Сказка, хотя нет, не сказка, а сказание, легенда. Мне сложно сказать, чем она привлекает. Возможно, смесью логики и простоты, классичностью сюжета. Не знаю.
Сказание про великого конструктора-изобретателя, который создал ледяных существ, наделив их разумом и душой. У каждого свои ценности: кто-то любит золото, кто-то бриллианты, иной дорожит кусочками угля в своей коллекции. Эти же существа делали драгоценности из затвердевших газов. Благо, условия жизни (ледяная планета) это позволяли. И повадились на Ледонию искатели сокровищ.
В сказании присутствуют две тройки. Первая тройка – Латунный, Железный и Кварцевый электрыцари. У Латунного вообще не было никаких шансов заполучить сокровища, так как от его жара растаял лед под ногами, и он провалился в пучину океана. Второму электрыцарю – Железному – дали чуть больше шансов. Во всяком случае, он смог остыть, но вот только сделал это чересчур – замерз и больше не смог двигаться. То есть мы видим две крайности – холод и жар, которые сводят все усилия к нулю. Иными словами, крайности – «не есть хорошо». И вводится третий электрыцарь – Кварцевый. Казалось бы, он великолепно может существовать в ледяном мире, но при условии, что не думает. Это условие, которые ограничивает жизнь, из-за которого может потеряться смысл жизни (а если быть точнее, иллюзия этого смысла), что и произошло в дальнейшем. Но Кварцевый решил стать хитрым – он сделал из своей слабости оружие.
Тут вводится автором вторая тройка игроков, которые противостоят Кварцевому. Первый персонаж – это стены столицы ледонидов Морозилии. Неодушевленный – может быть, а может быть и нет, ведь они сделаны из того же материала, что и ледониды. И Кварцевый, подумав немного, разогрел свою голову и пробил стену. Здесь в прямом смысле работает его голова. У всех вызывают улыбку эпизоды в фильмах или книгах, когда на призыв поработать головой кто-либо начинает долбиться ей в стену, понимая фразу буквально.
Второй персонаж – вождь ледонидов Севереаль. Здесь имеет место уже агрессивное противостояние Кварцевому, то есть, если в первом случае стена безмолвно и пассивно подчинилась электрыцарю, то в случае с Севереалем присутствует движение.
Следующих двух ледонидов можно не считать – они вообще никак не смогли заделать Кремниевого.
Но, как говориться, на каждый яд найдется противоядие, так и Кварцевого смогли победить. Мудрец Ледонидов – Тяжелон – использовал весьма известный способ для этого: показывал знаки, которые Кварцевый не мог разгадать в любом случае. А тот пытался это сделать, напрягая мозги, в результате чего нагрелся и провалился под воду, как и первый электрыцарь. А мудрец сказал в конце: «Коль была б у него хоть капля разума, не прилетел бы он сюда. Что пользы существу, под солнцем живущему, от наших драгоценностей газовых и серебряных звезд ледяных?!».
То, что пользы Кварцевому драгоценности не принесут, было ясно уже после его встречи с Севереалем – украшения растаяли в руках электрыцаря, нагревшегося от восторга. И, несмотря на это, он продолжил свое движение, ставшее уже бессмысленным по причине отсутствия цели. Движение по инерции.
Ставится ли автором вопрос о соизмеримости потребностей и возможностей, ценности вещей на фоне их нужности, а так же критериях оценки с разных позиций? Иными словами, то, что необходимо для одного может быть совершенно бесполезно для другого. А может быть это просто фантазия автора, сказка на новый лад? Его насмешка над читателями, которые любят искать глубокий смысл там, где его нет или он настолько явен и на поверхности, что в него никто не верит или не замечают.
Послано - 09 Июля 2004 : 14:53:51
Когда я был тиэйджером, то, из подросткового высокомерия, обычных сказок уже не читал. Как же, 11 лет - совсем взрослый ;). Исключение делалось для шести томиков Волкова(да, волшебник Изумрудного города, но с Баумом это имеет очень мало общего) и, конечно, для "сказок" Лема. Я ещё и не слыхал тогда о фэнтази, так что уверенно называл их фантастикой.
