Послано - 03 Марта 2006 : 13:19:02
1. Чтобы заявить С. к участию в Конкурсе, просто пришлите работу по адресу Konkurs-arh(собака)yandex.ru с пометкой в теме письма «На Конкурс». Текст лучше всего присылать прикрепленным файлом в формате .doc или .txt, в крайнем случае можно просто в теле письма. Также в письме сообщите о себе краткую информацию:
а.) Имя (имя или ник-нейм, которые будут объявляться ПОСЛЕ окончания Конкурса). б.) Условия анонимности (не против ли вы, чтобы при объявлении победителей Конкурса анонимность с вашей работы была снята). в.) Согласие на обсуждение (согласны ли вы, чтобы работа обсуждалась на форуме? Если нет – в рецензии будет сделана соответствующая пометка, и модераторы возьмут на себя заботу обеспечить соблюдение этого условия). г.) Если работа не попадает на текущий Конкурс, согласны ли вы выставить ее на следующий? д.) Согласны ли вы на выкладывание работы для ее обсуждения в авторской теме?
========== Работы на Конкурс выставляются АНОНИМНО. То есть работа присылается координатору Конкурса (Konkurs-arh(собака)yandex.ru) и выкладывается им в соответствующей теме «Конкурс рецензий» сразу же по получении. После подведения итогов Конкурса анонимность снимается, победители объявляются под теми именами, которые они укажут в письме. По особому пожеланию автора анонимность может быть сохранена.
Послано - 13 Марта 2006 : 21:03:47
№ 1 Роберт Джордан. «Колесо Времени»
Роберт Джордан – один из самых популярных в США авторах, его книгами о Драконе, Колесе и Узоре зачитываются многие тысячи человек по всему миру. Но его же главный цикл называют также и «мыльной опере в жанре фэнтези». В чём же причина такого двоякого отношения к произведениям?
Без всякого сомнения, автор талантлив. У Джордана есть фантазия, он придумал очень интересный фэнтезийный мир со своей историей, культурой, обычаями, оригинальной системой магии. Автор ушёл также от чрезмерного насыщения своего мира фэнтезийными расами – у него генетически оригинальных рас две: люди и огир. Огир вообще являются находкой автора: такой сплав эльфов, гномов, троллей и хоббитов сложно себе представить и, тем более, описать. Огир замечательные строители, отличные садовники, в случае необходимости страшные бойцы, но они живут в ограниченном жизненном пространстве – стеддингах. В этих местах таких существ не может коснуться никакое влияние внешнего мира, даже Единая сила (магия) перестаёт здесь действовать. Теперь поговорим об истории мира: Мир (названия, как такового у него нет) довольно стар, всё в мире повторяется с каждым новым оборотом Колеса Времени, ткущего Узор судьбы. В этот Узор вплетены судьбы всего живого и неживого, он неумолим, но есть существа и магия, способные изменять его или даже разрушать отдельные его части. Есть опасный Враг, Тёмный, естественно, настоящее его имя называть запрещено, скованный великим героем древности, заключённый со своими прислужниками Отрёкшимися за семью печатями в Шайол Гул. Когда Тёмный освободится, наступит последняя битва, и тогда мир будет разрушен, если Возрождённый Дракон не объединит весь мир и не даст бой врагу. Весь цикл рассказывает о времени перед Последней битвой, когда Ранд ал’Тор, Возрождённый Дракон, вместе с друзьями готовится дать бой Тёмному.
Теперь немного о магической системе. Магия в мире Джордана исходит от Истинного Источника, разделённого на мужскую (саидин) и женскую (саидар) половины. Что интересно, мужская половина запятнана Тьмой, так что любой мужчина, владеющий Единой силой, в конце концов сходит с ума. Единовременное сумасшествие всех мужчин-магов после осквернения Источника вызвало глобальный катаклизм, Разлом Мира. Женщины, владеющие Силой, объединились в могущественный орден Айз Седай, позволяющий себе вмешиваться в дела всех Королевств мира, заставляющий бояться любую женщину с Кольцом великого змея на пальце. Часть ордена, Красные Айа, занимаются отловом новых магов-мужчин и их укрощением (отлучением от Единой Силы). Большинство укрощённых через некоторое время погибают.
Итак, вроде бы всё нормально, у автора достаточно интересная завязка сюжета, интересная система магии, но почему же «мыльная опера»? ЗАТЯНУТО! Где-то после книги шестой интерес постепенно пропадает, последние книги читаются на одном только желании узнать чем всё закончится. В погоне за гонорарами автор начинает описывать не очень важные детали, добавлять сюжетные линии. В последней, на теперешний момент книге, повествование собственно о Драконе началось только на 300-й странице. Читать это практически невозможно. И при этом Джордан заявляет, что заключительная книга будет содержать 2000 страниц. Ужас просто!
Мир и идеи Джордана не особо оригинальны, многое взято из Толкина, многое – из Герберта (Айз Седай = Бене Гессерит). Книги интересные, но в конце концов действительно устаёшь и от джордановского языка, и от некоторых героев. А как хорошо всё начиналось…
Послано - 19 Марта 2006 : 17:37:04
№ 2 Книги Натальи Игнатовой
Наталья Игнатова. На фотографиях – хрупкая женщина с сигареткой в руках. И не скажешь по ней, что ей подвластны мощные силы и безудержные стихии, которыми она управляет в своих книгах. Книг много. Еще больше миров, которые встречаются в них. Каждая книга заслуживает своей рецензии, но писать об отдельной книге просто нереально, настолько все ее романы взаимосвязаны между собой. Читать их трудно… Вернее, поначалу легко, а вот потом понимаешь – чтобы разобраться в чем дело, в чем изюминка книги, надо одновременно читать и все остальные ее романы. Или прочитать все сразу, раз за разом открывая новый том, чтобы не было пропусков, чтобы в памяти еще сохранись детали прошлой книги и кое-что стало понятно в новой. Это утомительно. Но это интересно. Когда проглочены все книги, когда полюбившиеся перечитаны заново, какой-то порядок в голове все же настает. Нет гарантии, что понято все, что хотела сказать писательница, слегка обидно от этого… но ничего, вполне достаточно и того, что уже имеется.
Первые три книги: «Чужая война», «Змея в тени орла» и «Сказка о любви», связаны одним героем – блистательным Эльриком Трессой де Фоксом. Откуда вкрапление женского имени? Да просто для народа шефанго менять пол, ну как для людей - перчатки. Не для удовольствия. А так уж они устроены - пожить этой жизнью, пожить той. Без разницы. Хотя прозвище «Предатель» дали именно Эльрику и изгнали из своего Мира. Несколько тысяч лет живет он среди людей и нелюдей, чужой для тех и других. И «блистательный» Эльрик не потому, что сияет красотой, а страшен он. Пугают им не только детей, даже бывалый вояка не сможет спокойно взглянуть в лицо без маски. Но наследный принц - непревзойденный, великолепный воин и хороший друг.
«Чужая война» - это боевая фэнтези, такая привычная на первый взгляд. Но все же книга необычна. И не в последнюю очередь своими героями. Их четверо, ввязавшихся в разрушительную войну, связанных между собой любовью – изгнанника Эльрика к прекрасной эльфийке Кине, самой Кины – к монаху ордена Белого Креста эльфу-убийце Элидору, и болтливого гоббера Сима к шефанго Трессе. Переплетенная воедино, их судьба воплощает древнейшее пророчество этого мира. А там уж, по ходу дела, принимает бремя власти один, обретает родину другой. И добыт уже самый страшный Меч, не этого даже мира, а всего Сущего, всей Вселенной; и сокрушен не один враг, а несколько Божеств, Демиургов, позволивших себе играть судьбами людей. Но, увы, упущен самый главный Враг, посмевший обидеть их звонкоголосую Кину.
