Wren, я все так и прислушиваюсь к твоим советам :) И рада, что делаю это - появляются интересные объекты для моей критики :)Хочу сразу предупредить: несмотря на то, что я сейчас напишу, роман производит очень приятное общее впечатление. Именно общее, потому что сейчас я буду "копаться" в каких-то деталях, возможно, на взгляд других людей, мелочах. Итак, мы имеем дневник нашего потомка, разум которого в результате научных экспериметов переместился в тело человека прошлого, то есть, нашего современника. У меня были подозрения на то, что это очередная сказочка о том, как простой, ничем не выдающийся ученый, внезапно поумнел и начал спасать человечество, то есть помогать ему - двигать технический прогресс и тому подобное. Короче, сюжет - явно "обмусоленный" со всех сторон писателями и режиссерами. Но оказалось, что эта часть - только причина появления дневника в нашем времени. Основное же повествование посвящено жизни наших далеких предков. Настолько далеких, что жизнь на планете совершила не один эволюционный виток. Очень скомкано начало дневника. Это связано с обилием "исторических" фактов в нашем возможном будущем, которые представлены как энциклопедические статьи безх лирических отступлений. Общество делится на 2 части - текнов и триллов. Первые - это инженеры, математики и другие ученые. Вторые - люди искусства и "обслуживающий" персонал. Несмотря на то, что количество текнов ничтожно мало, они являются своего рода правящей кастой. Но тем не менее, в это обществе процветает искусство. Правда, возникает вопрос - а что делать людям, у которых активность обоих полушарий мозга одинакова? Такое жесткое разгранические на "технарей" и "гуманитариев", "закрытость" каст не подразумевает существование равнополушарных, точнее, поностью их исключает. Это небольшой недостаток романа. Еще меня удивляет чрезвычайная романтичность главного героя (Орка), который относится к текнам. Очень странные лирические отступления в его повествовании, которые достойны писателя-пейзажиста: "мертвенный ужас равнин", "вздымающиеся черные вулканы на фоне слепящего неба", "пылает безумное солнце" - просто поэт, а не техник. Технический прогресс наших потомков позволил переместить планету в другую звездную систему. А не побоялись ли они, что орбита других планет изменится? Ведь в любой звездной системе сохраняется довольно шаткое равновесие, которое очень легко нарушить. Как же вращение вокруг Солнца? Ведь оно - не просто наше светило! А как же вращение самой земли вокруг своей оси? Если не ошибаюсь, скорость эта - около 30 км/сек. Приделали просто двигатели к планете и полетели? И земное притяжение не нарушилось? Короче, эта теория не проработана совершенно, несмотря на довольно обширные описания всего процесса подготовки к смене звездной системы. Мне понравился вариант поведения общества в критической ситуации. Довольно классическая теория хаоса, но тем не менее, она очень хорошо вписывается в общую структуру романа. Очень интересны главы, посвященные порабощению людей одной планеты инопланетянами. Все таки гипноз - сильная штука :) Эпилог - слишком напыщен, чрезвыччайно оптимистичен, восторжен (за это я и не люблю поэзию А.С.Пушкина). Почему-то при прочтении его мне вспомнилось мое пионерское прошлое: "Будь готов! - Всегда готов!" Пропаганда жизни, стремление творить, изучать и прочее. Как-то эпилог выбивается, на мой взгляд, из общего стиля романа.Поняла, что мне не хватает пятибалльной шкалы для оценки книг (надоело ставить "+" и "-"), поэтому перехочу на 10-балльную систему. Итак, оценка по 10-балльной шкале - 7
Послано - 21 Апр 2002 : 16:16:13
Странно, я знаю, что прочитал всего Карсака (в том числе и Бегство..), а по рецензии книгу не узнаю. Перечитать что ли...
Послано - 21 Апр 2002 : 16:57:53
А книги тут нет.:) Карсак, по крайне мере, в описываемом произвеждениии - настоящая классическая космическая опера. Эмоциональная и пафосная. Здесь лишь только препарирование технической стороны, которая в этом жанре слаба - что поделать, у каждого жанра свои законы.:) все чувства остались в стороне, а ведь это - главное в книге. А еще - действие, которого в рецензии тоже нет. Я боюсь предположить, что будет с рекомендованными мною Никите Робинзонами космоса. Эта книга не совсем типичная для Карсака. Я бы сказал, размышления о том, кто мы во Вселенной, для чего и как мы живем. В рамках увлекательного рассказа. А теория убивает все... Но, как говориться, каждый чаловек видит мир по-своему, и точка зрения, отличная от других - это не есть плохо, скорее, наоборот.
