Послано - 07 Окт 2003 : 10:07:00
На глаза попалась книга с загадочным и жутким названием... что-то про вампиров... решила купить... Очень интересная разновидность детища Брэма Стокера. И самое интересное в этом то, что вампиры,, оказывается самые обычные люди... кое-кто тщеславен до невозможности, кое-кто человечен до неприличия... В общем, занятная вещица))
Послано - 07 Окт 2003 : 11:21:39
"Вампирские хроники" Энн Райс - это вообще, весьма занятная вещица...
"Царица проклятых" - третья книга "Хроник", а до неё было "Интервью с вампиром" (1974) (небезызвестное, благодаря милашкам Тому Крузу и Брэду Питту - Лестату и Луи соответственно) и "Вампир Лестат"... тоже частично экранизированный в эффектном коктейле с "Царицей проклятых"... И были другие книги, частично переведенные на русский, частично - нет.
Вряд ли "Вампирские хроники" - разновидность детища Брэма Стокера, хотя бы потому, что сами вампиры Райс откровенно смеются над сказками о Дракуле, да и многие каноны Стокера на них не распространяются (они отражаются в зеркалах, не превращаются в летучих мышей и крыс, и т.д.). Энн Райс - классик вампиризма совеременного, готического, откровенно эротичного (по большей части гомоэротичного), где кровь - это наркотик, на который нельзя подсесть самостоятельно, но который, однажды попробовав, можно найти везде: в клубах, на готик-рок концертах, в темной подворотне...
Однажды в твою жизнь - жизнь обыкновенного совеременного (это справедливо для любого века, начиная с эпохи Возрождения) красивого (и это - обязательное условие!) молодого человека войдет... тот, кто сделает тебя своим "возлюбленным" и станет твоим Создателем: изъясняющийся "высоким штилем", по-неземному прекрасный, с мраморно-белым лицом и чувственными губами, и вот тогда...о, ты сам попросишь его об этом!.. Ну, а он немного поломается, прежде чем уступить тебе. И не забудь самое главное: и ты, и он после этого будете глубоко несчастны! Почему? О! А вот это и есть Страшная Тайна Вампиров!
Последняя недавно вышедшая на русском языке книга "Новых вампирских хроник" - "Вампир Витторио" (1999) - на данный момент ещё мной до конца не прочитана, но, как мне кажется, она глубже предыдущих. Возможно, причина в том, что под динамичным сюжетом здесь чувствуется желание автора передать психологию человека эпохи Возрождения, и это явно результат работы с историческими источниками и художественной литературой того времени. Не зря Витторио уже в предисловии открещивается от "шайки вампиров из Нового Орлеана, неизвестно откуда взявшихся"...
Послано - 10 Окт 2003 : 09:32:54
гм.... знаете.... интересно было бы все это примерить на себя... появится возлюбленный который станет создателем..)))))))))
Послано - 10 Окт 2003 : 09:59:58
Интересно примерить на себя? Ну... за всё приходится платить, в том числе и за любопытство.
Думаю, Арман бы со мной согласился, что в данном конкретном случае цена будет высока: жизнь, вся, без остатка и без дальнейшего бессмертия. Почему?
Основная проблема: для того, чтобы вампир стал Создателем, нужно быть прекрасным юношей. Девушка, которая сама этого желает, -почти оптимальная жертва (поклолнницы Лестата были бы счастливы принять от него всё, что угодно), но на роль возлюбленного и вечного спутника она... не годится, к сожалению.
Так что это будет прекрасно, но в первый и последний раз.
Послано - 22 Окт 2003 : 20:14:15
а вообще вещь просто супер! Не думала, честно говоря. И что сподвигло выбрать именно эту книгу? Очень рада, что купила. Советую всем, кто вообще любит читать про вампиров и прочую нечисть)))
Послано - 22 Окт 2003 : 20:32:05
Как литературное произведение, эта книга Райс и другие ее книги из той же серии хороши, но.. Именно трактовка вампиров как людей меня отталкивает. Не могу читать, хотя умом понимаю, что это хорошая книга. Они не люди и не могут ими быть, да и не хотят. Именно поэтому книги Гамильтон про Аниту Блейк мне нравятся гораздо больше, несмотря на более топорный язык. Анита человек, и пытается им остаться, и все любовные переживания вампиров и их борьба за власть на этом фоне выглядят искусственно. Сразу вспоминаешь Мефистофеля у Пушкина: "Ведь мы играем не из денег, а только б вечность проводить..". Райс, по-моему, не удалось описать нечеловеческую психологию. Другое дело, что это почти и не удается никогда..
