Перейти на главную страницу форума
Логин:
Пароль:
Запомнить  
Забыли пароль?
Регистрация »
 
Жанры фантастики: практический аспект

Жанры фантастики: практический аспект

   Версия для печати
 
Автор Предыдущая тема Темы Следующая тема  
Andrew
Мастер Слова


Russia
6638 сообщений
Послано - 11 Марта 2005 :  09:28:40  Показать инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Ответить с цитатой
Как показал опыт дискуссии в соседней теме, жанры - они разные бывают, и что такое жанр - науке собственно неизвестно...
Однако само понятие возникло неслучайно - нам часто хочется почитать чего-то вроде, похожее, на тему... И это самое "вроде" мы чаще всего жанром и называем...

Давайте в рамках этой темы примем такое определение жанра: Жанр - это литературное направление, относительно обособленное от прочих как содержанием произведения, так и художественными приёмами, использованными в нём...
Одновременно допустим, что каждое произведение свободно может иметь несколько жанров...

Зачем всё это? Очень просто.
В нашей книжной базе скоро уже будет 8 тыс. произведений. Прочесть их одному человеку - нереально, запомнить - тем более... Для хоть какого-то порядка и была введена классификация по жанрам... Но она, как и всё подобное, неидеальна...
Я изрядно порылся в сети, прежде чем выставить на ваш суд свой вариант. Он тоже не идеален - но он открыт к дополнению - вами.
Естественно, в классификации только жанры, поджанры и темы фантастики - они различаются уровнем отображения. (Нефантастические жанры взяты только для примера - в скобках - чтобы видно было, откуда уши растут...)

Итак, поехали? Не забывайте, я прошу вас этот список дополнить и/или переделать!

SF
- Кибер
- Киберпанк
- - Паропанк
- Научный mainstream
- Темпоральная фантастика
- Освоение космоса
Fantasy
- Магический реализм
- Миротворчество
- Многомирье
- Божественная фантастика
- Путь воина
- Путь мага
Эпос
- Эпическая фантастика
- Героическая фантастика
Миф
- Мифологическая фантастика
- - Арабская
- - Германская
- - Кельтская
- - Славянская
- - Греческая
- - Римская
- - Египетская
- - Скандинавская
- - Индийская
- - Китайская
- - Африканская
- - Индейская
- Своя мифология
- Библейская
Horror
- Мистическая фантастика
- - Вампирская фантастика
(Исторический роман)
- Историческая фантастика
- - Реконструкция
- Альтернативная история
- - Криптоистория
(Приключенческий роман)
- Приключенческая фантастика
- - ЖукоГлазые Чудовища ( :-) Это не я придумал! См., напр. Э. Берроуз)
(Сентиментальный роман)
- Лирическая фантастика
- - Стихотворная фантастика
(Романтизм)
- Романтическая фантастика
- - Космическая опера
(Боевик)
- Боевая фантастика
- - Фэнтезийный боевик
(Военный роман)
- Военная фантастика
- - Мехи и Боло
(Триллер)
- Остросюжетная фантастика
- - Технотриллер
(Детектив)
- Классический фантастический детектив
- Современный фантастический детектив
(Социальный роман)
- Социологическая фантастика
- Социальная фантастика
- Утопия
- Антиутопия
("Твёрдая проза")
- Философская фантастика
- Морально-этическая фантастика
- Психологическая фантастика
(Любовный роман)
- Любовная фантастика
- Эротическая фантастика
(Производственный роман)
- Фантастический реализм
- Экологическая фантастика
- Экономическая фантастика
(Юмор)
- Юмористическая фантастика
- Сатирическая фантастика
- Фантастическая пародия
- Пародия на фантастику
(Детская)
- Детская фантастика
- Псевдодетсткая фантастика
- Сказка

Уфф! Кажется, всё! Критика? Дополнения?


С уважением, Andrew.

Белый




3600 сообщений
Послано - 11 Марта 2005 :  11:29:25  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Белый Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
В чем различие между сентиментальным и любовным романом?

Мотивированная критика не освобождает от ответственности

Oleg
Мастер Слова



1164 сообщений
Послано - 11 Марта 2005 :  12:23:02  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Oleg Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:
В чем различие между сентиментальным и любовным романом?

Скажем, сентиментальный про маленького сиротку, а в любовном
если и сиротка, то уже отнюдь не маленькая ;)

По теме:
Я бы добавил: готику и dark fantasy.

Мой вам совет: не слушайте ничьих советов. И этого тоже.

momus
Хранитель


Russia
574 сообщений
Послано - 11 Марта 2005 :  12:31:01  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу momus Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Если уж и делать классификацию книг, то многомерную. Ведь одна книга может оказаться сразу в целом ряде разделов.

P.S. а есть ф. на менее традиционным материале, типа чукотского и т.д.?

Искатель дёгтя в бочках с мёдом.

