Послано - 11 Марта 2005 : 09:28:40
Как показал опыт дискуссии в соседней теме, жанры - они разные бывают, и что такое жанр - науке собственно неизвестно... Однако само понятие возникло неслучайно - нам часто хочется почитать чего-то вроде, похожее, на тему... И это самое "вроде" мы чаще всего жанром и называем...
Давайте в рамках этой темы примем такое определение жанра: Жанр - это литературное направление, относительно обособленное от прочих как содержанием произведения, так и художественными приёмами, использованными в нём... Одновременно допустим, что каждое произведение свободно может иметь несколько жанров...
Зачем всё это? Очень просто. В нашей книжной базе скоро уже будет 8 тыс. произведений. Прочесть их одному человеку - нереально, запомнить - тем более... Для хоть какого-то порядка и была введена классификация по жанрам... Но она, как и всё подобное, неидеальна... Я изрядно порылся в сети, прежде чем выставить на ваш суд свой вариант. Он тоже не идеален - но он открыт к дополнению - вами. Естественно, в классификации только жанры, поджанры и темы фантастики - они различаются уровнем отображения. (Нефантастические жанры взяты только для примера - в скобках - чтобы видно было, откуда уши растут...)
Итак, поехали? Не забывайте, я прошу вас этот список дополнить и/или переделать!
Послано - 11 Марта 2005 : 18:25:31
momus, из постинга Andrew:
Цитата:Одновременно допустим, что каждое произведение свободно может иметь несколько жанров...
Может, не стоит делить производственный роман на субжанры? А то не будет им конца и краю: - спортивная фантастика, - медицинская фантастика, - музыкальная фантастика, - политическая фантастика, - военная, космическая... ой, это уже где-то было!
Послано - 11 Марта 2005 : 18:34:36
Andrew открыл интересную тему, и чтобы дать ей продолжение, предлагаю помимо списка жанров внести сюда и основные неочевидные характеристики этих стилей, кто что сможет (хотя классификация всегда относительна, и любая книга содержит признаки нескольких жанров). Постараюсь дать характеристики готики.
Цитата:Брайан Алдисс, известный английский фантаст и критик, считает, что HФ определяется не столько набором тем и сюжетов, сколько определенным подходом к проблеме человека во Вселенной. Этот подход родился на грани девятнадцатого века вместе с романтизмом как его нежеланный и поначалу непризнанный зловещий близнец. "Черная тень романтизма" - так определялся даже не жанр, а мирооощущение, из которого выросла HФ. Hазвание ему - готика. Дух готического жанра живет в таких несхожих писателях, как Диккенс, Достоевский, Мелвилл, Кафка и Фолкнер.Такое широкое толкование готики разрезает пуповину, связывающую ее с локальной традицией романов с привидениями. Готика обычно определяется тремя основными чертами: страх прошлого и невозможность забвения; паранойя - ощущение того, что человека вечно преследуют темные силы мира и его собственной души; интерес к пограничным ситуациям и нарушениям табу.
То бишь это этакий мрачноватый двусмысленный романтизм, не обязательно фантастический или мистический (согласен, что Достоевский тоже вполне туда подпадает), но рамки фантастики-мистики позволяют ввести идеальных для такого жанра, по определению нечерно-белых персонажей, вроде неканонических двусмысленных "романтизированых" образов сверхъестественных существ, традиционно представляемых враждебными человеку (как в произведениях А.Райс, Л. Гамильтон и многих других)
Послано - 11 Марта 2005 : 23:25:15
Отвечу тем, кому ещё не ответили. ;-)
Цитата:По теме: Я бы добавил: готику и dark fantasy.
Я б тоже... Если б точно знал, как ту же dark fantasy определить... Спасибо, что с готикой уже помогли! (Спасибо Koonri!) Теперь вот думаю, стоит ли её в отдельный жанр ставить - или ещё куда? Склоняюсь к первому...
