Послано - 09 Апр 2013 : 16:57:25
Не только в прямом смысле этого слова, как пример - недавно прочёл книгу Фиби про Майю (http://samlib.ru/f/fibi/), там сюжет вертится вокруг загадки замысла Первого Императора и разгадки скрытых функций созданной им книги. Да, мне бы хотелось что-то похожее, причём с умным ГГ, но сделаю более общую тему для удобства других читателей. Критерии: 1. Загадка, головоломка, задача с интригой вроде "ключ незнамо от чего" или "догадайтесь, что значит это пророчество". Т.е. результат либо результат разгадки, либо сама способ является одной из интриг произведения, например, доказательство теоремы Ферма с помощью доказательства более общего, полезного, интересного утверждения подходит, а взлом бутфорсом сейчас со сверхсекретными документами - нет. а) Известен результат, интрига в решении. б) Известно решение (например, требуется выполнение "невозможного" квеста), интрига в результате (а в качестве результата будет надпись "если ты выполнил этот квест, то мой план сработал, а ты можешь быть свободен, лох":) решения. в) Интрига в результате и в решении. Как в цикле про Майю.
2. Загадка, задача, головоломка имеют центральное или одно из главных мест в сюжете книги или цикла. Это не загадка на одну-две главы вроде "решил, пораскрывал героев на ней и можешь быть свободен" в стиле задания Снейпа для полосы препятствий в "Гарри Поттер и Философский Камень". Только главная или ключевая роль, только хардкор. а) Задача имеет сюжетообразующий характер, проходит путеводной нитью через все события, раскрывает образ ГГ. б) Задача имеет значимую, ключевую, одну из главных ролей для сюжета, тем не менее, она не есть его главный двигатель. Ну вот как в "Темнее дня" Шеффилда загадка, почему прогрессивная модель развития человечества предсказывает его угасание не является главной, главная - это тайна оружия "Темнее дня", но тем не менее, она несёт весомый вклад в сюжет, раскрываясь в конце книги.
3. Главный герой, один или несколько главных героев, важный второстепенный персонаж раскрывает/пытается раскрыть загадку или она "раскрывается сама" (туда же относится вариант "её раскрывает кто-то посторонний для сюжета"). а) Главгерой, один из главгероев (если их по числу сюжетных линий), каждый по отдельности раскрывает/пытается раскрыть задачу, загадку, головоломку. б) Это делают несколько главгероев совместно. в) Это делает второстепенный или посторонний персонаж.
Просьба вставлять "классификацию" к тексту. Касательно Шеффилда "Темнее дня" о загадке модели: в-б-а. Эта же книга о загадке оружия "Темнее дня": а/в (смотря что считать за решение - то, способ, которым можно уничтожить Солнечную, или способ, которым разгадывается загадка)-а-а. О цикле про Майю: в-а-а.
В эту тему не подходят: - истории с множеством малых загадок (Шерлок Холмс, Гарри Поттер и так далее) - истории, в которых загадка имеет глубоко второстепенный, утилитарный или украшательский для сюжета характер, где без неё бы можно было бы обойтись. - истории, где нет интриги ни в решении, ни в результате решения (взлом шифра бутфорсом и обретение желанного компромата, собирание кубика Рубика или пазла, стыковка элементов ритуала между собой для свершения Армагеддона, который и свершается). - НФ о научных тайнах и открытиях. Технологические, технические, маготехнические загадки - это да. Научные открытия, не важно, наука о магии, мире вокруг или человеке - не сюда. Соревнуемся с человеческим или нечеловеческим гением, но не гением природы. - истории, где загадка не интригует, её не пытаются разгадать, никто, ни главгерой, ни люди на его фоне, не прилагают усилий к этому, она "разгадывается сама". Нет, важной частью сюжета обязаны являться попытки (кстати, не обязательно успешные) её разгадать, решить, понять.
Желательно (что хочу найти здесь я), но не обязательно: - Умный ГГ. - Сюжет завязан на загадку. - Она связана с высокой магией или технологией. - в-а-а/б. - Антураж - фэнтази (минимум, развитая вплоть до школ/универов магия) или фантастика (минимум, будущее среднего прицела).
Для инквизиции: эта https://www.kubikus.ru/forum/topic.asp?TOPIC_ID=9234&FORUM_ID=48&CAT_ID=5 тема ортогональна моей. Там имеем приём "новая сюжетно значимая информация" в широких масштабах, от научного открытия до обнаружения, что у твоей любимой есть другой в результате ряда совпадений, здесь - явно очерченная загадка, задача, головоломка. Т.е. там о самой постановки задачи в сюжете нет, а здесь - явно присутствует и к ней, в той или иной мере, сюжет тяготеет на значительном протяжении.
Примеры, которые могу вспомнить сразу: Чарльз Шеффилд, "Холоднее льда", "Темнее дня". Фиби - "Майя. Школьные годы. Книга 1", "Майя. Книга 2".
Послано - 10 Апр 2013 : 04:12:53
Shigure, мне первый пост после слов "для инквизиции" цитировать или бессмысленно? Shade321, ессно, читано, но для комплекта советов не помешает. Prince-na-pensii, спасибо, посмотрю.
Послано - 10 Апр 2013 : 08:15:58
Роберт Сильверберг "Человек в лабиринте" - к какой классификации отнести - давно читал, уже не помню. Но Спектр Лукяненко вроде бы похожий - в сюжете присутствует таинственный инопланетный лабиринт Ден Симмонс Цикл "Гиперион", "Падение Гипериона" и т.д - наверное 2-б и 3-б Там не одна загадка, а несколько. Сам по себе загадочный образ Шрайка - 2-б 3-б Стругацкие "Град обреченный" - 2-б и 3-а
ну в общем, почти в каждом втором романчике есть загадка, которая является сюжетообразующей
ну в общем, почти в каждом втором романчике есть загадка, которая является сюжетообразующей
Но не во всех это именно загадка и, т.е. присутствует явная постановка "надо разгадать/решить/найти" вот это-то и около головоломки/загадки/задачи вертится, так или иначе, сюжет. Вы говорите про более общую сюжетную интригу, которая относится скорее к этой https://www.kubikus.ru/forum/topic.asp?TOPIC_ID=9234&FORUM_ID=48&CAT_ID=5 теме, да и то не совсем, там скорее сюжетный поворот введением новой информации.
"Гиперион", "Падение Гипериона" подходят, хотя там явной постановки нет, насколько помню. " Сам по себе загадочный образ" - это к соседней теме (ссылка выше). "Град обреченный" не читал (вообще с классикой не дружу), попробую, как и Сильверберга.
Послано - 10 Апр 2013 : 10:28:27
Solncelikiy, про пятый - конкретику плохо помню, как-то оно там... не очень, короче. Слабо на фоне прочих. С четвёртым - полностью согласен.
(для себя) Не забыть бы список потом в титульное сообщение чиркануть.