Послано - 22 Окт 2002 : 19:25:26
В литературе всегда существуют авторы, обласканные вниманием публики – и все остальные. Те, к кому приковано внимание поклонников, и те, кто остается на периферии этого самого внимания. Но есть и такие авторы, которые любимы многими, которые пишут прекрасные книги – но которые никогда не были в центре внимания масс. Однако это не мешает им считаться классиками. К числу таких классиков принадлежит и Джек Вэнс. Что немаловажно – он живой классик (как известно, с этим у классиков обычно проблемы). Что еще важнее – Джек Вэнс, несмотря на свой более чем почтенный возраст (86 лет), все еще «в обойме». К сожалению, рассказать обо всем творчестве этого писателя практически невозможно – не только потому, что им написано очень много книг (хотя хороших книг много не бывает), но еще и потому, что очень малая часть творчества Джека Вэнса знакома русскоязычному читателю – не переводят, а зря. Конечно, многие критики говорят – мол, последние романы Вэнса излишне тяжеловесны, чересчур детализованы, поэтому читаются с трудом. Но таким критикам я не верю – возможно, потому, что их обзоры свидетельствуют о том, что с книгами Вэнса они знакомы очень и очень слабо. Настолько слабо, что даже содержание романов, переведенных и не раз изданных на великом и могучем, передают в искаженном виде.
Джек Вэнс – это автор, попробовавший себя во всех многочисленных подвидах фантастики. В его творческом багаже есть и фэнтези («Глаза чужого мира», «Сага о Кугеле»), и фантастические детективы («Замок Иф», серия рассказов и повестей о Магнусе Рудольфе), и космические авантюрные романы («Пять золотых браслетов», пенталогия «Принцы-демоны»), и романы приключений – опять-таки космические («Большая планета», тетралогия «Чай» (в другом переводе – «Тскей»)), и произведения, сочетающие в себе НФ и фэнтези («Создатели чуда»). Для творчества Джека Вэнса характерна оригинальность идей (например, я не припомню ничего похожего на его книги «Сын Древа» или «Дома Исзма»). Однако при этом Вэнс нередко берет за основу своих произведений какую-либо традиционную идею – но умеет показать ее в неожиданном ракурсе. Примером может служить, пожалуй, один из самых сильных романов автора, «Эмфирион» (правильнее – «Эмфирио»). Человек выбирает себе псевдоним, коим является имя полумифического героя прошлого, и неожиданно для себя становится заложником чужой судьбы – казалось бы, чего здесь нового? Вспомним хотя бы «Двойную звезду» Хайнлайна…. Но в отличие от той же «ДЗ», герой «Эмфириона» вовсе не срастается со своим «альтер эго» в одно целое, не превращается в того, кого он вынужден играть. Нет, главный герой книги действует сам по себе – вот только окружающие продолжают отождествлять его с исторической личностью. В этом-то, как мне кажется, и кроется главная мысль книги – мы не то что есть, а лишь то, чем мы кажемся. Необычность подхода к привычным темам присуща многим другим произведениям Вэнса. Казалось бы, уж на что избитый сюжет – месть главного героя за убитых родственников? Что может получиться на выходе – заурядный боевичок с мордобоем и парой-тройкой постельных сцен (это чтобы сделать книжку потолще да не дать несчастному читателю умереть от зевоты)? Чаще всего так и бывает. Но именно на таком «фундаменте» Вэнс создает цикл «Принцы-демоны» (или «Властители зла»), который относится к числу самых известных его произведений. Или берет за основу вопрос контакта с чуждой расой – и появляется прекрасный рассказ «Дар болтунов»…. (Однако было бы ошибкой считать Вэнса автором, которому неведомы неудачи. Например, взяв сюжетом романа «Умы Земли» довольно популярную тему захвата инопланетянами сознания людей, он не смог приблизиться к таким вещам, как «Зловещий барьер» Эрика Френка Рассела или «Кукловоды» Роберта Энсона Хайнлайна). Вообще фантастика Джека Вэнса довольно традиционна. Традиционна в том смысле, что это, в основном, космическая фантастика, а не фантастика каких-нибудь параллельных пространств или виртуальных реальностей (отчасти это объясняется временем написания, но, наверное, лишь отчасти). Но что бы ни писал Джек Вэнс, повторюсь, будьте уверены – «на выходе» вас ждет интересное, захватывающее, и – оригинальное произведение. Возможно, именно это и называется настоящим талантом?
