Перейти на главную страницу форума
Логин:
Пароль:
Запомнить  
Забыли пароль?
Регистрация »
 
Апокалипсис вообще и в британской фантастике особо

Апокалипсис вообще и в британской фантастике особо

   Версия для печати
 
Автор Предыдущая тема Темы Следующая тема  
Бывший
Хранитель



367 сообщений
Послано - 28 Апр 2005 :  11:45:43  Показать инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Ответить с цитатой
Почитал форум про Артура Кларка. Зацепила фраза Spriggan
Цитата:
Тем, кто читал Кларка, становится понятно, что у него есть почти страсть к описыванию различных вариантов конца света

А обращали ли вы внимание, что страсть к описанию апокалипсисов вообще характерна для английской фантастики?
1. Артур Кларк - "Конец света".
2. Джеймс Баллард - целый цикл романов, в т. ч. "Затонувший мир".
3. Брайан Олдисс - Теплица (он же Долгий полдень на Земле, он же Долгие сумерки Земли), да и Геликония его сотрясается постоянными апокалипсисами.
4. Джон Уиндем - День Триффидов
5. Кристофер Прист - Опрокинутый мир
6. Дуглас Адамс - Автостопом по галактике начинается с уничтожения Земли
7. Джон Кристофер - Смерть травы и Долгая зима
Это навскидку.
Интересно есть ли здесь какая то закономерность? Объяснение такой любви англичан к этой теме? Зачем вообще пишут такие вещи?
Если кому-то интересно, хотелось бы услышать мнение. И мнение о конце света в фантастике вообще. Какие наиболее сильные вещи по этой теме вы читали?

Renegade
Мастер Слова


Russia
1043 сообщений
Послано - 28 Апр 2005 :  12:34:19  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Renegade Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
У меня два предположения:
№1: Англия - островок маленький, убежать некуда. Если шарахнет - тк уж наверняка (хотя в "Счастливчике" рванула ведь станция - и ничего, у МакДауэлла даже костюмчик уцелел).
а №2 - это специфическое английское чувство юмора. В сущности, конец света - это, наверное, очень смешно. Во всяком случае, у Адамса это так - кстати, у него этим не только все начинается, но и кончается.


andros
Хранитель


Russia
959 сообщений
Послано - 28 Апр 2005 :  12:42:17  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Еще одно предположение: погоды на ентом самом Альбиёне стоят дюже противные – дожди да туманы. По сравнению с такими серыми беспросветными буднями любой апокалипсис во благо покажется.


Афина
Магистр


Ukraine
220 сообщений
Послано - 28 Апр 2005 :  14:02:28  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
А может быть у англичан обилие произведений об апокалипсисе объясняется простой и обыденной скукой. Ведь у них такие пуританские нормы и правила поведения, а таким образом(читая и сочиняя подобное) они просто развлекаются


Mat
Мастер Слова



12213 сообщений
Послано - 28 Апр 2005 :  20:20:23  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Mat Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Британцы пережили распад империи, просуществовавшей века. Очень достойно, кстати сказать, пережили - но кто сегодня всерьёз назовёт Британию сверхдержавой? А ведь после поражения Испании, Британия веками считала себя единственной владычицей морей...

По-моему, в их литературе апокалипсис - столь же закономерное явление, как и на постсоветском пространстве.

Mat, if you don't mind

AMM
Мастер Слова


Russia
1526 сообщений
Послано - 29 Апр 2005 :  02:59:15  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Церковь часто посещают, наслушаются там "Откровений Иоанна-Богослова". Да и коммерчески более оправдан сюжет про апокалипсис, я думаю.


Бывший
Хранитель



367 сообщений
Послано - 29 Апр 2005 :  07:38:56  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
А если отвлечься от британцев и посмотреть на конец света как жанр НФ. Можно ли его рассматривать именно как отдельный жанр? Как Вы к нему относитесь? Что из произведений на эту тему Вам особенно запомнилось?
Мой топ 5:
1. Мягкая посадка А. Громова
2. Конец света А. Кларка
3. Ферма и стужа Ф. Пола
4. рассказы и повести В. Рыбакова (Первый день спасения, Носитель культуры, Доверие, Зима)
5. День триффидов Д. Уиндема
И еще, пожалуй, Геноцид Т. Диша. Хотя уж очень он безнадежен.


