Послано - 29 Дек 2014 : 12:35:02
Не секрет, что фантастика за время своего существования активно развивалась. На стыке НФ и фэнтези появились научное фэнтези и технофэнтези. В противовес традиционному фэнтези появилось темное фэнтези. В общем суммирую можно сказать, что фантастика в своем развитии породила много своеобразных самобытных жанров (перечислять все примеры смысла нет). Итак смысл темы таков. Возможно ли появление в будущем новых жанров фантастики или развитие фантастики в целом зашло в тупик и она уже не может создавать новые жанры? Лично мое мнение, что более вероятен второй вариант, ибо фантастика уже исчерпала потенциал идей (из которых и появляются новые жанры). Все новые произведения по сути повторяют старые, меняя либо совокупность элементов, либо само художественное оформление.
Послано - 29 Дек 2014 : 21:38:38
Не станем подробно останавливаться на том, что фантастика это не жанр, а метод, а если брать более узко -- то литературное направление. И все, что внутри нее (НФ, фэнтези, киберпанк, темная фэнтези, городская фэнтези, мистический триллер и т. д.) -- уж тем более не жанры, а внутренние направления или течения внутри фантастики. Ну да ладно, бог с ней, с терминологией. По сути. Потенциал идей в фантастике даже близко не исчерпан. И новые направления в фантастике продолжают появляться с завидной регулярностью. Те же криптоистория, стимпанк (паропанк), клокпанк, дизельпанк, рибофанк, или вот, из достаточно свежего -- "New Weird" ("Новые странные"), основателем и наиболее ярким представителем которого является Чайна Мьевиль. Весьма вероятно, что прямо сейчас зарождается (или уже зародилось) что-то еще, о чем лично мы пока просто не знаем.
Послано - 30 Дек 2014 : 00:12:18
Даже если не зародилось, кто может гарантировать, что не появится через 10-30-50 лет? Вопрос принципиально не имеет ответа.
Послано - 14 Фвр 2015 : 17:55:32
"Возможно ли появление в будущем новых жанров фантастики или развитие фантастики в целом зашло в тупик и она уже не может создавать новые жанры?"
Будут появляться новые направления, конечно. Ближайший пример - литРПГ.
Вообще-то есть споры чем считать литРПГ - новым жанром фантастики или просто сюжетной формой.
Фантастика -- не жанр. И внутри фантастики тоже никаких жанров нет. Жанры (в прозе) -- это эпопея, роман, повесть, рассказ, эссе. Так что "жанром" "ЛитРПГ" не могут быть в принципе. И НФ, фэнтези, киберпанк и т. д. -- это тоже ни разу не жанры. Это все литературные направления (или скорее даже литературные течения) внутри фантастики. Другое дело, что "ЛитРПГ" могут в итоге оказаться всего лишь фабульным приемом, а не литературным течением -- но это уже будет зависеть от авторов, которые их пишут. Смогут выдать нечто большее, чем фабульный прием (возможно, уже выдали -- тут мы просто не в курсе) -- будет полноценное литературное течение (направление). Не смогут -- ну что ж...
Послано - 20 Фвр 2015 : 21:28:04
Полагаю все же новые виды появляться будут. Как только появится совершенно новый горизонт приложения человеческой мысли, порождённый научно-техническим, или социальным прогрессом. Вот будут у нас попаданцы в константы и переменные, или приключения двойки в бинарном мире.
Вообще-то есть споры чем считать литРПГ - новым жанром фантастики или просто сюжетной формой.
Так что "жанром" "ЛитРПГ" не могут быть в принципе. И НФ, фэнтези, киберпанк и т. д. -- это тоже ни разу не жанры. Это все литературные направления (или скорее даже литературные течения) внутри фантастики.
Всего наилучшего! С уважением -- Г. Л. Олди.
А тогда например литературные течения внутри фэнтези (типа например темного фэнтези или городского фэнтези) чем считать?
А тогда например литературные течения внутри фэнтези (типа например темного фэнтези или городского фэнтези) чем считать?