Послано - 22 Окт 2003 : 20:42:52
хм... а вот мне показалось, что тут вампиры наоборот более ..... человечны что ли? Хотя, нет, не человечнее... может более понятны?
Послано - 22 Окт 2003 : 21:16:49
Именно. Они понятны, человечны. Но они, по-моему мнению, не должны быть такими. Это противоречие и мешает мне читать. Когда Муми-тролль ведет себя по-человечески, это потому, что на самом-то деле автор и писал о людях. А вот Райс поставила себе задачу, по-моему, написать про вампиров. И у нее, опять-таки по моему мнению, не получилось.
Став вампиром, нужно отказаться от слишком многих вещей из тех, что делают человека человеком: мысли о смерти, равенства всех разумных существ, от человечества как некой общности, например.
В книгах Lichtenberg, о которых я упоминал в другой теме, это противоречие решено тем, что вампиры у нее не бессмертны, и их численность приблизительно равна численности обычных людей. Оба эти фактора заставляют в конечном итоге, после столетий страданий, построить демократическое общество, где оба вида интегрированы и обмен жизнедающей субстанцией регулируется законами.
У вампиров Райс нет такой перспективы, и что самое главное, они ее и не хотят. Заставлять их оставаться не людьми, вне общества и рассматривать их как людей - нелогично, во всяком случае в ее описании.
Послано - 22 Окт 2003 : 23:42:59
Вампиры уже не люди. И мне понравилось именно то, что они хотят быть на людей похожими. Эта извечная тяга людей к обществу себе подобных, амбициозность, страх, наконец! Не знаю, как вам, уважаемый Tim, а мне это читать не мешало. А наоборот было интересно. Интересно было читать о существах себе подобных. И наверное, самым впечатляющим было то, что после прочтения не осталось кошмарных вопоминаний. Осталось лишь теплое воспоминание о полюбишвихся героях. Скорее всего, через пол года перечитаю еще разок. Надо бы еще почитать ту книгу, которая вампонравилась. Может быть найдем еще одну тему для спора?))))
Сами книги Lichtenberg ("House of Zeor" - первая и одна из лучших) можно поискать на сети IRC, сервер UNDERNET, канал #bookz, на русском их нет. Если хотите, могу поискать, скачать и выслать по e-mail.
По обоим этим авторам есть отдельные темы на форуме.
Цитата: И наверное, самым впечатляющим было то, что после прочтения не осталось кошмарных вопоминаний. Осталось лишь теплое воспоминание о полюбишвихся героях. Скорее всего, через полгода перечитаю еще разок.
Ну, зачем же так долго ждать? И почему только "Царица"? Если дело в героях, то, может быть, стоит почитать другие книги цикла, где их характеры так же ярки? А, если не секрет, кто из героев показался Вам наиболее интересным?
Не помню, была ли книга из серии ужасов или мистики, после которой меня мучили ночные кошмары... Наверно, поэтому я, читая Райс, и не ждала ужаса или острых ощущений от проникновения в психологию нелюдей. А вот удовольствие я получила, несмотря на то, что стиль автора показался мне несколько... не моим. Читалось тяжеловато. Но сами вампиры были очень колоритны!
Послано - 25 Окт 2003 : 13:57:52
2 Линнел не только "Царица"))))) просто это первое, что попалось на глаза. Есть и все остальное. А полюбившиеся герои.... хм... не знаю... наверное, Арман и Джесс. Лестат уж какой-то супер правильный... и человечный)))))
Послано - 27 Окт 2003 : 11:19:28
solo Мне тоже никогда не нравились Главные Положительные Герои!
А суперправильным и человечным товарищ Лестат неожиданно стал только в "Вампире Лестате" и последующих книгах. В "Интервью" он был обаятельным чудовищем, циничным и безжалостным убийцей, про которого Луи говорил, что он пошел за ним, как Петр за Христом, очарованный только тем, что у Христа-Лестата были чудесные белокурые кудри, и он был красиво и со вкусом одет... а подо всем этим скрывалось только уязвленное самолюбие. Правда, потом Лестат заявил, что влюбленный и разочарованный Луи нагромоздил в своем интервью кучу лжи, и он, Лестат, совсем не такой... он белый и пушистый!
