Послано - 03 Апр 2009 : 23:38:00
Предлагаю вашему вниманию свою первую пробу пера в жанре абсурда.
Скрытый текст
Последнее время меня сильно заинтересовал жанр абсурда. Хотя бы потому, что, как я с удивлением обнаружила, короткой абсурдистской пьеской можно иногда сказать гораздо больше, чем долгими и логичными обсуждениями, копаниями, формулировками и т.д. Абсурд очень много, очень ярко и очень метко знает о человеческой жизни! Надо вот только хорошо им владеть, что, как мне кажется, не так-то просто, в отличие от более менее классических способов выражения мысли.
Предлагаю свою пробу пера в этом жанре. К сожалению, если не читать «Братьев Карамазовых» или хотя бы не смотреть экранизацию этого романа, то предлагаемая пьеса будет не понятна.
Вообще в этой пьесе мне хотелось отразить несколько простых идей. Первая это то, что очень часто люди, придерживающиеся противоположных взглядов и демонстрирующие совершенно разные вкусы, иногда на самом деле склонны к одному и тому же. Причем далеко не возвышенному и далеко не благородному, как им казалось (или как действительно было?) вначале. И потом, что бывает буквально при каждом разговоре, каждый день, с каждым из нас. Мы произносим слова. Слушаем собеседника. Видим один подтекст диалога, а на самом деле он совсем другой. Мы вдруг обнаруживаем новый подтекст, но никогда нет гарантии, что мы поняли все правильно, что мы поняли именно то, что нам хотели сказать... Особенно это все характерно для форумных споров, где каждый волей и неволей, но слушает прежде всего себя.
Ну и, наконец, аллегориями можно ведь так много всего сказать!
Карамазовы.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ ВТОРОЙ ЗРИТЕЛЬ ТРЕТИЙ ЗРИТЕЛЬ МУЖЧИНА ДЕВОЧКА ПЕРВЫЙ БРАТ ВТОРОЙ БРАТ Тот, кто приносит пиво, зрители на сцене
Сцена разделена пополам толстой белой пунктирной линией, смотрящей в зал. В правой половине сцены в несколько рядов расставлено 10-15 стульев, которые все заняты ЗРИТЕЛЯМИ. Справа на сцене одна дверь. В первом ряду сидят ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ, ВТОРОЙ ЗРИТЕЛЬ, ТРЕТИЙ ЗРИТЕЛЬ. В левой половине сцены, около линии, - массивный стол и стул. За столом сидит МУЖЧИНА. Перед ним на столе несколько скомканных масляных бумажек, большая кружка пива и несколько больших копченых рыбин. МУЖЧИНА ест рыбу и запивает пивом. Под столом мусор. Слева на сцене одна дверь.
Скрытый текст
Дверь слева открывается. Вбегает ДЕВОЧКА. На ней кружевное пышное светлое платьице. В одной руке воздушный шарик на блестящей бечевке. В другой руке очень большой вафельный рожок с пятью разноцветными шариками мороженого.
ДЕВОЧКА Я так люблю мороженое!
МУЖЧИНА (ест, не замечает ДЕВОЧКУ)
ДЕВОЧКА Мороженое — это самое прекрасное, что есть на свете! МУЖЧИНА Ммм? ДЕВОЧКА На, попробуй же! (весело смеясь, сует мороженое под нос МУЖЧИНЕ) МУЖЧИНА (отшатнувшись и закрываясь рыбой, которую держит за хвост) Что это еще? ДЕВОЧКА Мороженое! МУЖЧИНА Не балуйся. ДЕВОЧКА Ну попро-о-о-обуй! МУЖЧИНА Иди, иди , поиграй в другом месте. ДЕВОЧКА Попробуй, это же так вкусно! Пожалуйста, ну пожа-а-а-алуйста... МУЖЧИНА Да не ем я мороженого. ДЕВОЧКА Как?... МУЖЧИНА Да не люблю я его. ДЕВОЧКА Да ты только попробуй, хоть капелюшечку! Вот честное слово, оно тебе понравится, ну попро-о-о-обуй, попро-о-о-обуй... МУЖЧИНА Я же сказал, иди играть в другом месте (отпивает глоток пива) ДЕВОЧКА (молчит некоторое время) Твоя рыба воняет! МУЖЧИНА Сколько раз я тебе говорил, не говорить плохо о чужой еде. Если я ее ем, значит, мне ее хочется. Если мне ее хочется, значит, она вкусная. Если она вкусная, то нечего мне под нос совать липкую разноцветную гадость! Ясно тебе это? ДЕВОЧКА (испуганно смотрит, держит мороженое поближе к себе, отступает на несколько шагов) Ясно... ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ О, какая изящная аллегория! ВТОРОЙ ЗРИТЕЛЬ Да уж, это точно. ТРЕТИЙ ЗРИТЕЛЬ Тонко, пожалуй, да, тонко, ничего не скажешь. ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ Нет, вы только вдумайтесь, вдумайтесь! Все же прозрачно и до боли очевидно! Какова аллегория! Если человек привык к дешевой, простой и грубой бульварной литературе, то ему абсолютно чужда сама мысль о том, что может быть что-то другое, что-то сложно-разноцветное, радостное, сладко-пленительное! Его литературные вкусовые рецепторы... ВТОРОЙ ЗРИТЕЛЬ Да уж, только воблу сушеную с пивом жрать и может, свинья. ТРЕТИЙ ЗРИТЕЛЬ Ну, бульварная литература и дорогая бывает, если там полиграфия качественная. ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ Да при чем тут полиграфия! Я же о радуге смыслов, о тонкости восприятия, о чистоте вкуса, о солнечном Бытии, которое олицетворяет это невинное дитя в кружевах. ТРЕТИЙ ЗРИТЕЛЬ А, ну да, точно. Кружева — это очень красиво, они так идут этой девочке, тут уж ничего не скажешь.
На сцену выходят ПЕРВЫЙ БРАТ и ВТОРОЙ БРАТ. ПЕРВЫЙ БРАТ в строгом костюме, очках. ВТОРОЙ БРАТ одет небрежно, волосы всклокочены. ПЕРВЫЙ БРАТ ест эскимо на палочке. ВТОРОЙ БРАТ ест подтаявшую лакомку. ДЕВОЧКА радостно подбегает к ним.
ДЕВОЧКА Как хорошо, что вы пришли! ПЕРВЫЙ БРАТ (задумчиво и серьезно) Чего должно быть больше в эскимо — мороженого или шоколада? Исторически так уж сложилось, что мороженого всегда было больше, а шоколад только покрывал его тонким слоем. Но вот если сменить приоритеты? Что, если основа станет шоколадной, разных сортов и форм, а мороженое будет всего лишь дополнением к нему? Не приведет ли это к кардинальной смене вкусов? ВТОРОЙ БРАТ (весь перепачканный в лакомке) Э, слишком широк человек, чтобы однозначно решить как ему лучше! Сестренка, хочешь еще лакомки? ДЕВОЧКА (достает платочек, вытирает лицо ВТОРОМУ БРАТУ) Весь сладкий стал, сладострастник! (с улыбкой смотрит то на одного, то на второго) Как же я рада, что вы пришли, мои добрые братья. МУЖЧИНА (рыгает, стучит по столу пустой кружкой) Хозяйка, еще пива!
Зрительный зал, кроме ПЕРВОГО, ВТОРОГО и ТРЕТЬЕГО ЗРИТЕЛЕЙ, смеется.
ВТОРОЙ ЗРИТЕЛЬ Вот ведь свинья! ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ (вскакивает) Это же они!!!
Из зрительного зала возмущенно шикают. ВТОРОЙ и ТРЕТИЙ ЗРИТЕЛИ усаживают на место ПЕРВОГО ЗРИТЕЛЯ.