EI
ХГ-2004, АХГ-2008


Россия
2250 сообщений
Послано - 29 Апр 2005 :  14:44:58  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Тема-копилка по обсуждаемому предмету: Апокалипсисы

simplemente para llamar su atención

Andrew
Мастер Слова


Russia
6638 сообщений
Послано - 30 Апр 2005 :  22:18:58  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Хороший, кстати, жанр...

Есть такой писатель - Ким Стенли Робинсон. Известен стал по написании своей "Калифорнийской трилогии" - трёх романов о трёх различных вариантах будущего, объединённых общим местом действия... Традиционно критики их выстраивают в триаду утопия-дистопия-антиутопия (или как там ещё...) но лично мне все эти романы кажутся апокалипсисами... только разного уровня... физическим разрушением, моральным разрушением, культурным разрушением... целой планеты, за раз... не зря Ким Робинсон у нас так непопулярен... :-)

С уважением, Andrew.

Бывший
Хранитель



367 сообщений
Послано - 03 Мая 2005 :  07:25:46  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Честно говоря, не совсем согласен с Вашей оценкой К. С. Робинсона.
"Дикий берег" - типичный посткатастрафический мир, разрушенные Штаты и все такое. Однако описанный в романе мир явно оценивается автором позитивно. Это мир, в котором хочется жить. Он в глазах автора правдивее и лучше, чем наша реальность, о чем, кстати, говорит старик, сквозной персонаж всех трех романов.
Следующий роман ("Золотое побережье"), высокотехнологичный, действительно можно отнести к категории романов о моральном разрушении общества, хотя привязка этой темы к апокалипсису не совсем корректна.
Но о каком культурном разрушении может идти речь в утопическом "На последнем берегу"? Гармоничный мир, жители которого борются за сохранение рощи на холме, которая хоть и не является ценной в экологическом смысле, однако просто очень дорога многим как память. Если не ошибаюсь они ее отвоевали. Нам бы такие проблемы! Где же тут апокалипсис? Даже в метафизическом смысле?


Х. Иванов
Мастер Слова


Russia
1456 сообщений
Послано - 03 Мая 2005 :  11:14:51  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Х. Иванов Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Вопрос очень интересный, - с англичанами явно что-то не так. И Хаксли, и Оруэлл у них. А вот почему?..

Муки совести переносимы.

Andrew
Мастер Слова


Russia
6638 сообщений
Послано - 03 Мая 2005 :  22:03:04  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Бывший

Придётся, видимо, тему отдельную открывать...

Цитата:
"Дикий берег" - типичный посткатастрафический мир, разрушенные Штаты и все такое. Однако описанный в романе мир явно оценивается автором позитивно. Это мир, в котором хочется жить
Угу. Так же позитивно, как и мир Почтальона у Девида Брина... Знаете, честно, мне там жить не хочется... :-)
Насчёт "Золотого побережья" - согласен. А вот про "У кромки океана"...
Да, действительно, дело в роще... Вот только... герои того же Ефремова в своих поступках были куда убедительней и логичней - а перед нами действуют персонажи, полностью лишенные искры, заряда деятельности... Не знаю как вам, а мне эта книга больше всего напомнила описание мерионеток... Заложников своей культуры, своего строя - из которого вырваться ну никак невозможно... Посему я и написал о культурном апокалипсисе... Вроде всё есть - но в то же время чего-то в героях нет. Жизни нет...
И если честно, третья книга подействовала на меня куда более удручающе, чем первые две вместе...


Сорри за оффтоп. Меня спросили - я ответил... ;-)

С уважением, Andrew.

Бывший
Хранитель



367 сообщений
Послано - 04 Мая 2005 :  07:10:19  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:
перед нами действуют персонажи, полностью лишенные искры, заряда деятельности... Не знаю как вам, а мне эта книга больше всего напомнила описание мерионеток
Мне кажется это скорее камень в огород К. С. Робинсона как писателя. Хотя в жанре утопии вообще труднее написать живых людей. И у американцев здесь практически нет опыта.