Мы не расстаемся, закрыв эту книгу, ни с Эльриком де Фоксом, ни с Мечом, который заменяет душу добывшего его владельца и Эльрик уже сам становится Звездным, появляясь в мирах, где нарушено Равновесие. «Змея в тени орла» - это странствия Трессы-Эфы, опять же Эльрика, хотя и не настоящего, а его воплощения, его аватары среди миров, встреча с эльфийкой Легендой и орком Йориком. И их борьба на стороне Богов. За что? Неважно, вроде бы за какой-то Кристалл. Главное, что надо выиграть в войне, затеянной Богами, иначе эти самые Боги не выпустят их с Острова. Эльрик-Эфа и борется. Но не только с врагами Богов, но и с Пустотой внутри себя. Пустотой, возникшей на месте Души, которую заменил тот самый Меч.
Небольшая новелла «Сказка о любви» - о событиях, происшедших спустя четыре тысячи лет с момента «Чужой войны». Это мир космических завоеваний и путешествий из одной реальности в другую, с планеты на планету. Это история любви девушки Вики, не угасающей за тысячелетия и это история дружбы Эльрика и бога Рина. Вот так, ни много ни мало – бога! Простого, но азартного, превращавшего все, что с ним происходит в игру. Любопытная поначалу игра соперничества с шефанго затянулась на долгие-долгие века и переросла в дружбу.
Характерны для Натальи Игнатовой бессмертные герои. Это эльфы, шефанго, волшебники, чародеи и, естественно, боги. Ну и бессмертна, как это ни банально, любовь. Вот такая, как в «Сказке о любви». Бессмертность героев помогает автору переносить действия то в одну эпоху, то в другую. То забрасывает нас вместе с героями в один мир, то вообще в невообразимые дали. А надо сказать, что Наталья Игнатова одинаково хорошо чувствует себя и в средневековом мире, и в современном, и в выдуманном Волшебном мире, и в космических далях. Она живет там вместе со своими героями, и мы живем вместе с ней. У многих у них нет души, у некоторых вместо души холодные мечи, но они не неуязвимы. Все они, в принципе, смертны. «Умирать он не любил, кто из нестареющих любит умирать? Но временами случалось. Убивали... Иногда, чтобы сделать дело, приходилось погибать не единожды». И, действительно, практически все герои, так или иначе обязательно хоть раз да и умирают.
Следующие романы Натальи Игнатовой объединяет личность не от мира сего. Да практически все герои писательницы такие вот потусторонние личности. И этот герой – один из главных. Крылатый Змей - Эйтлиайн, Наэйр, Невилл Драхен и прочая, прочая, прочая, есть даже то самое, настоящее имя. Но если проще, то он принц Темных Путей, хранитель меча Санкрист. Обилие имен опять же очень свойственно для героев Игнатовой – одним именем невозможно охарактеризовать таких героев. Они многоплановы, противоречивы, красивы и ужасны одновременно, живы или мертвы, часто и не понять, чего в них больше. Вот и появляется не одно имя, да и не на одном языке. Но все это – лишь для того, чтобы подтвердить, выразить разносторонность героев.
Появляется Крылатый Змей в «Деве и Змей». Действие романа – где-то шестидесятые годы нашего века, Германия. И опять же надо отдать должное автору. Тихий провинциальный немецкий городок описан так, как будто всю жизнь живешь именно там. Главная героиня в романе – пепельноволосая Эллис Ластхоп. А ее верный рыцарь – это Курт Гюнхельд, московский комсомолец немецкого происхождения, студент загадочного факультета этнографии, будущий маг… Да, да, в этой реальности есть и такие. А может это и наша реальность, да просто мы о таком и ведать не ведаем. Наталья Игнатова с легкостью переносит нас из одной реальности в другую, и наше дело понять или дофантазировать, в какой из реальностей живут сейчас наши герои..
Элис попадает в городок людей, вся жизнь которых подчинена одной цели – искоренить Вселенское Зло. Но что делать, если это самое Зло – могучий прекрасный волшебник, и пусть он олицетворение всего темного, но ведь без Темноты не было бы и Света. И именно он раскрывает перед девушкой Волшебный мир, в котором Элис предначертано стать Госпожой.
Как и в романе «Чужая война» повествование одной эпохи сменяется рассказом о прошлом. В «Чужой войне» - это воспоминания Эльрика о тысячелетиях изгнания, о его месте в своем мире и мире людей. В «Деве и Змее» - это уход в свое прошлое Наэйра. Его детство, взросление как в Тварном Мире, мире людей, так и в Волшебном мире, его становление Крылатым Змеем. И именно он, тогда еще молодой и живой, становится свидетелем появления в замке своего деда - Эльрика де Фокса, Звездного Меча. И именно в этой книге дается объяснение, что есть Звездный Меч, что такое Санкрист – меч темной стороны и Светлая Ярость – меч светлой стороны жизни.
На мой взгляд «Чужая война» и «Дева и змей» – из всех книг Натальи Игнатовой наиболее похожи по повествованию и динамике, похожи красивым сюжетом и своими героями, и, наконец, что немаловажно в книгах писательницы, законченной мыслью.
Очень ярко на фоне остальных книг выделятся своей неоднозначностью «Последнее небо». Это уже не старое доброе фэнтези с гномами и эльфами, добрыми героями и их друзьями. В этом мире эпоха космических полетов и освоения новых планет, но это не единственное, что выделяет эту книгу. Главная особенность - это, конечно, главный герой. Ему предстоит стать Властелином Темных путей, среди людей больше известном, как Антихрист. Но пока он этого не знает. Да в этой книге и не узнает. Пока что его зовут Олег Зверь или Волк, и его специальность – ритуальные жертвоприношения. И хотя у Игнатовой все герои неординарны, но эту книгу людям со слабыми нервами читать не рекомендуется. Уж очень живописно и ярко описаны в ней человеческие жертвоприношения, причем, чем дольше мучается жертва, тем больше Силы получает Зверь, а он очень искусен в своем деле. И он практически бессмертный, пока есть у кого забрать эмоции и жизнь.
Зато он любит волков и машины, то есть различные механизмы, которые он считает живыми и которые по-своему тоже его любят. Явно симпатизирует своему герою и писательница. Да, он такой. Кого хочешь обаяет. Даже космодесантников, волею судеб попавших на странную, полную опасностей планету.
Вот и думай, дорогой читатель, как относиться к такому герою, а вместе с тобой будет думать пилот Дитрих фон Нарбэ, по прозвищу Гот – единственный человек, который мог бы стать другом Зверю. Неведомо им, двум пилотам, любящим небо, что когда-то пути отцов их - Крылатого Змея Невилла Драхена и летчика аса Вильгельма фон Нарбэ, да и настоящей матери Зверя Элис Ластхон пересекались. А пока что впервые в жизни Зверю не хочется убивать. А Гот, узнавший настоящую сущность Зверя, отдает должное тому, благодаря кому люди выживают на этой планете и у них даже есть шанс вернуться на Родину. А уж как они сражаются в небе, не задумываясь, бросаясь на помощь, прикрывая друг друга – это отдельный разговор. Главное, что автору удалось показать, насколько это прекрасно - летать.
Но все же предназначение Зверя другое, слишком многое в этом Сущном Мире зависит от него. Но что именно, прочтя один лишь этот роман, понять невозможно. Ведь не только родственными связями пересекаются сюжетные линии романов «Дева и Змей» и «Последнее небо». В первой книге завершающая сцена второй показана со стороны стороннего наблюдателя. Но придаешь этому должное значение только тогда, когда прочитаны обе книги, а потом, желательно, перечитаны заново.
События книги «Выбирай врагов сам» происходят теперь уже точно не в нашей реальности. Когда-то, в День Гнева, огромный кусок земли оказался отрезанным от всего мира. Нет, общение с Большим Миром есть. И постоянное. Но вот с каким миром? Ведь эта Единая Земля, буквально перенасыщенная магией, перемещается, как ей заблагорассудится - и среди космических просторов и сквозь время. А в целом – это мир множества-множества разнообразной нечисти. И борется с этой нежитью рыцарь тамплиер Артур и его названный брат маг Альберт. Священник и маг, крещеный и некрещеный, безгрешный святой Светлый Рыцарь и любознательный капризный волшебник, несовместимые, вроде, понятия в реальной жизни, но когда светлая вера вплетается в узор заклинаний другого – нечисти этой мало не покажется. Вошедшие своими деяниями в легенды этого мира, они вернутся в него через сто лет сна, и продолжат свое дело. Но не так-то легко быть ожившей легендой, особенно, когда кому-то переходишь дорогу.