Так чем же Вэнс «берет» читателя? Самое главное «оружие» Вэнса, на мой взгляд – это невероятно тщательная проработка мира, в котором действуют герои его книг. Выдержки из несуществующих мемуаров и статьи из не составленных энциклопедий, упоминания о множестве событий и людей, которые не имеют прямого отношения к сюжетам тех или иных книг – все это насыщает произведения Вэнса таким количеством мелких и мельчайших деталей, что созданный автором мир становится чрезвычайно реалистичным. Воздержимся от штампа «читатель поневоле может поверить в происходящее» (хотя кто-то, вполне возможно, и поверит). Дело не в том, что мир книг Вэнса достоверен. Дело в другом – мир книг Джека Вэнса интересен. Мир его книг может быть причудлив, загадочен, страшен (например, при наличии множества юмористических моментов в «Глазах чужого мира» и «Саге о Кугеле» по спине нет-нет, да и пробежит холодок – неужели Землю ждет такой страшный конец?). Не менее талантливо и убедительно Джек Вэнс описывает и героев своих книг. У него вы не встретите главных героев, которые «все в белом». Нет, персонажи его книг обладают всеми достоинствами и недостатками обычного человека, а потому правдоподобны и жизненны (ну это примерно как Соло и Люк в «Звездных войнах». Один сугубо положительный, а потому неубедительный – не бывает таких, зато второй хоть и «наш человек», но себе на уме. Вот здесь любой критик скажет – «верю!»). Например, Блэкторн («Пять золотых браслетов») и не скрывает того, что действует не только и не столько в интересах человечества, сколько в интересах одного человека – себя, то есть. И хотя роман довольно слаб (правда, это был дебют Вэнса как романиста, к тому же и великие иногда отдыхают), реалистичность главного героя сомнений не вызывает. Кстати, не повезло этому роману и с переводом – такой откровенной халтуры, как в «астовском» сборнике «Космическая опера», мне давно не встречалось. Столь же реалистичен и один из самых известных персонажей Вэнса – мошенник Кугель, герой дилогии, образованной романами «Глаза чужого мира» и «Сага о Кугеле». Нельзя не отметить, что Кугель – это своего рода вызов законам жанра. Он не оснащен центнером могучих мышц и двуручным мечом, которые уже давно превратились в своеобразные отличительные знаки героев фэнтези. Кроме того, главное отличие Кугеля от «стандартных» героев фэнтези состоит в том, что он НЕ положительный персонаж. Напротив, он мерзавец, причем мерзавец редкостный, для которого ничуть не зазорно обмануть ближнего своего – более того, он этим обманом живет. Так почему же он воспринимается читателями как «хороший парень»? Ответ прост – потому что в мире умирающей Земли честных-то людей и нет, и Кугель оказывается еще вовсе не самым плохим. Хотя, в общем-то, вопрос причин восприятия Кугеля как положительного персонажа не столь уж и важен – гораздо важнее взгляд на книгу в целом. Потому что дилогия «Глаза чужого мира» и «Сага о Кугеле» показывает нам мрачный мир далекого будущего, когда солнце готовится погаснуть – и это тоже не вписывается в традиционные каноны «классической» фэнтези. Для привычной нам фэнтези характерен благодатный мирок, которому угрожают некие темные силы из-за грани реальности. На защиту мира волей-неволей встает воин или маг, который должен что-то сделать или найти какой-нибудь могущественный артефакт, который поможет отразить натиск приспешников Тьмы, и так далее. Одна книга отличается от другой только размахом повествования и разными мелочами, основные же «ингредиенты» остаются неизменными. Однако «Глаза…» и «Сага…», как уже было сказано, выбиваются из общего ряда. Кугель – вовсе не Конан, да и на умирающей Земле уже никто не думает о том, чтобы Землю спасать – никто ей, кстати, и не угрожает. Просто Солнце в скором времени погаснет….
Один из рассказов Джека Вэнса носит название «Творец миров». Как мне кажется, это название в полной мере характеризует и самого Вэнса. Он и в самом деле творец миров. Миров причудливых, миров загадочных, миров манящих. Миров, которые Джек Вэнс рисует крупными широкими мазками – но которые при этом получаются прорисованными с невероятной тщательностью, и которые столь же тщательно продуманы. Миров, которые образуют целую вселенную, полную тайн, загадок и приключений. Вселенную по имени Джек Вэнс.
Послано - 23 Окт 2002 : 19:55:40
Как и полагается образованному человеку, я знаком с творчеством вышеназванного автора. У меня есть его три книги «Вечная жизнь», «Глаза чужого мира», «Планета риска». Тогда очень нравилось, а сейчас я не разделяю вашего восторга. В этих книгах ничего сверх я не нахожу.
