Послано - 12 Сент 2020 : 07:04:46
Сатана там правит бал Ким Ньюман: «Эра Дракулы»
Англия, 1888-й год. Всё пошло не так в «Дракуле» Брэма Стокера: Ван Хельсинг и его друзья потерпели поражение, а граф Дракула не только выжил (пусть он и не жив по-настоящему), но и сумел жениться на королеве Виктории, став принцем-консортом Англии, захватил власть в стране – и теперь на Британских островах правят бал вампиры. Им больше не нужно скрываться. Более того, кровососы захватили все ведущие посты в правительстве, армии и полиции, во многих других сферах, и теперь британцы вынуждены подчиняться новым законам, установленным Дракулой. И надо сказать, что законы эти, как и творящаяся в стране кровавая вакханалия, не по нутру не только многим живым, но наиболее вменяемым не-мертвым. Далеко не все вампиры в восторге от того, что творит Дракула и его приспешники. Но сила и официальная власть на их стороне, а традиции почитания монаршей династии в Англии всё ещё сильны. Из просвещенного XIX века Англия стремительно скатывается в кровавое средневековье. Лондон теперь в основном живёт ночной жизнью, вампиры-аристократы в почёте, многие стремятся к ним присоединиться, приняв тёмное обращение. Вот только для простолюдинов, даже ставших вампирами, мало что изменилось: господа по-прежнему господа, плебеи по-прежнему плебеи (хоть вампиры, хоть «тёплые»), а добыть глоток крови для пропитания оказалось ничуть не легче, чем кусок хлеба. Да ещё и от солнца прятаться надо. В Лондоне появилось множество проституток-вампирш самого низкого пошиба... И вот сначала одну, а вскоре и другую, третью проститутку-вампиршу находят не просто убитой окончательно, но и разрезанной на куски и выпотрошенной с хирургической точностью. Жестокие убийства всколыхнули весь Лондон. Полиция сбилась с ног в поисках серийного убийцы, что сначала получил прозвище Серебряный Нож, но вскоре стал... да, вы наверняка уже догадались – Джеком-Потрошителем! Кроме полиции, за расследование берутся пятисотлетняя вампирша Женевьева Дьёдонне со внешностью шестнадцатилетней девушки – и «тёплый» аристократ Чарльз Борегар из клуба «Диоген», британский тайный агент по особым поручениям. Эти двое окажутся самыми симпатичными и адекватными персонажами романа: ни вампирская природа Женевьевы, ни аристократическое происхождение Чарльза и необходимость верно служить правлению клуба «Диоген» не смогли вытравить из них настоящей человечности и сострадания. Оба умны, оба не привыкли сидеть сложа руки, у обоих найдутся для врагов весьма неприятные сюрпризы – но главное, оба они вызывают искреннее сопереживание и сочувствие, и следить за приключениями этой постепенно сходящейся пары было очень интересно. Читателю, в отличие от героев романа, личность Серебряного Ножа (он же Джек-Потрошитель) будет известна с самого начала – но это ничуть не сделает чтение менее увлекательным. Ведь, как постепенно выясняется, сложная, запутанная и многоходовая интрига заключается отнюдь не в установлении личности серийного убийцы и его поимке. Здесь всё намного сложнее и ставки куда выше, чем может показаться на первый взгляд. Отличная стилизация под викторианскую Англию – с поправкой на правящих в стране бал вампиров. Мощная литературоцентричность: кроме исторических личностей и авторских персонажей Кима Ньюмана, в романе действуют герои Брэма Стокера и Артура Конан Дойла, Герберта Уэллса и Джона Полидори – и это лишь наиболее известные из авторов, чьи персонажи оказались задействованы в романе Кима Ньюмана. Доктор Моро и доктор Джекил, доктор Сьюард и Мина Харкер, инспектор Лестрейд и лорд Ратвен – не говоря уже о собственно графе Дракуле – вот лишь некоторые из персонажей, что встретятся нам на страницах книги, наряду, к примеру, с Оскаром Уайльдом. Роман полнится аллюзиями, ассоциациями, прямыми и скрытыми цитатами и отсылками. Но при этом Ким Ньюман написал весьма оригинальную книгу, с лихо закрученной интригой, живыми и яркими героями (даже если некоторые из них не совсем живы), развивающимися характерами и взаимоотношениями и мастерски выстроенным сюжетом. Многие герои весьма неоднозначны, вызывая одновременно и сочувствие, и неприязнь. А честные служаки, беспринципные карьеристы, жестокие маньяки и их невинные жертвы найдутся и среди вампиров, и среди «тёплых». Прекрасно передана атмосфера кровавого безумия, что постепенно накрывает чопорную викторианскую Англию и все сильнее захлёстывает и развращает погрязший в грязи и роскоши, пороках и вечном тумане Лондон – от трущоб Уайтчепела и Лаймхауса до фешенебельных Уайтхолла и Мэйфера. Пожалуй, местами со стилизацией и стремлением упомянуть в книге как можно больше различных литературных персонажей и исторических лиц автор несколько перестарался. К примеру, глава с долгими разглагольствованиями лорда Ратвена выглядит попросту лишней, а некоторые другие моменты, возможно, стоило бы несколько «ужать» и подсократить. Но, к счастью, подобных моментов в романе не так уж много, и увлекательному чтению они не слишком мешают – а во второй половине книги пропадают вовсе. Гремучая смесь мэшапа и хоррора, политического детектива и мистического триллера, литературоцентричной альтернативной истории и психологической драмы с элементами любовного романа вышла у Кима Ньюмана на удивление цельной и органичной. Прочел с удовольствием, чего и вам желаю.