EI
ХГ-2004, АХГ-2008


Россия
2250 сообщений
Послано - 11 Марта 2005 :  18:25:31  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
momus, из постинга Andrew:
Цитата:
Одновременно допустим, что каждое произведение свободно может иметь несколько жанров...

Может, не стоит делить производственный роман на субжанры? А то не будет им конца и краю:
- спортивная фантастика,
- медицинская фантастика,
- музыкальная фантастика,
- политическая фантастика,
- военная, космическая... ой, это уже где-то было!

simplemente para llamar su atención

Koonri
Хранитель



349 сообщений
Послано - 11 Марта 2005 :  18:34:36  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Andrew открыл интересную тему, и чтобы дать ей продолжение, предлагаю помимо списка жанров внести сюда и основные неочевидные характеристики этих стилей, кто что сможет (хотя классификация всегда относительна, и любая книга содержит признаки нескольких жанров). Постараюсь дать характеристики готики.
Цитата:
Брайан Алдисс, известный английский фантаст и критик, считает, что HФ определяется не столько набором тем и сюжетов, сколько определенным подходом к проблеме человека во Вселенной. Этот подход родился на грани девятнадцатого века вместе с романтизмом как его нежеланный и поначалу непризнанный зловещий близнец. "Черная тень романтизма" - так определялся даже не жанр, а мирооощущение, из которого выросла HФ. Hазвание ему - готика. Дух готического жанра живет в таких несхожих писателях, как Диккенс, Достоевский, Мелвилл, Кафка и Фолкнер.Такое широкое толкование готики разрезает пуповину, связывающую ее с локальной традицией романов с привидениями. Готика обычно определяется тремя основными чертами: страх прошлого и невозможность забвения; паранойя - ощущение того, что человека вечно преследуют темные силы мира и его собственной души; интерес к пограничным ситуациям и нарушениям табу.

То бишь это этакий мрачноватый двусмысленный романтизм, не обязательно фантастический или мистический (согласен, что Достоевский тоже вполне туда подпадает), но рамки фантастики-мистики позволяют ввести идеальных для такого жанра, по определению нечерно-белых персонажей, вроде неканонических двусмысленных "романтизированых" образов сверхъестественных существ, традиционно представляемых враждебными человеку (как в произведениях А.Райс, Л. Гамильтон и многих других)

Всего хорошего...


Отредактировано - Koonri on 11 Mar 2005 18:42:16

Andrew
Мастер Слова


Russia
6638 сообщений
Послано - 11 Марта 2005 :  23:25:15  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Отвечу тем, кому ещё не ответили. ;-)

Цитата:
По теме:
Я бы добавил: готику и dark fantasy.

Я б тоже... Если б точно знал, как ту же dark fantasy определить... Спасибо, что с готикой уже помогли! (Спасибо Koonri!) Теперь вот думаю, стоит ли её в отдельный жанр ставить - или ещё куда? Склоняюсь к первому...

Друзья! Извините, но я далеко не всё читал - а потому могу превратно и неверно понимать некоторые термины... Большая просьба - указывайте, что именно вы имеете в виду под тем или иным обозначением - чтобы мы могли вас понять... Со своей стороны обязуюсь растолковать вам любой термин из предложенного мной списка (просто не хочется плутать в терминах...)

Цитата:
P.S. а есть ф. на менее традиционным материале, типа чукотского и т.д.?

Возможно есть.. Спросите в Розыскном, а?
Пока что мне попадались:
Зулусское фэнтези
Нф-детектив на основе верований австралийский аборигенов
Нф-детектив на основе верований племён Кении...
Так что всё может быть! ;-)
Однако, это скорее исключения... А мы ведь ищем нечто общее для книг...

Цитата:
- спортивная фантастика,
- медицинская фантастика,
- музыкальная фантастика,
- политическая фантастика,

Эль, это любопытно. Но сможешь ли ты навскидку накидать по этим темам по десятку произведений разных авторов? Естественно, лучше это не здесь делать - а в Розыскном)
Т.е. насколько массовое распространение получила любая из этих тем? Если да - то безусловно, добавлю... ((на самом деле, я и экономическую с экологической просто ради примера привёл - чтобы все видели, в какую секцию их записывать... просто они мне вспомнились первыми... Хотя по 10 книг по ним уж точно накидаю...)


Люди!!! Как я мог забыть, а вы меня не поправили!
Конечно же!
Пропущена Городская фэнтези!!!

С уважением, Andrew.

EI
ХГ-2004, АХГ-2008


Россия
2250 сообщений
Послано - 12 Марта 2005 :  00:01:32  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Эндер, разумеется, не наберу! С моим-то склерозом, как раз в Розыскной и идти! Получится что-то типа "рассказ о том, что роботу никогда не заменить человека в художественной гимнастике, потому что девочек-чемпионок готовили еще на стадии эмбриона с помощью генной инженерии"...