Друзья! Извините, но я далеко не всё читал - а потому могу превратно и неверно понимать некоторые термины... Большая просьба - указывайте, что именно вы имеете в виду под тем или иным обозначением - чтобы мы могли вас понять... Со своей стороны обязуюсь растолковать вам любой термин из предложенного мной списка (просто не хочется плутать в терминах...)
Цитата:P.S. а есть ф. на менее традиционным материале, типа чукотского и т.д.?
Возможно есть.. Спросите в Розыскном, а? Пока что мне попадались: Зулусское фэнтези Нф-детектив на основе верований австралийский аборигенов Нф-детектив на основе верований племён Кении... Так что всё может быть! ;-) Однако, это скорее исключения... А мы ведь ищем нечто общее для книг...
Эль, это любопытно. Но сможешь ли ты навскидку накидать по этим темам по десятку произведений разных авторов? Естественно, лучше это не здесь делать - а в Розыскном) Т.е. насколько массовое распространение получила любая из этих тем? Если да - то безусловно, добавлю... ((на самом деле, я и экономическую с экологической просто ради примера привёл - чтобы все видели, в какую секцию их записывать... просто они мне вспомнились первыми... Хотя по 10 книг по ним уж точно накидаю...)
Люди!!! Как я мог забыть, а вы меня не поправили! Конечно же! Пропущена Городская фэнтези!!!
Послано - 12 Марта 2005 : 00:01:32
Эндер, разумеется, не наберу! С моим-то склерозом, как раз в Розыскной и идти! Получится что-то типа "рассказ о том, что роботу никогда не заменить человека в художественной гимнастике, потому что девочек-чемпионок готовили еще на стадии эмбриона с помощью генной инженерии"...
Считаешь 10 наименований как критерий массовости? Принято. :)
Послано - 04 Мая 2005 : 14:23:09
В библиотечном деле существуют два способа классификации книг (см. любой современный электронный каталог) - 1) по систематике (жанрам) 2) по ключевым словам, взятым из созданного словаря. Таким образом книги можно делить как по крупным разделам, так и по мелким. Так что давайте не выдумывать велосипед.
Послано - 04 Мая 2005 : 18:08:05
Шеваха, "практический аспект" жанров, то бишь поиск по жанру в баблиотеке Архивов напрочь исключает вариант "ключевое слово". :( Ну, то есть... существует вероятность, что нужное ключевое слово будет упомянуто в аннотации, но не факт. :/
А вот ради систематики нашей конкретной области интересов (фантастики) это всё и затевалось... И если я неправ, и искомый велосипед уже давно изобретён, пожалуйста, дайте нам покататься! :-) Или хотя бы ссылочку киньте - где этот самый велосипед искать...
82-223 Фарсы и народные комедии. Комедии-карикатуры
82-224 Пьесы для кукольного театра
82-225 Пародии
82-23 Народные трагедии
82-24 Исторические театральные постановки
82-25 Прочие драматические произведения. Одноактные пьесы
82-251 Религиозные драмы
82-252 Феерии. Пьесы-сказки. Фантастические пьесы
82-252.5 Театр марионеток
82-254 Пьесы для постановки на празднествах. Пьесы по заказу (по специальному поводу)
82-254.1 Пьесы для исторических или национальных празднеств
82-254.2 Школьные пьесы
82-254.3 Пьесы для юбилейных и персональных торжеств
82-254.4 Карнавальные пьесы
82-27 Монологи и пьесы для декламации. Монодрамы
82-271 подразделение по персонажам
82-272 подразделение по исполнителям
82-272.1 для мужчин
82-272.2 для женщин
82-272.3 для одного мужчины и одной женщины
82-272.4 для подростков и юношей, мальчиков и девочек
82-28 Тенденциозные пьесы. Пьесы-тезисы
82-29 Прочее
82-291 Средневековый театр и театр раннего нового времени
82-291.1 Литургическая драма. Духовная пьеса. Библейская пьеса. Мистерии. Моралите. Аутос сакраменталес. Пьесы на тему евхаристии
82-291.2 Старинная мирская пьеса (как отрицательный пример). Средневековые сатирические фарсы. Шванки. Пьесы дураков (Narrenspiele)
82-292 Народный театр
82-293 Музыкальные театральные пьесы. Либретто