Об их жанровой принадлежности можно спорить долго. Как авторский миф, они могут быть отнесены к фэнтази; роботы и прочие технические атрибуты грядущей эпохи позволяют говорить о том, что это - научная фантастика; да и сказками для взрослых и детей старшего возраста их тоже можно назвать - как и юмористическим турбореализмом, если следовать классификации Пелевина.
Мне больше всего нравится подцикл про Трурля и Клапауциуса. Многослойные вещички. Там можно найти и компьютерного поэта, который может быть реализован хоть сегодня, и взбунтовавшийся компьютер - аллегорическое представление тех проблем, с которыми мы столкнёмся уже в первой половине текущего столетия и вопрос о том, где кончается симуляция и эмуляция разума и начинается сам разум - и об ответственности творца этого разума. Лем предлагает чисто феноменологический подход, на манер теста Тьюринга. Говорит, что у нас нет никакого права считать правдиво изображённые эмоции ненастоящими, даже если мы сами их запрограмировали. Тут с ним можно и поспорить. Но, он, безусловно, был одним из первых, кто начал формулировать и даже искать подходы к решению тех вопросов, которым, вероятно ещё предстоит въестся нам в печёнки, не хуже основных вопросов философии :-).
А ещё есть там такой рассказ "Друг". Рассказ написанный эзоповым языком. Неотвязный, неуничтожимый, неумолкающий ни на минуту со своими дурацкими, неуместными советами... ДРУГ??? Да в гробу я видал таких друзей! Я тогда ещё не знал, для чего даётся человеку жена...
Послано - 13 Июля 2004 : 12:15:09
НикитА Значит, как я и подозревал, обобщенной темы по С.Лему не было на форуме... что, в общем то, довольно странно. Спасибо за обобщение топика. Вот, продублирую здесь порядка ради...
С. Лем «Непобедимый»
Отдаленное будущее в самом прогрессивном представлении начала 70-х… Необъятный космос бороздят громадные звездолеты на фотонной тяге. Слово «компьютер» еще не в ходу, могучей техникой будущего управляют ЭВМ. То, что сейчас может показаться искушенному читателю архаикой, в то время звучало как апофеоз научно-технической мысли. Впрочем, когда в конце 80-х эта книга попала мне в руки, воспринималось все это техническое совершенство более чем на уровне. Сейчас при прочтении взгляд цепляет морально устаревшие описания, вызывая чувство легкой ностальгии. И все же это не Жюль Верн и не Герберт Уэллс. Начав буквально на днях перечитывать «Непобедимого» после перерыва в несколько лет, я с удовольствием убедился: вещь устарела куда меньше, чем можно было ожидать. И вот уже я погружаюсь в знакомый мне практически с детства мир… Суровый, пугающий, жесткий… и безумно захватывающий… Крейсер второго класса «Непобедимый» совершает посадку на планету Рерис III. В недрах гигантской, закованной в несокрушимую звездную броню башни корабля пробуждаются ото сна восемьдесят три человека команды, ждут своего часа десятки вездеходов, роботов и боевых устройств. Регис – пустынный, ничем свиду не примечательный мир, планета горных цепей и песчаных дюн. Жизнь существует только в океане, по неизвестной людям причине так и не выбравшись на сушу… Тем не менее, в этом мире скал и песка бесследно исчез звездолет того же класса, что и «Непобедимый». Просто не вышел на связь спустя несколько часов после посадки. Выяснить судьбу пропавшего корабля и коллег-товарищей – вот задача, стоящая перед экипажем крейсера. В бешенном сиянии ядерного огня звездолет приземляется посреди пустыни, поглотившей одно из самых совершенных творений земных технологий. В ходе повествования мы узнаем о трагедии, разыгравшейся на Регисе год назад и становимся свидетелями драматического противостояния людей с «Непобедимого» и Тучи – чудовищного порождения «мертвой» эволюции инопланетных машин, миллионы лет назад волей судьбы оказавшихся на этой планете. Сгорают в силовых полях земной техники мириады металлических «мушек», залпы антиматерии превращают в пар скалы и песок. Машины бьются с машинами, а люди потрясенно взирают на развязанный ими локальный армагеддон… Исход этой борьбы, как мне кажется, закономерен. Одолеть Тучу можно лишь полностью уничтожив ее, но есть ли смысл в подобном уничтожении? Мстить врагу, не имеющему хоть сколько-нибудь