- Это ты мне говоришь? – возмутился Экз-ох, бросив взгляд в сторону, где лежали три расколотых каменных глыбы. Антенны на его голове затрепетали. – Ты же расколол две, а я всего одну!
- Как бы там ни было, - щелкнул жвалами Акч-ин, - а больше нельзя. Сам знаешь – если нам в этот раз дисциплину не зачтут – выпрут из универа в два счета!
- Тогда хватит болтать, - Экз-ох опустил на место еще одну глыбу. – Не отвлекайся!
Солнце падало за горизонт, глыбы опускались друг на друга, цепочка ожидающих своей очереди камней быстро сокращалась.
- Интересно, как там Онк-гу и Теп-ра? – снова заговорил Акч-ин. – Куда их забросили – на северный остров?
- Нет, - помотал головой Экз-ох. – На северном острове сдают перваши – Лое-на и Миу-ен. Интересно, чего они там настроят? А Онк-гу и Теп-ра – в западном полушарии, на южном континенте.
- Не повезло нам, что мы с ними на одной планете сессию сдаем. Они же отличники, бледно мы будем выглядеть на их фоне…
- Еще посмотрим, - фыркнул Экз-ох. – Мы тоже не из икры родились…
Наконец, последняя глыба, освещенная лучами заходящего солнца, опустилась поверх своих товарок, и в то же мгновение Акч-ин щелкнул кнопкой хронометра.
- Успели! – воскликнул он, и от радости несколько раз скрипнул надкрыльями.
- Ага, - облегченно выдохнул Экз-ох. – Башка только болит – давно так мозги не напрягал. Еще бы, столько времени камни в воздухе удерживать. Теперь подождем, что скажет мастер…
…Ждать пришлось до утра. Только когда солнце выглянуло из-за горизонта, взвихрилась пыль, и из воронки телепорта шагнул мастер Апер-тии. Следом за ним на песок ступили две пары студентов – Онк-гу и Теп-ра, и Лое-на с Миу-еном. Вид у последних был понурый.
- Так, что тут у нас, - забормотал мастер, коротко скрежетнув хелицерами в ответ на почтительное трепетание антенн Экз-оха и Акч-ина.
Расправив прозрачно-слюдяные крылья, мастер неторопливо облетел весь комплекс построек, возведенных парой студентов. Потом вернулся к группе, и опустился на песок.
- Интересненько, - сказал Апер-тии, задумчиво шевеля антеннами. – Вроде бы неплохо – видна комплексная идея, найдено интересное решение. Размерность соблюдена… Вот только чего у них форма-то разная? Одни ступенчатые, другие – нет…
- Мы постарались реализовать весь комплекс вариантов, показать, что пирамида – не застывшая, а допускающая немалую свободу решений форма, - заговорил Экз-ох. – Эти варианты показывают, кроме того, и эволюцию формы пирамиды.
- Угу, - пробормотал мастер. – А полости-то, полости внутри зачем?
- Да, у нас было задание построить монолитный объект, - смущенно заговорил Акч-ин, - но мы подумали, что было бы неплохо, если бы наши постройки могли использоваться…
- Использоваться? Каким образом? – удивился мастер.
- Видите ли, мастер… Вам же известно, что на этой планете есть разумные… Если их можно так назвать, конечно. Так вот, у разумных, что проживают в этой местности, есть забавный обычай засушивать своих умерших, и погребать их в большой долине, в камерах, которые высекаются в скале.
- Разумные, - щелкнул жвалами мастер. – Какие же они разумные? Столько усилий впустую…
- Вот мы и решили – пусть сохраняют своих мертвых в наших пирамидах, - закончил Акч-ин.
Мастер поскреб одну из пластин головогруди когтем. Хитин противно скрипнул.
- А ведь полости в пирамидах маленькие – в них много не поместится, - сказал он и испытующе посмотрел на студентов.
Экз-ох толкнул друга, пробормотав: «Я же тебе говорил!»
- Ну-у, - протянул Акч-ин, лихорадочно соображая, - а там знать будут хоронить! Царей всяких…
- Царей? – снова задумался мастер. Потом махнул лапкой:
- Ладно, выкрутились. Давайте зачетки. Обоим – «хорошо».
- Ур-ра! – завопили Акч-ин и Экз-ох. Отличники Онк-гу и Теп-ра смотрели на них чуть снисходительно, зато в фасетчатых глазках Лое-на и Миу-ена светилась нескрываемая зависть.
…Убирая зачетную книжку в сумку, Акч-ин спросил:
- А можно посмотреть, как другие справились?
- Можно, - сказал мастер, и вынул голографический проектор.
- Это Онк-гу и Теп-ра наваяли, - сказал он, показывая первую серию объемных снимков.
- О-о, - восхищенно выдохнул Экз-ох. – Здорово…
На снимках были изображены массивные здания в виде ступенчатых пирамид – пусть и не такие высокие, как творения Экз-оха и Акч-ина, но более прихотливые. Разветвленная сеть подземелий и внутренних помещений тоже производила впечатление.
- Вот как надо было внутренние полости организовать, - прошептал Экз-ох. – Надо запомнить…
- Это, несомненно, на «отлично», - заключил мастер. Потом щелкнул кнопкой, запуская вторую серию снимков, на которых было запечатлено строение, выполненное Лое-на и Миу-еном. – А вот это – «неуд»!
При взгляде на снимок Экз-ох и Акч-ин не смогли удержаться от смеха – сооружение из косо поставленных каменных глыб выглядело забавно.
- Даже круговой план толком не соблюли, - кипел мастер. – А глыбы, вы гляньте на глыбы! Все криво, камень неотесан, перекрытия бессистемные…
- Вы не понимаете ничего! – пискнул Лое-на. – Это авангардизм!
- Авангардизм? – мастер щелкнул студента когтем промеж фасеток. – Я тебе покажу авангардизм! Тоже мне, революционер от искусства выискался! Сначала камень отесывать научись! Где в следующем году экзамен будет – если вы до него доучитесь, конечно же?
- На Дзете Скорпиона, - угрюмо, не поднимая фасеток, пробормотал Миу-ен.
- Отлично! Вот там вы у меня попляшете, авангардисты…, - посулил мастер. – Все, пора отправляться!
Рядом возникла воронка телепорта, который должен был вернуть студентов-строителей и мастера на родную планету.
- Интересно, - задумчиво проговорил Экз-ох, остановившись перед телепортом и оглядываясь на воздвигнутые пирамиды, - что местные потом об этом скажут? Наверное, и не вспомнят о нас…
- Конечно, не вспомнят, - пощелкал жвалами Акч-ин. – Как обычно – припишут себе. Что, редко такое бывало? Да и ладно – подумаешь, велика беда! Главное – экзамен мы сдали!
- И то верно! – рассмеялся Экз-ох, и шагнул в воронку телепорта вслед за Акч-ином.
А за их спинами в долине реки, которой уже дали имя Нил, высились громады пирамид, которые через много лет будут названы египетскими.