Перейти на главную страницу форума
Логин:
Пароль:
Запомнить  
Забыли пароль?
Регистрация »

Кризис жанра

   Версия для печати
Страницы:
  1  2  3
Автор Предыдущая тема Темы Следующая тема  
Денис
Мастер Слова


Russia
2072 сообщений
Послано - 09 Янв 2003 :  15:24:18  Показать инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Ответить с цитатой
После довольно продолжительной паузы я хотел бы вынести на обсуждение два вопроса. Первый представлен в этой теме, второй – в «Загадка фэнтези». Сразу хотел бы предупредить, что обе темы выносятся на обсуждение только лишь для того, чтобы узнать – что участники форума думают по этому поводу? Если получится обмен мнениями, будет хорошо, а если проклюнется дискуссия – так это еще лучше.
Итак. Не кажется ли вам, что фантастика в настоящее время пребывает в некотором застое? Уже довольно давно не появлялось свежих, оригинальных мыслей – все субнаправления (типа «космическая опера», «фантастический детектив» и так далее) существуют уже давно, а новых-то нет. То же самое и с генерирующими идеями – какое-нибудь гиперпространство или повальную компьютеризацию обсосали уже со всех сторон. Некоторая новизна появляется лишь тогда, когда автор круто замешивает сразу несколько «компонентов», соединяя в одном романе фэнтези и фантастику, приправляя все это мистикой и хоррором. Но может ли это считаться чем-то совершенно новым? По-моему, нет.
Так что же мы видим? Временный застой? Исчерпание потенций развития целого литературного направления? Или я просто сильно сгущаю краски, и ничего страшного не происходит? И вообще, есть ли необходимость в чем-то новом? Музыку, например, сотни лет сочиняют, и конца-краю не видно – а нот ведь всего семь….
Интересно было бы знать мнения участников.


Кубикус
Мастер Слова


Russia
1788 сообщений
Послано - 09 Янв 2003 :  15:58:06  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Кубикус Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Абсолютно согласен с Денисом по поводу отсутствия "нового" в современной фантастике. Волею случая перечитываю сейчас Генри Каттнера, Ван Вогта, Саймака и понимаю, что современные авторы модифицируют идеи отцов - основателей, но уж никак не создают НОВОЕ. С другой стороны, если взять Герберта Уэлса - то после него НОВОГО практически уже и не было .


Crazy_Serg
Хранитель


Ukraine
488 сообщений
Послано - 09 Янв 2003 :  16:04:07  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Crazy_Serg Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Вопрос очень не конкретный, в каком временном промежутке вы мыслите, и что называете новым, вы сформулируйте хотя бы эти две мысли поконкретнее, а потом можно будет отвечать

Как плохо когда читать нечего или некогда

ANN
Хранитель традиций


Belarus
5254 сообщений
Послано - 09 Янв 2003 :  17:03:57  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Ничего плохого во временном затишье я не вижу. Мы (писатели - читатели) должны переварить то, что уже есть. Писатели ищут новые направления и находят их. Читатели оценивают найденное и если это действительно чего стоит появляется нечто новое. К тому же у читателей есть время оглянуться назад и восполнить пробелы, перечитать прошлое и подготовить себя к будущему. Вполне возможно, что этим же путем идут авторы.
А если вспомнить детство и Классиков М.-Л., то все развивается по спирали. Вот сейчас возможно закончился очередной виток, а новый только начинается. Подождем…

Идеальная жизнь - это хорошие друзья, хорошие книги и дремлющая совесть...

Белый




3600 сообщений
Послано - 10 Янв 2003 :  09:50:39  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Белый Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
По крайней мере для меня актуальность данного вопроса или скорее темы несомненна. Как минимум, лет десять назад мне стали приходить в голову первые мысли об исчерпавшем себя потенциале фантастики. К счастью мои опасения не подтвердились. Хорошие книги попадаются мне до сих пор.
Вообще, вопрос эволюции творчества довольно сложен, если не сводить все к нотам, количеству букв в алфавите, основным цветам спектра и т.д. Да и сами фантасты, эти предвестники будущего, неоднократно поднимали этот и схожие вопросы в своих произведениях. Так, например, мне моментально вспомнился рассказ, не помню, ни автора, ни названия, речь в котором идет о том, что в далеком будущем законом установлен временной период на владение авторским правом на творческую собственность! В том случае это были как раз музыкальные произведения. А основной мыслью было то, что со временем невозможно будет придумать абсолютно новую мелодию, и единственным выходом для музыкантов не быть обвиненными в плагиате являлся такой закон. Впрочем, уже сейчас можно слышать огромное количество обновленных и наряженных в современные аранжировки старых классических композиций. Свои проблемы того же плана есть и в кинематографе. Но вернемся к литературе.