близких человеку эмоций, чувств, представлений о морали – это то же самое, что хлестать плетью океан, утопивший судно. Нет, это не боевик. Это НФ – один из лучших, на мой взгляд, представителей жанра. Несмотря на кажущуюся «открытость» финала, «Непобедимый» - полноценная, законченная вещь, умная и глубоко психологичная. Имеет ли вообще смысл перечислять достоинства книги? Они для меня неоспоримы и очевидны, но пусть их лучше определит для себя каждый, кто захочет прочитать эту повесть. Ну, а недостатки… Кому-то, пожалуй, может показаться недостаточной прорисовка образов книги. Автор акцентирует внимание на главном персонаже, помощнике астрогатора Рохане, и «ведет» его на протяжении большей части произведения. Этот образ выписан броско и довольно детально. Рохан не производит впечатление супермена, он обычный человек, в меру эмоциональный, иногда ошибающийся, подчас испытывающий неуверенность, способный как решиться на сильный поступок, так и поддаться паническому страху. Несколько отстраненное к нему отношение в начале повествования, под конец оно у меня переплавилось в серьезное уважение и симпатию. Персонаж, как мне кажется, получился очень ЖИВОЙ, реалистичный, харАктерный. С остальными, на первый взгляд, хуже. Образы окружающих Рохана людей, если можно так выразиться, весьма лаконичны, сдержанны и показаны как бы через призму личности главного героя. Не слишком много уделено внимания и взаимоотношениям внутри экипажа. Более-менее отчетливо выделена в этом плане лишь эмоциональная «связка» Рохан-Хорпах. В условиях очевидного напряжения ситуации, людских потерь, физической и психологической усталости автор не показывает нам мороальных срывов – все люди сосредоточены на деле, исключительно профессиональны и держат себя в руках… и это почему-то смотрится куда правдоподобнее банальных истерик и склок. Даже напряженность, изначально ощущавшаяся между астрогатором и его молодым помощником приводит в конечном итоге не к конфликту, а к некоему «разделению ответственности» и подвигу главного героя. Лем, на мой взгляд, как-то очень В МЕРУ заострил внимание на психологизме ситуации и не перегнул палку. В то же время открыто звучат (уже тогда, в 1963 году!) вопросы о месте человека во Вселенной, о его стремлении к экспансии, о несостоятельности «права сильного» и ошибочности безоглядных решений. Эти вопросы не потеряли актуальность и сегодня.
«Каким смешным и одновременно безумным выглядит это «покорение любой ценой», это «героическое упорство человека», это желание отплатить за смерть товарищей, которые погибли, потому что их послали на смерть… Мы были просто неосторожны, слишком понадеялись на наши излучатели и индикаторы, наделали ошибок и теперь расплачиваемся… Мы, только мы виноваты».
Люди проигрывают битву, и все же человек побеждает. Побеждает, переступая через себя, через свои личные амбиции, через бессмысленную жажду мести, которая не обещает удовлетворения и способна привести лишь к новым потерям. Это лишь металлический рой Тучи практически неизменен и действует по уже сложившимся за миллионы лет эволюции шаблонам поведения. Люди меняются внутри намного быстрее, иногда – буквально за какие-то мгновения. И в этом их сила. И именно это способно сделать их НЕПОБЕДИМЫМИ.
Сказать, что эта книга впечатлила меня – то же самое, что не сказать ничего. Она стала для меня настоящим откровением. Помню до сих пор с каким жаром я, подросток лет двенадцати, пересказывал сюжет «Непобедимого» желающим меня слушать друзьям и родственникам, сколько в моих тетрадях и альбомах возникало изображений тяжеловесных вездеходов, «самолетов типа «летающая тарелка» и обрушивающихся на них в самоубийственной атаке черных клубов Тучи. В большем количестве я на своей памяти рисовал разве что «боевые треножники» Герберта Уэллса. Я был болен «Непобедимым» и не хотел выздоравливать… наверное, так до конца и не выздоровел. Наверное, болен и до сих пор. Но эта болезнь той же природы, что и любовь. И мое отношение к этой книге – оно сродни первой любви, которая никогда не проходит окончательно и не забывается уже до конца жизни…
Чтобы одно очистить нужно другое запачкать... Но можно запачкать все, ничего не очистив...