Цикл повестей, поначалу относительно самостоятельных, но позже объединенных автором в единый роман в новеллах. Цикл представлен в виде дневниковых записей полковника Себастьяна Морана, исполнявшего при профессоре Мориарти почти ту же роль, что и доктор Ватсон при Шерлоке Холмсе: менее сообразительного «младшего партнера» и добровольного биографа. Перед нами предстают два антагониста Холмса и Ватсона и ряд эпизодов их преступной деятельности: от знакомства Морана с Мориарти – и до гибели последнего. Этот роман-цикл вышел у Ньюмана несколько неровным. Есть просто отличные новеллы – те, где автор почти не использует истории Конан Дойла, а выстраивает собственные сюжеты: «Опус в пунцовых тонах», «Союз красных», «Шесть проклятий» и отчасти – «Греческое беспозвоночное». Лихо закрученные сюжеты, практически детективная интрига – да, Мориарти с Мораном тоже зачастую приходится вести собственные расследования – пусть и с сугубо меркантильными, а то и вовсе преступными целями. Своеобразная манера повествования полковника Морана – грубоватая и циничная; любовно и тщательно выстроенные декорации и реалии Викторианской эпохи, черный юмор, удачно вплетенные мотивы целого ряда литературных произведений... Особенно порадовал «Союз красных», где Мориарти хитроумным способом разделывается с чванливым королевским астрономом Стэнтом – беспринципным карьеристом, имевшим наглость прилюдно разгромить в пух и прах книгу Мориарти «Динамика астероида» – сложнейший научный труд, в котором Стэнт ничего толком не понял. Здесь, кроме всего прочего, весьма оригинально и с юмором обыграны мотивы «Войны миров» и «Хрустального яйца» Герберта Уэллса – но новелла хороша не только этим. «Опус в пунцовых тонах» – предыстория и тайная подоплека истории, рассказанной в «Этюде в багровых тонах» Конан Дойла. Но сам «Этюд...» цепляется здесь лишь краем, «Опус...» – история практически самостоятельная и весьма увлекательная. К тому же для немногих приличных людей, в ней замешанных, все заканчивается достаточно хорошо: Мориарти и своей выгоды не упустил, и разделался лишь с теми, кто имел неосторожность ему досадить. Иногда даже отъявленные злодеи случайно творят добрые дела – пусть и исключительно в меркантильных целях и в качестве «побочного эффекта». Ну и грандиозная многоходовая афера, закончившаяся не менее грандиозным побоищем в «Шести проклятиях» тоже хороша. Но вот те новеллы, где Ньюман берет за основу рассказы Конан Дойла, вышли заметно слабее. «Погром в Белгравии» вообще получился достаточно блеклым и каким-то невнятным. «Дело с последним делом», завершающее книгу, вышло хоть и поинтереснее «Погрома...», но все же несколько натянутым и не настолько увлекательным, как повести, где Ньюман использует свои оригинальные сюжеты. А вот самый финал хорош. Заглавная же «Собака Д’Эрбервиллей» хоть и неплоха сама до себе, но, опять же, несколько недотягивает до оригинальных новелл Ньюмана. Это совершенно откровенная перепевка «Собаки Баскервилей» Конан Дойла – и в этом главный недостаток повести. А так повесть получилась вполне динамичной, с неплохо закрученной интригой и любопытной инверсией: здесь, в отличие от «Собаки Баскервилей», и обе стороны «собачьего» конфликта, и те, кого наняли с этой историей разобраться, оказываются отъявленными мерзавцами: пробы негде ставить! В целом, книгу прочел с интересом и местами с откровенным удовольствием. Но, увы, некоторые из новелл слегка подпортили общее впечатление. О том, что прочел, не жалею, но вот в список рекомендуемого к прочтению включать эту книгу, пожалуй, не стану – в отличие от «Эры Дракулы» того же Кима Ньюмана.