Будущее в постсоветской фантастике: тьма надвигается.
К.Чиганов.
СССР скончался вместе со своей Конституцией, с пресловутой ее шестой статьей — о единственной и направляющей силе, то бишь Коммунистичекой партии. О, сколько интеллигентов кляли и ненавидели эту статью, как много писали о проклятии однопартийности, каким пламенем полыхал «Огонек», самый антисоветский из советских журналов той эпохи... (и все чтобы ныне вернуться к фактически единой и направляющей, впрочем, к лешему, не о том речь). А тогда компартия, этот издыхающий Красный Дракон, перестала обращать внимание на мельтешение мелких инакомыслящих зверьков. И всем СТАЛО МОЖНО! Писать исторические и псевдоисторические книги без «призрака коммунизма», снимать чернушные фильмы с тем, что режиссерам представлялось эротикой, сочинять для страны и мира любое будущее. Без риска, что пригласят на беседу в органы — органам тогда было не до того, органы играли в политику. Бывшие партсекретари тоже. Я буду говорить о тех книгах, которые запомнились — пусть не самых лучших, не самых глубоких, полузабытых иногда. С кого начать рассказ? Да вот, пожалуй, с пары своих земляков, писателей, которые вполне себе (и заслуженно) мелькают на полках в книжных магазинах. Начну с Александра Бушкова. Да, да, того самого. Автора боевиков про «Пиранью» — подводного диверсанта капитана Кирилла Мазура. Кстати, первые книги весьма недурны, как и цикл о «Бешеной». Приятно узнавать точно и метко выцеленные Бушковым родные сибирские реалии. Приятно читать и остроумно-злые его исторические (а хотя бы и псевдоисторические) работы вроде «Гвардейского столетия». Пусть он «псевдоисторик», «националист», «космополит», «антисемит», «сионист» и т.д. и т.п. В одном флаконе, да, он порча, он чума, он язва здешних мест. Но уж в трудолюбии, фантазии и эрудиции Бушкову не откажешь. Жаль только, последние книги его сериалов про того же Мазура или короля Сварога (он же бывший майор ВДВ), уже гораздо слабее первых. Ну, так всегда бывает с сериалами. Что до лорда Сварога, при явственном запахе Марти-Сью (1) он остается живым, ошибающимся, переживающим человеком, а «Нечаянного короля» я бы вообще рекомендовал как учебник начинающего самодержца в фентези-мире. Юным авторам(шам) читать обязательно. Так вот: есть у него славная, забытая почти повесть «Анастасия». Про будущее после ядерной(?) катастрофы. Где в рыцарском государстве Счастливая Империя два пола поменялись ролями. И главная героиня — юная княжна Анастасия с отрогов Улу-Хем отправляется, по нелепому рыцарскому обету, к таинственному Закатному морю, попробовать, солона ли вода. По пути она встретит множество странных и диких народов, спасет своего будущего возлюбленного — капитана ВДВ из прошлого (ага, слабость у Бушкова к голубоберетным орлам), а потом и сам этот нелепый мир спасет. Первое издание этой книжки мне попалось в начале девяностых, по копеечной цене. Жуткая газетная бумага, слеповатая печать, ядовито-желтая бумажная обложка с диким черно-желтым коллажем, и конечно, с всклокоченной девицей в одежде садомазо-стиля. Так тогда частенько оформляли книжки — нарезать из газет фоторедактором картинок и перемешать в винегрет проще, чем искать художника, и платить не надо. Хотел сперва отбросить — опять какие-то галактические протитутки, но лишь немного почитал и тут же купил. Бушков зло и смешно расправлялся с прежними священными коровами СССР, взять хоть бога Великого Бре и главного «дьявола» — Гологолового Хру, прячущегося в кукурузе, запретной для набожного верующего. И все же, ребята и зверята — накройся наш мир таким вот глобальным ядерным тазом, ведь примерно такие обрывки воспоминаний, вер, лозунгов, мод (джинсы — одежда знати) потомкам бы и остались. Позже, в Свароге, Бушков разовьет темы наследства погибшей цивилизации вроде нашей. И того, что на ее костях вырастет. Иногда — смешное, как мифический двуглавый крылатый зверь медведь, похититель прекрасных юношей, а иногда страшное, вроде нежноголосого людоеда, чарующего путников речами дорогого Леонида Ильича. И бегут под пыльными всадниками шестиногие лошади, и светит в небесах Лик Великого Бре. А покоя как не было, так и нет. Не зря эпиграфом повести стала совсем не легкомысленная блоковская строка: «Мы — забытые следы чьей-то глубины».
