Послано - 10 Июля 2002 : 18:08:48
Воистину, еще есть замечательнейшие вещи! Потрясающая космическая опера. Одна из лучших книг в жанре научной фантастики, прочитанная мною за последнее время.
Alastair Reynolds “Chasm City” Пер. с англ. А. Юрчука – М.: ООО «Издательство АСТ»: ОАО «ЛЮКС», 2004. – 617 с. – (Золотая библиотека фантастики).
В последние десятилетия космическая опера как жанр обретает второе рождение. И хотя в ней уже нет героев типа капитана Фьючера – сугубо положительных бравых суперменов без малейшего намёка на богатство и многообразие внутреннего мира, на привлекательности самого жанра сей факт никак не сказывается. Даже наоборот: современный герой космической оперы – чаще всего асоциальный злобный тип – или же человек, вынужденный волей обстоятельств стать таким. И вот здесь у автора уже появляется лишний повод заглянуть герою в душу…
По этому пути пошёл и Аластер Рейнольдс. Главные действующие лица его романа «Город Бездны» - профессиональный наёмник и убийца Таннер Мирабель, его наниматель – хозяин целой сети преступного мира и отъявленный мерзавец Кагуэлла, а также полумифический первооткрыватель планет Скай Хаусманн, не гнушающийся пойти на не один десяток убийств ради достижения собственной цели… Вам ещё интересно? Если вы дочитали до этого места и оно не вызвало у вас отторжения, то вполне вероятно, что книгу вы всё-таки прочтёте. Ибо, несмотря на обилие грязи, как психологической, так и духовной, в романе достаточно весьма интересных моментов.
Чего только стоит описание самого Города Бездны – после того, как по нему прошлась комбинированная биолого-нанотехническая эпидемия! Автор с любовью выписывает этот город вот уже второй роман подряд (в «Космическом Апокалипсисе» часть действия проходила там же) – как будто сам он, закрытый куполами, вздымающимися к краям кратера и спускающимися Стеблем вниз, к Бездне, служит отдельным персонажем – наблюдающим, запоминающим абсолютно всё – но не вмешивающимся в события. Не менее любопытны социальные конструкции, сложившиеся в городе сразу после эпидемии: в верхней его части, Кэнопи, созданной переплетением полуживых ветвей и тросов взбесившихся когда-то во время эпидемии нанозданий, проживает знать, аристократы, сохранившие возможность долгожительства благодаря незатронутым той же эпидемией наноимплантантам. Однако, цена такого долгожительства (и экономическая, и психологическая) слишком высока – чтобы поддерживать себя в форме и не заболеть, им надо регулярно потреблять «горючее грёз», а чтобы не заскучать – придумывать себе самоубийственные развлечения. Вот почему среди обитателей Кэнопи так популярна Охота – командное преследование с последующим отстрелом (привет Роберту Шекли) заранее выбранного жителя Малча, нижнего города, где наравне с простыми людьми, бродягами и подонками живут жертвы древних генетических экспериментов.
Вот в такое-то общество и врывается Таннер Мирабель, пришелец с другой планеты, в поисках убийцы-мстителя, уничтожившего нанимателя Таннера. Излишне говорить, что путь наёмника к цели будет извилист, а сама цель со временем станет всё более призрачной. Странности одна за другой начнут сопровождать Таннера в его поисках, а непонятно откуда пришедшие сны о Небесном Хаусманне будут донимать его при каждом удобном случае… И если бы это были только сны – но они слишком попахивают явью; и хотя с момента распятия Хаусманна прошло не меньше пары столетий – маленький, практически незаметный стигмат – следствие случайного заражения индоктринальным вирусом – кровоточащая в месте распятия ладонь постоянно напоминает Таннеру о давно умершем первопроходце космоса. И как впоследствии оказывается, всё это далеко не случайность…
Общество Города Бездны больше всего напоминает антураж киберпанковских романов, и сам «Город Бездны» мог бы быть написан в таком ключе – вот только слог у автора совсем другой: художественный, вдумчиво повествовательный, избегающий словесных экспериментов и технического жаргона. И что удивительно, технические знания самого Рейнольдса (он профессиональный учёный-астрофизик) органично вплетаются в ткань повествования, не нарушая его целостности и не выделяясь своей инородностью. Достаточно вспомнить неоднократно упоминаемые в тексте романа Эпсилон Эридана и 61-ю Лебедя – две ближайшие к Солнцу звёздные системы, в которых, по мнению современной науки, вполне могут существовать планеты – в романе это Йеллоустоун и Окраина Неба соответственно.
