Патрик Несс — английский писатель, журналист и преподаватель.
Родился в 1971 году неподалеку от Александрии, штат Виргиния, на американской военной базе Форт-Бельвуар (Fort Belvoir), где его отец был сержантом-инструктором по строевой подготовке. Через четыре месяца после рождения Патрика его семья переехала на Гавайи. Там они прожили шесть лет, а затем десять лет провели в пригороде Вашингтона. После окончания школы Патрик поступил в Университет Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе, где изучал английскую литературу. Закончив университет, он стал работать «техническим писателем» в одной из американских компаний кабельного телевидения, где ему пришлось сочинять технические руководства и рекламные тексты, а также писать письма и речи.
В 1999 году Несс перебрался в Англию и поселился в Лондоне. В 2005 году получил британское гражданство, оставшись при этом гражданином США. В Англии Несс преподает писательское искусство (creative writing), в том числе и в Оксфордском университете, а также время от времени пишет рецензии для таких британских изданий, как «The Daily Telegraph», «The TLS», «The Sunday Telegraph» и «The Guardian».
Дебютный рассказ Патрика Несса был опубликован в 1997 году в журнале «Genre», когда автор еще жил в Штатах. В 2003 году вышла дебютная книга Несса — роман «The Crash of Hennington» (2003). Год спустя он издал сборник рассказов «Topics About Which I Know Nothing» (2004).
Патрик Несс является на сегодняшний день одним из ведущих британских авторов, пишущим в основном литературу для подростков (Young Adult). Его романы постоянно номинируются на престижные премии фантастической или детской литературы. Самым знаменитым произведением Несса является роман «Голос монстра», написанный на основе идеи британской писательницы Шиван Доуд, умершей в 2007 году. В октябре 2016 года состоится мировая премьера фильма, снятого по роману «Голос монстра», оригинальный сценарий к фильму написал сам Патрик Несс.
Начиная читать очередную книгу в жанре подростково-молодежной фантастики обычно примерно понимаешь, что ожидать. Взросление героя, столкновение с реальностью, приключения, максимализм, идеалы, часто гг оказывается в чем-то уникальным – и в книге показывают знакомство героя с собственной уникальностью, изучение и принятие ее. Первая книга трилогии Патрика Несса с самого начала представлялась стандартным образцом перечисленного. Главный герой, Тодд, последний подросток в селении космических переселенцев, через несколько недель он станет совершеннолетним.
Отправившиеся прочь с переселенной Земли люди на новой планете столкнулись с катастрофическими трудностями. Планета оказалась заселена гуманоидоподобными аборигенами, спэками. Вспыхнул конфликт, в котором спэки заразили землян вирусом, который выкосил большую часть мужчин и всех женщин. Но и колонисты смогли уничтожить всех спэков. Еще один сюрприз преподнесла планета. В силу каких-то причин все колонисты подверглись неизвестному воздействию, в результате которого разум людей стал излучать все их мысли, воспринимаемые всеми окружающими. Это явление назвали «Шум». Впрочем «Шум» – это особенность всей планеты, все существа на ней издают его, общаются с помощью него.
Тодд с нетерпением ждет момента, когда его назовут мужчиной. Бен, отец Тодда, подарил ему собаку, мысли которой не отличаются оригинальностью.
«Когда твоя собака учится говорить, первым делом ты понимаешь, что сказать собакам особо нечего. То есть совсем нечего. — Хочу ка-ка, Тодд. — Заткнись, Манчи. — Ка-ка. Ка-ка, Тодд! — Заткнись, говорю!»
Теперь Тодд раздражен тем, что ему приходится ухаживать за глупым щенком, хотя скоро он станет взрослым. Какие уж тут собаки? И вот однажды Бен посылает Тодда собирать болотные яблоки, и на болоте Тодд встречает НЕЧТО. Какое-то место, которое излучает пустоту. Но что это может быть на планете, где у всего есть Шум? Спэки? Или иные неизвестные мальчику существа? У всего есть начало. Вот и это странное явление на болоте послужило началом истории, в которой Бен отправляет Тодда прочь из селения, потому что в день его совершеннолетия с ним должно случится что-то страшное. Но как же выжить мальчику с собакой на планете, в которой нет больше людей, кроме как в их деревне? Или же все-таки люди есть?
Первая книга трилогии больше всего похожа на канонические подростковые романы. Мальчик и его неожиданные спутники убегают прочь из родной деревни в неизвестность, испытывая в своем путешествии различные приключения, в которых взросление подростка происходит не потому, что наступила какая-то формальная дата, а по причине осмысления и совершения им воистину взрослых поступков. Мальчика преследует мэр их деревни Прентисс с отрядом верных людей, потому как мальчик нужен мэру для реализации каких-то замыслов. В этой книге автор начинает задавать вопросы о том, как принять верное решение, если оно вынуждает совершить дурной поступок? Как жить с этим выбором, когда ты мечешься между тем, что плохо и очень плохо? Автор рассуждает о дружбе, о преданности, о невольном предательстве и искуплении. О надежде и прощении.