Если судить строго, то любое произведение подчиняется своим незыблемым законам композиции. Хотя… Пришло в голову сейчас. Одним из вариантов развития вполне может служить как раз изменение этих самых законов. Недавно посмотрел фильм "Помни" ("Memento"). Там действие развивается от конца истории к началу рядом отрывков эпизодов. Ново. А если применить это в литературе? Да перетасовать еще пару тройку стандартных пунктов? Возможны и другие варианты игры с композицией.
Если же рассматривать классическое линейное развитие сюжета, то в фантастике генератором идей всегда служило развитие технического прогресса. Парадокс: скованная рамками физических законов и рационального объяснения явлений научная фантастика более открыта эволюционному изменению, чем, казалось бы, абсолютно свободная фэнтези. Ведь фэнтези, как правило, не включает в себя НТР, что справедливо заметил Денис в другой теме. В каком же направлении изменятся ей? Не знаю, в каких единицах измеряется развитие прогресса. Одно могу сказать, его изменение происходит менее заметно для невооруженного глаза, чем 50 лет назад. К тому же наметившиеся тогда направления резво были экстраполированы фантастами и использованы. А что остается нашим современникам? Развитие каких научных технологий может сейчас поразить воображение? Я вам ответить не смогу.

Что же остается? А остается применять неожиданные творческие решения. Пусть темы известны, но вариантов мозаики бесконечное число. И заслугой автора будет найти такую картинку, неожиданность которой поразит читателя. Плюс выбрать правильный стиль изложения. Плюс поработать непосредственно над качеством сходимости сюжетных линий. Минуло время, когда автор мог вскрыть целый пласт нетронутой идеи и, не прилагая абсолютно никаких усилий, в голом виде продать ее читателю. Задумывались ли вы над тем, сколько во всем мире ежегодно присуждается ученых степеней? А каждая степень – это предположительно решенная актуальная задача или проблема. Во многих случаях одна и та же тематика дает жизнь десяткам ученых. Аспекты разные…
Есть еще один, не упомянутый мной момент. Это тот аргумент, который я придумал сам для себя, когда меня начинают одолевать тяжелые мысли о бесперспективности развития фантастики. Я имею в виду человеческий фактор. В чем непревзойденный талант Хайнлайна? В том, что он писал для людей и о людях. Какой бы внешний антураж не окружал бы персонажей, суть всегда одна и та же. Взаимоотношения людей с людьми, нелюдями, роботами, клонами и т.д. Проблемы семейных отношений, долг перед государством, долг перед человеком и долг перед человечеством. Герой против героя, против системы, против планеты, против всех, против себя и своих слабостей… Так вот, если человеческий фактор прописан хорошо, если он заставляет задуматься или берет за душу, то мне не так важно, какие технические детали при этом присутствовали. А уж тему человеческих отношений не исчерпать никогда.

В заключении хочу и я поддержать тезис о малой изменчивости фантастики. Несколько месяцев назад я прочитал несколько романов бабушки Нортон из серии космических приключений. Датировались романы 53-57 годом прошлого века. Даю честное слово, без всяких скидок на авторитет, что уровень написания вполне соответствует и современным романам. Я был восхищен таким талантом. А ведь, как правило, столь давно написанные романы чувствуются, хотя бы на уровне технического описания деталей.
Я думаю, не стоит отчаиваться, а посмотреть на проблему с положительной стороны. Наша пресыщенность привела к тому, что мы стали более тонкими ценителями, способными обратить внимание и получить удовольствие от более тонких нюансов произведения, а не довольствоваться топорным исполнением пусть даже весьма оригинальной идеи.


Удовольствие критиковать мешает наслаждаться прекрасным.