Книга интересна, опять же динамична. Похождения двух героев, интриги, загадки – все это не дает оторваться от книги, но, к сожалению, не все недомолвки поняты, не все загадки раскрыты. Зато мы опять встречаемся с семьей Элис Ластхоп. Только теперь одно из действующих лиц – это сын Элис и Курта Гюнхельда – Невилл. И если Зверь в книге «Последнее небо» не знает кто он, то Невилл, ставший командором Единой Земли сэром Германом, помнит и детство свое, и прекрасно знает, что объединяло когда-то его родителей и отца его друга Дитриха фон Нарбэ, знает он и о странной дружбе брата и друга. Появляются опять и Мечи. Те самые, с которыми мы уже встречались. Только здесь мы подробнее узнаем о Мече Светлой Ярости и знакомимся поближе с бабушкой Крылатого Змея – Торой де Крис, прежним воплощением Светлой Ярости. А Звездный, воплощение Эльрика де Фокса, или Эльрик де Фокс, воплощение Звездного Меча, здесь является «тем другим» в душе Артура.
Последняя на сегодняшний день книга Натальи Игнатовой «Охотник за смертью» не ставит точек над i. Но от этого роман не становится менее интересным. А начинается повествование в далеких-далеких средних веках. Найти своего будущего сына (вот такие тут временные парадоксы) Крылатый Змей поручает тоже не совсем обычному человеку – Пауку Альгирдасу. Попал однажды в Ниэв Эйд, школу для будущих великих воинов, магов и вождей, странный слепой мальчик и стал одним из самых могущественных Гвинн Брэйрэ. И все было бы хорошо, если б не похитил однажды жену и сына его давний враг Дигр Жирный Пес. Пытался Паук их спасти, но не смог. Жена погибла в пожаре, сына забрал самый главный упырь, да и сам он перестал быть живым. Убить бы новоявленного упыря, да рядом верный друг – Орнольф, чародей, опять же выпускник Гринн Брэйрэ. Не может все кончиться так банально… оно и не кончилось. И рожденная в детстве дружба протянулась на тысячелетие. Были странности, были разногласия. Но теперь живут они единым целым. То ли друзья, а то ли что-то большее. «Я камень кину в того, кто скажет, что они любовники, и убью того, кто посмеет сказать, что они не любовники» - так говорит один из персонажей, выражая действительную сущность этих отношений, когда в венах упыря начинает течь алая кровь, а в венах живого – серебро.
А между тем, приходит, наконец-то, время, когда надо найти сына Крылатого Змею. И помогает этой странной парочке Маришка, воплощение в этой реальности, в этой книге, первой жертвы Олега Зверя, да пришедшие в этот мир следом за бывшим митрополитом Адамом, вознамерившимся самому стать Владыкой Темных Путей, Святой Артур, да его брат Альберт.
Вот так опять в этом последнем романе пересеклись сюжетные линии большинства книг Игнатовой. И опять мы видим некоторые сцены других книг глазами сторонними наблюдателей, здесь даже объясняются некоторые недомолвки предыдущих романов. Но опять слишком неявно. Опять требуется перечитать эти книги. И, желательно, дождаться следующей.
Послано - 19 Марта 2006 : 20:09:33
№ 3 Наивность и коварство Аниты Блейк
Что тут у нас завалялось на безбрежных просторах компьютера… Ага, целых пять книг Лорел Гамильтон про Аниту Блейк. Странно… И почему они до сих пор мною не прочитаны? Открываем в какой-то бесплатно распространяемой читалке…
«До своей смерти Вилли Мак-Кой был дерьмом и после смерти ничуть не переменился». Ух, как сильно сказано! Ошарашим читателя-эстета с первых же строк… Первую книжку еле заставила себя прочитать. Ах, вампирчики! Ах, зомби! Ах, сексуально озабоченная Анита... От этой сладко-приторной смеси с могильным запашком и сексуальным напряжением слегка, мягко говоря, тошнит.
Будущий Мастер города – однозначно, срисован с какого-нибудь анимешного персонажа... Красавиц-злодей-обольститель, всякий раз одевающийся в кружева и рубашки с глубоким вырезом, оголяющим в лучшем случае... хм... соски. В худшем... ой, не буду увлекаться... Тем более, что там все очень даже неплохо. Короче, одевается он так специально, потому что знает – Анита неровно дышит ко всяким таким симпатичным вещицам. Я про рюшечки и валанчики на одежде, а не про то, что вы подумали! И буквально на каждом шагу, каждая нечисть хочет соблазнить бедного несчастного аниматора (кстати, и почему значение слова "аниматор" раскрывается только в пятой книге? я ведь на протяжении четырех книг думала, что они, аниматоры, мультики рисуют в свободное время. Хобби у них такое).
И вот так живет эта бедная, несчастная Анита Блейк (с буквально неиссякаемым источником энергии, так как она практически не спит - стоит ей только положить голову на подушку, как обязательно кто-нибудь звонит-стучит-врывается-вламывается-вползает-влетает – в зависимости от возможностей и физического состояния). Хотя, стоит признать, чаще всего Анита сама себе находит неприятности на все части тела. И при всем этом, нет, чтобы больше времени уделить сну, физической и духовной подготовке, она... решает, что ей одеть в очередной раз! Юбка не подходит, так как короткая и узкая (пистолет не спрячешь). Пиджак не подходит, так как обтягивающий (пистолет не спрячешь). Шелковая блузка не подходит, потому что шелк в жару - это мерзко (и опять же - пистолет не спрячешь)... В общем, каждый раз начинается перебор одежды. После всех книг про Аниту Блейк у меня сложилось впечатление, что ЕЕ гардероб я знаю лучше, чем свой. И мне все равно не понятно: как можно так неудачно каждый раз одеваться? Нет, ну если ты знаешь, что время от времени тебе приходится сталкиваться с вампирами, удирать от них по лесам и полям, то за каким чертом надо надевать туфли на каблуках??? Да будь я на ее месте, я бы из брюк и кроссовок не вылезала. Ну ладно, хватит о гардеробе. А то я уделила ему больше времени, чем всему остальному.
Итак, у нас есть вампироборец (который не очень охотно в этом признается - типа, ну да, я лицензированный охотник... Но я вампиров все равно боюсь).... И так, между прочим, поднимаем зомби. Развлечения развлечениями, а кушать-то хочется! Любим мы, конечно, красоту, гламур и мужиков в кружевных сорочках, но и к земле привыкать надо... С такой-то работой! А то мало ли что... И понеслось! Замочив большую часть популяции вампиров (случайно! честное слово! они сами на свет выскакивали, бензином обливались и на кол насаживались!), выясняется, что Аниту тянет не только на вампиров... После утонченных красавцев захотелось настоящего мужика! И вот он, нате, на блюдечке с голубой каемочкой. Ходит в джинсах и свитерах, имеет красивый торс и вьющиеся волосы на голове (про прочие части тела не было столь подробно) и преподает историю в школе детишкам (должно же быть в любом мужчине что-то такое милое, трогательное). И, несмотря на кажущуюся безобидность, зверь. В прямом смысле этого слова. Раз в месяц ох как звереет! Аж шерстью покрывается! И зовется он оборотнем. Пардон! Ликантропом. Интересно, а у Аниты вообще нормальные, человеческие мужики были???