Послано - 26 Окт 2002 : 14:33:18
Мало что можно добавить к тому, что сказал Денис. Все точно и исчерпывающе... Я сам, помнится, впервые купил Вэнса в далеком 1993 году, когда в Новосибирске вдруг кончились книги знакомых мне авторов, и пришлось экспериментировать. Я купил книжку под названием "Вечная жизнь". Будь там только один этот роман - возможно, я поставил бы на ДВ крест. Но еще там был "Звездный король" - смертельная инъекция, превратившая меня в вэнсового наркомана. С тех пор, стоило мне увидеть книгу с двумя магическими четырехбуквенными словами на обложке - я превращался в зомби, достающего денежки из кармана. Так у меня в библиотеке стало 3 "Умирающих Земли", 4 "Вечные жизни" (ненавижу этот роман - не столько за то, что он - неудача по признанию самого ДВ, сколько за то, что наши издатели с человеконенавистническим упорством чаще всего издавали именно его). Все оттого, что рядом с ними в книгах гнездились еще не читанные мной вещи. Чем он берет меня? Отчего многие находят его неинтересным и не заслуживающим внимания? Сомневаюсь, что смогу объяснить это словами. Очевидно, нужно иметь особый настрой души, особый темперамент, чтобы получать удовольствие от чтения Вэнса. Его манера повествования вполне может показаться кому-то скучной, нелогичной, похожей на нелепую абстрактную фантасмагорию, раздражительно плюющей на привычные схемы развития сюжета и поведения персонажей. Уныние, упадок, зачастую отстутствие пресловутого хэпи-энда - но разве они не прекрасны? Нет? Странно. В моей личной табели рангов на первом месте стоит "Эмфирио". Странная, чисто вэнсовская история о том, как человеку пришлось стать бунтарем в жутком закосневшем и лишенном свобод общстве. Никаких поучительных монологов или длинных размышлений о смысле жизни и месте в ней человека - только тонна могучего топлива для разума читателя. Следом идет "Умирающая земля" вместе с "Глазами верхнего мира", неразрывные, как сиамские близнецы. Ода упадку, разложению цивилизации, индифирентно наблюдающей за гибнушим солнцем и спокойно размышляющей в перерывах между разными мерзостями о том, завтра ли оно погаснет, или через неделю. На третьем месте - сага о Кирте Герсене. Пять романов, развивающих избитый сюжет о мести молодого человека за погибшую семью. Но КАК развивающих! Меланхоличный боевик, захватывающая размеренность на фоне тщательнейшим образом прорисоанного мира. Ах, эти выдержки из энциклопедий и газетные статьи, которые будут написаны через 3000 лет после сегодняшнего дня!! Эти отрывки сказок, не имеющие не малейшего отношения к сюжету! Встреться мне те люди, которые посмели издать "Машину смерти", лишенную этих обязательных прелестей в начале каждой главы - не знаю, что бы я с ними сделал! И, как куп де грас, потерявший цель жизни и не знающий, куда ему идти, Кирт Герсен в финале пятого романа. Вот три призера. Но их постамент - вовсе не такой, как при вручении медалей на олимпиаде, где от первого до второго и от второго до третьего - по полметра. Нет, это по существу прямая с крошечными бугорками, и один больше другого на доли миллиметра... На самом деле очень трудно решить, какая же из равновеликих вещей лучше? И куда деть единственный роман из цикла Аластор, до которого добрались мои руки? Тоскливая и прекрасная история любви, предательства, детективная история с вопросом в конце. Куда деть не отпускающий от начала до конца цикл "Чай", изданный нашими украинскими благодетелями под названием "Планета риска"? Тасазать, Эдгар Райс Берроуз с его марсианским циклом, только на новом, неизмеримо более высоком уровне. Ни секунды отдыха герою - непрерывное движение и действие вперед, к цели, к победе. Или "Космическая опера", тонкое юмористическое повествование о попытках землян нести свою культуру иным цивилизациям и что из них получилось. Дальше проще. "Большая планета" кажется оборванной - такой замысел, такая огромная сцена, и так мало текста! Вэнс, правда, вернулся на эту сцену с другим романом - Мир плавучего театра. (Увы не читал!). "Умы земли", обладающий оригинальным сюжетом, напрочь лишен привычной тщательной проработки мира и персонажей. Нечто блеклое и скучноватое. "Вечная жизнь", наоборот, красок и погружения в мир, но мир этот оказался отчего-то мертвым и скучным. "Космический пират" (ака "5 золотых лент") лишен почти всего... странная халтурка, уродливенькая гусеница, единственное достоинство которой - то, что именно она, по слухам, дала толчок развитию цикла "Принцы-демоны". Увы, увы. Больше ничего у нас не издавали... Где остальной Аластор? Дурдейн? Кэдвелл? Львица? Эх. Были еще неподражаемые повести. "Последний замок" - тема о гибели земли, форсированная по сравнению с "Умирающей землей", снабженная реальной угрозой и потому намного более черная и жуткая. Декадентское общество, куртуазное дворянство, погибающие в потоке жестокого мятежа бывших рабов. Или "Повелители драконов" - забавный, но от этого не ставший менее зловещим рассказ об отношениях потомков землян на далекой планете с агрессивными эйлами. Оригинальная история любви в "Сыне древа" и детектив "Дома Исзма"... все они прексрасны.