Я смотрю на воду, на туннель — и не знаю, о чем думаю, но Виола стоит рядом, я ее вижу и не слышу ее мыслей, но все-таки знаю, о чем она думает, я ее вижу, она балансирует на уступе и смотрит на меня и просит ее спасти. Спасти ее, как однажды она спасла меня. — Вот что я думаю, — говорю я уверенным голосом, и моя голова наполняется мыслями, и они просачиваются в Шум, точно шепот правды. — Мне кажется, рано или поздно мы все падаем. Все, понимаешь? Но вопрос не в этом. Я осторожно тяну ее за руки — убедиться, что она меня слушает. — Вопрос в другом: сможем ли мы снова подняться? Вода с грохотом несется мимо нас, и мы дрожим от холода и всего остального, и Виола смотрит на меня, и я жду и надеюсь. Наконец она делает шаг от края. И возвращается ко мне.
С каждой главой читатель начинает понимать, что книги Патрика Несса уходят все дальше от проблематики подростково-молодежной фантастики. На фоне взрослеющих и совершающих непростые поступки героев автор предлагает осмыслить вполне серьезные и взрослые вещи. Особенно ясно это становится во второй книге трилогии, в которой Патрик Несс исследует такие явления как диктат, терроризм, политика, управление людьми. Явление Шума служит одним из наиболее ярких инструментов для демонстрации классового расслоения общества. Как быть, когда в обществе часть людей излучает свои мысли, а часть нет, при этом те, кто не излучает, все равно могут слышать чужой Шум. Преимущество это или недостаток? В этом романе наиболее ярко и точно из всего ранее виденного и читанного мной показан переход человека на «темную сторону силы». Никакая мотивация Энакина Скайуокера и рядом не стояла с тем, что пришлось испытать и почувствовать Тодду. Я впервые увидел, как харизматичный лидер способен черное представить белым, и вот, сам того не замечая, ты оказываешься на стороне тех, с кем раньше боролся, чьи методы насаждения власти презирал и ненавидел.
Патрик Несс также поднимает проблему тоталитарного контроля. Диктатор говорит, что люди не должны бояться методов контроля. Они ведь не замышляют ничего худого? Это ведь направлено на борьбу с потенциальными террористами и так населению будет только лучше. Но не получается ли так, что за разговорами о благе населения пересекается черта, за которой декларируемый контроль ущемляет свободу личности? И обратная сторона диктатуры – борьба за свободу, в которой очень часто можно скатиться до того, что применяемые методы в конечном итоге становятся ничуть не лучше того, с чем борешься. Во всем этом Тодд и его друзья становятся фокусом, посредством которого читатель наблюдает за происходящим. Несмотря на испытываемое психологическое давление, Тодд не сдается, продолжает оставаться человеком сострадательным, у которого юношеский идеализм веры в добро все никак не хочет уходить, столкнувшись с неприглядной реальностью. В третьей книге эта позиция Тодда доказывает, что в любом, даже самом злобном тиране и диктаторе есть зерна добра, которые можно взрастить упорным трудом и личным примером. Есть еще один момент, который меня потряс в процессе чтения этих совсем не подростковых книг. Я вдруг осознал тот факт, что мир – чрезвычайно хрупкое состояние. Особенно, когда только-только закончилось вооруженное противостояние. Любая провокация одного-единственного, не желающего мира или обиженного человека может свести на нет усилия многих и многих людей.
Трилогия Патрика Несса «Поступь хаоса» оказалась одной из немногих прочитанных мной за последние годы вещей, которая вызывает желание подумать над происходящим в разрезе осмысления собственной реальности. Это очень качественные и интересные книги, причем русский перевод выполнен вне всяких нареканий. Переводчики сохранили авторскую стилистику, в которой автор подает неграмотную речь персонажей, намеренно делая ошибки в словах. Поэтому те, кто собирается прочитать эти романы – не пугайтесь. Слова потомушо, чутьчуть, бутто, абагащать, вапщето, грусно, дрисероватъ, насиление и все остальные несуразицы – это не ошибки, а специальное сохранение стилистики. Об этом сказано в примечании редактора в конце книги. Надеюсь, вы получите такое же удовольствие от чтения (или прослушивания в аудиоформате) этих книг, какое получил я.
Послано - 15 Авг 2016 : 18:33:32
Falcony Не знаю, я рассказ не читал. Кроме того Патрик Несс на своем сайте сообщил, что он в рамках какой-то антологии написал 3 рассказа (относящихся к каждой из трех книг). Эти рассказы в свободном доступе есть на его сайте. На английском разумеется.
Думаю ты можешь оценить автора, прочитав вначале "Новый свет". Вряд ли это как-то повредит твоему чтению трилогии (если заинтересуешься).
Еще у него есть отдельный роман "Голос монстра", который тоже совсем не подростковый по отзывам и имеет неплохой рейтинг.