Послано - 10 Фвр 2016 : 02:18:54
Посоветуйте статьи (полноценные книги читать слишком скучно), которые раскрывают самые распространенные ошибки начинающих писателей, а также дают рекомендации по стилю, выдержке и т.д.
Послано - 10 Фвр 2016 : 05:57:30
Если вы не в состоянии прочитать правила раздела и понять, что данной теме здесь не место, то никакая статья вам не поможет.
Тест Паркера для писателей фэнтези придуман, как ни странно, Дэвидом Дж. Паркером и Сэмюэлем Стоддардом. Переведено сумрачным гением с Луркоморья. Разумеется, авторы сгустили краски, а кое-где и неприкрыто стебутся.
С тех пор, как Джон Толкин и Клайв Льюис создали миры Арды и Нарнии, каждому уличному пустозвону думается, что он тоже может написать отличное самобытное фэнтези. Вот только почти наверняка «отличное и самобытное фэнтези» окажется слабым и штампованным. Нам это откровенно надоело, и мы создали целый список сворованных сюжетных ходов в форме теста. Мы считаем, что каждый, кто думает написать фэнтези-роман, прежде должен пройти этот тест. Ответишь «да» хоть на один вопрос — провал; это значит, что нужно взять и бросить написание романа.
На первых 50 страницах вашего произведения ничего важного не происходит? Ваш главный герой — выходец из деревни, но родители его не известны? Главный герой — наследник трона, но сам про это не подозревает? Ваше творение повествует о молодом герое, который взрослеет, обретает невероятные способности и, наконец, побеждает супер-пупер плохого дядьку? В вашем произведении рассказывается о походе на край света за древним артефактом, который спасёт мир? А как насчёт того, кто способен этот самый мир погубить? Сюжет вашей книги закручен вокруг древнего пророчества об «Избранном», который спасет мир, а с ним и всех остальных, возглавив силы добра? Есть в вашем произведении хоть один персонаж, существующий исключительно для того, чтобы неожиданно появляться и снабжать персонажей информацией? Один из ваших персонажей на самом деле замаскировавшееся божество? Главный, злобный, супер-пупер плохой дядька втайне является отцом главного героя? Вашим миром правит добродушный король, которого водит за нос злобный колдун? Фраза «забывчивый маг» описывает хотя бы одного из персонажей вашего романа? А как насчёт «могучего, но туповатого и добродушного воителя»? А нет ли там «мудрого, загадочного волшебника, отказывающегося полностью посвятить персонажей в план действий, в виду каких-то собственных, загадочных причин»? Женщины в вашем произведении проводят уйму времени в тревогах о своём внешнем виде, особенно когда рядом появляется мужчина? Хотя бы одна женщина введена в роман только затем, чтобы её вначале похитили, а потом спасали? Хотя бы одна женщина существует в тексте только для того, чтобы представлять идеалы феминизма? Подходят ли хоть к одной женщине в книге слова: «неуклюжая кухонная девка, куда лучше управляющаяся со сковородой, чем с мечом»? А слова «бесстрашная воительница, которой куда больше подходит меч, чем сковорода»? Можно ли хоть одного персонажа в вашей книге описать как «сурового гнома»? А что скажете о полуэльфе, разрывающемся между своей человеческой и эльфийской кровью? А не сделали ли вы эльфа и гнома неразлучными друзьями, просто в качестве оригинального хода? Все персонажи, ростом менее полутора метров, существуют только для комических ролей? Вы уверены, что корабли служат только для двух дел: рыбалки и разбоя? Вам не ведомо, когда начали использовать сеновязалку? На нарисованной вами для романа карте существуют такие места, как «Выжженные Земли», «Лес Ужаса», «Пустыня Отчаяния» или что-нибудь, содержащее слово «Погибель»? Пролог вашего произведения невозможно понять, пока не прочитаешь всю книгу… а может быть и потом — не очень? Это первая книга в запланированной трилогии? А что насчет пента- и декалогий? Ваше произведение толще, чем нью-йоркский телефонный справочник? В предыдущей книге ровным счетом ничего не происходит, но вы объясняете это тем, что от развязки вас отделяет еще много книг? Вы уже пишете приквелы к еще даже не начатым книжным сериям? Вас зовут Роберт Джордан, и, чтобы добраться до этого пункта, вы брехали как шелудивый пёс? История