Послано - 13 Июля 2004 : 12:21:26
Знакомство с Лемом начал с приключений Йона Тихого до сих пор перечитываю. Потом конечно Салярис отдна из лучших вещей про контакт с инопланетным разумом. Больше всего нравится у него "Возвращение со звёзд" и "Глас Господа". ИМХО рекомендую к чтению, умная , интересная фантастика.
Послано - 13 Июля 2004 : 12:44:58
Да ранние Стругацкие были чемто близки к Лему, но потом стало очевидно что это абсолютно разные и непохожие писатели.
Послано - 26 Июля 2004 : 13:51:22
Лично для меня самое загадочное произведение Лема - "Маска". Каждый раз по прочтении пытаюсь сформулировать свои впечатления - и ничего не выходит. Впечатления есть, но они настолько тонки и неуловимы, что язык - слишком грубый инструмент для их выражения. Тут больше подошла бы музыка, но, к сожалению, мои музыкальные способности близки к абсолютному нулю...
Послано - 03 Сент 2004 : 16:56:23
Andrew Большое спасибо за ссылку. Крайне занимательно и поучительно. Преисполняюсь еще большего уважения к этому Автору... хотя оно и прежде было на весьма высоком уровне.
Чтобы одно очистить нужно другое запачкать... Но можно запачкать все, ничего не очистив...
Послано - 03 Окт 2004 : 01:37:50
Известна реакция С. Лема на экранизацию «Соляриса» Тарковским. Не берусь воспроизвести ее дословно, но смысл гневной тирады мэтра фантастики сводился к тому, что «я писал роман о том, что во Вселенной нас ждет встреча с неизвестным, а к этой достоевщине Тарковского моя книга не имеет никакого отношения…»
На «Форуме» недавно обсуждался «Непобедимый» Лема. Не имея его под руками, чтобы перечитать, наткнулся на его же «Насморк». Вроде и антураж не космический, но снова не сюжет для исследования души человеческой, а персонажи для моделирования того непознанного, что теперь уже на Земле нас ожидает…
Лем у нас гость не столь частый, мы скорее выросли из шинели Стругацких. Поэтому и наклюнулась тут же аналогия с их творчеством: уж сколь изысканны сюжетные ходы, скажем, в «Миллиарде лет…» или в «Обитаемом острове» – но для нашего читателя, вскормленного кухней шестидесятников, было очевидно, что учителя-фантасты наукообразные ходы эти применялись для исследования совести человеческой. А давить на нее могли с равным успехом и Вселенная, и тоталитаризм…
Казалось бы, тут и интриги для обсуждения нет никакой: лишний раз убеждаешься, что русских Стругацких-Тарковских-Достоевских душа человечья интересует, а у западников все триллеры на уме… Однако хитрый поляк со своим поздним «Насморком» переиграл « черно-белые» эти настроения. Ведь коль уж сопоставлять, то позднего Лема с поздними же Стругацкими. Т. е. тот же «Обитаемый остров» брать не как самостоятельную вещь, а как первую часть трилогии, что выкристаллизовалась в конечном итоге («Волны гасят ветер») в идею Вертикального прогресса. И очевидно, что идея эта, сродни научному открытию для ученого, составляла для Стругацких творческий стержень, а Сикорски с Камерером нужны были только в качестве проводников этой авторской идеи. А, с другой стороны, раннего Лема в тех же «Звездных дневниках…» космические трюки вряд ли занимали больше живого и лукавого Йона Тихого.
К странному выводу приходишь: выходит, авторы любимого нами жанра страстями человеческими интересуются только в незрелой фазе, пока не выносят ту или иную идею, занимающую их гораздо больше, чем, собственно, Человек?
Послано - 04 Окт 2004 : 00:09:50
Вот так и Йон Тихий, будучи представителем Земли в ООП высказался, что, мол, мерилом всего должен быть человек. У представлявшего его Тараканина возникли резонные возражения :-).
Послано - 04 Окт 2004 : 13:09:07
ИМХО, человек, конечно, может написать о чем угодно, но первоочередным интересом длянего все-таки остается он сам. С этим я полностью согласен.
Чтобы одно очистить нужно другое запачкать... Но можно запачкать все, ничего не очистив...