Послано - 24 Фвр 2005 : 01:52:16
Помнится, первой прочитанной мною вещью Вэнса стала "Умирающая земля". Тогда я только начал свое знакомство с фэнтези. Помню, даже выписывал на листочек названия заклинаний из кинги : Великолепный Призматический Разбрызгиватель, Воровская Мантия Фандаала, Заклятие Всемогущей Сферы...
Послано - 24 Фвр 2005 : 23:39:29
Когда-то пытался одолеть один его сериал - где-то на третьей книге заело. Что интересно, никаких выразимых вербально недостатков я в его книгах не припоминаю :).
Послано - 25 Фвр 2005 : 18:43:45
Наверное, все потому, что про "особый настрой души" и про "темперамент", желательный при чтении Вэнса, не зря сказано:)
Послано - 08 Апр 2007 : 22:09:12
Примерно половина от "Станции Араминта". Интересно, но кажется... наивным, что ли. Я почему-то думала, что 60-70х годов, но уж никак не 87-го! Чем-то напоминает бумажные карты в звездолетах, хоть там и не было такого. :)
Послано - 08 Апр 2007 : 23:39:56
Эль, милая, не в звездолетах там дело. Вэнс в естественных науках вообще никогда не был особо силен. Он, как и, к примеру Ле Гуин гуманитарий. Звездолеты и прочие бластеры только для антуража, видимо Вэнса не устраивали рамки стандартной фэнтази и потому он подался в фантастику. Если любите технические описания, то из классиков лучший выбор, пожалуй, Хайнлайн, который лично меня изрядно поддастал к примеру подробным описанием способа действия лунного метро. То же знаете чтение на любителя. Я так и не смог понять, зачем понадобилось в книге полутоространичное описание транспортного средства, которое к сюжету имеет единственно то отношение что герой добирается на нем из пункт А в пункт Б. Впрочем, не в Хайнлайне дело. Книги Вэнса наивными не как не назовешь, скорее они довольно мрачные, я имею в виду несколько пессимистичный взгляд на мир и человеческую природу. Вэнса можно полюбить хотя бы только за замечательные названия, которые он придумывает для своих миров. Многие авторы не лепят названия не задумываясь, берут название из карты или из истории меняют пару букв и вперед. Недавно в произведении одного импортного писателя встретил человека обитающего в загадочной стране Азахстан. Вероятно только американские читатели не догадывались, откуда торчат уши у названия. Для меня это признак авторской неряшливости. В книгах же Вэнса у названий есть своя собственная музыка. Чего стоит хотя бы мыс Печальных Воспоминаний глубоко вдающийся в залив Тенеброза. Я был покорен. А потому еще раз прошу, нет, умоляю отвлекитесь от бумажных карт на звездолетах, которые к тому же летают неизвестно каким способом и оцените красоту сюжета. Когда дочитаете до конца можем, если хотите поспорить снова.
Послано - 08 Апр 2007 : 23:56:12
Вэнс для меня - это только цикл про Умирающую Землю. "Умирающая земля" "Глаза Чужого Мира" "Сага о Кугеле" "Риалто Великолепный" Это великолепный декаданс, оригинальный, ни на что не похожий мир, замечательный стиль. Все остальное творчество Вэнса я практически не воспринимаю. Почему-то...
Послано - 09 Апр 2007 : 01:42:54
Согласен, Вэнс мастер декаденса, упадка, красивого закта цивилизации. "Лунная Моль", сага о Кугеле, и конечно "Хозяева Драконов". Осторожный оптимизм, если и присутствует всегда ироничен, не однозначен. Даже счастливый конец - всего лишь повторение старого цикла. Это традиционное мировозрение древнего мира и средних веков. Взгляд который нацелен в прошлое, только в прошлом есть смысл и значение. Будущее - в лучшем случае достойная смерть. Что интересно, это особенно сильно проявляется в ранних книгах Вэнса. Кстати магическая система "Умирающей земли" легла в основу правил D&D - магия основанная на ограниенном количества и сложности заклинаний которые может запомнить адепт.