Crazy_Serg
Хранитель


Ukraine
488 сообщений
Послано - 10 Янв 2003 :  13:25:14  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Crazy_Serg Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:

В заключении хочу и я поддержать тезис о малой изменчивости фантастики. Несколько месяцев назад я прочитал несколько романов бабушки Нортон из серии космических приключений. Датировались романы 53-57 годом прошлого века. Даю честное слово, без всяких скидок на авторитет, что уровень написания вполне соответствует и современным романам. Я был восхищен таким талантом. А ведь, как правило, столь давно написанные романы чувствуются, хотя бы на уровне технического описания деталей.


Ну более классический примером служит Эдмонд Гамильтон, который жил в начале века

Как плохо когда читать нечего или некогда

Igor
Ищущий Истину


Russia
58 сообщений
Послано - 12 Янв 2003 :  19:38:30  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
А есть ли застой? Быть может, развитие идет очень медленно, плавно, а не скачками. Может, сказывается аберрация близости - когда мы не видим, что у нас под носом, считая, что все это чепуха. А потом окажется, что мы проглядели нечто стоящее.
Что придумал Хайнлайн? Азимов? О космических полетах писал задолго до них Ж. Верн; робота придумал Чапек, нашествие пришельцев описал Уэллс. Может статься так, что и прочие вещи были выдуманы давным давно, однако кто скажет, что в 50-70 гг. фантастика была в застое?
Меня по большому счету отсутствие новых глобальных идей в фантастике не волнует. Из старых, варьируя мелкие детали, особенности сюжета, оригинальных, жизненных персонажей можно сделать прекрасное произведение. Шедевр. И пусть там по старинке летают все в тот же космос по тем же гиперпространственным переходам и так же вживляют в тело чипы, как сто раз до этого - мне все равно будет интересно читать.
Так что вопрос "а есть ли застой?" - просто отвлеченный интерес, не имеющий критической важности, на мой взгляд.



Crazy_Serg
Хранитель


Ukraine
488 сообщений
Послано - 21 Янв 2003 :  14:51:24  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Crazy_Serg Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
На тему шедевра.
Есть книга "Автостопом по галактике", которая считаятся настольной книгой людей - "бродяг" по зову души

Как плохо когда читать нечего или некогда

Белый




3600 сообщений
Послано - 21 Янв 2003 :  16:38:11  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Белый Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Читал я весь цикл. Интересно, но ничего выдающегося.

Удовольствие критиковать мешает наслаждаться прекрасным.

JewSerge
Хранитель


Russia
251 сообщений
Послано - 13 Фвр 2003 :  09:29:30  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Денис, ты сказал что нот всего семь, а музыка все меняется и меняется. На самом же деле нот далеко не семь . Просто классический набор состоит из 7 нот. Могу привести пример: для Якутской музыки разрабатывали специальный нотный стан, чтобы можно было воспроизвести музыку якутских народов максимально точно. Но до сих пор сделать этого так и не удалось.
Нечто подобное и в литературе, а в частности и в фантастике. На каждом языке каждое произведение звучит по особому. В каждом алфавите разное колличество букв. И в любом из алфавитов огромное множество слов. Одну и ту же мысль можно высказать по разному, но так же можно почти одинаково высказать и абсолютно разные мысли. Одно слово зачастую может именть множество значений. Неужели можно подумать, что когда-либо переведется набор новых словосочетаний которыми выражаются мысли??? Конечно же нет! Если дело пойдет к чему-то подобному люди просто придумают новые слова, станут меняться и вести себя по новому.
Свой не вполне понятный монолог я веду к тому, что в литературе не можут быть застоя так же как и в музыке. Может быть временное затишье. Вспомните как долго люди слушали классическую музыку (впрочем ее слушают до сих пор, и даже я иногда ). Люди которые по настоящему разбираются в музыке могут сказать, что зачастую повторяется сама мелодия или используются одни и те же обороты, но временами появляются такие великие люди как Моцарт, Бетховен, Лист, Глинка и многи многие другие. В литературе то же самое есть множество великих имен, и они всегда будут появляться снова и снова. Если кому-то кажется, что щас в жанре фантастики застой и книги стало неинтересно читать то может просто стоит произвести поиск? Много раз в сети я видел литературные конкурсы. Хотя я сам в них никогда и не учавствовал, но зато бывает очень интересно почитать работы которые там представлены. Зачастую попадаются какие-то новые идеи и обороты и хоть на долго таких рассказов и не хватает, но все же полезно отвлечься от классических книг и почитать что-то абсолютно новое и не известное...