Послано - 05 Окт 2004 : 07:24:15
Да, Господи! Разве речь о том, хорош ли, плох Лем, к примеру, в том, что ставит идею выше человеческого характера! Просто вечное(?) противостояние в русской фантастике (и литературе вообще) что важнее - жизнь, скажем (для обострения ситуации), простого обывателя, или выстраданная человечеством Идея? Кстати, заметили , что в ранних и несовершенных "Стажерах" эта мысль - невнятно прозвучавший лейтмотив? Странно - вроде ранние Стругацкие...
Послано - 05 Окт 2004 : 14:26:27
sabor Возможно, конечно, я читал Лема слишком мало, но и в "Солярисе", и в "Непобедимом", как мне показалось, на первом месте все же стоит человек, его поступки, мысли и решения.
Чтобы одно очистить нужно другое запачкать... Но можно запачкать все, ничего не очистив...
Цитата: К странному выводу приходишь: выходит, авторы любимого нами жанра страстями человеческими интересуются только в незрелой фазе, пока не выносят ту или иную идею, занимающую их гораздо больше, чем, собственно, Человек?
Цитата:А, по-вашему, писать нужно только о Человеке ?
Цитата:А о чем может еще написать Человек?
Хотел вообще оставить без комментария. Не могу. Вот: человек не может писать ни о чём, кроме человека; человек должен писать не о человеке.
Цитата:Просто вечное(?) противостояние в русской фантастике (и литературе вообще) что важнее - жизнь, скажем (для обострения ситуации), простого обывателя, или выстраданная человечеством Идея?
Конфликт между чувством и долгом литература исследовала с античных времён. А для определённых направлений (классицизма, например) эта тема вообще была основной сюжетообразующей.
Причём тут Лем? Лем - технократ и философ, Лем - это "Сумма технологии".
Послано - 05 Окт 2004 : 15:20:06
Х. Иванов Уточните, пожалуйста, уважаемый. Человек должен писать не о человеке вообще или в частных случаях? И если вообще, то обоснуйте пожалуйста. Ибо не совсем понятно что именно Вы хотели заявить этим тезисом.
Чтобы одно очистить нужно другое запачкать... Но можно запачкать все, ничего не очистив...
Послано - 05 Окт 2004 : 21:38:05
Когда пишут только о человеке - выходит не фантастика, а, как сказал Пелевин, турбореализм :-). Вообще, говоря о спаде в научной фантастике, имеют в виду, что доступные восприятию читателя и автора научно-фантастические идеи оказались исчерпаны - во всяком случае, на какое-то время.
Фантастика начиналась с идей освоения космоса и путешествий во времени в разных его, времени, моделях. Идею путешествия по параллельным мирам фантастика использовала уже вместе с фэнтази, как и создание миров. Роботы, искуственный разум вообще, обмен разумов... Сейчас сложно придумать что-либо столь же фундаментальное, но всё же доступное пониманию читателя, способное завладеть его воображением.
Говорят, что фантасты не используют достижения многомерных(от двенадцати до девяностошестимерных) физических моделей - но ведь в механике этой абракадабры не всякий математик разберётся... а в итоге, мы получаем всё те машины времени и параллельные миры, которые уже и век назад не были в жанре диковинкой...
Кстати, сам Станислав Лем, в Солярисе, писал, что гордые покорители космоса ищут в нём свои бесконечные отражения, чтобы потешить гордыню - но не готовы не только к встрече с новой реальносью, но даже и от собственного изображения в кривом зеркале могут спятить. Речь тут идёт не только, а может и не столько о дальнем космосе, сколь о просторах литературы ;).
Послано - 18 Марта 2005 : 17:37:16
Жалко, что на сайте нет знаменитой "СУММЫ ТЕХНОЛОГИЙ", которая наиболее полно характеризует все литературное творчество польского писателя Станислава Лема, точнее, ту его часть, которая посвящена научной фантастике (вообще С.Лем - писатель разносторонний). Фантастики, более НАУЧНОЙ, чем у С.Лема, я, честно говоря, не встречала и буду очень признательна, если кто-нибудь приведет мне такой пример. Был, правда, Ежи Жулавский, тоже польский писатель-фантаст, мне кажется, что он для С.Лема как Э.По для Р.Бредбери. Сейчас, конечно, Е.Жулавский безнадежно устарел. Хотелось бы почитать что-нибудь "научное", ведь в наше время предпочтение отдается фэнтези и хорошую научную фантастику найти сложно.
