Послано - 19 Окт 2020 : 06:56:08
Такого количества героев-психопатов под одной обложкой еще поискать! Скотт Сиглер: «Клон дьявола»
Эта книга – научно-фантастический триллер, который так и просится на экран. Казалось бы, фабула не нова: генетические эксперименты, которые выходят из-под контроля и грозят гибелью всему живому. Тем не менее, Скотту Сиглеру удалось найти ряд изюминок, что придали оригинальные оттенки вкуса этому традиционному «блюду» в его исполнении. Тут найдется место и хоррору, и боевику, и психологии взаимоотношений, и толике иронии, что удачно оттеняет драматические события книги. Как вам, к примеру, охранник, который, чтобы скоротать долгие скучные дежурства за пультом видеонаблюдения, сочиняет и пишет любовный вампирский роман – в надежде затмить славу Стефани Майер? А уж такого количества героев-психопатов, что собрались под одной обложкой, еще поискать! Даже у наиболее вменяемых персонажей имеются свои «скелеты в шкафах» – и эти «скелеты» во многом влияют на нынешние действия героев. Персонажи сходят с ума изобретательно и разнообразно. В их головах водятся весьма оригинальные и опасные тараканы – и когда эти тараканы выбираются наружу, тогда только успевай уворачиваться! Подступающее безумие одних и маниакальная одержимость других вкупе с рискованными биологическими экспериментами и целым арсеналом огнестрельного оружия создают такую гремучую смесь, которая просто не может не взорваться. В итоге она и взрывается – да так, что мало не покажется никому! Эта книга – об одержимости и благих намерениях, которыми известно куда дорога выстлана. О гениях и психопатах, а еще об обычных людях, которые просто добросовестно выполняют свою работу, а в решающий момент встают на правильную сторону – и на которых, собственно, и держится наш мир. А еще о том, что никогда не стоит опускать руки, всегда можно найти в себе силы признать прошлые ошибки, попытаться их исправить и начать всё заново. И не только об этом, конечно. Мощный саспенс, напряженное внутреннее действие, ожидание грядущей беды захватывают с самого начала, а ближе к финалу и внешнее действие тоже срывается в галоп, добавляя к саспенсу не менее мощный драйв. На мой взгляд, в первой половине книги имеется некоторый избыток «наукообразности» и «технических» описаний – но все же избыток этот не столь велик, чтобы отбить интерес при чтении. А когда действие книги переваливает за середину, все эти избыточные описания и подробные генетические выкладки как-то сами собой ужимаются до необходимого минимума, и оторваться от книги становится уже просто невозможно. Это, конечно, не шедевр, но книга добротная и увлекательная. Прочел с удовольствием – и теперь собираюсь присмотреться и к другим книгам Скотта Сиглера.
Прочел уже вторую книгу Скотта Сиглера и заметил любопытную закономерность. Сиглер берет известную и хорошо разработанную другими авторами тему, использует ряд характерных штампов, клише и архетипов – но при этом у него получается книга, от которой не оторваться. Основных причин тому две. Первая – это умело закрученная многоуровневая интрига, где все время возникают новые факторы и задействовано множество людей: каждый со своими целями, стремлениями, тайнами и «скелетами в шкафах». Из-за этого действия одних героев вступают в противоречие с действиями других – и конечный результат оказывается совсем не таким, как надеялся каждый. Причем ломают планы героев зачастую не только враги, но и коллеги, с которыми они, вроде бы, на одной стороне. Вторая причина – психологические перемены, которые происходят с большинством героев по мере развития действия. Поначалу незаметные, под действием внешних обстоятельств эти изменения с какого-то момента начинают нарастать лавинообразно. В итоге кто-то принимает переломное решение, кто-то переходит со «светлой стороны силы» на «темную» или наоборот, а кто-то отчаянно балансирует на грани, изо всех сил стараясь удержаться – и наблюдать за этим, оставаясь отстраненно-равнодушным, практически невозможно. Да, герои Сиглера вызывают сочувствие и сопереживание – пусть их характеры и переживания не прописаны так глубоко и тонко, как скажем, у Стивена Кинга. Каждый из героев Сиглера – яркая личность со своей историей, и даже некоторая клишированность используемых автором типажей этому не мешает: ведь проблемы перед героями встают нешуточные. Зачастую это в прямом смысле слова вопросы жизни и смерти – причем не только своей собственной. И выбор, который раз за разом приходится делать героям, совсем не прост и не однозначен. «Ночная жажда» начинается как остросюжетный полицейский детектив, где в главных героях оказываются два копа из отдела убийств: суровый и внешне бесстрастный инспектор Брайан Клаузер по кличке «Терминатор» и его напарник – толстый улыбчивый балагур-китаец Чанг, который почти к любому умеет найти подход. «– ...Он бы подошел на роль наемного убийцы, мистер Ланца. – Правильно, – сказал Ланца. – Наемный убийца, вот именно! – Он посмотрел на Брайана. – Я слышал, вы уже укокошили четырех человек, не правда ли? – ПОКА четырех, – кивнул Брайан.» В этот момент ни Брайан «Терминатор» Клаузер, ни его собеседник, мафиозо Фрэнк Ланца, еще не знают, что через несколько минут Брайану доведется уложить наповал еще одного. Пятого. Постепенно в расследование, которое ведут напарники, проникают некие мистические мотивы, а детектив начинает все больше тяготеть к триллеру с уклоном в хоррор. Действие – как внутреннее, так и внешнее – ускоряется и становится все напряжённее, одни загадки разрешаются, но на их месте возникают новые, еще более странные и запутанные, а мистика теперь все больше смахивает на «городскую фэнтези», приправленную изрядной долей условно-научной фантастики. При этом нить детективного расследования продолжает раскручиваться, хотя кое-кто всеми силами пытается этому расследованию помешать. В орбиту действия вовлекаются все новые персонажи, совершенно реалистичные и умело прописанные декорации современного Сан-Франциско с какого-то момента наполняются элементами натурального гротеска – и в конце концов действие переходит в свою решающую, финальную фазу, превращаясь в драматичный и кровавый боевик со стрельбой, резней и десятками трупов. А закончится все совсем не так, как хотелось бы героям – или их антагонистам. Написана книга очень увлекательно, причем следить за психологическими метаморфозами героев – не только главных – было не менее, а то и более захватывающе, чем за детективным расследованием и ночными погонями. Могу сказать об этой книге то же, что и о предыдущем романе Скотта Сиглера «Клон дьявола»: пусть это и не шедевр литературы, прочел с удовольствием, и отрываться от чтения было чертовски непросто. Сейчас, пожалуй, сделаю перерыв на другие книги, но со временем наверняка продолжу знакомство с творчеством этого писателя.