Прежде чем начать, хочу сделать два небольших пояснения. Первое, к фантастическому жанру данный фильм можно отнести весьма условно, ибо по сути своей является романтической псевдоисторической драмой, а по реализации, по определению уважаемого Кубикуса, «истерном». Второе, в силу ряда причин, я имею слабость к азиатским фильмам, поэтому изначально пристрастна. Итак, приступим. Династия Мин или Тан (каюсь, запамятовала, но для большинства зрителей это совершенно не важно). Правительство борется с опозиционной группировкой, имеющей название «Дом летающих кинжалов». Перед официальными представителями власти в лице двух бравых капитанов поставлена задача выявить и убить нового предводителя опозиции. В городе открывается новый «Дом пиона» (т.е. бордель в переводе на общепринятый язык) и один из наших героев (более молодой, легкомысленный и вообще большой любитель женщин) отправляетя туда для проверки возможно связи заведения с Домом Летающих кинжалов. В результате хорошо инсценированной пьяной хулиганской выходки, наши капитаны сажают в тюрьму слепую танцовщицу из борделя, обвиняя ее в принадлежности к Летающим кинжалам. Полагая что эта девушка дочь прежнего предводителя Летающих кинжалов, они разыгрывают ее побег из тюрьмы, причем в роли спасителя выступает один из капитанов. Двое «беглецов» отправляются на север, где вероятнее всего расположена ставка Дома Летающих кинжалов, а за ними следует второй из наших героев вместе с правительственными войсками… Ремарка 1: Уф!! Терпеть не могу заниматься пересказыванием кино и прочих произведений. Занятие в лучшем случае бестолковое, в худшем – вредительское. На этом пересказ сюжета я закончу, поскольку иначе дальше пойдут сплошные спойлеры, которые никому не нужны. Пожалуй самое сильное по положительности из впечатлений – это операторская работа. Современная китайская операторская школа вызывает неподдельное восхищение и уважение. Много не просто красивых, а своеобразных ракурсов. Часто используется замедленная съемка (причем не для боевых сцен), вообще, довольно много приемов, которые характерны не для художественных, а для научно-популярных фильмов о природе, которые снимает BBC. Манера повествования фильма плавная и последовательная, т.е. говоря образно – это свиток который постепенно разворачивается, демонстрируя все более и более прелестные пейзажи, сопровождаемые пояснениями в виде поступков и диалогов действующих лиц. По визуальному способу подачи информации (прошу прощения за столь корявую формулировку), фильм сделан в традиционной форме китайской средневековой городской новеллы. «Hero» по сравнению с ним имеет более сложную, но также и более старую по происхождению композицию (восходя аж «Троецарствию»): притча в притчах, которые пересекаются, трактуются с различных позиций, напоминая хитроплетеную косичку. Традиционно много красивых натурных съемок, причем на этот раз дикая природа преобладают над сценами в помещениях, можно сказать, «Дом Летающих кинжалов» - фильм открытых пространств. Очень красивые и хорошие костюмы и вообще разные предметы. Функционально красиво сделано оружие. За реквизит можно ставить огромную и жирную пятерку с плюсом. Боевые сцены сняты, я бы сказала, в почти реалистическом стиле. «Летающих китайцев» все меньше и меньше. Чем больше Голливуд забывает основные законы физики, химии и проч. в угоду зрелищности для даунов и невежд, тем лучше их вспоминают азиаты, создавая, воистину визуальные иномирья. Мне очень понравился один эпизод, в котором продемонстрирована просто изумительная групповая работа со щитами (не знаю, насколько по мнению специалистов – это правдоподобно, но смотрится просто вне всяких слов, что называется слюни и сопли). Ремарка 2: сцена «беглецы, атакуются правительственными войсками в бамбуковом лесу». Диалог во время просмотра. -О, бамбуковый лес. Поди где-нибудь в Сычуани снимали. -И що? -У них там заповедник с пандами, может покажут как они бамбук жрут. Показывают правительственные войска, висящие в различных позах на бамбуке. -Вот твои панды, как заказывала. Счас нажрутся и будут падать. Солдаты начинают стремительный спуск к земле в самых разнообразных позах (вниз ногами, вверх ногами – смотрится просто изумительно). Часть войска продолжает загон беглецов, перемещаясь по верхнему ярусу леса. -М-да… Вот тебе и инструкция «как летать в бамбуковом лесу». Выглядит вполне правдоподобно. Подводя итог, рекомендую к просмотру, ибо эстетическое удовольствие от фильма чрезвычайное. Мне попался на глаза только один малюсенький ляп, вероятнее всего - издержки монтажа. Кое-что сделано в угоду европейскому вкусу (песни все поются на европейский манер, музыка тоже более европеизирована по сравнению с тем же «Героем»), но в меру и весьма гармонично. В общем, потраченных двух с лишним часов совершенно не жалко.