Послано - 09 Апр 2007 : 10:05:31
Ага, спасибо. Ну, может, я криво выразилась... Карты и звездолеты - это общее ощущение. Мне его текст напомнил (повторяю, читаю "Станцию "Араминта", больше ничего не брала).. ну не знаю... Дока Смита? Счастливчика Лаки? Что-то вот такое. Партия натуралистов, партия ЖМС, какие-то йипи недоделанные, лицей, молодежные группы, бюро В... Старомодно все это выглядит. :)
Цитата: Согласен, Вэнс мастер декаденса, упадка, красивого закта цивилизации.
Во! Мимоходом прочла рассказик про колдуна с непроизносимым именем Малазиан, - похоже. :)
Цитата:"Создатели Чуда"... - это всё восстановление прошлого, история идущая по кругу
Ну как же по кругу?:( Там ведь люди находят выход из существующего положения в союзе с чужаками. Ну, сначала, чтобы "восстать из пепла", им придется дорасти до прежнего уровня - но потом-то, наверное, пойдут и дальше? Хотя это уже домысливание...
Цитата: Кстати магическая система "Умирающей земли" легла в основу правил D&D - магия основанная на ограниенном количества и сложности заклинаний которые может запомнить адепт.
Ух ты... Не знал... Век живи, век то самое... Спасибо за информацию.
Цитата:Кстати магическая система "Умирающей земли" легла в основу правил D&D - магия основанная на ограниенном количества и сложности заклинаний которые может запомнить адепт.
Фигасе 0_0 Часом первый сеттинг не "DarkSun" назывался?
____________________________________ Нет способа фасте, чем копи и пасте.
Послано - 09 Апр 2007 : 22:46:55
Док Смит?! Бог ты мой осталось только Стальную крысу Гаррисона вспомнить. Уж как там не верти, а Вэнс один из лучших фантастов двадцатого века. Классик стоящий на равнее с Азимовым и Саймаком. Кстати называя роман молодежным нелишне вспомнить, что его писал уже весьма не молодой человек (1916года рождения). Книги Вэнса, прежде всего, посвящены человеку в самых разнообразных его проявлениях. Что он делает? Пожалуй, приведу пример из отечественной литературы. У Лукьяненко есть, думаю всем хорошо известный персонаж – маг Гесер. Этот современный старик Хотабыч, любил коллекционировать замкнутые человеческие сообщества, или устраивать симукляры с пауками в аквариуме. Пожалуй, то же самое делает Вэнс в своих книгах, он создает миры-шкатулки изолированные и очень необычные. Буджолд в одном из интервью сказала, что с самого начала решила, что в ее книгах не будет места для инопланетян, их роль будут играть расселившиеся по галактике люди. Пожалуй, этой же цели в полной мере удалось добиться в своем творчестве Вэнсу. Такой коллекции странных и необычных человеческих сообществ пожалуй не найдешь больше ни у одного другого писателя. Как бы не пыжились иные из них изобразить нечеловеческую психологию пришельцев, получаются либо тупые монстры, либо, в конечном счете «ребята с нашего двора». Миры же Вэнса хоть и населены людьми выглядят по настоящему чуждо. Поневоле задумываешься, неужели люди могут стать такими. Во второй части трилогии события развиваются на Старой Земле, если не знать этого то можно легко решить что все происходить на какой то далекой планете, настолько все чуждо и необычно.
Послано - 09 Апр 2007 : 23:55:00
godar Так, к слову... Пожалуй, есть еще один очень своеобразный автор, с самой необычайной коллекцией человеческих сообществ, и это Самюэль Дилейни. Правда, это совсем уже другая история.
Цитата:Книги Вэнса, прежде всего, посвящены человеку в самых разнообразных его проявлениях
Наверное, все же не столько человеку, сколько месту человека в обществе. Конечно, там есть все прочее - детективные или "боевиковые" линии (хотя они, скорее, играют роль сюжетного стержня, не более того) - но важнее всего именно картина ОБЩЕСТВА, в конфликт с которым вступает нестандартная ЛИЧНОСТЬ (как в том же "Эмфирио" и других романах).
Послано - 10 Апр 2007 : 22:03:39
Денис, вероятно я не вполне точно выразился. Конечно социум прежде всего, вероятно недопонимание возникло из-за того что я использовал понятие «человек» излишне расширительно. Лично я больше всего ценю Вэнса за его фантазию по части создания необычных обществ. Они действительно похожи на инопланетян. Другим авторам не удается так передать ощущение времени. Тот же Азимов хотя и говорит в Основании что прошло де двадцать тысячелетий, но этой бездны времени совершенно не чувствуется.