ВТОРОЙ ЗРИТЕЛЬ Да уж, это точно. Но орать-то чего? Все и так поняли. Да и пьесу эту заранее читали. (ТРЕТЬЕМУ ЗРИТЕЛЮ) Ты пьесу читал? ТРЕТИЙ ЗРИТЕЛЬ Нет. ВТОРОЙ ЗРИТЕЛЬ И я нет, но зато «Братьев Карамазовых» читал, в школе. ТРЕТИЙ ЗРИТЕЛЬ А причем тут «Братья Карамазовы»? ВТОРОЙ ЗРИТЕЛЬ Так это они мороженое едят. ТРЕТИЙ ЗРИТЕЛЬ А разве в то время было мороженное? ВТОРОЙ ЗРИТЕЛЬ Конечно, было! Лимонный щербет, например. Или что-то типа пломбира, со взбитыми сливками. ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ (сквозь слезы) О, как это сильно, о, как это сильно... ТРЕТИЙ ЗРИТЕЛЬ А, тогда, да, тогда все понятно.
МУЖЧИНЕ приносят пива, и он шумно принимается за следующую рыбину.
МУЖЧИНА Вкуснота-то! Пиво и рыбка неразлучны, как муж и любовница.
Зрительный зал, кроме ПЕРВОГО, ВТОРОГО и ТРЕТЬЕГО ЗРИТЕЛЕЙ, смеется.
ТРЕТИЙ ЗРИТЕЛЬ (шепотом) Что-то мне есть захотелось, пойду, принесу что-нибудь (встает и тихонько выходит)
ПЕРВЫЙ БРАТ И вот не знаю, как решить мне вопрос, что же лучше и полезнее для рода человеческого — больше шоколада или больше мороженого? ДЕВОЧКА Мне учитель говорил, что если не можешь решить так, то, значит, не решишь и наоборот. Зачем решать? Ты поешь, вкусно ведь. ПЕРВЫЙ БРАТ (откусывает кусочек эскимо) Да, вкусно... Но не ошибаюсь ли я? ВТОРОЙ БРАТ А поедемте-ка лучше в кафе-мороженое! Там такой выбор! И музыка! И песни! Эх!!!
Возвращается ТРЕТИЙ ЗРИТЕЛЬ, с тремя бутылками пива и большим пакетом сушеных кальмаров.
ВТОРОЙ ЗРИТЕЛЬ А что, больше ничего не было? ТРЕТИЙ ЗРИТЕЛЬ Килька еще была. ВТОРОЙ ЗРИТЕЛЬ Ну, еще в театре кильку жрать. Еще не хватало. Давай-ка сюда пиво и кальмары. (ПЕРВОМУ ЗРИТЕЛЮ) Будешь? ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ Нет.
МУЖЧИНА (рыгает, стучит по столу пустой кружкой) Хозяйка, еще пива!
Зрительный зал, кроме ПЕРВОГО, ВТОРОГО и ТРЕТЬЕГО ЗРИТЕЛЕЙ, смеется.
ВТОРОЙ ЗРИТЕЛЬ (жуя кальмара) Вот свинья!
ПЕРВЫЙ БРАТ Представьте, что оказался бы здесь тот, кто придумал мороженое. Думаю, он не одобрил бы всякие современный эскимо и лакомки — раньше-то по специальным рецептам все готовили, из натуральных продуктов. А попробуй он восстановить народ против такого неправильного мороженого, его бы первого же и камнями побили. ВТОРОЙ ЗРИТЕЛЬ Да уж, это точно. Сколько мы сегодня всего про мороженое узнали! ТРЕТИЙ ЗРИТЕЛЬ Я попробую и мороженое с шоколадам и шоколад с мороженым. Только как-нибудь в другой раз, кальмары уж очень вкусные. ВТОРОЙ ЗРИТЕЛЬ Да уж, кальмары с мороженым как-то не очень, можно и заворот кишок схватить. Зря мужик так нажирается пивом и рыбой! ТРЕТИЙ ЗРИТЕЛЬ Да, мораль налицо — достаточно так вот посмотреть на обжору и задумаешься, так ли мы едим, то ли мы едим. Очень полезный спектакль, думаю. Взгляд со стороны — мощное оружие нравственности. ВТОРОЙ ЗРИТЕЛЬ Точно. ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ (бормочет как бы про себя) Да, тяжела судьба Великого Инквизитора...
ВТОРОЙ и ТРЕТИЙ ЗРИТЕЛИ недоуменно переглядываются. Отхлебывают пива.
ПЕРВЫЙ БРАТ (доедает эскимо) А и правда, пойдемте в кафе-мороженое. Мне что-то кофе захотелось. И булочку. ВТОРОЙ БРАТ Вот, и вина хорошего выпьем! Ну, уже не в кафе, а заведении по-серьезнее. ДЕВОЧКА Сейчас, только вафельку доем. ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ (бормочет как бы про себя) Как это вино? Зачем вино? Зачем заведение? Что за булочка?
ПЕРВЫЙ и ВТОРОЙ БРАТЬЯ уходят со сцены. ДЕВОЧКА выходит на середину своей половины сцены. Ее освещают. Остальная сцена в полумраке. ДЕВОЧКА медленно доедает вафельный рожок.
ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ (усиленно размышляет, растерян, подавлен) Вафельный рожок???
МУЖЧИНА шумно ест рыбу. Доев, ДЕВОЧКА весело бежит к двери. У самой двери поворачивается к МУЖЧИНЕ.
ДЕВОЧКА Дурак! МУЖЧИНА Сама дура!
Зрительный зал, кроме ПЕРВОГО ЗРИТЕЛЯ, смеется.
ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ (как бы про себя) Зачем же она съела вафельку?
Послано - 04 Апр 2009 : 18:37:29
FH-IN, а что такое тогда "абсурд" по-твоему?
Если на сцену выходит тигр, а никто не пугается, то это, думаю, самый простой пример абсурдной ситуации. Но ведь абсурд может проявляться, например, в некоторой путанности и нелогичности мыслей и, кроме того, в желании выдать одно за другое, в то время, как ни того ни другого на самом деле и нет... Как-то так. Разве нет?
Послано - 05 Апр 2009 : 07:28:21
Ну, с предыдущими оппонентами не совсем согласен.) Не скучно. Скорее не интересно. Читателю надо дать непрозрачно понять о чем ты пишешь. Иначе предположения будут самыми разными и взаимоисключающими.)
Например.
ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ - идиот ВТОРОЙ ЗРИТЕЛЬ - тупой ТРЕТИЙ ЗРИТЕЛЬ - ещё тупее МУЖЧИНА - Костик ДЕВОЧКА- Ольга ПЕРВЫЙ БРАТ - Брат ВТОРОЙ БРАТ- еще одна ипостась брата(шизофрения, однако)
Послано - 05 Апр 2009 : 13:28:58
О, вот теперь я замечаю абсурдность :) Три действия, три сцены: Братья с сестрой, три зрителя в зале, четыре зрителя на форуме. И каждый играет своё, и всё переплетается в некой абсурдной манере. Да, извини Дан, ошибся, но согласись без действия третьей силы, то бишь реакции зрителей форума, абсурд было не так то просто разглядеть :) Хотя возможно я опять в роли первого зрителя, но это тоже прекрасно вписывается в пьесу :)
FH-IN, +1 Люблю рыбу с пивом, луком и хлебом с маслом. Впрочем, можно и с картошкой в мундирах. А вместо пива водку. Так даже вкуснее. И закусить все это мороженым. Мням! А "Радугой смыслов" зовется моя френдлента в ЖЖ. Совпадение ли это? Или тут есть глубокий смысл? Схавает ли пипл все? Или не все? Вот в чем вопрос-то! Особенно, если в шоколаде! А уж если в распущенный в фондюшнице до глазури горячий шоколад обмакнуть кусочек рыбы... Вкус станет просто пОтрясающим. пОтрясающим! ;).
