Hellgion
|
Легко быть богом После просмотра второй части фильма «Обитаемый остров» режиссёра Фёдора Бондарчука, у меня сложилось впечатление, что именно так должны были назвать своё произведение, по которому снят этот фильм, его авторы – братья Стругацкие.
Скрытый текст
Если сопоставлять ОО с другим известнейшим (и в муках вторично экранизируемым) романом советских писателей-фантастов – «Трудно быть богом», можно сказать, что психологическая, этическая, морально-нравственная проблематика этих произведений благодаря этому сопоставлению разрешается очень даже просто: создать светлое будущее и осчастливить несчастные забитые народы далёких планет можно лёгко и просто, но при одном необходимом условии - если эти народы сами уже изрядно прогулялись по кривой дорожке технического прогресса, и их эксплуатация, и порабощение осуществляется техническими средствами. Надо лишь сломать Главную Башню Злого Влияния - и вперёд, в светлое будущее (обязательно в браке с возлюбленной инопланетяночкой). Понятное дело, что при отсутствии шагов по пути технического прогресса – нечего и пытаться помочь несчастным аборигенам далёких миров – все потуги утонут в болоте феодальной раздробленности и отсталых умонастроений недозревшего общества и отдельных его членов. Восславим же технический прогресс, дамы и господа! Теперь про само кино. «Обитаемый остров», то есть. Оно мне понравилось. После просмотра второй части кинодилогии первая часть (увиденная раньше), как и должно быть, воспринимается уже несколько иначе, да и действие во второй части, на мой взгляд, развивалось куда занимательнее и даже интенсивнее, чем в первой. По крайней мере, у меня не возникло ощущения не проходящей монотонности продвижения сюжета, которое осталось после просмотра первой части фильма. Надо сказать, сам фильм в целом и отдельные его части породили у меня массу самых разных идей, мыслей и мыслишек. Если посмотреть на то, чем фильм начинался, и чем закончился, то получится, на первый взгляд стандартнейший вариант: неопытный, но жизнерадостный и оптимистично настроенный юнец к концу истории превращается в решительного, уверенного в себе и готового к предстоящим испытаниям и невзгодам молодого человека, способного взвалить на себя груз ответственности за судьбы вогнутого мира. Однако ещё до начала истории этот улыбчивый пацанчик совершает мелкую кражу. Фильм начинается с полёта в Космосе (!), куда он отправился вроде бы, как на прогулку, но при этом бросив знакомую девушку. Максим Каммерер снаряжен целой кучей технических прибамбасов, которые, в частности, позволяют «найти общий язык» с аборигенами. Попав плен к инопланетным воякам, он не выказывает ни малейшего страха, а лишь сдержанный интерес в отношении некоторых стратегических военных объектов. Уже во время первого теракта, случившего при нём в Саракше (инопланетной державе) главный герой демонстрирует свою отменную физическую подготовку. Затем в стычке на улицах местного города с шайкой бандитов и её предводителем показывает себя превосходнейшим специалистом в боевых единоборствах. С готовностью внедряется в рядах местных вооружённых сил. Познакомившись с особенностями поддержания правопорядка в этой стране, он покидает службу, присоединяется к повстанцам и помогает им осуществить теракт. То, что теракт – заказ самой власти (Неизвестных Отцов), в данном случае не столь важно. Из всех перечисленных фактов в первоначально высказанную характеристику истории с некоторой натяжкой укладываются только последние два факта. К ним ещё можно добавить ночной разговор с приютившей Максима инопланетянкой (помнится, он происходил на крыше). Всё остальное – выглядит очень странно! Либо Максим отправился в космос вовсе не на прогулку, а на спецзадание от какой-то спецслужбы, либо на Земле к моменту начала действия истории сложилась просто-таки