82-293.1 Большая опера. Трагические оперы, лирические оперы
82-293.2 Комические оперы. Оперетты
82-293.22 Оперетты. Оперетты-феерии. Комические оперы в виде водевилей
82-293.4 Музыкальные драмы. Драмы для декламации с музыкальным сопровождением. Мелодрамы
82-293.5 Драмы-ревю
82-293.7 Кинодрамы. Киноводевили. Кинопьесы. Сценарии для кинопьес. Киносценарии
82-3 Художественная проза. Роман. Новелла. Рассказ. Документальный рассказ (очерк). История. Фантазия. Очерк нравов
82-31 Романы, повести
82-311 (в таблице отсутствует)
82-311.1 Психологические романы. Романы от первого лица
82-311.2 Романы нравов и характеров. Изображения действительной жизни
82-311.3 Романы действия. Приключенческие романы. «Романы плаща и шпаги». Робинзонады. Романы о разбойниках
82-311.4 Социальные романы. Романы общественной тематики. Романы галантного общества. Буржуазные романы. Симплициады. Плутовские романы. Романы о бродягах. Романы о людях «дна». Рабочие (пролетарские) романы. Романы о крестьянах. Романы о жизни в горах. Морские романы. Пикарескные романы
82-311.5 Романы-буффонады
82-311.6 Исторические романы. Политические романы. Военные романы
82-311.7 Романы-тезисы
82-311.8 Романы путешествий. Экзотические романы
82-311.9 Научные романы
82-312 (отсутствует в таблице)
82-312.1 Философские романы. Мировоззренческие романы. Романы о крушении иллюзий
82-312.2 Религиозные, мистические, морализаторские романы. Романы о праведной жизни
82-312.3 Деревенские романы. Романы о сельской жизни
Послано - 05 Мая 2005 : 08:49:07
А вот пример еще одной классификации http://www.ofap.ru/bbk.htm#13 ##1004050-L-133 Индексация Индексация ББК призвана обеспечить практическое применение таблиц для систематической расстановки библиотечных фондов, для организации систематических каталогов и картотек и алфавитно-предметных указателей к ним. Она должна закрепить и показать порядок следования ее отделов, соподчиненность и взаимосвязь ее разделов и рубрик, индивидуальный индекс каждой рубрики; обеспечить составление комбинированных индексов; предоставить возможность включения в таблицы новых понятий; обеспечить индексам выразительность в начертании, запоминаемость, удобство произношения.
В ББК принята логическая индексация, органически связанная со структурой классификации. Такая индексация позволяет детализировать общее понятие, выделяя частные, более дробные подразделения путем присоединения к имеющимся индексам новых знаков справа, и, наоборот, позволяет при необходимости сокращать детализацию, подводя частные понятия под более общие, путем отбрасывания от индекса его конечных знаков.
База индексации ББК - смешанная (цифровая и буквенная). Кроме арабских цифр используются: точка, двоеточие, дефис, круглые скобки, косая черта. В таблицах общих и территориальных типовых делений применяются строчные и прописные буквы русского алфавита. Сочетание всех знаков базы индексации приведено в известную систему, в которой каждый знак имеет свое место, назначение и смысловую нагрузку.
Арабские цифры используются для обозначения основных классов ББК, имея в этом случае порядковое перечислительное значение ("2 Естественные науки", "3 Техника. Технические науки"); второй, третьей и последующих ступеней деления основных таблиц; территориальных типовых делений неадминистративного характера ("(4) Европа", "(9) Мировой океан. Океаны и моря") и в сочетании с буквами русского алфавита для обозначения государств, союзных республик ("(5Япо) Япония"); второй и последующих ступеней деления общих типовых делений ("я2 Справочные издания"); специальных типовых делений ("-2 Грамматика").
Прописные буквы русского алфавита служат для обозначения отдельных понятий, предметов, территорий и т.п. при алфавитном расположении материала, используются в сочетании с цифрами, имеют мнемонический характер ("(4Авс) Австрия").
