конца идеалистическому плану. «Амадео» – назвал его Мастер. Возлюбленный бога. Богом был, разумеется, сам мастер, а вот был ли мальчик возлюбленным? Любовником – да, в той мере, в которой это позволяли физиологические особенности вампира, но любовь? Без взаимопонимания, заботы или хотя бы минимума уважения к любимому, которое, по идее, должно лежать в основе любой любви между двумя существами, безразлично, мужчины они, женщины, инопланетяне или вампиры? Не зря Мастера так удивлял тот факт, что его постельная игрушка умна: без всяких объяснений и дополнительной информации он понял, в чем сущность и основа жизни Мастера, понял причину его странного способа получать удовольствие и многое другое. «Какой умный мальчик!» - вырывалось временами у Мастера. О да, постельной игрушке не полагается видеть в небесах золотой город с хрустальными башнями, в который он теперь никогда не попадет, не полагается мучиться своими идеями, бороться со своими человеческими демонами. Ей позволено один единственный раз увидеться с родными, и даже дать им денег, но ни в коем случае не позволено остаться с ними.
Впечатляющая история любви, не правда ли? Не новая, это верно, но она повторяется в романах «Хроник» из раза в раз. Меняется антураж, суть остается. Вампир, сгорающий от неутоленного (и неутолимого, увы!) физического желания, смертный – жертва его сверхъестественного очарования, умоляющий обратить его. И вампир, немного поломавшись, обратит, сделает смертного вампиром, не подобным себе, а слабым юнцом (возраст для вампира очень важен, с ним возрастают способности, и, следовательно, он является причиной ужаса молодых вампиров при виде древнего), и с этого момента ещё одним несчастным «одиноким» в вечных поисках утоленной любви станет больше.

«Вампирские хроники» - большой цикл (к которому относятся и «Ведьмы из рода Мэйфэйр», которые пересекаются с хрониками, когда появляется Меррик Мэйфэйр), пять из романов цикла связывает Вампир Лестат – вампирский Джеймс Бонд, который на данный момент «покинул» автора Хроник. Кого только не видели в нем критики: ангела, Христа, самого человечного вампира. А между тем, демоническая святость и человечность Лестата вполне укладывается в схему «вампирской любви», начиная с первого же обращенного им смертного – «моего любимого Никола», просто ставшего вампиром тогда, когда Лестат, не в силах совладать со своим чувственным порывом при виде полуобнаженного друга, выразил свое желание единственно доступным вампиру способом. «Я хотел подарить моему Никки бессмертие…» О, да, вне всяких сомнений! Так было и с Луи, и с остальными. Впрочем, будем справедливы, вампиры обычно обращают только под угрозой, что в противном случае возлюбленный умрет… допустим, от алкоголизма, как Дэниел, от яда, как Арман. Но почему эта смерть обычно так удачно грозит именно объекту желания вампира?:)
Вампиры Райс мучаются все время и при этом далеки от мученичества. Мученичество Лестата? То, что он ещё в двенадцать лет молил Деву Марию о том, чтобы он смог стать «хорошим», святым, и был готов ради этого на любые страдания, однозначно классифицируется как смертный грех - гордыня. Святость не может быть самоцелью, её нельзя купить муками, она либо есть, либо нет. Как, впрочем, и любовь. А страдания вечного одиночества на фоне такой насыщенной эротическими переживаниями и поисками любви вечной жизни… простите, смерти… порой настолько забавны, что вызывают улыбку в самых, по-видимому, трогательных моментах.
Исторически неточности и противоречия Райс настолько многочисленны, что подробный их разбор – тема для отдельной статьи. Особенно в этом отличился, на мой взгляд, «Вампир Арман» - вышеупомянутая love story ХV века. Но оставлю это критику с историческим образованием, которому эти детали, наверняка, режут глаз больше, чем мне.

Ведь, несмотря на все это, «Хроники» - цикл, ставший в Америке культовым.
Почему? Возможно, как это ни странно для жанра «вампирского романа», идеология?
Ну, об идеологической подкованности Энн Райс (да будет Великая Америка, убей комми ради своей мамочки… впрочем, нет, комми вымрут сами, если не встанут на Великий Американский Путь!) уже говорилось в самом начале. Я понимаю, что нет ничего плохого в том, чтобы любить свою страну, но не унижая же при этом другие страны! Европа ещё имеет право на существование, но в остальных странах только голая степь, нищета, голод, ядерная отрава, войны и т.д., и т.п. Какой контраст с обществом «невинности и изобилия», которое и есть единственный выход для этих несчастных стран!

Единственный? Как укус такого восхитительного вампира для нежизнеспособного жалкого смертного «возлюбленного»?