Цитата:Лично я больше всего ценю Вэнса за его фантазию по части создания необычных обществ. Они действительно похожи на инопланетян
Ну, с этим утверждением я спорить не буду - напротив, с готовностью под ним подпишусь:) При этом - ни малейшей надуманности и "притянутости за уши": словно и в самом деле окошко в другой мир открывается со всеми его странносятми и своеобразиями, непохожестью на нас. Вернее, эту надуманность даже искать не хочется - "по умолчанию" принимаешь, что это чужой и чуждый мир, в котором все может и ДОЛЖНО быть именно так, как описано. Самое интересное, что пытаются-то описать причудливые общества многие, но вот выходит это, мягко говоря, далеко не у всякого. Помню позабавила меня характеристика Джулии Чернеды - мол, она мастер в описании инопланетных обществ. Ха-ха. По сравнению со стариком Вэнсом ее опыты даже детским лепетом назвать трудно...
P.S. Кстати, кто-нибудь слышал про продолжение (окончание?) Станции "Араминта" и Исс и Старая Земля?
Послано - 11 Апр 2007 : 22:37:18
Не только слышал, но и читал, называется Троя. Есть на Альдебаране.
Впрочем, с сожалением должен сказать, что книга получилась не вполне удачной. Концовка вышла смазанной. Такое впечатление, что автор устал от книги и хотел закончить уж как ни будь. Если учесть то что на момент написания Вэнсу было ни много ни мало 76, это усталость вполне понятна.
К слову сказать ваши взгляды на притязания многих современных писателей я полностью разделяю. Рано им еще примерять на себя мантию «великого творца миров», как к примеру называли Саймака, очень рано.
Послано - 13 Апр 2007 : 10:06:11
Дочитала 1-ый том "Кадвола". Немного напомнило Файнтока. То есть, учитывая даты написания, наоборот, конечно. Не очень уютное общество, да и будущее в целом, я бы сказала.
Послано - 13 Апр 2007 : 22:32:25
Насчет уютного будущего это безусловно не к Вэнсу. Впрочем сейчас пессимизм в моде. Стоит однако заметить, что просто гнать чернуху много ума не надо. А вот построить этакий мир сумерек человечества… тут нужно быть настоящим мастером.
Кстати Эль неужели вы действительно не читали Умирающею Землю
Послано - 14 Апр 2007 : 00:15:55
Н-да, сумерки, это точно. Несмотря на то, что человечество расселилось по звездам, ничего похожего на утопию или хотя бы на приемлемое существование, не наблюдается. Смертная казнь и каторжные работы - что-то нормальное. Коррупция процветает. Расизм существует. Создается впечатление, что геноцид никого не удивит. Непредумышленное убийство офицером полиции подозреваемого - "в минус" персонажу не идет. Общий, "федеральный" закон то ли есть, то ли нет. Социальный статус жестко закрепляется на основании старшинства в семье. Что касается техники (помните, звездолеты и карты?), то я удивилась, что флаеры есть и видеотелефоны есть, а мобильных (или хотя бы условных коммуникаторов) - нет; генная инженерия существует, а до клонирования никто не додумался. Зачем-то упомянута телепатия... К финалу текст поживее пошел.
godar, неа, не читала. Скачала, лежит на винте. Хотела еще посмотреть "Космическую оперу" и "Принцев-демонов", но в сети не нашла.
Послано - 14 Апр 2007 : 22:14:59
Ну утопия это все же скорее к Ефремову, по стопам Томаса Мора, верной дорогой в Город Солнца. А приемлемое существование согласитесь все понимают по разному. Федерального закона действительно нет, по причине отсутствия федерации. Согласитесь трудно представить государство в котором сотни тысяч населенных планет и бог знает сколько миллиардов людей. Все планеты существуют совершенно самостоятельно. Но поскольку планеты должны контактировать друг с другом существует общий свод правил для всех планет обеспечивающий безболезненность контактов представителей подчас очень разных культур. В этом смысле, как высказался командир орудующими на планете Тассадеро полицейскими – Закон Сферы действуют повсеместно. Кстати как вам предложенный этим господином метод борьбы с коррупцией – «Некто, не надо меня спрашивать кто, высадил его в пустыне на другом полушарии планеты. Оставил ему бутылку воды и носовой платок. Несомненно, он уже сделал новую интересную карьеру». Конечно, подход довольно радикальный :) Относительно техники. Мир Вэнса это все же мир людей, а не мир технологий, порой это даже излишне подчеркивает. Флаеры, бластеры и прочие приметы космической эпохи пробрались в этот мир контрабандой, в силу необходимости для антуража. Если без какого то чуда технологий можно обойтись Вэнс без него обойдется. А карты… хорошо еще мы не увидели, как капитан звездолета прокладывает по ним курс с помощью секстанта:) Телепатия взялась все же не «не вдруг откуда ни возьмись», а вполне ожидаемо. О сверх возможностях человека Вэнс, в своих книгах рассуждает очень часто. Социальный статус по старшинству, это только на Кадволе, на других планетах свои заморочки. Относительно общего падения нравов то полагаю точка зрения автора изложена в прологе – «нигде не обнаружено признаков что человеческая природа улучшается… однако нет также признаков ее ухудшения, что не может не радовать».
