Почти все петербургские фантасты пишут грустно и серьёзно. Нет в Питере нынче второго Ильи Варшавского. Трудно сказать, откуда проистекает неприкрытый пессимизм авторов, живущих в Северной Пальмире… Возможно, их унылым литературным настроениям способствует сырой невский климат, а, может быть, депрессивно сказывается суровость фантастического реализма, культивируемого семинаром Бориса Стругацкого. Достаточно вспомнить трагический надрыв многих произведений Вячеслава Рыбакова, Андрея Столярова, Александра Щёголева… Навскидку не назову ни одного фантаста, взращенного на семинаре, который пытался бы в своих произведениях отвязно веселить читателей, подобно астраханцу Андрею Белянину или Михаилу Бабкину из Ростова-на-Дону… Правда, своё время в члены семинара БНС по протекции и рекомендации самого мэтра был заочно принят печальный юморист Борис Штерн. Б.Стругацкий очень хотел помочь пробиться замечательному одесско-киевскому писателю - членство в семинаре давало зыбкую надежду на публикацию. Но ведь Штерн никогда не жил в Питере, если не считать его армейской службы под Ленинградом в Лебяжье, откуда он бегал в самоволку, чтобы повидаться со Стругацким. Похоже, что фантастический юмор – прерогатива бесшабашных южан, а чопорно-интеллигентные северяне-петербуржцы обречены на непрерывную рефлексию и самоедство.
Вот и убеждённый атеист Святослав Логинов в своём романе «Свет в окошке» (М.: ЭКСМО, 2003), отмеченном в нынешнем году премией «Русская фантастика», создал совсем невесёлую модель потустороннего мира, не имеющую аналогов ни в одной религиозной системе. Загробная жизнь по Логинову существует, но продолжается она для почивших, пока их помнят (не важно, за добрые дела или злодеяния). Память о покойнике оценивается в звонких монетах – «мнемонах», за которые в посмертном мире можно купить всё, что угодно, включая еду, изменение внешности, омоложение, само право на псевдожизнь. Забыли тебя на этом свете, значит и на том - кранты. Роман, вызвавший глухое недовольство в рядах последователей христианской парадигмы, заслуживает прочтения хотя бы потому, что заставляет читателей с грустью вспомнить об ушедших близких…
Сразу двумя довольно мрачными книгами дебютировала Екатерина Некрасова, самая молодая из действительных членов семинара Б.Стругацкого. В романе «Богиня бед» (М.: АСТ, 2003) безжалостно исследуется физиология тирании. Философия сильной личности в трактовке автора довольно любопытна, к тому же в роли потенциального диктатора выступает юная, броско красивая, незаурядная и хищная стерва. В авторский сборник «Когда воротимся мы в Портленд» (М.: АСТ, 2003) вошла одноименная повесть о злоключениях современного гея в Древней Руси и ряд рассказов, среди которых выделяется историко-патриотический ужастик «Таня». Нетрадиционная сексуальная ориентация главных героев «Портленда» вызвала бурю ажиотажных эмоций, выплеснувшихся в Интернет сразу же после выхода книги. Оставим на совести Некрасовой эротические перверсии и чрезмерную жёсткость стиля… Редко встретишь у молодых авторов такое незаурядное воображение, умение выстроить концепцию вещи, ёмкий язык. Б.Стругацкий не случайно обратил своё благосклонное внимание на начинающую писательницу (см. комплименты мэтра автору на обложке «Богини бед»).
Позволю себе упомянуть в обзоре питерской фантастики скандальную «[голово]ломку» рижских журналистов Александра Гарроса и Алексея Евдокимова, поскольку книга получила премию «Национальный бестселлер» с весьма приличным материальным наполнением, присуждаемую в Санкт-Петербурге, да и издан этот роман-провокация, роман-эксперимент, наполненный кровью и ненормативной лексикой, петербургским издательством «Лимбус Пресс». Сюжет книги о сорвавшемся с катушек банковском клерке одновременно напоминает компьютерную стрелялку и футуристический кинобоевик, замешанные на сексе, циничном юморе и почти киберпанковских реалиях. Балансируя между Пелевиным и Гибсоном, латвийские авторы конвертировали в русский текст агрессивно-сатирическую линию западной литературной моды, выдав на-гора экзестенциально-фантастический триллер российского разлива.