Насколько нам известно, тут пока еще до конца не выработана устоявшаяся терминология. Если фантастика -- это художественный метод (введение в литературное произведение фантастического допущения), то НФ, фэнтези, мистика -- это литературные направления внутри фантастического метода, а та же "темная фэнтези", "городская фэнтези", "эпическая фэнтези" и т. д. -- литературные течения внутри фэнтези. Примерно так. Если же всю фантастику в целом счесть литературным направлением, тогда НФ, фэнтези, мистика -- разные литературные течения фантастики, а "темная фэнтези", "городская фэнтези", "эпическая фэнтези" и т. д. -- это внутренние литературные течения ("подразделы") фэнтези. Но, повторимся, все эти определения и соответствующая терминология еще окончательно не выработаны, не устоялись и не являются общепринятыми -- как в официальном литературоведении, так и в "фэндомской" среде. А ведь есть еще и "пограничные" направления -- та же "научная фэнтези", к примеру, и не она одна. Тут на самом деле почти непаханое поле для работы специалистов-литературоведов. Но где они, те специалисты? Вот и приходится пока самим... Но вот то, что фантастика и все ее внутренние течения-направления -- это не жанры -- это точно.
Послано - 22 Фвр 2015 : 02:32:57
oldie1 +1000500! Так развести местную публику достойно мастера ;) А и верно - не знают чем жанр(детектив, фантдетектив, эпос, женский роман) отличается от формы (роман, эпопея, повесть) - нефиг со свиным рылом да в калашный ряд...
Вообще-то есть споры чем считать литРПГ - новым жанром фантастики или просто сюжетной формой.
Нет, сюжетная форма в ЛитРПГ может быть разная. Понятно, что это всего лишь субжанр, и все же он имеет право на отдельное существование. Фэнтези, киберпанк, космос - могут быть самые разные антуражности, но суть одна: действие происходит в рпг-игре. И подобных субжанров может появиться большое множество.
Послано - 22 Фвр 2015 : 13:04:15
al1618, в классической теории жанров, которая ведет свою "родословную" еще от Аристотеля, жанрами (в прозе) считаются именно эпопея, роман, повесть, рассказ, эссе. Это не мы придумали. Другое дело, что в современном литературоведении объявилась куча новомодных "школ", которые жанрами считают каждая своё. В том числе и детектив, историческую прозу, фантастику и т. д. Но есть и другие варианты. Разные. В результате такого "разброда и шатания" (с) единого общепризнанного определения жанра в современном литературоведении нет. Вообще. Все эти новомодные "школы" друг друга не признают, всё трактуют каждая по-своему, пользуются разной терминологией, так что литературоведы из разных "школ" зачастую и друг друга понять не могут. В конечном счете всё это создают лишь хаос, а не систематизацию. Поэтому мы этих новомодных путаников игнорируем (пусть сначала между собой разберутся!), придерживаясь представлений и классификации традиционной школы литературоведения. А там все просто, логично и понятно. Жанры, повторимся: эпопея, роман, повесть, рассказ, эссе. А дальше уже идет внутрижанровая типология: исторический роман, фантастическая повесть, детективный рассказ и т. д. Все просто и понятно, никакой путаницы. "И кому это мешало?" (с) анекдот.
Послано - 22 Фвр 2015 : 13:16:11
resist, это не субжанры. В лучшем случае -- литературные направления (течения) внутри фантастики, в худшем -- фабульные схемы. Герой (игрок) попадает в компьютерную игру, прокачивается, набирает экспу, экипировку, союзников / войско (опционально), выполняет какие-то задания (квесты), идет к некой цели и в итоге добивается искомого результата. Это фабульная схема, на отдельное литературное направление / течение она не тянет. Если же в книге "ЛитРПГ" есть что-то существенное сверх этой схемы (или вообще используется другая фабульная схема), и если таких книг появилось / появится достаточное количество (не одна, не две и не три) -- тогда уже имеет смысл говорить о новом литературном течении / направлении внутри фантастики. Во всяком случае, лично мы видим это примерно так. Разумеется, с нами можно не согласиться.
Послано - 22 Фвр 2015 : 17:38:19
Хорошо, давайте не будем спорить, что такое жанры )))) (Когда-то лет 10 назад мы с Леонидычем активно здесь спорили на эту тему, старики, наверное, помнят)... Пусть фантастика для одних - жанр, для других - внутрижанровая типология.