фантасмагоричная общественно-государственная система! Дальнейшее развитие событий, на удачу зрителей уже не предлагает им логических загадок. Вторично оказавшись в руках местных силовиков, Максим попадает на пограничную территорию в роли подневольного чистильщика. Там от местных собратьев по несчастью он узнаёт, наконец, истинную подоплёку государственной системы и системы подавления в этой стране. Теперь он обретает конкретную цель для своей дальнейшей деятельности. Захватив самоходный танк? он переправляется на территорию мутантов (аборигенов, пострадавших в прежних войнах). По дороге туда он похищает знакомого гвардейца из местных. Однако первоначальный план воспользоваться для достижения избранной цели «услугами» государств-соперников отметается после посещения поврежденной подлодки их флота: просмотренный там видеодневник потенциальных союзников производит на обоих заговорщиков чересчур неприятное впечатление. Тут надо заметить, что лично для меня этот момент – самый слабый во второй части кинодилогии. Сцена с просмотром записей военных действий вышла какой-то невнятной – кроме криков и воплей мало что можно понять. Дальше дело развивается уже по наезженной колее (причём фактически уже по третьему кругу): сдача местным спецслужбам, зачисление в «штрафные» войска и новые приключения – на сей раз, участие в танковой атаке и небольшая разборка с местным младшим офицером (и по совместительству «занозой в заднице»). В качестве вишенки на торте в этой боевой операции выступает ядерный удар по полю боя. Вот теперь-то, наконец, судьба начинает благоволить незадачливому инопланетянину и поворачивается и к нему более привлекательной стороной. Сразу после ядерного пекла (которое Мак(с)у как вы понимаете, конечно, ни по чём! – а что вы хотите от рядового супермена из будущего?) он попадает, наконец (со второй попытки) под тёплое крылышко загадочного начальника одной из местных спецслужб, и поступает на работу в одну из его лабораторий. Но это был лишь первый шаг, не побоюсь это слова, НАВЕРХ: почти тут же Максима перехватывает главный местный прокурор. Этот чиновник гораздо прозаичнее своего соперника в борьбе за обладание залётным гостем. Да и цели у него простые и ясные: от Максима требуется всего лишь оказать ему помощь в осуществлении государственного переворота. Дело в том, что как раз накануне этот прокурор узнал о своём проигрыше в очередном раунде подковёрной борьбы, ведущейся на вершине саракшской власти, и о том, что жизнь его теперь висит на волоске. Вот он – Истинный подарок Судьбы, которая буквально выкладывает желаемое перед Максимом на блюдечке с голубой каёмочкой. Конечно, он не откажется от Шанса, как какой-то рефлексирующий интеллигент и отправится в Главную Башню Зла. Там он благодаря поддержке прокурора и превосходству в физической подготовке преодолеет барьеры в виде живой охраны, охранных систем и, наконец… Окажется в роли одного из лостовцев – на ваш выбор, например, в роли Джона Локка. Ему предстоит повернуть Колесо. Оно, конечно, поменьше, и расположено повертикальнее. Однако ведь он находится на обитаемом острове! Так что нет ничего удивительного в том, что для изменения судьбы этого острова тоже нужно повернуть колесо! Он его поворачивает – и Мир рушится, в прямом смысле! Точнее сначала рушатся вниз, падают с ног, все кто стоял и сидел по всей стране. Скрючившись от дикой боли и всепоглощающей депрессухи, всё население Саракша пробует себя в роли выродков (один из лучших, на мой взгляд, моментов фильма). Помимо главного героя в порядке остаётся только Странник – тот самый чиновник, у которого Максима украл прокурор. Он бросается на поиски «Мака», который, заминировал ГБЗ (Главную Башню Зла) и в свою очередь уже переключился на поиски своей подружки-инопланетянки. Про то, где она сейчас находится, ему ранее