Цитата:Тем, кто читал Кларка, становится понятно, что у него есть почти страсть к описыванию различных вариантов конца света
А обращали ли вы внимание, что страсть к описанию апокалипсисов вообще характерна для английской фантастики? 1. Артур Кларк - "Конец света". 2. Джеймс Баллард - целый цикл романов, в т. ч. "Затонувший мир". 3. Брайан Олдисс - Теплица (он же Долгий полдень на Земле, он же Долгие сумерки Земли), да и Геликония его сотрясается постоянными апокалипсисами. 4. Джон Уиндем - День Триффидов 5. Кристофер Прист - Опрокинутый мир 6. Дуглас Адамс - Автостопом по галактике начинается с уничтожения Земли 7. Джон Кристофер - Смерть травы и Долгая зима Это навскидку. Интересно есть ли здесь какая то закономерность? Объяснение такой любви англичан к этой теме? Зачем вообще пишут такие вещи? Если кому-то интересно, хотелось бы услышать мнение. И мнение о конце света в фантастике вообще. Какие наиболее сильные вещи по этой теме вы читали?
Послано - 28 Апр 2005 : 12:34:19
У меня два предположения: №1: Англия - островок маленький, убежать некуда. Если шарахнет - тк уж наверняка (хотя в "Счастливчике" рванула ведь станция - и ничего, у МакДауэлла даже костюмчик уцелел). а №2 - это специфическое английское чувство юмора. В сущности, конец света - это, наверное, очень смешно. Во всяком случае, у Адамса это так - кстати, у него этим не только все начинается, но и кончается.
Послано - 28 Апр 2005 : 12:42:17
Еще одно предположение: погоды на ентом самом Альбиёне стоят дюже противные – дожди да туманы. По сравнению с такими серыми беспросветными буднями любой апокалипсис во благо покажется.
Послано - 28 Апр 2005 : 14:02:28
А может быть у англичан обилие произведений об апокалипсисе объясняется простой и обыденной скукой. Ведь у них такие пуританские нормы и правила поведения, а таким образом(читая и сочиняя подобное) они просто развлекаются
Послано - 28 Апр 2005 : 20:20:23
Британцы пережили распад империи, просуществовавшей века. Очень достойно, кстати сказать, пережили - но кто сегодня всерьёз назовёт Британию сверхдержавой? А ведь после поражения Испании, Британия веками считала себя единственной владычицей морей...
По-моему, в их литературе апокалипсис - столь же закономерное явление, как и на постсоветском пространстве.
Послано - 29 Апр 2005 : 02:59:15
Церковь часто посещают, наслушаются там "Откровений Иоанна-Богослова". Да и коммерчески более оправдан сюжет про апокалипсис, я думаю.
Послано - 29 Апр 2005 : 07:38:56
А если отвлечься от британцев и посмотреть на конец света как жанр НФ. Можно ли его рассматривать именно как отдельный жанр? Как Вы к нему относитесь? Что из произведений на эту тему Вам особенно запомнилось? Мой топ 5: 1. Мягкая посадка А. Громова 2. Конец света А. Кларка 3. Ферма и стужа Ф. Пола 4. рассказы и повести В. Рыбакова (Первый день спасения, Носитель культуры, Доверие, Зима) 5. День триффидов Д. Уиндема И еще, пожалуй, Геноцид Т. Диша. Хотя уж очень он безнадежен.