С творчеством Михаила Успенского (Михаил Глебович, простите, что так, без отчества, чтоб уж как всех) я познакомился много раньше, чем с ним самим. В разоренной чуть позже коммерциями «Юности» попалась пара рассказов, в том числе «Нет исключений из правила Буравчика» — совершенная фантасмагория в духе то ли Кэррола, то ли Евгения Клюева(2), но с политически-историческим замесом. Позже сам Успенский мне признался, что номер этот не нашел, а я, олух, не сохранил, чтоб подарить. Из всего богатства пера Успенского, а та же трилогия о богатыре Жихаре из Столенграда — это люто остроумно и талантливо, я вспомню недавнюю его книгу: «Три холма, охраняющие край света». Не обманывайтесь легким смешным языком и детективным сюжетом, поначалу кажущимся нелепым — многое в книге вполне себе серьезно. Казалось бы — посмотрите, куда ведет европейская политкорректная и заботливая история, и порядки мира недалекого будущего покажутся вполне логичными. Толпы протестантов, протестующих вообще против всего, что придет в голову — на улицах. Хорошо еще — гей-мэр итальянского городка, места фестиваля антиглобалистов, догадался пустить в фонтаны вино, и кровопролития не случилось. Стараниями гуманистов корриду в Испании таки запретили, а на одном из стадионов миллиардер и бывший футболист построил огромный музей современного искусства — в виде электролампочки. Искусство внутри — вполне соответствует. Правда, охраняется музей лучше швейцарского банка. А что поделать, когда террористы взяли моду брать в заложники... шедевры искусства. Умыкнули вот из Лувра Венеру Милосскую. Президент Франции отказался платить огромный выкуп «в пользу угнетенных бывших колоний» — и слетел с поста, когда террористы раздробили статую в крошево и предъявили прессе. Такие дела. Перед посадкой в самолет пассажиры должны раздеться догола, а к сиденьям их прикуют цепями — и верно, террорист с бомбой не проберется. «Убедительная просьба памперсы оставлять прямо на ваших креслах. Желающие могут пройти трехдневный бесплатный послеполетный курс психологической реабилитации!» Москва превратится в натуральные каменные джунгли. После того, как рухнули несколько бездарно выстроенных жилых комплексов, а часть столицы затопили подземные воды, начал богатенький народ из Москвы разбегаться на окраины и дальше. Заодно стали уходить и деньги, естественно. Зато процвели города Золотого кольца. Госорганы переехали в Петербург, и бедный град Петров едва не треснул от тучных министерств и ведомств. А аварийные московские башни заселили стихийно сложившиеся кланы, и получили они новые названия: Чайнатауэр, Тушинская Богадельня, Пик Коммунизма и так далее. Образованного народу там хватало, и беднота из башен начала развивать копеечные альтернативные нано и прочие технологии, отчего наука и техника у них расцвели невероятно. Так и возникла, по Успенскому, новая цивилизация. Странноватая, но живучая. О подробностях же, и о том, чем кончилась история прекрасной дочки угольного магната и невероятной кражи детского рисунка, причем тут эльфы и Ктулху, читайте сами — зачем лишать удовольствия бледным пересказом. Говорят — о покойных, мол, либо хорошо, либо никак. Потому не стану высказывать свое мнение о взглядах и идеях довольно популярного когда-то фантаста Юрия Петухова. Автора уймы работ, начиная от «Классификатора инопланетных пришельцев» с пугающими картинками и заканчивая (свят-свят) «историческими» книгами о великой и древней Руси, откуда еси веси все цивилизации. Автора длиннейшей опупеи «Звездная месть» с приключениями истинно «русскаго» супермена, космодесантника Ивана. Из этой (яркой и подчас небесталанной) книги, полной крови, мяса и мочилова, вы, благодарный читатель, узнаете невероятную тайну появления семитской расы. Таки да, евреев вывели злые хитинорожие и зеленые инопланетяне. Посредством бесчеловечных опытов по скрещиванию черной и белой рас в... египетских пирамидах. Проняло? Свои творения Юрий Петухов публиковал в издаваемых им своими силами толстых (и качественно напечатанных) журналах «Приключения и Фантастика», «Метагалактика», «Галактика», где бывали и действительно интересные произведения других авторов. Да еще и выпускал ежемесячную газету «Голос вселенной» со стандартным тогдашним содержанием: контактеры, мрачные пророчества, инопланетные насильники-телепаты и т.