Xlad
Мастер Слова


Russia
1332 сообщений
Послано - 30 Марта 2006 :  17:16:56  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Xlad  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Так Панов в "Анклавах" и сформулировал, при каких условиях может сформироваться мир киберпанка: когда национальные государства по каким-либо причинам резко ослабнут.
Кстати, это мне кажется ,или действительно так: описывая апокалипсис, русские авторы чаще обьясняют его причины?


gousaroff
Мастер Слова


Netherlands
1132 сообщений
Послано - 30 Марта 2006 :  18:36:43  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу gousaroff  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
К сожалению, за русских авторов сказать ничего не могу, я их просто не читаю.
А вот по-поводу апокалипсиса в фантастике у меня сложилось такое мнение. В 50-70 гг. шла "холодная война", поэтому фантасты, описывая "Судный день" опирались на понятия "ядерной войны", "внезапной экологической катастрофы", "нападения пришельцев". Вместе с окончанием "холодной войны" появился "киберпанк" (просто обычное совпадение), и многие фантасты, описывая глобальные "кранты" повернулись в сторону Апокалипсиса, который приходит не в одно мгновение, а на протяжении годов, десятков лет ("вода камень точит"), поэтому постапокалипсис и выглядит у них не как выженная радиоактивная равнина, а как запущенные города-государства (следствие войн корпораций, издыхающих государств, террористов), и, само собой, постапокалипсис у этих фантастов означает примат мира виртуального над миром реальным (следствие развития информационных технологий).
Кстати, второй вид "вялотекущего Апокалипсиса" представляется мне вполне реальным (наверное, потому что живу в это время:))).


Xlad
Мастер Слова


Russia
1332 сообщений
Послано - 11 Апр 2006 :  20:00:14  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Xlad  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
(задумчиво)
Интересно, это моё имхо, или в западных произведениях об апокалипсисе больше, чем в отечественных, порнографической составляющей?

Империя зла, империя очень зла!

Xlad
Мастер Слова


Russia
1332 сообщений
Послано - 20 Дек 2006 :  19:50:43  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Xlad  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Нашёл интересную статью об апокалипсисах:

http://zhurnal.lib.ru/b//beskarawajnyj_stanislaw_sergeewich/bdopolitkorr.shtml


Горячая кровь - к восходу, холодная - на закат,
Мороз обращает воду в хрусталь дворцовых палат.
Холодная кровь - к закату, горячая - на восход,
Панцири крепче стали куются из темных вод.

chashaosa
Магистр


Russia
134 сообщений
Послано - 07 Янв 2007 :  16:31:50  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу chashaosa Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Библиотека, где собрано около 360 книг на тему постапокалипсиса. ( Старый список в меню) - новый список , с подробными описаниями и голосованием доделывается 07,01,2007

http://postnuclear.lasvik.ru/lib/index.php?sort=name


SiRoga
Магистр


Russia
238 сообщений
Послано - 07 Янв 2007 :  23:39:48  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Думаю, что в процентном отношении к остальным жанрам фантастики в Британии действительно апокалипсисов больше, чем где бы то ни было. СНГ отстает несильно. А основную причину, думается верно уловил Mat: пережитый катаклизм (мини-апокалипсис) - крушение богатой великой Британской империи с мощнейшим флотом и сильной армией. Это в менталитете всерьез и надолго...

______________________________
И хамство выдавал за точку зренья

Отредактировано - SiRoga on 09 Jan 2007 23:03:38

Костик
Инквизитор


Россия
17144 сообщений
Послано - 08 Янв 2007 :  00:30:15  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Я полагаю, что gousaroff был ближе к догадке. Последствия Холодной Войны. Страх перед ядерным апокалипсисом. По моему волна "концов света" пошла с 60-х годов, в разгар кризиса. Тема оказалась востребованной у читателя, масштабной и красочной, как надежда выжить, интерес к ней не утихает до сих пор, хотя страха и напряженности в этом направлении стало меньше, причины краха цивилизации меняются.



Admin
Администратор
Чужой
Магистр



106 сообщений
Послано - 08 Янв 2007 :  05:16:57  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Поправочка. У Кларка нет произведения "Конец света". Есть только "Конец детства". И апокалипсис там весьма и весьма специфичный.
suhai
Мастер Слова



2732 сообщений
Послано - 08 Янв 2007 :  11:26:56  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Есть еще "Война миров" Уэллса, тоже вполне апокалипсис.


Terminator
Мастер Слова



3789 сообщений
Послано - 08 Янв 2007 :  17:25:44  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу Terminator Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:
Есть еще "Война миров" Уэллса, тоже вполне апокалипсис.