«Город Бездны» производит впечатление крепко сбитого, высокохудожественного и технически достоверного детектива, исполненного в «тёмных» тонах. Рейнольдсу удаётся создать непередаваемый колорит и объёмные характеры, каждое сюжетное ружьё стреляет вовремя, и каких-либо неувязок я так и не смог заметить. Однако меня не покидает впечатление, что роману чего-то не хватает. Наверное, человечности, любви автора к своим персонажам… А может быть, и нет… Решать вам…
Оценки по семибалльной шкале: Общее впечатление – 5,5 Оригинальность / самостоятельность / неординарность – 6 Логичность / последовательность / завершённость – 6 Смысловое содержание / идейность / наполненность – 4,5 Писательский талант / мастерство / умение – 6 Эмоциональность / выраженность автора / вложение себя – 3,5
Послано - 01 Марта 2006 : 22:00:12
Читал "в порядке поступления", начал с "Апокалипсиса" (осилена треть), затем "Ковчег..." (10%). За "Город..." уже и не брался... Смертельно скучно. Абсолютно неодушевлённые герои; бредовые НФ идеи, издевательская композиция (сюжетные линии перемежаются через страницу); сам сюжет, запутанный до полной невнятности... тихий ужас.
Послано - 01 Марта 2006 : 23:18:27
Ха, Рейнольдс не для любителей Зыкова ;) Шутка. Не обижайтесь - я сам люблю Орловского :) Читать Рейнольдса лучше в оригинале, как и всю хорошую западную фантастику. Учите английский - не пожалеете. Рейнольдс пишет мраченую, сюжетно сложную и провоцирующию прозу. Чисто хороших героев нет вообще - их место занимают рефлексирующие кающиеся монстры, безумные фанатики абстрактного блага и холодно-эгоистичные интеллектуалы спасающие свой мир ради собственных интересов. Мир Рейнольдса неоднороден, не всегда тщательно прописан (астрофизик, он делает астрофизические ошибки), но огромен и пугающ. Чуствуется сильное влияние Лавкрафта. Рейнольдс - один из ведущих авторов современной космической оперы наряду с Банксом и МакЛеодом. Любителям твердой фантастики читать обязательно - хотя бы для того чтобы понять что сейчас считается твёрдой фантастикой.
Цитата:... Рейнольдс не для любителей Зыкова ;) Шутка... Читать Рейнольдса лучше в оригинале, как и всю хорошую западную фантастику. Учите английский - не пожалеете...
(ошарашенно)serg0, ну вы и угадали... О том, как я люблю зыкова - можете посмотреть на Фензине (в соотв. теме раздела "Русское фэнтези"). ROTFL!!! Хотя, признаюсь в свою очередь - "Грона" и "Ива Счастливчика" читал... ) Насчёт чтения в оригинале - очень многосмысленная тема, достойная отдельного разговора. А английский я знаю. More or less... ;)
С вашим определением творчества автора спорить не буду. Хочу лишь заметить, что если у персонажей автора и наблюдается некая рефлексия, то на чисто рефлекторном уровне. ;)
Цитата:... Чуствуется сильное влияние Лавкрафта. Рейнольдс - один из ведущих авторов современной космической оперы наряду с Банксом и МакЛеодом. Любителям твердой фантастики читать обязательно - хотя бы для того чтобы понять что сейчас считается твёрдой фантастикой.
Ну, я не фанат твердой фантастики. Вот, почитал. Поимел представление о том, что там У НИХ считается твёрдой НФ. Впечатление тяжёлое.
P.S. Спасибо за предупреждение насчёт Банкса и МакЛеода. )
Послано - 14 Марта 2006 : 12:16:59
Я еще не дошел до конца "Апокалипсиса", но некоторые мысли возникли. Во-первых на фоне общей серости НФ как жанра выглядит очень и очень неплохо. Во вторых весьма продуманный мир без совершенно бредовых вещей типа Симмонсовского Шрайка. Сюжет занимателен и даже затягивает. Но... Как всегда они есть эти "но". Герои абсолютно плоские - не чувствуешь за ними людей. Так, говорящие картинки. Мотивация поступков иногда просто убийственно глупая (если вообще есть), хотя временами все наоборот запутывается в детективный клубок. Полно избитых штампов, но радует хотя бы то, что автор понимает законы физики, хотя и тут у профессионала астрофизика не все гладко. Я например так и не понял как поддерживается сила тяжести в корабле когда он не под тягой. Даже схемы рисовал как вращаються отдельные части корабля - бред выходит :) При тяге "пол" там куда идет выхлоп, а без оной создается вращением. Т.к. корабль - длинная колбаса, то вращается естественно вокруг продольной оси т.е. пол там где были стены. Как при этом работают лифты чтобы в них можно было стоять, а не летать - сие есть тайна великая :) Летающие боевые скафандры это уже явный плагиат с Хайнлайна с тем же набором несообразностей. Логических неувязок еще больше. Скажем есть гель-воздух - среда в которой можно дышать и переносить практически любые перегрузки. Вопрос - зачем корабль идет с тягой строго 1же? Ведь явно из контекста видно что двигатели могут выдать все 100. Положить всех в криостаты с гелем и идти на 50же. Так же и тормозить. Этапы разгона/торможения сократятся в десятки раз. В общем после этапа надежды пришел этап вдумчивого пинания. Если наступит следующий этап - брошу :)
Цитата:... Герои абсолютно плоские - не чувствуешь за ними людей. Так, говорящие картинки. Мотивация поступков иногда просто убийственно глупая (если вообще есть)...
yesint, а это значит, что сабж к художественной литературе не относится...(( А к какой же?