основана на приключении, которое вы отыгрывали в данжене? В вашем произведении есть персонажи, перенесенные в сказочный мир из реального? Хотя бы у одного из ваших главных героев в имени есть апостроф? Хотя бы у одного из основных персонажей имя заметно длиннее трех слогов? Вам не кажется странным, что описывая двух персонажей из одной маленькой, изолированной деревушки, вы одного называете «Тим Умбер», а второго — «Белтузалантал аль’Гринскок»? В вашем мире обитают орки, эльфы, дварфы и полурослики? А «оркены» или «дварровфы»? Названию одной из ваших рас предшествует префикс «полу-»? В одной из частей вашего произведения персонажи срезают путь, спускаясь в древние шахты дварфов? Вы описываете батальные сцены после того, как разыграете их в своей любимой RPG? Вы сделали описание всех своих основных персонажей, ориентируясь на параметры в своей любимой RPG? Вы пишете эту книгу по заказу от компании «Wizards of the Coast»? Трактиры в вашем произведении существуют только для того, чтобы персонажам было где подраться? Вам кажется, что вам все известно о феодализме, но на самом деле это совсем не так? Персонажи большую часть времени заняты тем, что путешествуют туда-сюда-обратно? Один из ваших персонажей может рассказать остальным что-то, что поможет им в их путешествии, но не станет этого делать, поскольку не хочет, чтобы они загубили план? Ваши волшебники произносят заклятия, в которых безошибочно угадываются «fireball» или «lightning bolt»? Вы хотя бы раз используете в своем произведении термин «мана»? Вы пользуетесь термином «чешуйчатая кольчуга»? И, да помоги вам Небеса, неужели вы использовали термин «единицы жизни (hit points)»? Вам не известно, сколько весят золотые монеты? Вы уверены, что лошадь может целый день напролет скакать галопом? В вашем произведении кто-нибудь: вначале два часа кряду рубится с врагами, облачившись в пластинчатый доспех, затем скачет на лошади еще четыре часа, после чего у него хватает сил учтиво соблазнить на постельные утехи похотливую официантку? У вашего персонажа есть волшебный топор, молот, копьё или еще какое-либо оружие, возвращающееся к нему после того, как он его метнет? В вашей книге кого-нибудь протыкают насквозь ятаганом? Кого-нибудь в вашей книге протыкают насквозь, несмотря на то, что он облачен в пластинчатую броню? Вы уверены, что все мечи весят не менее пяти килограмм? Ваш герой влюбляется в неприступную прекрасную даму, которую, в конце концов, берет-таки приступом? Большая часть шуток в вашем произведении основана на игре слов? Ваш герой способен выдержать множество ударов фэнтезийным аналогом десятикилограммовой кувалды, но по-прежнему боится хрупкой девушки с ножиком? Вы в самом деле уверены, что человеку, чтобы издохнуть, как правило требуется больше одной стрелы в грудь? Вы не имеете представления о том, что тушеное мясо готовится несколько часов, и поэтому плохо подходит в качестве дорожной еды? В вашем произведении встречаются кочевые варвары, обитающие в тундре и глушащие один бочонок медовухи за другим? Вы уверены, что «медовуха» — это просто такое забавное название для пива? В вашем произведении множество различных рас, каждая из которых обладает в точности одним государством, одним правителем, одной религией? Наиболее дисциплинированное и многочисленное объединение людей в вашем мире — воровская гильдия? Главный злодей казнит верных слуг за мельчайшие проступки? Вы повествуете о воинах, которые постоянно лезут в драку, но таскают повсюду за собой барда, который совсем не умеет сражаться, зато классно играет на лютне? «Всеобщий» — это официальный язык в вашем мире? Все окрестности в вашем произведении напичканы гробницами и склепами, которые ломятся от всевозможных магических артефактов и которые никому не пришло в голову разграбить за прошедшие несколько сотен лет? Ваше произведение, по большому счету, является плагиатом с «Властелина Колец»? А теперь перечитайте предыдущий вопрос еще раз и отвечайте честно.
Послано - 09 Мая 2018 : 23:46:56
Никто не будет читать никакие правила разделов, очнитесь, 2018 на дворе. Хотя конечно можно отпугнуть еще больше посетителей от и без того, архаичного формата форума.