JewSerge

Отредактировано - JewSerge on 13 Feb 2003 09:45:09

Brefil
Ищущий Истину


Belarus
80 сообщений
Послано - 13 Фвр 2003 :  14:30:42  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
А вы мне пожалуйста объясните, почему, собственно, обязательно что-то супер новое должно быть? Качество книги, имхо, зависит от таланта автора, а совем не от новых, никем ранее не опробованных приемов. А таланты, они того, не очень так смотрят, насколько актуально их появление.


НикитА
Наблюдатель


Russia
0 сообщений
Послано - 13 Фвр 2003 :  16:49:14  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Нот семь, а на пианино клавиш более 80 :) И ноты бывают бемольные и диезные :)
И кто вам сказал, что музыка не повторяется? Повторяется, и еще как. Просто мы не всегда помним о том, что это уже было когда-то, где-то. Один из примеров - в последнее время чрезвычайно любят эксплуатировать одну старинную французскую песенку, выдавая ее за что-нибудь другое. Могу даже вспомнить ноты, если это кому-то интересно. Но дело не в этом. Повторяют ее просто на разные лады, выше на один или несколько тонов (полутонов). Или еще один пример - года три назад помните ча-ча-ча "Хей, Мамбо, Мамбо Итальяно..."? Так вот, мне попался "первоисточник". Звучит точно так же, но не так зажигательно :)

Любопытство не порок, а путь к познанию.

smushkovich
Магистр


Latvia
108 сообщений
Послано - 13 Фвр 2003 :  19:12:22  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Вставлю свои пять копеек. Практика показывает, что стоны о "кризисе жанра" раздаются незадолго до очередного прорыва. Вспомните, что сказали Планку в университете...


JewSerge
Хранитель


Russia
251 сообщений
Послано - 14 Фвр 2003 :  05:30:52  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
К сожалению яне помню, что сказал Планко в университете... а так-же я не понял причет тут 5 копеек...

JewSerge

smushkovich
Магистр


Latvia
108 сообщений
Послано - 14 Фвр 2003 :  10:20:51  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Когда Макс Планк поступал в универ, ему сказали буквально следующее: "Вы хотите заняться теоретической физикой? Юноша, вы испортите себе жизнь, это мертвая наука" :-)


НикитА
Наблюдатель


Russia
0 сообщений
Послано - 14 Фвр 2003 :  13:33:23  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
По-моему, мы просто, извиняюсь за выражение, "зажрались" :) И это нам не нравится, и то... И скучно нам... Раньше просто мы не были избалованы фантастикой, нам выдавали ее цензоры по крупицам, а сейчас конечно, начитались, "объелись" фантастикой вот и говорим о кризисе. Это знаете, как шоколад есть. Если его редко ешь, то он всегда - самое вкусное впечатление в жизни. А если ты работаешь на шоколадной фабрике и лопаешь его круглосуточно, да еще и дышишь им... Естественно, это надоедает и начинает казаться, что шоколад не такой вкусный как раньше, потому что мы его уже видеть не можем.

Любопытство не порок, а путь к познанию.

JewSerge
Хранитель


Russia
251 сообщений
Послано - 17 Фвр 2003 :  13:19:47  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
НикитА как всегда права. Зажрались мы вот и мысли отсюда такие, кризис мол наступил.
smushkovich, спасибо за пояснение

JewSerge

BigBeast
Посвященный


Russia
36 сообщений
Послано - 25 Фвр 2003 :  14:49:44  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
По поводу споров о новом - старом. Во-первых, совсем новая идея - большая редкость.
Во-вторых, чтобы не быть голословными, предлагаю ознакомиться с одной интересной разработкой - шкалой "Фантазия-2". Найти можно здесь:http://www.trizminsk.org.
И, поскольку здесь много настоящих экспертов по фантастике, то хотелось бы увидеть их оценки обсуждаемым произведениям по указанной шкале.


А вышло вовсе по-другому
Вышло вовсе и не так

Отредактировано - bigbeast on 25 Feb 2003 14:51:44

Admin
Администратор проекта


Россия
681 сообщений
Послано - 25 Фвр 2003 :  15:29:40  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Admin  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:

предлагаю ознакомиться с одной интересной разработкой - шкалой "Фантазия-2".
И, поскольку здесь много настоящих экспертов по фантастике, то хотелось бы увидеть их оценки обсуждаемым произведениям по указанной шкале.


