Послано - 21 Фвр 2003 : 21:34:03
О "Создателе Звезд" Роман знаменитого английского ученого-философа, социального мыслителя, культуролога, прозаика и поэта Олафа Стэплдона "Создатель звезд" (1937), формально принадлежащий к "твердой" (естественнонаучной) фантастике, вряд ли заинтересует отечественных поклонников этого жанра. Слабо беллитризированная история эволюции разума во Вселенной, простирающаяся от ранних этапов "Большого Взрыва" , через эоны лет взлета и упадка могущественных внеземных цивилизаций, блестящие утопии и кошмарные войны, духовные озарения и беспремерное варварство "впадших в ересь", до гибели последних "очагов" жизни спустя сотни миллиардов лет в будущем из-за возростания энтропии слишком далека от "канонических" историй грядущего, известных нам по книгам Азимова, Хайнлайна и их продолжателей. Если последние использовали подобные масштабы лишь как фон для увлекательных приключенчиских и полудетективных повествований, то Стэплдон обратился к ним с целью, с одной стороны, поразмышлять над Вечными Вопросами философии, а с другой стороны, через сопоставление Человечества с иными звездными мирами провести мысль о хрупкости и уязвимости людей не только перед космическими катастрофами, но и перед собственными "демонами" - войной, бездуховностью, религиозным и националистическим фанатизмом, несправедливыми социальными структурами, техногенными "ловушками"... Глобальность и серьезность обсуждаемых проблем, высокий драматизм, доверительный тон повествования, особая, присущая всем произведениям Стэплдона поэтическая атмосфера, шокирующие своей грандиозностью космологические зарисовки и отсутствие "хэппиэнда" - все это позволило данному произведению оставить хоть и небольшой, но заметный след в мировой литературе, подняв планку фантастического романа на новую, мало кем пока еще преодаленную высоту. Отвергнутый как нашим, так и американским фэндомом, Стэплдон, тем не менее, стал писателем для философски-настроенной интелектуальной элиты общества, фантастом для фантастов, провидцем и футурологом, стоящем в одном ряду с Уэллсом, Оруэллом, Циолковским, Ричардом Бахом, Кастаньедой и Рэрихом, получившим признание таких известных мыслителей и писателей, как Хорхе Луис Борхес, Артур Кларк, Станислав Лем, Джон Пристли, Клиффорд Саймак, Фриц Лейбер... Возможно, придет день открытия Стэплдона и думающим российским читателем, и наши издатели, отвечая на рыночный запрос, опубликуют-таки самый известный и пока еще недоступный нам роман этого самобытного автора "Последние и Первые Люди: история близлежащего и далекого будущего" (1930), повествующий о миллиардолетней истории рода человеческого, его взлетах и падениях, героической борьбе с враждебным природным окружением и страшной, хотя и очевидной для ученых участи, угатованной ему в грядущем безжалостным Космосом.
Послано - 24 Марта 2007 : 00:55:54
Прочел "Последние и Первые Люди: история близлежащего и далекого будущего" - роман не хуже Уэллсовых "Машины Времени" и "Когда спящий проснется". "Создатель звезд" - в процессе. Нарисованная Степлдоном картина множественных миров, цивилизаций, разума - ни у кого кроме Уэллса я такого размаха не могу припомнить.