Послано - 22 Апр 2002 : 14:08:57
Белый Перечитай :) Я обычно читаю с блокнотом в руках и ручкой - делаю пометки по ходу прочтения :)
Wren Читая подобные вещи я чересчур "заклиниваюсь" на технической стороне :) Понимаю, что это мой минус. Действие - а какое действие ты ожидал? Чувства - не приняты во внимание мной, потому что я не посчитала их главными.
Послано - 22 Апр 2002 : 20:03:42
Это эссе должно было стать частью большого обзора, посвященного жанру космической оперы и авторов, работавших в этом жанре. Однако, я предполагаю, а сами-знаете-кто - располагает.:) Обещаю, что обзоры будут появляться, однако нерегулярно. И приглашаю заинтересованных людй писать обзоры об авторах классической спейс-оперы 30-50-х годов прошлого века. Хотя бы про "Дока" Смита, которого современные читатели знают по серии японских аниме, поставленной по мотивом его саги о Ленсменах (ребят, а при просмотре оной местами захватывает дух - там, где сохранился стиль космической оперы, такихь моментов немного, но ради них стоит это посмотреть!). Итак, сегодня начнем с Франсиса Карсака. В бывшем Союзе с космической оперой познакомились именно по его произведениям, вернее, чудом вышедшим в середине 60-х Робинзонам космоса. Трудно предположить, что заставило советский Главлит выпустить этот роман? Возможно, потому что автором был француз, возможно, потому что цензоры не разглядели за сюжетом дух звездной оперы, которым буквально пронизана вся книга или из-за того, что американцы в ней показаны с не совсем приглядной стороны.. И именно с этой книги в мягкой обложке где-то в лет 7 началось мое знакомство с поразительным миром научной фантастики. Итак, старик диктует внуку историю своей жизни. Воспоминания... Воспоминания землянина ядерного века о жизни в мире, где "деревья отбрасывают 2 тени". Это должен был быть рассказ об отпуске в Альпах, в научной обсерватории, однако произошло нечто, что кардинально перевернуло жизнь людей - космический вихрь, переместивший части земной коры на другую, абсолютно чужую планету. Люди не сразу поняли, что произошло, а когда поняли - не опустили руки и не утратили веры. Ведь они были настоящими учеными, которым свойственнен дух авантюризма, а так же настоящими Людьми. В оболочке увлекательного повествования - сага о достоинстве, гордости, борьбе за власть, о терпимости, вере, о стремлении к жизни. Тут есть все - предательство из-за жажды власти, борьба с инопланетными чудовицами и, наконец, первый контакт. Контакт с внеземным разумом. Карсак облек пришельцев в форму мифических кентавров - дикого племени полулошадей-полулюдей, резвившихся в ином пространстве-времени на равнинах Древней Эллады. Для того, чтобы понять других, человек прежде всего должен понять себя. Людская глупость и ненависть к тем, кто выглядит иначе чуть не привела к войне. Но мудрость, тоже людская, оказалась способной остановить безумие. А еще в этом романе есть ТАЙНА. Это Остров Тайны с обломками загадочного космического корабля пришельцев, книга, в которой рассказывается о "о чудовищах, о катастрофах, о ледяном холоде и страхе". Ведь есть и Другие. И рано или поздно человек увидит их. Невозможно успеть сделать все за короткую человеческую жизнь, как и в небольшом романе описать 60 лет этой самой жизни. Поэтому как прекраную сказку читаем мы последнюю главу, где в каждой строке говорится о событиях, достойных целой книги. И эпилог, где наш герой сожалеет о том, что сделать не удалось, беспокоится о том, сможет ли человек преодалеть свою гордыню и мирно сосуществовать с другим народом. Но нет здесь сожаления или апатии - ведь подрастают внуки, которым суждено жить в этом опасном, но все же прекрасном мире, где земная пшеница колосится под светом двух Солнц... ...Бегство Земли - типичная спейс-опера. Разум ученого из будущего попадает в тело человека из нашего времени. Во время эксперимента он гибнет, но оставляет удивительные дневники, в которых описывается наше будущее. Люди вынуждены покинуть Солнечную систему. Но покидают они ее вместе с ... Землей, которая становится огромным космическим кораблем. Эмоции, эмоции, эмоции и еще раз эмоции, пафосность, но при этом - безмерное человеколюбие и гуманизм. ...