И все же, обратите внимание на Умирающею Землю. В творчестве Вэнса это вещь основополагающая. К тому же занимающая место в истории мировой фантастике наравне с Машиной времени Уэлса
Послано - 14 Апр 2007 : 22:59:20
Я бы даже сказал, что длинные и толстые уши "Умирающей земли" торчат повсюду, даже у грандов. Почитывая то то, то это нередко замечаю непосредственное влияние Вэнса. Ну, скажем "Гипперион" или "Ксанф"...
И только один друг - чоппер, и только одна музыка - Motorhead!
Послано - 21 Мая 2007 : 22:07:17
"Исс и Старая Земля" живенько идет, но, мой бог, что ему сделал несчастный Киев? Зачем так было издеваться над городом и казаками? :)
Послано - 25 Июня 2007 : 21:18:58
В процессе "Трои", завершающей трилогию "Хроники Кадвола". С одной стороны, экшена там хватает, но и не в ущерб рассуждениям. Читается ничего себе так. С другой стороны, не оставляет чувство, что "Исс" был посильнее. Почему бы это? А черт его знает.
К середине третьего тома вдруг удивило, что автор так странно относится к йипам. Ведь главные положительные герои в книге - это явно Глауен Клаттук сотоварищи, значит, йипы должны быть отрицательным примером? Оно так и есть, эти разгильдяи необязательны, ленивы, хитры, чужды милосердия, жадны до легкой наживы. Чего мне не понять, так это откуда они взялись и почему к ним все время пристают?! Там же вырисовывается довольно близкая аналогия с индейцами (если изображать происходящее со стороны ковбоев), и вариантов получается два: - либо это эндемичный вид, и тогда к ним надо относиться соответственно, всячески их охранять и изучать, - либо это люди, пришедшие вместе с поселенцами, и тогда мне не понять, почему брак с йипами не дает потомства. А пока что к ним относятся, как к мексиканским или кубинским эмигрантам. Т.е. я не знаю, как к этим эмигрантам относятся в реале, но почему-то йипы ассоциируются исключительно с ними. В общем, чего-то Вэнс в этом отношении недодумал.
Послано - 25 Июня 2007 : 23:59:49
Согласен, Троя не лучшее произведение Вэнса. Такое впечатление, что автор очень устал и ему не терпелось закончить произведение хоть как ни будь. Впрочем, принимая во внимание, что Вэнс создавал этот роман на семьдесят седьмом году жизни многие недостатки можно простить и искренне позавидовать работоспособности уже весьма немолодого человека. Как у нас говорили – он Ленина видел. Так и Вэнс видел зарождение фантастики, пожалуй, последний из оставшихся в живых патриархов.
Что до йипи, то как я понял они потомки переселенцев, бежавших на острова и подвергшихся там мутациям. Отсюда их своеобразная психология и неспособность скрещиваться с обычными людьми. Существует теория, что если йипов вернуть в более менее нормальную среду обитания, то есть к примеру перевести на другую планету, их репродуктивные способности восстановятся и они вольются в остальное человечество. А пристают к ним все от того, что они вынашивают достаточно оригинальную идею – вырезать жителей станции и самим стать хозяевами планеты. Поселенцы в свою очередь понимают, что жизнь на оттоле не легкая, но все же придерживаются других взглядов на будущее планеты. Их то же можно понять. Так что как видишь аналогии с индейцами не корректны. Это скорее как раз ковбои. Ковбои, которые не желаю работать, а предпочитают бездельничать и грабить поезда. Деструктивный элемент.
Да, Эль, узнал я о еще одном расхождении в наших литературных вкусах. Ты оказывается никак Ведьмака дочитать не можешь. Ну ладно, я понимаю, что Вэнс писатель своеобразный, но Сапковский то тебе чем не угодил???
Послано - 29 Июня 2009 : 22:57:35
Черт! :( Не увидела поста, так обидно..
Ровно на середине "Лампы ночи", но собственно до "Лампы" дело все никак не дойдет. Я уже начинаю сомневаться, что герой когда-нибудь долетит до родной планеты, как обещает аннотация.
Да, Эль, узнал я о еще одном расхождении в наших литературных вкусах. Ты оказывается никак Ведьмака дочитать не можешь.