Считаешь 10 наименований как критерий массовости? Принято. :)

simplemente para llamar su atención

Tim
Мастер Слова



1268 сообщений
Послано - 12 Марта 2005 :  01:06:31  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Tim  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Определние dark fantasy было дано в предыдущей теме ("Жанры: литературоведческие аспекты").


Шеваха
Хранитель


Russia
618 сообщений
Послано - 04 Мая 2005 :  14:23:09  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
В библиотечном деле существуют два способа классификации книг (см. любой современный электронный каталог) -
1) по систематике (жанрам)
2) по ключевым словам, взятым из созданного словаря.
Таким образом книги можно делить как по крупным разделам, так и по мелким. Так что давайте не выдумывать велосипед.


EI
ХГ-2004, АХГ-2008


Россия
2250 сообщений
Послано - 04 Мая 2005 :  18:08:05  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Шеваха, "практический аспект" жанров, то бишь поиск по жанру в баблиотеке Архивов напрочь исключает вариант "ключевое слово". :( Ну, то есть... существует вероятность, что нужное ключевое слово будет упомянуто в аннотации, но не факт. :/

simplemente para llamar su atención

Andrew
Мастер Слова


Russia
6638 сообщений
Послано - 04 Мая 2005 :  20:17:35  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Дополняя Эль...

А вот ради систематики нашей конкретной области интересов (фантастики) это всё и затевалось... И если я неправ, и искомый велосипед уже давно изобретён, пожалуйста, дайте нам покататься! :-) Или хотя бы ссылочку киньте - где этот самый велосипед искать...

С уважением, Andrew.

Шеваха
Хранитель


Russia
618 сообщений
Послано - 05 Мая 2005 :  08:07:42  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Привожу в пример - рубрикатор - но его надо соответственно переделать
Рубрикатор УДК
82 Литература. Литературоведение

82(091) История литературы в целом

82-1/-9 Таблица определителей


82-1/-9 Литературные формы и жанры

82-1/29 Поэтические жанры

82-1 Поэзия. Стихи, оды, поэмы, баллады и т. п.

82-12 Поэтическая драматургия. Пьесы в стихах

82-121 Драматическая поэзия

82-122 Театральные постановки в стихах

82-13 Эпическая поэзия

82-131 Великие средневековые героические эпосы

82-132 Комические эпосы. Шуточные стихотворения. Ироикомическая поэзия

82-133 Сельская поэзия. Буколические стихотворения. Идиллии. Пастушеская поэзия

82-14 Лирическая поэзия

82-141 Религиозные оды. Гимны. Панегирики. Вакхические оды (дифирамбы). Религиозная лирика. Мистическая поэзия

82-142 Героические оды

82-143 Элегии

82-144 Баллады

82-145 Морально-философские стихотворения

82-146 Романсы. Шутливые оды. Шансоны

82-146.1 Оды к Вакху (застольные песни). Оды о любви (любовные песни)

82-146.2 Романсы

82-146.3 Водевили

82-147 Кантаты (оды, предназначенные для переложения на музыку)

82-15 Дидактическая поэзия. Дидактическо-философские стихотворения

82-155 Эпистолы. Послания

82-16 Описательная поэзия

82-17 Сатирическая поэзия. Юмористическая поэзия

82-191 Аллегорическая поэзия. Аллегорические стихотворения. Басни. Фаблио. Притчи. Параболы. Метаморфозы

82-192 Поэзия, положенная на музыку

82-192.2 Шансонетки

82-193 Малые поэтические формы

82-193.1 Загадки

82-193.2 Эпиграммы. Мадригалы

82-193.3 Сонеты

82-193.4 Рондо. Триолеты

82-193.5 Эпиталамы. Свадебная поэзия

82-193.6 Эпитафии. Похоронные стихотворения

82-193.7 Стихотворения с заданной конечной рифмой

82-194 Поэтические альманахи

82-2 Драматургия. Пьесы, либретто, сценарии

82-21 Трагедии. Драмы

82-22 Комедии

82-221 Комедии в собственном смысле

82-222 Водевили

82-223 Фарсы и народные комедии. Комедии-карикатуры

82-224 Пьесы для кукольного театра

82-225 Пародии

82-23 Народные трагедии

82-24 Исторические театральные постановки

82-25 Прочие драматические произведения. Одноактные пьесы

82-251 Религиозные драмы

82-252 Феерии. Пьесы-сказки. Фантастические пьесы

82-252.5 Театр марионеток

82-254 Пьесы для постановки на празднествах. Пьесы по заказу (по специальному поводу)