Трилогия "Пришельцы Ниоткуда". Эра всегалактического Братства разумных миров противостоит мисликам, которые гасят звезды, убивая жизнь. Первый роман трилогии кажется чересчур детским. Он как бы повторяет произведения жанра космической оперы 30-х годов. Перегруженность, думаю, намеренная, придуманными словами кажется сейчас нам смешной. Это скорее не книга, это скорее дневник, стилизованный под книгу, написанный на скорую руку. Где вы видели такое? Скорее, наоборот, книги, стилизованные под дневники, чего не так уж и мало в разных жанрах. Вторая кника трилогии "Этот мир наш" связана с первой лишь общей Вселенной и тем, что герои - дальние потомки персонажей первой книги. На планете назревает конфликт между аборигенами и неизвестно как оказавшейся там группой людей, который надо разрешить во избежание страшного геноцида... Самое парадоксальное, что Совет Миров сам не чурается геноцида, именно он решает, кому жить и кому умереть, уничтожая враждебные расы. Порадокс гуманизма - зло ради добра, смерть ради жизни. Третья книга Наша родина - космос помещена в сериал искусственно. Связи между ней и остальными двумя я не вижу... Офицера Империи спасает от неминуемой смерти племя Звездных Бродяг. Мы видим нравственную ломку человека, прежде верно служившего Империи и понимающего, что все, во что он верил - просто обман. Любовь, ненавись, предательство, месть и ...новая жизнь - вот о чем этот роман. ...И, наконец, последнее. Несколько романов под оющим названием "Львы Эльдорадо". На планету, где аборигены медленно вымирают, прибывает наш герой с генетически модифицированным львом, обладающим разумом. Пришельцы, прилетавшие сюда в незапамятные времена, решили искоренить гуманоидов весьма оригинальным способом - создав машину, которая предсказывает будущее. Узнав, что их ждет, люди утрачивали интерес к жизни. Последним, кто попал под действие адской машины, прежде чем она сломалась, был наш герой и его лев. Однако, машине не хватило энергии на последний импульс и герой помнит только отрывочные образы из предсказаний и помнит, что его генетически модифицированный друг должен умереть. А вот лев помнит все, только он не может рассказать об этом... Что можно сказать о книгах Карсака? Они пропитаны гуманизмом, человеколюбием, страстью к приключениям, страмлением к жизни. Проблемы человеческих взаимоотношений, предательства, понимания добра и зла - все есть тут. Здесь есть вера в Человека, в то, что он преодалеет свои предрассудки и это откроет перед ним новые, невиданные раньше горизонты. Мне кажется, в этом принципиальное отличие Карсака (да и вообще всей европейской фантастики, вспомним хотя бы Рони Старшего - это не только Борьба за огонь) от американской. Те же приемы, тот же стиль. Но герои, в отличии от героев того же Гамильтона, более человечны, что ли. Их волнует не только собственная судьба или судьба своей расы, но судьбы всей Вселенной и всех живущих в ней. Люди здесь - интернационалисты и космополиты в лучшем понимании этого слова, ибо их родина не какой-то отдельный город, страна или планета, ИХ РОДИНА - КОСМОС... От автора. Прошу простить мне возможные нестыковки в описании сюжетов с действием оригинальных книг - последний раз Карсака я читал около шести лет назад. Кажется, это были "Пришельцы ниоткуда". К тому же, я, к сожалению, не имею на руках столь любимых мною бумажных вариантов описываемых книг. Но, знаете, события забываются, уступая место новому, более актуальному и насущному, однако остается ДУХ, дух настоящей космической оперы, дух который заставлял людей в середине 50-х грезить о далеких мирах и вслушиваться в сигналы первого советского спутника. Дух, который заставляет стремиться человека к звездам...
Послано - 23 Апр 2002 : 17:46:06
Вообще-то читать с блокнотом в руках - только портить себе впечатление от книги. Вместо того, чтобы устремиться вслед за автором по волнам сюжетных линий, ты отслеживаешь нестыковки. Уж лучше перечитать с блокнотом. Заодно не будешь отвлекаться на развитие действия.
Ну, остальные книги Карсака у меня в памяти всплывают , несмотря на то, что я тоже читал их давным давно. А Робинзоны и первые две книги Пришельцев вообще из разряда моих любимых и неоднократно прочитанных. Там я все помню очень хорошо. Например, что каким то образом мы встретили расу генетически идентичную нам. Возникает мысль о Засеве, что неоднократно освещалась другими фантастами.