Послано - 10 Мая 2018 : 01:38:43
Любой форум с курсами (типа slivup, skladchik in, хомяки и тд); там видеокурсы и книжки по копирайтингу и писательству.
Послано - 15 Мая 2018 : 12:10:15
Статей нормальных я не видел. Есть пара хороших книжек: "Как стать писателем" - Никитин и "Как писать книги" - Стивен Кинг. Обе книги читать интересно.
Но у них свои недостатки - у Никитина все намешано в кучу, у Кинга в основном идут свои западные заморочки. Ну и русский язык это не английский.
Послано - 15 Мая 2018 : 23:23:34
Г.Л. Олди "Десять искушений" + "Призраке японского городового" Громыко есть несколько миников посвященных пейсательству и плагиату в частности :)
А у Никитина книжка не выходит за рамки средней школы .
Послано - 16 Мая 2018 : 04:55:01
liliyan, а что, в 2018 году вежливость и культурность отменили что ли? Если кто-то, придя в чужой монастырь, не хочет прочитать правила, то никому такой человек здесь не нужен.
Г.Л. Олди "Десять искушений" + "Призраке японского городового"
Спасибо, что упомянули ("И заметьте, не мы это сделали!" (с)) -- но, думаем, тут стоит кое-что уточнить. "Десять искушений" и "Призрак японского городового" -- это не отдельные статьи, а наши (Г. Л. Олди) авторские сборники статей и эссе, посвященных -- таки да! -- писательскому ремеслу и мастерству, некоторым конкретным его аспектам, а также современной фантастике в целом. Некоторые статьи написаны в соавторстве с Андреем Валентиновым. "На круг" эти два сборника содержат 24 стати и эссе (некоторые из них -- весьма объемные). Оба сборника можно найти на нашем авторском сайте "Мир Олди":https://www.oldieworld.com/ "Десять искушений":https://www.oldieworld.com/desjat-iskushenij.html "Призрак японского городового":https://www.oldieworld.com/prizrak-japonskogo-gorodovogo.html
Послано - 17 Мая 2018 : 12:35:49
А вот мои рекомендации. Читать можно только тех, кто хоть какое-то слово сказал в литературе как профи, а не как любитель. Пусть самое небольшое, но либо человек сам профессиональным автором был и чего-то добился на поприще беллетристики, либо - был опытным редактором.
Из первой категории это:
Скрытый текст
Константин Паустовский "Золотая роза" и "Живое и мертвое слово", Станислав Лем "Фантастика и футурология" (очень полезный двухтомник с детальным разбором классической западной НФ), статья Марк Твен. Дилетанты в литературе, Из "Автобиографии", статья Роберта Хайнлайна. "Как стать фантастом", статья "13 советов от Чака Паланика", Эдвард Морган Форстер "Аспекты романа (отрывки этой книги см. в "Эссе" этого автора)", Михаил Ахманов "Литературный талант. Как написать бестселлер", Елена Хаецкая "Как писать книги", Ольга Громыко. Нудные азы писательства. Стивен Кинг "Мемуары о ремесле( полезная там середина, но можно прочитать и целиком)", Роберт Макки "История на миллион долларов", Сид Филд "Киносценарий: основы написания" (как и в книге Роберта Макки - только общие вопросы проработки характеров и сюжетных линий), упомянутые выше Брендон Сандерсон: лекции видео по литературному ремеслу(Лекции на английском, но есть перевод субтитров - от гугл), ну и, конечно, Юрий Никитин - "Как стать писателем… в наше время".
Из второй категории:
Скрытый текст
Нора Галь "Слово живое и мертвое" (первую половину), Лидия Чуковская "В лаборатории редактора", а также сборник советов по различным аспектам от Брюса Стерлинга и Льюиса Шайнера "Словарик юного графомана, или Turkey City Lexicon" в переводе Рины Грант.
Всё это легко доступно на русском. Чтобы не закопаться, наиболее полезные для русского авторы из первой категории это Паустовский, Хаецкая и Ахманов, из второй - Нора Галь. Иностранных авторов можно тоже прочесть, понимая, что всё что они пишут про хороший и плохой стиль и реалии их западного издательского процесса - это нужно пропускать, русский язык и специфика русского книжного рынка у нас своя.