Ото ж, только пару дней назад "Башню шутов" бросила. Ну не нравится он мне, не нравится! Слишком мрачный и слишком умный.
Ровно на середине "Лампы ночи", но собственно до "Лампы" дело все никак не дойдет. Я уже начинаю сомневаться, что герой когда-нибудь долетит до родной планеты, как обещает аннотация.
Да, Эль, узнал я о еще одном расхождении в наших литературных вкусах. Ты оказывается никак Ведьмака дочитать не можешь.
Ото ж, только пару дней назад "Башню шутов" бросила. Ну не нравится он мне, не нравится! Слишком мрачный и слишком умный.
Мне кажется, что "Башня шутов" и т.д. вообще на любителя. Уж очень специфично. Да и альтернативка получается типа Варианта Бис-2 или Шепелева. Так-что сразу и не разберешь изменилось, что или нет.
Послано - 01 Июля 2009 : 00:35:18
Петруххха, вы спасаете мое самолюбие. )) Я уж думала, слишком легкомысленна для пана Сапека. )) А "Ведьмак" еще и безнадежностью не радовал, я бросила где-то районе между "Мечом предназначения" и "Башней ласточки", и там все было в самом разгаре и очень плохо. Громыко поступила проще и понятнее - выдала Вольху замуж, да и дело с концом.
"Лампа ночи", между тем, закончилась. Обычная для Вэнса затейливая смесь безнадежности, оптимизма, совершенно чуждой мне логики и реакций.
Вот интересно, насколько хорошо он переведен и кем? Стиль узнаваем с первых глав - это благодаря переводам или вопреки? И система имен у него - это нечто чудесное. Я про фонетику: ни фига не понятно какой язык, но единообразие ощущается однозначно.
Послано - 01 Июля 2009 : 20:37:10
Перевод осуществлен некого А. Арсеньева, на его же совести ИСС и Старая Земля. Имена и названия, можно сказать фишка Вэнса у него на их создание особый талант. Да, Эль, а Умирающую Землю ты уже прочитала?
Петруххха, вы спасаете мое самолюбие. )) Я уж думала, слишком легкомысленна для пана Сапека. )) А "Ведьмак" еще и безнадежностью не радовал, я бросила где-то районе между "Мечом предназначения" и "Башней ласточки", и там все было в самом разгаре и очень плохо. Громыко поступила проще и понятнее - выдала Вольху замуж, да и дело с концом.
"Лампа ночи", между тем, закончилась. Обычная для Вэнса затейливая смесь безнадежности, оптимизма, совершенно чуждой мне логики и реакций.
Вот интересно, насколько хорошо он переведен и кем? Стиль узнаваем с первых глав - это благодаря переводам или вопреки? И система имен у него - это нечто чудесное. Я про фонетику: ни фига не понятно какой язык, но единообразие ощущается однозначно.
Мне тоже интересно было бы сравнить с оригиналом. Увы, нет времени и нет способностей к языкам. У Вэнса меня поражало всегда продуманность и практичность поступков персонажей возведенная буквально в абсолют (многие это могут назвать мелочностью). Первый, любимый и к сожалению недочитанный до конца цикл Вэнса о пиратских капитанах в свое время оставил совершенно неизгладимое впечатление. Увы-увы.
Что-же касается пана, единственно, что безусловно можно рекомендовать к прочтению: замечательная статья "Нет золота в Серых горах" (как-то так если не ошибаюсь). Остальное кому нравится, кому - нет. Правда "Ведьмака" я в свое время прочитал где-то году в 90-м или 91-м и тогда это была тощенькая книга из четырех или пять новелл. Вот этот "Ведьмак" мне нравился и даже очень.
Что-же касается пана, единственно, что безусловно можно рекомендовать к прочтению: замечательная статья "Нет золота в Серых горах" (как-то так если не ошибаюсь).
Угу, читано...
У Вэнса меня поражало всегда продуманность и практичность поступков персонажей возведенная буквально в абсолют (многие это могут назвать мелочностью).
Во, а я-то никак не могла поймать ощущение, что это такое! ))
Сейчас на середине "Машины смерти" и возмущена роялем изготовления фальшивых денег до глубины души! Как он мог!!! :)
Послано - 20 Окт 2009 : 15:59:07
На "Умирающей земле" закрыла для себя Вэнса. :) Вы мне, конечно, будете говорить про потрясающую атмосферность, но весь этот символизм и постапокалиптика не по мне. Он мне чем-то красивости акмеистов и символистов Серебряного века напоминает. Все из себя такое многозначительное... Муркоку и Желязны готова была такую манеру простить, прочим - нет.