Послано - 31 Янв 2005 : 14:44:52
Спасибо за замечательную рецензию! А от себя (поскольку в "истернах" не спец) скажу, что было ОЧЕНЬ красиво (природа, танцы и сцена с кинжалами - вне конкуренции). Потреченного времени, действительно, не жаль. А сюжет... ну что - сюжет? Похоже, я не понимаю этого глубокого смысла. По крайней мере, впечатления мои от просмотренного в Доме Кино "Весна, лето, осень зима... и снова весна", похоже, резко отличались от впечатлений всех остальных. Ну не люблю яфильмы, где финальную сцену, мораль и развитие сюжета можно предсказать с момента, как только показали героев. Сорри, эти два фильма и сравнить нельзя, режисеры-то разные... так что я сравнила сугубо свои ощущения, а они были похожи.:) Обещали переубедить и принести мне на просмотр "Героя". Посмотрим...
Послано - 31 Янв 2005 : 19:49:17
Очень депрессивный фильм. Ну почему обязательно всё должно заканчиваться так плачевно/печально/отвратительно ужасно (нужное подчеркнуть)?… И ни какими полётами кинжалов общее пессимистическое настроение оставшееся от фильма не поднять…
Да, про «Героя»! Я смотрел. Не запутайтесь там, кто, кого, сколько раз, чем, и за что убивал. :-) Кстати, конец почти такой же как в «ДЛК». Всех проткнут.
Послано - 31 Янв 2005 : 20:13:48
Где-то в далеком китайском прошлом, китайское правительство, погрязшее в коррупции, столкнулось с волной народного сопротивления всему этому безобразию. Сопротивление материализовалось в Дом Летающих Кинжалов, тайную военизированную организацию, что отбирала деньги у богатых и раздавала их бедным. Общество анонимных китайских Робинов Гудов. Капитан полиции одной из провинций узнает, что в новом “публичном доме” работает девушка, состоящая в ДЛК. Он разрабатывает хитроумную операцию по внедрению в “банду” своего человека, включающую похищение, совращение и массу других, не менее интересных вещей. А еще вам следует знать, что Имоу работает исключительно сверхтонкими эффектами, и настоящая история у него совсем не та, что ты видишь на экране, а та, что сложится у зрителей в голове после второго-третьего просмотра, когда взаимозацепятся раскиданные по фильму хитрые крючочки… Сравнение ДЛК с “Героем”, предыдущим фильмом Имоу, видимо неизбежно, и я не согласен с людьми, говорящими, что эти фильмы являются принципиально различными. Режиссер продолжает рассказывать ту же историю противопоставления личного блага, благу общественному, только заявлено это в еще более неявном виде. “Герой” спрашивал, а слабо ли тебе умереть за Родину, да еще с условием, что только ты будешь знать ради чего умер, а другие даже будут считать тебя подлецом. Гимн безымянным героям. ДЛК переносит этот выбор на новый виток. Способен ли ты к компромиссу со злейшим врагом ради того, кого/что ты любишь. Сможешь ли ты отдать любовь другому, пожертвовав смыслом жизни своей. Надо только уяснить, что Имоу рассказывает свою историю не про конкретных людей или ситуацию, а про образы/символы. Его герои это люди-функции, лишенные всего того, что по фильму им не понадобится. Опять большую роль в построении и понимании фильма играет визуальное решение. Игра с цветом, которую опять затеял Имоу, способна завораживать и сама по себе, но помимо чисто эстетического наслаждения несет и смысловую нагрузку. Правда несамостоятельную, но зато она помогает лучше прочувствовать внутренний нерв происходящего. Кстати, кроме бамбуковой рощи, все виды растений, великолепно разукрашенных осенью, произрастают и у нас в стране, да и ландшафты подходящие думаю есть. Но наши режиссеры предпочитают решать визуальную сторону фильма в абсолютно иной стилистике (грязные цвета и быстрая смена кадров). А жаль. Такая картинка способна иногда подправить огрехи в других областях. Смягчить их. Основное же отличие ДЛК в его лиричности, появившейся здесь благодаря любовной линии. Это уже не просто красивая притча, а притча, маскирующаяся под мелодраму. Отсюда на экране появляется излишняя театральность происходящего: поступков, образов, поворотов сюжета и отдельных сцен. По ментальности кино стало еще более восточным, чем “Герой”. Новый фильм ближе к индийскому кино (даже танцы с плясками в наличии). Если вас смущает слепая девушка, не просто передвигающаяся без посторонней помощи (как героиня “Таинственного леса”), но и сражающаяся с пятью-семью противниками одновременно (да что там сражается, она их даже побеждает), то на этот фильм лучше не ходить. И еще один момент. Большая часть спецэффектов в ДЛК построена на полете некрупных предметов (название обязывает), подобных путешествию самолетного болта в “Ночном дозоре”. При этом они (эффекты) не кажутся чужеродными конструкциями, созданными лишь ради того, чтобы было, а органично вытекают из развития событий. Еще один объект для пристального изучения отечественных киноделов.
