Послано - 22 Ноябр 2004 : 06:12:38
Воспользовавшись поиском, не нашел в "Архивах" темы, посвященной Грегу Биру, а между тем писатель он довольно интересный, правда издавался у нас не так уж много.
Любители фантастики могли слышать это имя, наверное, в первую очередь в связи с его романом «Планета-бродяга» (Rogue Planet) из серии "Звездные войны". Достаточно известен и авторский сборник "Схватка" (его полностью можно найти в сети), который включает в себя 6 повестей и рассказов: Смертельная схватка (Hardfought, 82) - Небьюла-82 Чума Шредингера (Schrodinger's Plague, 82) Музыка, звучащая в крови (Blood Music, 83) - Небьюла-83; Хьюго-84 Касательные (Tangents, 86) - Небьюла-86; Хьюго-87 Сестры (Sisters, 89) Головы (Heards, 90) Лично на меня самое большое впечатление произвела повесть "Смертельная схватка" с достаточно нетривиальным сюжетом. Сборник "Схватка" выходил в серии "Координаты чудес" в 1998г.
Но мне бы хотелось остановиться более подробно на не столь известных крупных произведениях Бира. Это две (пока) дилогии: "Эон" (EON, 85) и "Бессмертие" (Eterniti, 85) - цикл "Пушинка" (ходят слухи о скором выходе третьей книги) "Божья кузница" (The Forge of God, 87) и "Наковальня звезд" (Anvil of Stars, 92)
"Эон" и "Бессмертие"
Начало первого романа оказалось удручающим, написанным в "лучших" традициях убогих штампов советско-американских совместных космических экспедиций. Подобные пропагандистские "бестселлеры" писались и до и после Бира (к примеру, Н.Спинард "Русская весна", Г.Тертлдав "Битва в космосе" и т.д.), к счастью, художник в Бире, по мере развития действия, постепенно взял верх над "американским ура-патриотом" и, где-то к середине первой книги пропагандистских "находок" типа подачи на десерт советским космонавтам в качестве деликатеса капустных кочерыжек становится все меньше и меньше. И, хотя и проскакивают порой "мягкие и пушистые" представители "свободного мира" и злобные ком-фанатики, но начинает развиваться увлекательный сюжет, и все эти ляпы отходят на второй план.
А сюжет вкратце таков: в недрах астероида по имени "Пушинка" открывается пространственный тоннель, позволяющий достичь самых разноообразных миров. Исследование учеными этого тоннеля подстегивается конфликтом супердержав, возникшим из-за права обладания "Пушинкой", ядерная война, ядерная зима, спасение человечества - только тоннель и странные расы, его населяющие. Никаких особых сюжетных новаций Бир как будто бы и не преподносит, однако, если отбросить вышеперчисленные несуразности, которые к концу повествования вообще сошли на нет, читать цикл очень интересно. Мастерство писателя не подлежит сомнению, образы им созданные - живут, сюжет развивается динамично, присутствует интрига, научные загадки. Конец второй книги просто блистателен.
Главное же, что мне понравилось у Бира - попытка моделирования социосферы в городах тоннеля - Аксис. Во многих фантастических произведениях, не мудрствуя лукаво, писатели просто переносят сегодняшние социально-экономические и морально-этические отношения в другую, фантастическую среду. Книги, в которых писатель действительно создает "полноценный мир" заметно выделяются на фоне таких произведений. Вспомним хотя бы: "Гиперион"/"Эндимион" Д.Симмонса, "Возвышение" Д.Брина, "Реквием по Homo Sapiens" Д.Зиндела, "Пламя над бездной"/"Глубина в небе" В.Винджа, "Пришествие ночи" П.Гамильтона... По моему мнению цикл "Пушинка" Грега Бира, возможно не совсем и не во всем, но где-то достаточно близок к уровню этих произведений...