82-254.1 Пьесы для исторических или национальных празднеств

82-254.2 Школьные пьесы

82-254.3 Пьесы для юбилейных и персональных торжеств

82-254.4 Карнавальные пьесы

82-27 Монологи и пьесы для декламации. Монодрамы

82-271 подразделение по персонажам

82-272 подразделение по исполнителям

82-272.1 для мужчин

82-272.2 для женщин

82-272.3 для одного мужчины и одной женщины

82-272.4 для подростков и юношей, мальчиков и девочек

82-28 Тенденциозные пьесы. Пьесы-тезисы

82-29 Прочее

82-291 Средневековый театр и театр раннего нового времени

82-291.1 Литургическая драма. Духовная пьеса. Библейская пьеса. Мистерии. Моралите. Аутос сакраменталес. Пьесы на тему евхаристии

82-291.2 Старинная мирская пьеса (как отрицательный пример). Средневековые сатирические фарсы. Шванки. Пьесы дураков (Narrenspiele)

82-292 Народный театр

82-293 Музыкальные театральные пьесы. Либретто

82-293.1 Большая опера. Трагические оперы, лирические оперы

82-293.2 Комические оперы. Оперетты

82-293.22 Оперетты. Оперетты-феерии. Комические оперы в виде водевилей

82-293.4 Музыкальные драмы. Драмы для декламации с музыкальным сопровождением. Мелодрамы

82-293.5 Драмы-ревю

82-293.7 Кинодрамы. Киноводевили. Кинопьесы. Сценарии для кинопьес. Киносценарии

82-3 Художественная проза. Роман. Новелла. Рассказ. Документальный рассказ (очерк). История. Фантазия. Очерк нравов

82-31 Романы, повести

82-311 (в таблице отсутствует)

82-311.1 Психологические романы. Романы от первого лица

82-311.2 Романы нравов и характеров. Изображения действительной жизни

82-311.3 Романы действия. Приключенческие романы. «Романы плаща и шпаги». Робинзонады. Романы о разбойниках

82-311.4 Социальные романы. Романы общественной тематики. Романы галантного общества. Буржуазные романы. Симплициады. Плутовские романы. Романы о бродягах. Романы о людях «дна». Рабочие (пролетарские) романы. Романы о крестьянах. Романы о жизни в горах. Морские романы. Пикарескные романы

82-311.5 Романы-буффонады

82-311.6 Исторические романы. Политические романы. Военные романы

82-311.7 Романы-тезисы

82-311.8 Романы путешествий. Экзотические романы

82-311.9 Научные романы

82-312 (отсутствует в таблице)

82-312.1 Философские романы. Мировоззренческие романы. Романы о крушении иллюзий

82-312.2 Религиозные, мистические, морализаторские романы. Романы о праведной жизни

82-312.3 Деревенские романы. Романы о сельской жизни

82-312.4 Криминальные романы. Полицейские романы. Детективные романы

82-312.5 Романы-фельетоны. Романы с народным колоритом. Бульварные и порнографические романы

82-312.6 Автобиографические романы. Жизнеописания в форме романа

82-312.7 Романы в письмах. Романы-диалоги

82-312.8 Символические и каббалистические романы

82-312.9 Фантастические романы

82-313.1 Сатирические романы

82-313.2 Утопические романы. Романы-вымыслы

82-313.3 Вымышленные путешествия в форме романа

82-32 Рассказы, новеллы

82-34 Легенды. Вымышленные истории. Литературные сказки

82-341 Весёлые истории

82-342 Дидактические истории с теоретической и практической моралью

82-343 Космогонические, этические, героические, мифические легенды

82-343.4 Саги. Сказки

82-343.5 Легенды о святых. Жизнеописания святых в форме легенд. Жития святых

82-344 Чудесное и сверхъестественное. Жуткие чудеса. Чисто фантастический вымысел

82-36 Анекдоты. Историйки

82-39 Старинные романы

82-391 Старинные любовные романы. Моральные, аллегорические, комические развлекательные романы

82-392 Средневековые и старинные рыцарские романы. Романы о странствующих рыцарях. Романы о рыцарях Круглого стола. Рыцарские генеалогические книги

82-393 Романы-басни

82-394 Мифологические рассказы

82-4 Очерки, эссе

82-43 Очерки

82-5 Лекции, речи

82-51 Судебные речи. Речь защитника. Речь обвинителя.

