Послано - 10 Дек 2002 : 22:39:31
Ну вот, Хранителем обзывают, а Кубикусу никак угодит не могу, в смысле, фэнтэзи не читаю. Но, Крапивник проснулся и прочитал, что из этого вышло, смотрите ниже. Но тут - только начало, остальное Кубикусу на рассылку выслал. Так что, интрига остается!
ЛУЧШЕ БЫ ОН СРАЗУ УМЕР! Марк Энтони "Цитадель огня", 1999 Mark Anthony "The Keep of Fire", 1999 I will Survive! Gloria Gaynor С диким криком "Хочу что-нибудь почитать!.." и сумасшедшим блеском в глазах я набросился на изумленных неадекватным поведением и такими же неадекватными требованиями постоянного покупателя лоточников. А хотел я почитать всего-навсего фэнтэзи. Ну да, конечно, если покупаешь у них Коэльо, Кундеру, Маркеса, Перес-Реверте на худой конец, а так же ТАКУЮ фантастику, на которую другие даже не смотрят (типа Питера Гамильтона - увлечения для "высоколобых"), а потом вдруг как обухом по голове - фэнтэзи… Даже видавшие на своем веку многое лоточники, изумляются. Надо сказать, что я фэнтэзи жалую не очень и выбирать в этом жанре литературу не умею, поэтому я полностью решил положиться на удачу. Конечно, предлагали они мне всякое, в основном русское, но я твердо держался, пока взгляд мой не остановился на красно-оранжево-желтой обложке книги, которую в этот момент вынимал из фабричной упаковки бородатый дядечка лет сорока. (ЗЫ. Дядечка - большой поклонник фэнтэзи) "А вот это чё?", - спросил я, указывая на объект. "Ааа, это новый Марк Энтони. Вторая часть "Последней руны"", - ответили мне. Конечно, эти слова мне ни о чем не говорили. "Ну и как читается?", - спросил я. "Да вот, только привезли, а первая часть похожа на "Черный отряд". Народ хвалит", - ответили мне. "Черный отряд" - это мне тоже мало о чем говорило. "Ну, заверните!", - говорю. Короче, завернули. Только очень удивлялись, почему это я решил сменить предпочтения. Итак, приступаем! Все ждем продолжения!
Послано - 11 Дек 2002 : 15:02:39
Сейчас опять проявлю свое занудство. "Черный отряд" это очень известный фэнтези сериал Глена Кука об отряде наемников. А про Марка Энтони не слышал.
Послано - 16 Дек 2002 : 16:28:23
Wren, я где-то читал, что "Цитадель огня" - 2я книга cериала "Последняя Руна". Может в первой книге (Beyond the Pale/за гранью!?) было что-то интересное?! А для фанатов ведь еще и книгу 4 написали:Blood of Mystery (Сущность Тайны)
Послано - 16 Дек 2002 : 18:44:02
Кубикус, так у меня в рецензии это написано. ;) Не знаю, что было в первой книге, но, судя по окончанию второй, в третьей нас ждет нетрадиционная любовь. /смех/ :) А четвертая, интересно, какая же там была тайна?
Послано - 30 Марта 2003 : 16:46:33
qwerty Уравновесим чаши... Можно абсолютно любому произведению спеть хвалебную оду. Даже если оно ужасно. А по теме сказать нечего? Может быть аргументируете свое мнение?
Послано - 08 Апр 2003 : 15:28:15
В следующей книжке у Тревиса появляется еще и поклонница, и теперь он, несчастный, мучается, кому же отдать предпочтение :о))) Популярность его растет и множится, гы-гы... На самом деле книжка на уровне не выше среднего, имхо. Можно с интересом прочесть один раз, но возвращаться к ней нет никакого желания. Лично меня особенно раздражают фрейдистские уклоны и реверансы в сторону политкорректности. Впрочем, этим грешат многие американские авторы. Бытие определяет сознание, так скзать...