- Я люблю тебя, - сказал Дэниел.
- Ты уверен? – ответил Арман.
Он засмеялся.
(Энн Райс «Царица проклятых»)


Вампирские хроники («The Vampire Chronicles», «New Tales of The Vampires»)

1976 – Интервью с вампиром (Interview with the Vampire) (*)
1985 - Вампир Лестат (The Vampire Lestat) (*)
1988 - Царица Проклятых (Queen of Damned) (*)
1990 – Час ведьмовства (The Witching Hour)(*)
1992 - Повесть о похитителе тел (The Tale of the Body Thief) (*)
1993 – Лэшер (Lasher)
1994 – Тальтос
1995 - Мемнок-дьявол (Memnoch The Devil)
1998 – Пандора (Pandora) (*)
1998 - Вампир Арман (The Vampire Armand)
1999 – Витторио-вампир (Vittorio, The Vampire) (*)
2000 – Меррик (Merrick)
2001 - Золото и Кровь: вампир Мариус (Blood and Gold)
2002 – Ферма Блэквуд (Blackwood Farm)

(*) – произведения, переводившиеся на русский, из них «Интервью с вампиром» и «Повесть о похитителе тел» - дважды.

автор Линнел
опубликовано 20 января 2004 г.

Ног Неотвратимый
Хранитель


Russia
863 сообщений
Послано - 01 Марта 2004 :  10:43:37  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Ног Неотвратимый Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение
№2
СУЩЕСТВА И ДУХИ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ. ОБЗОР

АНЧУТКА
Злой дух, одно из названий черта. Живет в воздухе или воде и мгновенно отзывается на упоминание своего имени. Полевые анчутки имеют вид маленьких женщин и мужчин. Среди них есть овсянники, конопельники, просонники, рожники, картофельники, дикушники и разные прочие.

АСПИД
Крылатая змея, имеющая птичий клюв и два хобота. В какие края летать она повадится, те места опустошит. Живет аспид в каменных горах и на землю никогда не садится – только на камень. Его невозможно убить руками или оружием, можно только сжечь.

БАЕННИК (БАННИК)
Живет в крестьянской бане за каменкой или под полком. Хотя он невидим, ночью можно услышать его движение в куче неопаренных веников. Дух этот чаще бывает злым, чем добрым. Он всегда моется после всех людей; человек, неосторожно сунувшийся в баню в это время, может угореть насмерть. Чтобы задобрить банника, можно оставить ему кусок хлеба с солью, а также не забывать оставлять хоть немного воды, кусочек мыла и веник, когда все помоются.

БОЛИ-БОШКА
Дух леса, живущий в ягодных местах. Сам он большеголовый, рукастый, неуклюжий, одежда – рвань в заплатах. Прикинется жалким старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти потерянную корзинку, кошелку или еще что-нибудь. Поддаваться на его уговоры нельзя, как бы ни просил. Если начнешь искать его пропажу, смотреть по сторонам, наклоняться – вскочит боли-бошка на шею, голову веревкой стянет, будет водить по лесу. Голова разболится, заблудишься и вовсе пропадешь.

БОЛОТНИЦА
Это родная сестра русалкам, живет на болоте в огромном цветке кувшинки. Цветок скрывает ее ноги, похожие на утиные. Завидев человека, болотница старается привлечь его к себе, наброситься и утащить в болото.

БОЛОТНИК
Болотный дух. Выглядит как седой старик с широким желтоватым лицом. Любит гулять по берегу, пугать идущих через болото резкими звуками, вздохами. Также ловко подстраивает ловушки для несведущих: кинет клок зеленой травы, или бревно, или корягу – так и тянет ступить, а под ним трясина.

БОРОВИК
Дух бора, близкий родич лешего. Имеет вид громадного медведя, но без хвоста. Питается животными, но может и человека заесть. С ним, впрочем, можно договориться о полезных вещах – благополучном выпасе скота, возвращении пропавших, исцелении от болезни, приставшей в бору. Привлечь его можно кошачьим мяуканьем. Ему подчинены боровички – крошечные старички, хозяева грибов.

БОСОРКУН (ВЕТРЯНИК)
Горный дух, который вздымает сильный ветер и летает с ним. Кто пытается его поймать, того он убивает силой ветра. Босоркун вызывает засуху, навевает на людей и скот болезни.

БРОДНИЦЫ
Девицы-красавицы с длинными волосами, охранительницы бродов. Живут в тихих заводях, поправляют и стерегут броды, мощенные из хвороста.

ВАЗИЛА
Дух-покровитель лошадей, подобие дворового. Выглядит как человек, но с конскими ушами и копытами. Живет на конюшне, всячески заботится о лошадях, защищает их от болезней, хищного зверя и дурного хозяина.

ВИХРОВОЙ
Дух, находящийся в вихре. Вредит человеку, насылает болезни и нервные расстройства. Сильный разрушительный вихрь, способный сорвать крышу с дома или амбара, зовется крышенником. В нем переносится с места на место нечистая сила.