А вообще, интересная ситуация вышла с Лестатом, мне кажется, что он просто понравился самой Райс и нравился долго... пока она сама не сообщила, что "Лестат ее покинул", как я где-то читала...
Послано - 30 Окт 2003 : 13:27:47
Ну, на счет "интервью с вампиром"... не знаю... у меня такое впечатление сложилось, что Лестат каким-то образом все-таки противопоставляется тому же Арману с его вампирким театром...
Послано - 30 Окт 2003 : 15:52:57
В "Интервью" Лестат, мне кажется, просто не сошелся с Арманом во мнениях по поводу нужности Клодии, да и Луи они между собой не поделили... по-моему, так.
А вот в "Лестате" неожиданно уже оказалось, что театр-то и не арманов был изначально, Арман был мрачным духовным лидером-сатанистом тех вампиров, которые жили на кладбище, а артистом театра был как раз Лестат! Так... как там было... кажется, Лестат выкупил театр, а саму "концепцию" (кушать людей на сцене) и торговую марку "Театр Вамиров" придумал Никола в отместку Лестату за свою загубленную жезнь? Да, а потом Лестат подарил театр Арману, потому что тот чувствовал себя потерянным и не знал, чем заняться после своих Детей Тьмы... А для меня всегда было загадкой, кто из них больше виноват во всем: Лестат или милый темный ангел Арман!
Послано - 31 Окт 2003 : 11:24:10
х, и как все-таки приятно побеседовать с умным и знающим человеком))))) А все равно Арман мне нравится больше. Гм.. и на счет "Царицы"... там Луи Лестата тоже называет Дьяволом в конце... вроде так... и Лестату это нравится. А в итоге получается, что Лестат становится дргом Дэвида.. из-за которого Луи, собственно, Лестата Дьяволом и обозвал... Как все сложно-то....
Послано - 31 Окт 2003 : 15:38:47
Ага. Мне, на самом деле, тоже показалось, что у них там все жутко сложно, особенно, с чувствами, которые они все друг к другу испытывают! Коктейль с градусом повыше, чем во всех телесериалах!
Лестат-Луи-Дэвид - это вообще великолепное трио... кажется, в "Истории похитителя тел" оно оформилось окончательно, и они определились с тем, кто из них дьявол, а кто нет, а также, кто чей создатель. Правда, пострадал, в конечном счете, опять же Лестат.
Он у Райс такой... вампирский Базаров: все отрицает, бунтует и проявляет бурную активность!
О! Недавно где-то услышала, что Элтон Джон пишет мюзикл по мотивам "Вампира Лестата" и "Царицы проклятых", обещает сделать к 2004 году. Мне кажется, что это должно быть интересно!
Послано - 04 Ноябр 2003 : 20:11:08
На самом деле, я бы с удовольствием сходила и послушала этот мюзикл. Надеюсь, что хотя бы к 2005, если не к 2004 году он появится! Дуэт Лестата и Луи - это было бы очень забавно!
Послано - 05 Ноябр 2003 : 16:52:57
Надо будет обязательно это дело посмотреть... потому как и книга интересная.... и композитор из Элтона - просто потрясающий!!! А еще интереснее будет поглядеть на концерт Лестата... масштабное действо должно быть...
Послано - 06 Ноябр 2003 : 11:08:07
А как же кино "Царица проклятых"? Там как раз концерт Лестата выглядит достаточно впечатляющим. Фонтаны огня а-ля "Раммштайн", имидж Лестата а-ля "Him"... И музыка "Corn" для остроты ощущений! Не думаю, что ЭТО можно переплюнуть на театральной сцене! А вот как раз лирические моменты в мюзикле бы смотрелись, наверно, трогательнее.
Послано - 07 Ноябр 2003 : 08:48:26
Вполне согласна.... но, к сожалению.... к великому моему сожалению, фильм не смотрела((( Надо будет найти обязательно!!!!