Послано - 06 Апр 2009 : 00:05:42
НикитА На самом деле, вкусно. Правда, сыр в шоколаде вкуснее. Но кошки почему-то объедать рыбьи шкурки, на которые капал шоколад, тоже отказались .
Тут в глаза им ударил яркий свет, и эскалатор въехал прямо в удивительнейшую местность. Им открылся чудесный ландшафт. Деревья искрились красками и ломились от невиданных фруктов и цветов, а под ними в траве простирались ослепительно белые заснеженные лужайки. - Привет! - воскликнул Муми-тролль и побежал, чтобы слепить снежок. - Осторожно, он холодный! - закричала ему мама. Но, погрузив руки в снег, он понял, что это вовсе не снег, а стекло. А зеленая трава, треснувшая под его лапами, была сделана из тонкой сахарной пряжи. Повсюду вдоль и поперек, как попало, текли по лугам разноцветные ручьи, пенясь и журча над золотистым песком дна. - Зеленый лимонад! - закричал маленький зверек, наклонившись к ручью, чтобы напиться. - Это вовсе не вода, это лимонад! Мама же Муми-тролля подошла прямо к совершенно белому ручью, потому что она всегда очень любила молоко. (Это свойственно большинству муми-троллей, по крайней мере, когда они становятся чуточку старше.) Тюлиппа бегала от одного дерева к другому, набирая полные охапки карамелек и плиток шоколада. А стоило ей сорвать хоть один из сверкающих фруктов, как на его месте тотчас вырастал новый. Забыв все свои огорчения, они бежали все дальше и дальше в глубь заколдованного сада. Пожилой господин медленно шел за ними и, казалось, был очень доволен. - Все это я сделал сам, - сказал он. - И солнце тоже. И когда они внимательно поглядели на солнце, то заметили, что оно и в самом деле не настоящее, а всего лишь огромная лампа с бахромой из золоченой бумаги. - Вот как! - разочарованно произнес маленький зверек. - А я-то думал, это настоящее солнце. Теперь я вижу, что оно светит чуточку искусственно. - Ничего не поделаешь, лучше не получилось, - огорчился пожилой господин. - Но уж садом-то вы довольны? - Конечно, конечно, - выпалил Муми-тролль, который как раз занимался тем, что поедал мелкие камешки (правда, они были сделаны из марципанов). - Если захотите тут остаться, я построю вам дом из высоченного торта, - сказал пожилой господин. - Мне иногда бывает скучно в одиночестве. - Это было бы очень мило с вашей стороны,- сказала мама Муми-тролля, - но, если вы не обидитесь, нам, пожалуй, придется продолжить путь. Мы как раз собираемся построить себе дом там, где светит настоящее солнце. - Нет, останемся здесь! - закричали в один голос Муми-тролль, маленький зверек и Тюлиппа. - Хорошо, хорошо, детки, - успокоила их мама Муми-тролля. - Там видно будет. И легла спать под деревом, на котором росли шоколадки. Проснувшись, она услыхала ужасные жалобные стоны и тотчас поняла, что это у ее Муми-тролля заболел живот (с ним это случалось довольно часто). От всего, что съел Муми-тролль, животик его раздулся, стал совершенно круглым и страшно болел. Рядом с ним сидел маленький зверек, у которого от всех съеденных им карамелек заболели зубы, и стонал еще громче, чем Муми-тролль. Мама Муми-тролля не стала браниться, а, вытащив из своей сумки два разных порошка, дала каждому тот, который был ему нужен. А потом спросила пожилого господина, нет ли у него какого-нибудь бассейна с вкусной горячей кашей. - Нет, к сожалению, нет, - ответил он. - Но зато есть один со взбитыми сливками, а один с мармеладом. - Гм, - хмыкнула мама. - Теперь вы сами видите, что им нужна настоящая горячая пища.
Туве Яссон "Маленькие Муми-тролли и большое наводнение".
PS: а описание сцены я бы переделала. Некоторые моменты мне кажутся сомнительными с точки зрения языка.
Абсурд писать очень трудно. Нет, правда. Абсурд высшего пилотажа — ну, как я это себе понимаю — характерен тем, что мысли автора поступают читателю напрямую «в мозг», минуя какие бы то ни было рассуждения. Поясню. Речь, к примеру, может идти о ботинках. Ну, мужчина рассуждает о ботинках: одни ему жмут, других ему не хватает, но он о них мечтает; шнурки протерлись, на пятке дырка или наоборот пара новенькая с иголочки... Ну, и в том же духе. В таких рассуждениях скрытого смысла нет. Человек, говоря о ботинках, не подразумевает аллегоричное что-то еще. Он ни на что не намекает, что дескать, ботинки, это на самом деле политика президента Рузвельта или проблемы людоедсвта в Новой Зеландии. Он просто говорит о БОТИНКАХ, этак странички на две-три. А после прочтения у читателя, НЕПОНЯТНО ОТКУДА Скрытый текст
, возникает стойкий образ этого человека, его жизни, его мыслей, его сущности. Причем, попробуй читатель расчленить весь текст на фразы, на логические смысловые этюды — у него ничего не выйдет. Такое впечатление, что автор предоставил читателю некий черный ящик непонятного устройства, на выходе которого всегда есть какое-то четкое, ловкое, ладное, яркое ощущение. Вот это я и называю высшим пилотажем. Это как у импрессионистов — деталей картины нет, но стоит посмотреть на все целиком и «выявляется» удивительное по содержанию произведение. Как написать ТАК я, честно говоря, совершенно не представляю — это какая-то дико интуитивная деятельность, основанная на глубоком знании людей и на четком знании тех эффектов, котороые можно на людей произвести не одним только словом, но определенно выстроенной «кодовой ситуацией». Автор говорит «это белое!», но говорит он это КАК-ТО ТАК, что читатели четко видят зеленое, причем автор ЗНАЕТ, что читатели видят именно зеленое и на этом строит дальнейшую игру цветов, которые и складываются в картину. Яркими примерами таких произведений являются «В ожидании Годо» и «Лысая певица», о которых в теме Лина было много чего сказано. Увы, так я не только не умею, но и не понимаю, КАК они, черт дери, это сделали!
Я написала гораздо более простую вещь, обладающую понятной структурой. Простую в смысле схмы; это как своего рода математическая задача, котороую можно развязать и распутать шаг за шагом, которая не является черным ящиком, а содержит вполне конкретный алгоритм (хоть и скрытый). Весь абсурд — в скрытости алгоритма, который, тем не менее, можно предъявить по первому требованию. Я (и не только я, а и любой читатель) могу словами, шаг за шагом, проговорить, объяснить, что и как в этой пьесе происходит. Это самый простенький вариант абсурда, который при желании можно «переписать» в строго логическое повествование. Абсурд «В ожидании Годо» подобным способом не алгоритмизируем, там НЕЛЬЗЯ объяснить, что и откуда берется. У меня можно, моя пьеса — простейший «тестовый пример» абсурда.