Послано - 01 Фвр 2005 : 15:28:30
Oleg Soev Спасибо за предупреждение, я попробую! :)
А к таким концам я привыкла, аниме приучило. Все как всегда. Главный герой и главный злодей умирают, обнявшись, над трупом подружки главного героя. Впрочем, подружку легко можно заменить на еще одного героя... и все от этого станет еще более трагично. :)
Послано - 02 Фвр 2005 : 07:47:01
Лёлик, это ты к тому, что я зря раскрыла интригу? Сорри! Так... для тех, кто не смотрел фильм: описанное мной - не конец ДЛК! Это...хм... приложение мной к оригинальному сюжету Закона Мерфи для аниме! А в фильме все гораздо сложнее. Одним словом, это надо видеть, даже для того, чтобы согласиться со мной или нет. :)
Послано - 19 Фвр 2005 : 17:20:35
Итак, думаю, что фильм уже все, кто хотели, посмотрели, потму обвинять меня в раскрытии интриги никто не станет. Для начала воздам должную похвалу монтажу, работе режиссера и великолепной подборке пейзажей. Правда, одно озадачивает: а родные нашему русскому сердцу березки разве растут рядышком с бамбуковыми лесами? Ладно, не суть... главно - кр-расиво так, что дух захватывает. Да, летают там и впрямь, по большей части предметы, а не люди, как в приснопамятном "Тигре, драконе" (не помню, кто там затаивался, а кто еще что делал). Летают, кстати говоря, красивло и зерлищно. А постановщику боевых сйен готова пожать руку. Вот, похвалили... теперь можно и обругать. Сколько раз умирала там главная героиня? Три или все-таки четыре? Бедную девушку ранили в сердце, она упала упала наземь... лежит... потом пошел снег... девушку уже занесло снегом (все это время за нее продолжают биться двое ее поклонников)... потом из-под снега высовавыется рука, а потом и сама девушка... и так далее, и так далее. Даже некая театральность и утрированность этого, по-моему, не оправдывает. Занимательна интрига фильма... оч-чень интригует: человек, который казался изначально злодеем, оказывается, за нас, за Красную армию, потом опять против нас; тот, кто казался героем, становется подлецом, потом опять благородным героем... Резюмирую: я бы вполне удовольствовалась нарезкой пейзажий и батальных сцен, ну, может, можно было бы еще оставить сцену с танцем, и вставить сцену занятий сексом в лесу, вместо такой же сцены, но происхождящей в чистом поле.
Я - сущий ангел. Только крылья в стирке, а нимб на подзарядке.
Послано - 28 Фвр 2005 : 23:00:40
Да, а момент со снегом оценили все в зале Дома Кино, как я помню. Да, символично, да красиво. Но наше отечественное восприятие сработало у зрителей безотказно: люди начали представлять на фоне сражающихся героев надпись по экрану: "Прошло три года..." :)
А сейчас будет офтопик... У меня-таки дошли руки до "Героя". Действительно, "Все под небом"! Да, кто там кого убил, сколько раз и почему, я разобралась :)... да, битвы в воображении, сначала под музыку и стук капель дождя, а потом - над водой были просто потрясающе красивы... да, с чисто эстетической точки зрения лично мне понравился "красный" вариант в осенних листьях, а с идейной точки зрения - "синий", но... Возможно, настоящее понимание здесь, действительно, должно придти после третьего просмотра, но пересматривать мне пока не хочется. Похоже, Имоу все-таки не для меня.:( А бонусом к "Герою" мне дали на просмотр "Воинов неба и земли". Мда. Ни за что бы не подумала, что "Великолепная семерка" (или "Три мушкетера", я не совсем определилась) по-китайски плохо закончится. :)
Послано - 24 Янв 2006 : 21:30:42
Посмотрел фильм. "Герой" получился на порядок лучше, ИМХО. Особенно меня добил уже упомянутый момент со снегом.
Кстати, еще один признак влияния аниме - девушка-боец даже не пытается отбиться от насильника (хотя солдат-преследователей колошматила весьма неплохо).