Есть такой писатель - Ким Стенли Робинсон. Известен стал по написании своей "Калифорнийской трилогии" - трёх романов о трёх различных вариантах будущего, объединённых общим местом действия... Традиционно критики их выстраивают в триаду утопия-дистопия-антиутопия (или как там ещё...) но лично мне все эти романы кажутся апокалипсисами... только разного уровня... физическим разрушением, моральным разрушением, культурным разрушением... целой планеты, за раз... не зря Ким Робинсон у нас так непопулярен... :-)
Послано - 03 Мая 2005 : 07:25:46
Честно говоря, не совсем согласен с Вашей оценкой К. С. Робинсона. "Дикий берег" - типичный посткатастрафический мир, разрушенные Штаты и все такое. Однако описанный в романе мир явно оценивается автором позитивно. Это мир, в котором хочется жить. Он в глазах автора правдивее и лучше, чем наша реальность, о чем, кстати, говорит старик, сквозной персонаж всех трех романов. Следующий роман ("Золотое побережье"), высокотехнологичный, действительно можно отнести к категории романов о моральном разрушении общества, хотя привязка этой темы к апокалипсису не совсем корректна. Но о каком культурном разрушении может идти речь в утопическом "На последнем берегу"? Гармоничный мир, жители которого борются за сохранение рощи на холме, которая хоть и не является ценной в экологическом смысле, однако просто очень дорога многим как память. Если не ошибаюсь они ее отвоевали. Нам бы такие проблемы! Где же тут апокалипсис? Даже в метафизическом смысле?
Цитата:"Дикий берег" - типичный посткатастрафический мир, разрушенные Штаты и все такое. Однако описанный в романе мир явно оценивается автором позитивно. Это мир, в котором хочется жить
Угу. Так же позитивно, как и мир Почтальона у Девида Брина... Знаете, честно, мне там жить не хочется... :-) Насчёт "Золотого побережья" - согласен. А вот про "У кромки океана"... Да, действительно, дело в роще... Вот только... герои того же Ефремова в своих поступках были куда убедительней и логичней - а перед нами действуют персонажи, полностью лишенные искры, заряда деятельности... Не знаю как вам, а мне эта книга больше всего напомнила описание мерионеток... Заложников своей культуры, своего строя - из которого вырваться ну никак невозможно... Посему я и написал о культурном апокалипсисе... Вроде всё есть - но в то же время чего-то в героях нет. Жизни нет... И если честно, третья книга подействовала на меня куда более удручающе, чем первые две вместе...
Цитата:перед нами действуют персонажи, полностью лишенные искры, заряда деятельности... Не знаю как вам, а мне эта книга больше всего напомнила описание мерионеток
Мне кажется это скорее камень в огород К. С. Робинсона как писателя. Хотя в жанре утопии вообще труднее написать живых людей. И у американцев здесь практически нет опыта.
Послано - 30 Марта 2006 : 17:16:56
Так Панов в "Анклавах" и сформулировал, при каких условиях может сформироваться мир киберпанка: когда национальные государства по каким-либо причинам резко ослабнут. Кстати, это мне кажется ,или действительно так: описывая апокалипсис, русские авторы чаще обьясняют его причины?
Послано - 30 Марта 2006 : 18:36:43
К сожалению, за русских авторов сказать ничего не могу, я их просто не читаю. А вот по-поводу апокалипсиса в фантастике у меня сложилось такое мнение. В 50-70 гг. шла "холодная война", поэтому фантасты, описывая "Судный день" опирались на понятия "ядерной войны", "внезапной экологической катастрофы", "нападения пришельцев". Вместе с окончанием "холодной войны" появился "киберпанк" (просто обычное совпадение), и многие фантасты, описывая глобальные "кранты" повернулись в сторону Апокалипсиса, который приходит не в одно мгновение, а на протяжении годов, десятков лет ("вода камень точит"), поэтому постапокалипсис и выглядит у них не как выженная радиоактивная равнина, а как запущенные города-государства (следствие войн корпораций, издыхающих государств, террористов), и, само собой, постапокалипсис у этих фантастов означает примат мира виртуального над миром реальным (следствие развития информационных технологий). Кстати, второй вид "вялотекущего Апокалипсиса" представляется мне вполне реальным (наверное, потому что живу в это время:))).
Послано - 11 Апр 2006 : 20:00:14
(задумчиво) Интересно, это моё имхо, или в западных произведениях об апокалипсисе больше, чем в отечественных, порнографической составляющей?