82-52 Религиозное красноречие. Духовные речи. Проповеди

82-522 Проповеди. Католические проповеди. Протестантские проповеди. Гомилии, проповеди с истолкованием Библии

82-523 Панегирики святым

82-524 Погребальные речи. Заупокойные речи

82-53 (отсутствует в таблице)

82-531 Академические речи

82-531.1 Речи при вступлении в должность

82-531.2 Похвалы выдающимся людям

82-532 Школьные речи. Лекции. Беседы

82-532.1 Объяснения на уроках. Изложение учебного материала

82-532.2 Лекции. Учебные беседы. Развлекательные беседы

82-54 Политические речи. Парламентские речи

82-55 Военные речи. Военные обращения. Прокламации

82-56 Выступления по прочим поводам

82-561 Тосты

82-562 Официальные обращения

82-563 Поздравительные, благодарственные, оскорбительные адресы

82-57 Похвалы умершим. Эклоги

82-6 Эпистолярные произведения. Письма

82-65 Государственные, светские, монаршьи письма

82-651 Поздравительные послания

82-652 Иски

82-653 Благодарственные письма

82-654 Рекомендательные письма

82-655 Оскорбительные письма. Инвективы

82-7 Юмор и сатира в прозе

82-8 Разное

82-82 Полиграфии. Сборники

82-821 Сборники произведений одного автора (индивидуальные сборники)

82-822 Сборники произведений нескольких авторов (коллективные сборники)

82-83 Ораторские или философские диалоги. Разговоры и беседы о различных предметах. Беседы на досуге

82-84 Максимы (жизненные правила). Гномы. Апофегмы. Афоризмы. Сентенции. Пословицы. Речения. Крылатые слова. Застольные рассказы

82-845 Шутки (bons mots). Каламбуры. Эспри

82-9 Прочие литературные жанры

82-91 Народная литература. Издания для народа. Адаптация для массового читателя

82-92 Периодическая литература

82-93 Художественная литература для детей и юношества

82-94 История как литературный жанр. Исторические произведения

82-941 Религиозная история

82-95 Критика как литературный жанр. Критические статьи. Литературные обзоры

82-96 Научная и философская литература

82-97 Религиозная литература в целом

82-98 Символы. Эмблемы. Девизы. Атрибуты. Символы. Ребусы. Шарады. Анаграммы

82-99 (отсутствует в таблице)

82-991 Диссертации. Трактаты. Научная полемика

82-991.1 Литературоведческие трактаты, диссертации, полемические сочинения

82-991.2 Трактаты о нравственности

82-992 Описания путешествий

82-993 Фривольная литература

82-994 Эксцентрическая литература. Литература абсурда. Духовидческая литература

82-995 Подделки. Подражания. Анонимная литература. Произведения с затруднённой атрибуцией



Шеваха
Хранитель


Russia
618 сообщений
Послано - 05 Мая 2005 :  08:49:07  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
А вот пример еще одной классификации http://www.ofap.ru/bbk.htm#13
##1004050-L-133
Индексация
Индексация ББК призвана обеспечить практическое применение таблиц для систематической расстановки библиотечных фондов, для организации систематических каталогов и картотек и алфавитно-предметных указателей к ним. Она должна закрепить и показать порядок следования ее отделов, соподчиненность и взаимосвязь ее разделов и рубрик, индивидуальный индекс каждой рубрики; обеспечить составление комбинированных индексов; предоставить возможность включения в таблицы новых понятий; обеспечить индексам выразительность в начертании, запоминаемость, удобство произношения.

В ББК принята логическая индексация, органически связанная со структурой классификации. Такая индексация позволяет детализировать общее понятие, выделяя частные, более дробные подразделения путем присоединения к имеющимся индексам новых знаков справа, и, наоборот, позволяет при необходимости сокращать детализацию, подводя частные понятия под более общие, путем отбрасывания от индекса его конечных знаков.

База индексации ББК - смешанная (цифровая и буквенная). Кроме арабских цифр используются: точка, двоеточие, дефис, круглые скобки, косая черта. В таблицах общих и территориальных типовых делений применяются строчные и прописные буквы русского алфавита. Сочетание всех знаков базы индексации приведено в известную систему, в которой каждый знак имеет свое место, назначение и смысловую нагрузку.

Арабские цифры используются для обозначения основных классов ББК, имея в этом случае порядковое перечислительное значение ("2 Естественные науки", "3 Техника. Технические науки"); второй, третьей и последующих ступеней деления основных таблиц; территориальных типовых делений неадминистративного характера ("(4) Европа", "(9) Мировой океан. Океаны и моря") и в сочетании с буквами русского алфавита для обозначения государств, союзных республик ("(5Япо) Япония"); второй и последующих ступеней деления общих типовых делений ("я2 Справочные издания"); специальных типовых делений ("-2 Грамматика").

Прописные буквы русского алфавита служат для обозначения отдельных понятий, предметов, территорий и т.п. при алфавитном расположении материала, используются в сочетании с цифрами, имеют мнемонический характер ("(4Авс) Австрия").

Строчные буквы русского алфавита применяются для обозначения основного ряда общих типовых делений, имея в этом случае порядковое перечислительное значение ("г История науки", "я2 Справочные издания).

Точка применяется в качестве разделительного знака после первых двух цифр индекса, заменяющих прописную букву основных делений варианта ББК для научных библиотек ( за исключением отделов "4 Сельское и лесное хозяйство", "5 Здравоохранение. Медицинские науки", "9 Литература универсального содержания"), а также для лучшей обозримости и удобства произношения индекса точка далее проставляется после каждой группы цифр из трех знаков, считая слева направо (" 22.151.1 Неевклидовы геометрии", "74.900.6 Организация жизни детей в семье").