Вот более точная ссылка: http://www.trizminsk.org/c/f/1543.htm
Как и написано в тексте - использование данных критериев оценки - "Шкала "Фантазия" представляет собой частный случай метода экспертных оценок. " И для того, чтобы пользоваться ею необходима во-первых кропотливая работа (это касается новизны!!!) и во вторых определенное образование (это касается убедительности и художественной ценности). Зато шкалу можно заточить и под Фэнтези тоже

Всегда для Вас, Администратор.

smushkovich
Магистр


Latvia
108 сообщений
Послано - 25 Фвр 2003 :  15:37:06  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Уж сколько раз твердили миру... что не надо смешивать пиво с водкой, а ТРИЗ с фантастикой... Все хорошо на своем месте.


Admin
Администратор
Yaroslavos
Ищущий Истину



65 сообщений
Послано - 30 Дек 2004 :  22:02:39  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Возможно для возобновления "жизни" жанра нужно появление Метра. Как например Жюль Верн.
Кайран
Мастер Слова


Russia
1476 сообщений
Послано - 30 Дек 2004 :  22:45:49  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Боюсь, это сложно. Жюль Верн писал НФ, когда никто кроме него ее не писал. Что, по-вашему, должен появиться новый жанр?

Колесо плетет, как того желает Колесо.

НикитА
Наблюдатель


Russia
0 сообщений
Послано - 30 Дек 2004 :  23:25:57  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Ну а почему бы и нет?
Надо придумать новый жанр :))) Как раньше до этого придумали инопланетян, киберпанк, фэнтези и т.д.

Так что, есть шанс стать великим :)

Не только великое достойно внимания.

Аивга
Хранитель


Russia
440 сообщений
Послано - 31 Дек 2004 :  01:51:08  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Аивга  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Кам там было сказано? Вставить свои пять копеек? :-) Вот сейчас этим и займусь.
Вот многие говорят: "Кри-и-и-изис, кри-и-и-изис...". Ну, а каком-то роде сложившуюся ситуацию можно считать кризисом... читательским кризисом.
Нам предлагаются свежии идеи, вариативность, а мы зачастую строим кислые мины и отворачиваемся от предложенного. За примерами далеко ходить не надо: - альтернативный конец "Витражей" Лукьяненко; - его же идея с написанием книги он-лайн.
И наконец... давайте подобьем итоги, ибо тема была поднята почти год назад.
На прилавках магазинов появилось огромное количество книг еще малоизвестных авторов. И ведь в каждой книге есть что-то новое, свое зерно. И если все суммировать, то мы имеем целый мешок новых идей, но распыленных чуть ли не по всем направлениям жанра. Может, найдется умелец, которое все это скурпулезно повыбирает, скомпонует и издаст книгу всех времен и народов. Этакая квинтэссенция жанра.

Я - сущий ангел. Только крылья в стирке, а нимб на подзарядке.

El
Мастер Слова


Россия
6248 сообщений
Послано - 31 Дек 2004 :  11:13:30  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Аив,
написание книги он-лайн - ну никак не новый жанр! скорее уж, подача материала, что ли... или, скажем, гипертекст тоже можно отнести к новым жанрам?


Koonri
Хранитель



349 сообщений
Послано - 31 Дек 2004 :  13:15:07  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Думаю, новый жанр должен быть таким, чтобы его могли принять массы, с этим и связана "приостановка" в появлении принципиально новых идей. К примеру, фантастика существовала уже в 19-м веке (Жюль Верн и т.д.), однако до начала массового распространения компьютеров (или хотя бы принятия их идеи) вряд ли был бы хоть какой то шанс на успех любой книги такого стиля как, например, киберпанк (особенно на фоне тогдашних викторианских нравов) - просто не поняли и не приняли бы. Представление о Вселенной за прошедшие полвека изменилась очень незначительно, поэтому и реалии фантастики (особенно НФ) - откуда взяться изменениям, наблюдается в основном развитие в рамках тех же реалий, или смешение жанров + поправка на произошедший научно-технический прогресс (к примеру я обратил внимание, в старых произведениях Р. Шекли 60-х - 70-х гг, несмотря на уже присутствующих там роботов и аналогов компьютеров, его герои для экономических рассчетов, и рассчетов траектории корабля пользовались логарифмическими линейками, которых мне уже не довелось подержать в руках).