Ладно, оставим сексуальные предпочтения бедной девушки в покое. У каждого свои слабости. Когда Ликантроп и Мастер узнают о существовании друг друга (нет, конечно же, они знали друг о друге очень давно, все-таки "работали" вместе, а вот о том, что они оба претендуют на одну и ту же девушку - это было неожиданностью для них), то опять же поступили не как нормальные мужики. Как бы сделали нормальные мужики? Набили бы друг другу морду, потом по этому поводу устроили совместную пьянку, на которой пришли к выводу, что бабы им не нужны и нет ничего лучше крепкой мужской дружбы (эй, попрошу не опошлять эту фразу! я говорю именно про дружбу, а не про... ну, в общем, вы поняли, про что я; давайте хоть здесь обойдемся без яоя), послали бы всех баб куда подальше и ушли в загул на месяц... Нет! Тут все совершенно по-другому! Они решили устроить конкурс "последний герой"... Тьфу, прошу прощения, "Кто самый крутой ухажер". Хотя, думаю, "последний герой" звучит лучше... И правдивее... Тем более, что выяснилось - Анита одинаково хорошо мочит ВСЮ нечисть. Вот и чередуются - один в понедельник устраивает свидание, другой во вторник... Но что же мы все про них? А каково мнение на данный счет у Аниты? Она согласилась! Нет, конечно же, она сказала, что ей это не очень нравится и все прочее... Но тут выяснилось, что ее любимого ликантропа, который уже почти научился приносить тапочки к постели, может замочить Мастер города, который уже давно хочет обосноваться в этой самой постели на законных правах (и обещает за это Аните не много, ни мало – бессмертие, вечную молодость и красоту). Думаете, Анита взяла кол в руки и пошла разделываться с Главным вампом? Ага, размечтались, как же! Мы-то знаем, какие девушки сегодня расчетливые. Видимо, внутренне она смекнула, что подобное положение вещей ей очень на руку (представьте себе - в два раза больше конфет, шампанского, подарков, аж цельных два крутых телохранителя, которые готовы примчаться по первому же щелчку пальцами, плюс опять же бессмертие, вечная молодость и красота… в такой ситуации я бы даже думать не стала – сразу бы согласилась). Поэтому, для вида "поломавшись" Анита соглашается. Интересно, и откуда у двадцатичетырехлетней девушки (если не ошибаюсь, ей именно 24) такая расчетливость? И вот, то один, то другой... Обзавидовалась я ей. Тут с одним никак не разберешься, а она двумя крутит-вертит. И у нее еще хватает наглости говорить о том, что в «сердечных» вопросах она полный профан.
Анита разделывается не только с местными вампирами-оборотнями-зомби, но еще умудряется и на чужую территорию залезть. Ну а там - простор для такой активной девушки, как она. Замечательные уик-энды у Аниты случаются, обзавидуешься! Женщину-змею, между прочим, единственную и неповторимую, которой больше не будет, замочила. Супер-крутого вампа, которому Влад Тепеш и в подметки не годится - замочила. Тетку-некромантку - да раз плюнуть! Фейри - это на закусь. И в качестве десерта - супер-пупер монстр, которого держало под землей целое кладбище мертвых фейри. "I am Superman!" - кричит Анита Блейк и, вооружившись крутой пушкой с серебряными пулями, ножами и незаменимым комбинезоном (чтобы, не дай Бог, платьице не испачкать), идет войной на все, что кому-то мешает жить. Или просто некрасиво выглядит. И в конце каждой книги: "I'll be back!", надевает черные очки, перекидывает с одного плеча на другое базуку, идет на встречу восходящему солнцу. Красотищааа!
В Аниту Блейк я влюбилась в начале второй книги. Фрагмент, когда она примеряла платье подружки невесты, я читала вслух братику, который, зная мое отношение к розовым вещам, всяким валанчикам, перьям и прочей мишуре, искренне смеялся. Если бы на меня напялили ТАКОЕ платье, я бы говорила теми же словами, что и Анита Блейк. Вот только мои фразы не приходилось бы переводить с английского на русский... И пошло-поехало. Все имеющиеся книги были "проглочены". Процесс принятия "пищи" проходил во всех возможных местах - за едой, в трамвае, в обеденные перерывы на работе, в ожидании любимого в кафе, в процессе развлечения племянника... И даже анимешный Мастер города, разлетающиеся в клочья враги человечества, вечная «повернутость» Аниты на матери и сексе, постоянные разборки-сборки гардероба не помешали получить удовольствие. Странно, правда?
Цикл про Аниту Блейк относится к таким вещам, при прочтении которых постоянно возникают противоречивые чувства: слишком много причин для придирок, но вместе с тем – слишком интересно читать.
P.S. Хаааачу такого кавалера, как Жан-Клод! Каждой девушке - по Жан-Клоду!
Послано - 30 Марта 2006 : 17:28:43
№4 Эльфы, эльфы...
«Меня ведь хлебом не корми, а дай послушать про эльфов!» Сэм Гамги, садовник
Дорогой читатель!
Представь себе чудесный лес, где живут эльфы... Зовут его Ясеневый Град, или Яснеград, или Ясный Град – не все ли равно?
Там небо сияет голубым золотом над стрельчатыми башнями, похожими на верхушки высоких деревьев, а также и над роскошными кронами, напоминающими крыши дворцов. Там живые дома, что растут прямо из древесных стволов и питаются отходами людской... гм... эльфийской жизнедеятельности. Там великолепные клумбы, где цветут вечнозеленые, вечно-голубые, вечно-сиреневые и вечно-алые розы необычайной прелести и неодолимого запаха... Там даже конюшня похожа на княжеский терем, а конюх – уж такой принц, что мысль передать ему лошадь кажется настоящим кощунством! Ах! И в этом лесу стоит волшебный дворец, где живет Великий Эльфийский Царь. В этом дворце... нет слов для описания его красот! Достаточно сказать, что полы там – это зеркальные озера, что отражают все сущее, и идешь ты по ним, аки посуху, и расходятся от твоих ног кругами мягкие волны... Ах-х!.. И в этом дворце есть святая святых – царская опочивальня. Там стены завешены живыми гобеленами, на которых картины еще красивей, чем в эльфийском лесу. Там все разубрано и расцвечено драгоценными камнями, а хрустальный буфет в углу сверкает лучшими напитками волшебного мира! А-а-х-х!.. А в самом углу царского ложа гобелен чуть-чуть оттопырен. Если поднять его, обнаружишь сейф с надписью: «Секретные документы». А если открыть – ибо запора на сейфе нет – то вместо документов на верхней полке увидишь графин с мутным самогоном, на средней – початую буханку хлеба, а на нижней – шмат свежего сала. Такой у великого эльфийского царя вкус. Ох!!! Так расправилась с эльфами веселая писательница Ольга Громыко. Не хуже, чем Марк Твен – с Омаром Хайамом. Потому как – надоели.
Они теперь почти в каждой книге. Они стреляют из луков, красуются перед юными девами и презрительной усмешкой встречают простодушных героев, которым, разумеется, предстоит заслужить их уважение и превзойти в доблести. Они чаще всего одиноки, отвержены своим родом то ли по справедливости, то ли в силу ошибки. Подчас, став жертвой трагических заблуждений, они становятся на сторону Зла и превращаются в Темных, враждебных и бессердечных нелюдей... Они кочуют из романа в роман и служат уже вывеской стандартной фэнтези, а издатели, увидав эту вывеску, без слова размножают пяти- или шеститысячным тиражом любое... не будем уточнять, что. Даже заказывают авторам писать «Мир Толкиена» и тому подобную словомольную продукцию. И ведь пишут! Кому охота, сочинив настоящую, оригинальную фантастику, быть отвергнутым по причине «неформатности» произведения. Лучше уж втиснуться в «мир Толкиена», «мир Волкодава» или «мир Ольги Громыко», совершенно не обращая внимания, как этот самый мир стонет и трещит по швам от подобного насильственного вторжения. Да Джон Толкиен перевернулся бы в гробу!..
