«Герой должен быть один». «Диомед, сын Тидея» «Одиссей, сын Лаэрта»
И все-таки это один писатель. Либо Валентинов – псевдоним товарища Олди (с), либо старый партиец товарищ Валентинов предпочел назваться иностранцем Генри Лайоном.
И мир – один. Слегка подправленный в художественных целях мир заката цивилизаций Бронзового века. Мир Ахиявы и Хаттусы, Трои и Итаки.
Книги смыкаются переплетами, схлестываются сюжетами, прорастая друг в друга героями и оценками.
«Герой должен быть один». «Диомед, сын Тидея». «Серый коршун». «Одиссей, сын Лаэрта».
Голосовкер.
Ключ к первой книге – слово «мусорщик». Ключ ко второй – «собака». Ключ к третьей и четвертой – «крыса».
Ключ ко всем четырем – «Титаны».
* * *
Голосовкер и его «Сказание о титанах» — вот что вдохновляло создателей «Герой должен быть один». Боги пришли в мир, где люди и титаны жили бок о бок, и ощущали себя — природой. Боги отделили себя от титанов, и завоевали их Землю так же, как ахейцы завоевали Балканы, а ахейскую Грецию подмяли под себя дорийцы.
Грех не исчезает, он бьет потомков.
Боги свергли титанов, и оставили их гнить в Тартаре, надеясь, что газы разложения не сорвут крышку котла. Титаны остались в людях, подсознательным отторжением иерархии. Как Зевс появился в вере куретов, так и титаны доживали свой век в мыслях Салмонеева братства. Равновесие.
Герои, пришедшие к триумфу по колено в крови — своей ли, вражеской или вообще чудовищ — должны были уйти. Просто потому, что время — сменилось. Микенский ванакт, бывший первый убийца среди равных, теперь был администратором завоеванных земель. И выживал лучший стратег, а не лучший живорез. Правда, делалось это ценой ухода от простой и понятной жизни. Серый Коршун имеет право на личное счастье, но не имеет права на семью — ванактиссой становится та, кто положено. Басилеи правят, оглядываясь друг на друга — отвлечешься, разорвут. Боги, раз став богами (как прозрачно намекал Одиссею Феб), уходили все дальше в свои божественные дела, возвращаясь на землю урывками, как московский родственник на историческую родину. И каждый мир проходил свою лестницу роста — или это была одна и та же лестница, отраженная в зеркале.
Младший, научившись держать в руках молнии, несмотря на ожоги, утратил понимание людей. Феб слишком увлекся дистанцией стрельбы — на этой дистанции видно, что делает человек, но плохо видно, что у него в глазах. Если бы не Эрот, Одиссей тоже пошел бы по пути Ифита. Афина запуталась в долге перед Семьей и семьей — хотя и сделала что смогла, для Диомеда. Но не для Одиссея. Такое впечатление, что Старший, перед которым несчетным потоком шли те самые люди, дольше всех сохранил чувство Земли. Он менее всех утратил человеческое, хотя и обрел самую глубокую из мудростей. Ее хватило и на то, чтобы распознать другого человекобога — Гермия, не вылезающего из земных страстей. И помочь Гермию самому увидеть, куда ставить ногу на этой Лестнице. Вся книга «Герой должен быть один» — история Гермия, постигающего неведомые ни одному богу высоты познания — человеческого познания. Герметическое знание людей приближало их к богу, герметическое знание богов приближало их к человеку, основной причине и источнику своего могущества. Гермий прошел этот путь, отражением пути людей из пропитанной кровью Ахайи. Он и есть главный герой, ради которого все. Растворившись в своем потомке Одиссее, он выжил и вышел в люди, избежав Острова Забвения. Не бойтесь простых человеческих чувств, боги и люди. И воздавайте добром и злом сразу же, не отходя от кассы. Отложенная месть разлагается и гниет, и с ней гангрена добирается и до вашей бессмертной души. Отложенное добро пустеет, и однажды все доброе, что ты можешь предложить Хирону – это умереть. Пусть Единый придет в ваш космос, давно забывший зачем он. Может быть, тогда эта цепь несправедливостей и порвется наконец. Вселенский Праздник Непослушания наконец должен завершиться большой приборкой, а детям пора в школу. Хватит. Навоевались.