Отличное начало для твоего задуманного обзора WREN! Обещаю, что нибудь чиркнуть о спейс опере. Вот прикончу :) своих теток! Что меня в последнее время поражает, так это как раньше в небольших объемах авторы умещали столько событий! Вроде Робинзоны... занимают страниц 200, а столько всего происходит. И еще, мне кажется, что старые авторы вообще уделяли больше внимания вопросам гуманизма, человеколюбия. В их книгах Человечество победно шествует по Космосу, несмотря ни на какие преграды, создавая Лиги Миров, Межзвездные Содружества и т.д. Современники больше увлеклись техническим оттачиванием сюжета.
Послано - 24 Апр 2002 : 11:44:23
Безусловно, заведуйте, но позвольте и нам сказать. "Бегство земли", такой перевод я встречал, точно, не лучшее у Карсака. Напоминает произведения наших утопистов из плеяды Ефремова: Жемайтиса, Мартынова (кстати, "Каллистян" с ностальгией вспоминаю и сейчас); - такой себе "капреализм". А вот "Робинзоны космоса" напоминают мне другого француза - Робера Мерля. Его "Мальвиль"- чистая антиутопия, космоса там никакого, но общее настроение и поведение людей, попавших в чрезвычайные обстоятельства, переданы близко. Капреализм и исторический оптимизм Карсака очень привлекают. А ещё хотел бы сказать о другом любимом произведении. "Львы Эльдорадо", мне кажется" близки по общему "ксеноманскому" духу некоторым книгам Желязны. Ну, любит Карсак чужих, пытается их понять... Получается у него неплохо.
Послано - 24 Апр 2002 : 13:59:51
НикитА Я бы тоже мог бы покритиковать, хотя бы Бегство Земли. Но к сожалению во время прочтения оно меня не впечатлило, поэтому сейчас я не могу вспомнить о чем оно. Забыл!
Послано - 09 Ноябр 2005 : 18:43:13
Але, народ! Это срочно. Кто из вас любит и рисует манга - помогите создать ее по Бегству Земли!!! Художники ценятся на веш жолота :)Please, скорее пишите мне на salomeia@inbox.ru, я жду вас, блин!
Цитата: Капреализм и исторический оптимизм Карсака очень привлекают. А ещё хотел бы сказать о другом любимом произведении. "Львы Эльдорадо", мне кажется" близки по общему "ксеноманскому" духу некоторым книгам Желязны. Ну, любит Карсак чужих, пытается их понять... Получается у него неплохо.
Не знаю, как все творчество Автора, но Львы Эльдорадо показались мне ковбойским фильмом 50-х годов прошлого столетия. Стиль написания (или перевода) так вообще напомнил мне Дочь Монтесумы, или Копи царя Соломона. Неожиданным получился спор между Карсаком, с его ксенофильством (как пишет Х.Иванов) и Снеговым (Люди как боги), с его ксенофобством (как пишу я). Рад, что читал эти книги одну за другой, иначе не обратил бы особого внимания на принципиально разные подходы будущего Человечества к общению с Чужими у этих Авторов. Если Снегов ратует за непременное вмешательство (с наидобрейшими намерениями) в жизнь инопланетных жителей, то Карсак наоборот, показывает всю ущербность такого подхода. Хотелось бы сказать об этой книге, как примере НЕФАНТАСТИКИ, несмотря на звездолеты, далекие планеты, и прочую сюжетоНЕобразующую атрибутику. Если бы Карсак поместил своих героев не на далекую планету, вполне возможно, что все события происходили бы где-нибудь в Африке, или Южной Америке. То есть в книге нет НИЧЕГО фантастического, что хоть как-то влияло бы на сюжет, который, кстати, тоже не блещет, а является довольно плоским, как и основные действующие лица. Впрочем, декларируемые ценности мне близки, и воспринимаются без зубовного скрежета. Читается легко. Да, концовка, когда некто гибнет в самом конце - очень жИзненна! В общем, прочел и не жалею, перечитывать не буду. И рекомендовать не буду! Все-таки, для меня эта книга скорее ретро. Старая заезженная пластинка, с не очень хорошим звучанием, приятная только потому, что под нее вырос, а не из-за качества звука, или гениальности произведения.