Строчные буквы русского алфавита применяются для обозначения основного ряда общих типовых делений, имея в этом случае порядковое перечислительное значение ("г История науки", "я2 Справочные издания).
Точка применяется в качестве разделительного знака после первых двух цифр индекса, заменяющих прописную букву основных делений варианта ББК для научных библиотек ( за исключением отделов "4 Сельское и лесное хозяйство", "5 Здравоохранение. Медицинские науки", "9 Литература универсального содержания"), а также для лучшей обозримости и удобства произношения индекса точка далее проставляется после каждой группы цифр из трех знаков, считая слева направо (" 22.151.1 Неевклидовы геометрии", "74.900.6 Организация жизни детей в семье").
Дефис является отличительным признаком специальных типовых делений ("-4 Агротехника" - рубрика таблицы типовых делений, приведенной под индексом 42).
Двоеточие применяется при комбинировании индексов рубрик одного основного класса с индексом рубрик других основных классов ("91.9:85 Библиографические пособия по искусству").
Косая черта применяется для обозначения сдвоенного индекса ("6/8 Общественные и гуманитарные науки"). Такие рубрики не являются рабочими и за разделители с этими индексами карточки не ставятся.
Апостроф является отличительным признаком индексов типовых делений социальных систем ('6 Развитые страны).
Квадрат применяется для обозначения ссылок и отсылок.
Последовательность индексов В ББК закреплена определенная условная последовательность рубрик в таблицах и разделителей в каталоге. Порядок расположения индексов на одной ступени деления:
индексы общих типовых делений, индексы территориальных типовых делений, индексы специальных типовых делений, индексы с двоеточием, индексы основной таблицы с буквенными обозначениями, индексы основной таблицы с цифровыми обозначениями. Алфавитно-предметный указатель В алфавитно-предметном указателе рассредоточенные в таблицах характеристики объекта собираются в одном месте, что позволяет отразить все вопросы в двух разрезах: в предметном - в указателе и в систематическом - в таблицах. При этом из таблиц и указателя образуется единое, органически взаимосвязанное целое. В словнике указателя понятия, содержащиеся в таблицах, выражены в .их прямых и инверсированных формулировках. Наряду с понятиями, которые определяются одним словом или его синонимом, имеются такие, смысл которых передается несколькими словами, а иногда и целой фразой. Предметные рубрики даны в единственном или во множественном числе, в соответствии с таблицами.
В тех случаях, когда одно и то же понятие отражено в указателе синонимами, прямыми и инверсированными формулировками, для гнездовых рубрик выбирается термин, имеющий наибольшее распространение, а от остальных к нему даются отсылки. Отсылки к гнездовым рубрикам даны без указания индексов, т.к. гнездовые рубрики включают не один, а несколько относящихся к рубрике индексов.
Помимо гнездовых рубрик, указывающих конкретный индекс соответствующего предмета или отсылочных рубрик, отсылающих к другим предметным рубрикам, в указателе даны рубрики методического характера. Эти рубрики разъясняют, где искать данный предмет или вопрос. Например: История 63.3 библиографические пособия по И. 91.9:63 и см. в подразделениях 63 методика преподавания в общеобразовательной школе 74.266.3 отдельных наук или предметов см. в соответствующих подразделениях классификации
Вопросы использования алфавитно-предметного указателя см. в предисловии к алфавитно-предметному указателю.
Методика систематизации Систематизация произведений печати - это распределение их в зависимости от содержания и других признаков по отделам и дальнейшим подразделениям таблиц Библиотечно-библиографической классификации. Чтобы обеспечить одинаковый подход к аналогичным книгам и исключить разнобой в принятии решений, систематизация проводится на основе специально разработанных принципов, положений и правил - на основе методики систематизации, которая делится на общую и частную.
Общая методика - это совокупность положений и правил, применяющихся при систематизации литературы всех отраслей знания. Частная методика содержит правила для систематизации литературы по отдельным отраслям знания или циклам родственных наук и разрабатывается на основе принципов общей методики.