Послано - 18 Фвр 2005 : 12:50:35
Наверное, о том, что Валентинов - псевдоним товарища Ста... пардон, Олди. А вообще, у меня просто нашлась при разборке архивов эта статейка, а вчера набрел на ссылку сюда. Если есть другое место, куда полагается кидать статьи, так скажите.
Послано - 18 Фвр 2005 : 13:12:51
Для полноты картины нужно добавить Лайоша Мештерхази "Загадку Прометея" и с чистой совестью объявить, что никаких Олди тоже нет :)
Послано - 18 Фвр 2005 : 13:58:46
Настоящее имя Андрея Валентинова - Андрей Валентинович Шмалько; Г. Л. Олди в миру зовут Громов Дмитрий Евгеньевич и Ладыженский Олег Семенович. Писали в соавторстве, например, "Нам здесь жить". Все трое живут в Харькове.
Послано - 18 Фвр 2005 : 16:08:37
1) Я знаю, как зовут Валента бен Шамаля. И где он живет.
2) н е т. Все перечисленные книги Олди и Валентинова суть процесс переваривания оригинального концепта Голосовкера. Поэтому все, что можно добавить к списку - это "Сказания о титанах" вышеназванного автора. Они единство стиля и мировоззрения образуют. Мештерхази не читал. Рено сюда не влазит.
Послано - 18 Фвр 2005 : 17:04:56
В общем-то "определенная система в этом безумии есть", как говаривал кто-то из классиков (уж не помню кто). В том смысле, что по трактовке мифологического аспекта греческий/микенский? цикл Олди-Валентинова весьма близок к работе Голосовкера "Сказание о титанах". "Тезей" Рено сюда, действительно, влазит плохо (хотя положа руку на сердце, читала давно и помню смутно, но по ощущениям "не то"). У Голосовкера олимпийцы весьма злопамятны, мелочны и вовсе не безошибочны. К тому же жестоки, очень... Жестокость эта, конечно оправдана, с их, разумеется, божественной позиции, но вот оправдание ее довольно низменное - за свою шкурку они трясутся. Короче не полированный мрамор и амброзия, а грубый известняк и кровища.
Послано - 18 Фвр 2005 : 17:29:15
Никакого Голосовкера никогда не существовало, т.к. все мифы древне й греции придумали Кун (он же Вересаев), как мы все знаем в то время очень модно было брать псевдонимы (см Черный, Белый, Блок, Горький, ... ), приоизведения которого, такие как "Сказание о Титанах" приписывали в 19 веке Голосовкеру, а "Илиада" и "Одисея" также ошибочно приписывалась разным мифическим личностям - Жуковский, Гнедич, Ломоносов, Гомер - обратите внимание на обилие "Г" и "В" - явно это признак того, что все это ошибочная интерпретация одного и того же человека
Послано - 20 Фвр 2005 : 20:22:34
А Яков Эммануилович Голосовкер вообще-то к 19 веку никакого отношения не имеет, он из 20 века. Был такой философ, родился в 1890 году в Киеве, учился в Германии, вернулся в 18 году в Россию, как у нас водится, был на каторге в Воркуте в 30-х , умер в психиатрической клинике в 1967 году. Помимо "Сказания о титанах" у него вышли еще две книжки "Достоевкий и Кант" и "Логика мифа". Занимался переводческой деятельностью: латынь, немецкий, греческий. Преподавал в Высшем литературно-художественном институте и во 2-м МГУ (педагогический институт имени В.И. Ленина). А по поводу обилия букв В и Г в перечисленных фамилиях - это называется подтасовкой фактов, когда видим лишь то, что хотим видеть, а остальное отбрасываем за не надобностью. Это как у того же Вересаева в воспоминаниях "Пушкин был большевиком, потому что написал строчку "Октябрь уж наступил"".