Удун
Отредактировано - Ног Неотвратимый on 18 Mar 2005 22:43:17
Послано - 03 Апр 2005 : 00:09:54
-> Mat, насчет новых тем для научной фантастики (и странного количества измерений...) ____________________________________________ ... Фантастика начиналась с идей освоения космоса и путешествий во времени в разных его, времени, моделях. Идею путешествия по параллельным мирам фантастика использовала уже вместе с фэнтази, как и создание миров. Роботы, искуственный разум вообще, обмен разумов... Сейчас сложно придумать что-либо столь же фундаментальное, но всё же доступное пониманию читателя, способное завладеть его воображением. Говорят, что фантасты не используют достижения многомерных(от двенадцати до девяностошестимерных) физических моделей - но ведь в механике этой абракадабры не всякий математик разберётся... а в итоге, мы получаем всё те машины времени и параллельные миры, которые уже и век назад не были в жанре диковинкой... ____________________________________________
Сейчас, помимо технический подробностей космических перелетов, в арсенале научной фантастики вполне могут появиться достижения физики и астрофизики последних 15-20 лет.
Во-первых, конечно, идеи многомерности и теории суперструн. Оказывается, что наше пространство не четырехмерное, как это принято считать согласно общей теории относительности Эйнштейна, а, по меньшей мере десятимерное, просто шесть дополнительных измерений очень маленькие, они свернуты в крошечные "клубочки" с очень сложной топологией. Эти дополнительные измерения могут "развернуться" в большие при очень высоких энергиях. Так, ранняя Вселенная обладала более чем четырьмя измерениями. Не совсем понятно, откуда взялись числа 12 и 96... Вообще-то, максимальное количество измерений - это 11, это так называемая М-теория, объединяющая в себе все теории струн. Есть популярные обзоры по этим темам и никакой особенной абракадабры там нет.
Во-вторых, во Вселенной кроме звезд и галактик есть много других интересных объектов, например, точечные черные дыры, космические струны и "стенки", деформирующие пространство-время специальным образом.
В-третьих, кроме нашей Вселенной существует много других вселенных (теория мультивселенной), в которых действуют совершенно другие законы физики.
Все эти открытия считаются очень даже фундаментальными и открывают перспективы и для научной фантастики в том числе! В частности, у Никина есть описание гравитационных линз. Описание в смысле корректности оставляет желать лучшего, но все-таки уже что-то. Надеюсь, научные достижения все-таки не пройдут мимо фантастики!
Я так поняла, речь идет о Дейве Дункане и его романе "Струны". С моей точки зрения, роман написан плохо. Причем плохо и бездарно по всем параметрам.
Во-первых, плохой стиль и бедный язык.
Во-вторых, научным роман назвать нельзя. Научные проблемы, изредка встречающиеся в тексте, служат только фоном для бесконечных разговоров о сексе. Я не против разговоров о сексе вообще, например, у Фармера это довольно распространенная тема. Однако у Фармера есть и потрясающие описания иных миров, например шара-глайфы, представляющего собой динамическое, движущееся подобие резного шара из слоновой кости, излюбленной игрушки народов Востока.
Честно говоря, я не согласна с тем, что теория струн у Дункана доступно разжеванна. Быть может, речь идет о другом произведении или я невнимательно читала? Абсолютно бредовые абзацы типа одного, приведенного ниже, меня что-то не вдохновляют. Они бредовы и по физическому смыслу и по изложению. ____________________________________________ ...Согласно уравнениям, трансмензорная струна должна заканчиваться при нулевой величине первой производной градиента гравитационного потенциала, то есть на поверхности планеты или другого плотного тела. Максимум силы тяготения всегда приходится на поверхность геоида, именно поэтому контакт всегда расположен близко к уровню моря. Чем плотнее вещество, - тем отчетливее проявляется граничная поверхность, именно так и отличают ППО от звезд и сушу от моря, но теория не дает никакой возможности перемещения, ни вертикального, ни горизонтального, и... ___________________________________________
Кто-нибудь что-нибудь понял? Это, простите, не научная фантастика, а бред сумашедшего!