Послано - 10 Ноябр 2003 : 12:43:11
Посмотреть "Царицу проклятых" стоит. Красиво. Но "Интервью с вампиром" мне понравилось больше! Да, и недостаток "Царицы" в том, что там нет Армана. Вообще! :-) Кстати, если вспомнить, то "Вампирские хроники" ведь вдохновили не только сэра Элтона... Например, есть творение группы "Nine Inch Nails", посвященное Арману и Дэниелу
The Only Time (Lyrics by Nine Inch Nails)
I'm drunk And right now I am so in love with you And I don't want to think too much about what we should or shouldn't do Lay my hands on Heaven and the sun and the moon and the stars While the devil wants to fuck me in the back of his car Nothing quite like the feel of something new Maybe I'm all messed up Maybe I'm all messed up Maybe I'm all messed up in you Maybe I'm all messed up Maybe I'm all messed up Maybe I'm all messed up Maybe I'm all messed up in you Maybe I'm all messed up
This is the only time I really feel alive This is the only time I really feel alive
I swear I just found everything I need The sweat in your eyes the blood in your veins are listening to me Well I want to wrap it up and swim in it until I drown My moral standing is lying down Nothing quite like the feel of something new
Maybe I'm all messed up Maybe I'm all messed up Maybe I'm all messed up in you Maybe I'm all messed up Maybe I'm all messed up Maybe I'm all messed up Maybe I'm all messed up in you Maybe I'm all messed up
This is the only time I really feel alive This is the only time I really feel alive
Maybe I'm all messed up in you
This is the only time I really feel alive This is the only time I really feel alive This is the only time I really feel alive This is the only time I really feel alive
Послано - 21 Ноябр 2003 : 22:47:06
"Фэнзин" - сетевая библиотека. http://www.fenzin.org/ Чего рассказывать, что там есть, а чего нет? Сами сходите. Райс здесь
Послано - 27 Ноябр 2003 : 16:41:10
а самый классный вампир - все равно Луи!!! все признают, что он самый человеченый из бессмертных, но в то же время акаша называет его и самым хищным, потому что он охотится без разбора и всегда убивает своих жертв. вот.
а еще я люблю Клодию и Хаймана :))
Беловолосая царственная богиня - умная и аппетитная (с) Dekon
Послано - 20 Янв 2004 : 12:15:02
«Вампирские хроники» Энн Райс: еще раз про любовь?
Я не знаю, как быть и что мне делать с собой! Ну, дайте же мне! Хоть кто-нибудь... Свою любовь! «Дискотека «Авария»
Закройте глаза и попробуйте представить себя в очень необычной ситуации: Вы – вампир, ХVШ века рождения, пробывший в состоянии летаргического сна 55 лет. Вы воскресли благодаря оглушительным звукам музыки репетирующей над вашей покоящейся под землей головой любительской готик-рок группы. И все это происходит в одном из мегаполисов одной великой страны. Вас ожидает вихрь новых впечатлений, Вы познаете этот новый мир. И что же открывается Вашему жадному взору?
...С незапамятных времен присущие всем крупным городам мира бедность и нищета практически исчезли… Едва ли теперь можно было увидеть, как падает где-нибудь на аллее парка и умирает от голода бедный иммигрант. Не было больше трущоб, где в одной комнатушке спали по семь-восемь человек… Нищих, калек, сирот и неизлечимо больных людей осталось так мало, что казалось, будто на этих бесконечных улицах их нет вовсе… Даже у спавших на скамейках парков и на автобусных остановках пьяниц и сумасшедших всегда были еда, чистая одежда и даже радиоприемники. …Это был мир наивности и невинности, сытости и изобилия. Встречавшиеся в прошлом практически на каждом шагу воры и разбойники теперь почти исчезли… (Энн Райс «Вампир Лестат»)
Что? Вы спрашиваете, в какой счастливом году безмерно далекого светлого будущего проснулись? Приготовьтесь: Вы в Америке 1984г. Не верите? О, как глубоко отравила Вас, советского вампира, коммунистическая пропаганда! Перед Вами – общество равных возможностей, земной рай для смертных, «рай для героев», который воспевал несравненный Оззи Осборн, и Вы… не верите в него? Вы неожиданно вспомнили, что есть и «ад для дураков», и что за «обладание разного рода изящными безделушками», которые в этом раю доступны всем простым американцам, нужно платить? А чтобы заработать деньги, нужно иметь образование, которое без денег не получишь, и прочие замкнутые порочные круги капиталистического общества? Мда… И о чем Вы только думаете? Забудьте! Все это пропаганда! И потом, конкретно у Вас же нет проблем с деньгами: ведь Вы – вампир, и вам все позволено! Просто примите, как должное: Америка – Великая Страна и начнем. Итак… Добрый вечер! Я – вампир Лестат!