п. Но кроме злобного словесного мусора, есть у Петухова отличные рассказы, есть и заслуживающий внимания роман «Бойня» (с продолжением, но оно мне понравилось меньше). Начинается книга с поимки Чудовища — страшного и безобразного, с лапами, щупальцами, жвалами и шестью налитыми кровью глазами. И только потом становится понятно — ловят его в развалинах какой-то фабрики подростки-мутанты, сами-то не больно Чудовища краше. Страна, в которой нетрудно узнать одну великую державу, превратилась в мировой отстойник, где живут мутанты да отщепенцы, выброшенные из светлого, чистого и гуманного мира двуногих «туристов». Мутанты даже работают — обслуживают некие «трубы» (ага, ничего не напомнило?), по которым подают им алкогольное, судя по всему, пойло. Но накрытая Куполом язва на теле Земли ее хозяевам уже надоела, и выродков собираются «удалить» полностью. Как чумной нарыв. Зря жители деревни мутантов приводят «туристам» на расправу выбранного виноватым «за усе» трубообходчика-передовика Папашу Пуго. Зря падают на колени. Никого не пощадят эти красивые здоровые господа в удобных защитных костюмах, даже пятиногого котособачонка Пипку. Случайно спасутся трехногий инвалид Хреноредьев и бывший «свободный гражданин» с той стороны, наркоман Буба по прозвищу Чокнутый. И группка подростков-мутантов, захвативших бронированную машину «туристов», прет куда-то из своего гибнущего мира по старым туннелям. И где-то по этим забытым ходам странствует освободившееся Чудовище со своим пленником — «туристом», вертолетчиком Хэнком. Странствует, болея душой за несовершенный и жестокий мир, идет за советом и помощью к старому другу, премудрому Отшельнику. Книга написана несовершенно, но так смачно, так узнаваемо, со смехом сквозь слезы, что за нее одну я хочу простить автору закидоны и заскоки на патриото-национальной почве. Надеюсь, простили его и на суде, на который все мы попадем после кончины. И под занавес вспомню маленькую тонкую книжечку местного издательства, на скверной бумаге, с незнакомой тогда фамилией на обложке: Леонид Кудрявцев. Как оказалось, тоже «свой», тогда еще земляк. Книжечка называлась «Дорога миров», творилась в ней веселая и печальная чертовщина, напомнившая отличного нашего сибирского фантаста, ныне отошедшего от дел, Олега Корабельникова. Только рассказы и повести Кудрявцева были смешнее и фееричнее. То гвоздь неведомо отчего растет у героя из стенки — без всяких признаков шляпки с другой стороны, то за Смертью охотятся правительственные войска, и одинокий вдовец дает ей приют... Смерть тогда убили в конце, и было бурное всенародное ликование, а в тайных лабораториях тут же принялись синтезировать искусственную Смерть — чтобы упокоить мучающегося в агонии Президента страны. В ма-аленьком рассказе «Бессмертные» инопланетный Белый Крокодил излагает нам историю страны будущего, в которой все желающие получили не только бессмертие, но и возможность изменять свой облик как угодно, оставаться вечно юными, если пожелают, и т.