Вопрос топикстартера в том, в тупике ли сама фантастика - или нет? Возможно ли развитие новых жанров/внутрижанровых типологий - или нет?
Собственно, последние 20 лет в фантастике ознаменовались гигантским скачком в развитии многих низкопробных жанров/типологий, которые, как правило, служат простому и незамысловатому получению читательского удовольствия: - ЖЮФ - любовно-фантастический роман (с элементами...) - попаданческая литература - сталкерятина и выживальчество - фанфикшен, кроссфикшен и пр. - поттериана и прочие магические школы - хортятина - литРПГ Ничего из перечисленного выше 20 лет назад просто не было (за исключением отдельных, не делающих общую погоду вещей).
Соответственно, если что-то новое в фантастике и появится, то это будет обладать следующими характеристиками: - эскапизм - приближённость к массовым интересам рядового читателя - исключительно развлекательная направленность
Однако на "высоколобую" фантастику спрос катастрофически упал. Соответственно, и жанр в упадке. Если что и появится новое, то в "низких" жанрах. А вот дорастёт ли оно до "высоких" - бог весть. Пока не дорастает. Хотя читать интересно.
al1618, в классической теории жанров, которая ведет свою "родословную" еще от Аристотеля,
О-о-о ну тогда да... если от самого Аристотеля... Ничего только что он полагал Землю центром вселенной?
А если серьезно - в у помянутых Вами литературных формах неоднозначным является только "роман" - который где-то в середине 19-го века действительно был жанром и было такое понятие "писатель-романист", но уж очень много воды утекло с тех пор.
Если же говорить о "классическом литературоведении" то уж просветите темного - что сия наука полагает "литературной формой"?
Послано - 22 Фвр 2015 : 18:54:06
al1618, насчет жанров -- читайте здесь: http://literary_criticism.academic.ru/98/%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%80_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9 (это, если что, не Википедия, а официально изданный словарь литературных терминов). Насчет же литературной формы -- этот термин более характерен для поэзии (сонет, серенада, палиндром и т. д., как литературные формы поэзии). Применительно к прозе используется редко. Иногда в литературоведческих работах встречаются такие словосочетания, как "большая (литературная) форма" (роман, эпопея), "средняя (литературная) форма" (повесть) и "малая (литературная) форма" -- рассказ. Но подобная терминология -- это скорее исключение, чем правило. Пример литературоведческой работы, где используются оба термина: "Жанр романа и творчество Алексея Ремизова (1910-1950-е годы)", А. М. Грачева. (Монография А. М. Грачевой посвящена исследованию жанров большой формы в творчестве одного из крупнейших мастеров русского авангарда.) Т. е., как видно из описания монографии, "большая форма" в данном случае просто является синонимом романа, сам же роман определяется автором именно как жанр. Ну, и еще одна работа, где рассказ (а также повесть) именуются как "жанрами", и "жанровыми формами", так и "эпическими формами" (все эти термины используются автором фактически как синонимы): "Определение жанра рассказа", Алексей Миловер: http://www.proza.ru/2012/10/22/1995 Если считаете, что это не так -- найдите определение "литературной формы" применительно к прозе со ссылкой на источник -- будем признательны и с удовольствием ознакомимся. Ну, и насчет "романистов" в привязке к роману, как эпическому (прозаическому) жанру. Эта традиция никуда не делась. Многие современные англоязычные писатели и в наше время называют себя "novellist" ("романист"), либо "story teller" ("рассказчик"). Соответственно с эпическими жанрами (роман, рассказ), в которых они, в основном, работают. Знаем это, что называется, "из первых рук".