Джон Руэл Толкиен создал эльфов из смешных маленьких человечков, помощников Санта-Клауса. Они были раньше просто веселыми карликами с оттопыренными заостренными ушами. А стали символом красоты и мудрости. Но – мудрости и красоты, ушедших и потерянных навсегда... Толкиен сочинял свой сказочный роман между мировыми войнами. Зло, залившее кровью всю Европу и еще полмира, он, как истый англичанин, нашел в Германии и заклеймил ее обителью Врага. Которого, разумеется, общими усилиями победили, но... Его же все равно не убить, не так ли? На глазах всей Европы всего за десяток лет Зло в этой стране начало возрождаться и выросло в страшную угрозу всему миру. Мудрый сказочник это видел еще до 1940 года. И представил свою версию Второй Мировой войны. Она оказалась почти точной. К великому нашему – и его! – сожалению... Толкиен твердил миру, что Зло можно победить, только объединившись. Но кого в мире он призывал к единению? Все народы? Народ – понятие растяжимое. Этнические различия куда меньше разделяют людей, чем непримиримая классовая ненависть... От того, что марксизм вышел из моды, классы не исчезли. И ненависть эта живет до сих пор. Но перед лицом Врага, считал сказочник, надо об этом забыть!.. Надо соединить все лучшее, что есть у аристократии – культуру, мораль и красоту, у промышленников – плоды умелого творческого труда, у крестьянства – честное и неиспорченное сердце. Святая простота... Но он думал именно так. И появились эльфы, гномы и люди...
Только англичанин мог создать эльфов. Потому что только в Англии до сих пор живет традиция аристократизма, и достойные люди с детской радостью присоединяют титул «сэр» к своим знаменитым именам, как будто это их возвысит и протянет серебряную нить к далеким прекрасным временам... которых никогда не было. Эльфы – это мечта об аристократии. Ее олицетворение. До боли яркая ностальгия. Да, их не было, но есть их образ, созданный Великим Мастером. И этот образ зажил собственной жизнью, как картина, сошедшая с полотна в сказке Джанни Родари. Эльфы Толкиена были совершенны: прекрасны, доблестны и свободны от зла. Но... Не только в Англии были аристократы. И судьба их в старой Европе была куда хуже, чем на родине Сказочника. Не говоря уже о своей Родине, взглянем хоть бы на Польшу. Ее древняя шляхетская традиция, ее гордость и кровь предков безжалостно уничтожались с двадцатого года до сорокового, а потом пять долгих лет власти Великого Зла, за которыми не последовало возрождение... И новый сказочник Анджей Сапковский в полной мере отразил эту трагедию в своей версии эльфов. У него эльфы – жертвы людкого геноцида. Они сами, упрямцы несчастные, не желают смириться и быть «уничтоженными как класс», цепляются за свой гонор, готовы голодать, но с «сиволапым мужичьем» не совокупиться!.. И погибают. И предают себя, предавшись Врагу. И трепетные дриады превратились уже в бессердечных лучниц-убийц, а эльфийская дева в ярости разбивает лютню, и бьет певца, и готова передушить всех людей, ибо она больна, весь ее народ болен и умирает, не в силах противостоять – не Злу, нет! – а воинствующему невежеству победившего класса. Знакомо, правда?
Но, если не читать сказки Толкиена и не понять сказки Сапковского, эльфы станут просто одним из фольклорных образов. Вроде Бабы Яги. Она, бедная Бабуся-Ягуся, тоже ведь по-разному изображается. На мой взгляд, лучше всех вышло у Владимира Свержина в «Трехглавом Орле» - такой милой Бабы Яги вы в жизни не найдете, не то, что в сказке! И вот – стали эльфы расходным материалом фантастики... Превратились в нарицательный персонаж. Если его использует, скажем, Сергей Садов, то образ приобретает живую кровь, он становится... человеком. Пусть не совсем обычным, но все-таки... А вот у.Самойловой в «Синей Птице» или даже у Лукьяненко с Перумовым (!!!) в чудесном романе «Не время для драконов» эльф – слабое подобие своих великолепных родичей, так, проходная пешка. А над человеческим преклонением перед эльфами авторы откровенно потешаются. Измельчал, однако, «мир Толкиена»...
Так, может быть, права Ольга Громыко? Давайте, друзья-писатели, больше не изображать эльфов! Лучше напрягите фантазию и придумайте что-то новое.
Психологи делят людей на тех, кто определяет все в рамки, диктует границы всему, и тех, кто их отметает и нарушает. Царь Леонид и его 300 спартанцев в 480 г. до нашей эры отдали свои жизни у Фермопил, защищая греческие рубежи от поползновений персов Ксеркса I. Благодаря их подвигу греки успели вовремя отвести войска и, в конце концов, одержали победу в Саламинском проливе и даже расширили площадь своих государств-полисов. И уже Персии пришлось ужаться в оковы новых границ.
Современные литературные критики, конечно, хитоны не носят, но подобно древним эллинам также усердно стерегут границы Большой Литературы от посягательств мастеров беллетристики, и адептов фантастики в частности. Причем совершают этот обряд критики-спартиаты по принципу ниппеля: раскаявшегося в юношеском увлечении фантаста Андрея Столярова, видя в нем второго Пелевина, печатают в мейнстримных журналах (хотя писатель из Питера сам давно настаивал на этой индульгенции, денно и нощно дистанцируя свое творчество от жанра фантастики), и в то же время болезненно реагируют на попытки пульп-традиционалистов причислить классиков русской литературы к классикам литературы фантастической - это "Вию"-то, "Вечерам на хуторе близ Диканьки", "Руслане и Людмиле" нет места на одной полке вместе с книгами В.Одоевского, А.Беляева и А.Толстого?! Противостояние, скрытое (творения писателей-фантастов, уточню - произведения фантастические, не публикуют в толстых литературных журналах) и явное (отсутствие фантастики в номинационных списках премий истэблишмента - "Букер" и т.п.), бытовало в нашем Отечестве полвека назад и не разбирает свои редуты и сейчас. Особая группа произведений доводит это размежевание до абсурда: например, копья ломаются по-прежнему рьяно о жанровую идентификацию "Пиковой дамы" А.С.Пушкина.
Ситуация напоминает перетягивание каната двумя равными по силе командами. Тянут потянут - повесть Александра Сергеевича это чистая научная фантастика (см., например: Пухов М. "Тайна "Пиковой дамы" // В мире фантастики: Сб. лит.-критич. статей и очерков. - М.: Молодая гвардия, 1989. - С. 74-79), тянут потянут - "Пиковая дама" это выдающийся образец готической повести русского образца. Нагляднее эту линию конфронтации демонстрируют последние продукты голливудской кинопродукции.
Скорее всего, большая часть русскоязычных зрителей фильмов "Бойцовский клуб" (1999), "Игры разума" (2001), "Тайное окно" (2004) если и знает, кто такой Достоевский, то вряд ли читала или даже слышала о таком творении Федора Михайловича как повесть "Двойник" (1846), имеющую подзаголовок "Приключения господина Голядкина". А между тем, поклонникам массового кинематографа может быть интересен тот факт, что несколько лет назад гражданин мира Роман Полански готовил ее экранизацию и съемки картины даже начались. Впрочем, проект пришлось вскоре закрыть из-за творческих разногласий между режиссером и исполнителем главной роли Джоном Траволтой (любопытный выбор голливудских продюсеров! Они бы еще Арнольда Шварценеггера в Пьера Безухова нарядили!). Впрочем, оставлю этот спойлер для любителей бульварной прессы.
Перечисленные картины являются экранизациями. Допускаю, что зритель-пожиратель масскульта ознакомился с их первоосновами - "Бойцовским клубом" (1996) Чака Паланика, полистал попкорновые киножурналы с пересказом книги (1998) Сильвии Назар "Прекрасный ум" (нелепый перевод английского названия "A Beautiful Mind" как "Игры разума" - на совести российских прокатчиков) о реальной истории гениального математика Джона Нэша, давно полюбил повесть "Тайное окно, тайный сад" (1990) позднего Стивена Кинга. Однако сомнительно, что текст "Двойника" знаком широкому кругу читателей. Кто сейчас у нас читает Достоевского? Американцы-филологи да европейцы-маргиналы.