ВОДЯНОЙ
Живет в водоворотах рек, прудов и озер. Любит ночевать в водяных мельницах, но имеет и собственные роскошные палаты из ракушек и самоцветных камней. Выглядит как человек с длинными волосами, похожими на водоросли. Иногда также появляется в виде огромной обомшелой щуки. По большей части дух этот не враждебен человеку, хотя и не прочь подшутить или попугать неосторожного. Однако с ним вполне можно договориться о помощи, скажем, в рыбной ловле.

ВОСТРУХА
Дух, обитающий в жилище, древнейший предшественник домового. Живет за печкой и караулит воров. От его острого слуха ничто не может утаиться; там, где он живет, ничто приключиться не может, в доме ничто не пропадет.

ВСТРЕЧНИК
Злой дух, который в виде вихря несется по проезжим дорогам за душой умирающего преступника. Неосторожного путника он может утащить с собой, и тот пропадает бесследно. Спастись от встречника можно, бросив в середину вихря острый нож. Тогда он исчезнет.

ДВОРОВОЙ
Близкий родственник домового, живущий во дворе дома. Все свое внимание отдает не людям, а скотине. Нрав его бывает злобен – дружит он только с собакой и козлом. Тем животным, которых дворовой невзлюбит, приходится тяжко – они ничего не едят, спадают с тела, шерсть постоянно спутана. Подружиться человеку с дворовым не очень сложно, но и не просто – очень уж много требований у него, хотя выполнение их трудностей не вызывает.

ДИВИИ ЛЮДИ
Получеловеки, имеющие один глаз, одну руку и одну ногу. Чтобы передвигаться, им приходится сгибаться вдвое, и тогда они бегают с удивительной быстротой. Живут под горами, выковывая из железа себе подобных. Дым и смрад их кузниц разносят по свету моровые болезни.

ДОМОВОЙ
Живет в каждой крестьянской избе. Это хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев. Конечно, он может и щекотать спящих, и греметь посудой по ночам, и т.д., но делает он это больше из озорства. Главное же его дело – досмотр за хозяйством. Рачительному и аккуратному хозяину не составит труда подружиться со своим домовым.

ЖЕРДЯЙ
Предлинный и претонкий нечистый. Шатается ночью по улицам, заглядывает в окна, греет руки в трубе и пугает людей. Это шатун, обреченный вечно и бесцельно слоняться по свету.

ЖИРОВИК
Этот дух живет на кухне или в подполье, любит вертеться возле хозяйки, занятой приготовлением еды. Возится по ночам с немытой посудой, вылизывая ее. Проказит не со зла, а от скуки или от веселого нрава.

ЖИХАРЬ
Домашний злой дух. Где именно живет, неизвестно; особенно опасен для молодых матерей – в отсутствие людей может украть ребенка из люльки. Ножницы и старый веник надежно отпугивают этого злодея.

ЖЫЖ
Дух огня, который постоянно расхаживает под землей, испуская из себя пламя. Если он ходит тихо, то только согревает почву. Если же быстро, то производит пожары, истребляющие леса и поля.

ЗАПЕЧНИК
Веселый, любящий пошутить дух, живущий за печкой. В результате проделок запечника у хозяйки может что-то потеряться или может разбиться посуда.

ИЧЕТИК
Злой дух из рода водяных. Гораздо слабее и мельче своего могучего сородича. Любит играть в карты, пить бражку и пакостить по-мелкому: заливать посевы, подмывать берега и мосты.

КИКИМОРА
Недобрый домашний дух. Родится у девицы от Огненного Змея, и поэтому проклята еще до рождения. Маленькое, тоненькое существо, обладающее тем не менее острейшим зрением и громадной скоростью бега. Поселяется за печкой в избах. Некоторые ее поступки – обычное озорство (спутывание пряжи, пугание, битье посуды), другие же могут быть более опасны: все вещи в доме начинают беспорядочно летать с места на место – так кикимора старается переделать все по-своему. Ублажить ее можно, перемыв вещи в доме отваром полыни.

КЛЕТНИК
Существо, живущее в клети (кладовой), помощник домового. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место, шумит. Если осерчает на хозяина, может порвать мешки с мукой, рассыпать зерно, распахнуть дверь морозной зимой и т.п. Днем он отсыпается, проказить выходит по ночам.

КУРДУШИ
Злые духи, помогающие ведьмам и колдунам. Это мелкие духи, невидимые никому, кроме своего хозяина. Они могут выполнить любую работу, причем с невиданной быстротой. Выполнив какое-то задание, они тут же принимаются требовать новое, и горе тому хозяину, кто не сможет их занять!