Цитата:... Полно избитых штампов, но радует хотя бы то, что автор понимает законы физики...
Так вот: если бы с научной точки зрения всё было бы более-менее приемлемо, то книгу можно было бы формально отнести к "научпопу" (традиция использования в этом жанре приёмов художественной литературы для "оживляжа" очень стара). А в данном слуыае - увы, графоманство всё это, и не более того... :(((
Был отечественный автор, писавший нечто подобное (к счастью, он не писал эпопей, ограничивался рассказами). Кому интересно, можете сравнить: Дмитрий Де-Спиллер http://www.fenzin.org/library/author/269
Послано - 16 Марта 2006 : 10:43:23
На мнение кртиков всё-таки стоит опираться. Я читал и "Апокалипсис", который просто показался недоделанным. Но затем был прочитан "Город бездны", который оказался весьма неплохим НФ-триллером с интересными поворотами сюжета и НЕКОТОРЫМИ героями. Правда было замечено слишком много заимвствований. Я не уверен, что Рейнольдса корректно ставить в первые ряды авторов космооперы (ИМХО недорос он, судя по этим романам), но потенциал у него есть и весьма немалый...
Цитата: А в данном слуыае - увы, графоманство всё это, и не более того... :(((
Ну, я не стал бы так категорично отправлять автора лесом. Вещь талантливая и на безрыбье мне пошла больше всего уже опробованного. Что касается критики - согласен на 100%. Критика как и социология вещь заказная (склоняюсь в пардоне перед социологами и критиками - я не о личностях, а о тенденциях). Где-то здесь на форуме уже мелькало на предмет того, что если бы "Колобку" рекламу "Гарри Поттера", то это был бы "напряженный триллер с погонями, боевыми столкновениями и непростыми отношениями героев" :) Я например гораздо больше доверяю мнениям непосредственных читателей и "впечатлению первой страницы". Так вот если Рейнольдса брать за 10, то допустим МакДевид - это 3 с минусом. Все относительно...
--------------------------- Не будите во мне зверя! Имейте совесть - он три ночи не спал!
Цитата:... Так вот если Рейнольдса брать за 10, то допустим МакДевид - это 3 с минусом. Все относительно...
Разуиеется, всё относительно...)) Что касается антуража и научности - могу согласится с вашей оценкой, а вот с литературной точки зрения: если, допустим, МакДевида брать за 10, то Рейнольдс - это двойка, sorry...(((
Послано - 16 Марта 2006 : 15:36:28
А вы знаете Age, кажись до меня дошло что вы имели в виду под "графоманством". В смысле написано нечто добротное, но не первокласное и написано много и местами совсем бестолково. Пожалуй соглашусь с тем что сабж действительно Литературой не назовешь - не воспитывает, не заставляет думать и не помогает жить. Это литература. Можно почитать, когда надо отвлечься, но опускаться до уровня Марининой еще морально не готов . Однако из класса таких книг с маленькой буквы имхо одна из очень и очень неплохих.
--------------------------- Не будите во мне зверя! Имейте совесть - он три ночи не спал!
Цитата: а вот с литературной точки зрения: если, допустим, МакДевида брать за 10, то Рейнольдс - это двойка, sorry...(((
Ладно уж вам - тройка ;) Но за МакДевида мне жутко обидно - пишет он действительно блестяще, но такую что читать невозможно из-за бурных протестов интеллекта :) Скрестить бы их с Рейнольдсом (в хорошем смысле этого слова :))) )
--------------------------- Не будите во мне зверя! Имейте совесть - он три ночи не спал!
Послано - 29 Марта 2006 : 14:11:55
Вот начал "Город бездны". Пока впечатления восторженные. Гораздо лучше пошло чем "апокалипсис". Правда угадываются недвусмысленные параллели с Симмонсом, но это пока не портит впечатления. А вот идея с вирусом, который прививает человеку некие псевдо-религиозные чувства, при всей ее крамольности и биологической сомнительности заставляет крепко задуматься.
--------------------------- Не будите во мне зверя! Имейте совесть - он три ночи не спал!