Итак, к вопросу Плюмбекса, о чем эта пьеса. Да легко! «Толстая белая ПУНКТИРНАЯ линия», проведенная по сцене, показывает, что между актерами и зрителями (теми, которые на сцене) нет принципиальной разницы, и одни могут легко становиться другими. Образ жрущего рыбу с пивом МУЖЧИНЫ — это простой образ «грубой литературы». Это как аналогия введенного Бруком понятия «грубого театра», или, как я это понимаю, театра для простолюдинов, про правду жизни с ее незамысловатыми утехами, пригодными для расслабления после длинного рабочего дня. Я не говорю, что это образ чего-то омерзительного или низкого — иначе я «заставила» бы своего персонажа жрать что-то действительно омерзительное, типа скользкой прогнившей кроличьей тушки. Эти «рыба с пивом» - это, к примеру, произведения Донцовой, которые иногда хорошо расслабляют. Думаю, никто из нас на протяжении жизни такой вот рыбки не чурался, и это нормально и вполне по-человечески. Потом ДЕВОЧКА — ее одежда и атрибуты есть воплощение чего-то радостно-светлого, это аналогия чувства... просветления, что ли, которое бывает после прочтения по-настоящему стоящей ВЕЩИ. Тут и радость того, что «асилил», и радость от возникших новых мыслей и, главное, их сложной привязке к собственной жизни. Ну, много чего многогранного, одним словом, чего «бульварщина», служащая простым целям, никогда читателю не даст. И дальше, собственно, попытка «установления хоть какого-то кнтакта» между такими чуждыми областями человеческих удовольствий. С одной стороны, искренне непонимание, как может не нравится классика. С другой стороны не менее искреннее непонимание, зачем соваться со всякой заумью к «рабочему человеку», который просто хочет оттянуться, порвав всю головную и ножную мышцу на тяжелой работе. Аргументы «рыбы с пивом» просты как пень и тупы как пробка — как часто они мелькают у нас на Форуме! - «я хочу жрать рыбу и я буду ее жрать и точка и чихал я на ваше мороженое и мне не стыдно признаться что я его не люблю и сие есть мое законное рабоче-крестьянское ИМХО». Думаю, не нужно повторять, что мороженое есть аллегория возвышенной литературы. Простая и понятная идея. Можно было выразить ее просто словами, как я сейчас и делаю, а можно было облечь в форму аллегории, пьесы, некоего абсурдного действа.
Можно продолжать «разбор алгоритма» моей пьесы и дальше в том же духе. Полученный текст будет отличаться только по форме, но не по содержанию. Мне показалось, что «сервированный» в виде пьесы он будет нагляднее и живее. Быть может, кто-то увидит себя в этих персонажах. В тех, которые признают авторитет классики, потому что так «положено», но сами отдают предпочтение совсем другой литературе; в тех, кто говорит много слов и выдает много суждений, но мало что понимает в сути происходящего; в тех, кто слушает только себя и не способен воспринимать аргументы оппонента; в тех, кто главной целью разговора (например, форумного) видит пустое цепляние к выдернутым из контекства фразам; в тех, кто просто не сильно-то шебуршист и извилист мыслью и мыслит простыми категориями, которые вызывают только смех, сожаление и нежелание поддерживать дальнейший разговор... Одним словом, простые и понятные идеи, которые так пугающе часто встречаются в жизни и которые не каждый догадывается примерить на себя.
Ну, а фон всего этого дела — это три брата Карамазовых, Иван, Дмитрий и Алеша, которые на примере мороженого выдают свои «ключевые концепции», хорошо известные по известному роману.
Завершается пьеса печально. Во-первых, такой философский контекст. Самый толковый и тонко чувствующий зритель, который не ржал с залом над плоскими шутками «грубого театра», перестает улавливать подтексты дейста: он был убежден, что видит перед собой аллегорию на Карамзовых, но не сумел расшифровать все повороты диалога. Это к вопросу о том, действительно ли то, что мы полагаем, этим и является, или часть смыслов и тонов неизбежно ускользает от нас. Во-вторых, более приземленная часть, о том, что «классика» никогда не поладит с «донцовой» и последними аргументами всегда будут (снова призываю взглянуть на наш Форум) «а сама ты дура!». Печально, но правда.
Больше всего мне понравились слова FH-IN, потому как театр действительно невозможен без зрителей. В частности, поведение зрителей иногда очень показательно, оно "доигрывает" за актерами пьсу. Вот вроде бы мои аллегории, ну, типа, "мороженное - классика" были всем здесь понятны, но вы, качнувший от одной реплики, посвященное уже сугубо еде, без всяких аллегорий, легко подняли и понесли тему еды дальше. В разговорах так бывает сплошь и рядом - какая бы тема не обсуждалась, ее можно всегда, одним движением, увести в обсуждение чего-то банального и простого, свести высокий театр в грубый. Человек как будто бы подчиняьется законам физики, пребывая в наиболее выгодном "энергетическом состоянии". А "не заморачиваться" всегда проще.
Lana, совпадение, конечно, случайно. Слов мало, а людей много. Не будешь же ты, например, утверждать, что "Человека Дождя" Дастин Хофман взял из романа "Горменгаст"? Просто словосочетание красивое, вот и все объяснение.
enka411, в Вашем кулинарном примере (я, кстати, исключительно обожаю Муми-троллей, правда), мне кажется, нет и намека на какой-либо "подтекст" или "двойной смысл", в то время как у меня он таки есть, пусть и не слишком сложный. А то, что надо описание сцен подправить, это да, они у меня грубыми мазками намечены, только чтобы суть отразить. В каком-то смысле эта пьеса - как простая техническая курсовая работа на "завуалирование алгоритма", о чем я уже говорила выше.
enka411, в Вашем кулинарном примере (я, кстати, исключительно обожаю Муми-троллей, правда), мне кажется, нет и намека на какой-либо "подтекст" или "двойной смысл", в то время как у меня он таки есть, пусть и не слишком сложный.
Ну, почему же нету? В контексте Вашей пьесы как раз есть. Я потому и постила. :)
Вы, в принципе, могли бы и не объяснять значение своих аллегорий – как раз это у в тексте все достаточно прозрачно. Другое дело, что такая трактовка вызывает некоторые вопросы. Ответов на которые мне, например, и не хватило. Например: с одной стороны, мороженое как метафора радости – хорошо, хотя и несколько тривиально. С другой стороны, кружева-бантики-локоны как метафора красоты – двусмысленно. А с третьей – то же мороженое как метафора классики.. как-то мелковато, что ли? Получается, что, во-первых, почитатели классики все ходят перманентно просветленные и радостные, и знают, за что стоит держаться в этой жизни? Во-вторых, классика – суть набор одних и тех же неизменных ингредиентов, ибо что мороженое с шоколадом, что шоколад с мороженым.. а в-третьих, как метко заметила Муми-мама, одними сладостями сыт-то все равно не будешь. Посему и выбор между лакомкой и эскимо кажется несколько надуманным: а какая, по большому счету, разница? И разве классика – это всегда мороженое? А как же тот же Достоевский?
Второй вопрос, на который я не нашла ответа: а что у нас вся литература либо классика, либо бульварное чтиво? Вот я, например, обожаю «Энциклопедию мифов» фрайевскую. И за какой же стол мне с ней податься? Опять же, любимый Вами Лем для кого-то – классика, но для всех ли?
Третий вопрос: почему между зрителями и актерами – пунктирная линия, а между МУЖЧИНОЙ и ДЕВОЧКОЙ – вдруг непреодолимая стена? Вот канадский журналист пишет об интервью со Стивеном Фраем – редкого, надо сказать, ума человеком:
Сам Фрай говорит, что люди слишком далеко заходят в увлечении идеями. "Я - скорее, враг мысли, выражаясь абстрактно. Думаю, это причина того, что я - комический писатель. О комедии принято думать так: идеям здесь не доверяют. Это верно и для ваших [канадских] комиков, и для высот Диккенса, Стерна, Джейн Остин и даже Шекспира. Комедия пробует идеи и имеет обыкновение находить их нелепыми".
Затем Фрай изящно представляет анекдот об Ибсене, критический анализ недавнего наплыва анти-феминистких, феминистких, я-не-делал-этого, ты-сделал-это-тоже книг и то, что подумал бы Достоевский об обзорах современной литературы.
Все это очень интересно, но я с облегчением слышу, как Фрай твердо говорит, что интеллектуальная жизнь сама по себе ужасающе скучна. "Я не смог бы этого вынести. Жить в атмосфере, которая была бы прежде всего интеллектуальной или литературной. Иметь друзей, с которыми можно было бы обсуждать исключительно Хайдеггера или последнюю книгу о Спинозе. Я получаю больше удовольствия, сидя за столом с друзьями и их семьями - у меня есть крестники и племянники. Гораздо привлекательнее и правдивее провести веселые выходные с друзьями и их детьми, чем продолжать книжное путешествие".