Когда-то он был чудовищем с лицом красавца – Тома Круза с белокурыми кудрями, - но безжалостным и циничным убийцей, хоть и способным глубоко страдать, но превыше всего ставившим свои желания. Но это было давно, ещё в «Интервью с вампиром» (1974г.), где озлобленный и влюбленный в него автор книги – Луи нагромоздил горы лжи. Теперь Лестат излучает свет; он пьет лишь кровь преступников, оберегает доверившихся ему людей от других вампиров; как Базаров, отрицает все и вся, идущее от вампиров и нарушает все известные законы Тьмы во имя человечности и просто для развлечения. И он по-прежнему любит. Любит своих братьев-вампиров: Луи, Армана, Габриэль, Мариуса страстно, пламенно, откровенно чувственной любовью. Но, впрочем, именно такова она и есть – любовь вампиров, против которой не могут устоять ни они сами, ни смертные, случайно оказавшиеся в радиусе ее поражения. О, любовь – вселенская движущая сила! Она – начало и конец, альфа и омега, во имя любви обаятельнейшие и прекраснейшие трупы-кровопийцы сжимают в страстных объятиях бессмертные тела друг друга и хрупкие тела смертных. И тогда размываются границы между добром и злом, любовью и ненавистью, палачом и жертвой (этот характерный признак постмодернистской литературы был уже неоднократно отмечен в романах Райс), и вампир, по венам которого струится твоя жизнь, в этот последний миг тебя… любит? Ох, простите, оговорка. Он «занимается с тобой любовью». Энн Райс – новатор жанра, это бесспорно. И это отчетливо и логично изложено, допустим, в «Энциклопедии вампиров» Дж. Г. Мэлтона. Как и положено в энциклопедии, там все кратко. Ну, а если более развернуто… Итак, вампиры Райс, во-первых гомоэротичны. И я предвижу возмущенные восклицания девушек, в чью душу навеки запал трепетный образ Лестата: «Они бисексуальны!». Это не так. Лишь юный, прекрасный, золото- (темно-, платиново-, каштаново-)кудрый красавец вызовет в вампире настолько неистовое желание, что его кровь вольется в жертву… простите, возлюбленного… и наполнит его… прежде чем перейти к тому, чем именно наполнит, просто приведу для доказательства самые колоритные влюбленные пары «мастер-творение» в «Хрониках»: Лестат-Луи-Дэвид, Мариус-Арман, Арман-Дэниел. Как из любого хорошего правила, здесь есть одно исключение – Витторио, который вот уже пятьсот лет живет в гармоничном союзе с Урсулой, девушкой-вампиром, и отрицает «шайку вампиров из Нового Орлеана». Устоял бы от против неотразимого Лестата при личной встрече? Лично я свято верю в Витторио! Я не беру в расчет Клодию, Сибель, Бенджи и т.д. Это не отклонения от правила, если вдуматься – это просто подарки вампира-создателя. Ибо, как было сказано выше, «во имя любви». К этой любви я ещё вернусь, а пока поясню, почему употреблен термин «гомоэротичны». Тут работает второе нововведение Райс: ее вампиры, при всей их сексапильности, не способны реализовать свои желания физически. Точнее, способны, но не применением «того органа, в котором у нас больше нет необходимости», а укусом. И это единственно возможный вариант. То, что они при этом испытывают, не поддается описанию словами, и, разумеется, смертные реагируют на это соответственно. В момент укуса в лучших традициях любовных романов они пылают, у них твердеет все, что только способно затвердеть от такой страсти и прочее по тексту. И они сами стремятся испытать это, они добровольно подставляют свои нежные шеи… и тут опять не повезло романтичным читательницам романов о красавцах-вампирах: девушка, жаждущая любви вампира – почти идеальная жертва, но для бессмертия не годится. И девочке-тинейджеру, упивающейся книжкой о Лестате, лежащей на столике у её кровати, вечной любви не видать как своих ушей. Ну, а теперь, собственно, об этой вечной любви. Такой, как она описана у Энн Райс. Послушайте романтическую историю. В прекрасной Венеции в эпоху Леонардо, Микеланджело и Рафаэля жил никому не известный Мастер. Он любил Боттичелли, восхищался этим печальным творцом, многие из прекрасных работ которого закончили свой путь, брошенные в очищающие костры борьбы с пороком и роскошью Савонаролы рукой самого же Сандро Боттичелли. Но кроме этого, Мастер творил сам. Его картины потрясали реализмом, фотографичностью таких деталей, как, к примеру, мраморные плиты