Всего хорошего...

Mat
Мастер Слова



12217 сообщений
Послано - 31 Дек 2004 :  15:20:56  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Mat Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:
написание книги он-лайн - ну никак не новый жанр!

Лукьяненко уже писал онлайн - на озоне, он там даже к советам читателей, иногда, прислушивался ;). Поэтому его нынешний проект воспринимается, как ПиАр акция... да ещё и потому, что добрая половина самиздатовских авторов всегда пишет онлайн - да ещё Жюль Верн придумал знаменитые слова: "продолжение следует" ;).

А для нового жанра нужна, как говорится, школа. Пелевин с его "турбореализмом" вполне тянет на эдакого основоположника, да и Олди со своими "философскими боевиками" :-). Вот только, без достойных учеников и продолжателей, говорить о новом жанре всерьёз - пока не стоит...

Mat, if you don't mind

Белый




3600 сообщений
Послано - 01 Июля 2016 :  02:05:51  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Белый Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Koonri пишет:

Думаю, новый жанр должен быть таким, чтобы его могли принять массы

С этой цитаты я и хотел бы начать высказывать свою мысль в продолжении старого-старого разговора о кризисе жанра. С 2005 года отечественная фантастика получила колоссальное развитие. Количество Авторов увеличилось многократно, качество их текстов стало конкурентноспособным по сравнению с иностранной фантастикой, более того, в какой-то момент читатель сознательно стал предпочитать книги русскоязычных авторов зарубежным. Не буду говорить о прорыве или новом жанре, но примерно в это время одинокие ласточки книг о попаданцах превратились в мощный водопад, определивший на годы основной тренд отечественной фантастики. Массы отнеслись к попаданцам весьма благосклонно, хотя какое-то время с попаданцами успешно соперничали всевозможные романтические мэрисьюшные женские фэнтези, навеянные книгами Ольги Громыко.
Продолжалось засилие попаданцев целых 7 лет, пока в 2012 году Руслан Михайлов не написал книгу на тему попадания человека в реалии компьютерной игры со всеми специфическими терминами и условностями, положив тем самым начало такому направлению в фантастике, как ЛитРпг. В последующие несколько лет ЛитРпг заполучило множество поклонников. Более того, некоторые успешные авторы 2000-х не замедлили обратить внимание на новое увлечение читателей и написали свои книги в этом стиле.
Все вышесказанное является лишь прелюдией к той мысли, что я хотел бы озвучить для будущего. Я считаю, что и попаданцы, и литрпг пережили пик своего успеха. А интерес читателей и авторов поворачивается в сторону технофэнтези или стимпанка/дизельпанка, как оно называлось ранее. Ну и, надо сказать, это довольно неплохой вариант развития отечественной фантастики.


ванька
Хранитель



857 сообщений
Послано - 01 Июля 2016 :  10:18:26  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Белый


интерес читателей и авторов поворачивается в сторону технофэнтези или стимпанка/дизельпанка, как оно называлось ранее.

Довольно таки смелый прогноз.
Интересно на чём он основан? Где-то появился талантливый/популярный автор в этом жанре?


Белый




3600 сообщений
Послано - 01 Июля 2016 :  12:23:07  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Белый Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
ванька
Есть у меня какие-то смутные ощущения. Я, конечно, могу выдавать желаемое за действительное, но вот кажется мне, что технофэнтези привлекает все большее внимание. Разговоры там, арт здесь. Ну или мне на глаза все это попалось в ограниченное время, раз я задумался о тренде, а на самом деле оно размазано.
Авторы не то, чтобы появились. Корнев вот цикл написал из 4 книг, Перумов цикл начал.
Прогноз смелый, согласен. Но "предсказывать", когда все уже очевидно, - моветон.



Отредактировано - Белый 01 Июля 2016 12:23:45

Falcony
Смотритель



2717 сообщений
Послано - 01 Июля 2016 :  14:33:30  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Falcony Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Белый,


2012 году Руслан Михайлов не написал книгу на тему попадания человека в реалии компьютерной игры со всеми специфическими терминами и условностями

Вообще, как утверждает МФ - этот жанр пошел у корейцев 2007 году.

http://www.mirf.ru/book/master-klass/litrpg-vseo-chto-nuzhno-znat-o-zhanre

И японцев тоже не стоит скидыватьсо счетов.