Например, в "Солярисе" С.Лема создана замечательная и очень правдоподобная наука соляристика, без бредовых терминов. Скромно, но со вкусом и, что самое главное, РЕАЛИСТИЧНО. С наукой надо обращаться бережно и не выставлять ее на посмешище.
Наука должна отражаться в фантастике и в литературе вообще, но это надо делать профессионально!
Послано - 04 Апр 2005 : 22:00:03
2 khovansk Ой! Сейчас нас побьют! Во-первых, за Дункана в теме Лема... Во-вторых, за обсуждение степени научности этой самой современной накчной фантастики - в теме автора очень даже аккуратно обходящегося с наукой... Давай уж лучше всё это по соответствующим темам разнесём, а?
А что до Лема - каюсь, многие научные описания из его книг я при первом чтении попросту просматривал по диагонали... Молод был, что ли... И человеческие конфликты меня интересовали куда больше...
Послано - 04 Апр 2005 : 23:18:15
Конечно, давай! И вообще я не хотела обидеть Дункана. Просто, увидев название "Струны" думала и найти что-то про струны,... а он совсем про другое пишет.
Послано - 21 Мая 2005 : 01:09:16
khovansk "Непобедимый" - одна из любимейших моих вещей в жанре НФ вообще. А вот что я еще люблю у Лема... К своему огромному стыду вынужден признаться, что Лема я, в сущности, читал совсем немного. Кроме "Непобедимого" еще "Солярис" (классика жанра), некоторые рассказы... даже до "Йона Тихого" руки так и не дошли. Правда, это не означает, что никогда не дойдут. Просто, так уж выходило до сих пор... как-то.
Чтобы одно очистить нужно другое запачкать... Но можно запачкать все, ничего не очистив...
Послано - 21 Мая 2005 : 09:25:02
"Максимум силы тяготения всегда приходится на поверхность геоида, именно поэтому контакт всегда расположен близко к уровню моря. Чем плотнее вещество, - тем отчетливее проявляется граничная поверхность" Ну и что здесь бредового? Так оно и есть :-) И производная через 0 переходит на поверхности. 2 Mat: и что же там устарело? Нанотехнологии? Виртуальности? Деградация традиционных способов управления обществом (политика)? Imho не то что не устарело, а просто всё ещё остаётся фантастикой, причём научной.
Цитата: khovansk "Непобедимый" - одна из любимейших моих вещей в жанре НФ вообще. А вот что я еще люблю у Лема... К своему огромному стыду вынужден признаться, что Лема я, в сущности, читал совсем немного. Кроме "Непобедимого" еще "Солярис" (классика жанра), некоторые рассказы... даже до "Йона Тихого" руки так и не дошли.
Ха, у меня тоже "Непобедимый" - любимый роман Лема. Солярис произвел гораздо меьшее впечатление. После "Непобедимого" у меня идут "Эдем", цикл "Навигатор Пиркс" и "Фиаско" (завершающий роман о Пирксе, мрачный) Интересно было бы пофантазировать (от слова фан) о мире который породил "Непобедимого". Например "Непобедимый" по командной структуре не выглядит военным кораблем, но вооружен до зубов...
Цитата: и что же там устарело? Нанотехнологии? Виртуальности? Деградация традиционных способов управления обществом (политика)?
Нанотехнологии сегодня описываются более подробно на научных и научнопопулярных сайтах. А когда Лем про них писал, из серьёзных учёных ещё никто, кроме разве Фейнмана, этим вопросом не интересовался, да и у того представления были весьма наивными - и по сравнению с нынешними, что естественно - и даже по сравнению с Лемовскими ;).
Виртуальности Лем больше затрагивал в Сумме Технологий, чем в фантастике. Я давно не перечитывал эту замечательную книгу. Вот это, пожалуй, устарело менее всего. Ведь пройдут десятилетия, прежде чем описанные там проблемы станут актуальными...