В отличие от вышедших ранее схожих по теме "Записок сумасшедшего" (1835) другого гения русской литературы Н.В.Гоголя, вещи трагикомичной, процесс восприятия "Двойника" более трудоемок. Представляя собой уже не только цепь комических событий и эскапад в виде истории психической болезни одного маленького человека, записки Достоевского о другом "сумасшедшем" переполнены духовных размышлений и метафизических исканий.
Между тем, повесть классика как нельзя лучше отражает особенности обозначенных книг/фильмов. Дело даже не в "говорящем" названии, прямо отсылающем к богатой на экзерсисы литераторов-демиургов и литературоведческие исследования теме двойничества (кстати, любимый конек упомянутого С.Кинга - различные аспекты реализации этого явления рассмотрены великим и ужасным автором в бестселлерах "Темная половина" (1989), "Мешок с костями" (1998) и др.).
Весьма показательна структура данных произведений. Предлагая читателям поначалу линейное, крайне реалистичное повествование, ближе к финалу они превращаются в конспирологическое действо с его малым джентльменским набором неожиданных сюжетных поворотов, разгаданных парадоксальных тайн и инфернальным флером мистики. И эту тонкую грань между фантазией и обыденностью каждый читатель-зритель пересекает в нужном направлении сам.
Соответственно критики вешают ярлыки на прочитанное/увиденное, исходя из своих убеждений и, пожалуй, элементарного образования.
Давайте вместе перейдем незримую линию раздора, и, оказавшись за фронтиром, минуя жалкие оборонительные рубежи спартанцев-критиков, углубимся в необъятные просторы Дикого Запада наших грез и тревог. Здесь, в стране неуемной фантазии и невозможного вымысла, любые дефиниции смехотворны, а громкие заявления спартиатов подобны легкому пуку в саванне.
Добро пожаловать в мир фантастики - вселенную без границ шаблонов и оков стереотипов!
Ее убивали долго и страшно. Долго и страшно убивали на ее глазах рожденного ею ребенка. Он умер под равнодушные смешки палачей. Она выжила. И осталась человеком. Хотя и была наполовину волчицей…
Это предыстория главной героини романа Ольги Громыко «Верные Враги».
Самой симпатичной чертой творчества этой писательниц является то, что она рисует мир естественным, а не умозрительно созданным по собственным канонам. Есть природа. Есть животный мир. Есть разумные расы, населяющие мир: эльфы, дриады, тролли, вампиры, люди… Все принадлежат этому миру одинаково. В нем есть некоторые естественные, свойственные ему виды энергии, в том числе – магическая энергия, которую можно использовать в мирных – или любых иных – целях так же, как электричество или, например, энергию атомного ядра… если глубоко изучить и овладеть соответстующей техникой. Никаких чудес, а только знания и талант. Этим занимаются ученые маги в своих Академиях, Советах и прочих официальных учреждениях, они готовят смену в соответствующих Школах, старательно выискивают способных учеников и в меру своих сил способствуют процветанию своих народов – именно народов, ибо среди Архимагов есть и люди, и эльфы, и даже дриады. Для просвещения расовых границ нет.
Но они есть у невежества. Потому что стать магом трудно. Надо иметь талант, надо упорно учиться более 10 лет, надо понять цели и законы природы и магии. Надо быть достойным… А вот если случайно найти «выход» магической жилы и овладеть парочкой простых управляющих пассов, можно объявить себя «избранником богов» и стать первым парнем на деревне – она же махонькая, среди сотни мужиков и баб сразу станешь непререкаемым авторитетом! К сожалению, это явление для мира тоже естественно… А что нужно такому «авторитету»? Чтобы в нем никто не смел усомниться. Кто же посмеет? В своей деревне – никто! А за околицей? Там, говорят, ученые маги живут. Ну, и что? Не пущать их в мою деревню!!! Смертным боем бить, ежели сунутся!.. Кто еще? Эльфы? Дриады? Да кто их слушать станет, нечисть они! А уж вампиры эти, жуть несусветная, кровь людскую пьют, точно водяру, смерть им на месте, коли кто увидит! А еще эти оборотни – так то вовсе вурдалаки, адово семья, истребить их всех до седьмого колена, чтобы и на развод не осталось!
Таков этот мир. К сожалению, он очень даже естественен. Очень похож на наш. Заменить эльфов соседним народом – этнической группой, просто племенем с другими обычаями или даже немного отличным цветом кожи или волос, а особенно – с чуть-чуть высшим уровнем развития… И готово. Война заборов. Кровная месть. Выжженное поле соседа. Убитые в избе дети. Изнасилованные и изуродованные девушки. Окровавленные руки, с сознанием выполненного долга умываемые в дворовой бочке… Знакомо. Слишко знакомо. Никуда не ушло. Существует и, хуже того, набирает силу. Это есть – Зло!
Ольга Громыко решительно выступила против Зла. Она создала образ настоящего Человека. Кто же этот человек?
Это женщина. Обыкновенная девушка из деревни. Росла, играла, работала и веселилась, пока не пришла ее пора зрелости. Оказалось, что есть у нее еще одна естественная ипостась – волчья. Ну, и что? Волк – тоже часть природы. Страшновато поначалу, но привыкнуть можно. Она продолжала жить. Влюбилась. Столкнулась с непониманием в любимом человеке – все мы с этим сталкиваемся. Он требовал отказаться от второй ипостаси, от ее естественного состояния – и она не пошла на это. Первое самостоятельное решение, сделавшее из нее Человека. Сколько раз в жизни и в литературе повторялось «любовь слепа!», объявляя это всеобщим оправданием ошибок, глупостей и безумств! А она не ослепла. Да, любила. Да, желала жить с ним и родить от него детей. Да, родила сына! Но не изменила себе. Прозрела. А он – изменил… Забыл ее и о сыне знать не желал. Волчонок, оборотень… Нечисть!
Она не мстила. Жила, радовалась. Растила ребенка. Пока не пришли убийцы. Это были даже не тупые деревенские мужики. Это были ученые маги, кому даже власть над природой не давала достаточного удовлетворения, и они возжелали власти над всеми мирами, власти над жизнью и смертью, чтобы стать выше богов! Есть и такие среди ученых мужей. Это, к сожалению, тоже естественное явление. Мораль не идет в упряжке с просвещением, и если допустить в святая святых науки людей слабых духом – а это постоянно случается – то и атомные станции могут взорваться из-за простой некомпетентности, и отравляющие вещества вырываются в атмосферу, и даже бомба может подчас упасть… а за последствия отвечать некому.
Она выжила. Она запомнила убийц и решила мстить. Она стала непревзойденным бойцом, используя инстинкты и силу второй ипостаси и человеческий ум. Она искала их смерти, этих магов-убийц! Но – только их. Она не возненавидела людей вообще. Она осталась Человеком. И в этот момент встретила другого мужчину. Он тоже стал жертвой убийц. С ним расправились деревенские хулиганы вместе с местными стражниками – как легко оказалось натравить их на могущественного волшебника, обвиненного в преступлениях, для мужиков совершенно чуждых и непонятных! Избили, искалечили, бросили умирать в овраге. Ни у кого в душе не было жалости. Кроме нее.
А ведь она знала, кто он. Знала, что именно он безжалостно охотился на нее с серебряными стрелами и однажды тяжело ранил. Хотя и не знала, что при всей его учености и опыте он – всего лишь жертва обмана, один из тех, кто не устоял перед пресловутой истиной «любовь слепа», влюбился без ума в злодейку и предал себя, а потом страшно за это поплатился. Стал изгоем, проклятым и сохранил в себе лишь одно желание – мстить. А кому? Его убедили, что во всем виноваты оборотни – так истребить их! И он пошел истреблять. Просто так. И это, к сожалению, тоже следует признать естественным в нашем мире выбором. Она спасла его. Выходила. Вылечила. Приютила в своем «логове» и его, и его глупого осиротевшего приемыша-ученика. И когда убийцы снова пришли, сумела защитить. Хотя им обоим – троим, если считать и мальчишку – это стоило крыши над головой в суровую снежную зиму. И в дальнейший путь они отправились уже вместе...