Дефис является отличительным признаком специальных типовых делений ("-4 Агротехника" - рубрика таблицы типовых делений, приведенной под индексом 42).

Круглые скобки - отличительный признак индексов территориальных типовых делений ("(5) Азия").

Двоеточие применяется при комбинировании индексов рубрик одного основного класса с индексом рубрик других основных классов ("91.9:85 Библиографические пособия по искусству").

Косая черта применяется для обозначения сдвоенного индекса ("6/8 Общественные и гуманитарные науки"). Такие рубрики не являются рабочими и за разделители с этими индексами карточки не ставятся.

Апостроф является отличительным признаком индексов типовых делений социальных систем ('6 Развитые страны).

Квадрат применяется для обозначения ссылок и отсылок.

Последовательность индексов
В ББК закреплена определенная условная последовательность рубрик в таблицах и разделителей в каталоге. Порядок расположения индексов на одной ступени деления:

индексы общих типовых делений,
индексы территориальных типовых делений,
индексы специальных типовых делений,
индексы с двоеточием,
индексы основной таблицы с буквенными обозначениями,
индексы основной таблицы с цифровыми обозначениями.
Алфавитно-предметный указатель
В алфавитно-предметном указателе рассредоточенные в таблицах характеристики объекта собираются в одном месте, что позволяет отразить все вопросы в двух разрезах: в предметном - в указателе и в систематическом - в таблицах. При этом из таблиц и указателя образуется единое, органически взаимосвязанное целое. В словнике указателя понятия, содержащиеся в таблицах, выражены в .их прямых и инверсированных формулировках. Наряду с понятиями, которые определяются одним словом или его синонимом, имеются такие, смысл которых передается несколькими словами, а иногда и целой фразой. Предметные рубрики даны в единственном или во множественном числе, в соответствии с таблицами.

В тех случаях, когда одно и то же понятие отражено в указателе синонимами, прямыми и инверсированными формулировками, для гнездовых рубрик выбирается термин, имеющий наибольшее распространение, а от остальных к нему даются отсылки. Отсылки к гнездовым рубрикам даны без указания индексов, т.к. гнездовые рубрики включают не один, а несколько относящихся к рубрике индексов.

Помимо гнездовых рубрик, указывающих конкретный индекс соответствующего предмета или отсылочных рубрик, отсылающих к другим предметным рубрикам, в указателе даны рубрики методического характера. Эти рубрики разъясняют, где искать данный предмет или вопрос. Например:
История 63.3
библиографические пособия по И. 91.9:63 и см. в подразделениях 63 методика преподавания в общеобразовательной школе 74.266.3 отдельных наук или предметов см. в соответствующих подразделениях классификации

Вопросы использования алфавитно-предметного указателя см. в предисловии к алфавитно-предметному указателю.

Методика систематизации
Систематизация произведений печати - это распределение их в зависимости от содержания и других признаков по отделам и дальнейшим подразделениям таблиц Библиотечно-библиографической классификации. Чтобы обеспечить одинаковый подход к аналогичным книгам и исключить разнобой в принятии решений, систематизация проводится на основе специально разработанных принципов, положений и правил - на основе методики систематизации, которая делится на общую и частную.

Общая методика - это совокупность положений и правил, применяющихся при систематизации литературы всех отраслей знания. Частная методика содержит правила для систематизации литературы по отдельным отраслям знания или циклам родственных наук и разрабатывается на основе принципов общей методики.

При разработке методики составители учитывали, что в массовых библиотеках систематизация книг осуществляется главным образом для организации фондов, а не только систематических каталогов и картотек.

В данном издании отдельно дается лишь общая методика систематизации. Правила частной методики включены в методические указания разделов и подразделов основных таблиц.


Хотите узнать о других классификациях - ##1004050-L-133

Что же о ключевых словах - почему бы не предоставить эту работу читателям. Пускай при оценке произведений при желании выбирают и ключевые слова. Однако выносить их на всеобщее обозрение можно только если, например, это слово или выражение выберут 5 (или 10 человек).



andros
Хранитель


Russia
959 сообщений
Послано - 05 Мая 2005 :  11:21:12  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:
Что же о ключевых словах - почему бы не предоставить эту работу читателям
Но будут ли читатели иметь желание проделать эту работу? Оно им надо?