При разработке методики составители учитывали, что в массовых библиотеках систематизация книг осуществляется главным образом для организации фондов, а не только систематических каталогов и картотек.
В данном издании отдельно дается лишь общая методика систематизации. Правила частной методики включены в методические указания разделов и подразделов основных таблиц.
Хотите узнать о других классификациях - ##1004050-L-133
Что же о ключевых словах - почему бы не предоставить эту работу читателям. Пускай при оценке произведений при желании выбирают и ключевые слова. Однако выносить их на всеобщее обозрение можно только если, например, это слово или выражение выберут 5 (или 10 человек).
Послано - 05 Мая 2005 : 13:54:22
:-) точное значение как минимум трети специфических терминов для меня ново... ушёл искать большой толковый словарь... :-)
А если серьёзно, всё это (ББК, УДК) конечно, хорошо, вот только насколько это применимо к нашей библиотеке? К фантастике в целом? ведь основная проблема приведённого вами в том, что сама фантастика рассмотрена недостаточно подробно... Да, есть конечно эпос, сказки, мистика, стихотворные произведения, но... с точки зрения обыкновенного читателя две трети произведений нашей библиотеки всё равно придётся записать в "Фантастические романы"... :-(
Если придумаете, как расширить понятие фантастики в этой классификации... это будет очень здорово!
Кстати, среди нас ведь и ещё есть, кажется, профессиональные библиотекари! ANN, osa, так что же вы обо всём этом думаете?
Послано - 05 Мая 2005 : 14:05:08
И вообще, с ключевыми словами на нашем уровне развития библиотеки - серьёзная загвоздка... при 15 библиотекарях... Дело в том, что чаще всего вновь добавляемая книга никем не прочитана, а следовательно... жанр часто определить затруднительно...
Вопрос расстановки жанров пользователями уже обсуждался - но временно был отклонён в связи с тем, что не существует критерия доброкачественности действий пользователя в этой самой расстановке жанров - кроме приверженности Архивам и внимательного отношения к делу...
Цитата: В библиотечном деле существуют два способа классификации книг (см. любой современный электронный каталог) - 1) по систематике (жанрам) 2) по ключевым словам, взятым из созданного словаря.
Хотелось бы, побольше профессионализма. Классифицируют книги по таблицам (УДК, ББК, и прочая). Предложенный вариант – это предметизация. Но это мелочи, это так. Дальше. Можно было покопаться в форуме и найти тему, где выставлены адреса этих самых таблиц в интернете и не переносить сюда, не нужную здесь, информацию. К чему на форуме фантастики эта лекция полностью понятная только специалисту?
Еще. В нашей библиотеке, областного масштаба, ставятся следующие ключевые слова на ХЛ: фантастика, страна, век. И все. Проработать каждую книгу (фантастику) на выявление ее особенностей под силу не всякому понимающему и прочитавшему ее. Этот процесс носить уж сильный субъективный оттенок и не может применяться в серьезной библиотеке. Это не техническая литература, где все четко и определено. Фантастика – это образное мышление, а у каждого индивидуума оно свое.
Я думаю вполне достаточно того, что у нас уже имеется. Тем более что поиск осуществляется как по жарам (очень подробный), так и по алфавиту.
А вообще я не понял к чему этот разговор. Если бы не Белый, сюда бы и не заглянул. Одно хорошо, наконец-то посмотрел как работает Архивная библиотека ))))))).
Еще. По моему мнению, чем больше разбивка, тем сложнее поиск. Далеко не все и не всегда могут точно определить жанр, если рубрик много. Что существенно осложняет поиск.
Послано - 05 Мая 2005 : 18:41:53
Ключевые слова - это хорошо! Хотя и субъективно и неполно. Однако я был бы целиком за, если бы при писании отзыва, внесении книги в читательский профиль и других подобных действиях каждый читатель мог бы дополнить поле "ключевые слова" теми, которые ему покажутся подходящими. То есть сделать это поле своеобразным накопителем.