ЛЕДАЩИЙ
Дух соломы, опухший от сна. Его почти никто не видел, но часто слышно, как он зевает. Он спит всю зиму, и просыпается всегда недовольным. Дух этот совершенно не опасен; единственное его желание – дождаться зимы и снова завалиться спать в куче свежей соломы.

ЛЕСАВКИ
Это лесные духи, дед и бабка лешего. Они очень маленькие, серенькие, похожие на ежей, обитают в опавшей листве. Соответственно, бодрствуют они только в конце лета и осенью. Все это время они водят хороводы под листьями, веселятся, шелестят, копошатся. От этого они так устают, что спят без просыпу до следующего листопада.

ЛЕШИЙ
Лешие живут во всех лесах, но особенно любят еловые. Этот дух очень похож на человека как внешностью, так и одеждой, однако обувь его всегда перепутана – левый лапоть надет на правую ногу, правый на левую. Находясь в лесу, леший равняется ростом с самыми высокими деревьями, на опушках же он может стать размером с травинку. Людям они не враждебны, но очень любят шутить и проказить, часто запутывая людей, углубившихся в чащу, отчего те могут и пропасть совсем. Впрочем, от лешего нетрудно отчураться, если знать способы.

ЛИСТИН
Старый слепой дух, предводитель лесавок; его жена – баба листина. Они не страшны, хотя пугать любят. Листин – слепыш весь из листьев, баба его – из мха. Они сидят в куче листьев возле пня и командуют – кому когда шелестеть.

ЛУГОВИЧОК
Дух лугов, маленький зеленый человечек в одежде из травы. Он исподтишка помогает людям во время сенокоса. Если люди прозевают покос, луговичок сердится: заплетает траву так, что ее невозможно ни срезать, ни разорвать, а то и сушит траву на корню. Может также затупить, а то и сломать косу, если косари придут невовремя.

МАРОССЫ
Злые духи в подчинении у Мороза. Летом спят, на землю попадают вместе с первым снегом. Мароссы бегают по полям и лесам, нагоняя стужу и холодный ветер своим дыханием. Их шаги заставляют трещать промерзшую землю и стволы деревьев.

МАТОХИ
Духи, производящие всякого рода беспорядки в домашней жизни, в семейных делах, всяческие мелкие неприятности. Больших бед причинить не могут, но любят, к примеру, отвлечь хозяйку от закипающего молока, чтобы то убежало, или толкнуть ее под руку, когда вынимает из печи горячие щи, или еще что-нибудь.

МЕЖЕВИЧОК
Брат луговичка, сын полевика. Такой же маленький, в травяной одежде, но не зеленый, а черный. Бегает по меже, охраняя ее. Наказывает тех, кто нарушает межу, незаконно переходя ее; помогает работающим в поле хозяевам. Но если найдет спящего на меже человека, может навалиться и задушить травой до смерти.

МЕРЦИАНА
Добрый дух, покровительница спелых хлебов. По ночам летает над колосящимися полями, оберегая их от порчи и сглаза и вливая живительную силу в колосья.

МОКУША
Ночной дух, ходит по дворам стричь овец и прясть шерсть. Она невидима, но по ночам можно услышать урчание ее веретена.

МОРОЗКО
Повелитель зимних холодов. Невысокий старик с длинной седой бородой. Зимой бегает по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы, и реки покрываются льдом. Его дыхание производит сильную стужу. Очень он не любит тех людей, кто дрожит и жалуется на холод, а бодрым и веселым дарует крепость телесную.

МОХОВИК
Дух мшистых болот, является людям в образе свиньи или барана. Хотя, казалось бы, это водяной дух, но подчиняется он лесному царю и делает то же, что и все лесовые – заводит людей в глубь своих владений, где те легко могут заблудиться и пропасть.

НАВЬИ
Древнейшее название мертвецов. Они всегда враждебны живым. Мудрецы даже осуждают слишком большую печаль по умершим, потому что этим можно привлечь навий. Обычно они представляются большекрылыми птицами, могущими напасть на человека.

НАМНОЙ
Вредоносный дух, наваливающийся на спящего человека и терзающий его так, что утром на теле обнаруживаются синяки и кровоподтеки. Пострадавший от намного в скором времени тяжело заболеет, а может и умереть.

ОБДЕРИХА
Дух, очень похожий на баенника, только лишь более жестокий и злопамятный.

ОВИННИК
Этот дух живет в овинах – строениях для сушки снопов. Он сидит в самом дальнем углу – маленький человечек, лохматый, измазанный сажей. Он следит за овином, за всеми работами, ведущимися в нем. Из всех духов, окружающих крестьянина в повседневной жизни, это самый зловредный. Рассердить его легко, а вот успокоить ох как непросто. Мог он даже сжечь овин вместе со всем зерном.