И это Фрай, который, по словам журналиста «любит искусство. Если и есть что-то, что раздражает его в правом правительстве (и у него много возражений), так это то, что оно не в состоянии видеть ценности культуры. Он приводит доводы в пользу английского красноречия, соединенного с практичностью, - сочетания, которое вы вряд ли встретите у канадцев. Британцы испорчены искушенностью во всем, что касается искусства».
Я знаю массу людей, и себя к ним отношу, кстати, которые искренне любят классику и в то же время читают, например, про Вольху или Жихаря – и получают от этого огромное удовольствие. Что ж нам теперь, как той обезьяне в анекдоте?
PS: а про описание сцены я говорила в том смысле, что там есть технические моменты, которые вызывают у меня большие сомнения.
Послано - 07 Апр 2009 : 19:05:53
Лично я восприняла девочку как хамку, которая лезет ко всем со своим мороженым. Это из разряда авторов, которые впихивают в свои произведения розовые сопли и финтифлюшечки. К настоящей литературе эта девочка, судя по всему, больная на всю голову (а только ненормальная будет лезть к мужчине, который пьет пиво, со своими мороженым), не имеет никакого отношения. Девочка эта раздражала больше, чем мужчина - он-то хоть ни к кому не лез и свою обглоданную рыбу никуда не засовывал, а спокойно, отвернувшись ото всех, ее ел. Вот как раз с этой девочкой и ассоциируется у меня Донцова и иже с ней. Девочка не просветленная получилась, а укуренная. У нас такие бегают - с восторгом предлагают вступить во всякие секты.
ИМХО, не было на сцене представителей нормальной литературы... Совсем не было.
Послано - 08 Апр 2009 : 15:41:10
Lucky Cat, ну, "простота абсурда" это не очень понятно что такое... Разве что в том смысле, что иной воскликнет, "что за бред, неужели нельзя было просто сказать, кто из героев истории идиот, а кто нет!". Друими словами, "простота" в том, что за действом стоят простые идеи, зачем-то завуалированные сложным диалогом.
Если ты имеешь в виду, что "простота" в том, что читатель послушно идет за своей логикой (т.е., простой дорогой), а потом неожиданно бац и приходит к противоречию, то это не всегда так. Иногда с самоого начала пьесы логику применять не получатеся, а получается шагать как угодно автору .
Неть, enka411, неть , не так все было. \приступаю к самой ужасной для автора части дискуссии, озаглавленной "Вы не так поняли!!!" Но, раз уж УЖЕ не поняли и это УЖЕ минус автору, то я ничего теперь и не теряю
Например: с одной стороны, мороженое как метафора радости – хорошо, хотя и несколько тривиально. С другой стороны, кружева-бантики-локоны как метафора красоты – двусмысленно. А с третьей – то же мороженое как метафора классики.. как-то мелковато, что ли? Получается, что, во-первых, почитатели классики все ходят перманентно просветленные и радостные, и знают, за что стоит держаться в этой жизни?
Мороженое как метафора радости мне нравится как "девочкин атрибут". Ну, раз я выбрала девочку, то ей, стало быть, и мороженое. Если бы атрибутом счастья у меня был Ондатр, я бы взяла что-то о тщете, так сказать, всего... А почему девочка - это, мне казалось, тоже просто. Дети есть существа искренние, неиспорченные, говорящие то, что думают. Они как "вечные эталоны", искренне представляющие только самих себя и больше ничего лишнего. Так и по-настоящему хорошая литература (т.е., классика) не нуждается ни комментариях, ни в словах пиара, который всегда привирает, ни в чем бы то ни было еще кроме "самой себя".
Почитатели классики и есть "просветленные" - своим новым знанием, и, прежде всего, возможностью и способностью постигать это самое знание, во всех его нюансах, потому как людям, к классике не приученным, такое тонкое удовольствие не доступно. В некотором смысле, это конечно, утрирование. Но такое общее существующее правило я считаю вполне обоснованным. Гротеск, намеренно выпячивающий те или иные черты, чтобы подчеркнуть их важность. Мне был важен именно контраст: тех, кто имеет вкус к хорошей литературе (классике) и тех, кто этого вкуса напрочь (т.е., до глубокого изумления и непонимания) лишен.
Только не спрашивайте, что такое "хорошая литература". Это предполагается априорно известным, хоть бы даже интуитивно, поскольку это есть тема совсем своей, отдельной, дискуссии.
Во-вторых, классика – суть набор одних и тех же неизменных ингредиентов, ибо что мороженое с шоколадом, что шоколад с мороженым..
А вот тут уже совсем не так. Сцена "ДЕВОЧКА - МУЖЧИНА" закончилась. Пришли БРАТЬЯ. И заговорили о своем, о локальном, к МУЖЧИНЕ уже отношения не имеющем. И как только становится ясным, что пришедшие БРАТЬЯ и ДЕВОЧКА суть "братья Карамазовы", то их слова должны (ну, типа, должны бы, при удачном описании мной этой сцены) "переключить" уже на другую аналогию. ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ ищет и находит эту аналогию. Мороженное в шоколаде и шоколад в мороженном - это аллегория ключевой идеи статьи Ивана о Церкви и Государстве. "Слишком широк человек!" - буквально цитирует Дмитрия один из БРАТЬЕВ, чтобы подсказать ПЕРВОМУ ЗРИТЕЛЮ эту аллегорию. И ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ на нее и клюет. Мороженое тут играет уже другую функцию - оно до поры до времени ведет проницательного ПЕРВОГО ЗРИТЕЛЯ по "Карамазовым". И он, ЗРИТЕЛЬ, хватает фразу за фразой, пока вдруг все его наслаждение от понимания второго контекста пьесы не рушится, поскольку он никак не может понять, что есть аллегория "вина", "булочки", "вафельного рожка"... Это к вопросу о том, что в беседе все контексты понимаются лишь до определенного уровня, а дальше уже и не ясно, "был ли мальчик?". И эта одна из наиболее распространенных проблем практически всех хоть сколько-то сложных дискуссий - ВОТ ЧТО Я ХОТЕЛА СКАЗАТЬ . "Мороженое" служит "локальной переменной" - для одного цикла пьысы (девочка и мужчина) она работает одним образом, для другого цикла - другим. Я не думала, что здесь возникнет путанница, поскольку читатель, как и ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ, должен был бы "переключиться" на аллегорию к "Карамазовым".
а что у нас вся литература либо классика, либо бульварное чтиво?
Ну... Да . Точнее, "хорошая" и "плохая". Чтобы отличать одно от другого, а, тем более, понимать и возможные промежуточные состояния (то же Джойс, классика, но до чего же отвратная!), надо бы сначала уяснить такую вот простейшую бинарную ситуацию. Иначе все станет зыбко и расплывется, поскольку каждый получит право "без суда и совести", в силу такой вот зыбкости, называть конфеткой всякую дрянь. Упрощенно? Ну, ессно! Я же говорю, "техническая", простая пьеса-то.
Третий вопрос: почему между зрителями и актерами – пунктирная линия, а между МУЖЧИНОЙ и ДЕВОЧКОЙ – вдруг непреодолимая стена?
Да все к тому же - контраст застолбить. Чтобы хоть примерно представлять, куда в "светлую сторону" сворачивать, куда в "темную".
А попытка поставить знак равенства между "классикой" и "занудной интеллектуальностью" в приведенной Вами цитате мне не ясен... "Звездные дневники И.Тихого" - это тогда чего? Я такого знака не ставила.
PS. Технические моменты да, я тоже вижу. Ну, мне было важно в целом обрисовать "кто гда сидит", вот и все.
"Мороженое" служит "локальной переменной" - для одного цикла пьысы (девочка и мужчина) она работает одним образом, для другого цикла - другим. Я не думала, что здесь возникнет путанница, поскольку читатель, как и ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ, должен был бы "переключиться" на аллегорию к "Карамазовым".