Петербургское издательство «Азбука» в нынешнем году запустило новую серию авантюрно-приключенческой фантастики под названием «Правила боя». Ставка сделана на относительно молодых и нераскрученных, но перспективных авторов. Издатели не собираются ограничивать рамки серии географически, но так уж получилось, что первыми в ней вышли книги петербуржцев Елены Первушиной («Короли побеждённых) и Леонида Смирнова («Умереть и воскреснуть, или Последний и-чу»). «Правила боя» - это добротная фантастическая проза в очень качественно оформленных и довольно объёмных фолиантах, снабжённых обширными предисловиями и биографиями авторов на заднике. Хорошо бы такой образцовый подход к выпуску фантастики стал правилом для отечественных издателей. Замечу, что и многоплановый сплав славянской фэнтези и альтернативной истории Л.Смирнова, и романтическо-культурологическая фантастика Е.Первушиной – весьма увлекательное чтение, но печали в романах авторов намного больше, чем веселья. Кстати, у Е.Первушиной практически одновременно с книгой в «Азбуке» вышел сборник «Вертикально вниз» в «Библиотеке фантастики «Сталкера» (М.: АСТ, 2003). Книжка неровная, но достаточно яркая, чтобы на молодого автора обратили внимание читатели.
В той же «Азбуке» опубликовано «Дело о Судье Ди» еврокитайского гуманиста Хольма ван Зайчика, завершающее вторую цзюань цикла романов «Плохих людей нет». События в шестой книге «Евразийской симфонии», истинные имена авторов которой (я имею в виду Игоря Алимова и Вячеслава Рыбакова) уже ни для кого не являются секретом, на этот раз происходят в Ханбалыке, восточной столице благословенной Ордуси. Непременные герои цикла Богдан Оуянцев-сю и Багатур Лобо, опираясь на собственную высокую нравственность и помощь кота по имени Судья Ди, в очередной раз предотвращают попытку нарушения этической и государственной сообразности Великой Ордуси. Честно говоря, читать шестое по счёту «Дело» мне было уже скучно, сюжету явно не хватает интриги и динамики, да и герои в романе какие-то неживые, особенно Цюн-ну, покойная жена ордусского наследного принца…
Теперь в Санкт-Петербурге есть свой Стивен Кинг или, если угодно, Дин Кунц. Первая книга Виктора Точинова «Пасть», появившаяся в серии АСТ «Ночной дозор» своё название оправдывает. Жуткие убийства и зловещие оборотни обеспечат читателю приличную порцию диванного адреналина. Точинов предуведомил свой дебютный роман словами: «Автор до сих пор не определился с названием: глагол это или существительное?» Эта кокетливая неуверенность не помешала писателю создать добротный фантастический триллер. Достоверно известно, что у Точинова в загашнике есть и другие романы ужасов, которые скоро увидят свет…
Елена Хаецкая порадовала своих поклонников переизданием в брендовой серии «Из книг Макса Фрая» издательства «Амфора» существенно переработанного романа «Вавилонские хроники» под названием «Вавилон-2003». Это парадоксально-сатирическая вещь о жизни и любви, сработанная так умело и остроумно, как это умеет делать только Хаецкая. А в серии «Заклятые миры» издательства АСТ вышла её книга «Дама Тулуза». Заглавный роман сборника, посвященный последним годам жизни Симона Де Монфора, пламенного борца с катарской ересью и завершающий лангедокский цикл Хаецкой, трудно отнести к традиционной фэнтези, скорее - это так называемая «литература вымысла». Чтобы проникнуться аурой Тулузского графства, писательница в своё время специально посетила места, где происходят описываемые ею события, съездив в Лангедок - в одиночку, не зная французского языка… Сие замечательное путешествие описано в путевых заметках Хаецкой «Дорога в Монсегюр», тоже вошедших в книгу. Произведения Е.Хаецкой, в которых грусть смягчена доброй усмешкой и снисходительным отношением к человеческим слабостям, своим настроением несколько выпадают из общей тональности этого краткого обзора, не претендующего на научную объективность. Ведь любые попытки классифицировать и разложить по полочкам такую живую и развивающуюся структуру, как современная отечественная фантастическая литература, непременно будут грешить пристрастностью.
Послано - 20 Авг 2003 : 20:50:28
А по-моему Вы абсолютно верно вскрыли причину в самом начале обзора-это Питерский менталитет,плата коренных нет,вернее воспитанных в коренных традициях людей,у которых громкий смех вызывает непонимание.Чего далеко ходить,ведь даже Масяня смеется сквозь слезы...С уважением!!!
Послано - 16 Окт 2003 : 17:36:59
А еще климат в Питере плохой. Вот посмотрите на Васильева, начал писать про Тьму, и естественно сразу же нашел самое темное место в России. Хотя взглянуть на "украинскую волну" российской фантастики, так их вообще лихорадит С одной стороны Дьяченки, у которых одна вещь мрачнее другой, с другой Олди с двумя подряд "веселыми" вещами, смех в них правда местами очень даже черный, но все же... Еще есть Лазарчук с Успенским и Андронати, которые тоже смеются, и тоже мрачно
А между Украиной и Питером есть еще Белорусия из которой за последний год вышло несколько писателей с очень даже веселыми вещами, вот только про только само государство в последнее время, становится каким то тоталитарным и не очень смешным.