Начёт прогнозов - не знаю, не знаю. Рынок чтива уж очень поделён на небольшие ниши -особенно это касается фантастики и фэнтези. Ну типа новый жанр - но кто читает ЛитРПГ? Пятьдесят тычяч в интернете, и пять тысяч на бумаге - все.

Так как восточные книги слабо переводят из-за засилья западных - англосаксонских авторов - я думаю, новые направления стоит поглядеть в США. Какая-нибудь новая Джан Роулинг, раскрученная до 3-5 миллионов экз. там - влияет сильно и- и у нас начинают писать про магические школы и прочее.


Белый




3600 сообщений
Послано - 01 Июля 2016 :  18:53:16  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Белый Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Falcony
Так и попаданцы не родились в 2005. Я говорил об отечественной фантастике, в которой взрывное развитие в 2000-х связано именно с штамповкой книг про попаданцев всех мастей. И точно так же именно с Михайлова, если не ошибаюсь, началось повальное увлечение ЛитРпг. Так, что, как минимум, 2 издательства стали выпускать соответствующие книжные серии. А это уже аргумент. Одно дело, когда люди хавают сишные поделки, и другое, когда издательства заморачиваются новой серией и выпускают десятки книг.

Про зарубежку мысль неплохая. Я как раз на днях хотел анализировать десятку лучших книг 2015 года по версии гудридс. Вот и посмотрю, что там.


ванька
Хранитель



857 сообщений
Послано - 01 Июля 2016 :  19:30:53  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Falcony

Так как восточные книги слабо переводят из-за засилья западных

Неверная информация. Переводят активно, причём, что важно, народ это поддерживает рублём, скидываются на переводчиков.
И в русле темы, переводят как с английского так и с китайского/корейского. То исть не факт что с Запада к нам не придёт китайская или корейская тема.
Лунный Скульптор как пример, на Запад пришёл с Кореи, с Запада к нам, и вызвал волну ЛитРПГэшок.


oldie1
Мастер Слова


Ukraine
3097 сообщений
Послано - 03 Июля 2016 :  23:01:16  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу oldie1  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
"Кризис жанра" совсем в другом. Продукция развлекательной индустрии против литературы. Причем если некоторое время назад продукция развлекательной индустрии хотя бы пыталась мимикрировать под литературу, то в последнее время уже и не пытается. А зачем, собственно? И так прекрасно хавают. Остаточные явления литературы только мешают процессу хавания.
Это не брюзжание и не "жалобы на жизнь". Это констатация факта. Привет Капитану Очевидность.
Гаплык? Нет. Просто ставим точки над "i".
А в целом -- живем и пишем дальше.
"Делай, что должен, и будь, что будет." (с)

Всего наилучшего!
С уважением --
Г. Л. Олди.

Белый




3600 сообщений
Послано - 04 Июля 2016 :  15:26:58  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Белый Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
oldie1
В принципе и не возразить. Причем сюда очень хорошо ложится Ваш пассаж из прошлого: "Фэн, отвергающий остальную литературу, вооруженный четким знанием, что нужно "настоящей" фантастике, на наших глазах вышел из читателей и пришел в писатели... " И далее по тексту.

Причем предвидение удивительно точно, так как сам не раз читал у Авторов, возникших за последние годы и ныне имеющих не одну публикацию, что они начали писать, потому что нечего было читать.


oldie1
Мастер Слова


Ukraine
3097 сообщений
Послано - 04 Июля 2016 :  20:12:03  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу oldie1  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Белый пишет:
Причем предвидение удивительно точно [...]

Уж лучше бы мы тогда ошиблись... Но, увы, мы не ошиблись.

Белый пишет:
они начали писать, потому что нечего было читать.

Странное дело: мы почему-то всегда находим что почитать хорошего, несмотря на всеобщие сетования на засилье графоманов и бездаерй. То есть, шлака, конечно, пишется и издается очень много, но и хороших книг хватает. Поэтому нас всегда удивляли сетования на то, что "читать нечего".
"Места знать надо!" (с)

Всего наилучшего!
С уважением --
Г. Л. Олди.