Ну, у вас же пьеса: есть персонажи, они представлены на сцене. Если они тут, значит, происходящее имеет отношение и к ним тоже. Вы не можете решать за зрителя, смотреть ему на МУЖЧИНУ во время разговора БРАТЬЕВ или нет. Почему бы Вам в этот момент его со сцены просто не убрать? Например, он аллегорически может пойти в туалет… или еще что-то такое сделать.
Мороженое как метафора радости мне нравится как "девочкин атрибут". Ну, раз я выбрала девочку, то ей, стало быть, и мороженое. Если бы атрибутом счастья у меня был Ондатр, я бы взяла что-то о тщете, так сказать, всего... А почему девочка - это, мне казалось, тоже просто. Дети есть существа искренние, неиспорченные, говорящие то, что думают. Они как "вечные эталоны", искренне представляющие только самих себя и больше ничего лишнего. Так и по-настоящему хорошая литература (т.е., классика) не нуждается ни комментариях, ни в словах пиара, который всегда привирает, ни в чем бы то ни было еще кроме "самой себя".
Во-первых, «девочкины атрибуты» вызывают стойкую ассоциацию с салонными красавицами любовных романов – все эти локоны-бантики, ахи-охи-вздохи. Поэтому я и назвала эту метафору двусмысленной. Девочка в рюшечках не выглядит естественной и неиспорченной. Хотя, возможно, это издержки личного восприятия.
Далее, я не поняла: так кто или что олицетворяет «хорошую» литературу? Радостное мороженое или неиспорченная девочка – «вечный эталон»?
А самое основное: мы с Вами расходимся в главном, посему, как говорится, не можем сойтись в мелочах. Я, видите ли, не думаю, что по-настоящему хорошая литература самодостаточна и ни в чем не нуждается. Я-то полагаю, что ого-го, как нуждается! Имея некоторый личный опыт работы с текстами, опыт работы с людьми, занимающимися созданием и воссозданием текстов, и наблюдая за другими, в том числе и на этом форуме, я давно пришла к глубокому убеждению, что работать со словами – не семечки лузгать. Понимаете, всякий знает, что, например, рельсы класть – это тяжелая работа. Работать реаниматологом или пожарным – каторжный труд. На этом фоне складывается впечатление, что расставить слова в красивеньком порядочке – это ерунда. Разве можно сравнивать, правильно? Литература кажется весьма демократичной сферой человеческой деятельности: пописывать и почитывать в свое удовольствие может и инженер, и сталевар. Вот только впечатление это обманчиво. Вам привести примеры?
Вот смотрите, на этом форуме мы с одним товарищем дискутировали по поводу старой английской поэмы «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь». Он мне доказывал, что это поэма о том, как надо жить по рыцарскому кодексу, а я ему, что, если прочитать внимательно, получается, что поэма о том, как не надо жить по рыцарскому кодексу. Не буду врать, что это я до такого своим умом дошла. Нет, я прочитала разбор этой поэмы Толкиным. А поскольку он занимался «Сэром Гавейном» профессионально, соответственно, он смог проанализировать и оценить и художественные средства, использованные автором, и сформулировать цель, ради которой, во-первых, поэма была написана, а во-вторых, написана именно так, а не иначе.
В другой теме, если мне не изменяет память, Вам доказывали, что книжка о голодоморе в десять миллионов раз лучше «Преступления и наказания» потому, что у Достоевского убили одну старушку-процентщицу, а в той книжке – десять миллионов положили. Разве нет?
А сколько раз на этом форуме нежно любимые мной ниспровергатели заявляли: да почитал(а) я вашего Пушкина/Шекспира/Гомера – особой гениальности не заметил(а)! Как там у поэта Рюхина? “Вот пример настоящей удачливости [...] Какой бы шаг он ни сделал в жизни, что бы ни случилось с ним, все шло ему на пользу, все обращалось к его славе! Но что он сделал? Я не постигаю... Что-нибудь особенное есть в этих словах “Буря мглою...”? Не понимаю! Повезло, повезло! Стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие”.
Вот и получается, что беда-то не в том, что не читают, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись никогда, а в том, что как раз читают. И пишут. И кричат, что не надо нам ваших литинститутов!
А между тем, чтение текстов – это работа, ничуть не меньшая и, в каком-то смысле, не менее важная, чем создание этих текстов. И для того, чтобы читать и понимать хорошую литературу, классику или нет, надо уметь и желать проделать эту работу. Улавливаете? И умение, и желание это, к сожалению, не вкладываются в человека матушкой-природой. Это не дается от рождения. Хороший вкус и привычка трудиться – это всегда и однозначно результат воспитания или, в особо благоприятных случаях, самовоспитания. Собственно, для этого литературу в школе и изучают: не для того, чтобы заставить подростка прочитать хоть что-то из классики, пока еще можно ему хоть что-то вдолбить. На уроке литературы показывают, как и зачем надо анализировать текст, показывают, какими средствами пользуется писатель для того, чтобы полно и точно выразить свою мысль. И, кстати сказать, предвосхищая возражения о ненависти к классике, привитой в кошмарной советской школе, замечу, что другого способа изучать литературу еще нигде пока не придумали.
А отсюда следует, что, например, вероятность того, что «искренний и неиспорченный» школьник оценит упоминавшийся Вами гипотетический текст про ботинки, конечно, существует, но исходя из практического опыта, – ничтожно мала. Потому что как раз такие «школьники», сколько лет им ни было, объявляют «Войну и мир» «типичным мылом» или заявляют, что у Толкина все персонажи черно-белые. В то время как люди поумнее, например, очень неглупый человек Алекс Экслер, говорят в таких случаях: «Фраза "я не люблю Толкиена" показывает определенную ограниченность человека, ее произносящего. Гораздо корректнее сказать "я не понимаю Толкиена". Ведь не любить - это значит сначала понять, а потом прийти к выводу, что не нравится». А вот это самое «понять», а потом еще «прийти к выводу» – это и есть работа. И не всякому она по силам.
Не надо утрировать. Причем здесь оценки авторитетов или массовое мнение? Чтение - процесс интимный.
Ну нет у меня литературоведческой подготовки и нет времени читать, оценивать, анализировать, а опираться на мнение кого-то не особо хочется, так как использование мнения авторитета в оценке Толкина ставит необходимость оценки самого авторитета в деле оценки Толкина... и так далее по кругу...
Ну, читайте Донцову. В чем проблема-то? С таким же успехом можно говорить: у меня нет времени читать и анализировать Шекспира, Гомера или Джойса. Ну, не читайте и не анализируйте. Только, бога ради, не говорите, что все эти люди писали чушь собачью.
С другой стороны, это опять же, возвращает нас к мысли о том, что чтение хорошей литературы есть работа. И не самая простая. Для того, чтобы ее понимать, не обязательно иметь литературоведческое образование. Но надо иметь желание развиваться и работать над собой. Или не иметь - читать массовую развлекательную литературу: без описаний, подтекстов, короче без всего, что у нас изящно именуется "водой". Для того, чтобы расслабиться и отвлечься - самое оно.
Если сам не можешь квалифицированно и обоснованно сказать - "не люблю" или "не понимаю", что делать?
Что значить "квалифицированно" обосновать ИМХО? Собственное мнение на то и есть собственное мнение, чтобы держать его при себе. Его же нельзя использовать в дискуссии в качестве объективного аргумента. Если я, например, говорю, что мне не нравится режиссер Гай Ричи, я же не буду Вам советовать: не смотрите его фильмы, он плохой режиссер потому, что я его не люблю. Вы мне скажете: да мало ли, что ты не любишь! - и будете правы. Другое дело, если я возьмусь публично высказать оценку его творчества - тогда, да - мне придется обосновать свое мнение. Квалифицированно или интуитивно, своими словами мне придется объяснить, почему я считаю его плохим режиссером. Но это уже совсем другой разговор о совсем других вещах.
