Послано - 25 Мая 2010 : 22:03:49
Удивительное дело - у столь известного на Западе и раскрученного у нас, в России, автора здесь до сих пор нет своей темы! Исправляем...
"Паутина" В оригинале - Whole Wide World
Редкий случай, когда вроде бы незаметный ежедневный прогресс превращает буквально на глазах изначально фантастический роман в совершенно нефантастический. Это вам не Жюль Верн с его 98% (афаир) сбывшихся предсказаний, здесь те же самые 98% сбываются не за столетие, а буквально за 9 лет - период между выходом книги и сегодняшним днём.
И в итоге очень сильно страдает восприятие - роман читается не как фантастический детектив (которым он должен был стать по замыслу автора), а как обычный современный детектив, где герой не более фантастичен, чем, скажем, Ниро Вульф и Арчи Гудвин. И что мы имеем в сухом остатке фантастики из целого произведения? Только лишь Инфовойну, искусственную сову и систему наблюдения и распознавания людей (да и та, насколько мне известно, на сегодня не фантастика лишь потому, что стоимость её внедрения зашкаливает)? Да, остальное уже успело реализоваться в нашей с вами реальности... Так стоит ли винить прозорливость автора в том, что его "фантастика ближнего прицела" уже большей частью перестала быть фантастикой? )))
Сейчас камворингом в сети, да ещё и за деньги - уже никого не удивишь... И убийствами на основе действий в сети - тоже... Да и кибертерроризм сейчас тоже стал интернациональным - всё ради спама, всё во имя спама, аккаунтов в MMORPG и аккаунтов в социалках с высокими ТИЦ... Что ещё? Порнодельцы? Убийцы? Высокоинтеллектуальные снобы-доткомовцы? Дорогие проститутки? Полицейские-интриганы и полицейские-тупицы? И особняком - подруга ГГ, на которой лежит важная функция - сообщать, что нормальная жизнь всё же где-то есть... Всё это мы видели десятки и сотни раз, так что сюжетом и персонажами нас не удивить.
Удивление прячется в малом - в тонких и метких описаниях того, что делает современная культура с человеком; в красочных зарисовках постапокалиптического Лондона (опять? нет, на этот раз апокалипсис был только информационным!); а также в умении автора разбираться в человеческой мотивации.
Вердикт: 5/7 Один раз читается неплохо (при условии, что вы разбираетесь в сеовременном интернете), а второй... не потребуется. )))
P.S. А как же забавно читать у автора про исходящий канал целого провайдера в сто-пятьдесят-с-чем-то мегабит в секунду! Или прикидывать, сколько картинок в формате tiff влезает на диск! ))) Впрочем, фантасту, который помнит, что такое стример, и употребляет слово "слэшер" в его первом, исконном значении, - можно простить и не такое )))
очень сильно страдает восприятие - роман читается не как фантастический детектив (которым он должен был стать по замыслу автора), а как обычный современный детектив
Хорошо подмечено. Меня вот, в принципе, именно поэтому книга и оставила равнодушной - что вся эта "фантастика" процентов на 90 уже совсем не фантастика. А чисто человеческая составляющая - характерно-сюжетная, так сказать - не показалась достаточно интересной, чтобы компенсировать техническую-почти-что-архаичность. То есть автор сам резко ограничил сроки жизни своей книги.
Послано - 26 Мая 2010 : 13:12:53
Ааа! Я ж читал это произведение. Только что-то не сходу до меня дошло =) Лично у меня не было проблем с восприятием фантастичности. Может потому, что я, как правило, принимаю образ мысли автора и не берусь сравнивать реальность книги и окружающую реальность. А постапокалиптический Лондон и последствия инфовойны однозначно настраивают меня на фантастический лад. Хотя я тоже задумался о крахе информпространства и влиянии этого краха на нашу с вами жизнь.
Мне несколько тяжеловато было читать. Возможно дело в стиле автора, возможно в переводе. Но мысли и идеи автор озвучил интересные. Так что, как выше замечено, один раз прочитать вполно можно. И особого умения разбираться в интернете не нужно =) Для меня крах экономической системы, основанной на карточках, был намного весомее основной линии с убийством в интернете.
Для меня крах экономической системы, основанной на карточках, был намного весомее основной линии с убийством в интернете.
А для меня - скорее наоборот. Практически все герои мне представлялись как лица, дублирующие те или иные реальные случаи в сети, большей части которых я был свидетелем...