пола, а в целом были написаны в стиле Андреа Мантеньи. То есть: реализм лиц, нимбы ангелов из литого золота, тусклый колорит… В Венеции, чья школа живописи славилась колористикой. Здорово. Ладно, оставим эту маленькую деталь на совести автора романа. Тем более что история не о живописи, а о любви. Итак, однажды вечером Мастер забрел в бордель и увидел там недавно привезенного из дальних стран мальчика. Заплаканное кареглазое чудо. «Я знаю, ты – Христос» - сказало чудо на неведомом русском языке. И понял Мастер, что полюбил. Он купил мальчика. Думаете, он одел и накормил его, окружил заботой, связался с родными (а мальчик не был сиротой), а потом вернул его родителям, которые уже оплакивали его, сделав счастливой все семью? Ошибаетесь. Кареглазое чудо ожидали бассейн с лепестками роз в компании Мастера, а после – его широкая постель. А попытки душевных терзаний под взглядами родных византийских (древнерусских) иконописных ликов прервала кровь Мастера, которую он, не вдаваясь в тонкости психологических мучений мальчика, просто влил в него. А ведь мы помним, что для смертного кровь вампира – наркотик, которому нет равных. А мальчик был всего лишь смертным, в отличие от Мастера – древнего вампира. И мальчик стал материалом, из которого Мастер решил сделать Адепта Вампиризма, согласно своему какому-то так и не прояснившемуся до конца идеалистическому плану. «Амадео» – назвал его Мастер. Возлюбленный бога. Богом был, разумеется, сам мастер, а вот был ли мальчик возлюбленным? Любовником – да, в той мере, в которой это позволяли физиологические особенности вампира, но любовь? Без взаимопонимания, заботы или хотя бы минимума уважения к любимому, которое, по идее, должно лежать в основе любой любви между двумя существами, безразлично, мужчины они, женщины, инопланетяне или вампиры? Не зря Мастера так удивлял тот факт, что его постельная игрушка умна: без всяких объяснений и дополнительной информации он понял, в чем сущность и основа жизни Мастера, понял причину его странного способа получать удовольствие и многое другое. «Какой умный мальчик!» - вырывалось временами у Мастера. О да, постельной игрушке не полагается видеть в небесах золотой город с хрустальными башнями, в который он теперь никогда не попадет, не полагается мучиться своими идеями, бороться со своими человеческими демонами. Ей позволено один единственный раз увидеться с родными, и даже дать им денег, но ни в коем случае не позволено остаться с ними. Впечатляющая история любви, не правда ли? Не новая, это верно, но она повторяется в романах «Хроник» из раза в раз. Меняется антураж, суть остается. Вампир, сгорающий от неутоленного (и неутолимого, увы!) физического желания, смертный – жертва его сверхъестественного очарования, умоляющий обратить его. И вампир, немного поломавшись, обратит, сделает смертного вампиром, не подобным себе, а слабым юнцом (возраст для вампира очень важен, с ним возрастают способности, и, следовательно, он является причиной ужаса молодых вампиров при виде древнего), и с этого момента ещё одним несчастным «одиноким» в вечных поисках утоленной любви станет больше. «Вампирские хроники» - большой цикл (к которому относятся и «Ведьмы из рода Мэйфэйр», которые пересекаются с хрониками, когда появляется Меррик Мэйфэйр), пять из романов цикла связывает Вампир Лестат – вампирский Джеймс Бонд, который на данный момент «покинул» автора Хроник. Кого только не видели в нем критики: ангела, Христа, самого человечного вампира. А между тем, демоническая святость и человечность Лестата вполне укладывается в схему «вампирской любви», начиная с первого же обращенного им смертного – «моего любимого Никола», просто ставшего вампиром тогда, когда Лестат, не в силах совладать со своим чувственным порывом при виде полуобнаженного друга, выразил свое желание единственно доступным вампиру способом. «Я хотел подарить моему Никки бессмертие…» О, да, вне всяких сомнений! Так было и с Луи, и с остальными. Впрочем, будем справедливы, вампиры обычно обращают только под угрозой, что в противном случае возлюбленный умрет… допустим, от алкоголизма, как Дэниел, от яда, как Арман. Но почему эта смерть обычно так удачно грозит именно объекту желания вампира? Вампиры Райс мучаются все время и при этом