А разницу между "не люблю" и "не понимаю", по-моему, Экслер очень внятно объяснил.
Откуда я узнаю, что Толкин это хорошо, а Пупкин плохо?
Хороший вкус и привычка трудиться – это всегда и однозначно результат воспитания или, в особо благоприятных случаях, самовоспитания.
Так что сказать "я не люблю Толкиена" будет честнее. Это чаще значит "у меня нет желания и времени читать и анализировать Толкина" и реже "у меня есть свое ИМХО и хоть трава не расти".
Вот это мне особенно понравилось... Очень напомнило анекдот про "когда женщина говорит "нет". А почему вдруг говорить "я не люблю Толкина" вместо "у меня нет желания и времени читать и анализировать Толкина" будет "честнее"?
Вот это мне особенно понравилось... Очень напомнило анекдот про "когда женщина говорит "нет". А почему вдруг говорить "я не люблю Толкина" вместо "у меня нет желания и времени читать и анализировать Толкина" будет "честнее"?
Потому что это правда. Сермяжная. Потому что честнее будет сказать "я не люблю Машу" а не "у меня нет желания и времени терпеть и анализировать её закидоны". Потому что от того что мне Машины закидоны станут понятны, любви у меня всё равно не прибавится. Потому что неглупый человек Саша Экслер здесь сглупил, полез с интегралами в любовь. Потому что многие любят Толкиена абсолютно его не понимая и без анализа, а значит и обратное правило верно. Или же вы должны образовать общество истинных толкователей Толкиена, и тем кто не сдал экзамена на понимания всей глубины его творения, отказывать в праве его любить. Так и писать: Имярёк такой-то, не имеет права любить Толкиена, ибо глуп, и не втыкает.
Послано - 09 Апр 2009 : 16:47:54
FH-IN Сдаётся мне, вы тут если и правы, то не вполне. Мне показалось, что уважаемая enka411 никому не навязывает собственное (или Экслера) мнение, не запрещает и не наклеивает ярлыки. Но призывает людей читающих относиться серьёзнее к процессу чтения. Призывает к совершенству, а не презрительно машет на тех, кто несовершенен. А вы утрируете...
Имярёк такой-то, не имеет права любить Толкиена, ибо глуп, и не втыкает.
Право слово, зачем? Человек ведь явно не это хотел сказать.
Чтобы одно очистить нужно другое запачкать... Но можно запачкать все, ничего не очистив...
Призывает к совершенству, а не презрительно машет на тех, кто несовершенен.
Ну, немножко всё же машет. enka411 сказала что нелюбовь к Толкиену объясняется его непониманием. То есть кому он не нравится, тот просто не способен, или же не хочет его понять. Это, если оперировать образами из пьесы, позиция девочки с мороженым - кто не любит мороженое, тот дурак.
ДЕВОЧКА Дурак! МУЖЧИНА Сама дура!
Мой комментарий просто назрел, иначе сцена осталась бы незавершёной.
А разницу между "не люблю" и "не понимаю", по-моему, Экслер очень внятно объяснил.
Экслер в данном случае занимается подменой понятий, ставя знак равенства между тезисами "я не люблю Толкиена" и "Толкиен - плохой писатель". Может быть тысяча причин для "не люблю", и "не понимаю" вполне может оказаться в их числе. Но сводить всё только к ней - это весьма похоже на "презрительно машет".
Послано - 09 Апр 2009 : 21:05:48
Эки, а что ты можешь сказать про такое философское течение, ка герменевтика, в частности про книгу Гадамера Истина и метод?
Походу, каждый стремится понимать чужие тексты по-своему. Это я, собственно, и про посты enka411, и про Экслера.
Чтобы одно очистить нужно другое запачкать... Но можно запачкать все, ничего не очистив...
Eki-Ra это просто наглядный пример слов Енки:
работать со словами – не семечки лузгать.
Вот Экслер использовал слово "любить", и это повело его не туда куда он хотел. Abs использовал другое слово, и он прозвучал значительнее. Ему надо в писатели идти :)
Потому что это правда. Сермяжная. Потому что честнее будет сказать "я не люблю Машу" а не "у меня нет желания и времени терпеть и анализировать её закидоны". Потому что от того что мне Машины закидоны станут понятны, любви у меня всё равно не прибавится. Потому что неглупый человек Саша Экслер здесь сглупил, полез с интегралами в любовь.
Где Маша, а где Толкин? При всем уважении, ваша гипотетическая Маша - не записанный текст, и подходить к ним с одной и той же меркой глупо. Или Вам, ФХ-ИН, просто с Енкой поцапаться?
Потому что многие любят Толкиена абсолютно его не понимая и без анализа, а значит и обратное правило верно. Или же вы должны образовать общество истинных толкователей Толкиена, и тем кто не сдал экзамена на понимания всей глубины его творения, отказывать в праве его любить. Так и писать: Имярёк такой-то, не имеет права любить Толкиена, ибо глуп, и не втыкает.
Как давным-давно известно всем, кто хочет это знать, только тольтеки толково толкуют Толкина. Но они традиционно об этом не рассказывают.
На самом деле, никто не лезет никуда - ни я, ни Экслер. И никто Вам не объясняет, что любить, а что не любить. Прежде, чем обвинять других в передергиваниях, не занимайтесь этим сами. Любить можно все, что угодно. И причина "вот люблю - и все!" вполне имеет право на существование. И если вам нравится читать про приключения Фродо и Братства - вам никто не запрещает. И не надо устраивать истерик по поводу того, что на вас кто-то рукой махнул. Никому оно не надо - руками на вас махать.
А вот если Вы хотите понять, что находят в этой книге англичане, почему Толкин позиционировал ее мифологией для Англии, Вам неизбежно придется лезть в сложные материи и разбираться с литературоведением и лингвистикой. Но литература тем и хороша: хочешь - лезь, не хочешь - не лезь.
Что касается Экслера, он высказал свое мнение в ответ, например, на такие заявления: "Как я понимаю, известный приколист Питер Джексон специально выбрал этот безумно толстый фолиант, чтобы сбить накопившуюся перхоть с баков этого напыщенного англосакса, с видом пророка изливающего попмезную банальщину на протяжении 1000 страниц". И имел на это полное право - мое личное мнение.
А вообще, уважаемые, должна сказать.. как же вы разочаровывающе предсказуемы. Я так и знала, что из двух страниц текста с рассуждениями увидят только фамилию Толкин и в нее-то и вцепятся. И все знают, из-за чего. Все остальное, о чем я говорила, ушло в песок. Какая жаль. Впрочем, все как обычно.
Я так и знала, что из двух страниц текста с рассуждениями увидят только фамилию Толкин и в нее-то и вцепятся. И все знают, из-за чего. Все остальное, о чем я говорила, ушло в песок. Какая жаль. Впрочем, все как обычно.
Неправда ваша. Лично я использовал Толкина как представителя классики. Для простоты и наглядности. Можно заменить везде Толкина на классику, или хорошую литературу. Ничего не изменится. А про песок, тут вот какое дело, я не спорю потому что согласен. Да, читать нужно уметь и желать. Однако и это тоже верно "хорошая литература самодостаточна и ни в чем не нуждается". О чём тут спорить?
Посему и выбор между лакомкой и эскимо кажется несколько надуманным: а какая, по большому счету, разница?
интеллектуальная жизнь сама по себе ужасающе скучна.
PS: А насчёт "поцапаться". Ну извините, постараюсь воздерживаться.
Я так и знала, что из двух страниц текста с рассуждениями увидят только фамилию Толкин и в нее-то и вцепятся.
Просто если убрать Толкина, то все ваше построение утратит смысл. Попробуйте вставить вместо него, Толкина, на выбор любого из местных самиздатовских карманных линкоров. Чисто для примера, без задней мысли:
Фраза "я не люблю Бадея" показывает определенную ограниченность человека, ее произносящего. Гораздо корректнее сказать "я не понимаю Бадея". Ведь не любить - это значит сначала понять, а потом прийти к выводу, что не нравится.