ПЕРЕБАЕЧНИК
Злой домашний дух. Появляется только ночью, после страшных разговоров и историй, рассказываемых поздно, и тогда можно услышать его тихий плач и сдержанные стоны. Выглядит он как маленький неповоротливый старичок. С ним лучше не разговаривать – от этого можно опасно заболеть.

ПОДПОЛЯНИК
Злой дух, живущий в подполье. Часто затаскивает к себе девок, проклятых матерью, может даже прижить с ними детей.

ПОЛЕВИК
Дух, охраняющий хлебные поля. Этого маленького старичка, с черным, как земля, телом, с волосами и бородой из колосьев и травы, чаще всего можно встретить в полдень. Бодрствует он только с времени первых всходов хлебов до жатвы. Дух это недобрый – любит человека с тропы сбивать, в болото заводить, а уж если пьяного найдет, то такого заставит наработать – не поправишь. Нужно его задабривать как можно чаще и щедрее, тогда с урожаем все в порядке будет.

ПОЛУДНИЦА
Дух хлебных полей. Это красивая высокая девушка, во всем белом и с золотыми волосами. Во время жатвы она бродит по нивам и, если увидит кого-то, кто работает в самый полдень, может наслать на него сильную усталость. Любит она также предлагать девицам посмотреть, кто кого перепляшет, обещая сопернице в случае победы очень богатое приданое. Однако переплясать полудницу никому еще не удалось.

ПУЩЕВИК
Лесной дух, живущий в непроходимой чащобе – пуще. Руки его похожи на сучья, ими он цепляет путника, забредшего в его владения, рвет одежду, лезет в глаза. В царстве пущевика вечный мрак и влажная прохлада даже в самое жаркое лето. Всякого странника в таких местах охватывает неодолимый ужас, не проходящий и долго после того, как человек покинет чащу.

РЖАНИЦА
Родственница Полудницы, живущая во ржи. Выглядит ржаница как косматая старуха, бродящая по полю и заслоняющая ниву от иссушающих солнечных лучей. Одиночество Ржаницы нарушать нельзя, иначе она уйдет и колосья останутся беззащитными.

РУСАЛКИ
Жилицы всех водоемов на белом свете. Эти прекрасные бледнолицые и зеленоволосые девушки с чудесными голосами любят заманивать в свои владения неосторожных моряков, рыбаков и путников. Единственная цель их – защекотать человека до смерти и утопить. Вырваться из объятий русалок невозможно, поэтому их чарам нельзя поддаваться ни в коем случае. Помочь в этом может пучок полыни – этого растения русалки боятся больше всего на свете.

САМОВИЛЫ
Это подобие добрых русалок, живущих в горных водоемах. Они молоды, красивы, любят танцевать под луной, качаться на березах, купаться. Нравом они добры, нередки случаи их венчания с людьми. Дети от этих браков необычайно одарены. Самовилы (иначе вилы) – покровительницы растений и врачевательницы.

САМОДИВЫ
Это лесные русалки, родные сестры самовил. Это русоволосые черноглазые красавицы, живущие в реках и озерах среди лесов. Любимое их занятие – ночные игрища с плясками, песнями, хороводами. Случайный путник, попавший на их празднество, может сойти с ума, а то и умереть.

САРАЙНИК
Дух, живущий в сарае. Помогает поддерживать там порядок, но нерадивого хозяина может и наказать – например, свалить поленницу. Как и большинство других духов, очень любит всяческие проказы и шалости.

СТЕПОВОЙ
Живет в широкой степи. Носится по своим владениям в крутящихся вихрях. Выглядит он как высокий старик с длинными седыми волосами и бородой. Видят его редко, и от появления его добра не жди – встретившийся со степным хозяином человек непременно заблудится и может вовсе пропасть.

СТРАШНИКИ
Ужасные призрачные существа, духи робости и малодушия. Это верные слуги Морены-смерти, именно они нагоняют ужас на человека так, что у него «мурашки по коже бегут».

СУСЕДКО
Дух, живущий на шестке печи. Назван так за свое охотное сожительство с людьми. Он очень маленького роста и носит огромную лохматую шапку. Считается мужем кикиморы. Суседко очень доброжелателен и старается своевременно упреждать людей о грядущих бедах.

УМРАН
Это зловредный дух, сродни упырям. По ночам он встает из могилы, проникает в спальни к беременным женщинам и пугает их. Считается, что его может отпугнуть свечной свет.

УПЫРИ
Это мертвецы, в которых через сорок дней после кончины вселяется нечистый дух. По ночам они встают из могил в поисках крови живых людей. Чтобы избавиться от упыря, нужно вбить ему в сердце осиновый кол, а затем сжечь труп, проследив, чтоб ни единой частицы его не спаслось от огня.