"Божья кузница" и "Наковальня звезд"
А вот в этом цикле сюжет уж никак не назовешь банальным: самовоспроизводящиеся роботы - разрушители планет прибыли в Солнечную систему, чтобы уничтожить человечество. Апокалипсис состоялся, Земля разрушена. Запоздалая помощь от высших цивилизаций уничтожает роботов-убийц и спасает на Марсе горстку людей. И тут, внимание!, по Галактическому Закону цивилизации - создатели роботов-разрушителей должны быть уничтожены, а Правосудие должны свершить дети выживших в Апокалипсисе. Дети-добровольцы на кораблях-роботах отправляются на поиски приговоренных цивилизаций... Как говаривал полотер-"писатель" в фильме "Я шагаю по Москве" - " ...О, сюжетец!" Если "Божья кузница" - это описание разрушения Земли, выполненное мастерски, на высоком художественном уровне, то "Наковальня звезд" - это "Крестовый поход" наших детей с миссией Мести. К чести Бира, он написал книгу не о супердетях - героях, убийцах цивилизаций, а просто о детях, оказавшихся в одиночестве, в необычной обстановке, в условиях замкнутой группы, написал интересно, со знанием детской психологии, да и интригующего фантастического антуража предостаточно. Несомненно, это произведение Бира с его глубиной поставленных философских вопросов Жизни и Смерти, Проступка и Кары, Судии и Палача достойно занять место на полке.
С первого выстрела я в сети этих циклов не нашел, возможно тщательный поиск даст результат. По моему мнению, эти книги стоят того, чтобы их поискать. В бумажном варианте они были изданы "Армадой-пресс" в серии "Опрокинутый мир" в 2001г.
Послано - 22 Ноябр 2004 : 10:54:12
Бир - один из самых любимых моих авторов НФ. Причем особенно хороши его рассказы, которые в книжном варианте я найти не смог. А вот "Эон" с продолжением хотя и тоже супер, но там на мой взгляд немного подкачал перевод. Но в любом случае - автор очень необычный и любителям твердой НФ будет интересен.
Послано - 25 Ноябр 2004 : 22:08:41
Из всего Бира я читал лишь тот самый сборник в "Координатке" - "Смертельную схватку". И больше всего запомнились мне "Головы" - наверное, своей простотой, бесхитростностью, что ли... А вот идея "Чумы Шредингера" до сих пор вертится в голове...
Помнится, Бир также был соавтором завершающей трилогии азимовского "Основания" - им написан один из романов.
Послано - 15 Апр 2005 : 12:09:31
"Смертельная схватка" - отличная вещь. Очень мало таких произведений, где действие отнесено на будущее почти невообразимое и при этом прописанное с максимальной удаленностью от наших реалий. "Музыка в крови" несмотря на всю премированность оставила равнодушным. Бессмертие по-моему выходило в "Если" и показалось перегруженным и скучным романом. Возможно просто не проняло. Кажется у Бира много интересных и не переведенных вещей. Интересно появятся ли они у нас?
Послано - 17 Апр 2005 : 05:44:51
Очень нудный дядька, пишущий твердющую, нуднющую НФ. Тот же "Эон", имхо, читать вообще невозможно, хотя рассказики в принципе прокатывают за счет невеликого объема.
Послано - 18 Апр 2005 : 17:35:05
Хотелось бы узнать, кто переводил Бира на русский (в том варианте, который представлен в Кубикусе).
Я с удовольствием прочитала рассказ про парадокс Шредингера (редко где такое найдешь), хотя у меня осталось впечатление, что либо перевод был не совсем удачный, либо сам Бир изложил все немножко... угловато, что ли. Мне кажется, если не знать этого парадокса, то из текста уловить смысл не так-то легко. Дальше, я прочитала "Музыку..." и "Головы". Честно говоря, об основной идее "Музыки..." у меня осталось смутное представление: скорее, роль сыграли прошлые впечатления из аналогичных по теме рассказов Лема, а остальное сама домыслила. Вот эти прошлые впечатления и собственные домыслы мне очень понравились, но возможно, сам автор хотел сказать что-то другое... Ключевые моменты прописаны как-то схематично. Довольно схематичен и фон. Я думаю, именно это и дало повод сказать:
Цитата: Очень нудный дядька, пишущий твердющую, нуднющую НФ...
Я не биолог, но у Лема (который, кстати, занимался биологией профессионально) я поняла гораздо больше, чем у Бира. И потом "Головы". На мой взгляд, политическая сторона жизни описана очень тщательно и правдоподобно (как противопоставление лунного сообщества у Бира вспомнился Ежи Жулавский, но об этом потом). С НАУЧНО-фантастической же точки зрения... Не знаю, вроде бы, с одной стороны, идея (и особенно концовка) очень интересны, но, то ли в переводе дело, то ли опять проступает излишняя схематичность слога, но нет впечатления цельного гладкого произведения с развернутыми описаниями... Опять приходится все самой додумывать. Или у Бира вообще манера такая? Где бы в оригинале его найти?
