Послано - 08 Янв 2005 : 18:09:47
Повесть «Свадебный альбом» мне очень понравилась своим началом и своей основной идеей о том, что существуют симы, которых делают люди, фотографируя себя в различные моменты своей жизни. Эти симы могут жить в своём времени, либо совсем не меняясь, если их хозяева их постоянно перезапускают, либо меняясь от раза к разу при открывании их.
На самом деле, в современной литературе очень пристальное внимание в последние время уделяют проблемам виртуальной личности и виртуального интеллекта. Много рассказов, повестей, романов касаются именно этих вопросов.
«Свадебный альбом» не стал исключением, в повести ставится достаточно серьёзная и сложная проблема возможного превосходства искусственного интеллекта над биологическим (человеческим) интеллектом. На самом деле, возможность этого преобладания и возможного поглощения, реально может существовать в силу природных особенностей строения человеческого мозга, который будет однозначно в некоторых аспектах слабее электронного (скорость, быстрота реакций, бесконечная жизнь и бесконечное накопление опыта и прочее).
В повести рассматриваются только одна сторона проблемы, а именно, осознание симами себя как личностей, имеющих право на свободу от человека, на свободную жизнь по своему усмотрению.
Очень сильный момент повести, когда главная героиня (Энн) видит себя молодую, в самые счастливые и важные моменты своей жизни, и когда её видит главный герой, уже старый человек, полностью потерявший её как человека, личность…
В повести не понравилась только концовка, она полностью смазана, так и не понятно, куда и в кого перевоплощаются главные герои (симы из свадебного альбома). Но, даже учитывая это, повесть стоит читать из-за очень мощного начала и интересных идей.
Мне просто везёт - вторая подряд книга высочайшего качества...
Автор хорошо известен у нас журнальными публикациями в "Если", и только. "Счёт по головам" - его единственный, афаик, роман. Но чтение его - штука незабываемая.
Представьте себе гремучую смесь из Нила Стивенсона, Руди Рюкера, из "Ложной слепоты" Питера Уоттса и из "Схизматрицы" Брюса Стерлинга... Автор пытается описать наш с вами, человеческий социум через 100-150-200 лет от настоящего момента. И имхо, у него это очень удачно получается... Мир не вырос, он просто ещё на порядок усложнился. Люди не изменились, ими движут те же стремления, но упакованные в иные оболочки поступков. Жизнь не умерла - она медленно отпочковывается от Земли посредством о-кораблей...
Сами люди через 200 лет в авторском видении - это причудливая смесь "аффов" (финансовых аристократов, верхушки общества), "диких" - стандартных, не специализированных функционально человеческих особей (многие из которых являются ещё и "чартистами" - т.е. образуют весьма своеобразные коммуны-семьи, политически, финансово и даже культурно обособленные от прочих), а также "итерантов" - нескольких десятков клон-семей, в каждой из которых до нескольких сотен тысяч (или даже миллионов!) клонов, специализированных под ту или иную профессиональную деятельность... Кроме этого, есть и ещё миллиарды "ментаров", ИИ самых различных степеней сложности и со-подчинения, полуразумные голографические эмоциональные копии - "гологолли", и главное - миллиарды самых разнообразных техносов - любого размера, формы и функциональности... И всё это многообразие в повествовании автора сплетается в единый, живущий своей интенсивной жизнью общественный организм...
Сам сюжетный конфликт крутится вокруг истории одной семьи - и причастных к ней людей - на протяжении нескольких десятилетий. И даже финал романа, в котором сходятся воедино три его основные линии, оставляет специфическое впечатление: нет, роман писался не столько для сюжета и финала, сколько для того, чтобы окунуть нас в эту атмосферу жизни, активности и многообразия...
Короче, это жирная пять.
Погони-стрелялки тоже имеются, но в минимальном количестве. А вот "зацепок" для желающих поразмышлять в романе более чем достаточно.
Послано - 30 Мая 2011 : 00:40:54
Дочитывая, всё больше ценю Лёху (ака Мерси Шелли) с его "2048". Раньше казалось - тяжеловато читается. Но по сравнению с этим Счётом по Головам... Очевидно, сделать неординарный футуристический мир, не грузя читателя - малореально.
Т.е., когда читаешь Сергея Щеглова (Спруты), Шумила - там, как ни странно - достаточно мало принципиально новых сущностей. А именно их избыток (ох, оправданный) - грузит...
Да уж, читая Марусека - завидуешь подросткам, с их гибкой и ёмкой, в среднем, памятью
Нет проблем - разобрать, сколько видов ИИ имеется в описанном мире - и как они различаются по формальным и фактическим правам?