Послано - 20 Апр 2006 : 04:19:48
Премия Артура Кларка за 2006 год
Премия будет вручаться 26 апреля 2006 года в кинотеатре «Apollo» в Лондоне.
Лауреаты:
Казуо Ишигуро Не позволяйте мне идти (Kazuo Ishiguro, Never Let Me Go) Кен Маклеод. Познание мира (Ken MacLeod, Learning The World) Алистер Рейнольдс. Теснящий лед (Alastair Reynolds, Pushing Ice) Джефф Риман. Воздух (Geoff Ryman, Air) Чарльз Стросс. Ускоритель (Charles Stross, Accelerando) Лиз Уильямс. Стяг душ (Liz Williams, Banner Of Souls)
Послано - 21 Апр 2006 : 11:43:21
Прочитал четверть "Города Бездны". За что ругают Аластера, свет наш, Рейнольдса не понимаю. Очень крепкая твёрдая НФ. Без размазывания соплей и т.д. Единственно, показалось, что как-то души нету в книге. Но это и не очень важно, написано-то всё равно хорошо. С тех. описаниями не перебарщивает (огромный плюс, с моей точки зрения), очень даже читабельно. Ушёл дочитывать
Послано - 05 Мая 2006 : 10:49:02
Хммм... Добил "Город Бездны". Ощущения так и остались противоречивы. Наверное, это следствие того, что я не лучшую его книгу прочёл. Очень хорошо прописан мир, впечатление о котором складывается из незначительных фактов и достаточно длинных воспоминаний. Вселенная автора жива и многообразна. Интересно будет прочесть про её развитие в "Апокалипсисе". Что, собственно, я и собрался сделать; пошёл в книжный:)). Далее - сюжет. Смешнючий сюжет. Реально веселился, когда автор пытался связать концы с концами, путём приёма "deus ex machine". Не детективщик он, видно невооружённым взглядом. Надеюсь в этот жанр он не перейдёт. Ощущения: рад, что жива аглицкая science fiction, реально, очень рад. Если появился автор такого масштаба, то думаю, всё у них будет хорошо.:))
Отредактировано - gousaroff on 05 May 2006 10:52:55
Цитата: ...Интересно будет прочесть про её развитие в "Апокалипсисе".
"Чазм сити" написан ПОСЛЕ "Апокалипсиса". И "Апокалипсис" мне нравится гораздо больше: и события интересне, и персонажи живее и более логичны, хотя их логичность и пинале где-то. "Чазм сити" в этом плане, ИМХО, хуже, а еще хуже - "Ковчег спасения"/"REDEMPTION ARK".
Послано - 06 Мая 2006 : 23:24:54
Борис, я знаю, что "Апокалипсис" написан позже "Города Бездны". Я имел ввиду, что события в "Городе" происходят хронологически раньше, чем в "Апокалипсисе". Из-за этого, я и говорю, что для меня Вселенная будет развиваться, иметь продолжение.:))
Послано - 08 Мая 2009 : 19:03:33
Прочёл "Дом Солнц" (англ). Типа космоопера. Вплоне читабельно, но ничего осбенного, нет фирменного Рейнольдсовского экзистенциального ужаса. "Толкая Лёд" (Pushing Ice) мне понравилось больше.
Послано - 17 Сент 2009 : 12:08:09
Видео, вполне можно считать иллюстрацией к мирам Рейнольдса (хотя прямого отношения не имеет) http://vimeo.com/6132324
Англоязычный писатель Аластер Рейнольдс начал публиковаться в 1990 году, а первый его роман вышел лишь спустя десять лет. "Город бездны" второе произведение большого формата.
Сюжет в общих чертах - далёкое будущее, космическая фантастика, и на этом фоне разворачивается сюжет мести и погони, в мире населённом преимущественно мутантами, ставшими жертвами коронавируса "нано-чумы". По поведению все главные персонажи скорее все отрицательные, чем положительные, поголовно убийцы и преступники.
"Город Бездны" - фантастика скорее научная, но плюс этой книги в том, что Рейнольдс не выпячивает науку, а подаёт её между делом, дозирует правильно. Но даже при этом, читается книга не сказать чтобы очень легко, втягиваешься не сразу, несимпатичность героев даёт себя знать. Однако потом втягиваешься, становится интересно развитие событий, которое предсказать сложно.
- С уважением, автор и литературный агент Максим В. Глазунов
Послано - 01 Мая 2020 : 06:46:48
Ладно уж вам - тройка ;) Но за МакДевида мне жутко обидно - пишет он действительно блестяще, но такую что читать невозможно из-за бурных протестов интеллекта :) Скрестить бы их с Рейнольдсом (в хорошем смысле этого слова
Работаю арт-директором в ИТ-корпорации
Ответить на тему "Рейнольдс Аластер / Reynolds Alastair"