Удун
Отредактировано - khovansk on 18 Apr 2005 17:38:12
Цитата:kotsima - 22 Nov 2004 : 06:12:38 А вот в этом цикле сюжет уж никак не назовешь банальным: самовоспроизводящиеся роботы - разрушители планет прибыли в Солнечную систему...
Р.А. МакБрайд, "Кольцо Харона"... Итак, хроника событий: - спутник Юпитера - Европа исчезает, астрономы в полном недоумении... - в австралийской пустыне ни с того ни с сего появляется новая гора... - в американской пустыне ни с того ни с сего тоже появляется новая гора... - из австралийской горы вылетают некие роботы... - рядом с американской горой находят полудохлого гуманоида... - роботы на прекрасном английском обьясняют австралийским учёным, что они - лучшие друзья... - гуманоид на прекрасном английском обьясняет американским учёным, что скоро Земле придёт звиздец из-за злобшых "чужих"... и т.д. и т.п. По мере чтения вспоминается, откуда всё это понатаскано: - фильм "Эпоха"; - Артур Кларк, "Молот Господень"; - Ларри Нивен, "Молот Люцифера"; - Гарри Гаррисон, "Пункт вторжения - Земля"; - Джон Уиндем, "Кракен пробуждается"; - Фриц Лейбер, "Странник"; - Артур Кларк, "Конец детства"; надоело перечислять... Первая половина книги - фантастический детектив; вторая - прелюдия к "космической опере"... Я категорически против такого смешения стилей, извините...
Послано - 13 Ноябр 2007 : 07:53:38
"Продолжение" дилогии можно найти в антологии "Далекие горизонты" (сост. Р.Силверберг) Повесть называется "Путь всех призраков".
Не самое легкое по восприятию произведение. Вернуться в мир Гипериона, Галактического центра и Возвышения было куда приятней.
"Музыка в крови" - Бир написал повесть/роман в контексте зарождающейся технологии. Лем же писал на уровне "идей". А для НФ это немного разные вещи.
Рекомендую "Queen of Angels" и "Slant".
Отредактировано - parsec on 13 Ноябр 2007 07:55:21
Везёт мне в последнее время на романы о кораблях-ковчегах. Если у Бет Рэвис представлена сентиментально-социологическая ипостась творчески переработанного наследия классиков, то у Грега Бира - научно-приключенческая, что не удивительно, т.к. Бир до сих пор слывёт один из тех самых редкостных авторов, которые способны выдавать наукоёмкие тексты.
ГГ пробуждается после "анабиоза" в непонятном месте и непонятном времени, в явно враждебной обстановке, с обрывками воспоминаний и слов, с отсутствием цели и мотивации, без еды и воды - в стальных джунглях огромного корабля. В памяти ГГ странный и гармоничный сон о счастливом завершении миссии корабля-ковчега, но в реальности ГГ достаточно быстро понимает, что что-то давно и непоправимо пошло не так. В союзниках - одна лишь странная девочка, в противниках - невообразимые и до жуткости функциональные хищники корабля, регулярные смены гравитации и температур, общая неизвестность, разрушение и хаос. И ГГ просто вынужден идти вперёд и разобраться с причиной произошедшего - потому как, как выясняется, многие его уже знают ("Учитель"), зовут вперёд, иногда даже помогают, и ожидают от него, что именно он пройдёт до конца и выяснит, как теперь жить... А когда Учитель натыкается на огромный морозильник с сотнями изувеченных трупов самого себя, он понимает, что пытался пройти до конца и разобраться уже множество раз, но каждый раз - погибал...
Авторская фантазия действительно безгранична. Авторская вера в коварство человечества - непоколебима. Авторское умение обосновать и показать - просто потрясающе. Читаешь - и окунаешься в атмосферу старой, классической SF, но с примесью современных веяний. И да, по традиции подобных романов, переворот с ног на голову под конец - просто неизбежен. ) Особенно меня зацепила личная трагедия ГГ - несовместимость положения его "половинки" в его сне - с его реальностью, со всеми её инкарнациями в ней. Не суждено. Не судьба. Штурманская Группа не должна дожить до посадки...