Не только. Еще - "Машина времени" и "Человек, который умел творить чудеса".


Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить.

SiRoga
Магистр


Russia
238 сообщений
Послано - 08 Янв 2007 :  23:56:35  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:

Я полагаю, что gousaroff был ближе к догадке. Последствия Холодной Войны. Страх перед ядерным апокалипсисом. П


Как объяснение возникновения жанра - да, несомненно. Как объяснение его популярности в Англии - нет 3 раза (и какой бомбы опасался упомянутый suhai Уэллс?)

______________________________
И хамство выдавал за точку зренья

Отредактировано - SiRoga on 09 Jan 2007 00:00:35

Бывший
Хранитель



367 сообщений
Послано - 09 Янв 2007 :  07:37:18  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
На Новый год ознакомился с очередным порождением английской апокалиптической традиции. Правда теперь это фильм - "Дитя человеческое". Согласен практически со всеми приведенными выше рациональными объяснениями этого феномена. Но все больше склоняюсь к мысли, что ни одно из этих объяснений недостаточно. Тут явно какие-то моменты из глубин национального подсознания.


Костик
Инквизитор


Россия
17144 сообщений
Послано - 09 Янв 2007 :  18:45:37  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Цитата:
Как объяснение возникновения жанра - да, несомненно. Как объяснение его популярности в Англии - нет 3 раза (и какой бомбы опасался упомянутый suhai Уэллс?)

Вы пост до половины читаете ? Там продолжение было:

Тема оказалась востребованной у читателя, масштабной и красочной, как надежда выжить, интерес к ней не утихает до сих пор, хотя страха и напряженности в этом направлении стало меньше, причины краха цивилизации меняются.


SiRoga
Магистр


Russia
238 сообщений
Послано - 09 Янв 2007 :  23:08:20  Посмотреть инфо об авторе  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
2костик:
Да, было продолжение. Просто я отвечал на несколько другой вопрос и должно быть его нечетко сформулировал, поэтому мы говорили о разном. Я пытался ответить на вопрос "Почему в Британской фантастике популярна тема катастроф?". Если бы это был вопрос "Как и почему в литературе возникали и возникают апокалиптические темы?", то Вы ответили на него достаточно полно. Спасибо.

______________________________
И хамство выдавал за точку зренья

Костик
Инквизитор


Россия
17144 сообщений
Послано - 10 Янв 2007 :  23:35:30  Посмотреть инфо об авторе Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
На вопрос
Цитата:
"Почему в Британской фантастике популярна тема катастроф?"

Ответ конечно не развернут, но мысль указана :
Тема оказалась востребованной у читателя, хотя
причины краха цивилизации меняются
Т.е., на лицо дело случая(скверного, но все же), что эта тема психологически оказалась востребована читателями и не только англоязычными, как и тема переноса из нашего мира в другой().И на две эти темы написано наибольшее кол-во Ф. романов и повестей(имхо конечно). Хотя опять же, как мне кажется, большинство произведений-катастроф было написано в годы холодной войны, пусть даже и не всегда приводилась в качестве причины ядерная катастрофа(война). В любом деле разнообразие приветствуется.



   
Перейти к:

Ответить на тему "Апокалипсис вообще и в британской фантастике особо"

Экран:   
Логин:  
Пароль:  
Авторизовать на форуме:  
Форматирование:   Жирный Курсив Подчеркнуть Зачеркнуть Вставить кавычки Выравнивание по левому краю Центрировать Выравнивание по правому краю Горизонтальная линия Вставить ссылку Вставить E-mail Вставить картинку Вставить цитату Спойлер Вставить список
   
Сообщение:  
* HTML разрешен
* Внутренний язык включен


радость [:)]
радость!!! [:D]
стыд [:I]
язык [:P]
злость [}:)]
подмигивание [;)]
шутка [:o)]
черный глаз [B)]
грусть [:(]
скромность [8)]
шок [:O]
гнев [:(!]
смерть [xx(]
поцелуй [:X]
одобрение [^]
несогласие [V]

  Отметьте для добавления собственной подписи из вашего профайла.
Отметьте для получения ответов по e-mail.
     

Последние 10 сообщений | Активные форумы | Тематические разделы | Хранители | Инквизиторы | Поиск | Вопросы и ответы
© Wilmark Design Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Snitz Forums 2001
Русификация: Wilmark Design