далеки от мученичества. Мученичество Лестата? То, что он ещё в двенадцать лет молил Деву Марию о том, чтобы он смог стать «хорошим», святым, и был готов ради этого на любые страдания, однозначно классифицируется как смертный грех - гордыня. Святость не может быть самоцелью, её нельзя купить муками, она либо есть, либо нет. Как, впрочем, и любовь. А страдания вечного одиночества на фоне такой насыщенной эротическими переживаниями и поисками любви вечной жизни… простите, смерти… порой настолько забавны, что вызывают улыбку в самых, по-видимому, трогательных моментах. Исторически неточности и противоречия Райс настолько многочисленны, что подробный их разбор – тема для отдельной статьи. Особенно в этом отличился, на мой взгляд, «Вампир Арман» - вышеупомянутая love story ХV века. Но оставлю это критику с историческим образованием, которому эти детали, наверняка, режут глаз больше, чем мне. Ведь, несмотря на все это, «Хроники» - цикл, ставший в Америке культовым. Почему? Возможно, как это ни странно для жанра «вампирского романа», идеология? Ну, об идеологической подкованности Энн Райс (да будет Великая Америка, убей комми ради своей мамочки… впрочем, нет, комми вымрут сами, если не встанут на Великий Американский Путь!) уже говорилось в самом начале. Я понимаю, что нет ничего плохого в том, чтобы любить свою страну, но не унижая же при этом другие страны! Европа ещё имеет право на существование, но в остальных странах только голая степь, нищета, голод, ядерная отрава, войны и т.д., и т.п. Какой контраст с обществом «невинности и изобилия», которое и есть единственный выход для этих несчастных стран! Единственный? Как укус такого восхитительного вампира для нежизнеспособного жалкого смертного «возлюбленного»? - Я люблю тебя, - сказал Дэниел. - Ты уверен? – ответил Арман. Он засмеялся. (Энн Райс «Царица проклятых»)
Вампирские хроники («The Vampire Chronicles», «New Tales of The Vampires»)
1976 – Интервью с вампиром (Interview with the Vampire) (*) 1985 - Вампир Лестат (The Vampire Lestat) (*) 1988 - Царица Проклятых (Queen of Damned) (*) 1990 – Час ведьмовства (The Witching Hour)(*) 1992 - Повесть о похитителе тел (The Tale of the Body Thief) (*) 1993 – Лэшер (Lasher) 1994 – Тальтос 1995 - Мемнок-дьявол (Memnoch The Devil) 1998 – Пандора (Pandora) (*) 1998 - Вампир Арман (The Vampire Armand) 1999 – Витторио-вампир (Vittorio, The Vampire) (*) 2000 – Меррик (Merrick) 2001 - Золото и Кровь: вампир Мариус (Blood and Gold) 2002 – Ферма Блэквуд (Blackwood Farm)
(*) – произведения, переводившиеся на русский, из них «Интервью с вампиром» и «Повесть о похитителе тел» - дважды.
И косвенно подтверждает мою мысль о том, что Райс не удалось показать нечеловеческую психологию нелюдей. Они как были людьми с присущими слабостями (гордыней, себялюбием, эгоцентризмом (или это одно и тоже?)), так и остались. За сотни, тысячи лет не измениться ни в чем существенном, кроме метода выбора жертвы и способа получения сексуального удовлетворения - это при том, что обычный человек в течение своей короткой жизни может поменять и то, и другое, и неоднократно?
Возможно, это и есть ее тезис: что бессмертные ничем не отличаются от смертных, кроме самого бессмертия? То есть бессмертие не научит человека ничему, кроме окончательного одиночества?
На самом деле, я сомневалась, стоит ли выкладывать на форум мои рассуждения по поводу "Хроник"... Как сказал один мой знакомый, прочитав результаты моего погружения в вампирологию от Райс: "Это ж как в анекдоте про мужика, который, отправляясь в круиз, закупился в аптеке огромным количеством средства от укачивания и презервативов, и аптекарь у него спросил: "Если Вас от нее ТАК тошнит, зачем Вы с ней живете?"
Да, пожалуй Вы правы, психология нелюдей у Райс не получилась. Антураж налицо, причем антураж, связанный с нечеловеческим, тела самых древних вампиров, как мертвые хранилища некоей сверхъестественной субстанции (уже не просто крови!), вампиры - чуть ли не боги... И под всем этим - ничего. Человеческие страсти и слабости. Причем серьезные слабости. Вообще, мне показалось, что счастливый и психически уравновешенный человек таким вампиром, как у Райс, не стал бы. Может, тут проблема в том, какими они были людьми до своего обращения?
