«55 лет назад в полнолуние выпал снег, потом начался самый жаркий из дней лета, который закончился зеленым закатом. В радиусе 16 миль заржавела вся алюминиевая фольга, а стекло стало блестеть, как нефтяная пленка на воде. Тогда очеловечились 18 кроликов – изменились, выросли и приобрели человеческие формы.» Это не спойлер. Это цитата из аннотации к «Вечному кролику» Джаспера Ффорде. Но даже если вы не станете читать аннотацию, эта предыстория событий всё равно раскроется перед вами вскоре после начала книги. А дальше начнёт разворачиваться драматичная, местами даже трагичная история развития взаимоотношений между людьми и разумными кроликами. Попытки их интеграции в человеческое общество, радостное принятие и брезгливое отторжение, ксенофилия и ксенофобия, ограничение в правах, создание колоний-резерваций и службы надзора за кроликами... Иная культура, иной язык, иная социальная структура, нормы поведения, религия, гастрономические пристрастия, да и вообще иной биологический вид – так ли просто будет людям принять всё это? Ужиться? Книга получилась одновременно социальная и личностная, поскольку все события, конфликты, акты насилия, счастливые моменты и социальные потрясения поданы через призму восприятия главного героя, оказавшегося, что называется, между двух огней и остро это переживающего. Героя, кстати, совсем не героического. Он типичный «средний англичанин», вежливый трусоватый конформист – не потерявший, однако, совесть и чувство справедливости. Но когда в дело вступают его личные чувства, симпатии и привязанности, когда угроза нависает над теми, кто ему дорог, герой начинает постепенно меняться, и к финалу романа он придёт уже не таким, каким был в его начале. Впрочем, к финалу романа изменится многое. Очень многое. Конечно же, этот роман – натуральная социальная сатира, местами очень смешная, а местами весьма драматичная. А если кто-то сомневается, о том, что это сатира, говорится открытым текстом на страницах книги в диалогах героев. Но сатира здесь заключается не только в очеловечившихся кроликах и их взаимоотношениях с людьми. Совершенно идиотские законы, в том числе не имеющие отношения к кроликам; тюремная и правовая системы; взаимоотношения сотрудников внутри государственных организаций; правовой произвол при формальном соблюдении законности; крючкотворство; постоянная ложь и демагогия политиков – всё это временами доходит до чёрного гротеска и полного абсурда – и всему этому тоже нашлось место на страницах романа. Несмотря на всю свою сатиричность, роман Ффорде – это также и социальная фантастика. А еще в нём есть и детективная интрига, и немало юмора, иронии и сарказма, и любовные линии, и ряд философских моментов, и множество литературных и кино-аллюзий, и многое другое. А еще это неоднозначная книга. И хотя в целом ясно, на чьей стороне находятся симпатии автора, Ффорде, тем не менее, показывает и ряд не самых приятных черт, перегибов, радикальных действий и откровенных преступлений и со стороны тех, кто находится, вроде бы, по «правильную» сторону баррикад и в целом ведет себя мирно. В целом – но не в частности. Так что не всё в этом романе просто – как и в жизни. Чтение вышло увлекательным, отрываться от книги не хотелось (хотя иногда и приходилось). Роман оставил по себе долгое чуть грустное «послевкусие» и ряд мыслей, которые еще некоторое время не отпускали. Рекомендую.
Послано - 11 Фвр 2022 : 14:12:00
Спасибо, интересно было узнать, что пишет в последнее время автор литературных фантазий-детективов про Четверг Нонетот.
Послано - 16 Фвр 2022 : 10:05:05
У Фрая это уложилось в пару фраз - фантазии ГГ об индюшином Тайном Сыске, расследующем чудовищные преступления людей против чело... индюшиности. С кем это тогда сэр Макс за трапезой трепался - с Лонли-Локли что ли?
У Лукьяненко в "Линии Грёз" тема была раскрыта немногим глубже. В обратную сторону. Ближе к "Вратам". О невозможности договориться с собственными мозговыми паразитами, вроде тех, что не только тупо выедают мозг (ганглий, не суть важно) муравьёв, но и перехватывают управленческие функции.
Шумил. Где это у него было про технологию, которая могла бы, боги упаси, сделать разумной нашу домашнюю скотину - да тех же коров. И пара слов о вытекающих проблемах. Этично ли есть скотину, являющуюся разумной лишь потенциально? (ИМХО - не менее этично, чем использовать человеческие эмбрионы, например).
Кроли. С нашей точки зрения - кавайные зверушки. С их же... ну, как с индюшиной, примерно.
В целом, в первом слое произведения ничего особенно нового и интересного - не наблюдаю. А вот начиная со второго, (обратно - ИМХО) продолжение и популяризация Кафки - дело всяко хорошее. Будь то З мяртвых втанья Лема, или Управление-Лес - от АБС. И вот это.