Это не очень трудно? Но может быть полезно: например, так легко искать книги сериала (по ключевому слову - имени ГГ) или происходящие в том же мире, но написанные другим автором (по ключевому слову - названию мира, расы, страны) или даже определенного жанра (ключевое слово - "юмор", "эротика" и т.п.). Если кому-то покажется, что это "юмор", а другой дополнит "пародия", то это еще лучше.
Послано - 17 Дек 2005 : 01:13:57
Предлагаю жанр "Техномагия" *** Andrew Идея очень интересная. Я считаю каждое произведение должно числиться в нескольких жанрах, которые охватывает. А с групировкой по жанрам думаю есть некоторые проблемы. Нужно придумать такую систему присвоения жанров, чтобы удовлетворила всех. Например я кагда-то предлогал оценивать каждое произведение по множеству оценок, так вот, можно предложить каждому оценщику выбрать из списка жанры под которые по его мнению попадает произведение. И если какая-то книга причислилась оценщиками к множеству жанров, то книга будет позиционироваться только в тех жанрах, в которых её отметило не меньше 40% оценщиков. Причём само присвоение жанра оценщаками должно быть максимально упращенно! Только всё это по моему сложно програмно реализовать. А идея очень хороша!
Послано - 17 Дек 2005 : 02:14:05
Идея отличная. Вот только, если я правильно понял, в библиотеке около 8000 книг. Кто-нибудь реально представляет, какой это объем работы - привести все это в желаемый вид? Вопрос не праздный - сам занимаюсь на своем сайте пусть и не совсем такой работой, но схожей по трудоемкости. Мрак!
Цитата:Идея отличная. Вот только, если я правильно понял, в библиотеке около 8000 книг. Кто-нибудь реально представляет, какой это объем работы - привести все это в желаемый вид? Вопрос не праздный - сам занимаюсь на своем сайте пусть и не совсем такой работой, но схожей по трудоемкости. Мрак!
Я как раз и предложил, чтобы каждый присвоил жанры книгам которые прочёл. А машина обработав выдала бы результат.
Послано - 17 Дек 2005 : 20:48:28
Француз, я помню то твоё предложение - и знаю, что мы близки :-)
Мало того - где-то с полгода назад я предлагал Диме именно этот вариант распределения по жанрам - с выбором пользователей из профиля - и определённым процентом, по которому книга должна причисляться к определённому жанру. Я, правда, предлагал ещё и механизм отсева неверно проставленных жанров - для отмены тех жанров, что присвоены книгам ошибочно. (т.е. можно голосовать как за жанр - так и против) Общий итог - вполне возможно, что мы такую систему введём. Но не сейчас. В будущем.
yorg, ага, но делать что-то всё равно надо. Для того я эту тему и завёл. Ибо если жанры не будут расставлять читатели - их никто не будет расставлять...
А пока я собираю описания жанров. :-) Француз, сможешь описать техномагию так, чтобы каждому стало понятно - что это такое?
Послано - 17 Дек 2005 : 21:09:19
Техномагия... вроде всё понятно из названия. :) Но для тех кто не умеет читать: Техно магия это когда присутствует магия (расписаная как наука, в которой нужно зубрить правила, законы, приёмы) и высокоразвитая техника. Т. е., когда техника противоборствует с магией или органично сочитается... К чистой техномагии я отношу трилогию про факира Фаллера Сергея Щеглова.
Andrew
Цитата:Мало того - где-то с полгода назад я предлагал Диме именно этот вариант распределения по жанрам - с выбором пользователей из профиля - и определённым процентом, по которому книга должна причисляться к определённому жанру.
Я думаю книга должна относится одновременно к нескольким жанрам. Т. е. в фантастики жанры переплились так, что проникают один в другой. Книга может относиться сразу к нескольким жанрам. По этому по каждой книге стоит выводить список к жанрам (стандарты которых она поддерживат ) к которым она относится.
Когда-то был Francuzом... За это и замочили...
Ответить на тему "Жанры фантастики: практический аспект"