И с приговором, вынесенным ГГ "поскольку ты - невиновен, то - всего лишь лишаешься практически всех прав, начиная с права на полноценное медицинское обслуживание (чуть ли не бессмертие) - радуйся!" - вопросов - не осталось? Эт при том, что его любовница - как раз заняла один из высших постов в государстве... и в помощи - не отказывала?
Как они там собираются снимать купола (защиту) с городов, когда полицейская операция за пределами купола - столь рискована?
Как разделены сферы влияния между ИИ, чартерными кланами и кланами... клонов? Как регулируются разборки между представителями правящего класса (которые, ближе к концу романа, реально начинают друг дружку мочить)?
Отчего в столь недемократическом и негуманном обществе приходится тратить немалые рекламные ресурсы, дабы доля процентов населения - сподвиглась на звёздную авантюру? Качество рекламы, кстати - отлично описано. Думается, процентов десять населения реклама такого качества - в лёгкую уговорит продаться на органы
---
Понятно, что часть моих вопросов будет вообще профессиональной.
Какого... "ИИ покойника" требовалось буквально прятаться на дне озёр? Проследить данные до тех мест, откуда они не должны исходить - задача вполне тривиальная. ИИ "большого человека" - должен был иметь активные (а не "молчащие") копии, "легализованные" в качестве ИИ марионеток - зицпредседателей, членов совета директоров, клерков, занимающих подходящие позиции.
Двуэтапный проект звёздной колонизации представляется самоубийственным. До людей - шла техника, строящая техносферу, правильно. Но впереди всего этого должна была пройти разведка (непилотируемая). Звездолёт с колонизаторами (хм... а не зародышами в несколько клеток - непрактично) - не должен лететь "в никуда".
Кстати, на описанном этапе развития технологий, миром должны были править не спецслужбы, но ИИ спецслужб.
Послано - 03 Июня 2011 : 02:00:29
"Видов" ИИ там не было, было показано два поколения. Каждый конкретный ИИ затачивался пользователем, затем развивался в нужном направлении в меру финансовой состоятельности пользователя.
Приговор ГГ был "кнутом" уравновешивающим "пряник" - вхождение во властные структуры. На момент подставы дама ещё не обладала особым весом. Ну и похоже, изменения необратимы - доктор сказал в морг, значит в морг. В помощи ему она и не отказывала, вернула часть гражданских прав и имущество.
Товарищи клоны тоже охреневали с решения снять купол и плевались в сторону политиков.
Да черт его знает, как там система сдержек и противовесов устроена. Автор не вдавался.
Незагаженной биосферы мало. Люмпены - гоу, гоу к звездам!
------------- Соратники резко переметнулись. ИИ есть не у каждого, у всех кто описан - по одному ИИ на тушку. "Диких" ИИ не описано, всегда даётся упор, на персональность ИИ.
Проблема не в том, чтоб заселить вселенную человеком разумным, а в том, чтоб скинуть демографическое давление.
"Видов" ИИ там не было, было показано два поколения. Каждый конкретный ИИ затачивался пользователем, затем развивался в нужном направлении в меру финансовой состоятельности пользователя.
А ИИ - слепок с человека? Только у них - несколько разновидностей! - слепок одного момента, сделанный под одну задачу (поручение) - фотография на память - частный случай слепка момента, похоже - слепок-актёр, совокупность множества эмоциональных "срезов"
Приговор ГГ был "кнутом" уравновешивающим "пряник" - вхождение во властные структуры.
Случай, возможно - первый. Но - далеко не единичный. Правовые основания - не понятны совершенно. В обществе-то, пусть не демократия - но сложный балланс сил, бесконечно далёкий от диктатуры.
Да черт его знает, как там система сдержек и противовесов устроена. Автор не вдавался.
Автор приводил множество примеров "функционирования". Которые - очень сложно свести в единую картину...
Незагаженной биосферы мало. Люмпены - гоу, гоу к звездам!
В нашем мире - непрактично. И в мире романа - непрактично. Чудовищно дорого, к решению демаграфической проблемы - ни малейшего отношения не имеет. Элементы сферы Дайсона - на несколько порядков более дешёвое решение.
Соратники резко переметнулись. ИИ есть не у каждого, у всех кто описан - по одному ИИ на тушку. "Диких" ИИ не описано, всегда даётся упор, на персональность ИИ.
Как описано, начальник, навязывающий ИИ подчинённому - нормальная ситуация. Навяжи клон собственного ИИ - и подчинённый (не профи, разумеется) - даже не заподозрит.
Проблема не в том, чтоб заселить вселенную человеком разумным, а в том, чтоб скинуть демографическое давление.
В мире романа, это почти так же дорого и нереалистично, как в нашем.