Послано - 09 Апр 2003 : 11:37:39
Мне кажется, книжка не просто на среднем уровне, она гораздо ниже среднего, причем это прекрасно видно. А все якобы психологические изыски и популярная "голубая тема" использованы автором для того, что бы скрыть собственную беспомощность при написании. Ну а пресловутая политкорректность... Это вообще отдельный разговор. Ну конечно, раньше все злодеи обязательно педики. :) ну а теперь, чтобы так сказать, уравновесить чашу... Просто смешно, и одновременно грустно.
Послано - 30 Ноябр 2003 : 15:32:44
Инквизиция живет и процветает! Энтони - это большой талант по части пыток. Как он мучает своих героев в "Последней руне" и читателей заодно! Как он их тягает туда-сюда, туда-сюда! Сколько проблем и неприятностей он для них придумал! Да и герои такие, что одно удовольствие мучать. Слабые, неуверенные ни в себе, ни в окружающих. Будь он помилосерднее, он бы их в 1-ой книге поубивал, по одному или всей толпой. Я вынесла все 4 подолжительных пытки, иногда теряя сознание(пропускала куски текста).Чем дальше, тем чаще. Но, к своему ужасу ,в финале 4-ой пытки я обнаружила, что если я хочу-таки выяснить (в чем я уже сомневаюсь)чем закончится эта история, то должна вытерпеть еще одну ,5-ю, пытку. Кошмар!!!
Цикл Марка Энтони меня заинтересовал, и даже очень.
Примерно по тем же причинам, по которым меня заинтересовала Раткевич.
Это книга человека, который: 1)не боится чувствовать, 2)не боится спрашивать неудобные вопросы, 3)не боится любить книги, которые «типа уже не крута».
Начало, «За гранью» (Beyond the Pale).
Книга написана в двух ключах: достаточно четкая УЧЕНИЧЕСКАЯ книга молодого писателя, еще не выползшего из-под восторженного восприятия «Властелина Колец». Причем, западного, пахнущего не Эпохой Викингов и Бронзовым веком, а Высоким Средневековьем, где все блаародно и чинно-ранжировано.
Второй ключ к книге – Living History. Довольно четко видна струя ЖИВОГО восприятия жизни в фэнтези-феодализме, которая обычно дается только тем, кто пожил в нем. Так сэр Бэла из Блэкмарша, то есть, тьфу – Пол Андерсон, ветеран и муж одного из старейших ветеранов реконструкторского движения SCA, прекрасно понимает, каково жить сэру рыцарю, чем пахнет долгий путь, как тяжелы доспехи и каково в них рубиться. Это трудно объяснить, это только чувствуешь – то самое ощущение, те интонации, которые чувствуются именно у причастных к возможности пощупать эту Living History – Асприн, Андерсон, Сташефф, даже Желязны (SCA его звали к себе, но тот так и не собрался приехать пообщаться поближе).
Роман начинается в традиционном… ни хрена не традиционном ключе. Канва «Властелина Колец» настолько условна, и видна только как рамка, аквариум, в котором живут совсем уже другие рыбки. Владелец салуна оказывается посреди истории, которая ведет непонятно куда, и нет никакой Дороги, которая «вдаль и вдаль ведет» - просто у черепахи неожиданно исчез панцирь, и она тонкой шкурой спины чувствует, как кто-то шуршит вон в тех кустах, а из тех кустов подбирается несколько неизвестно кого.
Автор заложил несколько мин, срабатывающих неоднократно, умеющих точным пинком развернуть действие дальше, и несколько не в ту сторону, в которую ждал читатель.
Первой такой миной является раздвоение главного героя. Причем, раздвоение функциональное, и делится не сам персонаж, а РОЛЬ главного героя, попавшего не в ту реальность. Одна половина, Грейс Беккет, несет в себе темное пятно старательно забытого прошлого, другая , Трэвис Уайлдер, входит в такое же пятно, находящееся снаружи – как ни смешно, именно Камень Тени, Синфатизар, и его хранитель, погибший, но не раз возвращающийся к Трэвису внутренним голосом.