Послано - 22 Фвр 2015 : 19:11:56
Andrew, ну а у нас -- свой набор достаточно новых направлений / течений в фантастике: "New Weird" ("Новые странные") во главе с безусловно талантливым и неординарным Чайной Мьевилем; а также -- криптоистория, стимпанк (паропанк) и его разновидность "Gas lamp fantasy", плюс еще куча всяких "панков", которых раньше практически не было: клокпанк, дизельпанк, биопанк и нанопанк... (наверняка что-то еще забыли / не знаем). И во всех этих направлениях есть безусловно талантливые и интересные авторы и книги. Да, разумеется, книг, которые являются продукцией индустрии развлечений, выходит намного больше, чем качественной литературной фантастики. Но когда было иначе? Разве когда-нибудь литературной фантастики выпускалось больше или хотя бы вровень с продукцией индустрии развлечений, мимикрирующей под фантастику? Что-то мы таких времен не припомним. Так что все не так плохо, фантастика продолжает развиваться, появляются новые хорошие книги, возникают новые течения / литературные направления -- в общем, процесс идет. Так что -- "Не дождетесь!" (с) анекдот.
Послано - 22 Фвр 2015 : 19:54:56
oldie1, насчёт очередной волны в западной фантастике (New Weird) я, пожалуй, соглашусь - а вот всяческие "-панки", окромя классического "кибер-" и более молодого "стим-" - на мой взгляд, излишне раздуты как окололитературные феномены и не могут считаться явлением в литературе в силу крайне малого числа как авторов и произведений - так и их почитателей. Впрочем, я могу ошибаться - время покажет. Основная проблема в том, что со смертью околофантастической литературной критики (и журнала "Если" в частности) связь западной и отечественной фантастики - и до того момента весьма зыбкая и хрупкая - начала окончательно разрываться. Люди, не владеющие англ. языком на достаточном уровне, просто не имеют возможности узнать, что же там происходит за бугром, плюс на это наслаиваются некоторые особенные требования нашего читателя, в массе своей отвернувшегося от переводной книги. Да чего далеко ходить - на этом форуме в темах по советам в половине запросов стоит условие - только русский автор. В итоге мы уже совсем разошлись с англоязычным фендомом - и слабо себе представляем, какие там тенденции актуальны в последние годы...
Послано - 22 Фвр 2015 : 20:24:37
Andrew, как раз всяческие "-панки" в англоязычной читательской среде сейчас весьма популярны. Стимпанк -- в особенности. И авторов, и издателей, и читателей у этого направления хватает. Кроме авторских книг регулярно выходят сборники лучших стимпанк-рассказов (плюс смежные направления) -- даже у нас три таких имеется (на английском). Также весьма популярна "темная фэнтези" -- но ее новым направлением в фантастике назвать никак нельзя. Популярны мистика и хоррор -- но это, опять же, из доброго (злого) старого. Ну, и с ними за компанию -- чуть более новый (но тоже не вчера родившийся) сплаттерпанк. Как ни странно, достаточно неплохо себя чувствует умная научная фантастика. "New Weird" занимают не слишком большую, но стабильную нишу. В целом, мы тоже не обо всех тенденциях англоязычной фантастики в курсе, но кое-что все-таки знаем. Чем и делимся. Практически уверены, что сейчас зарождается (или уже зародилось) что-то новое и достаточно оригинальное -- просто информация об этом до нас еще не дошла, и термин подходящий для этого нового еще не придумали. В общем, "Заграница нам поможет!" (с)
рибофанк, или вот, из достаточно свежего -- "New Weird" ("Новые странные"), основателем и наиболее ярким представителем которого является Чайна Мьевиль.
Послано - 25 Фвр 2015 : 17:58:26
Странник27, New Weird ("Новые странные"): http://en.wikipedia.org/wiki/New_Weird; "рибофанк" -- общее название для таких отчасти пересекающихся направлений фантастики, как биопанк и нанопанк. Термин придуман писателем Полом ли Филиппо, выпустившим авторский сборник под таким названием ("Рибофанк" -- "Ribofunk") в 1996 г. В сборник вошли рассказы, написанные в двух указанных направлениях (в рассказах оба направления зачастую пересекаются).
Странник27, New Weird ("Новые странные"): http://en.wikipedia.org/wiki/New_Weird; "рибофанк" -- общее название для таких отчасти пересекающихся направлений фантастики, как биопанк и нанопанк. Термин придуман писателем Полом ли Филиппо, выпустившим авторский сборник под таким названием ("Рибофанк" -- "Ribofunk") в 1996 г. В сборник вошли рассказы, написанные в двух указанных направлениях (в рассказах оба направления зачастую пересекаются).