Послано - 11 Сент 2003 : 19:58:46
Кубрик не меньший гений и творец, чем Кларк. Поэтому смешно было бы предполагать, что Одиссею переложат "слово в слово без авторской приписки". Вероятно, стоит рассматривать "Одиссею" одного и "Одиссею" другого как две разные, и в то же время однородные вещи. Кубрик весьма деликатен и точен, кроме того, сценарий разрабатывали обе головы - его и сэра Артура; да, еще тот грустный и крайне показательный эпизод с благодарственной речью для Академии Оскар за врученный(простите за тафтологию) Оскар, которую писатель и режиссер составили, но так и не озвучили, потому что американские киноакадемики, воспользовавшись то ли сомнительной политкорректностью(хм!), то ли в очередной раз проявив свою вопиющую несостоятельность, так этого Оскара, главного Оскара фильму и не вручили. Именно этот фильм Кубрика первым был мною просмотрен, и именно он, больше чем Заводной Апельсин или даже Сияние, меня взолновывает. Здесь Кубрик какой-то даже мечтательный. Поверите ли... Но то мое личное впечатление. Весьма метко для музыкального оформления фильма была выбрана музыка Штрауса. От увертюры к "Заротустре" до вальсов. Весьма символично и гармонично: что еще,кроме музыки великого и монументального классика сможет отразить масштабы замысла и идеи Кларка, претенциозность,психологичность, даже эпичность изложения Кубрика и, не смейтесь, совершенное, непостижимое, но интуитивно угадываемое строение Вселенной?
Нет желания долго распространяться о работе оператора, режиссера, о спецэффектах и прочем.Но хочу сказать, этот фильм- едва ли не единственный из фильмов Кубрика, который можно просто слушать или воспринимать одними чувствами, и от того смысл не станет менее ясен. А что до авторской приписки... Корабль Дискавери останавливается на краю человеческой Вселенной, у Сатурна( ужасная даль!), и там оканчивается грань существования для всего материального и искусственного. Приборы становятся бессмысленными, единственное, что может продолжить дальнейшее исследование - человеческий разум. Артур Кларк писал свою "Одиссею" об "освобождениии разума во имя..." Кубрик снял свою "Одиссею" во имя освобождения разума. Это его авторская приписка. Это его космическая опера. Одиссея, плавание к великому открытию,Discovery,путешествие от материи к идеальному,"но если за этим тоже есть что-нибудь еще, то имя ему БОГ"(А.Кларк.) Вообще об Одиссее можно говорить много, долго и во всех аспектах. Но как древний легендарный Улисс совершил свое великое плавание к своей родине, так и Дэвид Боумэн первым из людей заглянул в колыбель разума и человечества. Первым на пороге страшной катастрофы, чтобы предупредить ее. Освободите разум - и вы спасете себя. Освободите разум. Потому что те, кто создавал человечество, не знали ничего более совершенного. Освободите разум, чтобы Земля не оставалась вечно "одним из миллионов немых миров,из которых лишь немногим суждено заговорить".(А.Кларк.) Вот и все, что я могу сейчас сказать. Чувства переполняют. Надеюсь, те, кто еще не смотрел фильм, обязательно его посмотрят. В конце концов, важно не как фильм сделан, а для чего. А Кубрик, сами знаете, мастер "игры со смыслом".
Послано - 11 Сент 2003 : 20:37:45
Так что было первым, роман или фильм? Почему то всегда считал что роман, а тут читаю: "...его ранний р-з "Страж" (1951; рус.1973 - "Часовой") был взят С.Кубриком за основу одного из лучших НФ фильмов - "2001: космическая одиссея", а К. переписал сценарий в роман "2001: космическая одиссея" [2001: A Space Odyssey]"
Послано - 13 Сент 2003 : 15:31:39
Кубрик уникальный человек. Снимая экранизации он все время делал свой фильм, тот же и совершенно не похожий на оригинал. Одиссея абсолютно восточная картина в которой главным стало не слово, а образ. Это даже не как немое кино, это то, каким кино и должно быть. Только сейчас авторы стали приходить к подобной концепции.
Мой любимый кинокадр находится именно в этом фильм. Это момент когда обезьяна играется с костью. Секунда и происходит превращение в человека, не внешнее, а в сознании. Если бы эволюция происходила мгновенно, то это произошло бы именно так.
Цитата: Так что было первым, роман или фильм? Почему то всегда считал что роман, а тут читаю: "...его ранний р-з "Страж" (1951; рус.1973 - "Часовой") был взят С.Кубриком за основу одного из лучших НФ фильмов - "2001: космическая одиссея", а К. переписал сценарий в роман "2001: космическая одиссея" [2001: A Space Odyssey]"
Сценарий и роман писались одновременно, на обложке книги должны были стоять две фамилии. В послежний момент Кубрик снял свое имя с романа. Из-за этого печать тиража отложилась, сперва вышел фильм. Кубрик говорил, что снял свое имя из уважения к Кларку, рассказ которого действительно инициировал весь проект. Знающие люди говорят, что Кубрик просто хотел, чтобы народ сперва его фильм посмотрел.
Послано - 26 Мая 2004 : 16:52:31
Я Одиссею воспринял как некое органичное соединение живописи, музыки и философии. Его и художественным фильмом нельзя в полной мере назвать. Правда,честно признаюсь, просмотрел его только с третьего раза. Пару раз матерясь про себя - типа какая, блин, нудятина бросал на 20-30 минутах. Но когда врубился, получил огромный кайф. Тем кто не смотрел советуюю не выбрасывать в окно кассету после первых нескольких минут просмотра, а потерпеть и тогда все поймете.
Почем опиум для народа?
Отредактировано - Баранкин on 26 May 2004 16:56:09
Ответить на тему "Космическая одиссея 2001 / 2001: A Space Odyssey (1968)"