Но зато в Москве, как это можно было и ожидать, пишут экшены
Послано - 16 Окт 2003 : 19:41:59
становится каким то тоталитарным и не очень смешным ИМХО, самое приличное государство из бывшего СССР. Не верьте прессе гусинских! Чтобы судить,нужно знать!
С уважением к уважаемым.Я.
Отредактировано - ВОЛШЕБ_НИК on 16 Oct 2003 19:44:47
Цитата:ИМХО, самое приличное государство из бывшего СССР. Не верьте прессе гусинских! Чтобы судить,нужно знать!
Знать, действительно, больше знаю, по нашим СМИ, причем все новости какие то безрадостные и с левой и с правой стороны, действительно самая советская из всех бывших советских Однако, фантастика там процветает, причем все больше почему то в развлекательных жанрах
Послано - 20 Окт 2003 : 20:27:32
Ну, а мне нравится мрачность.Наша жизнь когда нибудь кончится можно грустить хотя бы по этому поводу.Так по чему бы не написать,что то такое от которого умирать резко перехочется!Потому что там за небом не всё так хорошо!
Послано - 29 Окт 2006 : 18:52:25
Хотелось бы мне узнать, ЛЕНИЗДАТ специально использует типографскую краску, которая при неверном движении оставляет на страницах книг живописные жирные пятна?
Послано - 29 Окт 2006 : 19:28:08
нет, конечно :) издательство разве что виновато в том, что хочется ему кушать, а потому оно заказывает у тех, кто делает дешевую печать. смазывающаяся краска при плоской офсетной печати может происходить из нескольких источников, но чаще всего это порождение желания и сэкономить на компонентах и отпечатать быстро-быстро. патаму чта надо либо сушить листы, либо использовать определенные краски, а они денет стоют-с. а покупка нового оборудования для их применения тоже денег стоит-с. а денег... нету. в смысле, жалко.
Белыми крыльями Не выроешь окоп, Чтобы переждать войну...
Послано - 04 Ноябр 2006 : 22:57:20
Ага, а в целом книга на хорошей бумаге в твердой обложке и напечатанная хорошей краской стоит и в рознице чуть чуть дороже.
Послано - 03 Сент 2007 : 14:01:39
Тенденция, которая прослеживается в современной фантастике, на мой взгляд, следующая: бытописание, которое ложится на современное мироощущение (отсюда и пессимизм, уныние), и совершенно люмпенский, разговорный язык с массой площадных слов и упрощений. Авторы не утруждаются даже заглянуть в толковые словари. Все это рождает слой литературы для определенного класса людей, не обремененных вкусом к литературе. Налицо чиста развлекаловка. Большего современная фантастическая литература дать не может в силу господства рынка.
Послано - 03 Сент 2007 : 14:34:37
asanri, я бы сказал, есть более популярная тенденция, чем описываемая вами: создание красочных и сказочным миров с целью "ухода" в них сознанием - в противовес удручающей реальности. Имхо, именно это - первейшая тенденция рынка, именно на это есть спрос.
Послано - 03 Сент 2007 : 15:34:32
Как то однобоко автор подошел к Питерской фантастике, есть же вполне веселые авторы типа того же Мартьянова или Дихнова, это на первый взгляд, если покапаться, то я думаю всплывет много других.
Послано - 12 Сент 2007 : 13:08:56
Самый наглядный пример "невесёлости питерской фантастики", по-моему, следующий. Умер москвич А.Н.Стругацкий. И ленинградец С.Витицкий (Б.Н.Стругацкий) выдал в одинаре два таких чёрных романа ("Поиск предназначения", "Бессильные мира сего"), что просто - ну... Только руками развести.
Послано - 17 Сент 2007 : 22:12:12
Не знаю. Лично у меня нет мрачного до безысходности мироощущения. Обычно это свойственно людям, у которых не установилась психика. А ваше высказывание, уважаемый Andrew, о первейшей тенденции рынка всего лишь ваше личное мнение, но высказанное с крайней категоричностью. С уважением, asanri
Цитата: asanri, я бы сказал, есть более популярная тенденция, чем описываемая вами: создание красочных и сказочным миров с целью "ухода" в них сознанием - в противовес удручающей реальности. Имхо, именно это - первейшая тенденция рынка, именно на это есть спрос.
Послано - 17 Сент 2007 : 22:53:16
Фигня. В Питере есть авторы, пишущие ироническую прозу. Из профи - кое-что у Хаецкой, Романецкого и др. Из молодых - Неграш, автор множества трагикомедий. Вот только и у профи, и у новичков проблемы с публикациями. Исторический "Атаульф" Хаецкой, ироничный "Везунчик-2" Романецкого, страшный и смешной одновременно "Я тебя убью" Лидина да и "Рояль Ньютона" Неграша до сих пор не нашли издателя. Мдя... бядя...
Послано - 19 Сент 2007 : 13:04:36
Дорогой Andrew, так и будет. Это самый надежный способ. А с Ларионовым я лично знаком и знаю, что он компетентный критик.