рассказал прокурор. Прежде чем добраться к цели он сталкивается со Странником… но после короткой схватки, не выявившей явного победителя Максим следует дальше и проникает в тайное место и… Оказывается в сказке А. С. Пушкина! «Свет мой, зеркальце! Скажи! Да всю правду доложи! Я в Саракше пребываю иль уж в сказке я другой?» - наверняка подумал Максим, узрев прозрачный саркофаг с возлюбленной. Он возвращает её к жизни и тут его вновь настигает Странник. Им предстоит нелёгкий разговор, ох какой нелёгкий! Ведь это – кульминация всей истории! А все разговоры в таких ситуациях все герои подобных фильмов ведут… только ногами! Иначе нельзя! Жанр обязывает! И вот зритель наблюдает, как несколько минут экранного времени наполняются эффектными прыжками, кульбитами, ударами ног и немного – рук, а также (между делом) узнаёт из отрывочных фраз, коими обмениваются «переговорщики», всю правду-матку о Саракше, Страннике и обо всём остальном. Странника зовут на самом деле Рудольф, он уроженец той же планеты, что и его противник. Он занимался тем же делом, что и Максим: двигал аборигенов к лучшей жизни (вот уже двадцать лет), и он очень недоволен тем ускорением, которое придал этому процессу главный герой. Впрочем, последний успешный пинок остаётся за его молодым оппонентом. А, значит, за Каммерером - и право на переустройство этого мира по своему желанию. Чем он и займётся, - наверняка, рука об руку со своей возлюбленной аборигенкой. Итак, я посмотрел фильм, в котором рассказывалось о двух мирах. Об одном напрямую, непосредственно, в картинках. О другом – косвенно, через характеристики главного героя, а также через действия и слова его внезапно проявившегося к финалу главного оппонента. Речь, естественно, о Мире Полдня. Таинственной и загадочной родине всех вершителей космических судеб у братьев Стругацких. Что же должно освещать полуденное солнце, стоящее в зените над этим миром? Если судить по описанному выше поведению Максима в первой части фильма, то можно смело утверждать, что в Мире Полдня живут люди, придерживающиеся ценностей Свободы, Демократии и т. д. и т. п. Но если мы вспомним Странника, у нас возникнет сомнение: всё ли так однозначно? Вряд ли сторонник названных ценностей стал бы потворствовать Диктатуре Неизвестных Отцов, как это делал Рудольф. Вот вам уже две характерные и в то же время противоположные позиции. Их объединяет, пожалуй, одно – готовность к борьбе, умение, сражаться и выживать в любых обстоятельствах. Чтобы убить выходца с МП надо очень постараться! При этом один – умудрённый годами практик, другой – молодой идеалист, из которого, очевидно не успели выветриться воспитанные в нём ценности, преподаваемые, видимо, в МП молодому поколению. Очевидно, разницу позиций в отношении подопытного мира можно объяснить этим различием. Но тогда мы фактически остаёмся один на один с отмеченной выше агрессивностью, готовностью к схватке, присущей обоим этим героям. Что ж, поскольку какие-то другие важные сведения об их базовом мире из фильма вряд ли можно почерпнуть – предлагаю пофантазировать на тему сущности Мира Полдня каждому зрителю. Самостоятельно. От себя же скажу одно. Недавнее прошлое МП (Земли?), почти наверняка, по степени ужасов и крови не уступает описанным в ОО ужасам и крови Саракша, а то и превосходит их! Такую точку зрения подтверждает, на мой взгляд, и поистине космический (во всех смыслах этого слова) экспансионизм уроженцев МП. Они просто вынуждены идти в космос в массовом порядке и искать обитаемые планеты, чтобы выплеснуть накопившуюся энергию переделки мира. Их гонит туда их собственная Башня, чьи волны заставляют их корчиться и бежать, бежать вперёд, прочь от собственного перевёрнутого, перелопаченного Мира. Чтобы в свою очередь переворачивать и перелопачивать чужие Миры.
Отредактировано - Hellgion 22 Апр 2010 19:41:51
|