ХАЛА
Это чудовищный крылатый и многохвостый змей с лошадиными глазами. Хала – повелитель туч, ураганов, смерчей. Часто они сражаются друг с другом, и тогда начинаются сильнейшие бури и грозы.

ХЛЕВНЫЙ
Этот дух живет в хлеву. От прочих отличается своей нелюбовью ко всякого рода проказам. Единственное его занятие – содержание хлева в порядке.

ХОВАЛА
Существо с двенадцатью глазами, расположенными вокруг головы. Ховала странствует по всему миру, преследуя никому не известную цель. Лучи его глаз помогают хорошему росту растений и скота.

ХОВАНЕЦ
Это дух в виде младенца или цыпленка, который обогащает хозяина. Он живет на чердаке, питается хлебом, молоком, сахаром. Ни в коем случае нельзя давать им соленую пищу – тогда хованцы обидятся и уходят, а перед уходом могут перебить всю посуду или даже покалечить хозяина.

ЦМОКИ
Это домашний дух в виде змея. Он приносит хозяину деньги, делает его поля плодородными, а коров – дойными. Отблагодарить цмока за заботу можно, оставив на крыше дома или на гумне сковороду яичницы.

ШЕРСТНАТЫЙ
Ночной бес, давящий спящего человека. Он мохнатый, обросший мягкой шерстью, руки у него похожи на человеческие. Чаще он давит шутя и недолго, но сердить шестнатого нельзя – может задушить и насмерть.

ШИШИГА
Маленькое горбатое существо, с большим животом и сучковатыми руками. Набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду. Шишига состоит в родстве с водяным, но живет не в глубоких водоемах, а в мелких, причем только в тех, чьи берега поросли камышами.

ШУЛИКУНЫ
Эти духи бодрствуют только между Рождеством и Крещеньем. Они бегают по улицам с горящими угольями на сковородах или с железным крюком в руках, которым норовят захватить пьяного человека: кружат его, толкают, могут и в прорубь завести. Ростом шуликуны с кулачок, тело у них человеческое с конскими ногами.

Автор - Ног Неотвратимый
Опубликовано 25 февраля 2004 г.


Отредактировано - Ног Неотвратимый on 03 Mar 2004 16:55:18

Ног Неотвратимый
Хранитель


Russia
863 сообщений
Послано - 03 Марта 2004 :  16:51:44  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Ног Неотвратимый Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение
№3
СОВЕТСКАЯ И РОССИЙСКАЯ КИНОФАНТАСТИКА. ОБЗОР

Возьму на себя смелость сделать более-менее полный обзор Советских и Российских фантастических фильмов (тех что смотрел) и оценить их по своему вкусу:

"БЕГСТВО МИСТЕРА МАК-КИНЛИ". Фантастичекая притча с элементами критики Запада, на данный момент идеи абсолютно устаревшие. А вот песни нет. Банионис в главной роли, песни Высоцкого. 3 балла и то только за песни.
"БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ". О подростках, которые завоевали право на участие в первом детском космическом полете. И хотя испытание оказалось лишь тренировкой, они успели пережить многое: и настоящую дружбу, и первую любовь. Фильм не очень. 2 балла
"ДЕНЬ ГНЕВА". Первый советский фильм, соединивший в себе жанры фантастики и фильма ужаса. В одном из заповедников в результате опытов ненормального профессора расплодились зверюги с человеческим интеллектом. Однако лишенные эмоций и морали людей, они становятся серьезной угрозой человечеству. Главный герой журналист проводит расследование и выводит всех на чистую воду. По-моему, погибает. Когда-то произвел очень большое впечатление. Старая любовь не умирает. Поэтому за произведенное тогда впечатление 4 балла.
"ЗАВЕЩАНИЕ ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ". По Беляеву «Голова профессора Доуэля». Думаю все читали, пересказывать не надо. Перенасыщен диалогами, хреновые съемки. В общем с натягом 2 балла.
"ПРОДАВЕЦ ВОЗДУХА". По Беляеву. В ролях Карапетян и Стриженов-старший. Двое друзей-ученых попадают в ловушку к предприимчивым дельцам, намеренным продавать сжатый воздух, предварительно выкачав его из земной атмосферы. 2 балла.
"СОЛЯРИС". По С. Лему. Режиссер Тарковский. В ролях Банионис, Дворжецкий. Супер философичная картина. Великолепные диалоги. Куча международных премий. Американский вариант и в подметки нашему не годится. Хотя фильм на любителя. Если кто-то понимает фантастику только как вжиканье космокрейсеров и пуляние из бластеров советую не тратить понапрасну время. 5 баллов.
"СТАЛКЕР". По мотивам Стругацких «Пикник на обочине». Режиссер Тарковский. Смотрел раз 10. И каждый раз по-новому воспринимал. Комментарии такие же, как и к предыдущему фильму. 5 баллов.
"ГИПЕРБОЛОИД ИНЖЕНЕРА ГАРИНА". Снят в 60-х. 2 балла.
"КРАХ ИНЖЕНЕРА ГАРИНА". В 70-х сериал. По А.Н. Толстому. Неплохой фильм, достаточно приличные съемки, а Олег Борисов в роли Гарина великолепен. 3 балла.
"ДОЗНАНИЕ ПИЛОТА ПИРКСА". Абсолютно мутный фильм, сделан где-то в Прибалтике, подражание американским фантастическим блокбастерам, но и труба пониже, и стул пожиже. Во время полета на Сатурн происходит конфликт пилотов-людей и пилотов-роботов, замаскировнных под людей. Кто победил не помню. Единственное что помню - кому-то отрывает с треском руки и они разлетаются по кабине корабля. Единица.
"ЗЕРКАЛО ДЛЯ ГЕРОЯ". Фильм Хотиненко. Тут говорили фильм в стиле «Дня сурка», но наш то был снят на 5 лет раньше. Так, что «День сурка» в стиле «Зеркала для героя». Герои попадают из нашего времени в послевоенные годы и там их циклит во времени. Пытаясь разорвать цикл, они каждый день пытаются что-то сделать нужного и полезного и т.д. Неплохой фильм. 4 балла.
"КИН-ДЗА-ДЗА". Режиссер Данелия. В ролях Любшин, Леонов, Машная, Яковлев. Полный сюр, непонятно про что, но великолепно непонятно. Главные герои переносятся на планету, где полный развал и деградация. И весь сюжет строится на их нелепых попытках разобраться, что происходит и вернуться домой. О нашем недалеком будущем, если будем продолжать жить так, как живем. Единственный фантастический сатирический фильм в мире, стоящий внимания. А уж словечки – пацак, чатланин, цапа для гравицапы, эцилоп - долго не выходили из словарного запаса моих знакомых. Фильм можно практически весь на афоризмы цитировать. Навскиду:
"Прораб! Скрипач не нужен.."
"Вот потому, что вы говорите то, что не думаете и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите."
"Желтые штаны!!! Три раза ку!"
"Пацаки! Почему не в намордниках?"
"У тебя в голове мозги или кю?!"
"- Это твое заднее слово? Заднее некуда..."
Однозначно 5 баллов.
"МОСКВА-КАССИОПЕЯ".
"ОТРОКИ ВО ВСЕЛЕННОЙ".
Сериал из двух фильмов о подготовке к космическому полету и полете школьников к созвездию Кассиопеи. Там на планете они спасают от роботов местное население. Подростковая легкая, комедийная фантастика. Был весьма популярен. Великолепна песня из этого фильма. 3 с плюсом.
"ПЛАНЕТА БУРЬ". По Стругацким. О первой советской экспедиции на Венеру. 2 балла.
"ОТЕЛЬ «У ПОГИБШЕГО АЛЬПИНИСТА»". Больше детектив, напоминающий Агату Кристи. В заваленном снегом отеле происходит убийство, инспектор расследует, все под подозрением. И пошло бы все дальше как в нормальном плохоньком детективе, но тут откуда ни возьмись появились ... инопланетяне. Фильм полное дерьмо. Единственное что помню, как инопланетяне верхом на каких-то синемордых фантомасах скачут по снегу. Несмотря на то, что снят по Стругацким единица с минусом.
"ПЕТЛЯ ОРИОНА". В созвездие Ориона послан звездолет "Фаэтон", чтобы выяснить причину гибели предшествующих экспедиций, попавших под воздействие неизвестной природы излучения в виде петли. Фигня.. 2 балла.