Но это не сама мина, это так. К слову. Сама мина в том, что роль пришельца-снаружи четко делится на свои Инь и Ян – одна половинка, Грейс Беккет, оказывается принята как госпожа, ее объявляют герцогиней, она проявляет способности к магии, и единственная проблема – неудобная одежда, да трудности личных взаимоотношений – единственные проблемы бездельников, знакомые по мексиканским сериалам и фильмам про американских студентов. Естественно, я слегка утрирую.
А вот другой половине достается сразу по полной программе. Он встречает бродячего барда (штамп! Фолкен у Энтони добрых две книги остается лубочноватым Арагорном, и лишь постепенно, книги с третьей, начинает действительно оживать и становиться объемным), который ведет его по вполне бродяжьим тропам, из засады в засаду, через грязь, холод и страх, пока в конце концов не приводит в замок, где его первым же делом принимают за слугу. Далее Трэвис так и не выходит из тени. Он не просто носитель архетипа толкиновского Фродо (ни один фэнтези-автор с этим архетипом не справился, заметим), он Сэм-и-Фродо сразу. Слуга-служитель-жрец-жертва.
Далее, автор – и это его сильная сторона – не боится чувствовать, и проводит своих героев через ВСЕ виды любви. И показывает всю их привлекательность, всю их силу – и опснось. Куртуазная любовь Бельтана к Мелии, а Даржа – к Грейс. Плотская любовь-страсть Бельтана к Трэвису, Грейс – к человеку с железным сердцем, она же сочится изо всех щелей (пардон…) бедной ведьмы, которая подорвалась на собственном желании управлять противоположным полом с помощью постели. Жертвенная любовь Бельтана к убитому отцу. Жертвенная любовь-жалость-и-что-то-еще Трэвиса к фейдримам, которых можно «сделать как было». Всеподчиняющая любовь Фолкена к утраченной родной стране. Любовь-дружба Грейс и Трэвиса, любовь-гегемония Мелии. Любовь-жажда обладания у Бледных Призраков к Синфатизару. Я еще многого не назвал.
Как сказал еще Стивен Кинг, любовь – это власть. И эта власть влияет на героев, заставляя их делать то, что они делают, а не то, что они хотели – как король, правящий родиной Даржа, делает одну катастрофическую ошибку за другой из страха – другой власти.
Собственно, если у Раткевич книги о любви и долге, то Энтони пишет о любви и страхе. Любовь рождает долг, страх рождает ошибки и предательство. Грейс боится заглянуть в себя, и не может обрести полного Дара. Трэвис не решается применить Камень, и едва не теряет все. Короли боятся привычного, и едва не теряют все, когда приходит новая угроза и новый враг. Ведьмы боятся – и едва не убивают единственную надежду Зеи, Разбивателя Рун Трэвиса.
По ходу развития книги, связь с «Властелином Колец» размывается; Фолкен перестает быть Арагэндальфом, Бореас обретает новые черты, уходя дальше от коронованного Боромира, а Камень уже не влияет на бессознательное Трэвиса.
Книга начинает жить своей жизнью.
В ней появляется мотив двуликости любви – любви к женщине и к мужчине. Трэвиса любят. Но он мечется между двумя любовями, и боится предать одну ради другой. Думаю, именно поэтому этих трех идиотов вразумляет Древний Народ — своими, далекими от морали гомо сапиенс, средствами.