Я бы даже одиночество вампиров поставила под сомнение: ну, в самом деле, о каком одиночестве может идти речь, если каждый вампир включен в некую информационную сеть, и более древний с легкостью может мысленно дотянуться как до своих ровесников, так и до молодых? И потом, у Райс все вампиры как-то держатся друг друга... частенько собираются маленькой такой компанией...
Говоря об одиночестве, я имел в виду скорее душевное одиночество. По-моему, каждый бессмертный с течением времени будет все более четко осознавать, что его личные душевные ресурсы - единственное, что может скрасить вечность. Даже общество таких же бессмертных со временем приестся. IMHO.
Послано - 21 Янв 2004 : 18:48:47
Чтобы выдержать одиночество вечно, наверно, нужно быть мудрым. Накопить много личных душевных ресурсов, постоянно обгащать их. И стремиться поделиться своей душой, помочь, в конце концов, таким же как ты, бессмертным, но более слабым, раз уж смертных ты вынужден убивать. Хотя... я, например, не считаю, что "естественное желание любого существа жить и страх смерти" (цитата из Райс)оправдывают жизнь, поддерживающуюся за счет чужой смерти. Ну, раз мучаешься ты так, убивая, так что тебе мешает на солнышко выйти? А в "Горце", допустим, вообще было "бессмертие на халяву", если с вампирами сравнить: ты бессмертен, и убивать никого для этого не нужно! Только все равно невесело было Дункану Маклауду...
Только, мне кажется, мы подводим философию под то, где её нет: под "Хроники".
Послано - 11 Июня 2004 : 17:04:26
Ну вот, пришло время ставить еще одну звездочку в списке книг "Хроник", переведенных на русский. В продаже появился "Дьявол Мемнох"!
Послано - 03 Июля 2004 : 19:01:17
внесу свою лепту.... я гот..в реале готичная личность....когда-то я умирала по интервью с вампиром..и по книге и по фильму... но читая новую книгу, понимала - читаю об одном и том же, те же герои те же события только с разных ракурсов... и еще - поглядите на вампиров в первой книге - они не боги!!!! они не летают!!! они не связанны в единую сеть! они каждый сам по себе и ничего их не связывает! даже самых старых и сильных! НЕТ! они чем больше живут тем больше сходят с ума........ но чем дальше тем больше - они каким-то непонятным образом приобретают кучу всяких способностей...! У госпожи Райс проснулась фантазия? странно...на 4 книге мне надоело...заброшу The tale of the body thief после прочтения в дальний ящик и наверно еще годик не буду читать Райс.........
Послано - 09 Июля 2004 : 11:46:50
У госпожи Райс, наверно, изменился стимул. :)
Ну вот, ожидание оказалось недолгим. В продаже появился "Вампир Арман". Я уже даже успела посмеяться: на обложке книги Арман с лицом Антонио Бандераса! :) Мда... поклонницы Армана из фильма "Интервью с вампиром" будут оч-чень разочарованы. :)
Послано - 16 Июля 2004 : 13:20:19
Удалось наконец-то и мне посмотреть "Интервью с вампиром" ... Каюсь, каюсь, до сего времени все как-то не удавалось...Ну, первое, что бросилось в глаза - сценарий писала сама Райс. Далее по тексту... перекликаясь с предыдущим постом... Либо у меня с головой что-то не в порядке.... либо... либо Бандерас на Армана не тянет... Ведь Армана обратили, когда ему было 17! Может быть, опираясь на его описание в третьей книге, я малость чего-то не понимаю... но все же, по-моему, Арман из Бандераса никакой(((
Послано - 16 Июля 2004 : 14:07:49
Ага, Арман у Райс и Арман-Бандерас - две разные вещи. Во всех смыслах. :)
Не сказала бы, что Бандерас "не тянет"... нет, он просто совсем другой Арман. Не юный соблазнительный рыженький херувимчик, так и не ставший семнадцатилетним, а мужчина-предводитель Детей Тьмы. Что-то из области: гордый, мудрый и одинокий. Да, у Райс он таким не был даже в первой книге... Ой, да она во всех книгах даже с цветом волос Армана определиться не могла: сначала он у нее светлый, потом черный, потом золотисто-каштановый... Кажется, она сама согласилась с тем, что Арман-Бандерас имеет право на существование. Вот против Лестата-Круза она была, это да, но потом ей все равно понравилось. А как Круз в роль вошел! :)