Послано - 19 Янв 2009 : 02:09:18
Доброго времени суток! Написана первая глава моего романа. Всвязи с этим хотелось бы послушать мнения и замечания, особенно связанные со стилем написания и читаемостью текста. конструктивную критику- в студию!
Название пока отсутствует ввиду множества вариантов и разбегания мыслей.
Светозар бежал вдоль берега небольшого озера. Гибкий как дикий зверь, он не оставлял за собой следов на сочной береговой растительности. Примятая сапогом из мягкой кожи трава сама поднималась, отзываясь на тайное слово. Каштановыми, с бронзовым отливом, волосами, подвязанными узорчатой тесьмой, свободно играл ветер. Глаза цвета июльской зелени, глубокие и одновременно мягкие, полные внутренней силы, смотрели из под дуг бровей на полную жизни красоту летнего луга. Лёгкий прохладный ветерок приятно щекотал разгорячённое тело, смуглое Как молвил однажды старый Мировид, бег помогает не только тело закалить, но и волю укрепить. Было это ещё шесть лет назад, на вечёрке возле лесного ручейка. Третий день, от зари до ухода Даждьбога за край земли ходили они по местам заветным, заповедным, собирали травы и коренья лечебные. На ночь нынче остановились под огромным ясенем, казалось, задевавшим сами облака. Скрытый текст
Мальчик, что раскладывал сбор по пучкам и пытался подвязать их вместе, умостился на выпиравшем из земли корне. Справа горел небольшой костер. Старый волхв сел напротив и показывать стал ему оплошности. -Чтож они кучерявые какие у тебя выходят? Не спеши ты их обвязывать, сперва выровняй да выглади! Пыхтит Светозар, клянет руки свои, да только всё одно выходят не опрятные связочки, а метёлки, что банные веники. -Терпенья не хватает тебе. - речет старый волхв –Ум и силу свою обуздать надо. Ато покоя не дают они. Вертишься как на сковороде уж, куда деть себя не знаешь. Посмотрел на огонь, помолчал. -Надо выход силе дать, а уж ум тогда и сам и волю с терпеньем породит. Вот коль будешь по утру хоть по часу бегать, то и толку больше станет… С той поры что ни утро, то поднимался он чуть свет и мерил дорожки-тропы лесные.
Уже показался Даждьбог на своей золотой колеснице, когда Светозар вышел на опушку леса. День начинался прекрасный. По темно-синему, как холодный омут на реке, небу ветер-Стрибог нёс редкие облака. Тонкой кисеёй пролетали они, изредка сцепляясь друг с другом, как будто любимые, что уж вечность вместе, а все никак не налюбятся, и не состарятся. Изумрудная трава ложилась под ноги, где-то недалеко в ней сновали перепёлки. В небе пел жаворонок. Светозар всем телом вдыхал силу природы, щедро разлитую благодатным кресенем, даром, что первый летний месяц только-только вступил в свои права. Скоро будет торжище, а значит и гулянья, и кулачные бои, и оружные поединки. Хоть и юн был ученик волхва, в неполные восемнадцать лет был он статен и быстр в движении. Не многие погодки могли в кулачном бою выстоять, а побороть его только Вышко мог. Сам Ярополк, десятник Новгородской дружины, по просьбе Мировида обучал его. Хоть и ворчал наставник, что не гоже за зря силы тратить, во время гуляний он с удовольствием сам приходил посмотреть на поединки парней. Но сейчас думал Светозар не о торжище, а о волхве. Многому успел обучить он, да много больше осталось. Вот и сейчас почувствовал он, что зовёт его Мировид, и поспешил домой.
В добротно срубленной избе, где под потолком сохли пучки лечебных трав, готовил еду седой могучий дед. Хоть и стукнуло ему больше века, немногие вои могли с ним силой и ловкостью помериться. Волхв мысленно коснулся своего ученика, и тот заспешил домой. Мысли вдруг вернулись к тому страшному дню… Он вышел из леса на сильный запах гари. Небольшое село рыбаков, где Мировид хотел переночевать, было сожжено. Дотла. Поваленный тын, который и нужен то был, чтобы куры далеко не разбегались, не смог уберечь от буйной ярости супротивников. Защитники встретили ворога у дороги. Там и остались. Земля хлюпала под ногами, кровь смешалась с пылью. Повсюду лежали изрезанные тела, над которыми успели поглумиться победители. Среди углей домов лежали обгорелые кости. Женщины, дети, скот. Запах горелого мяса, чадный дым, поднимающийся от того, что когда-то называлось домами. Мировид шёл по посёлку, понимая- живых здесь нет. Везде только чёрное Морово дыханье. Вот лежит Волчек - лучший охотник и рыболов. К столбу привязан Белогор, здешний староста. На волхва глядели стеклянные глаза без век, по которым уже ползали толстые зелёные мухи. Отрезанные уши, вырванная печень. В груди поселилась боль, когда он отходил от старого друга. Всех ему не похоронить, просто не хватит сил… Такое непотребство могли сделать только кочевники. Но откуда взялись они так далеко на севере? Покидая посёлок, он почувствовал рядом живого. В канаве лежал мальчонка лет шести. Он почти не дышал, на груди отпечатался сапог. Оказавшись на руках, всхлипнул и забылся.