Послано - 26 Авг 2006 : 20:46:57
Кажется, это был первый писатель-фантаст, прочитанный мной. Первым романом были "Львы Эльдорадо". В той же книге я прочёл "Бегство Земли" и "Робизонов Космоса". Позже прочитал рассказ-пролог к "Львам", а также два романа про династию Клэров. Первый опыт, конечно, самый важный и, наверно, потому космич. фантастика до последнего времени составляла львиную долю могу интереса к данному жанру литературы. Насчёт легкости теоретического перенесения событий "Львов" на Землю - согласен, у меня часто возникала мысль, что имена проводников Лапрада напоминают африканские. "Робинзоны" понравились мне больше "Бегства" - разделение всех людей на 2 категории, по-моему, просто смехтворно. В прошлом году перечитал серию про Клэров и удивился насколько по-детски она выглядит: у меня создалось впечатление, что творчество Автора - своеобразное детство серьёзной фантастики - ИМХО
Послано - 12 Дек 2006 : 01:59:41
Для меня в далеком 1967-68 книга "Пришельцы ниоткуда" была настоящим открытием. И довольно долго она оставалась для меня самой лучшей фантастической книгой. Сейчас конечно все воспринимается по-другому. Действительно немного по-детски, но не надо забывать, когда это было написано (1954г). Примерно тогда же были написаны и "Робинзоны", чуть позже "Бегство". Это время было действительно своеобразным детством современной фантастики, особенно во Франции.
Послано - 12 Дек 2006 : 17:20:02
"Робинзоны космоса" и до сих пор читаются великолепно. Я эту книгу подсунула своему сыну в 13 лет. Прочитал с огромным удовольствием (я думала вообще-то, что не пойдет у него книга, но, к моей радости, ошиблась).
Послано - 12 Дек 2006 : 19:08:37
А я в свое время очень впечатлилась, прочитав "Горы судьбы" и "Львов Эльдорадо". Даже перечитывала пару раз. Но и другие произведения Карсака мне нравились, несмотря на их некоторую наивность.
Послано - 04 Окт 2007 : 20:19:49
Знаком с его творчеством исключительно по циклу "Львы Эльдорадо". Соглсаен, что автор здесь страдает ксенофилией (притом у другого классика - Бима Пайпера - эта ксенофилия выглядит на порядок убедительнее). Но при первом прочтении (еще до распада СССР) она, конечно, произвела сильное впечатление. Что предсказывающая машина, что полуразумный лев.
Послано - 05 Окт 2007 : 12:37:34
По случаю "всплытия" темы перечитал её заново и чего-то усомнился в приписываемом Карсаку ксенофильстве, по крайней мере, фантастическом. Посмотрим на конкретных примерах его произведений, где присутствуют "чужие". 1. История про Лапрада. Как уже отмечалось выше, аборигены Эльдорадо могут с легкостью быть перенесены в разные отсталые регионы Земли практически без изменений, так что здесь можно усмотреть скорее манифест объединения землян независимо от цвета кожи, нежели ксенофилство к инопланетным расам. 2. История Клэров - самое политизированное произведение Карсака. и "чужие" в нём в большей мере рассматриваются через их политическое устройство, общественные обычаи и традиции. Происходит противопоставление выдуманного межпланетного взаимодействия реальному разобщению и противоборству Земли. Т. е. инопланетяне - лишь инструмент, с помощью которого автор излагает свои воззрения на окруж. мир и его проблемы. 3. Робинзоны. Тут, мне кажется, кентавры ещё в большей степени играют "оттеняющую" роль, позволяя наиболее выпукло показать землян, их борьбу и достижения в катастрофических обстоятельствах.
Отредактировано - Hellgion on 05 Окт 2007 12:46:51
Послано - 11 Ноябр 2007 : 16:32:11
Рассказ "Горы судьбы" читается нормально, но совершенно не в моем вкусе. Отвлеченные идеи, соединенные с приключениями тела достаточно крепко, чтобы не быть халтурой, но недостосточно эмоционально или "цепляюще", чтобы запомниться. Привкус золотого века фантастики.
Послано - 27 Ноябр 2007 : 02:09:31
"Львы Эльдорадо" скучноваты, но личность Тераи Лапрада не может не обратить на себя внимания. Как говорится, матерый человечище. Масштаб (Объем?) создается автором скрупулезно и целенаправленно, интересно, получилось ли в итоге то, что задумывалось?
Не совсем поняла, почему "Львы" во множественном числе. Лео - один шт. и Тераи - тоже один шт, а прочие по силе духа и рядом не стояли. Так зачем объединять-то? Я, до того, как файл открыла, была уверена, что там по меньшей мере прайд и клановая политика.
Цитата: Не совсем поняла, почему "Львы" во множественном числе. Лео - один шт. и Тераи - тоже один шт, а прочие по силе духа и рядом не стояли. Так зачем объединять-то?
Так это и имелось в виду. Два брата по духу - Тераи и Лео - это и есть Львы Эльдорадо.