Послано - 18 Апр 2008 : 16:17:31
«Земля без людей» или «Люди без будущего»
Эта книга является одной из первых и самых ярких книг современной постапокалиптики. Джордж Стюарт написал свой единственный роман в 1949 году. Только что закончилась Вторая мировая. Только что американцы вернулись домой, оставив за плечами четыре года войны на Тихом океане и в Европе. Пишутся и публикуются повести и романы, посвященные войне и вдохновленные ей. Война шагает по страницам книг, выплескиваясь и на просторы фантастики – Эдмонд Гамильтон в 1947 публикует своих «Звездных королей».
Но Стюарт не прельщен битвами и победами. Он посвящает свой роман не отгремевшим битвам, не новому, только-только показавшему свою ужасающую силу ядерному оружию, не борьбе между свободой и тиранией. Автор пытается исследовать отвлеченный вопрос: может ли «простой человек», «простой американец» в одиночку быть хранителем и спасителем человеческой культуры.
Странная, казалось бы, проблема. Ведь только что этот самый «простой американец» в рядах таких же как он сам защитил свободу и демократию на фронтах мировой войны, доказал на что он способен в рядах таких же, как он сам… «Нет, - возражает нам Стюарт, - а что он может в одиночку?» И бросает нас вместе с со своим героем Ишем, или, если полностью - Ишервудом Уильямсом, в самую гущу событий.
Вместе с Ишем мы проходим все круги открывшегося ада – болеем от укуса гремучей змеи; очнувшись, с ужасом узнаем, что за время нашей болезни неизвестный вирус уничтожил все человечество; путешествуем по обезлюдевшей стране и ищем немногих уцелевших; обустраиваемся на одной из вилл Сан-Франциско и пытаемся «воссоздать» с обретенной женой и друзьями человечество в миниатюре.
Задача «воссоздания» человечества, стоящая перед Ишем, и проста, и безумно сложна. Проста потому, что выжившим нет необходимости «добывать хлеб насущный» в поте лица своего. Все необходимое для жизни уцелевшие могут получить из домов, магазинов, складов, оставшихся от вымершего человечества. Нужно только протянуть руку, и все достижения канувшей в небытие человеческой цивилизации окажутся в их распоряжении. Сложной задачу выживания делает то же самое. Наследие человечества. Какой может быть прогресс в условиях, когда нет необходимости трудиться? Когда еда добывается не на поле, а в консервной банке? Кто сможет заранее ответить на вопрос, каким вырастет второе-третье-четвертое поколение детей на заброшенных и заросших лесом бывших улицах Сан-Франциско?
И снова вместе с героем день за днем и год за годом мы живем, отмечая причуды природы, лишившейся человеческого давления, пытаясь заниматься огородничеством, растя и уча детей, пытаясь привить им навыки настоящего «цивилизованного» человека. И вместе с главным героем мы понимаем, что делаем все, что можем; понимаем, что что-то недоделали, что-то сделали не так и волнуясь за культурное наследие, которое для Иша воплощается в библиотеке Университета. Иш всеми силами своей души хочет сохранить культуру ушедшего человечества.
Герой умирает счастливым патриархом. Он видит, что род человеческий не прервался, что жизнь человечества продолжается. Его дети и внуки создали целое племя. Племя охотников и собирателей....
…Читатель перелистывает последнюю страницу книги потрясенным. Что сделал не так Иш? Что пошло по неправильному пути? Почему «последний американец» не сумел спасти Америку? Автор жестоко бросает нам в лицо: вот так распорядится культурой «простой человек», «простой американец». Вот так он упустит, как песок сквозь пальцы, все то, что сделали для него его близкие и дальние предки.
И вопрос не в том, что Ишервуд Уильямс не хранит культуру. Наоборот, он бережет ее больше всего на свете. Но он не может понять, что те культурные ценности, те книги университетской библиотеки, за сохранностью которой он тщательно следит, являются не только объектом хранения. Не может понять, что книгами нужно не владеть, а нужно пользоваться ими, черпать из них знания, использовать их для возрождения материальной культуры, которая, в свою очередь, спасет духовную.
Роман «Земля без людей» для меня является приговором обществу, которое разучилось трудиться в первоначальном понимании этого слова. Приговором обществу, которое в массе своей умеет только потреблять и сохранять, а вернее - накапливать. Обществу, которое утратило возможность самовоспроизводиться с первичного своего элемента – индивида и семьи. Такое общество является тупиком. Какой путь не ведет в тупик? Автор не дает готового ответа. Он снова и снова предлагает нам проделать работу над ошибками, совершенными Ишервудом Уильямсом, «последним американцем» на своем жизненном пути. И к горечи своей, перечитывая книгу, приходится раз за разом повторять, что за прошедшие полвека книга не потеряла своей актуальности.
Интересны предшественники и последователи Стюарта: В 70-е годы XIX века француз Жюль Верн рассказал, как несколько американцев с помощью своих знаний и сундучка инструментов построили цивилизацию на Таинственном острове. В 40-е годы XX века американец Джордж Стюарт рассказал, как несколько американцев, имея в своем активе все достижения цивилизации, эту цивилизацию успешно хоронят. В 70-е годы XX века француз Робер Мерль рассказал, как несколько французов в замке Мальвиль своим трудом возрождают цивилизацию после ядерной войны. Интересно, французы более оптимистичны или американец лучше знает своих соотечественников?
На дворе первое десятилетие XXI века. Как продолжится эта линия? Какой сценарий выберет автор – наш современник? Будет ли он оптимистом или пессимистом? Ведь остается маленькая надежда на то, что времена все-таки меняются и мы меняемся вместе с ними…
Странная, казалось бы, проблема. Ведь только что этот самый «простой американец» в рядах таких же как он сам защитил свободу и демократию на фронтах мировой войны, доказал на что он способен в рядах таких же, как он сам… «Нет, - возражает нам Стюарт, - а что он может в одиночку?» И бросает нас вместе с со своим героем Ишем, или, если полностью - Ишервудом Уильямсом, в самую гущу событий
Вы хотите сказать, что вот этот "период" был написан на русском языке - в этом тысячелетии? ;)