Andrew
Мастер Слова


Russia
6638 сообщений
Послано - 05 Мая 2005 :  13:54:22  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
:-) точное значение как минимум трети специфических терминов для меня ново... ушёл искать большой толковый словарь... :-)

А если серьёзно, всё это (ББК, УДК) конечно, хорошо, вот только насколько это применимо к нашей библиотеке? К фантастике в целом? ведь основная проблема приведённого вами в том, что сама фантастика рассмотрена недостаточно подробно...
Да, есть конечно эпос, сказки, мистика, стихотворные произведения, но... с точки зрения обыкновенного читателя две трети произведений нашей библиотеки всё равно придётся записать в "Фантастические романы"... :-(

Если придумаете, как расширить понятие фантастики в этой классификации... это будет очень здорово!

Кстати, среди нас ведь и ещё есть, кажется, профессиональные библиотекари! ANN, osa, так что же вы обо всём этом думаете?

С уважением, Andrew.

Отредактировано - Andrew on 06 May 2005 01:34:25

Andrew
Мастер Слова


Russia
6638 сообщений
Послано - 05 Мая 2005 :  14:05:08  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
И вообще, с ключевыми словами на нашем уровне развития библиотеки - серьёзная загвоздка... при 15 библиотекарях... Дело в том, что чаще всего вновь добавляемая книга никем не прочитана, а следовательно... жанр часто определить затруднительно...

Вопрос расстановки жанров пользователями уже обсуждался - но временно был отклонён в связи с тем, что не существует критерия доброкачественности действий пользователя в этой самой расстановке жанров - кроме приверженности Архивам и внимательного отношения к делу...

С уважением, Andrew.

ANN
Хранитель традиций


Belarus
5254 сообщений
Послано - 05 Мая 2005 :  16:18:35  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Ну-с приступим!

Шеваха.

Цитата:
В библиотечном деле существуют два способа классификации книг (см. любой современный электронный каталог) -
1) по систематике (жанрам)
2) по ключевым словам, взятым из созданного словаря.


Хотелось бы, побольше профессионализма. Классифицируют книги по таблицам (УДК, ББК, и прочая). Предложенный вариант – это предметизация. Но это мелочи, это так.
Дальше. Можно было покопаться в форуме и найти тему, где выставлены адреса этих самых таблиц в интернете и не переносить сюда, не нужную здесь, информацию. К чему на форуме фантастики эта лекция полностью понятная только специалисту?

https://www.kubikus.ru/forum/topic.asp?TOPIC_ID=2014&FORUM_ID=20&CAT_ID=7&Topic_Title=%CA%ED%E8%E3%EE%EB%FE%E1&Forum_Title=%CC%FB%F1%EB%E8+%E2%F1%EB%F3%F5

Еще. В нашей библиотеке, областного масштаба, ставятся следующие ключевые слова на ХЛ: фантастика, страна, век. И все. Проработать каждую книгу (фантастику) на выявление ее особенностей под силу не всякому понимающему и прочитавшему ее. Этот процесс носить уж сильный субъективный оттенок и не может применяться в серьезной библиотеке. Это не техническая литература, где все четко и определено. Фантастика – это образное мышление, а у каждого индивидуума оно свое.

Я думаю вполне достаточно того, что у нас уже имеется. Тем более что поиск осуществляется как по жарам (очень подробный), так и по алфавиту.

А вообще я не понял к чему этот разговор. Если бы не Белый, сюда бы и не заглянул. Одно хорошо, наконец-то посмотрел как работает Архивная библиотека ))))))).

Еще. По моему мнению, чем больше разбивка, тем сложнее поиск. Далеко не все и не всегда могут точно определить жанр, если рубрик много. Что существенно осложняет поиск.


Николай
путник чужих дорог

Tim
Мастер Слова



1268 сообщений
Послано - 05 Мая 2005 :  18:41:53  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Tim  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Ключевые слова - это хорошо! Хотя и субъективно и неполно. Однако я был бы целиком за, если бы при писании отзыва, внесении книги в читательский профиль и других подобных действиях каждый читатель мог бы дополнить поле "ключевые слова" теми, которые ему покажутся подходящими. То есть сделать это поле своеобразным накопителем.

Это не очень трудно? Но может быть полезно: например, так легко искать книги сериала (по ключевому слову - имени ГГ) или происходящие в том же мире, но написанные другим автором (по ключевому слову - названию мира, расы, страны) или даже определенного жанра (ключевое слово - "юмор", "эротика" и т.п.). Если кому-то покажется, что это "юмор", а другой дополнит "пародия", то это еще лучше.


Француз
Хранитель


Russia
497 сообщений
Послано - 17 Дек 2005 :  01:13:57  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Француз  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Предлагаю жанр "Техномагия"
***
Andrew
Идея очень интересная. Я считаю каждое произведение должно числиться в нескольких жанрах, которые охватывает. А с групировкой по жанрам думаю есть некоторые проблемы. Нужно придумать такую систему присвоения жанров, чтобы удовлетворила всех. Например я кагда-то предлогал оценивать каждое произведение по множеству оценок, так вот, можно предложить каждому оценщику выбрать из списка жанры под которые по его мнению попадает произведение. И если какая-то книга причислилась оценщиками к множеству жанров, то книга будет позиционироваться только в тех жанрах, в которых её отметило не меньше 40% оценщиков. Причём само присвоение жанра оценщаками должно быть максимально упращенно!
Только всё это по моему сложно програмно реализовать.
А идея очень хороша!