Проблема положительного героя в современной литературе сталкивается с проблемой отражения реальных общественных тенденций, а они в настоящее время не слишком привлекательны. На первый план выбираются как раз те, кто допускает нравственные компромиссы, «принятые в обществе». Например, потребительское отношение к сексу (о любви пока забудем, надо быстрее) или реклама в торговле (надо продать, деньги должны вертеться, а то производство остановится). Ни то, ни другое, не считается теперь аморальным. Более того, даже война (например, в Ираке или в Чечне) превратилась в дело справедливое и полезное: они представляют угрозу, их надо уничтожить! Ни у кого это не вызывает сомнения. Поэтому и в фантастике выделяются герои-десантники, герои-спецназовцы, герои-победители целых армий.
Но героиня Ольги Громыко – самый сильный из современных литературных героев. Потому что она сумела победить себя. Отказаться от ненависти. И более того – собственным примером научила этому другого. Понемногу с него стала сходить кора обозленного изгнанника, и вернулся-таки к нему разум, а вместе с разумом – и талант, и могущество, и волшебная сила. Благодаря ей, он снова стал человеком. И глупый ученик потихоньку стал походить на человека. И даже встреченный в пути молодой дракон – легкомысленный и эгоистичный – тоже. И Мать-дриада, что когда-то стала ее другом, встретила ее с радостью, хотя сама была уже мертва – с Архимагами, оказывается, все не так просто, их даже убить мало! И непримиримые к оборотням – отчего бы это? – гордые эльфы не пожелали видеть в ней врага. И даже чудесный артефакт, друидами зачарованный меч, распознающий нечисть на расстоянии, признал в ней человека!
Человек – непобедим, если он – Человек, говорит нам писательница. И какая разница, что в бой со злодеями-магами и злодеями-оборотнями выступают армии дриад, эльфов, троллей и гномов! Людей-то как раз среди них мало. Но теперь-то читатели видят ясно: все эти разные расы – они и есть люди! Просто люди, и все. И это та истина, которую донесла до нас Ольга Громыко, автор замечательного романа «Верные Враги». А героиня снова ушла. У возрожденного мага – своя жизнь, а у нее – своя. Надо опять родить, надо построить новое логово, снова трудиться и опять вырастить сына. И защитить его. Пожелаем же ей удачи!
Послано - 03 Апр 2006 : 18:02:03
№ 7 Большие проблемы мелких богов
Если природа-матушка не обделила вас фантазией, вам не составит большого труда закрыть глаза и вообразить, что вы – бог… Или даже Бог… Или еще лучше – Великий Бог! Целый народ поклоняется Вам от мала до велика, у Вас есть своя Религия, есть свои Пророки и Мученики, есть тысячи Верующих, возводящих во славу Вас величественные Храмы и Статуи, есть даже Святая Инквизиция, ревностно блюдущая Предписанные Вами Каноны. Во славу Вас поют Священные Гимны и устраивают Священные Войны, с именем Вашим на устах падают ниц Жрецы и гибнут Воины…
Так какого ж черта ты ползешь по пустыне, выбиваясь из сил, в облике избитой одноглазой черепашки, Великий Ом? Почему не паришь в небе гигантским орлом? Почему не топчешь в облике могучего быка этот проклятый, трижды проклятый песок?! Почему сил твоих, прежде казавшихся безмерными, хватило лишь на превращение в одно из самых жалких и беззащитных созданий этого мира? Чтобы это выяснить, непременно нужно добраться до вон того далекого города и разобраться с живущими там верующими, совсем, похоже, от рук отбившимися. Задачка не из простых, но для бога (пусть и заключенного в слабом неловком теле) нет невыполнимых задач. И вот ты, рискуя жизнью, сумел перебраться за высокие стены… Эй, верующие, ау! Где же вы?!
Боги существуют сами по себе, они вокруг нас и их великое множество. Они питаются верой. Вера дает им силу и физическое воплощение в реальности. Пока в них кто-то верит – они воистину Боги… но что прикажете делать, если Храмы есть, Гимны поют, и даже Священные Войны – вот они, пожалуйста! А Веры… нет ее, куда ни сунь свой поцарапанный черепаший нос. Нет, и все! Есть только Система, отлаженный механизм власти, пусть громоздкий, зато самодостаточный и проверенный временем. И что с того, что Бог, положивший основу для создания всего этого механизма, теперь из него выпал? Да просто Системе он стал не нужен – вот и все. Система прекрасно чувствует себя и без Истинной Веры. Прощай, Великий Ом, ты свое уже отыграл! И дорога тебе – обратно к Малым Богам, потерявшим своих последователей, возможно, из-за твоих же собственных интриг в прошлом.
Отыграл?! Нет! Не может быть! Ведь один Верующий у тебя еще есть! Пусть он патологически добр и честен, пусть при этом он вовсе не так глуп, как о нем думают окружающие (это сочетается? увы!). Главное – он в тебя Верит. Искренне и бескорыстно. И даже если ты для него больше не непререкаемый авторитет, если ему не нравится твой характер, если близкое знакомство с тобой благоговение в его душе переплавляет в разочарование… все равно он ТВОЙ! Верующий! Единственный и неповторимый! Последняя надежда павшего Бога…
В отличие от большинства книг серии «Плоский мир», «Мелкие боги» не относится к какому-либо из подциклов. Вещь цельная, полностью законченная, при этом – органично вписывающаяся в общую атмосферу серии. Терри Пратчетт неподражаем и неподражаем его Плоский Мир. Кто сказал «юмористическая фэнтези»? Опомнитесь, о невзыскательнейшие из читателей! Присмотритесь внимательнее и вам откроется простая истина: Пратчетт не укладывается в рамки означенного подвида. Ирония и юмор его неизбывны – факт, и чтение его книг неизменно располагает к веселью. Но! Он построил собственный мир, удивительно многообразный, яркий и живой. Немножко пародийный? Пусть так. И все же это не пародия, как таковая. Скорее мастерски выполненный гротеск, ювелирно обрамляющий оригинальный сюжет и глубокие, нередко философские мысли. Можно найти в его текстах и исторические аналогии, и рассуждения «на злобу дня». Чего стоит хотя бы пример омнианства из «Мелких богов» - теократического государства, один из философско-религиозных постулатов которого утверждает: земля – есть сфера, она круглая и вращается вокруг Солнца… при том, что мир, где происходит действие, на самом деле плоский, покоится на спинах слонов, которые в свою очередь стоят на панцире великой космической Черепахи.
Да, у Терри Пратчетта есть о чем задуматься. А то и оборвать собственный смех сакраментальным вопросом: «Над кем смеетесь, уважаемые? Над собой же смеетесь!»
Впрочем, читая «Мелких богов», думать приходится куда чаще, чем смеяться. При всем желании очень непросто отнести эту вещь к «легкому необременительному чтиву». Проблема выбора между слепой верой и верой истинной; проблема сильной личности, для которой цель является оправданием любых прилагаемых для ее достижения средств; проблема ключевой роли одного человека в истории; проблема гениальности и ее признания… И ведь это далеко не полный список того, о чем довелось поразмышлять в процессе чтения. А читалось при всем при том столь увлекательно и занимательно, что оставалось только диву даваться, млеть от удовольствия и со вздохом сожаления перелистывать последнюю страницу закончившегося романа.
Отдельное слово о героях. О персонажах, которые на протяжении книги не остаются неизменными, которые упрямо не желают пребывать в стазисе, которые развиваются, переосмысливают себя и окружающий мир… если к тому у них есть реальные предпосылки. Главный герой, послушник Брута, к концу повествования очень мало напоминает себя же в начале оного. И отношение к нему читателя тоже меняется по мере того как формируется личность юноши, как из робкого исполнителя чужой воли вырастает человек, способный самостоятельно разрешать встающие перед ним морально-этические проблемы, отличать добро от зла и брать на себя ответственность за собственные решения. Последовательно и рельефно прописанный образ – выше всяких похвал! Не менее рельефен и противопоставленный главному герою Ворбис – целеустремленный, сильный, безжалостный, способный, кажется, перевернуть весь мир ради того, что он сам считает правильным… но при этом – замкнутый на своих идеалах, пребывающий в тупике собственных догм. Поговорим о слепом эфебе Дидактилосе? Или о его ученике Урне? Или о самом Оме? Или… предоставим читателю самому насладиться этими и другими замечательными персонажами, каждый из которых – самостоятельный, отличный от других образ и характер.