Политика? Никаких (положительных) утопий Лем нашему вниманию не предлагал (не считать же за таковую Индиотов ;)), а антиутопий в двадцатом веке написано столько... С другой стороны, Лем писал очень злободневную политическую сатиру. Она перестала быть столь злободневной... пока. Да, вот что, вероятно, и оригинально и не утратило актуальности - Лем творчески развил идеи Оруэлла (новояз, двоемыслие) и писал о причудливой смеси реальности и виртуальности - подменённой реальности. Это ведь возможно и без галлюциногенов. Например, понятие "уровень жизни" подменило понятие "качество жизни". В "первом мире" многие забыли, что человек, делающий то, что ему интересно, или, по меньшей мере, не занимающийся с рассвета до заката тем, что вызывает у него отвращения, живёт лучше, чем тот, кто может себе позволить менять лимузины каждый год...
Послано - 21 Мая 2005 : 13:06:55
serg00 Можно предположить, что в реальности "Непобедимого" не существует как таковых специальных спасательных служб "быстрого реагирования" для работы в дальнем космосе, поэтому такие функции перекладываются на экипажи исследовательских "рейдеров". Эти экипажи соответствующим образом обучаются и оснащаются, что и показано в романе. То есть, исследовательский звездолет, по сути, готов помериться силами с гипотетическим военным кораблем (о которых, впрочем, в книге не упоминается), адекватно отреагировать на любую внешнюю угрозу и защитить ученых, составляющих костяк научной экспедиции. Своя логика в этом, пожалуй, есть.
Чтобы одно очистить нужно другое запачкать... Но можно запачкать все, ничего не очистив...
Цитата: Максимум силы тяготения всегда приходится на поверхность геоида, именно поэтому контакт всегда расположен близко к уровню моря.
Нет. Геоид - это поверхность равновесия или уровенная поверхность (т.е. поверхность, нормалями к которой в любой из ее точек являются отвесные линии) со значением потенциала в некоторой выбранной точке на Земле. Выбор точки не однозначен, поэтому можно определить множество геоидов. И никакого максимума силы тяготения на геоидах нет.
Цитата: Чем плотнее вещество, - тем отчетливее проявляется граничная поверхность
Нет. Например, у сверхплотной черной дыры понятие "поверхность" отсутствует.
Eki-Ra, жаль, что вы остального Лема мало читали... У вас такой замечательный отзыв на "Непобедимого".
ЗЫ. "Сумма" теперь есть и в Кубикусе.
...В ее речах царила полумгла, Ее сужденья на любые темы Являли теоремы и проблемы...
Послано - 21 Мая 2005 : 20:24:45
2 khovansk Блин! Начиная от центра планеты, сила притяжения линейно растёт (в зависимости от охватываемого объёма). Затем падает обратно пропорционально квадрату. Производная на поверхности или ломается или =0. Во всяком случае, на поверхности имеем максимум. У черной дыры(не обязательно "сверхплотной") это называется "горизонтом событий". Его тоже не существует? Или у него нет радиуса? 2 Mat Описывается - да. Но что там нового после Лема? И у него были "микропружинки". Хотя базис был куда круче. Читайте! "Апофигей" нанотехнологий - путешествие Ийона на Луну. Это всё-таки фантастика. Хотя, согласен, в "Сумме..." это более, так сказать, научно. Ну и что там устарело? Реальность, может быть, не дозрела:-) Виртуальности - "Футурологический конгресс", например. Вообще, imho, "последовательное злоупотребление теорией информации" наиболее круто показано в "Эдеме". Нет терминов - нет понятий - не о чем говорить... Комментирование "шизофренических бредней калькулятора" - супер! - именно так оно и есть. А говорите, устарело...
Послано - 21 Мая 2005 : 20:59:11
Насчет максимума силы притяжения на геоидах. На котором из геоидов у вас максимум силы притяжения? Или на всех сразу? А почему бы этому максимуму не быть на эллипсоиде Маклорена? Насчет черной дыры. В тексте Дункана речь идет о "граничной поверхности". "Граничной поверхности" у черной дыры нет. Есть понятие "горизонта событий", который не является поверхностью.
Послано - 21 Мая 2005 : 23:19:07
На том, который совпадает с поверхностью планеты. Массой атмосферы пренебрежём. А что такое "эллипсоид Маклорена"? Поверхностью не является, однако радиусом характеризуется. Да и кривизной... У Дункана, кажется, и чёрных дыр нет. Впрочем, что-то не тянет на него...