д. Помните? «Счастья для всех, даром!» Не удержусь, процитирую, что из этого вышло: «Правительство совершенно официально объявило о том, что наступила Эра Вечного Человека. Не обошлось без восторженных речей, фейерверков и всеобщего ликования. Потом появились трудности. Разорились врачи. Лечить стало некого. Вслед за ними остались не у дел косметологи, фотографы, парикмахеры, маникюрши, массажисты и многие другие. Дошла очередь и до портных. Зачем носить одежду, если с наступлением холодов можно сколько угодно обрастать красивой густой шерстью и перьями? Армия разбежалась. Вернее, самораспустилась, когда вдруг обнаружилось, что состоит она исключительно из генералов, адмиралов и поваров. Тем временем скончался профессиональный спорт. В самом деле, о каком спорте может быть речь, если каждый оболтус может стать чемпионом мира во всех его видах?» Размножаться никто не желал, работать тоже, государство, естественно, рухнуло за невозможностью принудить кого либо хоть к чему-то и хоть как-то наказать за непослушание. Гибель и распад широкими шагами неслись по бессмертной, счастливой стране сбывшихся мечтаний. «Часть бессмертных обленилась настолько, что предпочла растительный образ жизни, утратив остатки разума. У других бесконечные метаморфозы организма приобрели характер наркомании. Остановиться они уже не могли, постепенно теряя какие-либо очертания и превращаясь в мелко трясущиеся комки слизи, получившие название комдрожжей. Между тем страна погибала. Это было ясно, и все, кто сохранил остатки разума, осознали, что ничего уже не пожелаешь, а поэтому —спасайся кто может! Началось бегство. Часть ушла в глубины океана, другие улетели в космос. Третьи ушли в четвертое измерение, а четвертые — в третий антимир. Остальные — кто куда». Вам все еще хочется повторить желание погибшего в Зоне парнишки? Вот именно. И кто знает, не это ли будущее (или что-то наподобие) ожидает «золотой миллиард», если не вмешаются, как уже бывало, в наступающую утопию смутно знакомые всадники: Война, Голод и Смерть. Может быть, ко благу человечества, в конце концов... Ну а к двухтысячным у бывших советских интеллигентов, а ныне писателей-фантастов вроде Юрия Никитина, Романа Злотникова, «Хольма», пардон, «Ван Зайчика» все чаще появлялись картинки будущей клюквенно-кисельной Суперимперии а-ля рюсс. И понеслись с кличем о потерянной России матушке в наше прошлое тучи «попаданцев». Чтобы с помощью глубочайших научных и исторических знаний века 21го спасти и сохранить Российскую Империю, только с космолинкорами вместо бездарно потерянных цусимских утюгов-броненосцев. И великое множество «спасителей Империи» расселилось в фантастике от Иоанна Грозного (подобных мутных прожектеров и колдунов попросту сажавшего на кол) и до 1917 года, в котором множество неглупых людей и так знали, что бы следовало делать, да только никто их не слушал (а уж неведомого сумасшедшего со взором горящим и рекомендацией «Я Ваня Кошкодавов, из далекого будущего, а теперь всем тута буду рулить!» так бы и послушались). Потомки кучеров и прачек принялись примерять на измученную страну и на себя, любимых, дворянские гербы да кафтаны... Об этом феномене «барин вернулся» интересно и содержательно написал, например, Леонид Фишман в своих эссе — мои всяческие рекомендации. Пошел, отщелкивая даты, век двадцать первый. Книги не умерли, только все больше переходят в электронно-сетевую форму, а литературу почти всерьез называют «сетература». И фантастов в ней расплодилось — не вычерпать. Но это уже совсем другая история.
1 - Обычный главгерой у начинающих «писателей», альтер-эго автора, наделенное супер-пупер способностями, красотой и сексапильностью, см. стряпню И. Эльтерруса.
2 - "Между двух стульев» Клюева – вы что, не читали? Позор! Бросьте эту нудную статью к ляду, ищите книжку, юные серые штурмовики, крысята с корабля современности.
Послано - 18 Мая 2018 : 21:08:15
каким местом обзор в этом месте? Обзор может и хороший, но очень уж субъективный, с претензией на абсолют
Всему свое время. Сейчас говорить о
И понеслись с кличем о потерянной России матушке в наше прошлое тучи «попаданцев». Чтобы с помощью глубочайших научных...
вроде как то оно там тогда, а сейчас ну и глупость. Да не глупость. Всегда есть патриоты, которые хотят видеть РФ Великой Державой и делали для этого все что могли. А вот о том, кто все это отрицает,смеется над прошлым и ненавидит настоящее, стоит задуматься
Николай Профессиональный читатель
Неужели мы так предсказуемы? «Рыцарь Ордена» С. Садов