Горячая кровь - к восходу, холодная - на закат, Мороз обращает воду в хрусталь дворцовых палат. Холодная кровь - к закату, горячая - на восход, Панцири крепче стали куются из темных вод.
Послано - 07 Янв 2007 : 16:31:50
Библиотека, где собрано около 360 книг на тему постапокалипсиса. ( Старый список в меню) - новый список , с подробными описаниями и голосованием доделывается 07,01,2007
Послано - 07 Янв 2007 : 23:39:48
Думаю, что в процентном отношении к остальным жанрам фантастики в Британии действительно апокалипсисов больше, чем где бы то ни было. СНГ отстает несильно. А основную причину, думается верно уловил Mat: пережитый катаклизм (мини-апокалипсис) - крушение богатой великой Британской империи с мощнейшим флотом и сильной армией. Это в менталитете всерьез и надолго...
______________________________ И хамство выдавал за точку зренья
Послано - 08 Янв 2007 : 00:30:15
Я полагаю, что gousaroff был ближе к догадке. Последствия Холодной Войны. Страх перед ядерным апокалипсисом. По моему волна "концов света" пошла с 60-х годов, в разгар кризиса. Тема оказалась востребованной у читателя, масштабной и красочной, как надежда выжить, интерес к ней не утихает до сих пор, хотя страха и напряженности в этом направлении стало меньше, причины краха цивилизации меняются.
Послано - 08 Янв 2007 : 05:16:57
Поправочка. У Кларка нет произведения "Конец света". Есть только "Конец детства". И апокалипсис там весьма и весьма специфичный.
Цитата: Я полагаю, что gousaroff был ближе к догадке. Последствия Холодной Войны. Страх перед ядерным апокалипсисом. П
Как объяснение возникновения жанра - да, несомненно. Как объяснение его популярности в Англии - нет 3 раза (и какой бомбы опасался упомянутый suhai Уэллс?)
______________________________ И хамство выдавал за точку зренья
Послано - 09 Янв 2007 : 07:37:18
На Новый год ознакомился с очередным порождением английской апокалиптической традиции. Правда теперь это фильм - "Дитя человеческое". Согласен практически со всеми приведенными выше рациональными объяснениями этого феномена. Но все больше склоняюсь к мысли, что ни одно из этих объяснений недостаточно. Тут явно какие-то моменты из глубин национального подсознания.
Цитата: Как объяснение возникновения жанра - да, несомненно. Как объяснение его популярности в Англии - нет 3 раза (и какой бомбы опасался упомянутый suhai Уэллс?)
Вы пост до половины читаете ? Там продолжение было:
Тема оказалась востребованной у читателя, масштабной и красочной, как надежда выжить, интерес к ней не утихает до сих пор, хотя страха и напряженности в этом направлении стало меньше, причины краха цивилизации меняются.
Послано - 09 Янв 2007 : 23:08:20
2костик: Да, было продолжение. Просто я отвечал на несколько другой вопрос и должно быть его нечетко сформулировал, поэтому мы говорили о разном. Я пытался ответить на вопрос "Почему в Британской фантастике популярна тема катастроф?". Если бы это был вопрос "Как и почему в литературе возникали и возникают апокалиптические темы?", то Вы ответили на него достаточно полно. Спасибо.
______________________________ И хамство выдавал за точку зренья
Цитата: "Почему в Британской фантастике популярна тема катастроф?"
Ответ конечно не развернут, но мысль указана : Тема оказалась востребованной у читателя, хотя причины краха цивилизации меняются Т.е., на лицо дело случая(скверного, но все же), что эта тема психологически оказалась востребована читателями и не только англоязычными, как и тема переноса из нашего мира в другой().И на две эти темы написано наибольшее кол-во Ф. романов и повестей(имхо конечно). Хотя опять же, как мне кажется, большинство произведений-катастроф было написано в годы холодной войны, пусть даже и не всегда приводилась в качестве причины ядерная катастрофа(война). В любом деле разнообразие приветствуется.
Ответить на тему "Апокалипсис вообще и в британской фантастике особо"