Книга какое-то время, качнувшись в сторону фэнтези – наш человек ТАМ – качается обратно, в «их человек ЗДЕСЬ». Здесь заложена еще одна интересная мина: качание в двух, даже трех плоскостях сразу. Привычный мир Зеи-северной качается в новые земли, в царство огня, в жар и пепел — а оттуда в жару южных стран, родины Мелии. Трэвис, гость на Зее, на Земле вынужден скрываться и одновременно, как хозяин, искать возможности спасти Бельтана, уже гостя на Земле. Привычный ход маятника – современная Земля (пусть и с реконструкторской Medieval Fair, лютнями и старым Лондоном) версус откровенно средневековая Зея — перебивается, и плоскость вращения выбирает уже – древний южный город, искушенный и утонченный версус грубо-простой Дикий Запад, за сто лет до рождения Трэвиса. Ритмы качаний просто бешеные, но в рамках всего романа (ну не серия это, а один роман!) они удивительно интересно сбалансированы. Постепенно, как и полагается маятнику, который то и дело сбивают с плоскости вращения, он останавливается в средоточии всего. В средоточии земных бед — на оси Мог - Брат Сай. В средоточии перемен, грозящих Земле и Зее — в земле за Железными Воротами.
По ходу повествования, каждый из героев проходит свое Чистилище, приносит свою очистительную жертву, без которой не осыплется шлак страха и прежних ошибок. Динамика героев более чем интересна; автор явно грешит интраверсией, и неплохо знает людей. Грейс приходится заглянуть в себя, сломать эту стену, и увидеть Мога на той стороне. Она проходит пытку ожиданием перерождения Даржа, пытку противостояния своим. Она становится настоящей королевой, прокалив свой сердечник и дав шлаку осыпаться.
Трэвис, побыв закомплексованным неудачником, забывшим о себе Малым Сим перед железными воротами, приносит себя в жертву, сгорев вместе с сумасшедшим магом. И возрождается, уже без волос. Но каждое изменение – это путь к себе, так что он успевает и отказаться от прежнего облика, и снова к нему вернуться. И стать воплощенным носителем Капли Крови Бога, и повелевать рунами и на Земле, преодолевая ее сопротивление, и бывать в двух временах, и пойти разносить всесильный «Дюратек» за други своя.
Бельтан, сперва просто носитель роли Мужественного Мышцатого Красивого Героя, в столкновении с ведьмой и фейдримами проходит через страх, боль и бессилие – выживая и обновляясь, попадает к «Дюратеку», проходит через пытку унижением — и от бессилия, и от осознания себя породнившимся с эльфами через перелитую ему кровь. Он оказывается способен не только на поступок, но и на ожидание, сводящее с ума и более стойких. Он оживает.
Дарж, Старый Верный Друг, оказывается сначала действительно Верным Другом. Затем, правда, попадает в клише «таимой ото всех любви», но куда выпуклее он проявляется. вдруг оказавшись человеком, чей срок отмерен. И проходит свое очищение, когда осколок настигает его – но на короткий миг человек оказывается чуть сильнее, воистину «смертию смерть поправ».
Иволейна, мучимая страхом, не проходит испытания – и стареет, и сходит с ума, не в силах перешагнуть через страх и отчаяние.
Я заведомо упомянул не всех, обновившихся и не прошедших обновления, шагнувших и застрявших не полшаге. Роман действительно о том, что сделать шаг страшно, но нужно — во имя тех, кого любим. Иначе от нашей нерешительности пострадают именно они.
Марк Энтони (искренне надеюсь, что это не псевдоним «Марк Антоний» на англитйский лад) за те пять книг (За гранью, Цитадель огня, Кровь тайны, Мрак остается, Королевство (не помню точно) зимы), что прошли его герои, прошел с ними этот путь и сам. Иногда легко. Иногда трудно и коряво. Местами «Цитадель огня» читается гораздо слабее предыдущей книги, местами повороты сюжета (особенно во «Мрак остается») приводят к несколько растянутым и натянутым кускам текста, но нигде он не прибегает к помощи Крутого Бога из Машины. Если пройти путь его героев, они не будут рваться из рук автора, всем видом своим говоря «а вот тут он нас заставил идти поперек себя».
Мне будет интересно читать новые книги Марка Энтони — хотя я прекрасно понимаю, что труднее всего не разочаровать читателя именно второй книгой.