Итак, что мы имеем? А имеем мы серьезную, умную книгу с отлично прописанными героями, нетривиальным сюжетом и отменным юмором… Сомневаетесь? Правильно делаете! Ни в коем случае не верьте на слово «рецензентам» вроде меня, а лучше возьмите «Мелких богов» и попытайтесь опровергнуть все вышенаписанное… если по окончании книги такое желание у вас еще останется.
Отредактировано - Координатор on 03 Apr 2006 18:04:53
Эта книга серьёзно отличается от всех предыдущих книг автора – в ней не так ярко поднимаются сложные морально-этические и социальные проблемы, в ней не подаётся идея идеального общества (автор ясно даёт понять, что Элианская Империя по его мнению далеко не совершенна, но в том мире другого такого государства нет). «Бремя Императора» представляет собой образец классической фэнтези с миром меча и магии, эльфами, орками, героями. Правда, внешний вид и образ жизни «урук-хаев» очень сильно отличается от канонического. Что явно выделяет книгу, так это тот факт, что автор, используя традиционные детали, сумел изобразить полностью самобытный, живой, интересный мир, сумел показать события с несколько иной точки зрения.
С чего же начинается книга? Как ни банально, с приезда героя в метрополию из колонии. Затем количество героев довольно резко увеличивается и начинается само действие. Но чтобы понять «Бремя Императора», надо выяснить, почему книга называется именно так, а не, к примеру, «Пятеро Достойных» А вот почему: основная мысль книги состоит в том, что если есть в мире государство, в котором живётся действительно хорошо, его обязательно постараются уничтожить и внешние и внутренние враги, не обращая внимания на то, что простому народу живётся в данном государстве действительно лучше. В книге таким государством является Элианская Империя. Огромная страна с сильной армией, мощнейшей экономикой, либеральнейшими законами (аристократа казнят за убийство простолюдина, рабство запрещено и т.д.). В империи нет нищеты, бедных кормят в трактирах за счёт императора (привет Максу Фраю). В общем, все живут просто великолепно. Особенно, если сравнить с другими государствами мира – Карвеном, страной религиозных фанатиков, Нартагалем, оплотом работорговли и Даркааном, просто слабой, всем подчиняющейся страной. А в чём причина? Эльтеррус даёт простой ответ – в правильном управлении. Страной управляет император, личность которого никому не известна. Он – сильный маг, хотя до наследования престола магом может и не быть. Он не имеет право жить на одном месте, он всегда заботится о стране, он скрывает лицо за туманной маской. Не правда ли, отличный правитель, вся жизнь которого посвящена его стране. При таком раскладе императором может быть любой встречный. Служат императору рыцари престола – Эльдары (что я говорил о штампах и банальностях?). Они также маги, скрываются за туманной маской, вся их жизнь также посвящена империи. Оплотом Элиана служит боевое братство. О нём немного поподробней, поскольку оно играет достаточно важную роль в романе.
Боевое братство – организация мастеров боя, способных справится с десятком, а то и больше простых воинов. Зовутся они – горные мастера, делятся на ранги, определяемые по цвету шнурка. Серый шнурок – ученик, чёрный – младший мастер. Белый определяет владельца как старшего мастера, прозрачный очень редок и принадлежит лучшим бойцам – мастерам-невидимкам. Братство предано Империи и Императору, горные мастера почитаются за самых лучших бойцов в мире. Вот тут есть небольшое несоответствие – автор сначала описывает мастеров как почти непобедимых, а потом появляются три военные организации, воины которых могут побороться с горными мастерами на равных. Разумеется, в описании боевых приёмов не могли не проявится так любимые автором в этой книге штампы. Тот же широко известный «пьяный» стиль боя, магические мечи, подчиняющиеся исключительно владельцу, страшные тренировки. Братство охватывает всю жизнь империи, горные мастера имеют право выносить приговор на месте, а затем и приводить его в исполнение.
Фэнтези без магии – это не фэнтези, но в этой книге автор решил особо не углубляться в перипетии магических поединков, не выстраивал каких-либо сложных магических систем. Единственным более-менее объяснённым аспектом магии являются пять первозданных сил: Свет, Тьма, Мудрость, Ярость и Жизнь. Они выбирают себе воплощения, могут действовать сообща. Ведущим, однако, в такой группе является не Тьма, но Свет.
Теперь немного о сюжете. Постараюсь обойтись без спойлеров. Что мне НЕ понравилось, так это то, что практически половина глав книги рассказывает о том как друг друга обрели Пятеро и Семеро. Что-то вроде собирания отряда, но растянутого на всю книгу. А так... Бои интересны, но как-то однообразны. Горные мастера практически всегда побеждают своих противников. А вот в конце книги подробностей не мешало бы сделать и побольше, небольшие описания сражений, смерти Эльдаров не цепляют, а должны бы. Толика детективной интриги, несомненно, присутствует – рассказывая о заговоре, автор называет его основоположника просто «аристократ». Какие-то догадки есть, но доказательств не даётся.
Если говорить о сюжете, нельзя забыть основную идею книги – любая власть должна быть не привилегией, но бременем. Основными героями для её выражения служат не Пятеро, а император Маран. Он стар, он устал, он хочет спокойно жить со своей женой, но вместо этого он трудится на благо народа, не бывает дома месяцами… Полностью понятно, что император не испытывает к своему предшественнику тёплых чувств. Его окружение также не в восторге от власти и страшной ответственности – когда скромному архивариусу было сказано, что он скоро займёт пост первосвященника Церкви, он далеко не обрадовался, но решил, что если придётся, будет тянуть, работать, поскольку некому больше. Идеи понятны, идеи не очень навязчивы, идеи заставляют задуматься. А что ещё для счастья надо?
Теперь немного о героях. Главные герои показались мне несколько схематичными, особенно это касается Энета и Санти. Они не выглядят действительно живыми существами, со своими мыслями, чувствами, мечтами. Горец, орк и эльф прописаны глубже, особенно Лек. Он молод, храбр, умён, но вместе с тем отчаянно наивен. Что-то мне подсказывает, что в продолжениях автор будет показывать изменения, происходящие под воздействием нежданно-негаданно свалившейся на плечи героев (особенно Сантиара) силы и ответственности. Это если продолжения будут. Побочные персонажи, напротив, показаны ярко, чётко, у некоторых есть свои «скелеты в шкафу», даже главный злодей не лишён обаяния. По крайней мере, ему больно из-за некоторых своих действий, которые он вынужден совершать, чтобы достичь цели.
Итак, подведём итог. «Бремя Императора» Иара Эльтерруса невозможно отнести к категории «просто хорошая фэнтези». Книги подобного типа нравятся большинству людей, любящих жанр фэнтези. А вот относительно «Бремени» я бы такого не сказал: чтобы эта книга понравилась, человек должен оценить как сюжет, персонажей и атмосферу книги, так и смысловую наполненность. Естественно, тут больше мест, где можно споткнуться, и впечатление от книги будет подпорчено. Вот кому я бы это книгу рекомендовал безоговорочно, так это людям, читавшим другие произведения автора. В романе у них есть возможность заново оценить идеи Эльтерруса, сравнить их с идеями других книг, особенно с Серебряным Ветром. Но и чтобы не слишком отпугивать не оценивших книги про Аарн, скажу, что «Бремя Императора» - это не фэнтезийный вариант «Отзвуков», книга менее радикальна, более направлена не на выражение мыслей писателя по какому-либо поводу, а на само повествование. Да и некоторые аспекты, возмутившие многих в книгах «Мы – были!» и «Мы – есть!» в данной книге опущены или сглажены. Насколько, судить не мне, а другим читателям.