Глубокомысленно, не правда ли? Одна из любимейших самиздатовских отмаз. Между прочим.
А между тем, чтение текстов – это работа, ничуть не меньшая и, в каком-то смысле, не менее важная, чем создание этих текстов.
Ничуть не более тяжелая, чем глядение в окно, за которым идет дождь, рота солдат и второй час ночи.
заявляют, что у Толкина все персонажи черно-белые.
Послано - 10 Апр 2009 : 08:48:44
Эки, ну надо же над тобой поиздеваться? :)
Что же касается Енки...
А между тем, чтение текстов – это работа, ничуть не меньшая и, в каком-то смысле, не менее важная, чем создание этих текстов. И для того, чтобы читать и понимать хорошую литературу, классику или нет, надо уметь и желать проделать эту работу. Улавливаете?
Вот разница именно в этом. Для того чтобы читать и понимать литературу, без разницы, хорошую или нет, не надо "проделывать работу". Не надо анализировать текст (это я про вот эту фразу:
На уроке литературы показывают, как и зачем надо анализировать текст, показывают, какими средствами пользуется писатель для того, чтобы полно и точно выразить свою мысль.
). Анализировать текст интересно. И такой анализ может открыть новые удивительные грани. Но он не обязателен. Для того чтобы понимать текст, совершенно необязательно его анализировать. Текст нужно... ощущать, что ли... любоваться им. Любить. Или не любить. Любовь и нелюбовь - первичнее анализа. Анализ рождается из любви, а не любовь из анализа.
А теперь про анлизаторов. По отношению к читателю, все критики и анализаторы, как слесари по отношению к владельцу автомобиля. Или как специалисты службы поддержки по отношению к пользователям программ. Если пользователь что-то не понимает в программе, он обратится в службу поддержки. Или перейдет к другой программе. Но никто не будет упрекать, к примеру, Эки, в том, что он не владеет SQL и не может сам написать сайт? И никто не будет говорить Эки, что для того чтобы понять всю радость общения на Кубикусе, он должен проанализировать тексты форумных программ? Ведь любить Кубикус можно и без этого?
В споре насчет Зеленого рыцаря вы полагались на авторитет Шиппи, при написании программы я полагаюсь на авторитет Кнута.
В споре насчет Зеленого рыцаря а полагалась на анализ Толкина. Внимательнее плиз. (В скобках замечу, на всякий случай, что анализ обозначает подробный аргументированный разбор, а не меряние авторитетами).
Речь совсем не о том, кто писал чушь, а о том, насколько обоснованно мы считаем творчество гениальным.
Вот, что я говорила об обосновании гениальности:
А сколько раз на этом форуме нежно любимые мной ниспровергатели заявляли: да почитал(а) я вашего Пушкина/Шекспира/Гомера - особой гениальности не заметил(а)! Как там у поэта Рюхина? "Вот пример настоящей удачливости [...] Какой бы шаг он ни сделал в жизни, что бы ни случилось с ним, все шло ему на пользу, все обращалось к его славе! Но что он сделал? Я не постигаю... Что-нибудь особенное есть в этих словах "Буря мглою..."? Не понимаю! Повезло, повезло! Стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие".
Вот и получается, что беда-то не в том, что не читают, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись никогда, а в том, что как раз читают. И пишут. И кричат, что не надо нам ваших литинститутов!
Я не рассуждаю "в общем". Я говорю о конкретных вещах и привожу конкретные примеры. Это раз.
И два: лично Вы можете не считать Толкина гениальным. Вам кто-то запрещает?
Предположим ЭКСМО вложит в раскрутку Толкина средства и станет Профессор жутко модным, тоже запишите в массовую литературу? Что за привычка смешивать категории литературные и маркетинговые?
Ну, что Вам сказать? Опоздали Вы лет на десять-пятнадцать. Уже давно вложили, уже давно раскрутили. И люди покруче, чем ЭКСМО. Уже давно модный. И уже давным-давно Толкин - это массовая литература. Нравится Вам это или нет.
2 Гая Ричи обоснованно только при публичном высказывании, а Толкина всегда?
А почему Вы не читаете, что я говорю?
Собственное мнение на то и есть собственное мнение, чтобы держать его при себе. Его же нельзя использовать в дискуссии в качестве объективного аргумента.
Только обоснуйте на основании чего мне доверять авторитету Экслера в данном вопросе?
Не доверяйте. Кто Вам не дает?
Воспитание это доверие авторитету воспитателя. В три года можно слепо верить, в тридцать три - поздно.
Ну, вот кого-то к тридцати трем научили тому, что никому нельзя верить. А кто-то потратил это время на обучение другим вещам. Вопрос личного выбора, на самом деле.
А почему вдруг говорить "я не люблю Толкина" вместо "у меня нет желания и времени читать и анализировать Толкина" будет "честнее"?
Честнее чем говорить "не понимаю". Внимательнее плиз.
А Вы не поняли мой вопрос? Я спросила: почему вместо "у меня нет желания и времени читать и анализировать Толкина" Вы говорите "я не люблю Толкина" и считаете, что это честнее, чем сказать "я не понимаю Толкина"?
Переход на личности и сентенции о глухоте оппонента - нечестный способ ведения дисскуссии.
Я не перехожу на личности. Я констатирую факт: это было предсказуемо. И разговор о литературе опять ушел в препирания по поводу гениальности или не гениальности Толкина. Вы сами-то о чем со мной спорите?
Как и общие фразы не способствуют пониманию.
Пониманию чего? У нас тут тема про то, кто как любит Толкина?
FH-IN,
если Вы под Толкиным разумеете классическую литературу, почему не назвать ее классической литературой? Значительно облегчило бы понимание.
И при всем уважении, я не могу согласиться с тем, что хорошая литература самодостаточна и ни в чем не нуждается . Сожалею, но не могу. Сами посмотрите: что можно считать хорошей литературой, если собеседник на каждой фразе тебя переспрашивает: а кто сказал, что это хорошо? вы каким авторитетом крыть собираетесь?
enka411 сказала что нелюбовь к Толкиену объясняется его непониманием. То есть кому он не нравится, тот просто не способен, или же не хочет его понять. Это, если оперировать образами из пьесы, позиция девочки с мороженым - кто не любит мороженое, тот дурак.
enka411 сказала, что не надо объявлять о своей нелюбви к литературе, и Толкину в том числе, если Вы даже не потрудились ее понять. И привела конкретные примеры. И не надо, пожалуйста, оперировать образами из пьесы применительно к одной фразе, вырванной, к тому же, из контекста.
Заметил-Просто
Для того чтобы понимать текст, совершенно необязательно его анализировать. Текст нужно... ощущать, что ли... любоваться им. Любить. Или не любить. Любовь и нелюбовь - первичнее анализа. Анализ рождается из любви, а не любовь из анализа.
Так значит, любить и понимать все-таки одно и то же? А разве для того, чтобы любоваться текстом, не надо понимать чем в тексте можно любоваться?
А умение любоваться текстом откуда берется? Или оно врожденное?
аk23872
Просто если убрать Толкина, то все ваше построение утратит смысл. Попробуйте вставить вместо него, Толкина, на выбор любого из местных самиздатовских карманных линкоров.
Да, если взять отдельно эту фразу, то так и получится - и спорить не буду. Но речь-то была не о том.
Ничуть не более тяжелая, чем глядение в окно, за которым идет дождь, рота солдат и второй час ночи.
И все идут? На самом деле, и в этом кто-то находит глубокий смысл. А кто-то, опять же без конкретных задних мыслей, и с серию романов его вложить не может.
заявляют, что у Толкина все персонажи черно-белые.
Некая условность присущая жанру.
…практически отсутствующая у Толкина. Но это разговор для другой темы.