"ПОДЗЕМЕЛЬЕ ВЕДЬМ". Убогая попытка снять Российское фэнтэзи. В главной роли Жигунов. Земляне-астронавты, попав на планету, населенную дикими племенами, одних защищают, с другими сражаются. Жигунов, всячески раздувая бицепсы-трицепсы и размахивая мечом, пытается изображать из себя Шварцнегера – бесполезно. 2 балла.
"ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКА". Легкий детский сериал о двух мальчиках-близнецах (один настоящий, другой робот). Веселый, а песни вообще прелесть. 4 с плюсом.
"ЗЕМЛЯ САННИКОВА". В ролях Дворжецкий, Даль, Вицин. Ссыльные в Сибири устраивают экспедицию и находят далеко в Ледовитом океане остров населенный индейскими племенами. Великолепный фильм. Песня «Есть только миг» среди любимых. 5 баллов.
"ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ". Для тех лет неплохой фильм. О том как наши космонавты застряли на какой то планете. Все в тумане, из тумана как выскочит что-нибудь этакое. Кстати некоторые приемы потом взяли на вооружение голливудяне. Сейчас, конечно, не зрелищно, но за классичность 4 балла.
"ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ". Коренев, Вертинская, Козаков. По мотивам одноименного романа Александра Беляева. Классика фантастики. Невероятно популярный в свое время фильм. 4 балла.
"ЧЕЛОВЕК-НЕВИДИМКА". По Уэллсу. Туфта. 2 балла.
"ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ". Для того времени достаточно зрелищный фильм о том как наши космонавты спасают погибающую планету Десса от экологической катастрофы. 3 балла.
"ЭТА ВЕСЕЛАЯ ПЛАНЕТА". Музыкальная фантастическая комедия о том, как на Землю прилетели инопланетяне и попали на встречу Нового Года. Не фантастика, а музыкальное шоу. 3 балла.
"31 ИЮНЯ". О любви художника, живущего в XXI веке, и принцессы времён короля Артура. Прекрасная игра Николая Еременко. Великолепные песни в исполнении Пугачевой, Анциферовой и Йака Йолы. Веселый, романтичный, зрелищный. 4 балла.
"ЧАРОДЕИ". В ролях блистательный ансамбль. Абдулов, Яковлева, Светин, Гафт, Васильева, Золотухин, Виторган, Фарада. Прекрасный, веселый, музыкальный фильм о предновогодней суете в Научно-Исследовательском Институте Чародейства и Волшебства (НИИЧАВО). 4 балла.
"РЕЦЕПТ ЕЕ МОЛОДОСТИ". Гурченко, Борисов, Абдулов, Джигарханян. Музыкальная комедия о средстве, которое продляет жизнь бесконечно. Пустой фильм. И несмотря на некую попытку философичности, неплохую музыку, прекрасный набор актеров 2 балла.
"ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО". По Киру Булычеву. Прекрасная детская фантастика с юмором, погонями, космическими пиратами и т.д., Алиса и пионеры спасают мир. Я и во взрослом состоянии смотрел с удовольствием. 4 балла.
"ЛИЛОВЫЙ ШАР". По Булычеву. Что то типа детского фэнтэзи. Заповедник сказочных персонажей. Опять Алиса Селезнева спасает мир от злых инопланетян. Но на этот раз убого. Единица.
"ЗВЕЗДНЫЙ ИНСПЕКТОР". О заварухе в космосе между советскими космонавтами и учеными-роботами с неизвестной планеты. Полная туфта. Единица.
"СТРЕЛЕЦ НЕПРИКАЯННЫЙ". О коридоре времени между нашими годами (перестройка) и 60-ми. Главный герой, хороший, но не деловой мужик, шастает туда-сюда, прикупая и продавая золото. Естественно, влипает в проблемы там с милицией, здесь с мафией. Любовь опять же. Все кончается хорошо. 3 балла.
"НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГУЛЛИВЕРА". Фильм 30-х годов. Мальчик-пионер попадает в Лиллипутию и совершает там революцию, свергая царей и капиталистов. Сюжет не очень, как и фильм. Если бы не одно но. Совместная съемка живых и анимационных актеров. Идея и воплощение абсолютно революционное. Американцы подобные фильмы смогли снимать только через десятки лет. За это 5 баллов.
"ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ". По Стругацким. Снимали немцы. У нас почему то в прокат не пошел. Хотелось бы посмотреть.
"КОНЕЦ ВЕЧНОСТИ". По Шекли. Не видел.
"ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФФЕСИЮ". Классика комедии с фантастическими допущениями. Великолепные актеры. Яковлев, Куравлев, Демьяненко, Крачковская, Этуш, Пуговкин, режисер Гайдай. Кстати, смотрел вчера передачу про Дербенева, который писал тексты песен к фильму. Песни великолепны. А если цитировать фразы из фильма, ставшие достоянием народного юмора, и нескольких страниц не хватит. 5 баллов
"СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ". В роли профессора Преображенского Евстигнеев. Очень хороший фильм и вовремя снят, попал в волну перестроечного настроения. Один из последних российских талантливо снятых фильмов.
"РОКОВЫЕ ЯЙЦА". Несмотря на то, что играют Янковский и Гарик Сукачев, фильм не понравился. 3 балла.
"МАСТЕР И МАРГАРИТА". Было несколько попыток снять фильм по легендарному (можно сказать культовому) роману. Ни одной (к сожалению, а может и к счастью) не видел. Однажды смотрел польский сериал - плевался долго.

Автор - Баранкин
Опубликовано 19 февраля 2004 г.

Отредактировано - Ног Неотвратимый on 03 Mar 2004 16:53:22

   
Перейти к:


Последние 10 сообщений | Активные форумы | Тематические разделы | Хранители | Инквизиторы | Поиск | Вопросы и ответы
© Wilmark Design Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Snitz Forums 2001
Русификация: Wilmark Design