ZeroRo1
Наблюдатель



6 сообщений
Послано - 09 Июля 2016 :  12:31:47  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Литература, как музыка или живопись отвечает на запросы читателя. По сути, все искусство можно отнести к "продукции развлекательной индустрии". Здесь нет никакой мимикрии "продукции" под литературу, просто удовлетворяются разные потребности разных людей. Это наблюдается не только в фантастической литературе, но и в любом другом виде искусства.
О кризисе жанра, как мне кажется, можно говорит тогда, когда публика потеряет интерес к фантастике. Но этого не происходит, более того, интерес к ней растёт и для удовлетворения потребностей читателей авторы пишут больше и больше. Но количество, не предполагает качество.
oldie1
Мастер Слова


Ukraine
3097 сообщений
Послано - 09 Июля 2016 :  13:49:24  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу oldie1  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
"Лучше писать для себя и потерять читателя, чем писать для читателя и потерять себя".
(С. Конноли)

Всего наилучшего!
С уважением --
Г. Л. Олди.

Eki-Ra
Хранитель-дебютант - 2004


Russia
3631 сообщений
Послано - 09 Июля 2016 :  14:11:39  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
oldie1

"Лучше писать для себя и потерять читателя, чем писать для читателя и потерять себя".
(С. Конноли)

За что вас и уважаю.

Чтобы одно очистить, нужно другое запачкать...
Но можно запачкать всё, ничего не очистив...

ванька
Хранитель



857 сообщений
Послано - 09 Июля 2016 :  14:26:31  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
oldie1

Это всё хорошо конечно, но только для тех кто уже прошёл по ступеням пирамиды Маслоу.

То есть вы уже прошли третий уровень:

Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, свой круг, референтная группа)

Вас признают как писателя. Ок.

Четвёртый уровень:

Потребность в уважении и признании (уважаю себя я, уважают меня другие, я известен и нужен. 1: я достигаю, 2: престиж и репутация, статус, слава)

Престиж, репутация, слава - ок.

И только теперь вы со спокойной душой можете говорить:


"Лучше писать для себя и потерять читателя, чем писать для читателя и потерять себя".

это пятый уровень:

Потребность в самоактуализации (развитие способностей. Человек должен заниматься тем, к чему у него есть склонности и способности)

Для других, допустим для начинающих писателей, это не актуально. Им надо заработать право называть себя писателем, то есть что-то написать. Потом им надо заработать репутацию, уважение, и вот тут засада. Придётся ведь писать для читателей.

Упс!


oldie1
Мастер Слова


Ukraine
3097 сообщений
Послано - 09 Июля 2016 :  17:10:41  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу oldie1  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Eki-Ra, спасибо на добром слове!

ванька, а мы и с самого начала, когда были абсолютно никому не известными МТА, писали только то, что хотели, и так, как сами хотели / считали нужным. И не задумывались, придется ли написанное кому-нибудь по вкусу, а если и придется -- то кому именно.
"Что мы делаем не так?" (с) анекдот.

Всего наилучшего!
С уважением --
Г. Л. Олди.

Тема продолжается на 3 страницах:
  1  2  3
 
Перейти к:

Ответить на тему "Кризис жанра"

Экран:   
Логин:  
Пароль:  
Авторизовать на форуме:  
Форматирование:   Жирный Курсив Подчеркнуть Зачеркнуть Вставить кавычки Выравнивание по левому краю Центрировать Выравнивание по правому краю Горизонтальная линия Вставить ссылку Вставить E-mail Вставить картинку Вставить цитату Спойлер Вставить список
   
Сообщение:  
* HTML разрешен
* Внутренний язык включен


радость [:)]
радость!!! [:D]
стыд [:I]
язык [:P]
злость [}:)]
подмигивание [;)]
шутка [:o)]
черный глаз [B)]
грусть [:(]
скромность [8)]
шок [:O]
гнев [:(!]
смерть [xx(]
поцелуй [:X]
одобрение [^]
несогласие [V]

  Отметьте для добавления собственной подписи из вашего профайла.
Отметьте для получения ответов по e-mail.
     

Последние 10 сообщений | Активные форумы | Тематические разделы | Хранители | Инквизиторы | Поиск | Вопросы и ответы
© Wilmark Design Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Snitz Forums 2001
Русификация: Wilmark Design