Когда-то был Francuzом...
За это и замочили...

Admin
Администратор
yorg
Хранитель


Ukraine
397 сообщений
Послано - 17 Дек 2005 :  02:14:05  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу yorg Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Идея отличная. Вот только, если я правильно понял, в библиотеке около 8000 книг. Кто-нибудь реально представляет, какой это объем работы - привести все это в желаемый вид?
Вопрос не праздный - сам занимаюсь на своем сайте пусть и не совсем такой работой, но схожей по трудоемкости. Мрак!


Француз
Хранитель


Russia
497 сообщений
Послано - 17 Дек 2005 :  02:26:59  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Француз  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
yorg
Цитата:
Идея отличная. Вот только, если я правильно понял, в библиотеке около 8000 книг. Кто-нибудь реально представляет, какой это объем работы - привести все это в желаемый вид?
Вопрос не праздный - сам занимаюсь на своем сайте пусть и не совсем такой работой, но схожей по трудоемкости. Мрак!

Я как раз и предложил, чтобы каждый присвоил жанры книгам которые прочёл. А машина обработав выдала бы результат.

Когда-то был Francuzом...
За это и замочили...

Andrew
Мастер Слова


Russia
6638 сообщений
Послано - 17 Дек 2005 :  20:48:28  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Француз, я помню то твоё предложение - и знаю, что мы близки :-)

Мало того - где-то с полгода назад я предлагал Диме именно этот вариант распределения по жанрам - с выбором пользователей из профиля - и определённым процентом, по которому книга должна причисляться к определённому жанру.
Я, правда, предлагал ещё и механизм отсева неверно проставленных жанров - для отмены тех жанров, что присвоены книгам ошибочно.
(т.е. можно голосовать как за жанр - так и против)
Общий итог - вполне возможно, что мы такую систему введём. Но не сейчас. В будущем.

yorg, ага, но делать что-то всё равно надо. Для того я эту тему и завёл. Ибо если жанры не будут расставлять читатели - их никто не будет расставлять...

А пока я собираю описания жанров. :-)
Француз, сможешь описать техномагию так, чтобы каждому стало понятно - что это такое?

С уважением, Andrew.

Отредактировано - Andrew on 17 Dec 2005 20:53:20

Француз
Хранитель


Russia
497 сообщений
Послано - 17 Дек 2005 :  21:09:19  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Француз  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Техномагия... вроде всё понятно из названия. :)
Но для тех кто не умеет читать:
Техно магия это когда присутствует магия (расписаная как наука, в которой нужно зубрить правила, законы, приёмы) и высокоразвитая техника. Т. е., когда техника противоборствует с магией или органично сочитается...
К чистой техномагии я отношу трилогию про факира Фаллера Сергея Щеглова.

Andrew

Цитата:
Мало того - где-то с полгода назад я предлагал Диме именно этот вариант распределения по жанрам - с выбором пользователей из профиля - и определённым процентом, по которому книга должна причисляться к определённому жанру.

Я думаю книга должна относится одновременно к нескольким жанрам. Т. е. в фантастики жанры переплились так, что проникают один в другой. Книга может относиться сразу к нескольким жанрам. По этому по каждой книге стоит выводить список к жанрам (стандарты которых она поддерживат ) к которым она относится.

Когда-то был Francuzом...
За это и замочили...

   
Перейти к:

Ответить на тему "Жанры фантастики: практический аспект"

Экран:   
Логин:  
Пароль:  
Авторизовать на форуме:  
Форматирование:   Жирный Курсив Подчеркнуть Зачеркнуть Вставить кавычки Выравнивание по левому краю Центрировать Выравнивание по правому краю Горизонтальная линия Вставить ссылку Вставить E-mail Вставить картинку Вставить цитату Спойлер Вставить список
   
Сообщение:  
* HTML разрешен
* Внутренний язык включен


радость [:)]
радость!!! [:D]
стыд [:I]
язык [:P]
злость [}:)]
подмигивание [;)]
шутка [:o)]
черный глаз [B)]
грусть [:(]
скромность [8)]
шок [:O]
гнев [:(!]
смерть [xx(]
поцелуй [:X]
одобрение [^]
несогласие [V]

  Отметьте для добавления собственной подписи из вашего профайла.
Отметьте для получения ответов по e-mail.
     

Последние 10 сообщений | Активные форумы | Тематические разделы | Хранители | Инквизиторы | Поиск | Вопросы и ответы
© Wilmark Design Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Snitz Forums 2001
Русификация: Wilmark Design