-Ничего, ничего, потерпи, малыш… Всё будет хорошо… -волхв утирал разбитое лицо тряпицей, смоченной в душистом отваре. Он воззвал к Сварогу, и когда живой, солнечный огонь из сердца пошел по рукам, стал скреплять разбитые кости, соединять порванные жилы, восстанавливать отбитые внутренности. После этого сил осталось немного. В наспех сооружённом шалаше он уложил мальчика, а сам привалился к дереву спиной. В неровном свете небольшого костра были видны глаза, полные горечи. Тогда Мировид был на двенадцать лет моложе, но до сей поры помнит, помнит…
1. У целом... Написана первая глава РОМАНА. Название отсутствует - бог с ним. Важнее другое: присутствует ли план этого романа? Определили ли вы для себя, что пишете именно роман? Знаете ли, что хотите сказать читателю этим романом, какие вопросы затронуть, какие проблемы поднять? Знаете ли уже хотя бы приблизительно основные сюжетные линии? Знаете ли уже хотя бы приблизительно чем роман закончится?
2. По тексту... Рассмотрим первый абзац для примера: Начинаете с описания персонажа. Вот бежит паренёк, вот указывается первый его «параметр»: он «гибкий, как дикий зверь»… дальше – хватаете читателя за вихры и пригибаете к траве, которая «сама поднималась, отзываясь на тайное слово»… и, прежде чем читатель успел осознать смысл увиденного, вы уже бедолагу энергично тычете носом в волосы персонажа, в его глаза, в красоту луга, в волхва-наставника… и далее по списку. То есть, имеет место неровность текста, вы пытаетесь описывать одновременно ВСЁ: внешность героя, его способности, его одежду, окружающий мир, учителя героя, некие действия… получается сумбур. Такой, что приходится перечитывать абзац второй раз, дабы вникнуть в суть. А потом ещё третий, чтобы понять: что не так-то, собственно? Из-за чего, собственно, диссонанс возникает?
«Глаза цвета июльской зелени, глубокие и одновременно мягкие…» Представьте себе мороженое, холодное и одновременно шоколадное. И подумайте, стоит ли использовать такие связки прилагательных. «Лёгкий прохладный ветерок приятно щекотал разгорячённое тело, смуглое Как молвил…» Перечитывайте то, что написано, прежде чем демонстрировать это окружающим. Тогда над вами будут меньше смеяться, я вас уверяю. «Было это ещё шесть лет назад, на вечёрке возле лесного ручейка.» Шесть лет назад? Шесть лет назад на вечёрке? На вечёрке возле ручейка? Тут явно что-то лишнее, что не даёт правильно акцент определить. Подозреваю, лишний здесь ручеёк. «Мальчик, что раскладывал сбор по пучкам и пытался подвязать их вместе, умостился на выпиравшем из земли корне.» Представляется так: не прекращая напряжённой работы, мальчик устроился на корне дерева. Тогда как, наверное, подразумевалось: а.) Мальчик умостился на выпиравшем из земли корне. б.) Он раскладывал сбор по пучкам и пытался подвязать их вместе. Не усложняйте там, где это не нужно. И следите за смыслообразованиями вроде «…раскладывал сбор по пучкам и пытался подвязать их вместе…» Перефразируйте их аккуратно и безжалостно. «Старый волхв сел напротив и показывать стал ему оплошности.» Конечно, что три плюс два, что два плюс три – оно нам без разницы. И всё-таки, не плодите изысков там, где это не нужно. Лишнее оно здесь, поверьте.
Опять же, чтобы удачно стилизовать текст «под старину», нужно быть очень хорошо в теме и УМЕТЬ такие стилизации делать. Избегая слов и словосочетаний, которые однозначно в замысел не вписываются. Например, «береговой растительности».
Это то, что навскидку всплыло буквально по нескольким первым предложениям текста. Подожду, что вы ответите на вопросы п.1, потом резюмирую.
Чтобы одно очистить нужно другое запачкать... Но можно запачкать все, ничего не очистив...
Послано - 25 Янв 2009 : 15:08:57
Eki-Ra Во-первых, спасибо за рецензию. По первому пункту по порядку: к сожалению, плана всего произведения нет, есть план начала. Поднимаемые вопросы и проблеммы, что будут поставлены, обдуманы. Непроработаны сюжетные линии и второстепенные герои, неизвестен конец. Вот как-то так...
Послано - 27 Янв 2009 : 12:43:03
Ake/|/|a Скажем прямо, это была не рецензия, а только лишь некоторое количество замечаний по небольшому кусочку текста.
Что плана нет - плохо. По личному опыту: кривая дорожка сюжета, не продуманного заранее, может вывести куда угодно, только не к стройному финалу.
Вообще, такое ощущение возникло при чтении "первой главы", что вы пытаетесь "пробежать" вступление, чтобы побыстрее добраться до некоего действия, которое вам будет писать ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНО. Таким образом в 5 тыщ знаков оказались втиснуты эпизод с пробежкой главгероя, его воспоминание про эпизод шестилетней давности, немножко "введения в реальность" (мысли о природе, городе, неких связанных с ГГ людях), волхв в доме, воспоминания волхва как он нашёл ГГ... (переход, кстати, от героя к волхву такой резкий, что я не сразу сообразил кто из них вспоминает про сгоревшую деревню) Вы уверены, что хотите писать именно РОМАН? Эдаким кавалерийским галопом...
Но самое слабое звено текста, повторюсь, стилизация "под старину". Вы пытаетесь создать её, а.) используя устаревшие понятия, б.) переставляя слова в словосочетаниях с более привычного звучания на менее привычное. Между тем, органичная стилизация текста - это уже достаточно высокий уровень писательского мастерства. Прежде чем со словами игру начинать, хорошо бы сперва правила этой игры выучить и аккуратно им следовать. Почитайте, скажем, ту же Марию Семёнову. Хороший пример хорошей стилизации.
Чтобы одно очистить нужно другое запачкать... Но можно запачкать все, ничего не очистив...