замысел: 8 воплощение: 7-9 язык: 8 динамика сюжета: 9 стройность построения сюжета: 1-4 книги - 7-8 (для некоторых линий нужно читать весь цикл), пятая - 7 (чуть недописан "рояль в кустах" с некромантшей) яркость и достоверность характеров: 6-7 (первая книга), 7-8 (вторая-четвертая), 7 (пятая) оставляет о чем подумать: 8-9
Автор: Алексей Кияйкин (Посадник) опубликовано 25.02.2005
Послано - 26 Фвр 2005 : 23:34:16
Как-то, будучи видимо не совсем в трердой памяти, решила положиться на мнение "знатока".. Проблема была простой: все читаемое в доме закончилось. Сделав очередную вылазку в город по делам, наткнулась на книжный магазин... И... наверное, в первый раз (по краней мере, больше я такого за собой не помню) обратилась с вопросом к продавцу: посоветуйте что-нибудь из фэнтези. Только не российских! Это я успела сказать как раз в тот момент, когда рука продавца потянулась к красочному корешку Лукьяненко... с его бесконечными дозорами. Так в моем доме появилась первая, и единственная книга этого автора. Не знаю, что мне не понравилось. И объяснить толком вряд ли смогу. ИМХО книга имеет уж слишком избитый на мой взгляд сюжет. Руны, запечатавшие вход(он же выход) кому-то бесконечно темному... и т. д. И герои-американцы смотрятся на фоне этого сюжета нелепо... с их идеализмом и прочей шелухой. Иногда, правда, кажется, что Энтони пытался придать какую-то живость сюжету.. Но, как мне показалось, это у него не очень-то получилось.
Послано - 01 Марта 2005 : 10:32:51
Читывал я этого Марка Энтони. Больше всего мне не понравились отрицательные герои, слишком они плоские, невыразительные. Кто-то из классиков признавался, что интереснее всего описывать злодеев, но МЭ успешно его опровергает, даже злодеи у него картонные и он их не любит... :) (кстати, хорошая тема может получиться, "о литературных злодеях"...) Короче, нестерпимо слабая вещь автора (другого у него не читал, поэтому о всем творчестве судить не берусь).
Послано - 01 Марта 2005 : 16:33:49
хотелось бы для сравнения несколько примеров удачного изображения героев, как положительных, так и отрицательных. А других книг, судя по датировке копирайтов, у автора просто нет.
И с лязгом откинул верхнее веко...
Отредактировано - posadnik on 01 Mar 2005 16:43:32
Послано - 01 Марта 2005 : 23:12:45
Злые вы... :) А мне цикл М.Энтони нравится. Хотя и не относится к вершинам фантастики. Я даже довольно быстро привыкла к парочке Мелия-Черный... как его там. Хотя сначала и мерещился призрак Эддингса. Мне нравится, что у автора много симпатичных персонажей (ну, кому как, конечно). Вот, например, Дарж Эмбарский мне больше всех нравится. Довольно интересно было, когда автору вздумалось отправить героев в наш мир, причем в Х1Х век. Обычно уж если отправляют, то в наше время.
Послано - 02 Марта 2005 : 13:22:40
Иначе контраст не тот. Еще одна мина заложенная автором - постоянные ловушки "а что б ты делал, если бы не...". Если б Мелия не была непобедимой Мэри Поппинс. Если б Дарж не был без страха и упрека. Если б не оказалось, что хотлеи-то герои не на Землю, а в комфорт конца двадцатого века. Если б Иволейна не была бы непогрешимой. Если б Бельтан был не столь силен. Если б Бореас не был самым сильным мужыком на деревне. Если б Дейдру выгнали из ее "людей в черном". И так далее. Каждый из героев, получив столом по морде, учится чему-то на редкость новому, и растет, зараза. Что есть редкость.
Честно говоря, было забавно, что даже пара голубых ковбоев слегка мутировала под влиянием драчки с "Дюратеком".